|глудпоирог Онлайн-доступ к журналу: http://journal.iro38.ru
УДК 378.14
Теоретические аспекты подготовки студентов педагогического вуза к культурно-просветительской деятельности
Л. А. Бабицкая
Иркутский государственный университет, г. Иркутск
Аннотация.
Ключевые слова:
В статье рассматриваются актуальность и теоретические основы роли и специфики свободного времени в становлении личности; обосновываются возможность развития определённых компетенций в области культурно-просветительской деятельности у студентов в образовательном процессе вуза и условия, способствующие успешной реализации данного процесса.
досуг, свободное время, досуговая педагогика, культурно-просветительская деятельность, досуговедение, становление личности, компетенции, образовательный процесс вуза.
Дата поступления Уровень развития цивилизации в современном об-
статьи в редакцию: ществе измеряется не только характером производства 30 ноября 2017 г. материальных благ, но и тем, как организован досуг на-
селения. В общей стратегии воспитания досуговая деятельность (работа) является важнейшим компонентом духовного и творческого развития личности. В быстро меняющейся социальной ситуации досуг становится одной из ключевых позиций культурной политики государства.
Выпускники педагогических вузов согласно современным образовательным стандартам должны быть компетентными специалистами в области воспитания, обучения и развития личности на всех этапах её развития. Поэтому одной из важнейших проблем современного социума является сфера организации досуга и свободного времени человека [8].
Цель данного исследования заключается в выявлении и теоретическом обосновании педагогических ус-
ловий, способствующих подготовке студентов к культурно-просветительской деятельности в образовательном процессе вуза.
Задачи исследования: изучение теоретико-методологических основ проблемы подготовки студентов к культурно-просветительской деятельности; выявление возможностей подготовки студентов к культурно-просветительской деятельности в образовательном процессе вуза; раскрытие содержания подготовки культурно-просветительской деятельности студентов в образовательном процессе вуза.
Для развития личности и общества свободное время является важным фактором. Деятельность человека в свободное время направлена на непосредственное формирование индивидуальности, то есть на становление личности: повышение культурного уровня, развитие творческих задатков и способностей, на нравственное, эстетическое и физическое совершенствование. По мере роста производительных сил в социуме сокращаются границы необходимого времени и расширяется сфера свободного времени [1; 2].
Анализ научных работ А. Ф. Воловик, В. А. Воловик, И. Ю. Исаевой, Ю. А. Стрельцова и др. позволил уточнить и теоретически обосновать сущность понятия «досуг» [3; 4; 7]. Досуг представляет единство досугового времени и досуговой деятельности, которые взаимоопределяют, дополняют друг друга и способствуют саморазвитию личности, её самоорганизации и самореализации. В сознании человека досуг воспринимается, во-первых, как свободное от труда время, во-вторых, это время, заполненное культурно-ценностным содержанием.
В сфере свободного времени досуговая деятельность является специфической деятельностью, т. е. это осознанная и активная деятельность человека, направленная на удовлетворение потребностей в познании собственной личности и окружающего мира, осуществляемая в условиях непосредственно и опосредованно свободного от работы времени [1]. Педагоги-организаторы в современном обществе активно принимают участие в решении проблем обучающихся и их семей; в решении проблем историко-культурного, экологического, религиозного, нравственного и других видов деятельности; в создании благоприятной среды для социально-культурной и культурно-просветительской деятельности и реализации инициатив населения в сфере досуга. Культурно-просветительская деятельность, являясь частью социально-культурной деятельности, направлена на создание условий для наиболее полного развития, самоутверждения и самореализации личности или группы (лекции, лектории, народные университеты и школы, любительские объединения и др.) в досуговой сфере и включает всё многообразие задач и проблем по организации свободного времени (общение, усвоение культурных ценностей и др.) [5]. Важность культурно-просветительской деятельности заключается в том, что это не просто организация досуга, а организация социально значимой деятельности, т. е. удовлетворение и развитие культурных потребностей и интересов как отдельной личности, так и социума в целом.
Как научная дефиниция «педагогика досуга» имеет несколько значений: во-первых, как досуговая практика, для которой необходимы разные профессии в быстро меняющейся социокультурной ситуации; во-вторых, как учебный предмет, который имеет определённую цель и задачи, логику, структуру и содержание; в-третьих, как отрасль научных знаний, развивающихся исторически. По своему содержанию досуговая педагогика является разновидностью
педагогического труда, которая имеет свои специфические особенности и критерии [7].
