УДК 37.013 ББК Ч 421.27
Елена Михайловна Тюрикова,
преподаватель, председатель предметно-цикловой комиссии
общепрофессиональных дисциплин, Забайкальский государственный колледж (Чита, Россия), e-mail: [email protected]
Дистанционное обучение - новая форма информационно-педагогической среды
В статье рассматривается сущность развития и распространения дистанционного обучения как инновационной технологии на российском образовательном пространстве в контексте исторического подхода. Анализируется взаимосвязь понятий «дистанционное обучение», «образовательная среда», их распространение в отечественном и зарубежном образовании. Рассматриваются условия реализации данной образовательной технологии, средства обучения и особенности взаимодействия педагога и учащихся. Приводятся и кратко описываются составляющие дистанционного обучения, где акцент делается на телекоммуникационных подходах. Важным моментом статьи является исторический анализ сущности дистанта и его отличия от традиционных форм обучения. Представлена степень популярности дистанционного обучения в образовательном пространстве РФ. На основе проделанного анализа выделены определённые требования к реализации дистанционного обучения с учётом образовательных потребностей отечественной педагогической среды.
Ключевые слова: информационно-образовательная среда, информационно-образовательное пространство, дистанционное обучение, дистанционное образование, педагогическая система, информационные ресурсы, инновационный подход, технология, педагогическое взаимодействие, образовательные потребности.
Elena Mikhailovna Tyurikova,
Teacher, Chairman of the Subject and Cyclic Commission
of All-Professional Disciplines, Zabaikalsky State College (Chita, Russia), e-mail: [email protected]
Distance Learning - a New Form of Information and Education Environment
The essence of development and distribution of distance learning as an innovative technology in the Russian educational space in a context of historical approach is considered in this article. It analyzes the interrelation of concepts “distance learning” and “education environment”, as well as their distribution in Russian and foreign education. Conditions of realization of this education technology, tutorials and peculiarities of interaction between teacher and pupils are considered. Components of distance learning emphasizing telecommunication approaches are briefly described. The important point of the article is the historical analysis of essence of distance education and its difference from traditional forms of education. A degree of popularity of distance learning in education space of the Russian Federation is presented. On the basis of the analysis done, certain requirements to realization of distance learning taking into account education requirements of the Russian pedagogical environment are chosen.
Keywords: information and education environment, information and education space, distance learning, distance education, pedagogical system, information resources, innovative approach, technology, pedagogical interaction, educational requirements.
Большое количество работ в современной общей и профессиональной педагогике посвящено изучению такой инновационной образовательной технологии как дистанционное обучение. Рассмотрена история возникновения данного явления в образовании, обозначены основные педагогические категории, выделены преимущества использования и возникающие трудности при реализа-
ции этой технологии. Несмотря на высокий уровень разработки проблемы внедрения дистанционного обучения в современное образование, есть необходимость более подробно проанализировать значимость и сущность этого инновационного подхода. Таким образом, будет восполнен ещё один пробел в исследовании столь необходимого вопроса.
Педагогика
Западные образовательные системы используют дистанционные технологии как необходимый и уже доступный путь обучения. Начиная с 1963 года Англия дистанционно обучает не только гуманитарным и техническим наукам, но и искусству и бизнесу. Последнее направление - обучение бизнесу - пользуется широким распространением по всей Европе, в США, Китае. Это началось с распространения почтовой связи и существовало как «корреспондентское обучение». Появление радио и телевидения внесло изменения в дистанционные методы обучения. Количество людей, желающих получать образование с использованием обучающих радио- и телепередач, значительно увеличилось. Возникла одна большая проблема - отсутствие обратной связи. С конца 80-х гг. появление и широкое распространение персональных компьютеров значительно упростило и автоматизировало процесс обучения. Мировое образовательно пространство открыло доступ к программам дистанционного обучения: Национальный технологический университет (США, 1984) - программы дистанционного обучения по инженерным специальностям; Открытый университет Хаген (Германия); ^ТЕС -КОЛЛЕДЖ Кейптауна (ЮАР); Испанский национальный университет дистанционного обучения; Открытая школа бизнеса Британского открытого университета; Австралийская территориальная информационная сеть [7].
