УДК 39:37(517.3)
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАЗВИТИЯ САМОДЕЯТЕЛЬНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА МОНГОЛОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
© Намсараев Сергей Дашанимаевич, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры общей педагогики Педагогического института, Бурятский государственный университет E-mail: [email protected]
© Даваайгин Ганчулуун, кандидат педагогических наук, зав. культ.-массов. сектором Дворца культуры «Уурхайчин» «КОО «Предприятие Эрдэнэт» (г. Эрдэнэт, Монголия) E-mail: [email protected]
В публикации рассматривается актуальная проблема развития самодеятельного народного творчества монголов как средство обеспечения гуманитарной безопасности личности. В данной статье рассмотрены концептуальные аспекты разработки технологии педагогического обеспечения развития самодеятельного народного творчества монголов. Определены противоречия, определившие направление данного педагогического процесса. В основание разработки технологии заложены междисциплинарный, гуманитарный и деятельностный методологические подходы. Ключевые слова: концептуальные аспекты, методологические подходы, междис-циплинарность, гуманитарность, деятельность, самодеятельное народное творчество монголов.
В постиндустриальном и информационном обществе заметно сокращается пространство народной культуры. В условиях широкого проникновения технократической культуры во все сферы общественной жизни, усиливающегося влияния телевидения, компьютера, интернета, гаджетов на характер профессиональной деятельности и повседневный быт постепенно утрачивается роль фольклора, традиций в жизни граждан Монголии. Поэтому необходим поиск технологий, сдерживающих негативные явления в социально-культурной жизни современного общества, в т. ч. обеспечивающих гуманитарную безопасность личности. К числу таких технологий относится технология педагогического обеспечения самодеятельного народного творчества монголов. В данной статье рассмотрим концептуальные аспекты ее разработки, направленные на разрешение следующих противоречий: между особенностями современного социально-культурного развития Монголии, существующей социально-политической поддержкой деятельности по сохранению самодеятельного народного творчества на международном, национальном уровнях и сохраняющейся угрозой исчезновения нематериального культурного наследия монголов в условиях глобализации; необходимостью реализации Конвенции ЮНЕСКО об охране нематериального культурного наследия и Программы «Развитие и сохранение народной культуры и искусства» в Монголии, наличием богатого опыта организации самодеятельного народного твор-
чества и отсутствием научно-педагогического обоснования данного процесса; признанием роли самодеятельного народного творчества в обеспечении гуманитарной безопасности, формировании национального самосознания, укреплении духовной связи поколений и отсутствием гуманитарных педагогических технологий, обеспечивающих культурное разнообразие за счет сохранения и развития самодеятельного народного творчества монголов.
Междисциплинарный подход предполагает объединение педагогических, культурологических и др. научных знаний для разработки предметной области. Дело в том, что сохранение и развитие нематериального культурного наследия в условиях глобализации относится к числу сложных и широкомасштабных социальных задач, которые необходимо решать на пересечении нескольких научных направлений. Междисциплинарность позволяет рассматривать образовательно-воспитательные процессы с разных сторон и разными методами, расширяя связи и взаимоотношения педагогики с другими гуманитарными дисциплинами. Междисциплинарное исследование соединяет компоненты двух или более дисциплин в поиске нового знания, способствуя взаимопроникновению и синтезу различных предметных сфер [Н. Моти]. Результатом междисциплинарных исследований становится соглашение о знаниях, сообща приобретенный опыт [Д. Дэвид, Дж. Джери]. Междисциплинарный подход может варьироваться от простого обмена идеями до взаимной интеграции целых концепций, методологии, процедур, терминологии, данных, организации исследовательской и образовательной деятельности в некоторой весьма широкой области [Г. Бергер].
Методологическое обеспечение педагогических исследований развивается в направлении перехода от мононаучных обоснований к полинаучным, дополнения естественно-научного идеала познания гуманитарной моделью [14].
Важнейшая предпосылка междисциплинарного подхода в педагогике связана с особенностями исследуемой объективной реальности, которая выражается в комплексности изучаемых процессов и явлений или точнее комплексности «минимального удовлетворительного изображения» [8] исследуемого явления в предмете исследования.
Междисциплинарный подход становится актуальным не только в педагогике, но в культурологи. Как отмечают исследователи [11], изучение инновационной культуры в социокультурном аспекте невозможно (или не столь эффективно) без интеграции культурологии с другими научными дисциплинами. При анализе инновационной культуры обращается особое внимание на те перспективы, которые открывает педагогика, антропология, менеджмент, изучающие культуру индивида и общества в широком смысле. Именно междисциплинарный анализ образцов идей, проявляющихся в социуме и определяющий индивидуальное и коллективное поведение, позволяет вычленять новации в теории и практике.
