Научная статья на тему 'Тенденции развития дистанционных образовательных технологий'

Тенденции развития дистанционных образовательных технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1567
232
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МОДУЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ВИРТУАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ / DISTANCE EDUCATION / MODULAR TRAINING / VIRTUAL UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Муртазина Г. Х.

Одной из перспективных и эффективных систем подготовки специалистов является дистанционное образование. Дистанционное образование характеризует: экономическая эффективность; эффективное использование учебных площадей, технических средств, транспортных средств; гибкость графика обучения; качественное разнообразие учебных курсов, программ; возможность привлечения ведущих специалистов с мировыми именами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Муртазина Г. Х.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tendencies of development of distance educational technologies

The distance education is one of the most perspective and effective systems of preparation of the future experts. The distance education is characterized by: economical efficiency; the effective utilization of the educational areas, means, vehicles; flexibility of the schedule of training; a qualitative variety of training courses, programs; possibility of attraction of leading experts.

Текст научной работы на тему «Тенденции развития дистанционных образовательных технологий»

УДК 378.147

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Г.Х.Муртазина

Одной из перспективных и эффективных систем подготовки специалистов является дистанционное образование. Дистанционное образование характеризует: экономическая эффективность; эффективное использование учебных площадей, технических средств, транспортных средств; гибкость графика обучения; качественное разнообразие учебных курсов, программ; возможность привлечения ведущих специалистов с мировыми именами.

Ключевые слова: дистанционное образование, модульное обучение, виртуальный университет.

G.H. Murtazina Tendencies of development of distance educational technologies

The distance education is one of the most perspective and effective systems of preparation of the future experts. The distance education is characterized by: economical efficiency; the effective utilization of the educational areas, means, vehicles; flexibility of the schedule of training; a qualitative variety of training courses, programs; possibility of attraction of leading experts.

Key words: distance education, modular training, virtual university.

Государственная политика по модернизации российской системы образования ориентирована на лучшие образцы отечественной, европейской и мировой культуры и культурной трансмиссии. В условиях глобальной конкуренции современная отечественная система образования призвана обеспечить формирование эффективного рынка образовательных услуг, конкурентоспособность специалистов на внутреннем и внешнем рынке труда. Стремительное развитие информационных технологий и телекоммуникационных средств, общедоступность мировых информационных ресурсов, создает новые возможности в образовательной системе, в частности в системе дистанционного образования (ДО) - одной из перспективных и эффективных систем подготовки специалистов.

Первые образовательные программы, связанные с дистанционными технологиями через Интернет, появились в 90-х годах. В «Концепции создания и развития единой системы дистанционного образования в России» ДО представлено как комплекс образовательных услуг, предоставляемых широким слоям населения в стране и за рубежом с помощью специализированной информационно-образовательной среды на любом расстоянии от образовательных учреждений. В Концепции было отмечено, что сеть ДО не является антагонистичной по отношению к существующим очным и заочным системам обучения, так как она естественным образом интегрируется в эти системы, совершенствуя и развивая их, способствует развитию непрерывного образования населения.

Получение дистанционного образования предполагает использование более широкого набора средств обучения. Помимо традиционных сюда относятся следующие средства обучения: электронные учебные материалы; компьютерные обучающие системы; Интернет.

Важно подчеркнуть, что в дистанционной форме значительно изменилась роль преподавателя: в его задачи входит координация познавательного процесса и постоянное обновление курса. Специфика ДО потребовала введения нового термина для обозначения профессии преподавателя - «тьютор», где от преподавателя требуются определенные знания и умения по организации работы в телекоммуникационной среде с решением поставленных дидактических задач. Можно сформулировать их следующим образом:

ЗНАНИЯ:

• назначения, особенностей устройства и функционирования телекоммуникационной

среды;

• условий хранения и передачи информации внутри сети;

• основных сетевых информационных ресурсов и особенностей работы с ними;

• особенностей организации и проведения телекоммуникационных проектов;

• методических основ организации работы преподавателя и обучаемых в сети;

• основных правил поведения пользователей в сети

УМЕНИЯ:

• работать с электронной почтой, телекоммуникациями, сетевыми информационными службами;

• отбирать и обрабатывать информацию, полученную по сети;

• проводить поиск информации по сети;

• готовить информацию к передаче по сети с использованием текстового и графического редактора;

• умение организовать, разработать и провести сетевой учебный проект, тематическую телеконференцию.

Следует отметить, что дидактические принципы организации дистанционного образования в основе своей те же: это соответствие дидактического процесса закономерностям учения; принцип научности; единство образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения; коллективная работа и индивидуальный подход в обучении; наглядность в обучении; сознательность, активность и самостоятельность обучающихся; системность и систематичность в обучении; доступность. Однако реализация этих принципов обусловлена спецификой дистанционной формы обучения, возможностями телекоммуникаций и Интернет. Успешность дистанционного образования и обучения во многом зависит от эффективной организации и педагогического качества учебных материалов, разработки закономерностей и принципов содержания.

