Научная статья на тему 'Актуальные вопросы формирования профессионального правосознания судебных приставов'

Актуальные вопросы формирования профессионального правосознания судебных приставов Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
664
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ПРАВОСОЗНАНИЕ / ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / СУДЕБ- НЫЙ ПРИСТАВ / PROFESSIONAL AWARENESS / LEGAL EDUCATION / LEGAL CULTURE / BAILIFF

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Рамазанова Н. Р.

В данной статье обосновывается актуальность темы исследования, на основе анализа существующих в научной литературе определений раскрывается содержание понятия «профессиональное правосознание». Автор акцентирует внимание на необходимости правового воспитания граждан как основного средства формирования правового сознания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article substantiates the relevance of the research topic, based on the analysis of existing scientific definitions of the concept of «professional awareness». The author focuses on the need for legal education of citizens as the main means of legal awareness formation.

Текст научной работы на тему «Актуальные вопросы формирования профессионального правосознания судебных приставов»

ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОИЗВОДСТВО: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

УДК 35.07 № 3 (6) / 2015, с. 119-122

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПРАВОСОЗНАНИЯ СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ

Н. Р. Рамазанова

Управление Федеральной службы судебных приставов по Челябинской области,

Российская Федерация

В данной статье обосновывается актуальность темы исследования, на основе анализа существующих в научной литературе определений раскрывается содержание понятия «профессиональное правосознание». Автор акцентирует внимание на необходимости правового воспитания граждан как основного средства формирования правового сознания.

Ключевые слова: профессиональное правосознание, правовое воспитание, правовая культура, судебный пристав.

TOPICAL ISSUES OF THE BAILIFFS' PROFESSIONAL AWARENESS DEVELOPMENT

N. Ramazanova

Federal Bailiff Service of Russia in Chelyabinsk region, Russian Federation

This article substantiates the relevance of the research topic, based on the analysis of existing scientific definitions of the concept of «professional awareness». The author focuses on the need for legal education

of citizens as the main means of legal awareness formation.

Keywords: professional awareness, legal education, legal culture, bailiff.

В современных условиях становления в России гражданского общества и правового государства, осуществления полномасштабных экономических и административных реформ актуальной остается проблема теории и практики обеспечения законности и правопорядка в России. Юридическая практика фиксирует злостные нарушения законов людьми, которые представляют интересы государственной власти. Коррупция в России является одним из наиболее серьезных факторов, препятствующих эффективному развитию российского государства, нарушающим нормальное развитие всех сфер жизни людей, серьезным вызовом модернизации России [5, с. 17-19]. Нарушения законности получили распространение среди чиновников органов местного самоуправления, администраций субъектов РФ, работников органов внутренних дел, таможенных, иных правоохранительных органов. Исключением не стали, к сожалению, и сотрудники федеральной службы судебных приставов. Имеют место случаи взяточничества, злоу-

потребления должностными полномочиями, служебного подлога и другие. Такие противоправные деяния свидетельствуют о недостаточном уровне правосознания и правовой культуры сотрудников.

Важно отметить, что эффективность функционирования любой сферы общественной жизни напрямую зависит от конкретных людей, которые ее профессионально осуществляют. Применительно к сфере юридической деятельности это зависит от уровня правовой грамотности сотрудников. Следовательно, деятельность по формированию необходимого уровня профессионального сознания страты юристов, подготовке профессионалов для эффективной работы в специфической правовой сфере общественной жизни имеет принципиальное значение для развития правовой системы общества и совершенствования каждого из ее структурных компонентов. От этого напрямую зависит эффективность процессов развития России как демократического, правового, социального государства, реформирование

Н. Р. РАМАЗАНОВА

119

ПРАВОПОРЯДОК: ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА • № 3 (6) / 2015

ее экономики и социальной структуры, укрепление позиций в мировом сообществе [3, с. 235-241].

