Финансы регионов
Удк 336.22
легализация теневого сектора экономики как фактор повышения экономической
активности регионов (по материалам республики дагестан)
М. М. ИМАНШАПИЕВА, кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры социального анализа и естественнонаучных дисциплин E-mail: Mazika21@rambler. ru Дагестанский государственный университет
В статье раскрываются место и роль легализации теневого бизнеса как фактора стимулирования экономической активности регионов. Анализируются основные факторы, оказывающие влияние на уровень занятости населения и рост налоговых поступлений. Предлагается ряд мероприятий по легализации теневого сектора экономики и выявлению резервов налогового потенциала региона в строительстве, оптовой и розничной торговле. Предложены рекомендации по налоговому стимулированию экономической активности субъектов малого предпринимательства.
Ключевые слова: экономика, теневой бизнес, активность, регион, налоги, занятость, безработица, рост, потенциал, бюджет.
В современных условиях необходимость обеспечения стабилизации экономики и перехода ее на траекторию устойчивого роста и развития требует углубления научных исследований и выработку практических рекомендаций по легализации теневой экономики, направленных на повышение экономической активности региона [6].
Теневая деятельность напрямую влияет на уровень эффективности официальной экономики, активно взаимодействует с официальным сектором
как на стадии производства, так и на стадии распределения. Это связано с тем, что теневая экономика является составной частью всей хозяйственной системы нашего общества. При определенных экономических условиях она превращается в один из доминирующих, системообразующих секторов экономических отношений, который определяет направленность развития всей социально-экономической системы и при этом создает условия для своего функционирования (это в полной мере касается и теневой деятельности субъектов малого предпринимательства (МП) [1].
По мнению экспертов американского исследовательского института Global Financial Integrity, с 1994 по 2011 г. объем теневой экономики нашей страны составил 46 % от ВВП, что в несколько раз больше, чем в странах «Большой восьмерки» [4].
На современном этапе необходима система реальных мер по легализации теневого сектора, прежде всего для эффективного управления социально-экономическим развитием, оценки состояния и регулирования предпринимательской деятельности, эффективного привлечения инвестиций в республику, обеспечения занятости и повышения уровня жизни населения, расширения налоговой базы и т. д.
На высокий уровень теневой экономики, наблюдающийся в республике, оказывает факт неполной постановки на налоговый учет всех лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью на розничных рынках (по ЕНВД). Рынки (в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2006 г. № 271 «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации») находятся в компетенции местных органов самоуправления, в обязанности которых входит контроль за их организацией и деятельностью. Во многих городах и районах республики управляющими рынками компаниями нарушается главное правило указанного закона, который гласит, что представление торгового места юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям осуществляется по представлении ими документа о постановке на налоговый учет.
К неформальной экономике Росстат относит неформальный рынок труда и скрытую оплату труда. К занятым в неформальном секторе, по методике Росстата, относят официально незарегистрированные производственные единицы, в том числе домохозяйства, торгующие своей продукцией и услугами, а также врачей, юристов, строительных мастеров и т. д. (не включаются в их число лица, занимающиеся запрещенной деятельностью). Продукция и услуги неформального сектора включаются Росстатом в ВВП в соответствии с международной практикой [3].
Сектор неформальной экономики РФ (теневой сектор), по данным Росстата, в 2011 г. вырос на 13 % по численности занятых в нем (13 083 тыс. чел.) по сравнению с 2010 г. (11 582 тыс.) (по доле занятых в неформальном секторе в процентах к общей численности занятого населения рост составил 11 %). В 2011 г. в неформальном секторе экономики РФ было занято 18,5 %, а в 2010 г. - 16,6 % трудовых ресурсов (примерно 15 млн чел., или 18-19 % экономически активного населения). В 2001 г. их число составляло всего 8,2 млн чел., а в 2005-2010 гг. - уже 12-13 млн чел., т. е. число занятых в неформальном секторе экономики за 10 лет выросло примерно на 5 млн чел. (более чем в 1,5 раза). Для сравнения, в США доля теневой экономики оценивается в 12 %, в развитых странах Европы - в пределах 5-10 % [10].
