Научная статья на тему 'Темпоральность правосознания судебных приставов'

Темпоральность правосознания судебных приставов Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
335
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ТЕМПОРАЛЬНОСТЬ ПРАВОСОЗНАНИЯ / ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ПРАВОСОЗНАНИЯ / МОДЕЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУДЕБНОГО ПРИСТАВА / УМЕНИЯ ДЕЙСТВОВАТЬ В СЛОЖНЫХ СИТУАЦИЯХ СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ПРАВОСОЗНАНИЕ / ПЕРВОНАЧАЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ / TEMPORAL OF SENSE OF JUSTICE / FUNCTIONAL STRUCTURE OF SENSE OF JUSTICE / MODELING OF ACTIVITY OF THE BAILIFF / ABILITY TO WORK IN DIFFICULT SITUATIONS OF OFFICE ACTIVITY / PROFESSIONAL SENSE OF JUSTICE / INITIAL VOCATIONAL TRAINING OF BAILIFFS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Волков Александр Александрович, Волкова Вера Михайловна, Волков Сергей Александрович

В статье речь идет о проблеме темпоральности правосознания сотрудников, которая в настоящее время приобретает особую значимость для кадровых подразделений службы судебных приставов, так как деформация правосознания в той или иной степени определяет коррупционную составляющую, а трансформация правосознания одно из условий, обеспечивающее достойное выполнение служебного долга и ликвидацию этого «позорного» для государственного служащего явления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Temporality of sense of justice of bailiffs

The article discusses special importance for personnel divisions of service of bailiffs is gained now by a problem of a temporal of sense of justice of the employee since deformation of sense of justice to some extent defines a corruption component, and transformation of sense of justice one of conditions providing worthy performance of an office debt and elimination of this "shameful" phenomenon for the civil servant.

Текст научной работы на тему «Темпоральность правосознания судебных приставов»

ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

УДК 340.114.5:347.96

А. А. Волков, В. М. Волкова, С. А. Волков

Темпоральность правосознания судебных приставов

В статье речь идет о проблеме темпоральности правосознания сотрудников, которая в настоящее время приобретает особую значимость для кадровых подразделений службы судебных приставов, так как деформация правосознания в той или иной степени определяет коррупционную составляющую, а трансформация правосознания - одно из условий, обеспечивающее достойное выполнение служебного долга и ликвидацию этого «позорного» для государственного служащего явления.

The article discusses special importance for personnel divisions of service of bailiffs is gained now by a problem of a temporal of sense of justice of the employee since deformation of sense of justice to some extent defines a corruption component, and transformation of sense of justice one of conditions providing worthy performance of an office debt and elimination of this "shameful" phenomenon for the civil servant.

Ключевые слова: темпоральность правосознания, функциональная структура правосознания, моделирование деятельности судебного пристава, умения действовать в сложных ситуациях служебной деятельности, профессиональное правосознание, первоначальная профессиональная подготовка судебных приставов.

Key words: temporal of sense of justice, functional structure of sense of justice, modeling of activity of the bailiff, ability to work in difficult situations of office activity, professional sense of justice, initial vocational training of bailiffs.

Темпоральность (временность) правосознания судебных приставов, к сожалению, до сих пор не является предметом комплексного изучения. Также не существует специального научного исследования, содержащего скрупулёзный анализ института судебных приставов в процессе самореа-

© Волков А. А., Волкова В. М., Волков С. А., 2013

10

лизации, включающий изучение проблем правосознания, личностной трансформации и деформации сотрудников службы судебных приставов.

Особую значимость для кадровых служб судебных приставов в настоящее время приобретает проблема темпоральности правосознания сотрудников, так как деформация правосознания в той или иной степени определяет коррупционную составляющую, а трансформация правосознания - одно из условий, которое обеспечивает достойное выполнение служебного долга и ликвидацию этого «позорного» для государственного служащего явления.

