Научная статья на тему 'Вопросы правового регулирования обеспечения финансовой устойчивости страховых компаний'

Вопросы правового регулирования обеспечения финансовой устойчивости страховых компаний Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1062
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ СТРАХОВЫХ КОМПАНИЙ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вопросы правового регулирования обеспечения финансовой устойчивости страховых компаний»

ВОПРОСЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ СТРАХОВЫХ КОМПАНИЙ

Косоногова С. В., преподаватель кафедры

административно-правовых дисциплин

Вологодский институт права и экономики ФСИН России Перейти на Главное МЕНЮ Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ

Основной задачей государства при осуществлении финансовой деятельности в сфере страхования является обеспечение финансовой устойчивости страховщиков. Без учета данного фактора невозможно формирование стабильного страхового рынка.

Под финансовой устойчивостью страховых организаций понимается ее способность сохранять существующий уровень платежеспособности в течении определенного времени при возможных неблагоприятных последствиях на финансовые потоки. А платежеспособность страховой компании -это ее способность выполнять существующие страховые обязательства перед клиентами исходя из имеющихся у нее активов и других имеющихся у страховой компании средств 1.

В мировой практике предприятие принято считать платежеспособным, если его активы превышают платежные обязательства.

Проблеме обеспечения платежеспособности страховых организаций уделено большое внимание Директивами ЕС. Уже в Первой Директиве от 24 июля 1973 г. определена концепция платежеспособности страховой организации. Страховщик согласно этой Директиве должен иметь:

1. Технические резервы, соответствующие принятым по договорам обязательствам. Объем этих резервов, и правила их размещения определяются страной-участницей самостоятельно.

2. Резерв платежеспособности как дополнительную финансовую гарантию. Резерв должен быть свободен от каких бы то ни было обязательств.

3. Гарантийный фонд, состоящий из свободного от обязательств имущества в объеме до 1/3 от резерва платежеспособности. Этот фонд создается для того, чтобы в процессе деятельности резерв платежеспособности не мог опуститься ниже поро-

1 См.: Луконин С.В. Финансовая устойчивость страховых компаний и пути ее повышения // Страховое дело. 2003. №5. С. 28.

га, представляющего опасность для платежеспособности страховой организации.

4. Оплаченную часть уставного капитала (размер определяется национальным законодательством)2.

По мнению Ю.Б. Фогельсона, платежеспособность (финансовая устойчивость) страховщика обеспечивается наличием оплаченного уставного капитала и страховых резервов, а также системы перестрахования.3 В.А. Сухов выделяет пять факторов, обеспечивающих финансовую устойчивость страховщика: достаточный собственный капитал, обязательства, размещение активов, ограничение единичного риска (перестрахование), тарифная политика4.

В ст. 25 Закона РФ от 27 ноября 1992 г. (ред. от 21 июля 2005 г. с изм. 21 июня 2004 г.) «Об организации страхового дела»5 (далее Закон об организации страхования) предусматривается, что «гарантиями обеспечения финансовой устойчивости страховщика, являются экономически обоснованные страховые тарифы; страховые резервы, достаточные для удовлетворения обязательств по договорам страхования, сострахования, перестрахования, взаимного страхования; собственные средства; перестрахование».

Как мы уже отмечали, общие вопросы финансовой устойчивости страховых организаций регулируются Законом об организации страхования. Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон «Об организации страхового дела в РФ»6 предусматривает ряд принципиальных нововведений, часть которых связана с повышением требований к финансовой устойчивости и платежеспособности страховых организаций.

В соответствии с п. 3 ст. 25 Закона об организации страхования страховщики должны обладать полностью оплаченным уставным капиталом, размер которого определяется на основе базового размера его уставного капитала, равного 30 миллионам рублей, и следующих коэффициентов:

1 - для осуществления страхования имущественных интересов связанных с причинением вреда жизни, здоровью граждан, оказание им медицинских услуг, владением пользованием и распоряжением имуществом, обязанностью возместить вред, причиненный другим лицам вред, осуществлением предпринимательской деятельности (страхование от несчастных случаев и болезней,

2 См.: Орланюк -Милицкая Л.Н. Платежеспособность страховой организации. М.: Анкил, 1999. С 25-26.