Обращение к гуманитарному подходу связано с тем, что в современном глобализующемся мире происходят значительные изменения гуманитарного пространства, стремительно развивающиеся социальные и информационно-коммуникационные технологии не всегда положительно влияют на жизнедеятельность современного человечества. Востребованными становятся гу-
манитарные технологии, обеспечивающие в большей мере гуманистическую направленность социально-культурной деятельности. Гуманитарный подход предполагает использование гуманитарно-ориентированных технологий [Н. В. Бордовская], усиливающих обращенность к человеческой личности, к ее правам и интересам. Полагаем, что в рамках гуманитарного подхода может быть эффективно решена проблема гуманитарной безопасности, в т.ч. сохранения культурной идентичности народов.
Деятельностный подход, на основе которого культура рассматривается как творческая человеческая деятельность, в ходе которой происходит духовное обогащение общества, самосозидание человека как субъекта культурно-исторического процесса [Н. Каган] и сохранение, воспроизведение цивилизации в условиях изменчивости окружающего мира [Э. С. Маркарян]. Поэтому этнические культуры представляют собой исторически выработанные способы деятельности, благодаря которым обеспечивалась и обеспечивается адаптация различных народов к условиям окружающей их природной и социальной среды.
Данное исследование опирается на методологию художественной деятельности [А. М. Новиков], рассматривающую художественную деятельность как самостоятельное эстетическое творчество в области искусства и литературы, направленное на преобразование, преображение человека и общества, способное объединять людей общностью вызываемых ими идей и переживаний, символизировать единение людей, оказывая воздействие на общественную жизнб, отношения между различными социальными группами, государствами, нациями.
В работе утверждается, что согласно гуманистической психологии [А. Маслоу] социальные условия могут обеспечивать или блокировать удовлетворение важнейших потребностей человека (в безопасности, принадлежности, уважении, познавательные и эстетические). Это значит, что в различных видах самодеятельной творческой деятельности можно помочь человеку обнаружить свой потенциал, развивать способности и добиться успеха.
К важнейшим теоретико-методологическим основаниям относятся:
- понимание культуры как духовного и материального прогресса во всех областях, которому сопутствует нравственное развитие человека и человечества [А. Швейцер];
- дуалистическая теория этноса [Ю. В. Бромлей и др.], выделяющая этнос как исторически сложившуюся общностей, особую разновидность человеческой интеграции, отличающуюся крайне прочными связями и отношениями на основе культурных элементов (язык, нормы поведения, психический склад, самосознание и этноним);
- основы прикладной культурологии, определяющие важность формирования повседневной, практической культуры (труда, познания, быта, досуга) и создания благоприятной культурной среды, развития умений и навыков культурной деятельности у подрастающих поколений; педагогическая культурология и методика социально-культурного просвещения и вовлечения индивида в культурную деятельность [М. А. Ариарский, А. И. Кравченко и др.];
- теории о фольклоре и народных песенно-музыкальных творениях как культурном достоянии и духовном богатстве человечества и отдельных народов [В. П. Аникин], передающие черты национального характера, нравственные идеалы и ценности народов;
- принципы этнопедагогики [Г. Н. Волков, Н. А. Князева], позволяющие выявить специфику народной педагогики в традиционных культурах различных этносов и пути использования прогрессивного народнопедагогического наследия в условиях современной системы образования;
- концепция педагогической поддержки [О. С. Газман], заложившая начало разработке педагогических технологий, содействующих, помогающих процессам самоопределения, самостроительства и самовыражения личности.
В 70-90 годы российскими учеными самодеятельное художественное творчество рассматривалось как основа возрождения национальных культурных традиций [3] и социокультурное явление [12]. Разработаны пути и средства развития самодеятельного художественного творчества [9, 13], определена его роль в идейно-эстетическом воспитании [1].
Развитие и воспитание участников самодеятельного народного творчества осуществляется во время участия в концертах, конкурсах, праздниках, фестивалях, т. е. в процессе активного освоения произведений фольклора, деятельного приобщения к художественной народной культуре в процессе концертной деятельности как средству мотивационного развития личности [5], самореализации [2] и развития коммуникативной культуры [6] студентов, формирования ценностного отношения [16], фактора социально-педагогической адаптации [15] и активизации личностного развития [4, 7] подростков.
В процессе самодеятельного народного творчества у детей, молодежи и взрослых формируется не только непосредственный интерес к концертной деятельности, представленной в форме репитиций, концертов, конкурсов, спектаклей, показательных занятий, творческих лабораторий, мастер-классов, международных фестивалей, смотров, но и опосредованный интерес к результатам акций, в которых они участвуют в рамках культурной и общественной жизни. Задача организаторов концертной деятельности состоит в том, чтобы обеспечить правильное соответствие непосредственного и опосредованного интересов, чтобы интерес к акциям, событиям не преобладал над интересом к самой творческой деятельности.