По итогам за 2011 г. первая двадцатка рейтинга по доле неформальной экономики в общем количестве работающих в экономике выглядит следующим образом: Республика Дагестан - 52,0 %; Республика Ингушетия - 45,6 %; Кабардино-Балкарская Республика - 38,5 %; Карачаево-Черкесская Республика -
35.7 %; Республика Северная Осетия-Алания -34,6 %; Воронежская область - 32,3 %; Республика Бурятия - 32,2 %; Республика Алтай - 31,7 %; Омская область - 31,5 %; Чувашская Республика -
30.8 %; Республика Калмыкия - 29,9 %; Чеченская Республика - 29,5 %; Республика Тыва - 29,3 %; Республика Башкортостан - 27,9 %; Ставропольский край - 27,6 %; Пензенская область - 27,4 %; Тамбовская область - 27,1 %; Алтайский край - 26,7 %; Республика Хакасия - 26,7 %; Еврейская автономная область - 26,3 % [3].
В двадцатку лидеров вошли 15 национальных республик, Ставропольский край, Алтайский край, Воронежская, Тамбовская и Омская области. В этих регионах велика доля в ВВП сельского хозяйства, вносящего наряду с торговлей и строительством основной вклад в неформальную экономику.
Средний возраст работающих, по официальным данным Росстата, в неформальном секторе России составил в 2011 г. 39 лет, т. е. это люди в самом работоспособном возрасте и которые могут повлиять на увеличение налоговых поступлений региона.
Республика Дагестан по итогам 2011 г. по уровню ВВП отстает в расчете на душу населения и по заработной плате в 2,5 раза, а по объему промышленного производства - более чем в 5 раз от среднероссийского уровня. Если среднедушевые доходы населения в республике в 2000 г. составляли всего около 37 % от среднероссийского уровня, то в 2012 г. этот показатель соответствовал уже 88 % (республика занимает лидирующую позицию по этому показателю в СКФО (Республика Дагестан -18,3 тыс. руб., СКФО - 15,3 тыс. руб.) [11].
Как отмечает профессор В. З. Петросянцев, в структуре денежных доходов населения официальные зарплата, доходы от предпринимательской деятельности, социальные выплаты (пособия, пенсии, стипендии) составляют всего 45 %, остальная часть относится к «прочим доходам», при этом значительная их доля находится в теневом секторе экономики (неформальная предпринимательская деятельность, неформальная зарплата, доходы от незаконной деятельности). При этом Республика Дагестан имеет самый низкий показатель среди субъектов РФ по уровню официальной зарплаты (12,5 тыс. руб.) и самый высокий по «прочим доходам» в структуре денежных доходов населения. Это подтверждает низкий уровень занятости населения и высокий уровень теневого бизнеса в Республике Дагестан. Кроме того, наблюдается отрицательная
динамика этих показателей: в 2000 г. доля оплаты труда составляла 21,3 %, доля других доходов -36,4 % [12].
При этом необходимо отметить, что темпы роста доходов населения растут гораздо выше, чем темпы роста ВРП. Так, по сравнению с 2000 г. ВРП к 2011 г. в сопоставимых ценах вырос в 3,5 раза, а доходы населения - в 5,9 раза, что усиливает разрыв между ВРП и доходами населения (в 2009 г. доходы населения превышали ВРП в 1,7 раза, в 2010 г. - в 1,8 раза, в 2011 г. - в 1,9 раза), а в среднем по России объем ВРП по итогам 2011 г. выше денежных доходов населения в 1,1 раза. По официальным данным Росстата, доля розничной и оптовой торговли составила в теневом секторе экономики по числу занятых в 2011 г. 33,4 %, а численность занятых - 4 369 тыс. чел. Вторым по численности занятых и доле торговли стал теневой сектор сельского хозяйства (3 741 тыс. чел. и 28,6 % соответственно) [14].
Таким образом, автор поддерживает мнение некоторых экономистов о том, что объем теневого капитала в России составляет более 40 % ВВП, при этом объем теневого капитала в Республике Дагестан достигает 60 %.
Это косвенно подтверждается тем, что налоговые доходы в республике составляют 5,4 % ВРП (2011 г.), в то время как в целом по стране этот показатель составляет 14,8 % [10; 15]. В случае учета всех доходов республики, образующих ВРП, собственные налоговые поступления при средней налоговой нагрузке в 14,8 % составляли бы в 2011 г. 48,0 млрд руб. (в 2,7 раза больше, чем фактические поступления (17,8 млрд руб.). Это позволило бы снизить безвозмездные трансферты из федерального бюджета с 72,8 до 31,0 % (или на 30,6 млрд руб.).
