Научная статья на тему 'Тенденции и проблемы обеспечения устойчивого развития сельских территорий Тюменской области'

Тенденции и проблемы обеспечения устойчивого развития сельских территорий Тюменской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
184
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Тенденции и проблемы обеспечения устойчивого развития сельских территорий Тюменской области»

рынке труда, показал, что наиболее перспективным направлением является строительный бизнес. Обеспечение населения края жильем является серьезной проблемой, тем не менее, темпы ввода жилья снизились в целом по краю и в ряде районов. За 2004 г. за счет всех источников финансирования введены в действие жилые дома общей площадью 353 567 кв. м, что на 15,8% меньше, чем в 2003 г. В сельской местности введено 37,0% от общего ввода по краю и 83,7% к 2003 г.

В целом по краю индивидуальное жилищное строительство составило 64,4% от общего объема, однако по Присалаирской экономической зоне -98,7%, в Солтонском районе - 100%, следовательно, развитие предприятий строительной индустрии и производство строительных материалов являются одним из наиболее важных направлений предпринимательской деятельности в сельской местности.

Серьезной задачей является расширение ассортимента выпускаемой продукции на кирпичном заводе и цехе деревообработки КГУП «Солтонское». Вывоз древесины за пять лет увеличился в два с половиной раза, производство пиломатериалов остается стабильным в течение пяти лет.

За последние десять лет практически не построено ни одного общеобразовательного или дошкольного учреждения, ни одного медицинского учреждения (больниц и амбулаторнополиклинических учреждений), следовательно, необходимо рассмотреть перспективы открытия частных медицинских учреждений.

В течение последних восьми лет в ряде горных районов практических нет своих строительных организаций, хотя объем работ, выполненных по договорам строительного подряда, остается достаточно стабильным, следовательно, организация строительных бригад является перспективным направлением развития предпринимательства.

Следующим направлением развития предпринимательской деятельности является создание заготовительной организации, специализирующейся на заготовке и переработке дикорастущих плодов, ягод, лекарственных трав. В настоящее время заготовки ведутся самими жителями, однако собранная продукция (черемуха, клубника, шиповник) отправляется на переработку в Красноярск и Томск, лекарственные травы - в Бийск, местной переработки практически нет.

Развитие широкой сети пекарен малой мощности в комплексе с фирменными магазинами будет способствовать стабильному снабжению населения хлебобулочными изделиями. Особое внимание необходимо уделить удовлетворению потребностей на-

селения в хлебобулочных изделиях национального ассортимента, булочной, бараночной и мучнистокондитерской продукции.

В горных районах успешно развивается розничная торговля, наблюдается стабильный рост товарооборота в течение последних трех лет, активно возрождается деятельность предприятий общественного питания. Вместе с тем объем реализации платных услуг населению невелик и не превышает 6,98% от доходов, что значительно ниже краевого показателя и не соответствует темпам роста доходов населения за последние пять лет, следовательно, необходимо рассмотреть структуру предприятий, оказывающих платные услуги населению, и разработать мероприятия по поддержке малого предпринимательства в данной сфере.

На основании всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что предпринимательские возможности и направления развития предпринимательства в сельских административных районах многогранны, главной задачей администрации района является разработка программы развития предпринимательства на территории района и внедрение данной программы в практическую деятельность местного населения.

Литература

1. Гриценко, Г.М, Фисак, С.А. Теоретические основы агробизнеса и основные направления преодоления проблем его ведения / Г.М. Гриценко, С.А. Фисак // Современный агробизнес: состояние и перспективы развития: тез. междунар. заочной науч.-практ. конф. /под общ. ред. М.П. Гриценко. - Барнаул: Изд-во АГИИК, 2003.

2. Харитонов, Н.С. Развитие предпринимательства в сельском хозяйстве России / Н.С. Харитонов// Сельское предпринимательство - перспективы развития. Сб. материалов междунар. конф. проекта Программы развития ООН. - М. : ФГНУ «Ро-синформагротех», 2004.

