Буткевич Сергей Анатольевич
кандидат юридических наук, старший научный сотрудник, Краснодарский университет МВД России (e-mail: butkevich-sa@mail.ru)
Идеология терроризма и экстремизма: явные и скрытые угрозы
Рассмотрены условия и предпосылки для распространения идеологии терроризма и экстремизма в современных условиях. Детально проанализированы ключевые понятия в данной сфере, охарактеризованы основные причины возникновения этих деструктивных мировоззрений, в том числе в молодежной среде. Основное внимание уделено деятельности уполномоченных органов и их должностных лиц по предупреждению и пресечению распространения идей и догм терроризма и экстремизма в различных сферах жизнедеятельности общества.
Ключевые слова: деятельность, идеология, информация, проблема, противодействие, проявления, распространение,терроризм, экстремизм.
S.A. Butkevich, Master of Law, Senior Reseracher, Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; e-mail: butkevich-sa@mail.ru
Ideology of terrorism and extremism: explicit and implicit threats
The conditions and prerequisites for propagation of ideology of terrorism and extremism in the modern conditions are considered. The key concepts in this field, described the main causes of these destructive outlooks, including youth are analyzed in details. Main attention is paid on activity of authorized bodies and their officials for prevention and clampdown to propagation of ideas and dogmas of terrorism and extremism in various spheres of vital activity of society.
Key words: activity, ideology, information, problem, counteraction, manifestations, propagation, terrorism, extremism.
Историко-правовой экскурс в суть проблемы свидетельствует о том, что проявления террора и терроризма сопровождали человечество на всех этапах его развития, осуществлялись в различных формах, противоречивых интерпретациях и восприятиях, разнообразными приемами и способами, а также на разных уровнях. Вместе с тем, процессы распространения террористической и экстремистской идеологии, прикрывающейся религией, в последнее время практически во всем мире приобрели характер эпидемии. В частности, отчетливо наблюдается угрожающая интенсификация радикального ислама, подкрепленного миграционными процессами. Как пример можно привести эскалацию исламского фундаментализма в государствах Ближнего Востока, который основывается на идеологии религиозной нетерпимости и имеет ярко выраженную военно-политическую окраску и корыстно-насильственную направленность. Поэтому первоочередной задачей государств в данной сфере становится организация комплексной профилактической работы, нацеленной на формирование общественного и индивидуального сознания, отторгающего идеи терроризма и экстремизма.
Сегодняшний терроризм и экстремизм - это определенным образом сложившаяся ситуация (общественно-политическая, социально-экономическая, психологическая, религиозно-нравственная, этнонациональная и т.п.), спроецированная на конкретные идеи и идеологемы. Данные явления - одни из ипостасей нашей современности в виде особой формы насилия, точка пересечения реальной обстановки и миропонимания.
Следует согласиться с В.Ю. Верещагиным и М.И. Лабунец, трактующими экстремизм как идеологию, предусматривающую: во-первых, принудительное распространение ее принципов; во-вторых, нетерпимость к оппонентам и насильственное их подавление [1]. Кроме того, в современных условиях крайним проявлением экстремизма становится терроризм, который основывается на экстремистской идеологии. Угроза терроризма будет сохраняться до тех пор, пока существуют источники и каналы распространения этих убеждений. То есть экстремистская идеология представляет основу, объединяющую членов экстремистских организаций, формирующую характер и направленность их деятельности, а также средство
88
вовлечения в экстремистскую деятельность различных слоев населения.
Иными словами, идеология экстремизма является системой взглядов и идей, представляющих насильственные и иные противоправные действия как основное средство разрешения социальных, расовых, национальных, религиозных и политических конфликтов. А проявления экстремизма (экстремистские проявления) -общественно опасные и противоправные деяния, совершаемые по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти либо вражды, а также деяния, способствующие возникновению или обострению межнациональных, межконфессиональных и региональных конфликтов. При этом радикализм - это глубокая приверженность идеологии экстремизма, способствующая совершению действий, направленных на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации [2].