Одной из важных проблем для Дагестана, на взгляд автора, является регистрация и учет для налогообложения предпринимателей и предпринимательских структур. Несмотря на реализуемые в условиях РФ меры, направленные на поддержку субъектов малого предпринимательства, в этом вопросе еще имеется множество проблем.
По официальным данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Дагестан, по итогам 2011 г. в республике зарегистрировано всего 849 малых и 3 500 микропредприятий. В 2011 г. на малых предприятиях (без микропредприятий) среднесписочная численность работников (без внешних
совместителей) составила 26,1тыс. чел. На 10 000 чел. населения в России приходится 113, в СКФО -37 малых предприятий, а в республике - 15 или, соответственно, в 7,5 и 2,5 раза меньше. Это свидетельствует о том, что около 2/3 малых предприятий республики не зарегистрированы и функционируют в качестве теневого бизнеса (табл. 1).
Если сравнивать среднесписочную численность занятых на МП (без учета совместителей и по договорам гражданско-правового характера) в субъектах РФ за 2011 г., то можно наблюдать, что республика по среднесписочной численности занятых на МП занимает одно из последних мест (6,9 %) в СКФО (Ставропольский край - 15,65 %, Республика Адыгея -14,3 %, Карачаево-Черкесская Республика - 9,6 %, Республика Северная Осетия-Алания - 7,9 % и т. д.) [2], что свидетельствует о низком уровне занятости населения на МП в Республике Дагестан, а также о значительном количестве зарегистрированных, но реально не функционирующих МП.
Основной причиной подобной ситуации является большое количество малых предприятий республики, ведущих предпринимательскую деятельность в «тени». Количественные и финансовые данные по сектору малого предпринимательства владельцами предприятий занижаются или скрываются. Поэтому только небольшая часть реального количества малых предприятий и финансовых оборотов в сфере малого предпринимательства находит отражение в статистических данных по Республике Дагестан.
Необходимо отметить и такую причину длительного существования теневого сектора экономики в республике и в стране, как значительное налоговое бремя, что вынуждает мелких предпринимателей уклоняться от уплаты налогов. По данным УФНС России по Республике Дагестан, сумма налогов, поступивших от деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства в консолидированный бюджет Республики Дагестан, составила в 2009 г. 2 141,03 млн руб., в 2010 г. -2 505,3 млн руб., в 2011 г. - 2 008,3 млн руб. Вместе с тем задолженность по налоговым платежам в бюджеты всех уровней по состоянию на 01.01.2013 достигла 9,5 млрд руб. с ростом к предыдущему году на 25 % [16].
На взгляд автора, реализация расходных обязательств в республике потребует значительных усилий органов государственной власти как в сфере мобилизации собственных доходных источников, так и в вопросе снижения неэффективных расходов.
Источник: Динамика развития малого бизнеса в регионах России в 2011 г. // Ежеквартальный информационно-аналитический доклад. НИСИПП. 2012, апрель. С. 15.
Таблица 1
Среднесписочная численность занятых на малых предприятиях (МП) (без учета совместителей и работающих по договорам гражданско-правового характера)
в субъектах РФ в 2011 г.
Субъект РФ Среднесписочная численность работников МП Доля занятых на МП в общей среднесписочной численности занятых, °%
Всего, тыс. чел. Изменение к 2010 г. % Всего Изменение к 2010 г.
Российская Федерация 5 829,1 104,8 12,6 0,57
Астраханская область 32,7 89,4 11,6 -0,89
Волгоградская область 76,6 93,5 10,3 -0,78
Кабардино-Балкарская Республика 11,0 103,3 7,7 0,29
Карачаево-Черкесская Республика 8,7 100,3 9,6 0,05
Краснодарский край 190,3 99,6 13,6 -1,25
Республика Адыгея 13,6 103,7 14,3 0,56
Республика Дагестан 26,1 119,5 6,9 1,21
Республика Ингушетия 1,6 120,4 4,0 0,45
Республика Калмыкия 4,3 101,8 6,6 0,25
Республика Северная Осетия-Алания 10,8 102,4 7,9 0,19
Ростовская область 174,8 101,6 15,0 0,32
Ставропольский край 113,9 114,2 15,6 1,77
Чеченская Республика 0,7 85,4 0,4 -0,09
Органам исполнительной власти и муниципальным образованиям республики необходимо отказаться от практики необоснованного предоставления налоговых льгот по региональным и местным налогам, а также произвести их инвентаризацию.
