УДК 631.153:338.22
И. П. Скворцов
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ФОРМИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В статье раскрыто управление инновационной деятельности, где важным инструментом является повышение реальной эффективности любой предпринимательской сферы экономики, обоснован стратегический подход к формированию инновационной и предпринимательской деятельности.
В современных условиях интенсификации процессов общественного воспроизводства главной формой хозяйственного развития становится предпринимательская и инновационная деятельность, целью которой является обеспечение качественного взаимодействия экономической и социальной систем. Из этого вытекает одна из самых важных задач стратегического процесса по переходу к инновационному пути развития, который необходим для интенсификации организационного вхождения в глобальную систему мирового хозяйства, для нахождения в ней своего достойного места, для определения стратегических перспектив сохранения и обеспечения устойчивого общественного прогресса для нашей страны.
Российская экономика в настоящее время существует лишь за счет продажи на мировых рынках своих природно-сырьевых и топливноэнергетических ресурсов, в основном нефти и газа. Но уже во всем мире идет предпринимательский процесс, направленный не только на производство товаров и услуг с высокой долей добавленной стоимости вновь создаваемых экономических благ, но прежде на производство и развитие новых видов товаров, продукции, работ и услуг или внедрение инноваций. В современных экономических условиях инновации превращаются в один из самых решающих факторов повышения конкурентоспособности, обеспечения экономического роста, устойчивого социально-экономического развития, повышения качества и уровня жизни населения.
Инновации, так же как и предпринимательство, могут дать возможность получать конкурентные преимущества и экономические выгоды, потенциально более существенные, чем выгоды, основанные главным образом на ценах реализации. Инновационное предпринимательство, безусловно, имеет определенные преимущества в сфере передачи технологий от науки в сферу производства. Высокая эффективность управления инновационным предпринимательством достигается обычно за счет мобильности, гибкости, быстрого и адекватного реагирования на изменяющиеся условия и требования рынка. Инновационная модель предпринимательского поведения наиболее типична и актуальна для большинства стран развитой экономики.
В современных условиях инновационная и предпринимательская деятельность является основой повышения реальной эффективности хозяйственной деятельности любых организаций, функционирующих в различных регионах, отраслях и сферах национальной экономики. Анализ существующих определений инновационной деятельности свидетельствует о том, что в них не акцентируется внимание на целевой направленности этой деятельности, а в ряде случаев цель подменяется средствами ее достижения. Зачастую вместо
цели можно найти более или менее подробный перечень достижения какой-то цели, представление о которой по умолчанию оставлено как бы за скобками.
В условиях социально-экономического развития происходящее переложение социальных инвестиций государства на плечи населения невозможно без ухудшения и без того уже критических условий воспроизводства предпринимательского капитала, снижения качества совокупной рабочей силы производителей, снижения экономической эффективности хозяйственной деятельности.
В соответствии с опытом западных стран должны увеличиваться инвестиции и вложения, прежде всего, в предпринимательский капитал, в подготовку научных кадров, рост их квалификации, в повышение заработной платы, прежде всего это касается новых, прогрессивных и перспективных специальностей. Уровень развития предпринимательского потенциала определяется экономическими условиями, специализацией и объемом реального дохода.
Признаками предпринимательской и инновационной политики в регионе, как правило, являются:
- увеличение социального и экономического развития;
- достижение прогрессивных методов в сфере материально-производственных затрат;
- повышение конкурентоспособности агропромышленного продукта на рынках;
- укрепление национальной, технологической и экономической безопасности и обороноспособности страны;
- повышение эффективности хозяйствования;
- улучшение уровня и качества жизни граждан страны.
