теневой оборот малого предпринимательства
И АНАЛИЗ ЕГО ОСНОВНЫХ ПРИЧИН
Т.Н. Кошелева,
доцент кафедры экономики предприятия и предпринимательства Санкт-Петербургского университета управления и экономики,
кандидат экономических наук, [email protected]
В статье рассматривается сущность и объемы теневого оборота, проводится анализ причин его становления. Даются рекомендации по снижению теневой активности малого предпринимательства.
Ключевые слова: малое предпринимательство, теневой оборот, теневая экономика
УДК 332.025.12 ББК 65.291
Существует проблема, которая волнует и предпринимателей, и российские органы власти — это проблема неформального, так называемого «теневого» предпринимательства. Эта проблема в настоящее время приобретает масштаб системной проблемы, так как фактически тормозит раскрытие и использование предпринимательского потенциала не только в малом предпринимательстве, но и в масштабах всей страны. Наиболее распространено неформальное предпринимательство среди субъектов малого бизнеса в розничной торговле и бытовых услугах населению, численность занятых на таких предприятиях, в среднем, не превышает 10 человек. Теневой оборот является составной частью деятельности большинства малых предприятий и не только в России, но и в развитых зарубежных странах. Теневой экономикой или теневым оборотом принято называть хозяйственную деятельность юридических и физических лиц, которая развивается вне государственного учета и контроля, а потому не отражается в официальной статистике [1, с. 14]. Теневая экономика в мире, включая криминальный сектор в начале ХХ! века оценивалась примерно в 9 трлн. долл. США [2, с. 21]. Достаточно широкое распространение теневой экономики в современной России определяется и историей ее развития в период активных рыночных реформ в 1990-е гг., когда объем теневого сектора составлял, по оценкам экспертов, более 40% ВВП страны [3, с. 21]. В настоящее время в 2007 г., по оценкам Всемирного банка, теневой оборот российской экономики достиг около 46% ВВП [4], а по оценкам Росстата, масштабы теневой экономики в России в настоящее время составляют от 24% до 90% ВВП. С 2005 по 2009 гг. в общей доле теневого оборота малого предпринимательства наблюдалась устойчивая тенденция снижения с 32,3% (2005 г.) до 31,4% (2009 г.), при снижающемся теневом выпуске (в 2005 году — 16,5%, в 2009 году — 14,6%) и растущей доли обналичиваемых средств (с 17,3% в 2005 г. до 18,8% в 2009 г.) [5, с. 4].
Такой разброс в оценках определяется тем, что, используются различные методики для определения масштабов теневого оборота, а также тем, что учет ведется по различным теневым секторам экономики, т.е. используются разные подходы к самому определению теневой экономики. Так, Росстат под теневой экономикой подразумевает экономическую деятельность, которая разрешена законом, но не показывается в официальной отчетности, в то время как доходы от криминальной деятельности предпринимателей российской статистикой, как и в большинстве стран, к теневой экономике не относятся и в ней не учитываются.
Масштабы теневой экономики в малом предпринимательстве очень сильно варьируются в зависимости от сферы деятельности, например, в сфере услуг объемы теневой экономики в сфере услуг составляют до 60%, по данным социологических исследований, только за один месяц на теневом рынке услуг осуществляют ремонт квартир и сантехники — 15,8% опрошенных, ремонт бытовой техники — 12,5%, пошив и ремонт одежды 19,9%, услуги автосервиса — 10,9%, заказывали строительные работы — 10,5% и т. д. [6]
Современная теневая экономика существует в силу природы самих рыночных отношений, так как само рыночное хозяйство построено на фетишизации прибыли и дохода. Поэтому предприниматели, в особенности малые предприниматели, часто пренебрегают долгосрочными общественными интересами ради быстрой и относительно легкой личной выгоды.
С другой стороны, формирование теневой экономики определяется, в том числе, и особенностями системы государственного регулирования. Государственное регулирование предусматривает ряд ограничений, а при наличии ограничений, появляется соблазн их нарушить, а в отношении такого высоко рискового сектора экономики, как малое предпринимательство, у предпринимателей возникает необходимость в сокращении расходов, а проще всего это сделать предпринимателю в связи с острой нехваткой наличных ресурсов, за счет сокращения объема уплачиваемых государству налогов. Так что для малого предпринимательства подчас именно теневые обороты дают возможность к более устойчивому и длительному существованию на рынке, особенно в условиях кризиса.
