Научная статья на тему 'Перспективы развития сельского хозяйства республики Бурятия'

Перспективы развития сельского хозяйства республики Бурятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
819
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Перспективы развития сельского хозяйства республики Бурятия»

населения, независимо от места проживания и формы занятости, включая хозяйства населения.

С Федеральным агентством по сельскому хозяйству на 2005 г. заключен договор по взаимодействию сторон по выполнению мероприятий Программы по развитию газификации и водоснабжения в сельской местности. В рамках реализации федеральной целевой программы из федерального бюджета на мероприятия, реализуемые на территории Тюменской области, предусмотрено выделить на 2005 г. 11 960 тыс. р. Из областного бюджета по данным объектам за 2005 г. выделено 17 082,2 тыс. р. (100% от предусмотренного объема), в том числе по газификации - 15 082,2 тыс. р. На 2005 г. за счет средств областного бюджета предусмотрены капитальные вложения в объеме 315 млн р. По отчетности Главного управления строительства Тюменской области, фактически за текущий год из средств областного бюджета на мероприятия данной программы направлено 299 692 тыс. р. (95,1% от предусмотренного объема).

Кроме этого в рамках расширения несельскохозяйственного бизнеса, развития социальной и инженерной инфраструктуры, воспроизводства демографического потенциала села, обеспечения занятости и доходов сельского населения по распоряжению губернатора в 2002 г. созданы и успешно работают в 26 муниципальных образованиях представительства Фонда развития и поддержки пред-

принимательства (ФРиПП). С 2002 по 2005 г. на оказание поддержки субъектам предпринимательства МО было направлено около 158 млн р. средств из областного бюджета в виде целевого финансирования (под 9-12% на срок не более двух лет с залоговым обеспечением). Только в 2005 г. таких целевых займов выдано 143 на сумму более 78 млн р. В бюджет 2006 г. заложено около 120 млн р. (под 68%), которые распределяются между МО пропорционально численности населения. Каждый район получает определенный объем финансирования, который зафиксирован уже в областном бюджете, соответственно этому определяется и возможная помощь предпринимателям со стороны ФРиПП. Однако деятельность представительств ФРиПП в каждом районе складывается по-разному и определяется многими факторами - и активностью самих предпринимателей, и позицией главы МО, и квалификацией директора представительства. Есть районы, которые полученные средства используют на выдачу небольших займов, а есть районы, которые стараются помогать уже «стоящим на ногах».

Решение проблемы социального развития села является важной составной частью общереспубликанского процесса стабилизации и перехода к устойчивому развитию экономики, обеспечению национальной продовольственной безопасности, становлению и развитию местного самоуправления, повышению благосостояния сельского населения.

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

А.М. Нехланова, к.э.н., доц. Российского государственного аграрного университета - МСХА им. К.А. Тимирязева

Будущее аграрной экономики республики в решающей степени зависит от правильно выбранной стратегии развития сельского хозяйства и ее успешной реализации.

Результаты исследований показали, что негативные тенденции, обусловленные общим социально-экономическим кризисом в стране и накопленными проблемами в АПК Республики Бурятии в период реформирования, имеют доминирующее значение и определяют общее негативное состояние сельского хозяйства республики. Поэтому эффективное функционирование сельского хозяйства республики в перспективе в решающей степени зависит от того, будут ли сохраняться сложившиеся негативные тенденции в развитии сельского хозяйства либо будут найдены эффективные механизмы их преодоления.

Аграрная политика региона, учитывая цели и задачи федеральной аграрной политики, должна иметь четко сформулированные цели и базироваться на реально существующих факторах стратегического развития хозяйствующих субъектов и отрасли. Стратегическими целями развития АПК Республики Бурятии в соответствии с федеральной агропродо-вольственной политикой являются: формирование конкурентоспособного агропромышленного производства, способного удовлетворять потребности населения в основных видах продукции, производство которых наиболее эффективно в республике; преодоление разрыва в уровне жизни и социальном обеспечении сельского и городского населения ре-

гиона; производство экологически чистых продуктов питания и создание экологически безопасных условий для населения, животного и растительного мира.

