ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ
УДК 399.9
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
© 2013 г. И.М. Трунина
Трунина Ирина Михайловна - канд. эконом. наук, доцент, Trunina Irina Mihajlovnа - Candidate of Economics Sciences, кафедра «Международная экономика», Восточноукраинский assistant professor, department «International Economy» East национальный университет им. Владимира Даля. E-mail: Ukrainian National University. Vladimir Dahl. E-mail: [email protected] [email protected]
Изучены факторы, влияющие на процесс формирования, развития и достижения конкурентоспособности предпринимательской деятельности субъектов хозяйствования в условиях рыночных отношений.
Ключевые слова: предпринимательская деятельность; инновационная деятельность; экономическое планирование; рыночные отношения; хозяйственная деятельность; конкурентоспособность.
Existing system of market relations creates conditions for the active development of entrepreneurship as a separate institution in the international economics. The article studies the factors, influencing the process of formation, development and achievement of competitiveness of business entities in market conditions.
Keywords: entrepreneurship; innovation; economic planning; market relations4 economic activity4 competitiveness.
Рыночные условия осуществления хозяйственной деятельности внесли свои коррективы в сознание людей, в их жизнь, способ существования, способствовали внедрению многих терминов (категорий).
Из них можно выделить предпринимательство, которое в условиях рыночных отношений является главным двигателем экономики. Активный рост и развитие предпринимательства содействует привлечению к предпринимательской деятельности большего количества способных, коммуникабельных людей, более эффективному использованию материальных и общественных ресурсов, интенсивному развитию национального хозяйства, росту национальной экономики и благосостояния нации.
Сущность и содержание предпринимательства давно притягивает внимание исследователей. В работах М. Вербера, П. Друкера, Р. Кантильёна, К. Маркса, А. Маршала, Д. Рикардо, А. Смита, Й. Шумпетера предпринимательство рассматривается как в общетеоретическом, так и практически-функциональном плане.
Современные авторы - О. Амосов, В. Бакуменко, З. Варналый, И. Герчикова, В. Гринёва, А. Дегтярь, О. Кирш, О. Кужель, К. Ляпина, В. Ляшенко, М. На-долишний - рассматривают вопросы формирования предпринимательской среды, государственных и региональный программ его поддержки, изучают отдельные факторы, содействующие развитию предпринимательства.
Целью статьи является исследование теоретических аспектов формирования предпринимательской деятельности.
Понятие «предпринимательство» является весьма ёмким, так как в нём объединены совокупность экономических, юридических, политических, исторических и психологических отношений. Содержание этого понятия формировалось на протяжении значительного исторического периода и изменялось под воздействием базовых институтов и психологии людей.
В целом, предпринимательство - это умение начинать и вести дело, быть инициативным, преодолевать стереотипы, принимать рискованные решения [1]. Изучая мировую научную мысль о сути предпринимательства, отечественные экономисты выдвигают собственные определения данной категории, которые иногда имеют существенные расхождения. Так, отдельные учёные (В. Бобров, А. Крутик, А. Пименова) делают акцент только на цели предпринимательства -получении прибыли. Некоторые, при определении предпринимательства, выделяют одну из его основных функций - использование инноваций и нестандартного подхода к разрешению проблем (С. Дзюбик, О. Рывак, В. Мединский, Л. Шаршукова); а другие -рисковый характер предпринимательской деятельности (В. Мельничук, В. Онищенко).
Современная экономическая наука определяет предпринимательство как особый вид деятельности, в основе которого лежат следующие признаки: ■ - свобода выбора направлений и методов дея-
тельности, самостоятельность в принятии решений;
- постоянное существование фактора риска;
- ориентированность на достижение прибыли;
- инновационный характер деятельности.