Высокие налоговые ставки, таким образом, также выступают одной из основных причин развития теневого оборота и укрывания реальных масштабов деятельности малых предприятий даже при использовании льготных режимов налогообложения. Система льготного налогообложения является одной из мер государства в системе по снижению объемов теневого оборота. Но, за счет того, что система льготного налогообложения направлена на стимулирование развития малого предпринимательства, она несет в себе и серьезный недостаток, т.к. тормозит развитие самого малого предпринимательства: при увеличении оборота малого предприятия оно может попасть в другие, не совсем выгодные для своего развития условия налогообложения. Все это заставляет предпринимателей дробить малый бизнес и вводить «серые схемы» ведения хозяйственной деятельности. Осуществляя «серые схемы» ведения хозяйственной деятельности наладить высокотехнологичное производство очень сложно, а существующие теневые схемы уклонения от налогов создают условия предпринимателям только для вложения средств в наиболее освоенные виды предпринимательской деятельности.
Таким образом, достаточно высокие ставки налогов, «отнимающие» значительную часть прибыли малого предприятия, сдерживают предпринимательскую инициативу, препятствуя новым инвестициям, и стимулируют малое предпринимательство «уходить в тень». Учитывая эти обстоятельства, правительства экономически развитых стран создали «Организацию экономического сотрудничества и развития» (ОЭСР) с целью формирования эффективной и простой в применении налоговой системы, которая может реально способствовать экономическому росту каждой страны и, соответственно, должна способствовать сокращению теневого сектора. В промышленно развитых странах используются следующие виды налоговых льгот, с помощью которых государство активизирует и стимулирует деятельность малого предпринимательства, в том числе пытаясь снизить долю теневого сектора: «налоговые каникулы»; снижение ставок налога на прибыль, направленную на выполняемые по заказу и совместные с государственными предприятиями НИОКР; льготное налогообложение прибыли, полученной в результате использования патентов, лицензий, ноу-хау и т. д. и другие [7, с. 42].
В большинстве стран ОЭСР индивидуальные предприниматели платят обычный подоходный налог по прогрессивной шкале, за вычетом расходов на ведение бизнеса. На динамику теневого оборота влияет не только сама ставка налога, но и структура налогов. Твердые ставки налогов стимулируют создание новых малых предприятий, прогрессивная же шкала
налогов дает возможность собирать больший объем налогов с более успешных компаний, дающих большую прибыль, но при этом тормозится создание новых предприятий. Применение прогрессивной шкалы может отбить желание у более успешных предпринимателей стремиться к достижению более высокой прибыли, поэтому с точки зрения снижения теневого оборота целесообразно использовать фиксированные ставки. Но и твердые и прогрессивные ставки при достаточно стабильной и ясной для предпринимателей системе налогообложения способствуют снижению теневого оборота.
Опыт Италии весьма важен для России, поскольку в Италии теневой сектор имеет весьма значительные размеры. В Италии применяется система налогообложения малых предприятий, сходная с российской упрощенной системой налогообложения или вмененным налогом [7, с. 46]. В Италии было проведено несколько реформ в системе налогообложения малых предприятий, в целях снижения размеров уплачиваемых налогов, стимулирования малых предприятий к уплате налогов, снижения величины теневого сектора в бизнесе, а основным инструментом послужил, так называемый, «Анализ сектора» [7, с. 47]. Система «Анализ сектора» использует набор показателей для каждого вида налогоплательщика — малого или среднего предприятия и если налогоплательщик указывает более низкую выручку по сравнению с расчетной (оценочной), его бизнес подвергается налоговому аудиту. По мнению автора, это достаточно интересный, но сложно применимый опыт для России, хотя в отдельных регионах, где обстановка с теневым оборотом достаточно сложная, можно было бы воспользоваться итальянским опытом.
Однако величина налоговых отчислений не гарантирует полное отсутствие «серых схем» по ведению предпринимательской деятельности и соответственно «серых схем» по уплате налогов, так как даже при самых низких налоговых ставках всегда найдутся предприниматели, которые будут уклоняться от уплаты налогов.
Формирование теневой экономики происходит и в связи с достаточно большим объемом наличности и ее дальнейшим увеличением, что также свидетельствует о большой доле теневой экономики в России и является предпосылкой ее развития. Сейчас объем наличной денежной массы в России составляет 11,9% ВВП, в США это соотношение гораздо ниже и составляет 6,6%, а в Мексике и Бразилии еще меньше — 5,3% и 4,2% соответственно [8].