Основополагающими направлениями эффективности расходования бюджетных средств в текущем и последующих годах должны стать использование программно-целевых принципов при планировании и исполнении бюджета, ориентация бюджетных расходов на достижение конечных результатов, а также открытость и общедоступность информации по осуществлению расходных операций [9].
Целевое назначение и условия предоставления льгот должны быть конкретно сформулированы и перечислены в решении органа государственной власти или местного самоуправления, предоставившего налоговую льготу. При нарушении налогового соглашения всю сумму налога, исчисленную без учета льготы, а также 100 % от этой суммы в виде штрафа необходимо взыскивать в региональный бюджет. Это послужило бы хорошим стимулом к целевому использованию льготируемых сумм, к соблюдению налогоплательщиком установленных законодательством норм. Ужесточение наказания
за повторные нарушения или за целенаправленное уклонение от уплаты налогов должно подтолкнуть налогоплательщиков к неукоснительному исполнению обязанностей по полному и правильному исчислению и своевременному перечислению налогов в бюджет [13].
К наиболее предпочтительным методам из всей совокупности административных и экономических методов государственного регулирования предпринимательства и занятости в депрессивном регионе с напряженной ситуацией на рынке труда с точки зрения позитивного воздействия относятся:
• регистрация субъектов малого предпринимательства (в настоящее время процедура упрощена и осуществляется налоговыми органами в течение 5 дней);
• государственные закупки товаров;
• специальные налоговые режимы (единый сельскохозяйственный налог, упрощенная система налогообложения, единый налог на вмененный доход), существенно облегчающие налоговую нагрузку на МП;
• федеральные и/или региональные программы по поддержке малого предпринимательства и по содействию занятости;
• государственная финансовая помощь безработным гражданам и начинающим «свое дело» при содействии территориальных органов службы занятости [7].
Одним из направлений повышения экономической активности регионов на современном этапе может являться налоговая политика, направленная на стимулирование занятости населения. За период с 2000 по 2011 г. в Республике Дагестан уровень зарегистрированной безработицы снизился с 5,0 до 2,8 % (табл. 2), однако она все еще значительно выше, чем в среднем по стране (1,7 %).
Однако по-прежнему свыше 43 тыс. граждан республики официально признаны безработными, при этом наблюдается тенденция роста скрытой, незаре-
гистрированной безработицы, что свидетельствует о недостаточной эффективности комплекса реализуемых мер (в том числе и налоговых), направленных на содействие занятости населения. Ситуация на рынке труда в 2011 г. характеризовалась незначительным снижением официально зарегистрированной безработицы по сравнению с 2010 г. [10].
Согласно данным, представленным в табл. 3, наблюдается снижение удельного веса зарегистрированной безработицы в 2011 г. в Республике Дагестан на 0,7 % по сравнению с 2010 г. Однако наблюдается тенденция роста скрытой, незарегистрированной безработицы. Так, численность безработных, по официальным данным Дагестанс-тата, за 2011 г. возросла на 4,2 тыс. чел. и составила
Таблица 2
Динамика численности незанятого населения, состоявшего на учете в государственных учреждениях службы занятости Республики Дагестан в 2000-2011 гг.
Год Численность незанятых граждан, зарегистрированных в службах занятости, всего, тыс. чел. из них признаны безработными Назначено пособие лицам из числа безработных Уровень зарегистрированной безработицы, °%
тыс. чел. % тыс. чел.
2000 48,9 48,2 98,6 34,8 72,3 5,0
2005 51,7 50,9 98,5 40,7 79,9 4,3
2006 55,8 55,5 99,5 50,2 90,5 4,6
2007 53,7 53,6 99,7 47,7 89,0 4,3
2008 47,6 46,8 98,3 39,1 83,5 3,6
2009 45,9 45,8 99,8 43,0 93,9 3,5
2010 40,2 40,1 99,8 38,7 96,7 3,2
2011 43,7 43,6 99,8 40,5 92,6 2,8
Источник: Социально-экономическое положение Республики Дагестан: Стат. сборники за 2005 - 2011 гг. Махачкала.