Из понятия «терроризм» (см.: п. 1 ч. 1 ст. 3 Федерального закона «О противодействии терроризму») следует, что он отличается от всех других видов насилия не просто жестокостью, а высшей степенью аморальности, цинизмом, неразборчивостью в средствах и приемах достижения целей, беспритязательностью форм и методов осуществления деятельности, неконтролируемостью и, как следствие, непредсказуемостью последствий. Терроризм опровергает неотъемлемое право каждого человека - право на жизнь, а резонанс от теракта для террориста обычно важнее, чем сам акт.
В свою очередь, под идеологией терроризма (террористической идеологией) понимается совокупность идей, концепций, верований, догматов, целевых установок, лозунгов, обосновывающих необходимость террористической деятельности и направленных на мобилизацию людей для участия в этой деятельности [3]. К тому же внешним фактором, способствующим возникновению и распространению терроризма в Российской Федерации, является наличие в иностранных государствах теологических учебных заведений, распространяющих идеологию религиозного экстремизма. Соответственно, актуализируются задачи по противодействию распространению идеологии терроризма и активизации информационно-пропагандистского обеспечения антитеррористических мероприятий. Предупреждение (профилактика) терроризма предполагает создание системы противодействия идеологии терроризма (обеспечение защиты единого ин-
формационного пространства России, совершенствование системы информационного противодействия терроризму), а информационные меры в данной области - разъяснение сущности терроризма и его общественной опасности, формирование стойкого неприятия обществом идеологии насилия, привлечение граждан к участию в противодействии терроризму [4].
Анализируя условия и причины совершения террористических актов, ряд авторов приходит к выводу, что их мотивы можно объединить в две группы - личные и идеологические. Причем среди личных мотивов выделяются: эмоциональные; психологические (получить популярность, прославиться, оставить след в истории); этические (достижение «справедливости»); самоутверждение; потребность «принадлежности к группе»; экономические (устранение конкурентов); корыстные (государства, организации и лица, поддерживающие террористическую деятельность, стабильно и щедро ее финансируют). А идеологические мотивы разделяются следующим образом: социально-политические (насильственный захват власти, насильственное изменение конституционного строя); сепаратистские и националистические; религиозные (отстаивание «чистоты» и исключительности своей веры, ортодоксальных взглядов).
Также подчеркивается, что личные мотивы, как правило, переплетаются с идеологическими в различных пропорциях. Их преимущества и недостатки зависят от конкретного случая, но вместе они составляют мотивационную основу экстремистского сознания. Что касается идеологических мотивов, то мотивационная основа националистического и сепаратистского терроризма часто значительно крепче социально-политической, поскольку связана с кровными узами и семейными традициями, передается из поколения в поколение и закладывается с самого детства [5, с. 60-62].
Бесспорно, одно из главных условий повышения результативности борьбы с терроризмом - получение упреждающей информации о планах террористических организаций и/ или отдельных лиц по совершению терактов, деятельности по распространению идеологии терроризма, источниках и каналах финансирования, снабжения оружием, боеприпасами, взрывчатыми веществами и устройствами, иными средствами для осуществления террористической деятельности. Но в рамках этой проблемы особое значение имеет информационное противодействие (контрмеры), поскольку эмиссары экстремистской и террористиче-
89
ской идеологии строят ее на неких идеях или ими вуалируются. Более того, идейные (идеологические) установки служат воспроизводству экстремистских и террористических сил, вовлечению новых групп, формированию резервов и потенциала из числа «сочувствующих» [6, с. 120]. Именно поэтому начали разрабатываться и реализовываться федеральные стратегические программные документы по информационному противодействию терроризму, а потом и его идеологии. В то же время преференции должны отдаваться использованию методов «мягкой силы» и форм «непрямого» воздействия, чтобы не получить обратный эффект.
