УДК 316.7 ББК 60.523 Б 86
Бочарникова И^.
Тенденции государственной культурной политики в развитии
народного творчества
(Рецензирована)
Аннотация:
В статье осмысливается роль государственных механизмов в регулировании народного творчества как в Российской Федерации, так и на международном уровне. Рассмотрены некоторые вопросы истории становления культурной политики, позволяющие прояснить современные условия и тенденции ее развития. Проанализированы региональные аспекты регулирования народного творчества и даны предложения по дальнейшему развитию традиционной народной культуры.
Ключевые слова:
Государственная культурная политика, глобализация, Государственный Совет, народное творчество, ЮНЕСКО.
Актуальность исследования тенденций государственного управления процессами в области культуры, а в частности, развития народного творчества обусловлена социальными и научными факторами. Социальная актуальность данной проблематики связана с пониманием на государственном уровне того, что обеспечение безопасности страны, адекватное и своевременное реагирование на внешние и внутренние вызовы, создание условий для интенсивного экономического роста сопряжены с духовным развитием общества, культуры, уровнем ее государственной поддержки. Целый ряд новых задач в сфере культуры требует внимания и корректировки со стороны государства, особенно в связи с тем, что главные акценты переносятся с сохранения ранее накопленного культурного наследия на его интенсивное развитие.
Научная значимость темы связана с необходимостью осмысления многообразия подходов к пониманию культурной политики и роли государственных механизмов в регулировании народного творчества. Культура и народное творчество амбивалентны, не говоря о той многозначности смыслов и содержаний, которые относят к их различным проявлениям. Ни один феномен культуры не является монофункциональным, напротив, несет в себе целый комплекс социальных функций. Ни одно культурное явление, в том числе и народное творчество, не обладает только одним непосредственным содержанием, а представляет собой совокупность различных смыслов как актуального, так и мемориального характера. С этим связаны особая сложность управленческой стратегии и тактики в области культуры и необходимость многоуровневого подхода к регуляции социокультурных процессов.
Некоторые аспекты истории вопроса о становлении культурной политики позволяют прояснить современные условия и тенденции ее развития. Принято считать, что культурная политика как отдельный метод государственного управления появляется в Европе в конце XVIII века. Так, уже во времена Французской революции административная, законодательная и интеллектуальная элита усиленно работала над созданием «культуры» как области управления людьми, гражданами, сообществами и населением. Но её масштабные формы образовались в первой трети XX в. (Ф. Матарассо и Ч. Лэндри) [1]. Первыми её активно стали использовать тоталитарные государства, в них культура выполняла идеологические функции. Затем культурная политика стала эффективно применяться в демократических странах с использованием разнообразных форм реализации, свободных от идеологического давления.
Современная культурная политика понимается как совокупность научно обоснованных взглядов и мероприятий по социокультурной модернизации общества, структурным реформам, преобразованиям культуропроизводящих институтов, системы новых принципов соотношения государственной и общественной составляющих культурной жизни, корректировке содержания отечественной культуры. Культурная политика соотносится с основными тенденциями развития цивилизации, и ее рассмотрение как части основных направлений общей политики государства должно отражать ее духовно-ценностный и нравственно-нормативный потенциал.
На Стокгольмской конференции в 1998 году ЮНЕСКО государствам-членам было предложено поставить культурную политику в центр стратегий развития, что нашло отражение в итоговой декларации конференции. Мировой банк на встрече 1999 года во Флоренции провозгласил, что будет выделять займы развивающимся странам в том случае, если в их программах будут учитываться культурные факторы.