За последние два десятилетия особенно активно развивается малый бизнес, представленный обычно работающим собственником и членами его семьи. Повышению конкурентоспособности и реальной эффективности функционирования малого бизнеса в любой сфере экономики, прежде всего в крестьянско-фермерской сфере, способствовало появление, возникновение и развитие сильнейшего стратегического механизма реального повышения эффективности процессов хозяйствования на основе разрешения известного противоречия между трудом и капиталом вследствие гармонизации интересов труда и капитала на основе совмещения функций непосредственных производителей материальных и духовных благ, менеджеров и реальных собственников средств производства в едином лице частных предпринимателей или бизнесменов, не применяющих наемный труд и не эксплуатирующих непосредственных производителей и созидателей прибыли. Динамичность структурных изменений, приоритетность качественных показателей, направленность малого бизнеса на максимальное и качественное удовлетворение потребностей населения и крестьянско-фермерских хозяйств, вследствие использования современных технологий менеджмента, обеспечивающего гармонизацию и системное единство интересов производителей экономических благ и их потребителей, способствовали повышению конкурентоспособности этого бизнеса. Малое предпринимательство без применения наемного труда с его гибкостью и способностью более полно и точно реагировать на потребительский спрос вполне отвечает требованиям повышения конкурентоспособности и реальной эффективности хозяйствования, обусловливаемого разрешением противоречия между трудом и капиталом, вследствие обеспечения
гармонизации и системного единства интересов производителей и капитала, соединения в лице одних и тех же субъектов хозяйствования, участников процесса общественного воспроизводства функций производителей экономических благ, являющихся собственниками своей рабочей силы, своей способности к производительному, творческому, созидательному труду, и собственников средств производства или владельцев капитала в малом бизнесе. В нормально развивающейся рыночной экономике малый бизнес занимает достойное место и выполняет ряд важных функций.
Роль малого предпринимательства в обеспечении экономического роста, снижении экономической напряженности очень велика и ни у кого не вызывает сомнений. По мнению многих экспертов, без ускоренного развития малого предпринимательства невозможно обеспечить решение социальноэкономических проблем России.
При этом многие специалисты считают, что без государственной поддержки проблемы малого бизнеса невозможно решить. Правительство же России, увлекшись либеральной идеей дерегулирования экономики, исходило из того, что рынок автоматически сам создаст конкуренцию и обеспечит непрерывный процесс образования новых предприятий малого и среднего бизнеса [1]. Однако жизнь показала, что это совершенно неоправданные иллюзии. В настоящее время в России очень остро стоит проблема развития инновационного и предпринимательского бизнеса, что, в свою очередь, напрямую сказывается на развитии экономики страны в целом.
Проблемы развития всей системы предпринимательского бизнеса, во многом связанной с развитием малого и среднего бизнеса, зависят от состояния нормативно-правовой базы, ее направленности на создание благоприятных условий для его развития. Малоэффективная нормативно-правовая база, регулирующая экономическое и предпринимательское развитие в целом и развитие субъектов малого бизнеса в частности, в настоящий момент далека от совершенства.
Развитие малого бизнеса играет значительную роль в оживлении экономики, освоении инноваций, обеспечении занятости населения. Именно в сфере малого бизнеса формируется слой эффективных собственников, т.к. создаются все необходимые условия для преодоления противоречий между трудом и капиталом, для обеспечения системного единства и гармоничного сочетания интересов непосредственных производителей, являющихся собственниками своей рабочей силы, своей способности к производительному, творческому, созидательному, интеллектуальному труду и предпринимательской, инновационной деятельности, и собственников средств производства или инвестированного в малый бизнес капитала, саморазвития творческой инициативы, инновационной и инвестиционной активности.
В становлении и развитии малого бизнеса в России можно выделить в соответствии с происходившими качественными и количественными изменениями пять стадий:
- I (1987-1991) - стартовая, зарождение и стихийное развитие малого бизнеса;
- II (1992-1994) - период быстрого роста числа малых предприятий;
- III (1995-1997) - стабилизация числа малых предприятий;
- IV (1998-2001) - резкое сокращение числа малых предприятий;
- V (2002-2004) - низкий рост числа малых предприятий, изменение структуры малого бизнеса.
В настоящее время назрела необходимость разграничения таких понятий, как инновационная и предпринимательская деятельность. Это обусловлено, прежде всего, наличием в этих видах деятельности по ряду существенных аспектов, связанных с созданием некоторой новой комбинации ресурсов, с существованием определенных рисков и других моментов, некоторой схожести, в связи с чем не всегда возможно уловить причины, по которым можно четко выявить право этих видов деятельности на раздельное существование в качестве самостоятельных дефиниций.