Таблица 3
Динамика численности экономически активного населения и уровня занятости в РФ и в Республике Дагестан за 2008-2010 гг., тыс. чел. [7; 8]
2008 2009 2010 2011
Показатель РФ Республика Дагестан РФ Республика Дагестан РФ Республика Дагестан РФ Республика Дагестан
Численность экономи- 75 757 1 291 75 658 1 272 75 440 1 227 75 752 1 307
чески активного населе-
ния, всего
Численность занятых в 68 473,6 941,4 67 462,8 942,0 67 576,7 949,0 67 722,2 966,6
экономике
Численность безработных 4 791 173 6 373 168 5 636 182,2 5 020 186,0
Общий уровень безработицы, % 6,3 16,2 8,4 16,5 7,5 16,9 6,6 17,0
Уровень зарегистрированной безработицы 2,0 3,6 2,8 3,5 2,1 3,3 1,7 2,6
Источник: Социально-экономическое положение Республики Дагестан: Стат. сборники за 2005 - 2012 гг. Махачкала.
186,0 тыс. чел., что отрицательно сказывается на развитии экономики республики.
Как известно, в зарубежных странах малый бизнес играет важную роль в решении проблем безработицы и повышения занятости населения. В субъектах Российской Федерации, в особенности в Чеченской Республике, в Республике Ингушетия, в Республике Калмыкия и в Республике Дагестан роль малых предприятий в обеспечении занятости населения остается крайне незначительной.
В настоящее время использование потенциала малого и среднего бизнеса также может увеличить налоговые поступления в региональные и местные бюджеты, поскольку развитие предпринимательства увеличивает число новых рабочих мест и повышает жизненный уровень населения региона. В связи с этим, на взгляд автора, государство должно поддерживать (в том числе посредством налогового стимулирования) индивидуальное предпринимательство в Республике Дагестан [5].
На взгляд автора, по налогу на доходы физических лиц необходимо расширить перечень затрат, относимых к профессиональным вычетам индивидуальных предпринимателей. Целесообразно принимать к учету в составе расходов индивидуального предпринимателя, уменьшающих его налоговую базу по налогу на доходы физических лиц, затраты на приобретение в собственность земельного участка, на котором расположены строения, используемые для осуществления предпринимательской деятельности. В настоящее время максимальный размер профессионального налогового вычета (в случае отсутствия документального подтверждения расходов) составляет лишь 20 %, тогда как в зарубежной практике его размер колеблется от 30 до 50 % расходов индивидуальных предпринимателей [8].
Одним из возможных способов повышения экономической активности населения (в том числе индивидуальных предпринимателей) является льготный порядок налогообложения полученных доходов.
Налоговые льготы приводят к существенному снижению доходов бюджета. Однако потери бюджета из-за их отсутствия в ряде случаев могут быть гораздо выше. В нашей стране, в отличие от зарубежной практики, не используются возможности льготного налогообложения прибыли в стимулировании развития экономически отсталых регионов. Автор разделяет мнение профессора Х. М. Мусаевой, что целесообразно освобождать
от уплаты налога на прибыль на несколько лет (5-6), в части, зачисляемой в федеральный бюджет, экономически отсталые регионы, добивающиеся роста ВРП (в сопоставимых ценах), в том случае, если он сопровождается адекватным увеличением занятости населения.
Ежегодный прирост безработицы в республике (в соответствии с методологией МРОТ) колеблется в диапазоне от 1 до 3 %. При увеличении уровня безработицы на 1 % (по отношению к показателю прошлого года) темп роста реального ВВП снижается на 2 % (закон Оукена). Таким образом, сокращение уровня безработицы хотя бы на половину может обеспечить рост ВРП республики примерно на 20-25 %, что обусловит пропорциональный прирост налоговых поступлений. Не случайно в зарубежных странах (в Германии, США, Швеции) при установлении режима налогообложения тщательно изучаются последствия в части сокращенных рабочих мест [7].
Потери расширенного бюджета (консолидированного бюджета РФ и внебюджетных социальных фондов) могут быть компенсированы:
- сокращением расходов государства на выплату пособий по безработице в связи с созданием дополнительных рабочих мест;
- ростом поступления косвенных налогов (НДС и акцизов) за счет расширения налоговой базы и увеличения потребления товаров и услуг населением (предельная склонность к потреблению у населения составляет около 3/4, а предельная склонность к сбережению - 1/4);
- увеличением поступления НДФЛ в связи с ростом занятого населения и уровня их доходов, а также в связи с ростом отчислений страховых взносов во внебюджетные фонды социальной направленности.