Президентом РФ 28 апреля 2011 г. (№ Пр-1168) утверждены Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан [6]. В качестве приоритетных направлений государственной политики российского государства определены повышение правосознания и правовой культуры граждан, преодоление правового нигилизма; для достижения этих целей намечен комплекс мероприятий. В частности, в разделе 6 Основ «Меры государственной политики по повышению правовой культуры лиц, замещающих государственные и муниципальные должности, государственных и муниципальных служащих, сотрудников правоохранительных органов» закреплено содействие приобретению и совершенствованию знаний в области права в рамках получения второго высшего профессионального образования, обучения по программам профессиональной переподготовки и повышения квалификации лиц, замещающих государственные и муниципальные должности; совершенствование исполнения судебных решений, повышение прозрачности исполнительных производств, внедрение практики электронных торгов по реализации арестованного имущества и оптимизация системы его оценки, обеспечение законности и прозрачности деятельности частных лиц и организаций, содействующих кредиторам в исполнении судебных взысканий; разработка и совершенствование способов информирования населения о деятельности государственных и муниципальных органов, о видах и формах оказания населению юридических услуг; проведение устных и письменных юридических консультаций для граждан по вопросам, входящим в компетенцию указанных органов; обеспечение доступности для граждан информации о деятельности правоохранительных органов, в том числе путём размещения этой информации на официальных интернет-сайтах.

Анализ содержания, задач и ожидаемых результатов государственной программы Российской Федерации «Юстиция» [4] обнаруживает устойчивую зависимость качества деятельности государственного аппарата от уровня развитости профессионального (юридического) правосознания, от содержания и характера присущих ему юридико-ценностных установок и ориентаций. Так, целью программы является развитие в обществе правовой модели поведения граждан, пре-

одоление правового нигилизма, поддержание устойчивого уважения к закону и повышение доверия к правосудию. В частности, ожидаемыми результатами подпрограммы 4 «Повышение качества принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц и обеспечение установленного порядка деятельности судов» государственной программы Российской Федерации «Юстиция» являются повышение качества принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц и обеспечения установленного порядка деятельности судов; решение приоритетных задач социально-экономического развития Российской Федерации. Реализация подпрограммы приведет в 2020 году к минимизации существующих коррупционных факторов в деятельности Федеральной службы судебных приставов, увеличению доли исполнительных документов, фактически исполненных в рамках исполнительного производства, значительному увеличению количества исполнительных документов, исполненных добровольно, без применения мер принудительного исполнения, созданию условий для восстановления доверия граждан к закону и суду, противодействию правовому нигилизму.

В современной научной литературе существует значительное количество трудов, посвященных категории правосознания как одного из основных понятий философии, социологии и психологии. Вопросам правосознания значительное внимание уделяли И.А. Ильин, ГФ. Шершеневич и другие. Проблема профессионального правосознания является сравнительно новой для российской юридической науки. Тем не менее, она за последние годы получила значительную исследовательскую разработку в трудах П.П. Баранова, В.Н. Кудрявцева, В.П. Сальникова, Н.Я. Соколова. В работах, посвященных профессиональному правовому сознанию, исследовались вопросы, связанные со спецификой правового сознания сотрудников органов внутренних дел, прокуратуры, судов и др. Однако вопросам правосознания судебных приставов уделялось внимание в единичных случаях.

В философии, теории государства и права, существует много различных определений правосознания, одно из них определяет данное явление как форму идейно-психологического отражения и освоения правовой действительности через систему нормативно-оценочных представлений и суждений людей о природе и закономерностях правовых явлений [2].

120

Н. Р. РАМАЗАНОВА

ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОИЗВОДСТВО: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

Другими словами, это совокупность идей, взглядов, теорий, чувств, эмоций и настроений оценочного характера, возникающих у людей под действием права и выражающих их отношение к явлениям правовой действительности.

Профессиональное правосознание можно определить как одну из коллективных форм правового сознания общества, выступающую в виде системы правовых взглядов, чувств, ценностных ориентаций и других структурных образований правового сознания общности людей, профессионально занимающихся юридической деятельностью, которая требует специальной образовательной или практической подготовки [2, с. 20].

В научной литературе отмечаются такие черты профессионального правосознания, как компетентность, ориентированность на реализацию правовых норм, связь с идеями справедливости и законности, политическая зрелость, чувство профессионального долга и т. д. Знания о праве, навыки и умения юридической деятельности составляют основу правосознания юристов. Это профессиональная компетентность в сфере действующего законодательства и практики его реализации, выраженная в достаточно глубоких и, главное, профессионально необходимых знаниях о праве и закономерностях его бытия, позволяющих заниматься юридической деятельностью. Носителями такого правосознания выступают следователи, судьи, прокуроры, судебные приставы и другие представители юридической специальности. Оно формируется в процессах обучения и воспитания студентов юридических учебных заведений. Следовательно, сам учебный и воспитательный процесс в вузе, по сути, означает целенаправленное формирование профессионального правосознания будущих юристов - профессионалов [2, с. 21]. Юридическое образование является первичным источником формирования профессионального правосознания, в процессе которого человек приобретает системную совокупность знаний о правовой действительности и навыков для осуществления практической юридической деятельности. В дальнейшем полученные знания развиваются и углубляются в результате профессиональной деятельности и приобретения практического опыта. Сознание формируется деятельностью, чтобы в свою очередь влиять на эту деятельность, определяя и регулируя ее. Практически осуществляя свои творческие замыслы, люди преображают природу, общество, а тем самым и самих себя. Таким