Эти факты говорят о глобализации культурной политики, способствующей расширению культурных контактов между народами и миграции людей, распространению однопорядковых культурных образцов по всему миру, открытости границ для культурного влияния и культурного общения. Глобализация имеет позитивные и негативные стороны, в том числе и в отношении народного творчества. Негативные моменты глобализации кроются в возможности утраты своей культурной самобытности, происходит это в результате аккультурации и ассимиляции. Позитивные моменты заключаются в возможности народам больше общаться между собой и узнавать друг о друге, в сохранении мировых сокровищ народного творчества, в общей направленности его развития в мире. В эпоху глобализации роль и миссия народного творчества в социокультурной жизни неизмеримо возрастает - оно становится едва ли не важнейшим средством сохранения уникальных самобытных традиций, способом сохранения культурного разнообразия и борьбы с культурной ассимиляцией. Проблемы сохранения и развития народного творчества в современных условиях становятся все более актуальными в международном масштабе. Этот пласт народной культуры ЮНЕСКО относит к нематериальному наследию, подчеркивая необходимость сохранения и уважения культурного многообразия и народного творчества. [Нематериальное культурное наследие - обычаи, знания, навыки, предметы, культурные пространства, признанные сообществами в качестве культурного наследия и свидетельствующие о культурном разнообразии народов мира (Конвенция ЮНЕСКО от 1 7 октября 2003 г.). Нематериальное культурное наследие проявляется в следующих областях: устные традиции; исполнительские искусства; обычаи, обряды, празднества; знания и навыки, связанные с традиционными ремеслами. Сохранение (охрана) - означает принятие мер с целью обеспечения жизнеспособности, включая идентификацию, документирование, исследование, популяризацию с помощью формального и неформального образования, возрождение различных аспектов такого наследия] ЮНЕСКО выступает в поддержку традиционной народной культуры: в 1972 г. принята конвенция об охране культурного и природного наследия, в 1989 г. - «Рекомендации по сохранению фольклора», в 2001 г. -всеобщая декларация о культурном разнообразии и в 2003 г. - Международная конвенция об охране нематериального культурного наследия.
Цели культурной политики России можно обозначить следующим образом: это построение новой аксиологии бытия, творчески согласующей национальные и исторические традиции с задачами социокультурной модернизации; помощь населению в становлении адекватной новым условиям национально-культурной идентичности. Рассматривая последовательность действий государства в поддержке народного творчества можно констатировать, что этому направлению уделялось значительное внимание. Профессор А.С. Каргин пишет, что акции российского (в тогдашней транскрипции - советского) государства по реализации положений документов, принятых ЮНЕСКО, были весьма последовательны и масштабны. В 1974 г. СССР вступает в
СИОФФ [Современная аббревиатура ИОФ-СИОФФ - Международный Совет организаций фестивалей фольклора и традиционного искусства. В ноябре 2009г. состоится XXXIX Всемирный конгресс СИОФФ на Кубе]. В 1978 г. выходит известное постановление ЦК КПСС «О дальнейшем развитии самодеятельного художественного творчества», в котором была намечена серьезная программа поддержки фольклора; принято решение о создании Всесоюзного дома народного творчества, намечен и стал реализовываться ряд крупных издательских проектов по фольклору, проведению конкурсов и фестивалей, поддержке талантливых исполнителей. Летом 1988 г. под эгидой Правительства СССР и РФССР в Москве проводится Первый фестиваль фольклора, на который прибыло более двадцати делегаций из стран, которые сегодня принято называть дальнее зарубежье. Естественно, что были представлены все 15 союзных республик» [2, 6].
Начиная с 2000 г. вопросы развития культуры и культурного наследия дважды рассматривались на заседаниях Госсовета. 26 декабря 2006 г. прошло специальное заседание Госсовета, посвященное вопросам поддержки традиционной народной культуры. «Сегодня мы обращаемся к истокам, к корням, к той основе, на которой зиждется российская государственность, которая питает древо нашей духовности» [3]. Впервые в Новейшей истории страны на столь высоком уровне обозначен один из базовых приоритетов в культурной политике; президентом сформулированы основополагающие константы роли традиционной культуры в решении современных задач, стоящих перед обществом и государством; даны соответствующие поручения Российской Академии наук, другим федеральным ведомствам, региональным институтам власти. Одно из поручений выполнено - приказом министерства культуры РФ 17 декабря 2008г. утверждена «Концепция сохранения и развития нематериального культурного наследия народов Российской Федерации на 2009-2015 годы».