3 См.: Фогельсон Ю.Б. Комментарий к страховому законодательству. М.: Юристъ, 2002. С. 64.

4 См.: Сухов В.А. Государственное регулирование финансовой устойчивости страховщиков. М.:Анкил, І995. С 10.

5 ВВС РФ. 1993. №2. Ст. 56; СЗ РФ. 2005. № 30 (Ч.1). Ст. 3115; 2004. № 26. Ст. 2607.

6 СЗ РФ. 2003. № 50. Ст. 4858.

медицинское страхование, имущественное страхование, страхование гражданской ответственности и предпринимательских рисков);

2 - для осуществления страхования имущественных интересов, связанных с достижением гражданами определенного возраста или срока, со смертью с наступлением иных событий в жизни граждан (страхование жизни);

4 - для осуществления перестрахования, а также страхования в сочетании с перестрахованием.

Новая редакция Закона об организации страхования устанавливает требования к увеличению размера минимальной величины уставного капитала. Причем требования, предъявляемые к величине уставного капитала равные как для российских так и для иностранных страховых организаций. Данная норма является новеллой. До принятия изменений требования к уставному капитулу иностранных страховых компаний и российских были различными (например, уставной капитал для осуществления иного страхования чем страхования жизни составлял для российских компаний - 35 тыс. МРОТ, для иностранных - 250 тыс. МРОТ) 7.

Нововведение, касающееся увеличения размера уставного капитала, предусмотренное в Законе об организации страхования имеют неоднозначную оценку. С одной стороны, требование об увеличении уставного капитала интенсифицировало процесс слияния и поглощения страховых компаний, с другой стороны способствовало повышению финансовой устойчивости страховых компаний, что позволит им конкурировать с иностранными страховщиками.

Основная проблема российской страховой отрасли - недокапитализованность. Совокупный уставной капитал всех страховых компаний, стоящих в едином государственном реестре страховщиков, на начало 2004 г. равнялся 76 млрд. руб. Хотя данный показатель за последние годы значительно увеличился (например, в 2000 г. он составлял 10,2 млрд. руб.), он все еще остается на уровне едва ли гарантирующим выполнение суммарных обязательств всех страховщиков, исчислявшихся на начало 2004 г. в 29 трлн. руб. 8.

Многим страховщикам удается привлекать дополнительные средства через эмиссию акций, но пока еще ни один страховщик не выходил на фондовый рынок. И все таки для большинства страховых компаний привлечение дополнительных денежных средств является главной проблемой. Как утверждает А.П. Коваль «более чем для 80% компаний требование повысить минимальный устав-

7 Также новая редакция Закона о страховании предусматривает увеличение размера квоты участия иностранного капитала в уставных капиталах страховых организаций до 25 %.

8 См.: Гребенщиков Э.С. Законодательные новации и новая конфигурация рынка // Финансы. 2004. №4. С. 46.

ной капитал ставит серьезную проблему. Для половины из 80% она будет неразрешенной» 9.

Таким образом, увеличение требования к размеру уставного капитала, на наш взгляд, должно положительно отразиться на развитии российского страхового рынка, хотя на сегодняшний день ставят в затруднительное положение российских страховщиков.