Рост образовательных учреждений ближнего и дальнего зарубежья, работающих по системе дистанта, увеличивается с каждым годом. Это связано с возросшей потребностью населения в получении учебной информации и ограниченными возможностями делать это в стандартной очной форме обучения. Причины данного факта очевидны по всему мировому образовательному пространству: напряжённый рабочий график
специалистов, удалённость учебных заведений, высокая стоимость образовательных услуг традиционной формы, наличие ограниченных возможностей здоровья и жизнедеятельности.
Идея развития и распространения дистанционного обучения на отечественном образовательном пространстве возникла после Конгресса ЮНЕСКО 1996 года. Был определён круг вопросов, решить которые можно только применив данную образовательную технологию. Например, «предоставление широким слоям населения в любых районах страны и за её рубежами равных образовательных возможностей, а также обеспечение
наиболее активного использования научного потенциала ведущих образовательных учреждений страны» [3].
Российские педагоги, ориентируясь на опыт зарубежных коллег, создали немало нормативных и правовых документов, регламентирующих техническое, технологическое, учебно-методическое и организационное обеспечение дистанционного обучения. К таковым относится «Концепция создания и развития единой системы дистанционного образования в РФ» [2]. Именно с разработки положений данной концепции и возникло понятие «информационно-образовательная среда дистанционного обучения». Этот термин можно рассматривать как «системную организованную совокупность средств передачи данных, информационных ресурсов, протоколов взаимодействия, аппаратно-программного и организационно-методического обеспечения, ориентированную на удовлетворение образовательных потребностей пользователя» [2].
Понятие «информационно-образовательная среда» совершенно не тождественно понятию «информационно-образовательное пространство». Его исследователи трактуют как «расположение одновременно существующих объектов, факторов, связанных между собой и влияющих на образование человека» [5]. Анализируя смысл представленных понятий, можно сказать, что образовательное пространство это окружение образовательной среды, в которой можно реализовывать дистанционную научно-образовательную деятельность. Данный факт подтверждается определением дистанционного обучения А. А. Андреева. «Это процесс получения знаний, умений и навыков с помощью интерактивной образовательной среды, основанной на использовании модульных программ обучения и новейших информационных технологий, обеспечивающих обмен учебной информацией на расстоянии и реализующих систему сопровождения и администрирования учебного процесса [1]. Следует добавить, что интерактивная среда проявляется в самостоятельной целенаправленной интенсивной работе обучаемого.
При рассмотрении понятия «дистанционное обучение» следует обратить внимание на существование термина «дистантное обучение», обозначающего комплекс образовательных услуг, предоставляемых учащимся, отдалённым (во времени и пространстве) от источников производства учебно-методической информации, с помощью разнообразных средств её передачи, хранения и обра-
ботки (телевидение, радио, модемная связь, компьютеры и пр.) [7]. Анализируя сущность взаимосвязи образовательной технологии и информационно-педагогической среды, можно сделать вывод, что понятие «дистанционное обучение», а более конкретно «дистанционное образование», раскрывает эту взаимообусловленность как новую форму педагогического взаимодействия. Реализация целей любого образования осуществляется в процессе обучения.
Для дистанционного обучения характерны все компоненты образовательной деятельности: цели, содержание, организационные формы, средства обучения, система контроля и оценки результатов. Можно предложить три вида технологий, используемых при дистанционном обучении. Первая - на основе бумажных и аудионосителей (учебно-методические пособия, учебники), где педагогическим взаимодействием руководит непосредственно сам педагог, используя телефонную и сотовую связь или «живое» общение. Вторая - телевизионно-спутниковая. Данная технология только начинает свой путь на образовательном поле. Третья - интернет-обучение, или сетевая технология. При дистанционном обучении все вышеназванные подходы используют в разных пропорциях [1].
В России данное инновационное направление долгое время воспринималось как заочное обучение с использованием печатного, аудио- и видеоматериала, пересылаемого в виде корреспонденции по почтовой связи. Достижения в области информационных технологий значительно повлияли на процесс образования в целом и на совершенствование дистанционного обучения в частности. Толчком к такому научному прорыву послужило массовое возникновение бизнес-школ, которые, как форма организации обучения, были заимствованы у западных образовательных систем. Мировой педагогический опыт и коммерческие инвестиции позволили обучать российских бизнесменов с использованием интернет - и мультимедийных технологий. Это было началом внедрения дистанционного обучения как такового в информационнообразовательную среду России [3].