С позиции сформулированных целей и исходя из природно-климатических возможностей и условий сельскохозяйственного производства сельское хозяйство Республики Бурятии должно ориентироваться на удовлетворение потребностей республики в зерне, овощах, картофеле, мясе, молоке, яйце.

С учетом сложившейся тенденции сокращения численности населения республики в 2015 г. для полного удовлетворения потребностей населения Республики Бурятии в основных продуктах питания должно быть произведено 141,0 тыс. т овощей, 785,4 тыс. т зерна, 102,4 тыс. т картофеля, 81,1 тыс. т мяса, 366,1 тыс. т молока, 266,6 млн шт. яиц. При существующих в настоящее время объемах производства полное удовлетворение потребностей населения в сельскохозяйственной продукции будет только по картофелю, по другим видам продукции обеспеченность составит менее 50%.

В соответствии с проведенным анализом основных тенденций развития сельского хозяйства Республики Бурятии и потенциала отрасли можно выделить следующие сценарии развития сельского хозяйства.

Первый основан на сохранении существующих тенденций в сельском хозяйстве республики. В этом случае сельскохозяйственные производители

будут ориентированы на решение текущих проблем, роль государства в регулировании происходящих процессов в сельском хозяйстве будет носить бессистемный характер. Таким образом, система управления АПК республики останется прежней и будет реагировать на внешние изменения постфактум, деятельность производителей будет характеризоваться как ответная на уже произошедшие изменения.

Исследования показали, что сохранение сложившихся процессов и структуры управления агропромышленным комплексом республики на перспективу приведет к дальнейшему опережению роста затрат производства по сравнению с его результатами, потере конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции и потенциала отрасли, ликвидации крупного сельскохозяйственного производства, деградации сельского хозяйства республики и сферы его обслуживания.

Второй, менее пессимистичный сценарий основан на поддержке тенденций увеличения сельскохозяйственного производства в личных подсобных хозяйствах, которые в настоящее время производят 82% валовой продукции сельского хозяйства республики, и формирование с учетом этого рыночной инфраструктуры. Этот сектор аграрной экономики более чутко реагирует на изменения рыночной конъюнктуры по сравнению с крупным производством. На фоне общего финансового и экономического кризиса, спада производства в сельскохозяйственных предприятиях личные подсобные хозяйства населения начинают выступать экономически самостоятельной, равноправной формой хозяйствования в системе аграрной экономики республики.

Однако, признавая важную роль личных подсобных хозяйств в современном развитии сельского хозяйства Бурятии, следует отметить, что ориентация на рост сельскохозяйственного производства в будущем только за счет личных подсобных хозяйств стратегически неверна. Личные подсобные хозяйства ведут натуральное хозяйство, товарными являются только хозяйства, содержащие крупный рогатый скот, занимающиеся пчеловодством. Эффективность производства в личных подсобных хозяйствах в большой степени зависит от деятельности крупных сельскохозяйственных предприятий, так как сельское население, его ведущее, зачастую одновременно является работниками сельскохозяйственных предприятий. На фоне увеличения числа хозяйств населения за счет потерявших работу или получения земли и скота при их распределении между членами реформированных сельскохозяйственных предприятий предпринимательская активность на селе крайне низка.

В случае выбора этого варианта развития сельского хозяйства и его реализации республика может потерять рыночные позиции на зерновом рынке республики (96% зерна производится в сельскохозяйственных предприятиях), усугубится дальнейший спад производства животноводческой продукции (93% посевных площадей кормовых культур республики сосредоточены в сельскохозяйственных предприятиях), сократится производство продукции на индустриальной основе, увеличится количество неиспользуемых земель (в настоящее время на долю сельскохозяйственных предприятий приходится 73% сельскохозяйственных угодий).