Для обеспечения исполнения принятых страховых обязательств страховщики образуют из полученных страховых взносов необходимые для предстоящих страховых выплат страховые резервы. На наш взгляд, их можно рассматривать в двух аспектах: как пассивы и как активы. С точки зрения бухгалтерского учета страховые резервы представляют собой пассивы, т.е. обязательства страховщика перед страхователями. В специальной литературе подразумевается, что резервы всегда равны сумме обязательств страховой организации по договорам страхования и перестрахования 10. В тоже время, как следует из смысла закона, резервы - это такие денежные фонды, формируемые за счет уплаченной страхователями страховой премии по договорам страхования, т.е. активы. В таком понимании страховых резервов, утверждает М.М. Рассолов, нет противоречия. Они действительно, с одной стороны, обязательства, а с другой - активы, обеспечивающие эти обязательства 11. Обязанность формирования страховых резервов является отличительной чертой финансов страховых организаций. Закрепление такой обязанности за страховыми организациями происходит путем принятия нормативных актов финансового законодательства. Поэтому отношения, возникающие в процессе формирования и размещения страховых резервов страховых организаций, по своей природе являются проявлением финансово-правовых отношений.

Понятие «страхового резерва» законодательно не установлено. Н. Покровская рассматривает страховые резервы как «денежные фонды, формируемые за счет полученных страховых взносов по личному страхованию, имущественному страхованию и страхованию ответственности, расходуемые на страховые выплаты при наступлении страховых событий» 12. Поэтому размер и структура страховых резервов должны строго соответствовать обязательствам страховой организации, чтобы обеспечивать предстоящие страховые выплаты. Формирование страховых резервов в недостаточном

9 Четыре решающих года для формирования страхового законодательства ( интервью с А.П. Ковалем) // Финансы. 2004. №1. С. 41.

10 См.: Сухов В.А. Государственное регулирование финансовой устойчивости страховщиков. М.: Анкил, 1995. С. 11.

11 См.: Финансовое право: Учебник / Под ред. М.М. Рассо-лова. М.: , 2001. С. 283-283.

12 Покровская Н. Государственный надзор за страховой

деятельностью: правовые проблемы. // Страховое право.

2003. №1. С 22.

объеме означает для страховой компании невозможность покрытия страховых обязательств.

Страховые резервы - это часть имущества страховщика. В отличие от обычной компании, у которой ее имущество находится в полном распоряжении, имущество страховой компании делится на две части: средства страховых резервов и собственные средства страховщика.

Собственными средствами страховщик может распоряжаться по своему усмотрению, а возможности распоряжения средствами резервов строго регламентированы.

В соответствии со ст. 26 Закона об организации страхования средства страховых резервов могут использоваться исключительно для осуществления страховых выплат.

Страховые резервы должны формироваться и размещаться в соответствии с правилами, утвержденными федеральным органом исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью:

1. Приказ Министерства финансов РФ от 11 июня 2002 г. № 51 н «Об утверждении Правил формирования страховых резервов по видам страхования иным чем страхование жизни»13;

2. Приказ Министерства финансов РФ от 8 августа 2005 г. № 100н «Об утверждении правил размещения страховых резервов»14.

Различное регулирование формирования резервов по страхованию жизни и по иным видам страхования объясняется спецификой страхования жизни как накопительного страхования. Расчет тарифных ставок по страхованию жизни производятся с помощью актуарных методов, используя при этом таблицу смертности и норму доходности, и предусматривающие выплату страховых сумм в случаях смерти застрахованного, дожития застрахованного до окончания срока действия договора, выплату пенсии застрахованному. В настоящее время единые правила формирования страховых резервов по страхованию жизни пока не приняты, поэтому порядок формирования страховых резервов по страхованию жизни определяется страховыми компаниями самостоятельно по согласованию с Минфином РФ.

Полагаем, что отсутствие единых правил формирования страховых резервов по страхованию жизни, может вызывать сомнение в достоверности расчетов и обоснованности и достаточности резервов. Для этого Минфину РФ в ближайшее время необходимо разработать правила формирования страховых резервов по страхованию жизни.

Обсудим более подробно формирование страховых резервов.

13 Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти 2002. №33.

14 Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2005. № 36.