Формирование теневой экономики происходит и благодаря проблеме, связанной с арендой и приобретением предпринимателями коммерческой недвижимости. Стоимость недвижимости достаточно высока, а платить часто приходится не ту сумму, которая указывается в договорах аренды или покупки. Для того чтобы расплачиваться с продавцом недвижимости, кредитором или арендодателем предприниматель вынужден уходить в тень, в противном случае у него не будет возможности осуществлять предпринимательскую деятельность из-за невозможности не только приобрести, но даже и арендовать коммерческую недвижимость.
Частичному выводу оборотов малого предприятия в тень способствует и окружение самого малого предприятия, так как если большинство партнеров используют теневые схемы взаимоотношений и расчетов, не поддерживать и не использовать эти схемы для малого предпринимателя будет невозможным, а необходимость ухода в тень в данном случае вызвана необходимостью выживания и успешного функционирования на рынке, особенно в условиях выхода из кризиса.
Еще одной причиной становления и развития теневых оборотов в малом предпринимательстве является достаточно высокий уровень коррупции, особенно в нижних эшелонах власти, в том числе на муниципальном уровне.
Чтобы оценить долю теневого оборота на различных стадиях жизненного цикла малых предприятий исследователи фонда «Либеральная миссия» выделили стадии с разнонаправленной динамикой — положительной (становление, рост, зрелость и возрождение) и отрицательной (кризис, спад) [5, с. 4] и выявили тенденцию по снижению общей доли теневого оборота с 39,6% в 2005 г. до 26,4% в 2009 г. [5, с. 6], и это несмотря на то, что на 2009 г. пришелся основной удар мирового финансового кризиса, затронувший и нашу страну. При этом основной вклад в снижение общей доли в структуре теневых выплат вносит именно теневой оборот. Естественно, что с конца 2008 г. и в течение
2009 г. в России происходил и рост цен на коммерческую недвижимость, и усиливалось влияние коррупции на предпринимательскую деятельность, т.е. усиливалось влияние всех основных вышеназванных причин возникновения и становления теневого оборота. Доля предприятий, применяющих теневой оборот и находящихся на отрицательной стадии жизненного цикла, оказалась значительно выше, чем доля аналогичных предприятий, находящихся на положительной стадии своего развития.
Рассмотрим структуру теневого оборота малого предприятия. Фактический оборот на малом предприятии обычно состоит из трех составляющих: безналичный оборот, оборот, не показываемый в официальной отчетности и постоянно находящийся в «тени», который проходит по расчетным счетам по фиктивным контрактам и легальный оборот, с которого платятся налоги. Формирование не учтенных в официальных документах наличных средств осуществляется из двух источников: за счет теневого производства (оборот, не отражаемый в отчетности) и за счет обналичивания средств.
Теневой оборот в структуре общих теневых средств малого предприятия, по результатам исследования фонда «Либеральная миссия» [5, с. 17], составляет 13,6%, но официальный оборот малого предприятия включает в себя также и средства, которые просто обналичиваются руководством малого предприятия, поэтому полностью «белый» оборот малого предприятия составляет всего 68,7%, а неучтенные средства достигают уже 29,5%, которые используются по следующим направлениям: заработная плата работникам — 22%, расчеты с поставщиками — 31%, оплата за аренду помещений — 8,5%, взятки — 13%, прибыль — 8,5%, другие направления — 17%.
Проанализировав направления теневых выплат по отдельным статьям малых предприятий, можно отметить, что основными направлениями выступают: заработная плата работникам и коррупционные выплаты чиновникам, за ними следуют арендная плата за коммерческую недвижимость, и последнее место занимают выплаты неформальным охранным структурам или, как их еще иначе, называют «крышам» малых предпринимателей.
Динамика теневых выплат малых предприятий по отдельным статьям отрицательна с 2005 по 2009 гг., но самое значительное снижение показали теневые выплаты по заработной плате (13%), выплаты неформальным охранным структурам (9,3%), а также выплаты по арендной плате за коммерческую недвижимость (7%) [5, с. 11].
Если проанализировать динамику теневой активности в зависимости от размера оборота предприятий, то можно заметить интересную тенденцию — чем выше размер оборота предприятия, тем меньше общая доля теневого оборота и тем больше снизилась доля общего теневого оборота данной группы предприятий с 2005 по 2009 гг. [5, с. 10], т. е. теневая активность малых предприятий с относительно небольшим хозяйственным оборотом выше, чем у более крупных предприятий.