3. Современные тенденции развития малого бизнеса в Алтайском крае: аналитические зап./ Алтайский краевой комитет государственной статистики. - Барнаул, 2004.

4. Ввод в действие жилых домов за счет всех источников финансирования по городам и районам края за январь-декабрь 2004 года: аналитические зап./ Алтайский краевой комитет государственной статистики. - Барнаул, 2004.

5. Паспорт социально-экономического развития Солтонского района: аналитические зап./ Алтайский краевой комитет государственной статистики. - Барнаул, 2004.

ТЕНДЕНЦИИ И ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Е.А. Савицкая, к.социол.н., доц. Тюменской государственной сельскохозяйственной академии

В последние годы практически во всех районах юга Тюменской области появились динамично развивающиеся сельскохозяйственные и перерабатывающие предприятия, предпринимательские структуры, фермерские хозяйства, которые распола-

гают значительным трудовым и производственным потенциалом, возможностями по привлечению заемных инвестиций. Именно такие предприятия должны сыграть роль интегратора в процессах создания инвестиционнопривлекательных агропро-

мышленных формирований, экономически увязывающих интересы сельскохозяйственного производства, переработки и реализации продукции, а также в решении судьбы неплатежеспособных сельскохозяйственных предприятий, которые собственными силами восстановить экономику хозяйства не способны. Обеспечение процессов запуска интеграции по мере их готовности в каждом районе позволит максимально задействовать имеющийся активный ресурсный потенциал сельскохозяйственных предприятий в решении вопросов продовольственного обеспечения области.

Интеграционные процессы на юге Тюменской области происходят по следующим направлениям.

1. Формирование на базе относительно устойчивых, финансово благополучных сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий области межхозяйственных и районных агропромышленных объединений через присоединение неплатежеспособных хозяйств.

2. Укрупнение сельскохозяйственных предприятий, имеющих ресурсный потенциал, через выкуп имущественного комплекса хозяйств, находящихся в процедурах банкротства, в целом, либо их отделений и ферм единым комплексом.

3. Реструктуризация и оптимизация производства в неплатежеспособных, но социально значимых для территории сельскохозяйственных предприятиях. Изменение специализации, технологии, организации труда, а также системы внутренних экономических взаимоотношений применительно к экономическим и демографическим условиям территории.

4. Выделение эффективно работающих производств из неплатежеспособных хозяйств с целью сохранения действующего ресурсного потенциала и оптимизации производства.

В рамках совершенствования аграрной структуры, реструктуризации и диверсификации деятельности сельскохозяйственных организаций, развития рыночной интеграции семейных хозяйств во главу угла поставлен вопрос о неправомерных попытках противопоставления взаимодополняющих друг друга форм хозяйствования: крупных сельскохозяйственных предприятий и ЛПХ. Вследствие того, что ЛПХ включены в общественное разделение производства и труда аграрной экономики и «играют далеко не роль второго плана» в развитии сельских территорий, положение с этими хозяйствами нельзя рассматривать вне связей с другими секторами и социально-экономическими формами хозяйствования в регионе.

Ситуационный анализ по итогам 2005 г. показал, что 66 тыс. человек в целом по области, т.е. 23% трудоспособного сельского населения, работает на частном подворье. Больше 40% - в Ярковском районе, 51% - в Аромашевском, 44% - в Ишимском, а в Вагай-ском районе товарных личных дворов около 6 тыс. В целом сельским трудом, включая занятых в ЛПХ, занимается только 36% трудоспособного населения, а 57 тыс. человек нигде не работают. Почти 58%, т.е. 94 тыс. личных хозяйств являются товарными. Из них 70 тыс. обеспечивают только свои потребности. Практически во всех районах юга области лучше всего организован закуп молока, а хуже всего - мяса и картофеля. Но больше половины дворов продают картофель -52%, мясо - 41% и только молоко - 25%.