Страховщики имеют право формировать страховые резервы в соответствии с вышеназванными нормативными актами, а также по согласованию с Минфином РФ. В случаях, предусмотренных правилами формирования страховых резервов, могут создавать иные страховые резервы и использовать иные методы расчета страховых резервов.

В состав страховых резервов входят: резерв неразработанной премии РНП); резервы убытков (резерв заявленных, но не урегулированных убытков,

резерв произошедших, но незаявленных убытков, стабилизационный резерв); иные страховые резервы.

Страховые резервы формируются путем математических расчетов, учитывающих суммы поступившей страховой премии, сроки действия договора страхования, величину заявленных убыт-

ков15.

Ранее действовавшие Правила формирования страховых резервов16 устанавливали иной состав страховых резервов. Также следует обратить внимание на тот факт, что резерв предупредительных мероприятий (РПМ) в настоящее время не вошел в состав страховых резервов. Однако п.6 ст. 26 Закона об организации страхования предусматривает формирование РПМ. Из этого следует, что в настоящее время формирование РПМ является правом, а не обязанностью страховщика.

Страховщики концентрируют в своих руках огромные финансовые ресурсы, которые представляют собой общественную значимость. Во всех странах, где развито страхование, государство регулирует размещение средств страховых резервов. При этом преследуются две цели. Первая -ограничить инвестиции сферой национальной экономики. Поэтому еще в начале века в большинстве государств существовало требование помещать определенную часть средств страховых резервов в государственные фонды и ценные бумаги. Вторая -соблюдение при размещении четырех основных принципов: прибыльности; возвратности; ликвидности; диверсификации 17.

Принцип диверсификации заключается в том, что страховые резервы должны размещаться в активах разных видов. В приложении к Правилам размещения страховщиками страховых резервов приведены максимальные объемы страховых резервов, которые могут размещаться в тех или

15 См.: Ковалевская Н.С., Ковалевский М.А., Турбина К.Е. Фонды страховых организаций. // Финансы. 1993. №9. С. 4854.

16 См.: Приказ Росстрахнадзора РФ от 18 марта 1994 г. № 02-02/04 “Об утверждении правил формирования страховых резервов по видам страховавния иным чем страхование жизни” // Экономика и жизнь. 1994. №№ 16-18.

17 См.: Фогельсон Ю.Б. Введение в страховое право. М:,

2001. С 144.

иных видах активов. Так, например, стоимость банковских вкладов, в том числе удостоверенных депозитными сертификатами и векселей банков, не может превышать 40% от суммарной величины страховых резервов; суммарная стоимость долей в уставном капитале обществ с ограниченной ответственностью и вкладов в складочный капитал товариществ на вере и стоимость ценных бумаг, не включенных в котированный лист ни одним организатором торговли на рынке ценных бумаг, не может составлять более 10% от суммарной величины страховых резервов.

Принцип возвратности заключается в возможности при необходимости возвратить в распоряжение страховщика денежные средства, размещенные в активах.

Ликвидность активов, принимаемых в покрытие страховых резервов, означает возможность быстрого обращения неденежных активов в денежные средства без существенной потери в стоимости.

Принцип прибыльности заключается в том, что страховщик, размещая страховые резервы, стремится не только сохранить денежные средства резервов, но и увеличить их.

Нормы финансового законодательства предусматривают требования при инвестировании денежных ресурсов страховых резервных фондов в активы таким образом, чтобы они гарантировали выполнение обязательств страховых организаций по выплатам сумм страхового возмещения. Порядок размещения страховых резервов регулируется Приказом Минфина РФ от 22 февраля 1999 года № 16н. В покрытие страховых резервов принимаются следующие виды активов, перечень которых ограничен: государственные ценные бумаги Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальные ценные бумаги; банковские векселя; банковские депозиты; драгоценные металлы; недвижимое имущество; уставные капиталы других организаций (при этом следует иметь ввиду, что это вложение должно быть потенциально прибыльным) и другие.