Участие в деятельности самодеятельных коллективов формирует не только пассивный (созерцательный) интерес к народному творчеству, когда человек ограничивается эстетическим восприятием преданий, песен, сказок, эпоса, инструментальных наигрышей и т. д. Так, исполнители музыкальных пьес, сатирических пьес, танцев проявляют активный (действенный) интерес, овладевая художественно-творческими способностями.
Организация концертной деятельности направлена на усиление роли народной художественной культуры, которую мы рассматриваем как мощный фактор влияния на политические, экономические, социальные, этнические, духовные процессы в современном монгольском обществе и эффективное средство противостояния наиболее агрессивным формам современной массовой культуры, унификации и американизации культуры разных народов. По-
лагаем, что этот подход отражает инциативы ЮНЕСКО [10], направленные на поддержку традиционной народной культуры и распространение традиционных ценностей.
Литература
1. Ахундов А. М. Самодеятельное художественное творчество и его роль в идейно-эстетическом воспитании трудящихся: автореф. дис. ... канд. филос. наук. — Баку, 1964.
2. Бурдюжа Е. А. Концертная деятельность как средство самореализации студентов вуза культуры и искусств: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02. — Челябинск, 2008.
3. Великанова Е. В. Самодеятельное художественное творчество как основа возрождения национальных культурных традиций: автореферат дис. ... канд. пед. наук: 13.00.05. — СПб., 1999.
4. Герасимова А. Ю. Активизация личностного роста младших школьников в музыкально-творческой деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01. — Хабаровск, 2003.
5. Жаркова Л. С. Мотивационное развитие личности в учреждениях культуры на основе оптимального соотношения творческой и коммерческой деятельности: авто-реф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.03. — М., 1998.
6. Жук И. В. Социально-культурная деятельность как фактор развития коммуникативной культуры студентов режиссерских специальностей : автореферат дис. ... канд. пед. наук : 13.00.05. — Челябинск, 2011.
7. Левкина Т.И. Воспитание социальной активности детей и подростков в учреждениях дополнительного образования в процессе художественно-творческой деятельности: автореферат дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. — Владимир, 2000.
8. Мирский Э. М. Междисциплинарные исследования в современной науке. — М.: ИНИОН, 1978. — 57 с.
9. Подоба Л. П. Самодеятельное художественное творчество в системе формирования общественной активности трудящихся: автореф. дис. ... канд. пед. наук : (13.00.05). — Л., 1979.
10. Рекомендация по сохранению традиционной культуры и фольклора, принятая Генеральной конференцией ЮНЕСКО (Париж, 15 ноября 1989 г.).
11. Реттих С. В. Адаптация междисциплинарного подхода к исследованию инновационной культуры // Мир науки, культуры, образования. — 2010. — №1. — С.138-141.
12. Рещикова С. П. Самодеятельное художественное творчество как социокультурное явление: современное состояние, противоречия развития : автореферат дис. ... канд. филос. наук. — М., 1991.
13. Смирнов Б. Ф. Педагогическое взаимодействие клуба музыкальной школы как средство ориентации учащихся на самодеятельное художественное творчество: автореферат дис. ... канд. пед. наук. — М., 1991.
14. Снопкова Е. И. Актуальность междисциплинарного подхода в педагогических исследованиях: научное обоснование // Интеграция образования. — 2015. № 1(78). — С. 112.
15. Студенкина Л. Н. Социально-педагогическая адаптация подростков средствами музыкальной деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук. — Волгоград, 2009.
16. Шорохова А. Н. Формирование ценностного отношения подростков к музыкальной деятельности в условиях дополнительного образования: автореф. дис. ... канд. пед. наук. — Волгоград, 2009.
CONCEPTUAL ASPECTS OF PEDAGOGICAL ENSURING DEVELOPMENT AMATEUR FOLK ART OF MONGOLS IN MODERN CONDITIONS
Sergey D. Namsarayev, doctor of pedagogical sciences, professor, professor of department of the general pedagogics of Teacher training college, Buryat state university E-mail: [email protected]
G. Davaaygin, candidate of pedagogical sciences, manager. cult. — mass. sector of Uurkhaychin Palace of culture "KOO "Enterprise of Erdenet" (Erdenet, Mongolia) E-mail: [email protected]
In the publication the urgent problem of development of amateur folk art of Mongols as an instrument for ensuring of humanitarian safety of the personality is considered. In this article conceptual aspects of development of technology of pedagogical ensuring development of amateur folk art of Mongols are considered. The contradictions which determined the direction of this pedagogical process are determined. In the basis of development of technology cross-disciplinary, humanitarian and activity methodological approaches are pledged.
Keywords: conceptual aspects, methodological approaches, interdisciplinarity, gumani-tarnost, activities, amateur folk art of Mongols.