Кроме того, необходимо отметить, что в Республике Дагестан имеются достаточные резервы практически по всем видам налогов (НДФЛ, УСН, ЕНВД, имущественные налоги). Автор разделяет взгляд Х. М. Мусаевой, что необходимо усилить работу по межведомственному взаимодействию фискальных и правоохранительных органов государственной власти в целях выявления лиц, уклоняющихся от уплаты налогов и занимающихся предпринимательской деятельностью без регистрации. Одним из значимых направлений может стать работа по обеспечению контроля за деятельностью недобросовестных налогоплательщиков, выплачи-
вающих заработную плату в конвертах, имеющих просроченную задолженность по налогам или отражающих в налоговой отчетности заниженные сведения о своей деятельности. Целесообразно дальнейшее усиление борьбы с налоговыми правонарушениями и ужесточение санкций за их совершение.
Необходимо разработать действенные механизмы, побуждающие муниципальные образования к наращиванию собственной налоговой базы. При принятии решений о предоставлении органам местной власти финансовой помощи из бюджета республики следует учесть результативность их деятельности. Стимулом для повышения качества бюджетного процесса должно стать поощрение муниципальных образований, обеспечивших наилучшие показатели в работе.
На современном этапе не в полной мере решены проблемы по реальной оценке строений граждан, инвентаризации объектов недвижимости, не решены вопросы, связанные с их государственной регистрацией, а также с кадастровым учетом земельных участков, занятых многоквартирными жилыми домами, и сельскохозяйственных организаций, что негативно сказывается на налоговых поступлениях в местные бюджеты [6].
Кроме того, необходимо отметить, что в соответствии с действующим законодательством налогообложению подлежат только завершенные и сданные в эксплуатацию объекты недвижимости. В связи с этим первоочередной задачей для органов местного самоуправления остается укрепление доходной базы за счет повышения качества администрирования налоговых и неналоговых доходов и привлечения к налогообложению неучтенных объектов недвижимости и земельных участков.
В республике масштабы и объемы возведения новых строений не сопоставимы с темпами роста налоговых поступлений. Так, в республике за 1-е полугодие 2012 г. объем строительных работ составил 16 млрд руб., или 104,1 % к аналогичному периоду предыдущего года. При этом для сравнения отметим, что объем строительных работ в Ставропольском крае за этот же период составил 17,5 млрд руб., или 116,6 % к аналогичному периоду предыдущего года.
За 1-е полугодие 2012 г. сумма уплаченных налогов в республике строительными организациями составила 560,9 млн руб., или 115 % от аналогичного периода (486,8 млн руб.) При этом налого-
вые поступления от строительных организаций в Ставропольском крае составили за 1-е полугодие 2012 г. 1 980,3 млн руб., или 116 % от аналогичного периода [10; 16].
Таким образом, объем строительных работ в Ставропольском крае на 9 % больше, чем в Республике Дагестан, а сумма налоговых поступлений по этому же виду деятельности в 3,5 раза больше, чем в Республике Дагестан, что, в свою очередь, также свидетельствует о высокой доле теневого сектора экономики в республике.
При этом наиболее распространенными правонарушениями и схемами уклонения от налогообложения, используемыми строительными организациями, являются: занижение фактически выполненных объемов строительно-монтажных работ; завышение расходов; неправомерный вычет НДС; оформление взаиморасчетов с «фирмами-однодневками»; привлечение подрядных организаций, не имеющих материально-технической базы и не располагающих трудовыми ресурсами, необходимыми для выполнения работ; дробление бизнеса в целях перехода на специальные налоговые режимы.
На взгляд автора, для увеличения налоговых поступлений по налогу на имущество физических лиц необходимо активизировать работу с населением по вопросам регистрации права собственности граждан на недвижимое имущество (жилые дома, дачи, гаражи и т. п.).
