3.8. ТЕНДЕНЦИИ И ПУТИ РАЗВИТИЯ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ СТРАХОВЩИКАМИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Мельничук Алексей Олегович, аспирант. Место учебы: Всероссийская государственная налоговая академия Министерства финансов Российской Федерации. E-mail: [email protected]
Аннотация: В статье анализируются эволюционные процессы, произошедшие в российском законодательстве в сфере регламентации инвестиционной деятельности страховых организаций в течение последних двух десятилетий, определяются основные направления правового регулирования данного вида деятельности на современном этапе и даются конкретные предложения автора по усовершенствованию указанного процесса.
Ключевые слова: инвестиционная деятельность, страховые организации, страховые резервы, рейтинг финансовой устойчивости.
TRENDS AND DEVELOPMENT OPTIONS OF LEGAL
REGULATIONS FOR INSURER INVESTMENT ACTIVITIES
Melnichuk Aleksei Olegovich, postgraduate student. Place of study: All-Russian State Tax Academy of the Ministry of Finance of the Russian Federation. E-mail: [email protected]
Annotation: The evolutionary process that has been taking place in Russian legislation in insurer investment activity regulation for the last two decades is analyzed, the key trends of legal regulations for such a type of activity are defined and author's action-oriented proposals are given. Keywords: investment activity, insurance companies, actuarial reserves, insurance financial strength rating.
Исследование эволюции правового регулирования осуществления страховщиками инвестиционной деятельности в современной России, позволяющее выявить векторы его развития, рационально рассматривать, прежде всего, через призму нормативной регламентации размещения страховых резервов. Данный тезис подтверждается тем фактом, что отечественным законодателем состав страховых резервов и - в несколько меньшей степени - собственных средств рассматривается в качестве главного инструмента воздействия на инвестиционную политику страховых организаций. При этом распоряжение прочими
средствами страховщиков, составляющими в совокупности страховой фонд, остается де-факто вне регулятивного воздействия органа страхового надзора и иных государственных органов исполнительной власти.
Цивилистами констатируется, что страховые компании не обязаны держать средства страховых резервов в неприкосновенности на своих счетах1. Однако, безусловно, инвестиционный процесс, осуществляемый страховыми организациями, в существенной степени ограничен государством. Сегодня размещение стра-
1 Колесников Ю.А. Правовые механизмы обеспечения финансовой устойчивости страховщиков // Законодательство и экономика. № 11 - М., 2006. С.53
ховщиками средств страховых резервов регламентируется Законом «Об организации страхового дела в Российской Федерации»2 и Правилами размещения страховщиками средств страховых резервов 2005 го-да3. Пункт 6 названных Правил выделяет 20 категорий имущества, которыми может обеспечиваться финансовая устойчивость деятельности страховщика.
Между тем, столь обширный перечень потенциальных объектов вложения не является для страховщиков неизменной данностью, возникшей с момента восстановления в России института коммерческого страхования. Первые правила размещения страховых резервов были приняты на заре становления отечественного страхования - в 1993 году4. Документ, закреплявший их, предусматривал лишь базовые принципы размещения активов, однако, в том числе в силу их неразвитости и не развернутости, инвестиционная деятельность страховщиков была крайне ограниченной. Так, в частности, устанавливался минимальный уровень покрытия страховых резервов государственными ценными бумагами, предусматривались предельные значения объемов покрытия данного показателя недвижимым имуществом, банковскими вкладами, ценными бумагами, валютными ценности. Одновременно вводились квоты на вложения в однородные объекты, такие как ценные бумаги одной организации или единый объект недвижимого имущества. Наконец, предусматривалось, что страховые организации могут размещать средства страховых резервов иным образом, нежели это предусмотрено Правилами размещения страховых резервов, но для этого требовалось получение разрешения уполномоченного органа государственной власти. Представляется необходимым подчеркнуть: сами представители Росстрахнадзора признавали, что на 85 - 90 процентов таких запросов давался отказ. Ими указывалось, что в совокупности лишь нескольким десяткам страховщиков было разрешено вкладывать средства резервов иным образом, нежели предусмотрено в Правилах, при этом они должны были предоставить подробное обоснование потенциальных потерь и прибылей от осуществления инвестиций5, систематикой разработки которой государство участников рынка не обеспечило.
Таким образом, изначально нормативы о размещении страховых резервов были крайне нелиберальны, что легко объяснить рядом причин, как-то: наличием весьма нестабильной макроэкономической ситуации, не дававшей гарантий обесценивания основной массы разновидностей имущества, необходимостью стимулирования возродившейся отрасли коммерческого страхования к вложению средств в государственные финансы, отсутствием должного понимания вектора развития отрасли в целом, наконец, невозможностью
2 См.: Закон РФ от 27.11.1992 № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» // «Российская газета», № 6, 12.01.1993
3 См.: Правила размещения страховщиками средств страховых резервов (утв. Приказ Минфина РФ от 08.08.2005 № 100н «Об утверждении Правил размещения страховщиками средств страховых резервов») // «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти», № 36, 05.09.2005.