Расширение интернет-пространства и его возможностей позволило говорить о том, что дистанционное обучение можно и нужно использовать не только как самостоятель-
ную образовательную технологию. В рамках традиционных форм - очной, заочной и экстернат - этот инновационный подход многие исследователи рассматривают в качестве метода обучения. Суть заключается в том, что при реализации образовательного процесса с использованием технологии дистанта обмен информацией между всеми участниками происходит с помощью электронной почты, ресурсов мировой сети Интернет, FTP-серверов, телеконференций, гипертекстовой среды (WWW-серверы), видеоконференций. Все информационные ресурсы сети Интернет позволяют быстро и качественно получать доступ к любым источникам знаний. При очно-заочной системе обучения самостоятельная работа с литературой, прохождение образовательных курсов с использованием электронных носителей носит также характер дистантности [4].
Взаимодействие с педагогами посредством переписки в социальных интернет-сетях служит подтверждением того, что дистанционное обучение расширяет свои границы в образовательной среде в целом. Возникают некоторые нюансы, которые позволяют сохранять инклюзивность данного подхода. Например, таковым является гибкий график учебного процесса, позволяющий работать в «режиме реального времени», при прохождении контрольных точек или практических и лабораторных работ. Это есть главное и необходимое дополнение к обучению в форме экстерната. Получать образование можно посредством коммуникаций по месту жительства или работы. Возможности организации дискуссий, совместной работы группы обучающихся, периоды прохождения сессий не-ограничены и не зависят от расстояния, занятости участников педагогического процесса, длительности учебных периодов. Используя стиль интерактивного общения и оперативной связи, можно индивидуализировать процесс обучения в зависимости от успешности работы обучаемых.
Образовательные заведения России взяли на вооружение перечисленные возможности, что добавило популярности дистанционного обучения во всех сферах научной деятельности. На рис. наглядно показано процентное распределение данной формы обучения в образовательном пространстве нашего государства [10]:
Педагогика
Ж
■ Коммерческие тренинги и оброзовотельные услуги
■ Финансовые сервисы
■ Информационные технологии
□ Государство
■ Здравоохранение
■ Промышленность
■ Профессиональные бизнес-сервисы и консалтинг
■ Некоммерческая сфера
□ Оптовые и оозничные молажи
Рис. Степень популярности дистанционного обучения в образовательном пространстве РФ
Анализируя всё сказанное, можно сделать вывод, что дистанционное образование выступает как педагогическая система, которая относится к новой форме образования. Эта инновация способна удовлетворить образовательные потребности населения независимо от его пространственного и временного расположения. Данная форма включает в себя соответствующие средства, процесс, результат и, самое главное, образовательный стандарт. Всё это реализуется посредством телекоммуникационных технологий взаимодействия преподавателя и студента, которое осуществляется в специфической образовательной среде [8].
Именно специфичность среды накладывает определённые требования к реализации дистанционного обучения:
- расширять интернет-сообщества, в том числе создавать мотивационные механизмы приобщения к интернет-технологиям школ, специалистов системы образования;
- изучать информационные и коммуникативные потребности системы образования и создавать сервисы и службы, направленные на удовлетворение образовательных потребностей;
- создавать специальные мероприятия по подготовке обучающихся к осуществлению учебной деятельности;
- готовить кадры, способные создавать ресурсы технологии дистанта и квалифицированно сопровождать процесс обучения;
- используя все направления системного подхода в образовании, разработать концепцию принципов и требований, касающихся средств, методов дистанционного обучения и деятельности участников педагогического процесса.
Работы по проблеме внедрения дистанционного обучения в современную образовательную среду носят, в основном, теоретический характер и требуют более глубокого анализа с практической точки зрения. Последнее касается активного использования традиционных форм обучения в сочетании с технологией и методами дистанта.
Список литературы
1. Андреев А. А. Дидактические основы дистанционного обучения. М.: РАО, 1999. 120 с.
2. Ахаян А. А. Терминология дистанционной научно-образовательной деятельности с применением Internet-технологий // Электронный научно-педагогический журнал. Письма в Emissia. Off line ART 769. Июнь 2000. URL:http://www.emissia.org/offNne/2000/769.htiTi (дата обращения: 30.11.2012).