Рентабельность хозяйственной деятельности малого предпринимательства, начиная с 2006 г., снижается ускоряющимися темпами, а после начала мирового финансового кризиса (2008-2009 гг.) просто падает и темпы этого падения увеличиваются, также увеличивается разрыв между фактической рентабельностью и рентабельностью «белой» части оборота малого предприятия [5, с. 15].
Важнейшим вопросом деятельности, а часто и самой жизни малого предпринимательства является вопрос финансирования, наличия и поиска необходимых источников. В условиях развития рыночных отношений основным источником финансирования создания и развития деятельности малого предпринимательства являются собственные средства предприятий в форме внутрихозяйственных резервов, т.е. прибыль, амортизационные отчисления, денежные накопления и сбережения малого предприятия, средства от страхования своей деятельности, денежные компенсации, получаемые в качестве неустоек и штрафов и т.п. [9, с. 8-9], которых, естественно, не хватает. Часто внутренними источниками выступают средства материнского крупного предприятия, создавшего малого предприятие, средства которого также ограничены, тем более, если малое предприятие осуществляет инновационную деятельность, что также стимулирует появление теневых оборотов.
В условиях мирового финансового кризиса доступность ресурсов, в том числе кредитных, для малого предпринимательства также значительно снизилась — расценивая малый бизнес
как бизнес с высокой степенью риска, кредитные организации повысили ставки по кредитам, снизили объемы выдаваемых малым предпринимателям в качестве ссуды средств. Благодаря этому малые предприниматели вынуждены изыскивать средства для обеспечения функционирования своего бизнеса, которые привлекаются обычно на короткий срок и на неформальной основе и обеспечивают, т.е. поддерживают, таким образом, теневые обороты малого предпринимательства.
В условиях выхода российской экономики из мирового финансового кризиса, возросшие с января 2011 г. страховые взносы нанесли весьма чувствительный удар по оживающему российскому бизнесу и экономике в целом, в том числе увеличилась доля «теневых» выплат сотрудникам в качестве части заработной платы, ухудшился бизнес-климат, сократился объем инвестиций. До октября 2010 г. доля «конвертируемых» зарплат держалась на уровне 20%, в ноябре она увеличилась на 2%, в декабре — на 6%, а к марту 2011 г. показала двукратный рост, замедлился и прирост зарплат [10]. А это значит, что предприятия в значительной степени переложили повышение страховых взносов на самих работников, что, несомненно, может повлечь за собой дальнейший рост теневого оборота.
Президент весной 2011 г. поручил правительству предоставить ему предложения по снижению ставки страховых взносов для всех категорий налогоплательщиков, тогда как правительство склоняется к варианту предоставления льгот только для малого бизнеса. Но, снижение налогов только для малого бизнеса приведет к дроблению более крупных предприятий или, опять же, росту теневого оборота более крупных предприятий.
Правительство планирует также увеличить налогооблагаемую базу предпринимателей за счет повышения уровня годовых зарплат, с которых взимаются страховые взносы, — с нынешних 463 тыс. руб. до 660 тыс. рублей, а более высокие оклады обложить налогом в 3-5% [10], что также не может способствовать снижению теневого оборота, так как более высокие зарплаты также будут уводиться предпринимателями в тень.
Соотношение между легальной и теневой частями хозяйственного оборота предпринимательской деятельности зависит от условий, определяемых институциональной средой. Для снижения доли теневого оборота, государственная политика, по мнению автора, должна быть направлена на создание благоприятного предпринимательского климата, на максимальное обеспечение интересов предпринимателей и власти, на создание эффективного налогового механизма, стимулирующего легальную предпринимательскую деятельность. Также одним из направлений снижения теневого оборота малым предпринимательством могло бы стать, по мнению автора, расширение возможностей участия малого бизнеса в тендерах на получение государственного заказа по выпуску товаров.
В качестве одного из решений по снижению обращения наличных денег в стране автор предлагает предоставить льготы покупателям на покупки по безналичному расчету, а также ужесточить стандарты транспортировки и хранения наличности со стороны юридических лиц и внедрять систему оплаты на основе платежных карт. Президент Сбербанка Герман Греф, который также считает, что необходимо объявить «войну с наличностью», предложил внедрять безналичные расчеты даже в сфере небольших платежей [8].