4 См.: Правила размещения страховых резервов (утв. Приказом Росстрахнадзора от 09.06.1993 № 02-02/17 «О введении в действие Правил размещения страховых резервов») // «Российские вести», № 149, 05.08.1993
5 Формирование финансовых результатов, налогообложение и
аудит страховой организации: консалтинг-семинар / Под ред.
К.Е.Турбиной. - СПб.: СК «СТЭК», 1994. С.24
осуществления должного контроля за вновь нарождающимися субъектами страхового дела.
Примечательно, что в отличие от последующих нормативных документов, закрепляющих границы инвестиционной деятельности страховщиков, в Правилах 1993 года содержалась квинтэссенция норм договорного и иных подотраслей гражданского права. В частности, документ включал в себя ограничения на совершение определенного рода сделок с использованием средств, применяемых для покрытия страховых резервов. К таковым относились, в том числе: договоры займа (кредитные договоры) с физическими и юридическими лицами, кроме случаев, прямо предусмотренных законодательством; договоры купли-продажи, кроме случаев, предусмотренных Правилами; сделки, связанные с интеллектуальной собственностью, и ряд иных.
Следующей вехой развития правового регулирования инвестиционной деятельности страховщиков можно считать принятие Правил размещения страховых резервов 1995 года6. Их введение в действие без сомнения явилось значимым шагом на пути к совершенствованию процесса размещения временно не используемых для осуществления страховых выплат средств страховщиков. Среди наиболее значимых достижений новых Правил можно выделить установление девяти базовых направлений осуществления вложений. Сгруппировав их, отметим следующие виды имущества, которым позволялось покрывать резервы: ценные бумаги, эмитируемые публичными образованиями; иные ценные бумаги; права собственности на доли участия в уставных капиталах организаций; недвижимое имущество; валютные ценности и, наконец, денежную наличность. Однако, по-прежнему, наиболее передовой опыт регламентации покрытия страховых резервов того периода, содержащийся, в частности, в Директиве ЕЭС № 92/49/СЕЕ7, а также ряде иных прогрессивных международных и зарубежных нормативных документов в области страхования на тот момент отечественным законодателем воспринят не был. Учитывая сохранявшуюся нестабильность экономической системы, неразвитость страховой отрасли, ее экономическую слабость, а также отсталость отечественных финансовых рынков, была не только сохранена, но и выделена в отдельное направление практика приобретения страховщиками квартир, иного имущества, хоть в какой-то степени гарантировавшего сохранение вложенных средств.
Уже к концу 90-х годов XX века было выработано понимание необходимости существенного преобразования применявшейся правовой основы деятельности страховщиков, в том числе в области инвестирования. Отдельными теоретиками указывалось на необходимость четкого определения видов финансовых инструментов, в которые могут вкладываться резервы, и соотношения между ними в целях соблюдения принципов ликвидности, возвратности и прибыльности. Кроме того, высказывалось мнение о наличии потреб-
6 См.: Правила размещения страховых резервов, утвержденные Приказом Федеральной службы России по надзору за страховой деятельностью от 14 марта 1995 г. № 02-02/06 // Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств Российской Федерации, 1995 г., № 7, стр. 32
7 См.: Directive 92/49/CEE du Conseil, du 18 juin 1992, portant coordination des dispositions legislatives, reglementaires et administra-tives concernant l'assurance directe autre que l'assurance sur la vie et modifiant les directives 73/239/CEE et 88/357/CEE (troisieme directive «assurance non vie») // Journal officiel n°L 228 du 11/08/1992 p. 0001 - 0023
ности участников страховой деятельности в разрешении приобретать валютные ценности в качестве способа размещения активов8.
Указанные и ряд иных предложений со стороны научного и профессионального страхового сообщества были во многом восприняты при разработке и принятии Правил размещения страховщиками страховых резервов 1999 года9. Как отмечалось специалистами, в отличие от своего предшественника, новые Правила вместо одного норматива соответствия инвестиционной деятельности впервые ввели набор граничных соотношений, с помощью которых реализуется принцип диверсификации. В соответствии с мировой практикой страхования вводились новые виды активов, принимаемых в покрытие страховых резервов (депо премии по рискам, принятым в перестрахование, дебиторская задолженность, доля участия перестраховщиков в страховых резервах). Для обеспечения более широкой диверсификации смягчались требования к ценным бумагам, выпущенным иностранными эмитентами, установлены более жесткие требования, предъявляемые к доле низколиквидных активов10. Крайне важным шагом явилось исключение императивного требования о наличии доли государственных ценных бумаг в страховых резервах, что было особенно актуальным в по-сткризисный период. По причине постепенного развития сферы инвестиционной деятельности в перечень активов, принимаемых в покрытие страховых резервов, включались инвестиционные паи паевых инвестиционных фондов и сертификаты долевого участия в общих фондах банковского управления. Исследуемые Правила содержали в себе и ряд иных существенных новаций.