3. Баньжиминов А. Б., Марусин В. В., Скибицкий Э. Г, Слуднов А. В., Холина Л. И. Организационно-педагогические аспекты дистанционного обучения (концепция) // Препринт / под ред.
Э. Г. Скибицкого. Новосибирск, 1998. 40 с.
4. Бершадский А. М., Кревский И. Г. Дистанционное образование: региональный аспект // Дистанционное образование. 1998. № 1. С. 37-41.
5. Козырев В. А. Гуманитарная образовательная среда: языковая культура. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 1999. 107 с.
6. Концепция создания и развития единой системы дистанционного образования в России / Госкомвуз РФ. М., 1995. 20 с.
7. Лобанов Ю. И. Дистанционное обучение. Опыт, проблемы, перспективы / Ю. И. Лобанов, О. П. Крюкова, Т. А. Тартарашвили [и др.]. М., 1996. 108 с. (Новые информационные технологии в образовании: аналитические обзоры по основным направлениям развития ВО/ НИИВО. Вып. 5).
8. Сиговцев Г. С., Чарута М. А. Дистанционное образование: метод. материал для препод. Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2009. 294 с.
9. Тихомиров В. П. Основные принципы построения Системы дистанционного образования России // Дистанционное образование. 1998. № 1. С. 4-9.
10. Шляхтина С. Перспективы развития дистанционного обучения в мире и в России. // Компьютер Пресс. 2006. № 1. URL: http://www.compress.ru/issue.aspx?iid=69 (дата обращения
28.11.2012) .
References
1. Andreyev A. A. Didakticheskiye osnovy distantsionnogo obucheniya. M.: RAO, 1999. 120 s.
2. Akhayan A. A. Terminologiya distantsionnoy nauchno-obrazovatelnoy deyatelnosti s primeneniyem Internet-tekhnology // Elektronny nauchno-pedagogichesky zhurnal. Pisma v Emissia.
Off line ART 769. lyun 2000. URL:http://www.emissia.org/offline/2000/769.htm (data obrashcheniya:
30.11.2012).
3. Banzhiminov A. B., Marusin V. V., Skibitsky E. G., Sludnov A. V., Kholina L. I. Organizatsionno-pedagogicheskiye aspekty distantsionnogo obucheniya (kontseptsiya) // Preprint / pod red.
E. G. Skibitskogo. Novosibirsk, 1998. 40 s.
4. Bershadsky A. M., Krevsky I. G. Distantsionnoye obrazovaniye: regionalny aspekt // Distantsionnoye obrazovaniye. 1998. № 1. S. 37-41.
5. Kozyrev V. A. Gumanitarnaya obrazovatelnaya sreda: yazykovaya kultura. SPb.: Izd-vo RGPU im. A. I. Gertsena, 1999. 107 s.
6. Kontseptsiya sozdaniya i razvitiya edinoy sistemy distantsionnogo obrazovaniya v Rossii / Goskomvuz RF. M., 1995. 20 s.
7. Lobanov Yu. I. Distantsionnoye obucheniye. Opyt, problemy, perspektivy / Yu. I. Lobanov,
O. P. Kryukova, T A. Tartarashvili [i dr.]. M., 1996. 108 s. (Novye informatsionnye tekhnologii v obrazovanii: analiticheskiye obzory po osnovnym napravleniyam razvitiya VO/ NIIVO. Vyp. 5).
8. Sigovtsev G. S., Charuta M. A. Distantsionnoye obrazovaniye: metod. material dlya prepod. Petrozavodsk: Izd-vo PetrGU, 2009. 294 s.
9. Tikhomirov V. P. Osnovnye printsipy postroyeniya Sistemy distantsionnogo obrazovaniya Rossii // Distantsionnoye obrazovaniye. 1998. № 1. S. 4-9.
10. Shlyakhtina S. Perspektivy razvitiya distantsionnogo obucheniya v mire i v Rossii. // Kompyuter Press. 2006. № 1. URL: http://www.compress.ru/issue.aspx?iid=69 (data obrashcheniya
28.11.2012) .
Статья поступила в редакцию 19.12.2012