В. П. Крестьянов отмечает, что современные исследования досуга с позиции педагогики и культурологии отражают: взаимосвязь педагогики досуга с общим процессом культурации общества; характеризуют ключевые понятия досуговой деятельности; определяют аксиологию досуга исходя из того, что он не только отдых и развлечение, но и цель и средство развития человека, обусловливающие повышение уровня организации и проведения досуго-вой деятельности и, следовательно, культурного уровня самого человека [6]. Возникновение и история развития культурно-просветительской деятельности в России связаны с философским, культурологическим, педагогическим, социально-психологическим обоснованием термина. Синонимом досуговой деятельности в своё время были понятия «внешкольное образование», «политико-просветительская работа», «культурно-просветительская работа», «культурно-массовая работа», «дополнительное образование», которые на протяжении века неоднократно меняли своё содержание, оставляя при этом общую для всех педагогическую направленность.
Социально-культурная деятельность (и культурно-просветительская) представляют основу педагогики досуга, которая включает: историю педагогики досуга (исследует возникновение и развитие культурно-воспитательной практики, теорий досуга, общих и частных методологических концепций); теорию педагогики досуга (изучает закономерности передачи социально-культурного опыта); технологию педагогики досуга (занимается проектированием управляемых и воспроизводимых культурно-воспитательных процессов) [6].
Одной из важнейших функций социально-педагогической деятельности в сфере досуга является функция социального воспитания, которое представляет собой процесс формирования отношений человека к окружающему миру. Любое изменение личности под влиянием социовоспитательного воздействия - это изменения в содержании её культуры. Социально-педагогическая работа рассматривается в данном контексте как процесс передачи и усвоения культуры, общественного опыта, знаний и ценностных ориентаций. Данная деятельность способствует превращению культуры из внешней объективно-предметной среды в индивидуальную объективно-психическую форму [5].
Для подготовки студентов (направление подготовки «Психолого-педагогическое образование», профиль «Психология и социальная педагогика») Педагогического института «Иркутского государственного университета» в области культурно-просветительской деятельности (досуговедения) в содержание вузовской подготовки введены дисциплины: «Культурно-просветительская работа» и «Стратегия и тактика культурно-просветительской деятельности педагога». Целью данных дисциплин является формирование у выпускников вуза научной картины мира, необходимой для профессиональной деятельности с людьми в сфере досуга; формирование готовности помочь человеку интегрироваться в многополярный, поликультурный социум и самореализоваться в нём. Содержание данных дисциплин, направленное на базовую профессиональную подготовку студентов педагогического вуза, строятся с опорой на их психолого-педагогическое образование и способствуют разрешению проблемы педагогического управления культурно-просветительской работой с младшими школьниками, подростками и взрослыми. Теоретические положения культурно-просветительской работы разработаны на базе синтеза достижений
смежных наук: педагогики, культурологии, истории, социологии, психологии, технологии, экономики и управления социально-культурной сферой [7].
Диагностика студентов третьих курсов (2015, 2016, 2017 годы) показала, что 45 % обучающихся имеют низкий и средний уровень готовности к осуществлению культурно-просветительской деятельности. Критериями готовности студентов к осуществлению культурно-просветительской деятельности были определены: знание теоретических основ педагогического управления досу-говой деятельностью различных категорий населения; умение организовывать различные виды деятельности (игровую, культурно-досуговую, учебную и др.); знание и применение нормативных документов в культурно-просветительской работе; умение разрабатывать и реализовывать различные социальные проекты и акции.
Результаты диагностики позволили сделать вывод о недостаточной подготовке студентов к осуществлению культурно-просветительской деятельности. Теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования и опыт работы автора показали, что для более успешной подготовки студентов к культурно-просветительской деятельности необходимо объединить в процесс - это совокупность учебно-воспитательного процесса и самообразования, направленных на решение задач образования, воспитания и развития личности в соответствии с государственными образовательными стандартами. Потенциалом образовательного процесса педагогического вуза в решении проблемы данного исследования могут быть некоторые вузовские дисциплины, педагогические практики, самостоятельная работа студентов, интерактивные формы и методы обучения, внеаудиторная работа. Также необходимо разработать специальную программу по подготовке студентов к культурно-просветительской работе и выстроить её на основе принципов: взаимосвязи теории и практики воспитания, развития личности и учёта основных этапов развития сферы досуга в процессе формирования и социализации личности. Концептуальную основу программы составляет идея о социокультурной направленности воспитания и досуговой деятельности: системность (обеспечивающая раскрытие содержания в контексте системного подхода к процессу организации свободного времени детей и молодёжи); вариативность (детерминирующая возможность свободы в выборе обучающимися и педагогами содержания и форм организации культурно-просветительской деятельности); регионализация (основанная на необходимости отражения в содержании деятельности специфики региональной образовательной и культурной политики).