Обеспеченность населения продуктами питания по первому и второму сценариям будет высоко зависеть от ввоза продовольствия в республику, острым станет вопрос, за счет каких отраслей народного хозяйства эта потребность будет обеспечиваться. Таким образом, выбор этих двух вариантов развития сельского хозяйства Республики Бурятии не может рассматриваться как перспективный.

Третий сценарий, реализация которого возможна и на котором следует остановить выбор, основан на коренном переломе негативных тенденций, формировании условий для функционирования всех форм хозяйствования, приоритетной поддержке стратегически важных отраслей сельского хозяйства Бурятии, поддержке сельскохозяйственных производителей на основе формирования республиканских программ, ориентированных не на отдельные организационно-правовые формы, а на производителей определенных размеров, специализации или территориального размещения. В данном случае баланс позитивных и негативных воздействий в высшей степени будет определяться политикой на региональном уровне.

Разработку стратегии сельского хозяйства республики предлагается осуществлять на основе отраслевого принципа, который позволит более четко выделить возможности той или иной отрасли, сформулировать цели и задачи ее развития, определить действия по достижению конкурентных преимуществ отрасли, определить оптимальное соотношение крупного и мелкого производства.

В качестве основных параметров достижения стратегических целей при формировании внешних условий сельскохозяйственных товаропроизводителей республики предлагается:

- ориентация предстоящих стратегических изменений в системе управления на развитие и усиление принципов хозяйствования в рыночных условиях, решение социальных задач, обеспечивающих высокий уровень жизни сельского населения;

- осуществление мероприятий по интенсификации сельскохозяйственного производства, созданию структур стратегического управления для усиления восприимчивости к научно-техническим нововведениям, постоянно меняющимся потребностям республиканского и внешнего рынка продовольствия;

- рационализация межрегиональных интеграционных процессов, ликвидация слабых сторон сельского хозяйства республики;

- повышение уровня самофинансирования сельского хозяйства республики для достижения устойчивости внешней среды отрасли, рационального использования ресурсов и сохранения экосистемы озера Байкал.

Важным для эффективной реализации стратегии развития сельского хозяйства является сохранение многоукладности сельского хозяйства республики, где есть место и крупному производству, и крестьянскому (фермерскому) хозяйству, и личному подсобному хозяйству при ведущей, решающей роли крупных сельскохозяйственных предприятий и созданных на их базе объединений для обеспечения необходимого продовольственного фонда республики. Сельское хозяйство, где производится продукция массового потребления и первой необходимости, где требуются огромные капиталовложения, может

эффективно функционировать именно как крупное производство. Необходимо сместить акцент в реформировании на восстановление крупного товарного производства и, прежде всего, животноводческих комплексов, птицефабрик, промышленных тепличных комбинатов.

Наиболее важной задачей, представляющей как краткосрочный, так и долгосрочный интерес в развитии сельского хозяйства Республики Бурятия следует считать развитие рыночной инфраструктуры

с гарантиями для всех участников рынка. Отсутствие эффективной рыночной инфраструктуры, которая бы позволяла преобразовывать сельскохозяйственную продукцию в конечный потребительский товар, является серьезным ограничением для товаров местного производства в конкурентной борьбе за потребителя, как и климатические условия региона, экологические ограничения и соотношение цены и себестоимости для сельскохозяйственной продукции.

ТЕНДЕНЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ ЗАНЯТОСТИ СЕЛЬСКОГО НАСЕЛЕНИЯ ЮГА ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА

Н.Ю. Пастухова, к.э.н., Дальневосточный НИИ экономики, организации и планирования АПК

Спрос на труд зависит от уровня экономической активности и конечных результатов функционирования всех отраслей экономики в регионе. К сожалению, сегодня доминируют факторы, препятствующие увеличению занятости населения в ДФО, особенно в сельской местности. Прежде всего, это курс на государственное дерегулирование и разрушение системы государственных гарантий, способных поддерживать равные социально-экономические условия функционирования экономики региона, отказ от компенсации объективного удорожания затрат на электроэнергетику, транспорт, зарплату, инфраструктурное обеспечение территорий.