Применяемый ныне нормативно закрепленный перечень активов, в которых правомерно размещение средств страховых резервов, несколько отличается от описанных выше требований к составу имущества, используемому для покрытия данного нормативно закрепленного показателя. Так, в сравнении с предшествующими Правилами, допустимым к приобретению в целях покрытия резервов стал целый ряд новых разновидностей активов. Единственным исключением оказалось изъятие из возможных объектов инвестирования средств страховых резервов долей в уставном капитале обществ с ограниченной ответственностью и вкладов в складочный капитал товариществ на вере. Данная мера, по-видимому, была связана с тем, что юридические лица соответствующих организационноправовых форм, как правило, непрозрачны для внешних инвесторов в силу отсутствия специальных требований к публикации финансовой отчетности, редко являются значимыми субъектами экономической деятельности и, кроме того, механизм оборота такого имущества более сложен и менее публичен. Необходимо отметить, что профессиональное сообщество устами Всероссийского союза страховщиков в последние годы выражает суждение о желательности возврата этому виду активов ранее принадлежавшего ему статуса. Соглашаясь с данной точкой зрения, автор полагает, что если применить к организациям назван-
8 Тенденции и перспективы развития страхования в России. Москва. 1999. С.39
9 См.: Правила размещения страховщиками страховых резервов (утв. Приказом Минфина РФ от 22.02.1999 № 16н «Об утверждении Правил размещения страховщиками страховых резервов») // «Российская газета»", № 72, 15.04.1999
10 Гуляева Г. Комментарии к Правилам размещения страховых резервов // «Финансовая газета», № 16, апрель 1999
ных форм критерий наличия присвоенных авторитетными международными или отечественными рейтинговыми агентствами рейтингов финансовой устойчивости, то повторное включение данной разновидности имущества в перечень покрывающего страховые резервы не ухудшит надежность вложений страховщиков, но разнообразит область их инвестиционной деятельности. Эта мера одновременно будет способствовать поддержке малого и среднего предпринимательства, в том числе имеющего высокотехнологическую специализацию, в необходимости которой сегодня сложилось единогласное мнение всего общества.
Впервые появились в списке видов активов, принимаемых для покрытия страховых резервов, ипотечные ценные бумаги. Данная мера представляется оправданной, так как в последние годы указанный вид имущества становится все более распространенным, а значит ликвидным, что обусловлено развитием ипотечного кредитования и, главное, рынка ипотечных ценных бумаг. Кроме того, она носит явный стимулирующий характер, направленный на повышение доступности жилья для населения. Включены в список и займы страхователям по договорам страхования жизни. Если учесть, что долгосрочное страхование жизни - это, в основном, интерес среднего класса, то размещение средств страховых резервов в займы такой категории лиц следует признать достаточно перспектив-ным11.
Произошло расширение перечня объектов внутри отдельных категорий имущества, в частности, если раньше в качестве резерва учитывались только государственные ценные бумаги РФ, то сейчас, кроме них, можно осуществлять вложения также в ценные бумаги, обязательства по которым гарантированы государством; если до сих пор принимались во внимание векселя лишь банков, то теперь и других организаций; помимо золота и серебра допускается размещение активов в платину, палладий и памятные монеты из драгоценных металлов и т.д. Эти положения направлены на реализацию принципа диверсификации размещения средств страховых резервов12. Следует учитывать, что страховым организациям предоставлена возможность включать в активы, принимаемые для покрытия страховых резервов, также средства, которые переданы ими в доверительное управление. Такой шаг, безусловно, надо оценить как весьма позитивный, поскольку профессиональные управляющие компании размещают средства, как правило, более надежно и с большей доходностью, чем это могут делать сами страховщики и перестраховщики.
Анализируя эволюционные процессы, произошедшие в российском законодательстве в сфере регламентации инвестиционной деятельности страховщиков в течение последних двух десятилетий, нельзя не признать существенного прогресса, достигнутого на пути достижения целей, которые ставятся социумом перед государством в вопросе нахождения баланса между удовлетворением эвентуальных потребностей и потребностей инвестиционного стимулирования экономики России. Следует подчеркнуть, что в постсоветский период развития коммерческого страхования прослеживается тенденция к плавному, но неуклонному расширению инструментов инвестирования средств
11 Дедиков Р.Е. Комментарий к Приказу Минфина России о новых правилах размещения страховых резервов // «Юридическая и правовая работа в страховании», 2005, № 4
12 Там же.