Более 260 структур, включая сельскохозяйственные предприятия, занимаются обслуживанием хозяйств населения по большому спектру услуг - это и закуп продукции, и заготовка сена, дров, пиломатериалов, а также кредитование личных подворий. Из них только 22% - это кооперативные формы. Предложение районов переносится на специализированные структуры, как действующие сегодня, так и на вновь создаваемые, как бы высвобождая сельскохозяйственные предприятия от оказания услуг населению. Практически 80% вновь создаваемых структур предлагается организовать в форме потребительских кооперативов, вовлекаются также К(Ф)Х и наиболее крупные ЛПХ, имеющие по 25-30 голов скота во дворе. Большинство районов предлагают значительно расширить объем оказываемых услуг по кредитованию ЛПХ через сельскохозяйственные потребительские кооперативы с привлечением как кредитных ресурсов, так и бюджетных источников.

Для устойчивого социально-экономического развития сельских муниципальных образований, эффективного функционирования агропромышленного производства, выполнения селом демографической, трудоресурсной, культурной, природоохранной и других функций необходима государственная поддержка развития сельской социальной сферы и инженерной инфраструктуры, развития несельскохозяйственных видов деятельности в сельской местности, расширения рынка труда, развития процессов самоуправления в сельской местности с целью активизации человеческого потенциала. Без государственной поддержки в современных условиях сельские муниципальные образования не в состоянии эффективно участвовать в проведении реформ, укреплении российской государственности, удовлетворении основных жизненных потребностей проживающего на их территории населения. В соответствие с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2006 год» и распределением субсидий бюджетам субъектов РФ Тюменской области установлены субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов: по инвестиционным кредитам на строительство, реконструкцию и модернизацию животноводческих комплексов (ферм) - 87,2 млн р.; на развитие малых форм хозяйствования - 39,29 млн р.

Развитие сельской местности сегодня является не только социальной проблемой общества, но и экономической проблемой аграрного производства, неотъемлемой частью приоритетного национального проекта «Развитие АПК». Другая сторона этой проблемы заключается в том, что в сельской местности на сегодняшний день основной из источников дохода - это оплачиваемый труд в сельскохозяйственных предприятиях. Эти вопросы и ряд других предопределили необходимость разработки и реализации долгосрочной областной целевой программы «Социальное развитие села Тюменской области до 2010 года» в интересах стратегического развития области (утверждена постановлением администрации области от 15.12.2004 г. № 186-пк). Этот период позволит решить первоочередные задачи в области социального развития села и создаст предпосылки для стабильного наращивания потенциала социальной и инженерной инфраструктуры с целью обеспечения в дальнейшем полноценной среды жизнедеятельности для всех групп сельского

населения, независимо от места проживания и формы занятости, включая хозяйства населения.

С Федеральным агентством по сельскому хозяйству на 2005 г. заключен договор по взаимодействию сторон по выполнению мероприятий Программы по развитию газификации и водоснабжения в сельской местности. В рамках реализации федеральной целевой программы из федерального бюджета на мероприятия, реализуемые на территории Тюменской области, предусмотрено выделить на 2005 г. 11 960 тыс. р. Из областного бюджета по данным объектам за 2005 г. выделено 17 082,2 тыс. р. (100% от предусмотренного объема), в том числе по газификации - 15 082,2 тыс. р. На 2005 г. за счет средств областного бюджета предусмотрены капитальные вложения в объеме 315 млн р. По отчетности Главного управления строительства Тюменской области, фактически за текущий год из средств областного бюджета на мероприятия данной программы направлено 299 692 тыс. р. (95,1% от предусмотренного объема).

