УДК 371 (075)
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ СОДЕРЖАНИЯ КРОССКУЛЬТУРНОГО КОНТЕКСТА
ОБУЧАЮЩЕГОСЯ
Н.В. Жукова, Л.А. Рыбакова
В статье описана теоретическая модель содержания внутреннего кросскультурного контекста первоклассников в период адаптации в условиях полиэтнической школы
Ключевые слова: внутренний кросскультурный контекст; этническая идентичность, социальная идентичность, формы внутреннего кросскультурного контекста
В контексте непрерывного образования и современных социокультурных условий становятся актуальными научная рефлексия и построение новых содержательно-структурных элементов осмысления процесса становления личной культуры обучающегося в школе или вузе.
Под личной общей культурой человека мы понимаем непрерывно изменяющиеся, находящиеся в развитии интеллектуальные, моральные и нравственно-этические (духовные) образцы поведения и деятельности человека, которым он следует в своем бытии и которые формируются в его внутреннем кросскультурном контексте. В условиях современной общеобразовательной школы многонационального региона, в связи с усилением миграционных процессов, особую значимость приобретает проблема социокультурной адаптации детей к школе. Согласно положениям федерального государственного образовательного стандарта личностные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать: осознание своей этнической принадлежности; принятие и освоение социальной роли обучающегося, овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире. Под результатом социокультурной адаптации понимают успешность присвоения новых социокультурных образцов при сохранении своей самобытности.
Согласно А.А. Вербицкому, каждый ребенок, приходя в первый класс школы, уже обладает вполне определенным образом мира, эмпирически сложившимся в различных национальных, семейных, религиозных и иных условиях, и составляющий внутренний контекст его жизни. Контекст как психологическая категория - это система внутренних и внешних факторов и условий поведения и деятельности человека, влияющих на особенности восприятия понимания и преобразования конкретной ситуации,
определяющих смысл и значение этой ситуации как целого и входящих в него компонентов (А.А. Вербицкий). На основе теоретических принципов и
Жукова Наталья Владимировна -УИЭУП, д-р психол. наук, профессор, e-mail: [email protected], тел. 8-912601-63-29
положений контекстного подхода нами была создана теоретическая модель содержания
внутреннего кросскультурного контекста первоклассника, которая может послужить для дальнейшего изучения процесса становления
личной культуры обучающегося в разных
образовательных контекстах (школы, вуза и т. п.).
В период адаптации первоклассника внешними контекстами развития его внутреннего контекста являются «контекст семьи» и «контекст школы», которые неидентичны по своим социальнопсихологическим характеристикам.
Семья как внешний контекст развития первоклассника транслирует образцы этнической семейной культуры, проекцией которой во внутреннем кросскультурном контексте является этническая идентичность. Под этнической
идентичностью в новой социальной ситуации развития первоклассника мы понимаем результат осознания присвоенных ранее образцов семейной этнической культуры при сравнении с другими социокультурными образцами в полиэтнической образовательной среде школы.
На основе теоретического анализа контекста семьи как первого внешнего контекста развития внутреннего кросскультурного контекста первоклассников был выделен рефлексивный критерий сравнения образцов семейной этнической культуры с другими образцами в полиэтнической образовательной среде школы: «принадлежность к этнической семейной группе». На его основе строится новый образец как элемент внутреннего
кросскультурного контекста, который является
этнической идентичностью, состоящей из компонентов: когнитивные компоненты -
этническая семейная группа, актуализированность этнической идентичности, самоидентификация; эмоциональные компоненты - эмоциональное
отношение к своей семейной группе/к доминирующей группе (отвергаемое,
привлекательное, нейтральное), отношение к своей идентичности (определенность). В зависимости от результата рефлексии могут быть проявлены разные типы этнической идентичности первоклассников: позитивная, негативная, неопределенная.