Одной из важнейших характеристик ДО в вузах является модульное построение курсов. Сущность модульного обучения заключается в последовательном усвоении студентами модульных единиц (вопросов) того или иного курса. Возможность из набора независимых учебных курсов - модулей формировать учебный план, отвечающий индивидуальным или групповым потребностям. Объем модуля может соответствовать 4-6 лекциям и 2-3 практическим занятиям. Количество курсов при ДО многократно превосходит количество курсов и специальностей очного обучения.

Начальным этапом развития отечественного дистанционного образования принято считать опыт учебного телевидения. В 1964/65 учебном году Северо-Западный заочный политехнический институт (СЗПИ) совместно с Ленинградской студией телевидения впервые в нашей стране организовал систематические учебные передачи телевизионных лекций. Три института - СЗПИ, ЛИСИ, ЛИЭИ включили в свое расписание телевизионные лекции первого курса по изучению общетеоретических дисциплин с прекращением лекций по очной форме обучения. В просмотровых аудиториях Ленинграда и его пригородах было более 160 аудиторий, оборудованных телевизорами «Сигнал» и «Топаз». Проведенное исследование результатов экзаменационных сессий показало, что оценки, полученные студентами, выше прошлогодних, когда лекции по телевидению не читались. Помимо такого рода учебных программ телевидение выпускало специальные самообразовательные программы по различным дисциплинам (иностранный язык, математика, география, русский язык и мн.др.). Участники шахматных игр, например, по результатам ответов получали соответствующие разряды.

Этот опыт был изучен зарубежными коллегами и положен в основу учебного телевидения многих стран мира. В начале 60-х годов ДО особенно активно стало применяться в США, Англии, Франции, Италии и Японии. Исследования по результатам применения учебного телевидения, проведенные американским «Фондом Форда» показали, что 46 % слушателей учебного телевидения получили высшие оценки, а в обычном порядке лишь 35% (В.П.Парфенов, 1965). Привлекательным в получении такого образования был его социальный статус. Например, в Италии в результате образования по телевидению, обучаемые получали свидетельства об окончании средней семилетней школы.

Совершенно новое качество ДО приобрело с появлением глобальной компьютерной сети Интернет. Прообраз сети Интернет был создан в конце шестидесятых годов. По заказу Министерства обороны США была создана сеть ARPANET, в основе функционирования которой лежали принципы, на которых позже был построен Интернет. В 1987 году многочисленные пользователи получили возможность к подключению реорганизованной сети национального научного фонда США Бэкбон. Доступ к Интернет позволял принимать файлы после исполнения определенных «магических» команд, а во время сеанса связи можно было читать лишь короткие текстовые файлы. Спустя два года появилась служба Всемирной Паутины (World Wide Web -WWW), осуществляющая удобную и простую навигацию в сети посредством гипертекста, гиперссылок и увязывающих между собой различные источники информации.

Одновременно были созданы национальные сети в других странах. Компьютерные сети разных стран были объединены в глобальную сеть, и в девяностых годах ХХ века началась массовая эксплуатация Интернет. Интернет развивался со скоростью геометрической прогрессии, соревнуясь в темпах роста с СМИ. Сейчас Интернет представляет собой уникальную технологию хранения и доступа к информации, интегрируя все предшествующие формы образовательной коммуникации.

В российских нормативных документах, актах, авторских работах, рассматривающих новые информационные технологии в процессе обучения на расстоянии, употребляется термин «дистанционное образование». Дистанционное образование (ДО), несмотря на эффективность и огромную популярность во всем мире, в России не является отдельным видом образовательной системы. В Законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», отмечается, что образовательные программы осваиваются в очной, очно-заочной (вечерней) и заочной (в форме семейного образования, самообразования, экстерната) формах. Российские дистанционные вузы, находятся в зависимости от законодательной системы и вынуждены выдавать дипломы заочной формы образования, что не соответствует истинному положению. Несмотря на то, что дистанционная и заочная формы построены на принципах самообучения, различия между ними существенны.

Интерактивность ДО позволяет получать оперативные консультации преподавателя и задавать вопросы в ходе обучающего курса. Технологии ДО сегодня активно используются во всех формах образования: очной, очно-заочной (вечерней) и заочной (в том числе и экстернате), а также послевузовском профессиональном образовании. Следует отметить, что существует определенный перечень профессий, базирующихся на получении практических навыков (в медицине, спорте). Но уже сейчас существует множество обучающих программ, в том числе в области физической культуры и спорта, с видеорядом упражнений, тренировок и пр.