В настоящее время накоплен огромный материал по проблемам совершенствования профессиональной деятельности специалистов правоохранительных органов и иных государственных структур, связанных с охраной правопорядка (В.С. Агеев, П.П. Баранов, С.П. Безносов, В.Л. Васильев, А.А. Деркач, О.Ю. Михайлова, А.И. Папкин, В.М. Поздняков, А.М. Столяренко, А.Р. Ратинов, В.Ю. Рыбников). Противоречие, возникшее между социальным заказом государства по подготовке сотрудников службы судебных приставов высокой профессиональной квалификации, свободных от целевых установок коррумпированного сознания, и реальный дефицит целостных исследований по темпоральности правосознания судебных приставов тех, кто непосредственно работает в этой отрасли, определили проблему настоящего исследования - не просто обозначить те изменения, которые свойственны каждому человеку, живущему в современных условиях и при динамически меняющихся ценностных ориентирах, но выявить и проанализировать те базовые ценностносмысловые сферы правосознания сотрудников службы судебных приставов, которые становятся барьером в их успешной самореализации, существенным и значимым препятствием на пути исполнения их профессионального долга.

Рассматривая правосознание как сложный социальный феномен включающий в себя философские, юридические, социально-политические и моральные аспекты, некоторые авторы раскрывают содержание правосознания: 1) как специфическую функцию особым образом организованной материи человеческого мозга отражать явления правовой действительности и целенаправленно регулировать свое взаимодействие с ней; 2) одну из форм общественного и индивидуального сознания; 3) совокупность правовых взглядов, теорий, идей, представлений, убеждений, оценок, настроений, чувств, в которых выражается отношение индивидов, социальных групп, всего общества к существующему и желаемому праву, правовым

11

явлениям, поведению людей в сфере права; 4) компонент правовой действительности, влияющий на эффективность юридической деятельности и формирующий отношение к правовым явлениям в процессе осуществления субъектами своих прав и обязанностей.1

При этом правомерное поведение при идеальном функционировании правосознания может быть построено по схеме: знание нормы - признание ее социальной ценности - выполнение требований нормы. Однако в схеме противоправного поведения возможны варианты, когда субъект: а) не знает содержания нормы - не выполняет требования нормы; б) знает содержание нормы - относится к ней отрицательно - не выполняет требования нормы; в) знает содержание нормы - признает ее социальную ценность - не выполняет требования нормы. В соответствии с этими тремя вариантами связи правосознания с противоправным поведением можно говорить о трех основных формах дефектности правосознания: правовом инфантилизме, правовом нигилизме (негативизме) и правовой безответственности.2

В результате формирования элементов функциональной структуры правосознания мы получили высокие показатели: рационального уровня регуляции (правовую подготовку), эмоционального уровня регуляции (ценностное отношение к праву и практике его применения), поведенческого уровня регуляции (правовые установки и ориентации).

В эксперименте, проведенном в процессе служебной и боевой подготовки в подразделениях и службах, а также курсах повышения квалификации в Российской правовой академии Минюста РФ по специально разработанной программе3, проверялась эффективность формирования у судебных приставов комплексного компонента - умения действовать в сложных ситуациях служебной деятельности, обусловленного рядом структурных элементов профессиональной подготовки (правовая подготовка и профессионально-психологическая подготовка). Основным критерием эффективности профессиональной подготовки судебных приставов является комплексная составляющая - умения действовать в сложных ситуациях служебной деятельности, обусловленные целым рядом общих требований, которые в широком смысле безотносительно к видам

1 БредневаВ.С. Новое в понимании правосознания. М., 2002.

2 Грошев А.В. Уголовный закон и правосознание (теоретические проблемы уголовно-правового регулирования). Екатеринбург, 1994. С. 61.

3 Волков А.А. Психологическая подготовка в деятельности судебных приставов// Организация обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнительных действий. Настольная книга судебного пристава по УПДС. Ростов н/Д. 2012. С. 335-353.

12

человеческой деятельности следует рассматривать как тактику или искусство маневрирования тремя составляющими: исходной информацией, тактическими процедурами, средствами данного вида деятельности. Ключевыми исходными понятиями тактики являются «тактическая ситуация», «тактическое решение», «тактический прием», «тактическая комбинация», «тактический риск».

Моделирование деятельности судебного пристава осуществлялось на двух типах занятий:

• первый - занятия, моделирующие различные ситуации обеспечения охраны зданий судов, совещательных комнат и судебных помещений в рабочее время, выполнения распоряжений председателя суда, а также судьи или председательствующего в судебном заседании, связанные с соблюдением порядка в суде, исполнения решений суда и судьи о применении к подсудимому и другим гражданам предусмотренных законом мер процессуального принуждения, поддержания общественного порядка в судебных помещениях, ставящие судебных приставов перед необходимостью учитывать их психолого-педагогические аспекты и формирующие соответствующее умение;

• второй - занятия, моделирующие экстремальные ситуации риска, опасности, высокой ответственности по предупреждению и пресечению преступлений и правонарушений, выявление нарушителей, а в случае необходимости задержание их, а также осуществление привода лиц, уклоняющихся от явки в суд или к судебному приставу-исполнителю. В ходе занятий у судебного пристава формируются психологическая устойчивость, умение владеть собой, психологическая ориентированность.