По словам В. В. Путина, «для нашей многонациональной страны разнообразие народного творчества, обрядов, обычаев, ремесел — не только бесценное наследие. Это наше общенациональное преимущество. Ведь культура народов России выполняет в обществе ключевую объединяющую роль, способствует сближению и взаимопониманию между людьми, утверждению принципов согласия и толерантности» [4].
Через народное творчество происходит укрепление нравственных ценностей, сохранение культурного наследия народов Российской Федерации. Обеспечение возможности для свободного и равного доступа граждан Российской Федерации к культурным ценностям, развитие материально-технической базы учреждений культуры, внедрение новых технологий и достойная оплата труда работников организаций культуры и искусства - это необходимые условия для сохранения и развития народного творчества которые гарантирует государственная культурная политика.
Сохранить в многонациональной культуре индивидуальность и неповторимость, уникальность и своеобразие каждой этнической группы, создать в нем атмосферу взаимоуважения и духовности - важнейшая цель государства в формировании единства и идентичности российского государства. Народное творчество выступает здесь как важнейший механизм реализации этой цели. Вспомним, что С. Хантингтон показал, что в самосознании народа особой значимостью обладают национальные и религиозные чувства, как нельзя более рельефно выраженные в народном творчестве [5].
Народное творчество всегда было сферой спонтанного развития, и сегодня важно поддерживать в новых поколениях интерес к воспроизводству народного творчества. Поэтому главной миссией государственной культурной политики в регионах является осуществление деятельности по формированию единого культурного пространства на территории субъекта федерации и содействие в развитии творческой инициативы населения, художественного разножанрового творчества и любительского искусства, объединение усилий учреждений культуры всех форм собственности.
Г осударственное регулирование деятельности регионов и муниципалитетов в сфере народного творчества осуществляется нижеследующими инструментами: правовые
методы [например: нормативное регулирование деятельности коллективов народного творчества ранее регулировалась документами Министерства культуры СССР, такими как Примерное Положение о коллективах художественной самодеятельности и технического творчества и Положение о народных самодеятельных коллективах. С передачей компетенции по обеспечению деятельности клубных учреждений, в которых создавались творческие коллективы, на уровень местного самоуправления, ответственность за нормативное регулирование отошла к учредителю]; организационные методы (государство воздействует на областные и муниципальные власти, рекомендуя, либо приказывая создать соответствующую организационную структуру для управления культурой) [например: в целях оказания организационно-методической поддержки и стимулирования деятельности муниципальных культурно-досуговых учреждений решением коллегии Минкультуры России от 29 мая 2002 г. № 10 было рекомендовано министерствам культуры в составе Российской Федерации, органам культуры исполнительной власти краев, областей, национальных образований, с учетом местных особенностей и условий подготовить проекты нормативных правовых актов и в соответствии с действующим законодательством внести их на утверждение в порядке, установленном в субъекте Российской Федерации]; финансовые методы [например: российский экономист Андрей Глаголев, опираясь на концепцию Э.Валь-Зигер и собственные расчеты, предложил выделять три типа финансирования культуры: романский, германский и англо-американский. В странах романского типа субсидируемые организации более чем наполовину получают помощь от центральных государственных властей. В странах с германским типом субсидирования ассигнования на 80 - 84% поступают от местных властей. И, наконец, в странах с англо-американским типом субсидирования лишь 5% бюджета организаций исполнительских искусств пополняется за счет государства, а за счет частных вкладов от 35 до 40%]; экспертные методы [например: экспертная оценка и система подробных отчетов о деятельности
муниципалитетов, регионов и отдельных учреждений культуры, во многом это связано с расширением использования системы поддержки культурных проектов]; профессионализация (повышение профессионализации может служить инструментом национальной политики для конкретных территорий).