Экспресс-анализ деятельности страховщиков показывает, что эффективность инвестиционной деятельности в настоящее время достаточно низка и оказывает минимальное влияние на увеличение объема собственных средств страховщика, так как назрела необходимость пересмотра состава и структуры активов, принимаемых на покрытие резервов, в соответствии с текущими реалиями внешней среды, в которой ведут деятельность страховые компании 18. В настоящее время возникло множество предложений по изменению порядка размещения страховых резервов. М.В. Жарова

18 См.: Луконин С.В. Финансовая устойчивость страховых компаний и пути ее повышения // Страховое дело. 2003. №5. С. 31.

предлагает «разрешить формировать страховые резервы в иностранной валюте, что позволит выполнять валютные обязательства перед страхов-щиками».19 В. Янов говорит о необходимости «изменения положения, в соответствии с которым до 70% резервов страховщики обязаны вкладывать в государственные и банковские ценные бумаги, и только 10% инвестировать непосредственно в производство. Размещение большинства средств в котируемые ценные бумаги не удовлетворяет принципам возвратности и прибыльности, т.к. на практике состояние фондового рынка зависит от поведения и желания отдельных крупных игроков рынка, а не фактического состояния эмитента» 20. Все авторы придерживаются мнения о том, что изменение «Правил размещения резервов» необходимо для более рационального размещения временно свободных денежных средств, что позволит повысить надежность проведения страховых операций.

Считаем, что необходимо расширить перечень активов, принимаемых в покрытие страховых резервов, включив в него ипотечные и потребительские кредиты. Эта практика достаточно хорошо действует в зарубежных странах, где страховщики создают значительную конкуренцию банкам 21. В настоящее время в Российской Федерации наблюдается увеличение спроса на потребительский кредит, что позволит страховым организациям выгодно размещать страховые резервы. Также требует нормативного закрепления право страховых организаций на передачу страховых резервов в доверительное управление профессиональным инвестиционным компаниям.

Еще одним способом обеспечения финансовой устойчивости страховых организаций закрепленным в Законе об организации страхования является перестрахование.

Перестрахование, по мнению Л.И. Рейтмана, является необходимым условием обеспечения финансовой устойчивости страховых операций и нормальной деятельности любого страхового общества, вне зависимости от размера его капиталов, запасных фондов и других активов. Перестрахование является системой экономических отношений, в процессе которых страховщик, принимая на страхование риски, передает часть ответственности по ним, с учетом своих финансовых возможностей, на согласованных условиях другим страховщикам с целью создания сбалансированного портфеля страхований, обеспечения финансовой

19 Жарова М.В. Страховой рынок: основные проблемы создания и функционирования в России. С.53.

20 Янов В. Цели и принципы регулирования инвестиционной деятельности страховых компаний. // Страховое дело. 2001. № 5. С. 15-16.

21 См. : Гварлиани Т.Е., Балакирева В.Ю. Денежные потоки

в страховании. М., 2004. С.157.

устойчивости и рентабельности страховых операций 22.

При перестраховании страхователь имеет дело только с одной страховой организацией, которая обязана выполнить все обязательства по договору страхования независимо от своих взаимоотношений с перестраховщиком. В свою очередь, формально, перестраховщики не имеют никаких обязательств перед страхователями, а отвечают только по претензиям страховщика. Таким образом, сущность перестрахования состоит в перераспределении обязательств по возмещению ущерба, принятых на себя страховщиком по договорам страхования, между двумя или несколькими организациями с целью обеспечения финансовой устойчивости страховщика. Порядок осуществления перестрахования регулируется в настоящее время нормами гражданского законодательства.