Что касается регионального уровня, то, например, в новейшей истории Республики Крым (помимо ликвидации последствий актов международного терроризма, дестабилизирующей активности Меджлиса, парамилитарных групп, националистических батальонов и вооруженных сил Украины в отношении жителей полуострова) информационное противодействие распространению террористической и экстремистской идеологии приобрело особую актуальность и значимость [7]. И если до недавнего времени такие угрозы для Крыма исходили преимущественно из государств Ближнего Востока, то сегодня основной «поставщик» такой идеологии, провокатор и разжигатель межнациональной и межконфессиональной розни -это Украина [8]. В связи с этим в субъектах Федерации необходимы: мониторинг антироссийской активности в СМИ и средствах печати; защита интернет-пространства от деятельности вербовщиков, проникновения террористических и экстремистских материалов, деструктивной информации, призывов к совершению террористических актов и др.; выявление и оперативное блокирование сайтов, содержащих террористический и экстремистский контент; подготовка и трансляция на телеканалах, радиостанциях, размещение на информационных ресурсах сети Интернет, форумах, в социальных сетях и блогах специализированных передач, интервью, сюжетов по вопросам профилактики данных явлений, пропаганды социально значимых ценностей и создания условий для мирного межнационального и межрелигиозного сосуществования (см.: указ главы Республики Крым от 30 января 2015 г. № 26-У). А с учетом важности сети Интернет, как одного из наиболее используемых идеологами (интернет-имамами) и организаторами террора каналов распространения информации, заслуживает внимания тезис о системном, комплексном, последовательном, наступательном и регуляр-
ном применении возможностей патриотически настроенных и популярных блогеров, готовых к диалогу и взаимодействию в противодействии терроризму и экстремизму [9].
Проанализировав законодательство других субъектов Федерации в области идеологического (информационного) противодействия терроризму и экстремизму, считаем, что практическими результатами таких программных документов должны быть: обеспечение информационной открытости органов публичной власти; повышение эффективности работы пресс-служб органов безопасности и правопорядка в этой сфере; активизация информационно-пропагандистской работы муниципалитетов, СМИ и образовательных организаций с целью изменения общественного мнения в сторону неприятия всеми слоями общества любых проявлений терроризма и экстремизма; усиление факторов формирования общероссийской идентичности, укрепления государственности, межнациональных отношений, снижения уровня религиозного противостояния; вовлечение молодежи в мероприятия по профилактике экстремизма и терроризма; сокращение пособнической базы, имеющихся сторонников и потенциальных неофитов данных деструктивных течений; формирование гражданского, патриотического сознания, духовно-нравственной основы личности, укрепление дружбы между народами; повышение правовой грамотности специалистов по работе с молодежью муниципалитетов и кадровых подразделений образовательных организаций. Также разделяем выводы А.А. Коноплевой и Н.В. Чудиной-Шмидт, аргументирующих целесообразность привлечения институтов гражданского общества к противодействию дестабилизирующей риторике [10; 11].
В контексте данной проблематики интересной выглядит идея о создании новой идеологии, способной противостоять идеям терроризма и экстремизма. Например, А.П. Даниловым и А.Д. Сухенко предлагается развивать идею родолюбия как осознания принадлежности к своему народу, его культуре, земле и основанное на нем глубокое уважение и почитание родителей, народа, Родины, принятие на себя ответственности за ее настоящее и будущее. Следовательно, родолюбие по своей духовной, моральной, нравственной, социальной сущности может выступать весомым антикриминогенным фактором [12, с. 93]. В свою очередь, В.А. Васильев и О.В. Сорокин настаивают на провозглашении и практической реализации в государственной политике российской идеоло-
90
гии - совокупности идей, выражающих основные интересы большинства граждан страны и провозглашающих социальную справедливость, единство входящих в Российскую Федерацию наций и народностей, богатства самобытных культурных традиций, религиозных взглядов и духовных ценностей [13, с. 132]. Однако идеи утверждения государственной или обязательной идеологии (даже призванной пропагандировать единство и неделимость государства, солидарность, дружбу, братство, взаимопонимание между народами, территориальную целостность и др.) прямо противоречат ст. 13 Конституции РФ.