Рыбакова Людмила Александровна - НГСПА,
преподаватель, e-mail: luda. ribakova@vandex. ru
Т аблица 1
Модель содержания внутреннего кросскультурного контекста первоклассников_____________________
ВНЕШНИЕ КОНТЕКСТЫ
Контекст семьи Образцы этнической семейной культуры Контекст школы Образцы школьной культуры
ВНУТРЕННИЙ КРОССКУЛЬТУРНЫЙ КОНТЕКСТ ПЕРВОКЛАССНИКОВ
Рефлексивный критерий: «принадлежность к этнической семейной группе» Рефлексивный критерий: «принадлежность к социальной группе школьников»
Д Новый образец Этническая идентичность как элемент внутреннего кросскультурного контекста д Новый образец Социальная идентичность как элемент внутреннего кросскультурного контекста
Когнитивные Эмоциональные компоненты компоненты Компоненты
Этническая семейная группа ь т с о н н 03 И о К со и 4 03 < Самоидентификация Отношение к своей семейной группе Определенность Сформированность внутренней позиции школьника Актуализированность роли ученика Уровень школьной мотивации Адекватность половозрастного статуса
Типы этнической идентичности как элемента внутреннего кросскультурного контекста Т ипы социальной идентичности как элемента внутреннего кросскультурного контекста
Позитивная Негативная Неопределенная Сформированна я Недостаточно сформированна я Несформированн ая
интеграция ФОРМЫ ВНУТРЕННЕГО КОНТЕКСТА ПЕРВОКЛАССНИКОВ
ДИФФУЗНАЯ ГРУППОВАЯ КРИЗИСНАЯ СУБЪЕКТНАЯ СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ
На основе теоретического анализа контекста школы как второго внешнего контекста развития внутреннего контекста первоклассников были выделены рефлексивные критерии образцов школьной культуры: внутренняя позиция
школьника, школьная мотивация,
актуализированность роли ученика, половозрастная идентификация. На их основе строится новый образец как элемент внутреннего кросскультурного контекста, который является социальной идентичностью, состоящей из компонентов: представление о роли ученика, наличие позитивного образа будущего, школьная мотивация
(сформированность отношения к себе как к школьнику), актуализированность роли ученика, адекватность полового и возрастного статусов. Под социальной идентичностью мы понимаем
результат присвоения образцов школьной культуры, освоение социальной роли ученика,
предполагающей идентификацию с группой сверстников, учащихся школы. В зависимости от результата рефлексии могут быть проявлены разные типы социальной идентичности первоклассников: сформированная, недостаточно сформированная, несформированная.
Таким образом, внутренний кросскультурный контекст первоклассника - это система, включающая в себя такие содержательные элементы, как этническая и социальная идентичность. Внутренний кросскультурный контекст обуславливает особенности восприятия, понимания и преобразования конкретной ситуации и оказывает встречное, смыслообразующее влияние на содержание и процесс присвоения
первоклассником как субъектом познания новых социокультурных образцов.
На основании возможных вариантов
интеграции образцов семейной этнической
культуры и образцов школьной культуры были выделены формы проявления внутреннего кросскультурного контекста первоклассников в период адаптации к школе.
Формы внутреннего кросскультурного контекста первокл ассников
Диффузная
У отсутствие самоидентификации
Субъектная
Групповая
Кризисная
У ЭИ - неактуализированная определенная
Социокультурная
У ЭИ - неактуализированная, неопределенная
У ЭИ - актуализированная, определенная У СИ - неактуализированная
У ЭИ - актуализированная, определенн У СИ - актуализированная
Каждая форма характеризуется следующими критериями.
Диффузная форма: идентификация со своей семейной группой либо отсутствие самоидентификации, неактуализированная
этническая идентичность, неопределенное
отношение к своей этнической принадлежности.
Групповая форма: идентификация со своей семейной группой, привлекательное либо
нейтральное, либо отвергаемое отношение к своей семейной группе, неактуализированная этническая идентичность, определенное, устойчивое отношение к своей идентичности.
Кризисная форма: идентификации со своей семейной группой, неактуализированная этническая идентичность, неопределенное отношение к своей этнической принадлежности, проявляющееся в выборе другой этнической группы.