Дистанционное образование характеризует:

- экономическая эффективность (средняя оценка мировых образовательных

систем показывает, что ДО обходится на 50% дешевле традиционных форм образования) за счет отсутствия затрат учащегося на дорогу, использования эксплуатационных расходов на недвижимость, фондов учебного заведения, расходов на общежитие и т.п.;

- эффективное использование учебных площадей, технических средств, транспортных средств, концентрированное и унифицированное представление учебной информации и мультидоступ к ней снижает затраты на подготовку специалистов;

- гибкость графика обучения (предполагает удобное время, место и темп, при этом время обучения не имеет ограничений и может прерываться в зависимости от желаний ученика и его финансовых возможностей);

- качественное разнообразие учебных курсов, программ различных учебных учреждений в любой стране мира на различных языках;

- возможность привлечения ведущих специалистов с мировыми именами

для учебного процесса в любой точке земного шара.

В начале 90-х годов многие вузы включились в разработку организационных моментов создания ДО. Так, в Санкт-Петербурге, в 1993 году состоялась первая отечественная межвузовская конференция «Дистанционное обучение: структура и технология», организованная Госкомвузом России и СЗПИ. На конференции была сделана попытка осмысления концептуального обоснования целей и задач дистанционного образования. С целью объединения усилий вузов, работающих в этом направлении, была сформирована Северо-Западная региональная группа Головного совета Госкомвуза по ДО. Была разработана региональная программа подготовки и переподготовки профессорско-преподавательского состава для работы в системе дистанционного образования. Обоснование внедрения новых информационных технологий, определяющих

генеральное направление развития высшей школы, было сформулировано в трёх основополагающих документах Госкомвуза России:

• «Концепции системной интеграции информационных технологий в высшей школе»

(1993);

• «Концепции информатизации высшего образования Российской Федерации» (1994);

• «Концепции развития телекоммуникаций в системе высшего образования Российской Федерации» (1994).

Далее, в 1995 году, постановлением Госкомвуза России принимается за основу проект «Концепции создания и развития единой системы дистанционного образования в России», на основе которой была разработана Федеральная целевая программа создания и развития системы дистанционного образования. Затем, в Московском институте экономики, статистики и информатики (МЭСИ) 15 мая 1996 года состоялась 1-я Всероссийская конференция по дистанционному образованию. Одной из главных задач конференции были объединение и координация усилий всех заинтересованных образовательных структур России. В этом же году прошла вторая международная конференция по дистанционному образованию в России, где рассматривалась новая характеристика ДО - открытость образовательной системы. Основу образовательного процесса в открытом образовании (ОО) составляет целенаправленная, контролируемая, интенсивная самостоятельная работа обучаемого, который может учиться в удобном для себя месте, по индивидуальному расписанию, имея при себе комплект специальных средств обучения и согласованную возможность контакта с преподавателем по телефону, факсу, электронной или обычной почте, а также личного контакта.

Принципиальными отличиями ОО являются:

• бесконкурсное поступление

• составление индивидуальной программы обучения путем выбора из системы предлагаемых курсов (модулей)

• прием студентов в вуз в любое время в течение всего года

• свобода в выборе места обучения.

Для того, чтобы обучающийся не тратил время и средства на проезд для сдачи экзаменов, тьютор сам приезжает к студенту. Заключительный письменный экзамен проводится в очной форме, для чего во все регионы одновременно отправляются сотни тьюторов с запечатанными в пакеты экзаменационными билетами. На проверку в центр студенческие работы привозятся также в запечатанном виде. В открытом образовании широко используются активные методы проведения деловых игр, групповых дискуссий, коллективной работы, тренингов. Придание системе образования качеств открытой системы предполагает переход от принципа «образование на всю жизнь» к принципу «образование через всю жизнь», переход от движения обучающегося к знаниям к встречному процессу - знания доставляются человеку. Авторским коллективом МЭСИ (В.П.Тихомиров, Л.Г.Титарев, В.В.Ярных, В.И.Солдаткин, Ж.Н.Зайцева, А.В.Хорошилов, Ю.Б.Рубин, Т.В.Рябушенко, А.А.Анисимов) даны термины и определения открытого образования и разработан глоссарий. Специалисты под "открытым образованием" понимают систему организационных, педагогических и информационных технологий, в которой обеспечиваются открытые стандарты на интерфейсы, форматы и протоколы обмена информацией с целью обеспечения мобильности, интероперабельности, стабильности, эффективности и других положительных качеств, достигаемых при создании открытых систем (http://www.mesi.ru). Вместе с тем, открытость ДО предполагает и безопасность хранения конфиденциальности информации, представляющей собой государственную, коммерческую и личную тайну.

Нами были исследованы сайты институтов, использующих технологии ДО, история их создания, учебные курсы и программы, порядок приема, прохождение тестирования. Как правило, они проходят типичный путь развития образовательных технологий от классического (очного) обучения, до использования кейс- и сетевых технологий, организации виртуальных вузов.