Таким образом, идейную, нематериальную почву терроризма составляют радикализм, экстремизм и фанатизм, иногда - фундаментализм экстремистского толка, доходящий до фанатизма. Иными словами, терроризм - это реальный экстремизм, но только уже не в теоретических рассуждениях, а в непосредственных практических действиях, осуществляемых во имя абсолютных радикальных идей и ценностей. Итак, экстремизм - более широкое и полисемантичное явление, чем терроризм, который, в свою очередь, является его крайней, пиковой формой, логическим, но не обязательным этапом развития экстремистской деятельности.
СМИ стали ключевым фактором в конфронтации между государством и террористами. Последним необходима широкая аудитория, поскольку благодаря вниманию масс-медиа осуществляется «информационная легализация» террористических и экстремистских организаций. Например, международные террористические организации государств Ближнего Востока через деятельность различных групп, движений и идеологических течений стремятся внедрить в общественное сознание мысль о том, что победа радикального ислама очевидна, причем любой ценой. Поэтому органам власти нельзя допускать превращение СМИ в объекты манипулирования такими организациями, а также следует оперативно пресекать использование масс-медиа в роли рупора экстремизма как идейной базы последующей террористической деятельности.
Не секрет, что в условиях идеологического вакуума, социально-политической и экономической нестабильности прежде всего молодежь становится самым уязвимым звеном, легкой добычей вербовщиков террористических и экстремистских организаций. В силу подросткового максимализма, субъективного восприятия действительности и отсутствия
общепризнанных морально-нравственных ориентиров не единичны случаи, когда молодежь, как наиболее активная и мобильная часть социума, увлекается различного рода радикальными политическими, религиозными, националистическими и другими деструктивными идеями. Учитывая подверженность молодежной среды негативному влиянию различных антисоциальных и криминальных групп, приоритетными направлениями деятельности органов безопасности и правопорядка в этой области должны быть выявление и нивелирование последствий противоправных действий: участников вооруженных конфликтов на территории Северо-Кавказского федерального округа, непризнанных и иностранных государств, а также их пособников; популяризаторов террористической, экстремистской идеологии и информации, дискредитирующей Российскую Федерацию; активных членов и идеологов нетрадиционных религиозных организаций и сект, ультрарадикальных оппозиционных сил и общественных объединений.
Е.О. Кубякин также фокусирует внимание на лабильности молодежного сознания, которое отражает преимущественно спонтанно возникающие взгляды, эмоциональную реакцию, подвержено влиянию внешних факторов и зачастую неспособно адекватно рефлексировать экстремистскую направленность своего поведения. Из-за этого неадекватное отражение экстремизма в сознании молодежи не только не снижает общественной опасности подобных проявлений, но, наоборот, придает им непредсказуемый, а значит, общественно не управляемый характер [14]. И даже несмотря на то, что экстремистские настроения в различных социальных группах молодежи существуют преимущественно в потенциальной форме, считаем необходимым организовывать в образовательных организациях:
научно-представительские, спортивно-массовые, воспитательные и культурно-просветительские мероприятия с целью привития и культивирования у подростков и молодежи идей межнациональной и межрелигиозной толерантности, гражданственности и гуманизма, патриотизма, соблюдения общепринятых моральных норм и нравственных принципов, повышения уровня этносоциальной комфортности;
классные часы, круглые столы, семинары, встречи с ветеранами, представителями традиционных конфессий, деятелями культуры и искусства, журналистами, ведущими религиоведами и политологами с целью духовно-нрав-
91
ственного и гражданско-патриотического воспитания молодежи, а также сотрудниками правоохранительных, следственных и судебных органов для разъяснения ответственности за совершение правонарушений экстремистской направленности и террористического характера;
развитие различных направлений волонтер-ства с целью формирования у обучающихся общих ценностей на базе близости возрастных и социальных предпочтений, интересов, культуры и т.п. на фоне позитивных эмоций;
внедрение в образовательный процесс учебно-методических и научно-популярных материалов, раскрывающих преступную сущность идей терроризма и экстремизма, межнациональной и межконфессиональной розни;
повышение квалификации (переподготовку) сотрудников кадровых подразделений и преподавателей-кураторов, осуществляющих в пределах компетенции работу в данном направлении среди обучающихся.