Снизить потребность малых предпринимателей в расширении теневых оборотов можно также благодаря расширению финансовых механизмов, доступных для малого предпринимательства. Собственных средств малым предпринимателям явно недостаточно. Недостающие средства для развития малого предприятия в настоящее время приходится привлекать либо за счет коммерческого кредита (который не всегда доступен для малого предпринимателя), либо из фондов венчурного капитала, либо из бюджетных источников, либо из средств специальных фондов, либо заимствовать у частных инвесторов, так называемых неформальных инвесторов или «ангелов бизнеса» (что также не всегда возможно для малого предпринимателя) [9, с. 5-6].
Таким образом, основными причинами существования теневого оборота в сегодняшней России, по мнению автора, являются:
• природа самих рыночных отношений;
• ограничения на рынке (в том числе и высокие налоговые ставки), определяемые наличием государственного регулирования предпринимательской деятельности;
• значительная доля в обороте наличности;
• высокая стоимость коммерческой недвижимости для ведения предпринимательской деятельности;
• применение партнерами по предпринимательской деятельности теневых схем взаимоотношений и расчетов;
• достаточно высокий уровень коррупции;
• низкая доступность ресурсов, в том числе кредитных ресурсов, для малого предпринимательства;
• рост страховых взносов с предпринимателей.
Неутешительная статистика по теневым оборотам свидетельствует о том, что государственные виды финансовой поддержки в виде грантов себя практически исчерпали, и встает вопрос о необходимости формирования новых финансовых механизмов для снижения объемов теневых оборотов в процессе становления и развития малого предпринимательства. Новые механизмы уже появляются, но отсутствие достаточной информации о таких механизмах ограничивает их внедрение. К таким новым и недостаточно развитым и применяемым формам финансовой поддержки малого предпринимательства можно отнести:
• финансирование из региональной казны и бюджета определенных направлений малого предпринимательства,
• субсидии из бюджета на закупку оборудования в значимых для страны отраслях промышленности и сельского хозяйства,
• создание «Револьверного фонда» для малого предпринимательства.
Министерство агропромышленного комплекса и торговли Архангельской области разработало программу «Развитие потребительской кооперации в Архангельской области в 2011-2014 годах», первый вариант которой рассчитан на четыре года и предусматривает финансирование из региональной казны и бюджета областной потребкооперации [11]. Затем должна будет последовать выдача субсидий на закупку оборудования для субъектов малого предпринимательства в значимых для области отраслях сельского хозяйства. Поддержка потребительской кооперации также предполагалась осуществляться в рамках действующих программ развития малого и среднего предпринимательства и поддержки агропромышленного комплекса.
Главная задача «Револьверного фонда» — стать поручителем для представителей малого и среднего предпринимательства, которые прошли процедуру получения муниципального или государственного заказа и стали победителями торгов. При заключении субъектами малого предпринимательства контрактов на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, обеспечение обязательств по контракту берет на себя «Револьверный фонд» и сам субъект предпринимательской деятельности, причем фонд берет на себя большую часть обязательств — 2/3. Средства предоставляются «Револьверным фондом» малым предприятиям в виде залога денежных средств в форме вклада, а после исполнения контракта малые предприятия возвращают выданные денежные средства в «Револьверный фонд». Такой фонд уже создан в Краснодарском крае, где получателями поддержки из данного фонда являются исключительно кубанские товаропроизводители [11]. Револьверный фонд выступает своеобразным поручителем для субъектов предпринимательства, в том числе малого предпринимательства, прошедших процедуру получения муниципального и государственного заказов и ставших победителями торгов. Средства предприниматели получают в форме простого векселя достоинством до трех миллионов рублей в отношении одного представителя предпринимательства на условии софинансирования не менее 33% от суммы залога. Вексель передается заказчику как обеспечение гарантии выполнения заказа. Плата за предоставление простого векселя со стороны предпринимателя составляет 1%. Преимущества по сравнению с кредитами очевидны. Услугами Револьверного фонда могут воспользоваться добросовестные товаропроизводители, работающие в сфере малого предпринимательства на территории Краснодарского края не менее одного года, соответствующие требованиям фонда [12].
Помощник руководителя администрации президента РФ Екатерина Попова отметила необходимость создания в России национального аналога американского Управления перспективных исследовательских проектов Минобороны (DARPA) для разработки прорывных, революционных видов вооружений и
военной техники. О необходимости создания подобного агентства в России заявил 22 сентября 2010 г. президент Дмитрий Медведев на комиссии по модернизации экономики [11]. Под каждый инновационный проект необходимо создавать небольшие временные проектные структуры, т.е. малые инновационные предприятия со сформированными специальными фондами финансирования, которые подразумевают исключительно легальные обороты ресурсов малых предприятий. Причем на малых инновационных предприятиях целесообразно использовать упрощенную схему финансирования инновационных проектов, которая существует в США. Каждый из руководителей программ ДАРПА в США ведет работы стоимостью от 10 до 40 млн. долл., из которых до 80% выделяется на центральный проект, а 20% могут быть направлены на реализацию перспективных идей в той или иной области [11].