В целях легализации теневого сектора экономики и создания эффективной системы налогового контроля автор предлагает:
- ввести практику использования альтернативных (косвенных) методов определения налоговой базы на основании сведений, получаемых от организаций, взаимодействующих с налогоплательщиком (организации, предоставляющие транспортные услуги, энергоснабжающие и газоснабжающие организации, контрагенты, в том числе поставщики товаров, работ, услуг и др.) (производственный процесс, как правило, предполагает использование определенной технологии, т. е. на единицу производимой продукции должно расходоваться вполне определенное количество ресурсов);
- проводить контрольные мероприятия на потребительских рынках и в местах организации торговли, оказания услуг общественного питания и бытового обслуживания населения, целью которых должно стать определение реальных физических и количественных показателей, а также выявление
лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без соответствующих разрешительных документов и/или уплачивающих налоги не в полном объеме;
- не привлекать к строительству организации, систематически нарушающие налоговое законодательство и имеющие задолженность по налоговым платежам;
- осуществлять распределение подрядов на строительство преимущественно между налогоплательщиками, состоящими на налоговом учете и осуществляющими деятельность на территориях планируемых работ, что повысит контроль за деятельностью подрядных организаций, а также увеличит налоговые поступления в местные бюджеты;
- совместно с муниципальными образованиями систематически осуществлять сверку данных о постановке на учет по месту осуществления деятельности предпринимателей, состоящих на налоговом учете на территории муниципального образования.
Деятельность правоохранительных органов по борьбе с теневой экономикой, на взгляд автора, должна строиться по принципу вида экономической деятельности и территориальному принципу. Принцип вида экономической деятельности предполагает создание в структуре правоохранительных органов подразделений, специализирующихся на выявлении и расследовании правонарушений в различных секторах экономики. Применение территориального принципа дает возможность учесть местные и региональные условия хозяйствования, предполагает изучение территориальной структуры теневой экономики, позволяет сконцентрировать внимание правоохранительных органов на наиболее опасных видах теневой экономической деятельности в той или иной местности.
Таким образом, необходимо дальнейшее повышение эффективности мер, направленных на легализацию теневого бизнеса, увеличение занятости населения и, как следствие, на повышение экономической активности субъектов региональной экономики.
Список литературы
1. Буров В. Ю. Теневая деятельность субъектов малого предпринимательства и пути ее легализации / ЧитГУ, 2010. 216 с.
2. Динамика развития малого бизнеса в регионах России в 2011 г. // Ежеквартальный информа-
ционно-аналитический доклад. НИСИПП. 2012, апрель. С. 13.
3. Корчагин Ю. А. Прячутся в тени // Рос. газ. № 795 (13). 2012, апрель.
4. Кукол Е. Триллионы не увидели света // Рос. газ. № 6009 (33). 2013, февраль.
5. Кузнецова Е. В. Оценка качества сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации // Финансы. 2011. № 2. С. 16.
6. Малис Н. И. Повысить собираемость налогов в современных условиях можно и нужно // Финансы. 2010. С. 42.
7. Мусаева Х.М., Алиев Б. Х., Кадиева Р. А. Налоговое регулирование политики занятости как фактор стимулирования экономической активности регионов // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2012. № 6 (96).
8. МусаеваХ. М., ИманшапиеваМ.М. Налоговый механизм стимулирования развития субъектов малого предпринимательства: практика применения и пути его совершенствования (по материалам Республики Дагестан) // Региональная экономика: теория и практика. 2012. № 31 (262). С. 22-29.
9. Мусаева Х. М., Иманшапиева М. М. Система налогообложения как фактор стимулирования экономической активности субъектов малого предпринимательства в условиях инновационного развития // Финансовая аналитика. 2012. № 16 (106). С. 16.
10. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. URL: http://www. gks. ru. (дата обращения: 14.12.2012).
11. Официальные данные Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Дагестан. URL: http://dagstat. gks. ru/24567 (дата обращения: 15.01.2013).
12. Петросянц В. З. Экономика Дагестана: проблемы и пути развития. Махачкалинские известия. 2012, апрель.
13. Ремиханова Д. А. Бюджетное право / под ред. Д. А. Ремихановой, Г. Б. Поляка, Н. Д. Амаглобели,
B. Д. Фетисова и др. М.: ЮНИТИ. 2010.
14. Социально-экономическое положение Республики Дагестан: Стат. сборники за 20062011 гг. / ТОФСГС по Республике Дагестан. 2012.
15. Обсуждаются проблемы региональных и местных бюджетов // Финансы. 2010. № 7.
C.12-15.
16. УФНС России по Республике Дагестан / Официальные отчетные данные. URL: http://www. r05.nalog. ru. (дата обращения: 25.02.2013).