УДК 371 (075)
ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВНУТРЕННЕГО КРОССКУЛЬТУРНОГО КОНТЕКСТА ПЕРВОКЛАССНИКОВ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К ШКОЛЕ
Л.А. Рыбакова
В статье представлены результаты эмпирического исследования внутреннего кросскультурного контекста первоклассников в период адаптации в условиях полиэтнической школы
Ключевые слова: социокультурная адаптация, кросскультурный контекст первоклассников, формы
кросскультурного контекста
Существующие подходы к исследованию адаптации первоклассников к условиям школы и школьному обучению ограничены изучением социально-психологических либо ее культурных аспектов, а также категорией личности, что не позволяет рассматривать психологические и культурные феномены в их единстве и целостности. Такими возможностями обладает контекстный подход (А.А. Вербицкий, Н.В. Жукова, В.Г. Калашников)[1; 2].
С позиций этого подхода была создана теоретическая модель содержания внутреннего кросскультурного контекста первоклассника в период адаптации к школе, описанная в совместной с Н. В Жуковой статье, помещенной в данном «Вестнике». Теоретическая модель стала основанием проведения эмпирического
исследования по выявлению содержания такого контекста с помощью комплекса методов и методик, описанных в той же статье.
В исследовании приняло участие 95 учащихся первых классов МОУ СОШ № 82, 11, 64 г. Н. Тагила и МОУ СОШ № 149 г. Екатеринбурга, 95 родителей первоклассников и 8 учителей начальных классов. Необходимость представить в составе выборки первоклассников разной этнической
принадлежности, обусловила ее способ и критерий.
Репрезентативность выборки обеспечивалась стратифицированным случайным отбором по критерию принадлежности к доминирующему этносу.
С целью подтверждения и определения этноса семей первоклассников проведено анкетирование родителей. Вопрос анкеты «Перечислите, пожалуйста, национальности членов Вашей семьи» выявлял национальную идентичность двух поколений (мать, отца, бабушек, дедушек), этнические корни семьи. На основании ответов родителей выборка была разделена на группы: «Русские», «Русские с этническими корнями» и «Другие».
Математико-статистическая обработка
результатов эмпирических данных и их качественный анализ были направлена на: 1)
выявление связи типов этнической идентичности
Рыбакова Людмила Александровна - НГСПА, ст. преподаватель, e-mail: luda. ribakova@yandex. ru
как содержательного элемента внутреннего кросскультурного контекста первоклассников, принадлежности к семейной группе с компонентами этнической идентичности; 2) выявление связи
компонентов этнической и социальной идентичностей как элементов внутреннего кросскультурного контекста первоклассников; 3) выявление связи форм внутреннего кросскультурного контекста первоклассников с показателями адаптации к школе и психологическими защитами.
В соответствии с решаемыми задачами и
структурой исходных данных были выбраны методы математико-статистической обработки
эмпирических данных: анализ номинативных
данных по критерию х2-Пирсона и сравнительный анализ по критерию Н-Краскала-Уоллеса. При обработке данных использовалась программа
Statistiсa 6.0.
Интерпретация результатов исследования.
1. Выявление связи типов этнической
идентичности как содержательного элемента внутреннего кросскультурного контекста первоклассников, принадлежности к этнической семейной группе с компонентами этнической идентичности.
Установлена статистически достоверная связь между типами этнической идентичности и этническими семейными группами (х2 = 17,75, р < 0,01), представленная в таблице 1.
Результат осознания присвоенных образцов семейной этнической культуры при сравнении с другими социокультурными образцами на основе рефлексии в полиэтнической образовательной среде школы обусловлен принадлежностью к этнической семейной группе и доминирующему этносу. Дети русской национальности в однородной семейной группе и в своей этнической среде обнаруживают в большинстве случаев позитивный тип этнической идентичности. Дети русской национальности с этническими корнями обнаруживают высокие значения по неопределенному типу этнической идентичности, что говорит о трудностях идентификации в этой семейной группе, связанных с разными образцами этнического поведения, приводящего к внутренним неосознаваемым конфликтам. У детей недоминирующих
национальностей в чужой этнической среде
(русской) преобладает тип позитивной этнической идентичности, что подтверждает устойчивое влияние традиционной культуры. Но, в тоже время, в семейной группе «Другие» выявлены типы идентичности негативная и неопределенная, что, вероятно, обусловлено влиянием доминирующего
этноса на изменения образца своего присвоенного ранее образца семейной этнической культуры.
При исследовании этнической идентичности как элемента внутреннего кросскультурного контекста были выявлены достоверные связи компонентов между собой, представленные в таблице 2.
