Научная статья на тему 'Государственно-правовые механизмы обеспечения финансовой устойчивости страховщиков'

Государственно-правовые механизмы обеспечения финансовой устойчивости страховщиков Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
223
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Государственно-правовые механизмы обеспечения финансовой устойчивости страховщиков»

© 2006 г. Ю.А. Колесников

ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ СТРАХОВЩИКОВ

Государство заинтересовано в том, чтобы негосударственные страховые компании привлекали средства населения и организаций для образования децентрализованных фондов в целях возмещения ущерба, причиненного физическим и юридическим лицам, не за счет бюджетных средств, а именно за счет страховых фондов.

На сегодняшний день очевидна проблема привлечения инвестиций, необходимых для экономического роста государства. Как уже отмечалось, источником указанных инвестиций являются сбережения населения, мобилизация которых происходит как путем покупки ценных бумаг, так и через финансовые учреждения, осуществляющие первичную аккумуляцию сбережений.

Безусловно, значительная роль в этом процессе принадлежит коммерческим банкам, но наряду с ними функцию привлечения денежных средств населения выполняют также страховые компании, негосударственные пенсионные и инвестиционные фонды.

Следует отметить, что страховая система, как и банковская, может выполнять так называемую сберегательную функцию. Это происходит тогда, когда страхование используется как средство обеспечения защиты не только личных и имущественных потерь, но и самих денежных средств, вложенных в качестве страховых платежей. Сберегательная функция наиболее характерна для страхования на случай, когда лицо, например, достигает нетрудоспособного возраста. При этом категории страхования в наибольшей степени присуща функция накопления обусловленных договором страховых сумм в их денежном выражении [1].

Таким образом, можно отметить определенное сходство между деятельностью кредитных и страховых организаций. На сегодняшний день в России действуют в качестве финансовых учреждений страховые компании, негосударственные пенсионные фонды, а также паевые и другие инвестиционные фонды. Причем все эти учреждения в процессе своей деятельности привлекают средства физических лиц в различных формах, что сближает их с кредитными организациями.

Заинтересованность государства в стабильном функционировании финансовой системы страны очевидна, в связи с чем государство предъявляет определенные требования к финансовой устойчивости банков, иных кредитных учреждений и страховых компаний. Пока наиболее жесткое регулирование финансовой устойчивости действует в России в отношении кредитных организаций. Так, в банковской системе действуют следующие правила финансовой устойчивости. В целях обеспечения финансовой надежности кредитные организации обязаны создавать резервы (фонды), порядок формирования и использования которых устанавливается Банком России (ст. 24 закона «О банках и банковской деятельности» [2]). Банки должны соблюдать обязательные нормативы, установленные в соответствии со ст. 62 закона «О Центральном банке РФ» [3].

Глава 3 закона «Об организации страхового дела» устанавливает условия обеспечения финансовой устойчивости страховщиков, а также раскрывает требования, предъявляемые к страховым резервам страховых компаний.

Гарантиями обеспечения финансовой устойчивости страховых организаций являются:

- собственные средства страховщика;

- страховые резервы, достаточные для исполнения обязательств по договорам страхования, сострахования, перестрахования и взаимного страхования;

- экономически обоснованные страховые тарифы;

- перестрахование.

Собственные средства и страховые резервы страховщика должны быть обеспечены активами, соответствующими требованиям диверсификации, ликвидно -сти, возвратности и доходности.

Закон «Об организации страхового дела», а также подзаконные нормативно-правовые акты, действующие в области страхования, не раскрывают содержание указанных требований. В экономической литературе под диверсификацией понимается распределение инвестируемых или ссужаемых денежных капиталов между различными объектами вложений с целью снижения риска возможных потерь капитала или доходов от него [4].

Ликвидность в буквальном смысле слова означает легкость реализации, продажи, превращения материальных ценностей в денежные средства [5]. Возвратность представляет собой принцип финансовых, денежных отношений, предполагающий обязательную возможность возврата вложенных средств в полном объеме. Доходность активов подразумевает, что активы страховой компании приносят ей доходы.

Собственные средства страховщиков (за исключением обществ взаимного страхования, осуществляющих страхование исключительно своих членов) включают в себя уставный, резервный, добавочный капиталы, нераспределенную прибыль.

Понятие уставного капитала раскрывается в законах, регулирующих деятельность предприятий различных организационно-правовых форм (например, ст. 25 закона «Об акционерных обществах» [6], ст. 14 закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» [7]). Под уставным капиталом понимается минимальный размер имущества общества, гарантирующего интересы его кредиторов, который формируется учредителями (участниками) общества при его создании.

В отличие от уставного капитала ни закон «Об организации страхового дела», ни подзаконные акты, действующие в сфере страхования, не раскрывают понятия резервного и добавочного капитала, а также нераспределенной прибыли.