страховых фондов и общему повышению финансовой устойчивости страховщиков. Вместе с тем, на наш взгляд, современное законодательство в рассматриваемой области по-прежнему имеет существенный резерв для совершенствования. Основными путями его развития, на взгляд автора, должны стать, во-первых, существенное расширение перечня имущества, подлежащего принятию в качестве покрытия страховых резервов, а также собственных средств, во-вторых, дальнейшее ужесточение требований к финансовым показателям и общему объему имущества, принадлежащим страховщикам, наконец, в-третьих, кардинальному пересмотру позиции государства в отношении регулирования распоряжением имущества страховщиков, не используемого для покрытия страховых резервов, собственных средств и текущих нужд, обеспечивающих деятельность страховщиков.
Первое из названных направлений позволит увеличить общую доходность инвестиционной деятельности страховых организаций, однако реализованное вне контекста иных перечисленных мер существенно повысит риск финансовой устойчивости страховщиков. Нивелировать данные риски может ужесточение требований к достаточности страховых резервов и собственных средств как в абсолютном, так и в относительном выражении. Кроме того, учитывая наличие у страховщиков имущества, аккумулированного в ходе осуществления предпринимательской деятельности, и не используемого для покрытия страховых резервов, собственных средств и текущих нужд, представляется рациональным установление определенных стимулирующих и направляющих ограничений, связанных с его инвестированием. Такие ограничения, безусловно, должны быть существенно более мягкими, нежели в отношении базовых имущественных фондов, обеспечивающих исполнение страховщиками обязательств перед третьими лицами. Однако их наличие позволит обеспечить дополнительные гарантии сохранности данной категории средств страховщиков и направить их в недоинвестированные сферы развития экономики нашей страны.
Список литературы:
Закон РФ от 27.11.1992 № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» // «Российская газета», № 6, 12.01.1993
Правила размещения страховых резервов (утв. Приказом Росстрахнадзора от 09.06.1993 № 02-02/17 «О введении в действие Правил размещения страховых резервов») // «Российские вести», № 149, 05.08.1993
Правила размещения страховых резервов, утвержденные Приказом Федеральной службы России по надзору за страховой деятельностью от 14 марта 1995 г. № 0202/06 // Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств Российской Федерации, 1995 г., № 7.
Правила размещения страховщиками страховых резервов (утв. Приказом Минфина РФ от 22.02.1999 № 16н «Об утверждении Правил размещения страховщиками страховых резервов») // «Российская газета»", № 72, 15.04.1999
Правила размещения страховщиками средств страховых резервов (утв. Приказ Минфина РФ от 08.08.2005 № 100н «Об утверждении Правил размещения страховщиками средств страховых резервов») // «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти», № 36, 05.09.2005.
Тенденции и перспективы развития страхования в России. Москва: Бюро экономического анализа. 1999.
Формирование финансовых результатов, налогообложение и аудит страховой организации: консалтинг-семинар / Под ред. К.Е.Турбиной. - СПб.: СК «СТЭК», 1994.
Гуляева Г. Комментарии к Правилам размещения страховых резервов // «Финансовая газета», № 16, апрель 1999
Дедиков Р.Е. Комментарий к Приказу Минфина России о новых правилах размещения страховых резервов // «Юридическая и правовая работа в страховании», 2005, № 4.
Колесников Ю.А. Правовые механизмы обеспечения финансовой устойчивости страховщиков // Законодательство и экономика. № 11 - М., 2006.
Рецензия
на статью А.О. Мельничука «Тенденции и пути развития правового регулирования осуществления страховщиками инвестиционной деятельности»
Представляемая к опубликованию статья А.О. Мельничука содержит анализ эволюции правового регулирования осуществления страховщиками инвестиционной деятельности в Российской Федерации с момента возникновения коммерческого страхования в постсоветский период и вплоть до наших дней. Ее целью является выявления складывающихся тенденций нормотворчества в указанной сфере и выработка предложений, связанных с совершенствованием действующего законодательства. Проведенное автором статьи исследование является актуальным в силу наличия неопределенности в научном сообществе по вопросу путей дальнейшего развития нормативного регулирования инвестирования страховщиками аккумулируемых ими в ходе осуществления предпринимательской деятельности активов.
Новизна результатов научных изысканий А.О. Мельничука, отраженных в рецензируемой работе, заключается в комплексном теоретико-практическом подходе к анализу описанной проблематики, обосновании наличия и формулирование тенденций в правовом регулировании инвестиционной деятельности страховщиков, вынесении на суд научного сообщества предложений, направленных на его совершенствование. С учетом изложенного, рекомендую статью А.О. Мельничука к публикации.
Проректор по научной работе и международному сотрудничеству ВГНА Минфина России, д.ю.н.,
профессор Г.Ф.РУЧКиНа