Вместе с тем, опыт Турецкой Республики (попытка военного переворота, июль 2016 г.) свидетельствует о тенденциях проникновения религиозно-экстремистской и террористической идеологии в среду военнослужащих вооруженных сил, других войск и воинских формирований, органы безопасности и правопорядка. То есть работа по противодействию данным постулатам актуальна и для образовательных организаций силовых министерств и ведомств.
Подводя итог, приходится констатировать, что разработка новых и дальнейшее продвижение состоявшихся идеологий терроризма и экстремизма, в том числе с использованием религиозных постулатов, позволяют расширять географию, масштабы и формы их про-
явлений, добиваться их идеологам и активным участникам политических, корыстных и других целей. Именно поэтому целью разработки и принятия комплексных региональных планов противодействия данным явлениям должно быть совершенствование мер профилактики экстремизма и терроризма, направленных на формирование в обществе толерантного сознания и иммунитета к радикальной религиозной, политической и другой деструктивной риторике, включая адресную профилактическую работу среди целевых групп населения, подверженных или уже попавших под воздействие такого мировоззрения. При этом стоит учитывать, что любая из идеологий не может развиваться сама по себе как таковая, ей нужны идейный вдохновитель, модераторы, сторонники и неофиты, информационное обеспечение и стабильное финансирование.
Проблема организации комплексной профилактической работы, ориентированной на восприятие террористической и экстремистской идеологии как чуждой и неприемлемой, остается актуальной для любой из сфер общественной жизнедеятельности. По нашему убеждению, государство не может оставаться в стороне от данных угроз и вызовов национальной безопасности, сложившаяся ситуация требует оперативного вмешательства и постоянного мониторинга. Уполномоченные органы и должностные лица должны не только безотлагательно принимать меры по нормализации всех затронутых и смежных сфер жизнедеятельности общества, но и с помощью правового инструментария создавать условия для минимизации последствий распространения идеологии терроризма и экстремизма и, как утопия, недопущения их в дальнейшем.
1. Верещагин В.Ю., Лабунец М.И. Политический экстремизм в контексте модернизации современной российской государственности // Философия права. 2002. № 2. С. 79-84.
2. Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года: утв. Президентом РФ 28 нояб. 2014 г. № Пр-2753. М, 2014.
3. Комплексный план противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2013-2018 годы: утв. Президентом РФ 26 апр. 2013 г. № Пр-1069. М., 2013.
4. Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации: утв. Президентом РФ 5 окт. 2009 г. // Рос. газ. 2009. 20 окт.
1. Vereshchagin V.Yu., Labunets M.I. Political extremism in context of modernization of contemporary Russian statehood // Philosophy of law. 2002. № 2. P. 79-84.
2. Strategy of counteraction to extremism in the Russian Federation till 2025: approved by the President of the Russian Federation, Nov. 28, 2014 № Pr-2753. Moscow, 2014.
3. Complex plan of counteraction to ideology of terrorism in the Russian Federation for 2013-2018 years: approved by the President of the Russian Federation, Apr. 26, 2013 № Pr-1069. Moscow, 2013.
4. Concept of counteraction to terrorism in the Russian Federation: approved by the President
92
5. Терроризм: теоретико-прикладные аспекты: учеб. пособие / под общ. ред. В. К. Грищука. Львов, 2011.
6. Маркин В. В. Формирование российской идентичности как фактор противодействия идеологии экстремизма и терроризма: региональный аспект // Власть. 2014. № 6. С. 120-127.