образом, сознание и деятельность являются одним из основных способов формирования профессионального правосознания.

Важнейшим средством формирования правового сознания выступает правовое воспитание. В теории государства и права, правовое воспитание определяется как целенаправленная деятельность государства в лице его органов, общественных объединений, должностных лиц и отдельных граждан по передаче правовой культуры, правового опыта, правовых идеалов и механизмов разрешения конфликтов в обществе от одного поколения к другому в целях формирования у последнего правосознания и правовой культуры, обеспечивающих соблюдение, исполнение и использование юридических норм [7]. Результатом воспитания в духе права, законности служит правовая активность личности, ее правовая культура. Правовая культура личности выражается в овладении основами юридических знаний, в уважении к закону, праву, в сознательном соблюдении норм права, в понимании социальной, юридической ответственности, в непримиримости к правонарушениям, в борьбе с ними [1]. Правовая культура состоит не только из знаний гражданами своих прав, свобод, но и обязанностей перед государством и обществом.

Показателем качества проводимой человеком практической деятельности является уровень правосознания. От уровня правосознания сотрудников ФССП зависит их поведение по исполнению своих должностных обязанностей. Профессиональная деятельность в службе судебных приставов предъявляет серьезные требования не только к знаниям и умениям, которые приобретаются в учебных заведениях и закрепляются в процессе реальной работы, но и к личностным качествам сотрудников, осуществляющих сложную работу, связанную с исполнением судебных актов, актов других органов и должностных лиц и обеспечением установленного порядка деятельности судов. От уровня правосознания судебного пристава, качества его деятельности зависит авторитет государственного органа, государства в целом. Это обязывает судебного пристава с высокой ответственностью пользоваться предоставленными ему по должности правами, беречь и повседневно укреплять авторитет государственного органа, в котором он работает. Выявление факторов, влияющих на формирование правосознания судебных приставов, определение условий его формирования выступает предметом нашего дальнейшего исследования.

Н. Р. РАМАЗАНОВА

121

ПРАВОПОРЯДОК: ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА • № 3 (6) / 2015

Примечания

1. Агарновская, Е. В. Правовая культура и обеспечение прав личности. - М. : Наука, 1988. - 120 с.

2. Вопленко Н. Н. Правосознание и правовая культура : учебное пособие. - Волгоград : Изд-во ВолГУ 2000. - 52 с.

3. Горбатова М. К., Домнина А.В. Теоретические подходы к содержанию профессионального правосознания // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. - 2013. - № 2. - С. 235-241.

4. Государственная программа Российской Федерации «Юстиция» : утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 312 // Российская газета. - 2014. - № 278.

5. Елисеева С., Тарасов И. Коррупция как вызов политической модернизации в России // Власть. -2013. - № 8. - С. 17-19.

6. Основы государственной политики России в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан : утв. Президентом РФ 28 апреля 2011 г. № Пр-1168 // Российская газета. - 2011. -4 мая.

7. Петров М. И. Основы государства и права : учебное пособие для вузов. - М. : Изд-во политической литературы, 2005. - 192 с.

РАМАЗАНОВА Наталья Рамилевна,

судебный пристав-исполнитель УФССП по Челябинской области, Красноармейский районный отдел судебных приставов; магистрант факультета Подготовки сотрудников правоохранительных органов, Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет).

E-mail: [email protected]

RAMAZANOVA Nataliya,

bailiff, the Federal Bailiff Service of Russia in Chelyabinsk region, Krasnoarmeysky District Bailiff Department, applicant for a Master's Degree, Faculty of Law Enforcement Officers’ Training, South Ural State University (National Research University).

E-mail: [email protected]

122

Н. Р. РАМАЗАНОВА

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.