Сажина Наталья Михайловна Ступенко Татьяна Николаевна
Кубанский государственный университет, г. Краснодар, Россия sazhinanm@mail.ru, tatyana.stupenko@mail.ru
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
ПРОФИЛАКТИКИ ЭКСТРЕМИЗМА И ТЕРРОРИЗМА В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ
Аннотация: В статье рассмотрены сущность и формы проявления молодежного экстремизма и терроризма; особенности организации педагогической профилактики экстремизма и терроризма в студенческой среде. Показаны пути преодоления молодежного экстремизма и терроризма.
Ключевые слова: педагогическая профилактика, молодежный экстремизм и терроризм.
Sazhina Natalia Stupenko Tatiana
Kuban State University, Krasnodar
THEORY OF TEACHING PREVENTION EXTREMISM AND TERRORISM AMONG STUDENTS
Abstract: The article examines the nature and forms of youth extremism and terrorism; especially the organization of pedagogical prevention of extremism and terrorism among students. The ways of overcoming youth extremism and terrorism.
Keywords: pedagogical prevention, youth extremism and terrorism.
Одной из актуальных и социально значимых задач, стоящих перед нашим обществом сегодня, является поиск путей снижения роста проявлений молодежного экстремизма и терроризма и повышения эффективности их профилактики.
В профилактике нуждается все население, в особенности люди, входящие в группы повышенного риска: дети, подростки, молодежь, а так же люди, ведущие асоциальный образ жизни. Профилактика является одним из перспективных и важных направлений деятельности по преодолению экстремизма и терроризма.
В работах исследователей В. А. Варывдина, И. П. Клеманто-вич [2] выделяют несколько уровней профилактической деятельности в отношении социальных рисков:
- общесоциальный уровень (общая профилактика) предусматривает деятельность государства, общества, их институтов, направленную на разрешение противоречий в области экономики, социальной жизни, в нравственно-духовной сфере;
- специальный уровень (социально-педагогическая, социально-психологическая) состоит в целенаправленном воздействии на негативные факторы, связанные с отдельными видами отклонений или проблем;
- индивидуальный уровень (индивидуальная профилактика) представляет собой профилактическую деятельность в отношении конкретных лиц, поведение которых имеет черты отклонений или проблемности.
Помимо этого, Е. И. Холостова [6] выделяет следующие виды профилактической деятельности: первичная, вторичная, третичная.
Первичная профилактика — комплекс мер, направленных на предотвращение негативного воздействия биологических и социально-психологических факторов, влияющих на формирование отклоняющегося поведения. Следует отметить, что именно первичная профилактика (ее своевременность, полнота и постоянность) является важнейшими видом превентивных мероприятий в области предотвращения отклонений в поведении молодежи.
Вторичная профилактика — комплекс медицинских, соци-ально-психогических, юридических и прочих мер, направленных на работу с несовершеннолетними, имеющими девиантное и асоциальное поведение (пропускающими уроки, систематически конфликтующими со сверстниками, имеющими проблемы в семье). Основными задачами вторичной профилактики являются недопущение совершения подростком более тяжелого проступка, правонарушения, преступления [3. С. 65].
Под третичной профилактикой понимается комплекс мер социально-психологического и юридического характера, имеющих целью предотвращение совершения повторного проступка подростком или молодым человеком, покинувшим специализированное учреждение, нуждающихся в социальной реабилитации.
С точки зрения этимологии термин «экстремизм» (от лат. «крайний») означает приверженность к крайним взглядам и мерам. Данное понятие используем и еще и в смысле «последний», «чрезвычайный». Существует смысловое толкование слова «крайний», под которым (в сочетании со словами «мера», «взгляды») понимается очень сильный, исключительный, чрезвычайный, являющийся или более непримиримым, решительным, радикальным. Учитывая происхождение термина «экстремизм», можно сказать, что данный феномен подразумевает приверженность к чрезвычайным, нетрадиционным, непримиримым, решительным, исключительным взглядам и мерам: «экстремизм есть изначально отрицание всякого чувства меры» [5, с. 12-14].
В контексте мировой угрозы и безопасности экстремизм часто связывают с терроризмом, никак не различая эти понятия или называя последний радикальным и наиболее популярным сегодня проявлением экстремизма, или предтечей терроризма, некоторой системой взглядов и убеждений, которую могут использовать террористы для оправдания своих действий [1, с. 41-42].
Однако И. Н. Сенин конкретизирует: «...терроризм есть деятельность, осуществляемая в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения, либо оказания воздействия на принятие решений органами власти. Таким образом, терроризм - средство, используемое экстремистами, а не обособленное явление. Следовательно, терроризм — одна из форм проявления экстремизма» [7, с. 79].
Экстремизм и его разновидность терроризм продолжают представлять реальную опасность как для международного сообщества в целом, так и для нашего государства в частности.
Профилактика террористической и другой экстремистской деятельности включает в себя подготовку и реализацию государством и уполномоченными им органами комплексной системы политических, социально-экономических, информационных, воспитательных, организационных, оперативно-розыскных, правовых, специальных и иных мер, направленных на предупреждение, выявление, пресечение террористической деятельности, минимизацию ее последствий, установление и устранение способствующих ей причин и условий.