Развитие рыночных отношений привело к спаду производства, ликвидации ряда предприятий, сокращению рабочих мест, отсутствию количественного и качественного соответствия спроса и предложения труда, снижению его эффективности, остроте проблем сохранения человеческого капитала. В 2004 г. удельный вес средней заработной платы в сельском хозяйстве юга Дальнего Востока в заработных платах основных отраслей экономики округа составил: в промышленности от 52,4 в Хабаровском крае до 35,9% в Амурской области; в транспорте -от 44,1 в Хабаровском крае до 22,0% в Еврейской автономной области; в строительстве - от 60,0 в Хабаровском крае до 28,0% в Амурской области. В 2004 г. в сельском хозяйстве уровень заработной платы был почти в 2 раза ниже, чем промышленности и строительстве, в 4 раза ниже, чем на транспорте.

Занятость в регионе имеет тенденцию сокращения, но если в целом по экономике занятость с 1996 г. по 2003 г. сократилась на 1,7%, то в сельском хозяйстве - на 35,3%. С 1992 г. отчетливо прослеживается тенденция снижения численности экономически активного населения. В структуре экономически активного населения идет снижение доли занятых в экономике и рост числа безработных, определенных по методике МОТ. Для удвоения ВВП к 2010 г. в ДФО необходимо увеличение не только производительности труда, но и числа занятых в экономике.

В составе занятого сельского населения продолжает снижаться доля лиц, имеющих высшее и неполное высшее профессиональное образование. Вследствие этого растет разрыв между занятым сельским и городским населением по образовательному уровню.

В сельскохозяйственном производстве ДФО внутри профессиональных групп растет доля работ-

ников с высшим и специальным образованием. Зачастую это связано с ограничением вариантов трудоустройства. Здесь выделяются северные территории, где до 100% руководителей имеют специальное образование. В южных территориях удельный вес специалистов с высшим и специальным образованием в 2004 г. варьировал от 50,0% в Еврейской автономной области до 69,2% в Хабаровском крае, руководителей предприятий и организаций - от 78,5% в Амурской области до 95,2% в Хабаровском крае.

В сельской местности Дальнего Востока уровень безработицы выше, чем в городе. В территориях с высокой степенью урбанизации уровень безработицы в сельской местности в 2 раза выше, чем в городской. Например, в Приморском и Хабаровском краях в городе этот показатель в 2004 г. составил 7,9 и 5,8%, в селе - 16,3 и 10,1% соответственно. В территориях с высокой долей сельского населения уровень безработицы в селе и городе различается незначительно. Так, в Амурской области и Еврейской автономной области в городе уровень безработицы в 2004 г. составил 11,5 и 8,4%, в селе 10,6 и 7,9% соответственно. Показатели сельской безработицы не отражают реального положения, так как к безработным не относят лиц, занятых в ЛПХ.

За последние годы отмечается устойчивый рост численности безработных, состоящих на учете в органах службы занятости.

На ситуацию оказало влияние введение нового порядка расчета пособия по безработице, связанного с размером прожиточного минимума. На регистрируемом рынке труда начался процесс концентрации невостребованной рабочей силы, особенно характерной для сел: по демографическим характеристикам - женщины; по возрастным параметрам - впервые вошедшие в рынок труда (несовершеннолетняя молодежь, выпускники школ, профессиональных учебных заведений, лица предпенсионного возраста); по предыдущему виду занятий -лица, освобожденные из мест лишения свободы и длительно не имевшие официально признанного места работы.

Произошло перетекание части «теневых» безработных в число официально регистрируемых. Особенно эти факторы повлияли на поведение сельских безработных, у которых альтернатив получения доходов намного меньше. Скрытая безработица на селе стала активно выходить из тени. Эта ситуация

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.