В соответствии с Приказом Министерства финансов РФ «Об утверждении положения по ведению бух-

галтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации» [8], резервным капиталом является резервный фонд, созданный для покрытия убытков организации. Сумма дооценки основных средств, объектов капитального строительства и других материальных объектов имущества организации со сроком полезного использования свыше 12 месяцев, а также сумма, полученная сверх номинальной стоимости размещенных акций акционерного общества, и другие аналогичные суммы составляют добавочный капитал организации.

Нераспределенная прибыль представляет собой финансовый результат отчетного периода, включающий в себя конечный финансовый результат деятельности предприятия за минусом налоговых и иных аналогичных обязательных платежей (п. 83 Приказа Минфина РФ № 34н) [8].

Учет сумм уставного, резервного, добавочного капитала и нераспределенной прибыли производится на основании Приказа Минфина № 94н [9]. При этом особенности применения страховщиками плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций установлены отдельным приказом Министерства финансов № 69н [10].

Таким образом, все названные понятия регламентируются нормативно-правовыми актами, действующими в области бухгалтерского учета. В то же время деятельность страховых организаций имеет свои особенности. Собственные средства страховщиков, к которым предъявляются установленные государством требования финансовой устойчивости, включают в себя, помимо уставного, резервный и добавочный капитал и нераспределенную прибыль.

Страховщики должны обладать полностью оплаченным уставным капиталом, размер которого должен быть не ниже минимального размера уставного капитала, установленного законом «Об организации страхового дела» (ст. 25) [11]. Внесение в уставный капитал заемных средств и находящегося в залоге имущества не допускается.

В банковской сфере ситуация совершенно иная. Для осуществления контроля за правомерностью оплаты приобретателями акций (долей) кредитной организации Банк России вправе проводить непосредственно в данной кредитной организации обязательную проверку источников средств, вносимых в оплату ее акций, финансового положения приобретателей этих акций и наличия у них собственных средств (чистых активов), достаточных для оплаты акций (п. 17.6. Инструкции ЦБ РФ от 14.01.2004 г. № 109-И [12]).

Во многих странах создаются единые органы по надзору за деятельностью банков, страховых организаций и иных аналогичных финансово-кредитных учреждений. Создание подобного универсального надзорного органа в России, в функции которого входил бы надзор как за банками, так и за страховыми компаниями, позволило бы контролировать источники поступления денежных средств в уставный капитал страховщиков, поскольку надзорный орган не только располагал бы информацией о кредитах, выданных банками страховым

компаниям, но и был вправе проводить проверку источников средств, вносимых в уставный капитал страховщика.

Минимальный размер уставного капитала страховщика определяется на основе базового размера его уставного капитала, равного 30 млн руб., и соответствующих коэффициентов:

1. Для осуществления личного страхования (включая страхование жизни) - 60 млн руб.

2. Для осуществления личного страхования (без страхования жизни) и (или) имущественного страхования - 30 млн руб.

3. Для осуществления перестрахования, а также страхования в сочетании с перестрахованием - 120 млн руб.

[3].

Закон «Об организации страхового дела» не содержит ограничений, касающихся неденежной части уставного капитала, т.е. уставный капитал может быть полностью или частично сформирован за счет имущественных вкладов учредителей. Ограничение установлено лишь для иностранных инвесторов: оплата иностранными инвесторами принадлежащих им акций (долей в уставных капиталах) страховых организаций производится исключительно в денежной форме в валюте РФ (п. 3 ст. 6 закона «Об организации страхового дела»).

В целях развития внутренней страховой системы законодательство ограничивает доступ на рынок страховых услуг иностранных страховщиков [14]. Эта цель достигается путем ограничения участия иностранных инвесторов в уставном капитале российских страховых организаций.

Иностранными инвесторами признаются иностранные организации, имеющие право осуществлять в порядке и на условиях, которые установлены законодательством РФ, инвестиции в уставный капитал страховой организации, созданной или вновь создаваемой на территории РФ (п. 3 ст. 6 закона «Об организации страхового дела» [11]).

Страховые организации, являющиеся дочерними обществами по отношению к иностранным инвесторам либо имеющие долю иностранных инвесторов в своем уставном капитале более 49 %, не могут осуществлять в России:

- страхование жизни;

- обязательное страхование;

- обязательное государственное страхование;

- имущественное страхование, связанное с осуществлением поставок или выполнением подрядных работ для государственных нужд;

- страхование имущественных интересов государственных и муниципальных организаций.

Если размер (квота) участия иностранного капитала в уставных капиталах страховых организаций превышает 25 %, орган страхового надзора прекращает выдачу лицензий на осуществление страховой деятельности страховым организациям, являющимся дочерними обществами по отношению к иностранным инвесторам, либо имеющим долю иностранных инвесторов в своем уставном капитале более 49 %.