Формирование умения действовать в психологически напряженных ситуациях служебной деятельности осуществлялось на занятиях по отработке действий судебными приставами в сложных ситуациях. Эти занятия проводились на полигоне и в учебных аудиториях. Все разыгрываемые на занятиях ситуации можно разделить на три группы:

- первая - ситуации, в которых судебным приставам рассказывали о реальных действиях сотрудников в них, а затем им предлагалось выполнить аналогичную задачу с имитацией действий правонарушителей специально подготовленными судебными приставами, обладающими артистическими данными;

- вторая - ситуации, перед началом которых судебным приставам давался инструктаж об оперативной обстановке в микрорайоне у здания суда

с указанием примет правонарушителей. Затем судебные приставы должны были реализовать полученную информацию в разыгрываемой ситуации;

- третья группа - ситуации, в которых судебные приставы не получали полной информации, но должны были принимать решения исходя из обстановки. Занятия проводились после изучения судебными приставами нормативных документов, регламентирующих служебную деятельность судебного пристава.

В разыгрываемых ситуациях служебной деятельности судебные приставы экспериментальной группы после прохождения курса обучения обладали лучшими умениями, чем судебные приставы контрольной. Вместе с тем можно сказать, что в первой группе ситуаций действия судебных приставов были несколько успешнее, чем во второй, а во второй несколько успешнее, чем в третьей.

Наиболее полезными, по мнению судебных приставов, были ситуации разбора на месте: при вызывающем поведении правонарушителей, при совершении мелкого хулиганства, при конфликтах с участием двух и более граждан и др.

Анализируя первоначальную профессиональную подготовку судебных приставов к службе можно выделить три уровня сформированности правосознания:

• начинающий специалист - судебный пристав имеет неустойчивый интерес к профессии, несмотря на то, что осведомлен о роли и месте службы судебных приставов и значимости их в личностном развитии, их функциональных возможностях, имеет навыки выполнения отдельных операций в служебной деятельности, недостаточные для самостоятельного решения задач;

• специалист - интерес судебного пристава к профессиональной деятельности имеет устойчивый характер, но не простирается за рамки, предусмотренные программой, самостоятельно справляется с типовыми задачами, аналогичными ранее решенным; деятельность в целом репродуктивная;

• квалифицированный специалист - интерес судебного пристава к профессиональной деятельности устойчивый и глубокий, он решает как типовые задачи, так и новые, отличные от решенных ранее, видит возможности новых точек приложения профессиональной подготовленности; в целом деятельность продуктивная.

По оценкам судебных приставов наиболее сильное влияние на них оказала правовая подготовка (38,75 %); на втором месте боевая и психоло-

гическая подготовка (32,34 %); и на третьем - внеучебные мероприятия (16,12 %).

Первоначальная профессиональная подготовка по оценкам судебных приставов оказала наиболее сильное влияние: а) на развитие следующих групп качеств - психологическая устойчивость (39,26 %); профессионально-деловые качества (45,5 %); профессионально-психологические умения (30 %); б) развитие отдельных качеств - устойчивость к неожиданному, новому, непредвиденному (55 %); устойчивость к риску (62 %); уверенность в себе (50 %); воля (52 %); натренированность к действию в сложных условиях (56 %); умение мобилизоваться (48 %); знание психологии служебной деятельности (49 %); профессиональная наблюдательность и память (47 %); эмоциональная устойчивость (48 %); самообладание (48 %); устойчивость к неудачам (41 %); склонность к выявлению, оценке и учету субъективных сторон охраны правопорядка (42 %).

В целом можно сказать, что выпускники экспериментальной группы проявили более высокий уровень профессионального мастерства в ходе служебной деятельности, а психологическая подготовка судебных приставов как специальная учебная дисциплина оказала положительное влияние на формирование и развитие психологической подготовленности судебных приставов, которая является, по нашему мнению, составной частью правосознания и профессионального мастерства сотрудника. Таким образом, высокий уровень правосознания - одним из важнейших факторов для успешного несения службы после прохождения первоначальной подготовки судебными приставами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.