Таблица i
Соотношение типов этнической идентичности с этническими семейными группами, % испытуемых
Т ип этнической идентичности Русские Русские с этническими корнями Другие
Негативная G,GG 25,GG 13,64
Позитивная 77,78 29,17 7G,45
Неопределенная 22,22 45,83 15,91
Сумма i GG,GG i GG,GG i GG,GG
Связь компонентов этнической идентичности между собой
Таблица 2
Компоненты этнической идентичности Этническая самоидентификация Эмоциональное отношение к своей этнической группе Определенность этнической идентичности
Этническая семейная группа /=1G6,61, р < G,G1 =22,89, р < G,G1 Х2=7,54, p < G,G5
Связь компонентов этнической идентичности между собой показывает, что на основе рефлексии произошла объективация образцов этнической семейной группы.
Связь компонентов этнической
самоидентификацией и актуализированностью этнической идентичности на уровне статистической значимости (р < 0,05) указывает на готовность следовать образцам семейной этнической культуры.
2. Выявление связи компонентов этнической и социальной идентичностей как элементов внутреннего кросскультурного контекста первоклассников.
При исследовании связи компонентов этнической и социальной идентичностей были выявлены связи этнической самоидентификации с актуализированностью роли ученика и уровнем школьной мотивации, представленные в таблице 3.
Т аблица 3
Связь этнической самоидентификации с компонентами социальной идентичности
Компонент этнической идентичности Актуализированность роли ученика Уровень школьной мотивации
Этническая самоидентификация X2=32,4G7G, p<G,G5 Х2=146,543, p<G,G1
Обнаружена статистически достоверная связь этнической самоидентификации как компонента этнической идентичности с компонентами социальной идентичности: актуализированностью роли ученика на уровне статистической значимости (р < 0,05) и уровнем школьной мотивации
(сформированности отношения к себе как к школьнику) на высоком уровне значимости (р < 0,01), что отражает результат интеграции этнической и социальной идентичностей во внутреннем кросскультурном контексте
первоклассников.
Распределение испытуемых по признаку актуализированности роли ученика связано с их этнической самоидентификацией. Так как испытуемые идентифицировали себя с самоназваниями 16 народов, то мы объединили их в
группы по критерию типов культур (по классификации Г. Триандиса) и по критерию принадлежности к доминирующей культуре: индивидуалистический тип; коллективистский доминирующий тип; коллективистский
недоминирующий тип. Обучение в своей этнической среде не актуализирует потребность в этнической самоидентификации, поэтому у большинства представителей коллективистского доминирующего типа актуализируется роль ученика.
У всех представителей индивидуалистической культуры в данной выборке роль ученика актуализирована, что, вероятно, связано с проявлением мотивации достижения как этнической особенности воспитания. У первоклассников недоминирующих культур коллективистского типа
в период адаптации к школе принятие нового социального статуса, освоение роли ученика происходит позднее, чем у остальных групп учащихся. Это подтверждает то, что учащиеся традиционных культур первоначально решают задачу культурной адаптации в новой этнической среде. От результата интеграции элементов зависит целостность внутреннего контекста, действие которого проявляется в актуализированности роли ученика, сформированности отношения к себе как к школьнику, уровне школьной мотивации.
3 . Выявление связи форм внутреннего кросскультурного контекста первоклассников с показателями адаптации к школе и психологическими защитами.
При исследовании связи форм внутреннего кросскультурного контекста с показателями адаптации к школе и психологическими защитами
были выявлены достоверные связи с баллами дезадаптации на высоком уровне статистической значимости (р < 0,01); пространственно-
временными страхами на уровне статистической значимости (р < 0,05). Для выявления форм внутреннего кросскультурного контекста
способствующих адаптации было проведено попарное сравнение форм по баллам дезадаптации и попарное сравнение форм с пространственновременными страхами по критерию ^-Манна-
Уитни.
На Рисунке 1 представлена гистограмма распределения баллов дезадаптации по формам внутреннего кросскультурного контекста
первоклассников, построенная по средним
арифметическим значениям.
е
ерС
з5
30
25
20
15
10
5
0
*++
*++
±±±
П Диффузная Н Групповая В Кризисная Н Субъектная □ Социокультурная
Формы внутреннего кросскультурного контекста
Рис. 1. Распределение баллов дезадаптации по формам внутреннего кросскультурного контекста
первоклассников.
По результатам исследования было
установлено, что у первоклассников с диффузной формой балл дезадаптации выше, чем у первоклассников с социокультурной формой. Основной характеристикой диффузной формы
является отсутствие самоидентификации, а
основной характеристикой социокультурной формы является принятие образцов этнической и школьной культуры. В результате, дезадаптация проявляется в случае несформированности этнической
идентичности как элемента внутреннего
кросскультурного контекста в случае диффузной формы. В случае социокультурной формы показано, что она способствует адаптации, так как имеет сформированные этническую и социальную идентичность как элементы внутреннего
кросскультурного контекста.