Для реализации данной программы необходимо определить педагогические условия. Условие - категория философская, обозначающая то, от чего зависит нечто другое (обусловленное), что делает возможным наличие процесса или состояния. Анализ научной литературы по теме исследования позволил определить педагогические условия для реализации процесса подготовки студентов к культурно-просветительской деятельности: наличие у студентов позитивного отношения и мотивов в подготовке к культурно-просветительской деятельности; использование в процессе подготовки к культурно-просветительской деятельности вузовских дисциплин, педагогических практик интерактивных форм и методов обучения; организация системной, комплексной и целенаправленной работы со студентами в учебном процессе и внеаудиторной работе; систематическая диагностика уровня готовности студентов к осуществлению культурно-просветительской деятельности; организация учебного процесса
как взаимодействия и сотрудничества преподавателей и студентов на основе субъект-субъектных отношений.
Научная новизна данного исследования заключается: в обосновании необходимости подготовки студентов к культурно-просветительской деятельности в образовательном процессе вуза; определении педагогических условий, способствующих успешной подготовке студентов к культурно-просветительской деятельности; выявлении возможностей образовательного процесса вуза для подготовки студентов к культурно-просветительской деятельности.
Рассмотрение выявленных педагогических условий и ряда требований к разработке программы по подготовке студентов к культурно-просветительской деятельности в образовательном процессе вуза в дальнейшем позволит организовать экспериментальную работу.
Список литературы
1. Асанова, И. М. Организация культурно-досуговой деятельности : учеб. для студ. учреждений высш. проф. образования / И. М. Асанова, С. О. Дерябина. - М. : Академия, 2011. - 192 с.
2. Бабицкая, Л. А. Организация свободного времени человека как психолого-педагогическая проблема / Л. А. Бабицкая // Формирование обучающегося сообщества как условие успешной социализации личности : мат-лы междунар. науч.-практ. конф. - Иркутск : ПИ ИГУ, 2015. - С. 25-28.
3. Воловик, А. Ф. Педагогика досуга / А. Ф. Воловик, В. А. Воловик. - М. : Флинта: Московский психолого-социальный институт, 1998. - 240 с.
4. Исаева, И. Ю. Формирование готовности студентов педагогического вуза к управлению досуговой деятельностью подростков : монография / И. Ю. Исаева. - М. : Флинта, 2011. - 161 с.
5. Киселева, Т. Г. Социально-культурная деятельность / Т. Г. Киселева, Ю. Г. Кра-сильников. - М. : МГУКИ, 2004. - 539 с.
6. Крестьянов, В. П. Педагогика досуга : учеб. пособие / В. П. Крестьянов. - Орёл : ОГУ, 2010. - 156 с.
7. Стрельцов, Ю. А. Педагогика досуга : учеб. пособие для студентов вузов культуры и искусств / Ю. А. Стрельцов. - М. : МГУКИ, 2010. - 307 с.
8. Федосова, И. В. Формирование ключевых компетентностей у будущих специалистов в условиях профессионального обучения : монография / И. В. Федосова, В. А. Косыгина. - Иркутск : Изд-во ВСГАО, 2010. - 172 с.
Theoretical Aspects of Preparing Students of Pedagogical University to Cultural and Educational Activity
L. A. Babitskaya
Irkutsk State University, Irkutsk
Abstract. The article considers topicality and theoretical grounds of the role and special features of leisure time in personality formation. The author substantiates the possibility of developing the certain students' competences in the area of cultural and educational activity in university education process and the conditions for successful implementation of this process.
Keywords: leisure; free time; leisure pedagogy; cultural and educational activity; leisure studies; personality formation; competences; university education process.
Бабицкая
Людмила Адамовна
кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры социальной педагогики и психологии
Педагогический институт, Иркутский государственный университет
664011, г. Иркутск, ул. Набережная, д. 6
тел.: 8(3952)200739 e-mail: [email protected]
Babitskaya Lyudmila Adamovna
Candidate of Sciences (Pedagogy), Associate Professor, Associate Professor of Social Pedagogy and Psychology Department
Pedagogy Institute, Irkutsk State University
6 Nizhnyaya Naberezhnaya St, Irkutsk, 664011
tel.: 8(3952)200739 e-mail: [email protected]