В силу постоянных изменений экономической ситуации в России, требования к размеру уставного капитала страховых организаций не могут постоянно оставаться неизменными. В то же время в целях защиты интересов страховых организаций Закон «Об организации страхового дела» устанавливает, что изменение минимального размера уставного капитала страховщика допускается только федеральным законом не чаще одного раза в два года при обязательном установлении переходного периода (п. 3 ст. 25).

Такие требования к увеличению размера уставного капитала страховщиков были установлены, в частности, в 2003 г. Федеральным Законом от 10.12.2003 г. № 172-ФЗ [15].

Страховые организации, созданные до вступления в силу названного закона, обязаны сформировать свои уставные капиталы в соответствии с новыми требованиями, в следующем порядке:

- до 1 июля 2004 г. - они должны увеличить свой уставный капитал до одной трети установленного размера уставного капитала;

- до 1 июля 2006 г. - до двух третей установленного размера уставного капитала;

- до 1 июля 2007 г. - размер уставного капитала должен полностью соответствовать размеру уставного капитала, утвержденному законом № 172-ФЗ.

Следует отметить, что средства страховых резервов используются исключительно для осуществления страховых выплат и не подлежат изъятию в федеральный бюджет и бюджеты иных уровней бюджетной системы России (ст. 26 закона «Об организации страхового дела»), что является дополнительной гарантией обеспечения финансовой устойчивости страховщиков.

Страховые компании не обязаны держать средства страховых резервов в неприкосновенности на своих счетах. Они вправе инвестировать и иным образом размещать их в порядке, установленном Приказом Минфина РФ от 08.08.2005 г. №100н [16], утвердившим Правила размещения страховщиками средств страховых резервов (далее - Правила).

Предоставление указанных возможностей страховым организациям позволяет обеспечить прибыль не путем увеличения страховых премий, а за счет инвестиционной деятельности [14].

Для покрытия страховых резервов принимаются различные виды активов:

- федеральные государственные ценные бумаги и ценные бумаги, обязательства по которым гарантированы Российской Федерацией;

- государственные ценные бумаги субъектов РФ;

- акции;

- жилищные сертификаты;

- вклады (депозиты) в банках;

- недвижимое имущество;

- денежные средства в валюте РФ на счетах в банках.

Следующий показатель финансовой устойчивости

страховщика - нормативное соотношение активов и принятых страховщиком страховых обязательств.

В соответствии с Приказом Минфина РФ «Об утверждении положения о порядке расчета страховщи-

ками нормативного соотношения активов и принятых ими страховых обязательств» [17], под нормативным соотношением между активами страховщика и принятыми им страховыми обязательствами (так называемый «нормативный размер маржи платежеспособности») понимается величина, в пределах которой страховщик, исходя из специфики заключенных договоров и объема принятых страховых обязательств, должен обладать собственным капиталом, свободным от любых будущих обязательств, за исключением прав требования учредителей, уменьшенным на величину нематериальных активов и дебиторской задолженности, сроки погашения которой истекли (так называемый «фактический размер маржи платежеспособности»).

Положение устанавливает методику расчета маржи платежеспособности на основании данных бухгалтерского учета и отчетности страховщика. Расчет соотношения между фактическим и нормативным ее размерами производится страховщиком ежеквартально, при этом фактический не должен быть меньше нормативного. Если на конец отчетного года последний превышает нормативный размер маржи платежеспособности менее чем на 30 %, страховщик должен представить для согласования в Федеральную службу страхового надзора в составе годовой бухгалтерской отчетности план оздоровления финансового положения.

Собственные средства страховщика включают в себя уставный капитал, резервный капитал, добавочный капитал и нераспределенную прибыль.

При этом страховщику необходимо сравнить минимальный размер уставного капитала, установленного ст. 25 закона «Об организации страхового дела», и нормативный размер маржи платежеспособности, рассчитанный в соответствии с Приказом Минфина РФ от 02.11.2001 г. № 90н [17]. Наибольший из этих двух показателей должен быть обеспечен активами страховщика в соответствии с требованиями, предъявляемыми к составу и структуре активов, принимаемых для покрытия собственных средств страховщика.

Данные требования подробно регламентируются Приказом Министерства финансов РФ от 16.12.2005 г. №149н [18]. В качестве активов, принимаемых для покрытия собственных средств страховщика, могут быть использованы федеральные государственные ценные бумаги, акции, облигации, вклады в банках, денежные средства на счетах в банках как в рублях, так и в иностранной валюте, слитки золота и другие активы.

Предъявление таких жестких требований к составу и структуре активов, принимаемых для покрытия собственных средств страховщика, позволяет постоянно контролировать уровень финансовой устойчивости страховых организаций, и повышает надежность страховой системы в целом.