Кроме этого в рамках расширения несельскохозяйственного бизнеса, развития социальной и инженерной инфраструктуры, воспроизводства демографического потенциала села, обеспечения занятости и доходов сельского населения по распоряжению губернатора в 2002 г. созданы и успешно работают в 26 муниципальных образованиях представительства Фонда развития и поддержки пред-

принимательства (ФРиПП). С 2002 по 2005 г. на оказание поддержки субъектам предпринимательства МО было направлено около 158 млн р. средств из областного бюджета в виде целевого финансирования (под 9-12% на срок не более двух лет с залоговым обеспечением). Только в 2005 г. таких целевых займов выдано 143 на сумму более 78 млн р. В бюджет 2006 г. заложено около 120 млн р. (под 68%), которые распределяются между МО пропорционально численности населения. Каждый район получает определенный объем финансирования, который зафиксирован уже в областном бюджете, соответственно этому определяется и возможная помощь предпринимателям со стороны ФРиПП. Однако деятельность представительств ФРиПП в каждом районе складывается по-разному и определяется многими факторами - и активностью самих предпринимателей, и позицией главы МО, и квалификацией директора представительства. Есть районы, которые полученные средства используют на выдачу небольших займов, а есть районы, которые стараются помогать уже «стоящим на ногах».

Решение проблемы социального развития села является важной составной частью общереспубликанского процесса стабилизации и перехода к устойчивому развитию экономики, обеспечению национальной продовольственной безопасности, становлению и развитию местного самоуправления, повышению благосостояния сельского населения.

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

А.М. Нехланова, к.э.н., доц. Российского государственного аграрного университета - МСХА им. К.А. Тимирязева

Будущее аграрной экономики республики в решающей степени зависит от правильно выбранной стратегии развития сельского хозяйства и ее успешной реализации.

Результаты исследований показали, что негативные тенденции, обусловленные общим социально-экономическим кризисом в стране и накопленными проблемами в АПК Республики Бурятии в период реформирования, имеют доминирующее значение и определяют общее негативное состояние сельского хозяйства республики. Поэтому эффективное функционирование сельского хозяйства республики в перспективе в решающей степени зависит от того, будут ли сохраняться сложившиеся негативные тенденции в развитии сельского хозяйства либо будут найдены эффективные механизмы их преодоления.

Аграрная политика региона, учитывая цели и задачи федеральной аграрной политики, должна иметь четко сформулированные цели и базироваться на реально существующих факторах стратегического развития хозяйствующих субъектов и отрасли. Стратегическими целями развития АПК Республики Бурятии в соответствии с федеральной агропродо-вольственной политикой являются: формирование конкурентоспособного агропромышленного производства, способного удовлетворять потребности населения в основных видах продукции, производство которых наиболее эффективно в республике; преодоление разрыва в уровне жизни и социальном обеспечении сельского и городского населения ре-

гиона; производство экологически чистых продуктов питания и создание экологически безопасных условий для населения, животного и растительного мира.

С позиции сформулированных целей и исходя из природно-климатических возможностей и условий сельскохозяйственного производства сельское хозяйство Республики Бурятии должно ориентироваться на удовлетворение потребностей республики в зерне, овощах, картофеле, мясе, молоке, яйце.

С учетом сложившейся тенденции сокращения численности населения республики в 2015 г. для полного удовлетворения потребностей населения Республики Бурятии в основных продуктах питания должно быть произведено 141,0 тыс. т овощей, 785,4 тыс. т зерна, 102,4 тыс. т картофеля, 81,1 тыс. т мяса, 366,1 тыс. т молока, 266,6 млн шт. яиц. При существующих в настоящее время объемах производства полное удовлетворение потребностей населения в сельскохозяйственной продукции будет только по картофелю, по другим видам продукции обеспеченность составит менее 50%.

В соответствии с проведенным анализом основных тенденций развития сельского хозяйства Республики Бурятии и потенциала отрасли можно выделить следующие сценарии развития сельского хозяйства.

Первый основан на сохранении существующих тенденций в сельском хозяйстве республики. В этом случае сельскохозяйственные производители

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.