Профилактика экстремизма и терроризма - это не только задача государства, но и в немалой степени, это задача и представителей гражданского общества. Правовые и организационные основы противодействия экстремистской деятельности, ответственность за осуществление экстремистской деятельности определены Федеральным законом Российской Федерации «О противодействии экстремистской деятельности»№114-Фз от 25.07.2002 г. В настоящее время сформировалось несколько устойчивых видов экстремистской деятельности. В основе классификации этих видов лежит специфический характер экстремистского воздействия субъектов экстремизма на их политических противников, а также характер решаемых при этом задач. По данному критерию могут быть выделены следующие основные виды экстремистской деятельности.
1. Организационная экстремистская деятельность, имеющая необходимое значение для экстремизма в целом и выполняющая обеспечивающую роль применительно ко всем другим составляющим его видам. Она предполагает реализацию организационной стороны экстремистской деятельности, включая создание экстре-
мистских структур, подготовку их практической деятельности и т.д. В определенных условиях организационная экстремистская деятельность может осуществляться отдельными группами и организациями соответствующей направленности без реального перехода их к той или иной насильственной составляющей экстремизма, хотя и в этих случаях она представляет значительную общественную опасность.
2. Терроризм как преимущественно конспиративное скрытое (по крайней мере, на подготовительных стадиях этой деятельности) насильственное воздействие на физических лиц, материальные объекты с целью побуждения органов государственной власти, международных организаций (и др.) к принятию решений в интересах террористов.
3. Открытое нелегитимное насилие, которое направлено на насильственное уничтожение, либо дезорганизацию деятельности институтов политической системы страны (например, конституционного строя государства, системы существующих государственных органов, порядка их формирования и др.), на установление физического контроля над определенными регионами и т.д.
4. Осуществление открытого политического силового давления на противостоящую сторону, например, органы власти, с угрозой применения или с ограниченным демонстративным применением силовых методов с целью выражения протеста против государственной власти, побуждения ее органов, должностных лиц к определенным уступкам в интересах экстремистов.
5. Информационно-пропагандистская деятельность открытого и скрытого характера, направленная на идеологическое и политическое обеспечение деятельности субъектов политического экстремизма, укрепление его социальной базы, подстрекательство к совершению экстремистских акций[8].
Развитие молодежного экстремизма - это свидетельство недостаточной социальной адаптации молодежи, развития асоциальных установок ее сознания, вызывающих противоправные образцы ее поведения. Исходя из этого вытекают следующие направления в работе по профилактики экстремизма и терроризма в образовательном процессе:анализ философской, исторической, социокультурной стороны процессов, которые происходят в сфере молодежной культуры;необходимые государству и обществу научно-обоснованные практические рекомендации по профилактики экстремизма и терроризма;профилактическая работа по противодействию проявлениям экстремизма в молодежной сре-де;разработка системы профилактических мер, которая будет включать социально-культурные условия формирования толерантности в учебно-воспитательном процессе;совершенствование
системы культурно-досуговой деятельности подрастающего поко-ления;увеличение доступных для значительной части молодежи культурных благ;создание авторитетных массовых общественных молодежных организаций, которые объединяют и воспитывают на положительных образцах подрастающие поколения;консолидация и творческая реализация личности в среде сверстников;усиление профессиональной подготовки молодёжи, способной к реализации жизненных перспектив;учет профессиональной подготовки молодежи в системе профилактических мер по противодействию экстремизму и терроризму в молодёжной среде;реализация потребности личности в самоопределении, культуре межнациональном общении[4].
В рамках опытно-экспериментальной работы (2012-2016 гг.) по профилактике экстремизма и терроризма в студенческой среде, которая осуществлялась на базе факультета педагогики, психологии и педагогики Кубанского государственного университета, нами была разработана и внедрена программа «Скажи терроризму-нет!», которая включает в себя диагностику проявлений экстремизма среди студентов и профилактику экстремистских проявлений в форме организации квестов, просмотра и обсуждения тематических видеофильмов, анализа материалов социальных сетей и др.
Библиографический список
8. Авдеев Ю.И. Терроризм как социально-политическое явление / Ю.И. Авдеев // Современный терроризм : состояние и перспективы / Под ред. Е.И. Степанова. - М., 2000. - С.41-42.
9. Варывдин В.А., Клемантович И.П. Управление системой социальной защиты детства. - М.: Педагогическое общество России, 2004. - 192 с.
10. Галагузова М.А. Методика и технологии работы социального педагога / М.А.Галагузова, Л.В. Мардахаев. - М.: Педагогика, 2007. - 207 с.
11. Гребенникова В.М., Гребенников О.В. Компетентностный подход в образовании // Историческая и социально-образовательная мысль. -2013. №6 (22).-С 75-78.
12. 5.Некрасов Д.Е. Расово-этнический экстремизм (криминологический аспект): дис...канд.юрид.наук. - Рязань, 2006.
13. Словарь-справочник по социальной работе / Под ред. Е.И. Холостовой. -М.: Юрист, 2000. - 424 с.
14. Сенин И.Н. Экстремизм: понятие и виды // Инновационное образование и экономика. 2008.- №2(13). - С.78-81.
15. ФЗ «Опротиводействииэкстремистскойдеятельности» - №114-ФЗ, М.: 2002.
16. Сажина Н.М., Паатова М.Э. Профилактика молодежного экстремизма в сфере образования // Молодежный экстремизм: истоки, предупреждение, профилактика. - М.: МПСУ, 2014, с. 287-291.
© Сажина Н. М., 2016 © Ступенко Т. Н., 2016