Во время формирования определения понятия предпринимательства необходимо учитывать его основные черты:
- оно возможно только при определённой общественной ситуации - предпринимательской среды, под которым понимают, прежде всего, рынок, рыночную систему отношений;
- осуществляется от своего имени, на собственный риск и под личную, а не коллективную, имущественную ответственность отдельного физического лица-предпринимателя или юридического лица -предприятия (организации);
- требует личной свободы предпринимателя, его независимости, т. е. возможности принимать самостоятельные решения касательно организации и осуществлении производства товаров или предоставления услуг для получения максимальной прибыли;
- направлено на получение прибыли либо иного материального вознаграждения;
- проявляя инициативность и воплощая свои инновационные идеи, способствует эффективному соединению и использованию инвестиционных, материальных, трудовых и финансовых ресурсов;
- обеспечивает предусловия для возникновения и развития конкуренции на рынке и благодаря этому становится своеобразным катализатором социально-экономического развития экономики страны в целом;
- является главным фактором структурных изменений в системе хозяйствования [2].
Формирование и развитие предпринимательства может происходить при существовании определённых условий:
- экономических - разгосударствление и приватизация имущества, демонополизация хозяйственной деятельности, создание и функционирование на этой основе многосубъектных (частных, коллективных, кооперативных) собственников, утверждение свободы предпринимательской деятельности;
- политических - создание благоприятного предпринимательского климата, благодаря стабильности и демократизации общественной жизни, соответствующей налоговой, кредитной и иной политике, обеспечение гарантий сохранности и неприкосновенности частной собственности, в том числе и интеллектуальной;
- юридических - создание нормативной базы предпринимательства и его правовой защищённости;
- психологических - создание благоприятного психологического климата в обществе, преодоление негативного отношения населения к предпринимательству [3].
Таким образом, предпринимательство является специфическим видом общественнополезной экономической деятельности. Характеризующие черты предпринимательства - это предусмотрительность, напористость, инициатива, авторитет, коммуникабельность, умение принимать рискованные решения. Предпринимательство присуще как физическим, так и юридическим лицам всех форм собственности, различных размеров и организационных структур.
Основной целью предпринимательской деятельности является обеспечение потребностей общества товарами (услугами) соответствующего ассортимента и качества. Реализация цели предпринимательства требует решения следующих задач:
- постоянное повышение эффективности производства;
- своевременное и срочное внедрение достижений научно-технического прогресса в производство;
- постоянный рост культурно-технического и профессионально-квалификационного уровня работников предприятия, приобщение их к творческой деятельности.
В хозяйственной практике каждое предприятие осуществляет бесчисленное количество различных операций, которые по признакам родства могут быть объединены в группы по отдельным направлениям. Основными из них, которые и определяют целесообразность производства в условиях жёстких конкурентных отношений, является изучение конкурентной среды и рынка, на котором функционирует или на который планирует выйти предприятие со своей продукцией (услугами). На практике такой вид деятельности отождествляют с маркетинговой. В спектр задач маркетинговой деятельности входят:
- исследование рынка товаров (услуг);
- разработка и внедрение эффективных мер товарооборота;
- осуществление рекламных компаний;
- формирование обоснованной ценовой политики;
- формирование спроса и системы стимуляции сбыта;
- разработка действенной ассортиментной политики;
- определение дизайна товаров (услуг);
- формирование позитивного имиджа товаров (услуг);
- прогнозирование сервисного обслуживания.
На основании результатов маркетинговых исследований рынка товаров формируются основы инновационной деятельности для обеспечения беспрепятственного и успешного выхода на новые сегменты рынка с инновационной продукцией [4].
Инновационная деятельность предприятия, в свою очередь, включает следующие элементы:
- реализацию научно-технических разработок и испытаний;
- эффективную технологическую и конструкторскую деятельность;
- внедрение технических, организационных и иных нововведений;
- разработку новых полезных моделей по усовершенствованию организации, управления и регулирования деятельности предприятия;
- формирование эффективной инновационно-инвестиционной политики предприятия.
Таким образом, под инновационной деятельностью предприятия следует понимать процесс, осуществляющийся на основе реализации инвестиций с целью выполнения обоснованных научно-технических
программ с гарантированными сроками окупаемости расходов и внедрения новых научно-технических достижений в производство.