Сетевое ДО базируется на использовании локальных сетей и сети Интернет с применением мультимедийных технологий и гиперссылок на разнообразные информационные источники по изучаемой теме. Сетевое ДО делает обучение огромного количества студентов почти индивидуальным. Учебный процесс может проходить в реальном режиме времени, что ведет к повышению качества образования обучающихся.

Отметим, что наиболее развитой формой организации дистанционного образования является Виртуальный университет (ВУ) - самостоятельное учебное заведение, независимое от какого-либо учебного учреждения. ВУ предоставляет образовательные услуги только методами дистанционного обучения, через компьютерные сети - через глобальную сеть Интернет или корпоративную сеть Интранет. Отличительной особенностью виртуальных университетов

является наличие собственной лицензии, учебных программ и курсов, а также отсутствие зданий, учебных лабораторий, студенческих общежитий, кабинетов, актовых залов. ВУ состоит из двух уровней - центрального университета и региональных центров. Центральный университет осуществляет административную, учебно-методическую, информационную, техническую и правовую координацию региональных образовательных учреждений. Региональный центр реализует полный цикл образовательных услуг с использованием кейс-, ТВ- или сетевых технологий в регионе.

Ведущие вузы, как правило, предлагают несколько уровней образования: бакалавриат, специалитет, магистратуру, аспирантуру, повышение квалификации, спецкурсы (МЭСИ, ЛИНК, СГУ и т.д.). Анализ образовательной деятельности выявил широкое применение технологий ДО, в том числе средствами Интернет. Таким образом, можно говорить о том, что дистанционное образование стало неотъемлемой частью образовательной системы.

За рубежом дистанционные технологии используют многие учебные заведения:

• Открытый университет Великобритании

• Национальный технологический университет (США)

• Университет штата Пенсильвания (США)

• Университет Западных Губернаторов (США)

• Канадский Открытый университет

• Центр дистанционного образования Университета Монаш

• Университет Южной Африки

• Национальный университет дистанционного образования (Испания)

• Открытый университет Израиля

• Открытый университет Нидерландов

• Голландский Открытый университет

• Французский национальный центр дистанционного образования.

Сегодня Америка и Европа переживают бум ДО, связанный, прежде всего с применением Интернет-технологий. Кризис в традиционной образовательной системе в ведущих странах востока и запада преодолевается благодаря гибким, инновационным системам, в том числе дистанционным образованием средствами Интернет. Приоритетность сферы образования во многих странах продекларирована на уровне правительства. Так, в Японии получение всеобщего высшего образования продекларировано в 2010 году, в США в 2015. В будущем предполагается, что основной формой образования станет дистанционная. За тридцать лет ДО в США приобрело значительные масштабы. По программам дистанционного метода по всей территории страны ныне обучается более 1 млн. студентов. В США в 2000 году каждый класс (учреждение) были подключены к сети Интернет. В Польше до 2005 года каждая школа в городах должна иметь компьютерный кабинет, а до 2010 года - доступ к Интернет. Уже сейчас Калифорнийский виртуальный университет объединяет 95 вузов и колледжей США. В стране имеются «глобальные университеты», где обучаются 500-700 тысяч студентов. Так, университет в штате Колорадо США имеет 400 тысяч студентов, но не имеет физически ни одной аудитории. В Швеции, например, 70% образования - дистанционное. В Великобритании свыше 50% программ на степень магистра реализуется с использованием дистанционных методов. США и Западная Европа, хотя и крупнейшие, но не единственные элементы формирующейся системы дистанционного образования. С помощью спутникового телевидения эта форма обучения получает распространение и в развивающихся странах. Например, международная организация INTELSAT, основанная в 1971 году, через свои 15 спутников позволяет транслировать обучающие программы практически на весь мир. Первой страной развивающегося мира, создавшей национальную спутниковую сеть для системы образования, стала Индонезия. Эта сеть охватывает 11 университетов страны, расположенных на различных островах. В качестве примеров мегауниверситетов, развивающих технологии дистанционного образования, можно привести Китайский телеуниверситет (Китай), Национальный открытый университет им. Индиры Ганди (Индия), Университет Пайнам Ноор (Иран), Корейский национальный открытый университет (Корея), Открытый Университет Сукотай Тампариат (Таиланд), Университет Анадолу (Турция).

Мировые тенденции, сложившиеся в сфере образования, характеризуются все большей открытостью и общедоступностью, демократизацией и интенсификацией процесса образования и

предполагают экспорт и импорт образовательных услуг адекватных современному информационному обществу. Конкуренция на рынке образования ведется не только между российскими вузами, но и с зарубежными организациями.

С учетом всего сказанного можно признать, что дистанционное образование, в том числе и средствами Интернет, получило широкое распространение во всем мире и является двигателем модернизации российского образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.