Понятие «инновация» впервые появилось еще в XIX в. в работах по культурологи при описании процессов проникновения элементов одной, чаще всего европейской, культуры в другую. И только в начале XX в. инновации стали восприниматься как порождение научно-технической мысли, возникшей в сфере научно-технического творчества и после определенной адаптации внедренной в остальные сферы человеческой деятельности, приносящей при этом определенный доход или социально-экономический эффект. Эффективность инноваций непосредственно определяется их конкретной способностью сберегать соответствующее количество труда, времени, различных видов ресурсов в расчете на единицу всех необходимых и потенциальных полезных эффектов создаваемых продуктов вследствие использования достижений научно-технического прогресса. Экономическая эффективность инновационных процессов и проектов непосредственно связана с проблемой обобщающей комплексной оценки эффективности капитальных вложений, т.к. проекты внедрения в хозяйственную деятельность новаций и новшеств неизбежно предполагает инвестирование капитала или капиталовложения.
Развитие любой успешно функционирующей в условиях рыночной экономики организации можно рассматривать как постоянный процесс создания инноваций, как непрерывный процесс предпринимательской деятельности, направленный на создание продукции и услуг, технологии и материалов, новых организационных форм, методов и способов управления, обладающих научно-технической новизной и позволяющих своими качественными и потребительскими свойствами удовлетворять новые общественные и индивидуальные потребности.
Существующая в настоящее время в условиях стратегического развития модель рыночного фундаментализма целевого направления и ориентация процессов общественного воспроизводства на извлечение прибыли любой ценой и измерение эффективности хозяйствования и предпринимательства на базе использования прибыли с помощью относительных показателей рентабельности не позволяет в реальной действительности не только обеспечить всестороннее и гармоничное развитие человека как производительной и потребительной силы общества, но и неизбежно приводит к усилению и углублению противоречий между трудом и капиталом, к относительному и абсолютному обнищанию большинства трудящегося населения, неустойчивости экономического развития и социальной несправедливости и неустроенности человеческой цивилизации.
При такой целевой направленности и ориентации осуществления бизнес-процессов неизбежно происходит, особенно в современных условиях свободного формирования цен реализации и отсутствия государственного регулирования инфляционных процессов, полный разрыв системного единства
и нарушение диалектической, в том числе и прямо пропорциональной, взаимосвязи между стоимостью или общественно необходимыми затратами труда в их денежном выражении в виде суммарной величины реально действующих цен реализации и потребительной стоимостью. Это неизбежно приводит к следующему:
- к нарушению системного единства и отсутствию гармоничного сочетания интересов производителей и потребителей, экономических условий;
- к возможности осуществления неэквивалентного обмена продукции, результатами и доходами производительного труда различных производителей и потребителей совокупной товарной массы;
- к повышению нормы прибыли и соответствующему усилению степени эксплуатации непосредственных производителей прибыли;
- к реальному снижению социально-экономической эффективности хозяйствования и предпринимательства из-за полного отсутствия социальной ответственности и социальной ориентированности, осуществляемых бизнес-процессов и фактического отказа государственного руководства от достижения предусмотренной Конституцией РФ приоритетной стратегической цели по формированию социально ориентированного общества и государства [2];
- к возникновению и усилению риска утраты экономической и национальной безопасности страны, разрушению ее национального единства и государственной целостности.
Увеличение общей массы прибыли и рост уровней рентабельности продукции и продаж в условиях предпринимательской деятельности и нестабильности, реально действующих рыночных цен и наблюдающееся в реальной действительности полное несоответствие и значительное превышение темпов роста стоимостных измерителей над темпами динамики физических объемов производства и продаж общей товарной массы конкретных видов продукции находят свое выражение в повышении материалоемкости, фондоемкости, трудоемкости и капиталоемкости единицы конкретных видов продукции в их натуральных измерениях.
В темпах роста прибыли недостаточно полно и точно отражаются финансовое состояние и платежеспособность крестьянско-фермерских хозяйств, измерение динамики потребительных стоимостей производимых видов продукции, темпы приумножения общественного богатства, без чего невозможно обеспечить достойное качество продажи. Кроме того, системный анализ экономической сущности и содержания стоимостной категории прибыли позволил выявить, что в современных условиях нестабильности и непрерывного роста, реально действующих рыночных цен реализации при непрекращаю-щейся инфляции общая масса прибыли не обладает всеми необходимыми свойствами полезности и ценности для потребителей и производителей любых видов экономических благ, соответствующими способностями и возможностями удовлетворять как текущие, так и перспективные, непрерывно возрастающие и неизбежно обновляющиеся при этом материальные и духовные потребности каждого человека в отдельности и общества в целом.