Попарное сравнение форм внутреннего кросскультурного контекста с пространственновременными страхами, как показателем адаптации, измеренными в баллах, по критерию U-Манна-Уитни показало, что у испытуемых с диффузной формой выраженность пространственно-временных страхов выше, чем у испытуемых с социокультурной формой.
Приведем примеры, иллюстрирующие характеристики форм внутреннего
кросскультурного контекста первоклассников.
При исследовании связи форм внутреннего кросскультурного контекста с психологическими защитами выявлены следующие достоверные связи, представленные в таблице 4.
Таблица 4
Связь форм внутреннего кросскультурного контекста с психологическими защитами
Внутренний кросскультурный контекст Психологические защиты
Проективная идентификация Проекция «Агрессия на себя»
Формы внутреннего кросскультурного контекста /=12,48, p < G,G5 /=12,1G, p < G,G5 /=12,7G, p < G,G5
Процесс интеграции элементов внутреннего контекста сопровождается бессознательным включением психологических защит, роль которых зависит от целостности внутреннего кросскультурного контекста. Действие
психологических защит определялось по ответам на вопросы «Сказочного проективного теста».
По результатам исследования было выявлено, что групповая и социокультурная формы внутреннего кросскультурного контекста первоклассников связаны на статистическом уровне значимости (р < 0,05) с защитным механизмом проективной идентификации, который по разному проявляется в каждой из этих форм. У испытуемых с групповой формой данный защитный механизм проявляется в агрессивных импульсах, направленных на другого. У испытуемых с социокультурной формой данный защитный механизм проявляется в формировании нормативных социальных отношений и взаимодействий, что позволяет соблюдать культурные традиции.
По результатам исследования было выявлено, что кризисная и групповая формы внутреннего кросскультурного контекста первоклассников связаны на статистическом уровне значимости (р < 0,05) с защитным механизмом проекции, который по разному проявляется в каждой из этих форм. У первоклассников с кризисной формой механизм проекции включается чаще, чем у первоклассников с групповой формой.
По результатам исследования было выявлено, что диффузная форма внутреннего кросскультурного контекста первоклассников связана на статистическом уровне значимости (р < 0,05) с защитным механизмом «Агрессия на себя».
У первоклассников с диффузной, групповой, кризисной формами внутреннего кросскультурного контекста обнаружена тенденция к большему (более чем в два раза) использованию примитивных защитных механизмов и отсутствие высших психологических защит, по сравнению с первоклассниками с субъектной и социокультурной формами.
Таким образом, было выявлено, что процесс адаптации первоклассников зависит от форм внутреннего кросскультурного контекста. Внутренний кросскультурный контекст,
проявляющийся в субъектной и социокультурной
формах, способствует адаптации первоклассников, а проявляющийся в форме диффузной, кризисной и групповой не способствуют адаптации. Процесс дезинтеграции элементов внутреннего
кросскультурного контекста сопровождается
бессознательным включением психологических защит.
У первоклассников с групповой формой проявляется защитный механизм проективной
идентификации, который выражается в агрессивных импульсах, направленных на другого. У
первоклассников с социокультурной формой данный психологический механизм проявляется в формировании нормативных социальных
отношений и взаимодействий, что позволяет соблюдать культурные традиции. У первоклассников с диффузной формой проявляется защита как «Агрессия на себя».
У первоклассников с кризисной формой проявляется защитный механизм проекции, что говорит о сопротивлении в формировании
социальной роли и высоком эмоциональном напряжении. У первоклассников с диффузной, групповой, кризисной формами внутреннего кросскультурного контекста обнаружена тенденция к большему (более чем в два раза) использованию примитивных защитных механизмов и отсутствие высших психологических защит по сравнению с первоклассниками с субъектной и социокультурной формами.
В заключение можно сказать, что теоретическая модель содержания внутреннего контекста первоклассника в период его адаптации к школе и эмпирическое исследование этого феномена, дают возможность дальнейшего проведения исследований становления личной культуры обучающихся, научной рефлексии и практического применения, выделенных в ходе проведенного исследования содержательноструктурных элементов.
Литература
1. Вербицкий, А. А. Категория «контекст» в психологии и педагогике [Текст]: монография / А. А. Вербицкий, В. Г. Калашников. - М. : Логос, 2010. - 300 с.
2. Жукова, Н. В. Роль внутреннего кросскультурного контекста в становлении личной культуры субъекта [Текст] : монография / Н. В. Жукова ; Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2009. - 212 с.
Нижнетагильская государственная социально-педагогическая академия
EMPIRICAL STADIES OF CROSS-CULTURAL CONTEXT OF FIRST FORMERS IN THE
PERIOD OF ADAPTATION TO SCHOOL
L.A Rybakova
The paper contains the results of empirical studies of cross-cultural context of first formers in the period of adaptation to polyethnical school
Key words: socio-cultural adaptation, cross-cultural context of first formers, forms of cross-cultural context