Таким образом, среди возможных направлений снижения теневой активности малого предпринимательства автор выделяет следующие:
• создание благоприятного предпринимательского климата, направленного на создание эффективного налогового механизма, стимулирующего легальную предпринимательскую деятельность;
• расширение возможностей участия малого предпринимательства в тендерах на получение государственного заказа по выпуску товаров;
• снижение страховых взносов для всех групп предпринимателей;
• новые и недостаточно применяемые формы финансовой поддержки малого предпринимательства, в том числе малого инновационного предпринимательства.
Литература
1. Латов Ю.В., Ковалев С.Н. Теневая экономика: Учебное пособие для вузов / Под ред. В.Я. Кикотя, Г.М. Казиахмедова. — М.: Норма, 2006.
2. The Economist. — 2002. — April. — P. 13; OECD Revenue Statistics. 1998. — Paris, 2000.
3. Елисеева И.И., Щирина А.Н., Капралова Е.Б. Определение объема теневой деятельности на основе макроэкономических показателей // Вопр. статистики. — 2004. — №4.
4. Кулямина О.С. Масштабы и причины существования теневой экономики в малом и среднем бизнесе сферы услуг. [Электронный ресурс] http://clck.yandex.ru/redir/. Дата обращения — 02.07.2011 г.
5. Оценка теневого оборота в малом предпринимательстве. Подготовлено АНО «НИСИПП» по заказу фонда «Либеральная миссия» Москва, 2010. Ресурсный центр малого предпринимательства. [Электронный ресурс] www.rcsme.ru/common/publ.asp. Дата обращения — 02.07.2011 г.
6. Некриминальная теневая экономика: масштабы развития и влияние на массовое сознание (Социологический анализ). [Электронный ресурс] http://www.rags.ru/s_center/tenevaya/analiz.htm Дата обращения — 02.07.2011 г.
7. Кошелева Т.Н. Малое предпринимательство: ограничения, факторы инновационного роста и направления развития (монография). — СПб: Изд-во «СПбАУЭ», 2011. — С. 234.
8. Новости на сайте «Ленты.Ру». [Электронный ресурс] http://news.rambler.ru/10467497/. Дата обращения — 14.07.2011
9. Кошелева Т.Н. Выбор стратегии малых инновационных венчурных предприятий (на материалах химической промышленности): Автореф. дисс. ... канд. экон. наук. — СПб: Изд-во С.-Петерб. академии управления и экономики, 2007. — С. 23.
10. «Утро.ру». [Электронный ресурс] http://www.utro.ru/. Дата обращения — 10.07.2011
11. Ресурсный центр малого предпринимательства. [Электронный ресурс] http://www.rcsme.ru/. Дата обращения — 07.06.2011
12. Официальный сайт администрации муниципального образования Абинского района. [Электронный ресурс] http://www. abinskiy.ru/site/maloe-i-srednee-predprinimatelstvo. Дата обращения — 10.07.2011
СТРАТЕГИЯ РЕСУРСНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
предприятий лесопромышленного
КОМПЛЕКСА ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Л.Ф. Сафронова,
аспирант Санкт-Петербургского университета управления и экономики;
В статье определены глобальные и локальные цели развития лесопромышленного комплекса Ленинградской области. Кластерный подход рассматривается как приоритет рыночной стратегии развития предприятий деревообрабатывающей промышленности.
Ключевые слова: предпринимательская деятельность, ресурсное обеспечение, стратегическое развитие, кластер, государственное регулирование.
УДК 338 ББК У9(2)0-56-07я73-1
Одной из ключевых проблем лесопромышленного комплекса рования и разработки рыночных стратегий в условиях растущей является решение вопросов ресурсного обеспечения. В условиях конкуренции на региональном потребительском рынке. современных рыночных отношений в России большое количество Как правило, задача ресурсного обеспечения большинством предприятий отрасли функционирует на грани выживания. Даль- предприятий решается бессистемно. В связи с этим варианты нейшее их существование зависит от уровня обеспеченности ре- снабжения могут быть неэффективными. Суть же решения задачи сурсами и обоснованности антикризисных усилий, то есть форми- состоит в создании самоорганизующегося или расширяющегося