Это обусловлено тем, что в общей массе прибыли не содержится какой-либо части потребительной стоимости или реальной ценности и полезности создаваемых трудом производителей товарной массы экономических благ. С помощью прибыли невозможно удовлетворять непрерывно возрастающие и постоянно обновляющиеся текущие и перспективные потребности всех уча-
стников процесса общественного воспроизводства. Удовлетворение общественно необходимых потребностей можно обеспечить лишь путем производства и реализации соответствующей товарной массы потребительных стоимостей разнообразных видов экономических благ, обладающих необходимыми качественными, полезными, потребительскими свойствами. Динамика физических объектов производства и продаж товарной массы потребительных стоимостей создаваемых трудом производителей экономических благ в условиях нестабильности реально действующих рыночных цен реализации и не-прекращающейся инфляции никогда не совпадает и даже зачастую находится в противоположном направлении с динамикой прибыли [3]. Любые производители не заинтересованы в увеличении общей массы прибыли, т.к. рост прибыли неизбежно приводит к усилению степени эксплуатации труда производителей и сопровождается зачастую снижением абсолютных размеров и уровней их трудовых доходов в виде оплаты их созидательного труда. Рост доли прибыли в действующих рыночных ценах реализации без соответствующего повышения качества, увеличения потребительских свойств и полезности конкретных видов продукции, работ и услуг приводит к росту денежных затрат потребителей экономических благ. Все это при ограниченности покупательной способности основной массы потребителей, разбалансирован-ности производства и потребления, предложения и спроса неизбежно приводит к абсолютному и относительному их обнищанию, общему снижению уровня благосостояния и качества жизни людей. В полном соответствии с теорией трудового происхождения общественных отношений собственности любые производители разнообразных видов экономической стратегии выступают подлинными, равноправными собственниками всех видов полезных результатов, плодов, продукции и доходов, создаваемых их производительным трудом с помощью использования на вполне законных основаниях средств производства и других естественных, природных условий осуществления процессов труда и производства.
В связи с этим они обладают естественным законным правом частной собственности на присвоение и потребление результатов, плодов, продукции и доходов своего производительного труда в соответствии с количественной и качественной мерой израсходованного при этом созидательного труда. Экономическое принуждение, порабощение, угнетение, эксплуатация труда производителей, присвоение частными собственниками средств производства и других естественных, природных условий осуществления процессов труда и производства полезных результатов их созидательного труда происходит вследствие извлечения прибыли и осуществления в условиях рыночных отношений неэквивалентного обмена плодами, результатами, продуктами и доходами созидательного труда между различными производителями и потребителями совокупной товарной массы экономических благ.
Необходимым условием достижения главной стратегической цели российской рыночной экономики по эффективному воспроизводству предпринимательской деятельности производительной и потребительной силы человека является обеспечение непрерывного экономического роста и устойчивого социально-экономического развития хозяйственных систем на любом иерархическом уровне их управления. Под экономическим ростом следует понимать непрерывное увеличение масштабов производства и потребления общей товарной массы физических объемов разнообразных видов потребитель-
ных стоимостей создаваемых трудом производителей экономических благ, удовлетворяющих своими качественными, полезными, потребительскими свойствами все возрастающее и непрерывно обновляющиеся материальные и духовные потребности каждого человека в отдельности и общества в целом. Экономический рост является основой социально-экономического и общественного прогресса и оказывает непосредственное влияние на всестороннее и гармоничное развитие человека и прогресс всего общества через увеличение, совершенствование производительных сил и улучшение их качества, сопровождающееся непрерывным повышением уровня благосостояния и качества жизни людей.
Список литературы
1. Аграрное право : учебник / С. А. Боголюбов, Е. Л. Минина ; под ред. С. А. Боголюбова и Е. Л. Мининой. - М. : Эксмо, 2008. - 368 с.
2. Бабайцева, Е. А. Предпринимательство в России: историко-правовые аспекты / Е. А. Бабайцева ; отв. ред. Ю. Ю. Ветютнев. - Элиста : Джангар, 2007. - 288 с.
3. Кабулова, Ф. В. Малое предпринимательство в аграрной сфере экономики РФ / Ф. В. Кабулова, Ф. В. Кабулова // Достижения науки и техники АПК. - 2006. -№ 10. - С. 22-23.