Закон «Об организации страхового дела» [11] также выделяет в качестве одного из способов обеспечения финансовой устойчивости страховых организаций такой вид деятельности как перестрахование.

Под перестрахованием понимается деятельность по защите одним страховщиком (перестраховщиком)

имущественных интересов другого страховщика (перестрахователя), связанных с принятым последним по договору страхования (основному договору) обязательств по страховой выплате (ст. 13 закона «Об организации страхового дела», ст. 967 Гражданского кодекса РФ).

Закон «Об организации страхового дела» устанавливает, что перестрахование осуществляется на основании договора перестрахования, заключенного между страховщиком и перестраховщиком в соответствии с требованиями гражданского законодательства. При этом, наряду с договором перестрахования, в качестве подтверждения соглашения между перестрахователем и перестраховщиком могут использоваться иные документы, применяемые исходя из обычаев делового оборота (ст. 13).

Страховщиками признаются юридические лица, созданные для осуществления страховой деятельности и получившие в установленном порядке лицензию на осуществление страховой деятельности. Кроме того, исходя из существа перестрахования (ст. 929 и 967 ГК РФ) страховщик, заключающий договор перестрахования (перестрахователь), должен иметь имущественный интерес - риск выплаты страхового возмещения или страховой суммы.

Следует также отметить, что к деятельности по перестрахованию предъявляются более жесткие требования в части обеспечения финансовой устойчивости страховых компаний. В отличие от других видов страхования, для осуществления деятельности по перестрахованию, а также страхования в сочетании с перестрахованием, уставный капитал страховщика должен составлять не менее 120 млн руб., что в четыре раза выше базового размера уставного капитала страховщика.

По нашему мнению, существующих механизмов обеспечения финансовой устойчивости страховщиков на сегодняшний день уже недостаточно для стабильного функционирования российской страховой системы.

Литература

1. Финансовое право / Отв. ред. Н.И. Химичева. М., 2000. С. 500.

2. О банках и банковской деятельности. ФЗ от 02.12.1990 г. № 395-1 // СЗ РФ. 1996. № 6. Ст. 492.

3. О Центральном банке Российской Федерации (Банке России). ФЗ от 10.07.2002 г. № 86-ФЗ // СЗ РФ. 2002. № 28. Ст. 2790.

4. Большой экономический словарь / Под ред. Азри-лияна. М., 2002. С. 191.

5. Банковское дело / Под ред. О.И. Лаврушина. М., 1992. С. 59.

6. Об акционерных обществах. ФЗ от 26.12.1995 г. № 208-ФЗ // СЗ РФ. 1996. № 1. Ст. 1.

7. Об обществах с ограниченной ответственностью. ФЗ от 08.02.1998 г. № 14-ФЗ // СЗ РФ. 1998. № 7. Ст. 785.

Северо-Кавказская академия государственной службы

8. Приказ Министерства финансов РФ от 29.07.1998 г. № 34н «Об утверждении положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 1998. № 23.

9. Приказ Министерства финансов РФ от 31.10.2000 г. № 94н «Об утверждении плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению» // Нормативные акты по финансам, налогам, страхованию и бухгалтерскому учету. 2000. № 12.

10. Приказ Министерства финансов РФ от 04.09.2001 г. № 69н «Об особенностях применения страховыми организациями плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению» // Там же. 2001. № 11.

11. Закон РФ от 27.11.1992 г. № 4015-1 «Об организации страхового дела» // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ. 1993. № 2. Ст. 56.

12. Инструкция Центрального банка РФ от 14.01.2004 г. № 109-И «О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций» // Вестн. Банка России. 2004. № 15.

13. Письмо Росстрахнадзора от 16.06.2004 г. № 44-ИЛ «О формировании минимального размера уставного капитала страховых организаций» // Финансовый вестник. Финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет. 2004. № 14.

14. Гражданское право. Ч. 2: Учебник / Отв. ред. В.П. Мозолин. М., 2004.

15. Федеральный закон от 10.12.2003 г. № 172-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в закон Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской Федерации» и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации» // СЗ РФ. 2003. № 50. Ст. 4858.

16. Приказ Министерства финансов РФ от 08.08.2005 г. № 100н «Об утверждении правил размещения страховщиками средств страховых резервов» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2005. № 36.

17. Приказ Министерства финансов РФ от 02.11.2001 г. № 90н (в ред. от 14.01.2005 г.) «Об утверждении положения о порядке расчета страховщиками нормативного соотношения активов и принятых ими страховых обязательств» // Там же. 2002. № 1.

18. Приказ Министерства финансов РФ от 16.12.2005 г. №149н «Об утверждении требований, предъявляемых к составу и структуре активов, принимаемых для покрытия собственных средств страховщика» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2006. № 6.

11 октября 2006 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.