Структурный анализ подходов к изучению государственных механизмов в регулировании народного творчества и анализ практической работы регионов Российской Федерации позволяют следующие выводы.
Государственная политика в сфере культуры предполагает в числе других направлений сохранение национальных традиций, развитие духовно наполненных форм и методов культурно-просветительной и культурно-досуговой деятельности человека и общества в целом.
Главной миссией государственной культурной политики в регионах является осуществление деятельности по формированию единого культурного пространства на территории субъекта федерации и содействию в развитии творческой инициативы населения, художественного разножанрового творчества и любительского искусства, объединения усилий учреждений культуры всех форм собственности.
Для этого необходимо разработать государственную программу, с учетом специфики и уникальности всех субъектов Российской Федерации, которая предусматривала бы проведение мероприятий, способствующих вырабатыванию и популяризации навыков профессионального мастерства, укреплению и поддержке локальных центров и мастеров ремесленного и декоративно-прикладного творчества, возрождению в современной интерпретации традиционных народных промыслов. Данная программа должна способствовать поддержке всех жанров народного искусства, воспитанию и сохранению уникальных творческих кадров: певцов, сказителей, танцоров, исполнителей на народных музыкальных инструментах, сохранению народных
промыслов, укреплению материальной базы фольклорно-этнографических и национальных культурных центров.
Целесообразно создать нормативно-правововую базу региональных программ для поддержки народных мастеров, сказителей и носителей различных направлений традиционной культуры народов субъекта федерации. Одним из главных компонентов этой политики должна явиться координация усилий органов федерального, регионального и муниципального управления, органов управления культуры, учреждений культуры, средств массовой коммуникации, меценатов и спонсоров по поддержке и сохранению традиционной народной культуры. Эффективность направления данной деятельности во многом зависит от активизации экспериментальной научно-исследовательской работы, создания научно-исследовательских площадок в районах области.
В средствах массовой коммуникации необходимо вести работу по широкому освещению состояния и развития традиционной народной культуры путем создания на региональных ГТРК циклов передач, направленных на популяризацию нематериального наследия. Этому будет способствовать создание этнокультурного атласа региона и систематизация фонда нематериального культурного наследия материалами по традиционной культуре народов региона.
Государственная и муниципальная политика в сфере культуры должна включать в себя такое важное направление, как создание единой информационно-аналитической базы, социологической информации о традиционной народной культуре различных регионов и типов поселений.
Национальные концепции культурной политики не являются раз и навсегда определенными и статичными. Наоборот, скорее можно говорить о постоянно изменяющейся природе культурной политики, потому что фокус ее приоритетов и интересов весьма подвижен. С изменением самого народного творчества, условий его существования и поддержания в социальной среде меняются подходы и механизмы его регуляции со стороны государства.
Вопрос о роли государства важен, так как именно государство помогает сформировать механизмы реализации культурной политики в области народного творчества. Их освоение имеет особое значение для России, где культура признается национальным богатством, однако это признание не сопровождается разработкой соответствующего инструментария и остается на уровне деклараций.
Примечания:
1. Матарассо Ф., Лэндри Ч. Как удержать равновесие? Двадцать одна стратегическая дилемма культурной политики //Art-менеджер. М., 2003. № 1(4). С. 3-4.
2. Каргин А.С. Традиционная культура как парадигма национальной идеи развития России и проблемы подготовки специалистов в вузах культуры и искусств // Культура: управление, экономика, право. 2009. № 2. С. 6-9.
3. Позгалев В.Е. Стенограмма Госсовета по вопросам поддержки традиционной народной культуры 26 декабря 2006. URL: http://www.cuitmfo.ru, свободный.
4. Путин В.В. Послание Президента России Федеральному Собранию Российской Федерации, 2006 г. URL: http://www.cuitinfo.ru. Свободный.
5. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. М.: ACT, 2000. С. 115-149.