Залогом успешного функционирования предприятия в условиях рыночной конкурентной среды является эффективная производственная деятельность предприятия, которая включает:
- разработку программ выпуска товаров (услуг) в текущем периоде и на перспективу;
- сбалансирование производственных мощностей предприятия;
- прогнозирование объёмов производства продукции (услуг) определённой номенклатуры и ассортимента в соответствии с требованиями рынка;
- бесперебойное материально-техническое обеспечение производства необходимыми ресурсами;
- разработку согласованных во времени и пространстве оперативно-календарных графиков производства продукции (предоставления услуг);
- внедрения оптимизационных программ по рационализации использования имеющихся у предприятия ресурсов.
Эффективность предыдущих направлений целесообразно определять по результатам коммерческой деятельности, от масштабов и качества которой зависит финансовая результативность производства. Под коммерческой деятельностью следует понимать совокупность коммерческих и торгово-технологических мероприятий предприятия по доведению изготовленной им продукции до потребителей, включающую в себя:
- активный поиск рынков сбыта;
- поиск потенциальных клиентов;
- выбор каналов распространение товаров (услуг);
- создание длительных добропорядочных отношений с клиентами;
- документарное оформление хозяйственных договоров, включающих заключение договоров поставки.
Неотъемлемым атрибутом приверженности потребителей к изготовленной предприятием продукции (предоставленных услуг) является обеспечение послепродажного сервиса по факту реализации продукции, которое обеспечивает предоставление следующих услуг:
- обеспечение гарантийного технического обслуживания реализованного товара (предоставленной услуги) на протяжении определённого условиями договора срока эксплуатации;
- эксплуатационное сопровождение на протяжении нормативного срока службы реализованного товара (предоставленной услуги).
Все вышеперечисленные направления работы предприятия являются основой экономической деятельности предприятия, поскольку должны обеспечить достижение позитивного результата - получение гарантированной прибыли за счёт удовлетворения как
Поступила в редакцию
можно большего количества потребителей. К экономической деятельности также целесообразно будет отнести следующие:
- стратегическое, тактическое и операционное планирование деятельности предприятия;
- составление бизнес-планов и формирование бизнес-портфелей;
- осуществление надлежащего учёта всех производственно-финансовых операций;
- оформление отчётности по результатам хозяйственной деятельности в определённом периоде;
- выбор метода и стратегии ценообразования;
- выбор адекватной условиям хозяйствования системы оплаты труда и формирования надлежащей системы стимулирования работников;
- досистемное ресурсное обоснование производственной программы предприятия;
- осуществление эффективной внешнеэкономической деятельности [5].
Сущностью предпринимательской деятельности принято считать определение её значения для функционирования эффективной системы хозяйствования.
Практика хозяйствования демонстрирует возможность осуществления двух основных видов хозяйственной деятельности: производственной и посреднической.
При этом производственная деятельность считается определяющей, поскольку она наибольшим образом влияет на эффективность системы хозяйствования и на качество общественной жизни.
Таким образом, анализ и обобщение мнений ученых и практиков предпринимательская деятельность имеет большие резервы и перспективы, ведь нет другого способа становления и укрепления государства, кроме развития рыночной экономики, которая основывается, в первую очередь, на предпринимательстве.
Литература
1. Азоев Г.Л., Челенков А.П. Конкурентные преимущества фирмы. М., 2000. 256 с.
2. Грант Р.М. Ресурсная концепция конкурентных преимуществ: практические выводы для формулирования стратегии // Вест. Санкт-Петербургского университета. Серия 8. Менеджмент. 2003. Вып. 3.
3. Гальвановский М., Жуковская В., Трофимова И. Конкурентоспособность в микро-, мезо- и макроуровневом измерениях // Российский экономический журн. 1998. № 3. С. 67 - 77.
4. Буркинский Б.В., Стрелец А.А. Экономическая оценкка конкурентоспособности. Одесса, 1998. 54 с.
5. Рахимова Г.С. Конкурентный потенциал и конкурентная стратегия в совокупностиотношений конкурентоспособности : автореф. ... дис. канд. экон. наук / Казан. гос. унт, Казан. гос. техн. ун-т им. А.Н. Туполева. Казань, 2003. 20 с.
17 июня 2013 г.