Субъектная форма: идентификация с одной или несколькими этническими группами, привлекательное либо нейтральное отношение к своей группе, актуализированная этническая идентичность, определенное, устойчивое отношение к своей идентичности.
Социокультурная форма: личностная
идентичность, положительное либо нейтральное отношение к доминирующему этносу, сформированная социальная идентичность.
Разработанная нами теоретическая модель содержания внутреннего кросскультурного контекста первоклассников в период адаптации к школе стала основанием для проведения эмпирического исследования, проведенного с помощью комплекса методов и методик, представленных в Таблице 2.
Таблица 2
Методы и методики, применяемые в исследовании
Методы и методики Назначение Исследуемые параметры
Методы и методики исследования этнической идентичности первоклассников
Анкета для родителей «Этнос семьи» Этнические корни семьи, национальность родителей Национальность двух поколений (мать, отца, бабушек, дедушек), этническая принадлежность родителей и ребенка (по мнению родителей)
Метод этнической самоидентификации со свободным выбором Этническая самоидентификация Этническая семейная группа, этническая самоидентификация, отношение к своей идентичности (определенность)
Цветовой тест отношений в интерпретации Н.Я. и М.М. Семаго Отношение к своей этнической принадлежности и к доминирующему этносу Эмоциональное отношение к своей этнической семейной группе и к доминирующему этносу (привлекательное, нейтральное,
отвергаемое)
Модифицированный вариант методики «Кто ты?» М. Кун и Т. Макпартлэнд Актуализированность этнической идентичности Актуализированность этнической идентичности
Методы и методики исследования социальной идентичности первоклассников
Структурированное интервью «Внутренняя позиция школьника» Компоненты внутренней позиции школьника Сформированность внутренней позиции школьника (представление об учении, представление о роли ученика, наличие позитивного образа будущего, формирование положительного отношения к учебе)
Анкета для определения школьной мотивации Н.Г. Лускановой Школьная мотивация Сформированность отношения к себе как к школьнику, уровень школьной мотивации
Модифицированный вариант методики «Кто ты?» М. Кун и Т. Макпартлэнд Актуализированность роли ученика (социальной идентичности) Актуализированность роли ученика (социальной идентичности)
Методика исследования детского самосознания Белопольской Н.Л. Половозрастная идентификация Сформированность аспектов самосознания, связанных с идентификацией пола и возраста (адекватность полового и возрастного статусов)
Методика исследования психологических защит первоклассников
Полупроективная методика «Сказочный проективный тест» К. Колакоглоу, адаптированный и стандартизированный Е.В. Савиной Личностные особенности ребенка, защитные механизмы Психологические защитные механизмы
Методики исследования адаптации первоклассников к школе
Методика «Карта наблюдений» Д. Стотта Трудности адаптации ребенка к школе Степени проявления школьной дезадаптации: ситуативные реакции, нарушения, неприспособленность
Методика шкалированной оценки силы переживания школьных объектных страхов В. А. Петченко Переживания школьных страхов Степень силы переживания школьных страхов, уровень невротизации
Результаты проведенного исследования, целью которого было обоснование содержания внутреннего кросскультурного контекста первоклассника в период адаптации к школе, достаточно подробно представлены в статье Л.А.
Рыбаковой в данном «Вестнике». Представляется, что предложенная нами теоретическая модель может быть экстраполирована и на другие возрастные этапы развития личности в процессах образования, в том числе профессионального.
Уральский институт экономики, управления и права Нижнетагильская государственная социально-педагогическая академия
THE THEORETICAL MODEL OF A CROSSCULTERAL CONTENT OF A LEARNER
N.V. Jukova, L.A. Ribakova
The paper describes the theoretical model of cross-cultural context internal first-graders is presented
Литература
1.Вербицкий, А. А. Новая образовательная парадигма и контекстное обучение./А.А. Вербицкий. - М.: ИЦПКПС, 1999. - 75 с.
2. Жукова Н.В. Контексты становления личной культуры субъекта познания: Монография. Екатеринбург / Урал. Ин-т экономики, управления и права, 2012. -148 с.
Key words: theoretical model, crosscultural context, learner