Основная проблема, которая возникает при осуществлении перестрахования - недостаточность описания в законе данной процедуры. Перестрахованию посвящается лишь две статьи (ст. 967 ГК РФ и ст. 13 Закона «Об организации страхового дела»). Также в толковании понятия «перестрахование» существует несогласованность. В ГК РФ перестрахование рассматривается как риск выплаты страхового возмещения или страховой суммы, принятый на себя страховщиком по договору страхования, может быть им застрахован полностью или частично у другого страховщика по заключенному с последним договору перестрахования.

Необходимо отметить, что понятие перестрахования содержащиеся в ГК РФ отнюдь не является общепризнанным понятие перестрахования. Оно резко расходится с сутью перестраховочной деятельности, как ее понимают во всем мире, а также с теми видами перестрахования, которые считаются классическими.

Чаще всего участники перестраховочных операций и специалисты понимают перестрахование как особый вид страховой деятельности, в рамках которой перестраховщик принимает на себя часть ответственности страховщика по оригинальному риску 23. Он страхует тот же самый объект, что и страховщик, и, как правило, от тех же самых рисков.

Ст. 13 Закона «Об организации страхового дела» рассматривает перестрахование «как деятельность по защите одним страховщиком (перестраховщиком) имущественных интересов другого страховщика (перестрахователя), связанных с принятым последним по договору страхования (основному договору) обязательств по страховой выплате».

22 См.: Страховое дело: Учебник / Под ред. Л.И. Рейтмана. М, 1992. С. 422-423.

23 См.: Дедиков С.В. Закон и перестрахование: проблемы и пути их решения // Закон. - 2004. - №12. - С. 100.

Определение данное в Законе, ближе к истине, так как многие специалисты, говоря о «риске выплаты», акцентируют свое внимание не на слове «риск», а на слове «выплата», что низводит понимание перестрахования до следующего: если по договору страхования была выплата, то и страховой случай по договору перестрахования наступил, а следовательно, и перестраховщик должен выплатить страховое возмещение по договору пере-страхования24. Однако практика рассмотрения судами дел показывает, что если выплата страхового возмещения по договору страхования произведена по истечении срока договора перестрахования, то перестраховщик не должен уплачивать такой убыток. Такой вывод был сделан по результатам судебного дела между «Инфостом» и «Военностраховой компанией»25. Уже, к сожалению, сложилась практика, в соответствии с которой недобросовестные перестраховщики по указанным основаниям отказывают перестрахователям в страховых выплатах, и суды целиком поддерживают уклонение от исполнения ими своих обязанностей.

Поэтому одной их самых актуальных и практически значимых в настоящее время в сфере страховой деятельности является проблема допустимости регулирования перестраховочных отношений нормами права, относящимися к обычному договору страхования.

В отечественной цивилистике прослеживаются два разных подхода к исследуемому вопросу. Одни авторы полагают, что, поскольку перестрахование представляет собой разновидность обычного страхования, оно вполне может или даже должно подчиняться тем же правовым нормам, что и страховой договор.

Еще Г.Ф. Шершеневич подчеркивал, что, поскольку перестраховочный контракт не отличается от обычного страхования, совершенно правильно поступают те законодательства, которые подчиняют перестрахование общим правилам страхования26. Такой же точки зрения придерживается М.И. Брагинский 27, Е.А. Сухов, в свою очередь, делает еще одно уточнение: «Как правило, на отношения перестрахования распространяются правила о страховании предпринимательского риска»28. В принципе данное положение закреплено в п.2 ст. 967 ГК РФ.

Приведенная позиция не единственная, многие специалисты высказывают прямо противоположную точку зрения. К.Е. Турбина подчеркивает,

24 См.: Легчилин А. Перестрахование в России // Закон. -2002. - №2. - С.70.

25 См.: Легчилин А. Перестрахование в России // Закон. -

2002. - №2. - С.71.

26 См.: Шершеневич Г.Ф. Курс торгового права Т.2. М.,

2003. С. 350.