7. Бельский В.Ю. Терроризм в информационном пространстве как фактор обострения идеологической борьбы на современном этапе //Противодействие экстремизму и терроризму: философские, социологические и политологические аспекты: материалы II Всерос. науч.-практ. конф. Краснодар, 2015. С. 54-63.
8. Игнатов А.Н., Кашкаров А.А. Проблемы профилактики преступлений экстремистской и террористической направленности в Крымском федеральном округе // Мир юрид. науки. 2015. № 10. С. 47-53.
9. Методические рекомендации по совершенствованию пропагандистской работы в сфере противодействия идеологии терроризма в субъектах Российской Федерации / под общ. ред. В.В. Попова. М., 2013.
10. Чудина-Шмидт Н.В. Социальный диалог как механизм преодоления экстремального поведения личности // Инновационная наука. 2016. № 4-4. С. 79-82.
11. Коноплева А.А. Роль гражданского общества в предупреждении экстремизма в Республике Крым // Актуальные проблемы права и правоприменительной деятельности на современном этапе: материалы междунар. науч.-практ. конф. Краснодар, 2015. С. 502-506.
12. Данилов А.П., Сухенко А.Д. Идеология родолюбия как основа противодействия терроризму //Проблемы теории и практики борьбы с экстремизмом и терроризмом: материалы науч.-практ. конф. Ставрополь, 2015. С. 88-93.
13. Васильев В.А., Сорокин О.В. Противодействие идеологии терроризма со стороны субъектов гражданского общества // Вестн. МГЛУ. 2012. Вып. 11(644). С. 121-138.
14. Кубякин Е.О. Готовность молодежи к свершению экстремистских поступков по идейным соображениям // Вестн. Краснодар. ун-та МВД России. 2010. № 3. С. 76-77.
of the Russian Federation, Oct. 5, 2009 // Rus. newsp. 2009. Oct. 20.
5. Terrorism: theoretical and applied aspects: study aid / gen. ed. by V.K. Grischuk. Lvov, 2011.
6. Markin V. V. Formation of Russian identity as a factor of counteraction to ideology of extremism and terrorism: regional aspect // Power. 2014. № 6. P. 120-127.
7. Belskiy V.Yu. Terrorism in information area as factor of aggravation of ideological struggle at present stage // Counteraction to extremism and terrorism: philosophical, sociological and political aspects: proc. of II All-Russian sci.-pract. conf. Krasnodar, 2015. P. 54-63.
8. Ignatov A.N., Kashkarov A.A. Problems of prevention of crimes of extremist and terrorist nature in the Crimea Federal District // World of jurisprudence. 2015. № 10. P. 47-53.
9. Guidelines for improvement of advocacy in field of counteraction to ideology of terrorism in subjects of the Russian Federation / gen. ed. by V. V. Popov. Moscow, 2013.
10. Chudina-Schmidt N.V. Social dialogue as a mechanism to overcome extreme behaviour of person // Innovative science. 2016. № 4-4. P. 79-82.
11. Konopleva A.A. Role of civil society in prevention of extremism in the Republic of Crimea // Actual problems of law and law enforcement activity at present stage: proc. of intern. sci.-pract. conf. Krasnodar, 2015. P. 502-506.
12. Danilov A.P., Suhenko A.D. Ideology of kind of love as basis of counteraction to terrorism // Problems of theory and practice of fight against extremism and terrorism: proc. of sci.-pract. conf. Stavropol, 2015. P. 88-93.
13. Vasilev V.A., Sorokin O.V. Counteraction to ideology of terrorism on part of civil society subjects // Bull. of the MSLU. 2012. Iss. 11(644). P. 121-138.
14. Kubyakin E.O. Readiness of youth for a fulfillment of extremist acts for ideological reasons // Bull. of Krasnodar university of Russian MIA. 2010. № 3. P. 76-77.
93