27 См.: Брагинский М.И. Договор страхования. М., 2000. С. 167.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

28 См.: Комментарий второй части Гражданского кодекса РФ для предпринимателей. М, 1996. С. 211.

что «перестрахование является самостоятельным видом предпринимательской деятельности в области страхования, которому присущи самостоятельное правовое регулирование отношений между страховщиком и перестраховщиком, самостоятельное правовое регулирование деятельности перестраховщиков как на национальном, так и на международном страховых рынках» 29. Общемировая практика также показывает, что на перестрахование не распространяются нормы закона, регулирующего договор страхования.

Попытка регулирования перестрахования нормами страхового законодательства способна подорвать основную парадигму перестраховочных отношений в вопросах урегулирования страховых случаев по договорам перестрахования. В страховании при наступлении страхового события страхователь обязан доказать страховщику сам факт реализации предусмотренной договором опасности, размер убытков и причинно-следственную связь между проявлением опасности и причинением вреда.

В перестраховании же действует обычай международного делового оборота, согласно которому перестраховщик считается обязанным выплатить страховщику страховое возмещение, если не докажет необоснованность его требования.30 В этой связи необходимо отметить, что перестрахование нельзя рассматривать как вид страхования, а соответственно и подчинять его общим принципам страхования.

Для дальнейшего развития системы перестрахования требуется внесения в Закон РФ «Об организации страхового дела» норм о правовом регулировании отношений в области перестрахования, которые включают определение принципов осуществления перестраховочной деятельности, объекты перестрахования, перечень страховых случаев по договору перестрахования.

Таким образом, до тех пор, пока не будут решены проблемы законодательного регулирования перестрахования, рассматривать данный институт как гарантию обеспечения финансовой устойчивость страховых организаций, на наш взгляд, является нецелесообразным. Во-первых, современное страховое законодательство позволяет перестраховщикам отказать в страховой выплате, если страховщик произвел страховую выплату по основному договору по истечении срока договора перестрахования. Во-вторых, российские перестраховочные компании из-за недокапитализации не могут самостоятельно защитить все риски, застрахованные российскими страховыми компания-

29 Турбина К.Е. Мировая практика государственного регулирования международного перестрахования // Страховое право. 2001. №1. С. 32.

30 См.: Дедиков С.В. Перестрахование и страховое законодательство // Хозяйство и право. 2004. №11.

С. 41.

ми, а иностранные перестраховщики неохотно заключают договора перестрахования, т.к. они должны соответствовать нормам ГК РФ, которые нигде в мире не применяются.

Таким образом, учитывая все выше сказанное, в настоящее время возникает необходимость в создании системы финансовых гарантий, обеспечивающей возмещение ущерба в случае неблагоприятных последствий.

На наш взгляд, существует два способа решения данной проблемы.

Во-первых, создание Государственной перестраховочной компании, которая бы действительно гарантировала обеспечение финансовой устойчивости страховых организаций и служила гарантом обеспечения защиты имущественных интересов страхователей. Деятельность Государственной перестраховочной компании должна регулироваться специальным нормативным актов, и все страховые компании обязаны отчислять ей определенный процент собираемых страховых взносов. Тем не менее, говоря о создания Государственной перестраховочной компании, мы не настаиваем на упразднении частных участников перестраховочной деятельности.

Во-вторых, для обеспечения платежеспособности страховщиков можно сформировать гарантийный фонд на случай банкротства страховых организаций. Функции по распоряжению и управлению данным фондом необходимо передать государственному органу. В соответствии с Указом Президента от 9 марта 2004 г. «О системе и структуре федеральных органов исполнительной вла-сти»31 функции по управлению имуществом осуществляют Федеральные агентства. В этой связи целесообразно говорить о создания Федерального агента в составе Министерства финансов РФ, которое будет осуществлять функции по управлению гарантийным фондом.

31 СЗ РФ. 2004. № 11. Ст. 945.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.