ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ А,
Актуальные проблемы теории государства и права ^^
СТАНОВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПРАВОСОЗНАНИЯ СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ
С.А. ВОЛКОВ,
аспирант кафедры теории государства и права Ставропольского государственного университета Научная специальность: 12.00.01 — теория и история права и государства;
история учений и праве и государстве E-mail: [email protected] Научный руководитель: профессор, доктор юридических наук С.Н. Медведев
Аннотация. Становление правосознания судебных приставов — одно из путей решения проблемы улучшения ситуации укрепления у граждан России веры в судебную власть, ее справедливость и законность.
Ключевые слова: судебные приставы, профессиональное правосознание, профессиональная деятельность, профессиональная подготовка, чувство законности.
FORMATION OF PROFESSIONAL SENSE OF JUSTICE OF COURT ENFORCEMENT OFFICERS
S.A. VOLKOV,
the post-graduate student of chair of the theory of the state and the right of the Stavropol state university
Annotation. Formation of sense of justice of court enforcement officers — one of ways of a solution of a problem of improvement of a situation of strengthening at citizens of Russia of belief in judicial authority, its justice and legality.
Keywords: court enforcement officers, professional sense of justice, professional work, vocational training, feeling of legality.
В нашей стране в соответствии положениями Конституции РФ последовательно проводится курс на дальнейшее укрепление законности и правопорядка. Юридическое закрепление этой проблемы нашло разрешение в концепции судебной реформы в России. В ней обоснованно отмечена необходимость улучшения ситуации с исполнением судебных решений, укрепления у граждан России веры в судебную власть, ее справедливость и законность, предложены пути реализации этой задачи. Федеральным законом «О судебных приставах» создана служба судебных приставов в Минюсте России, от которых требуется политическая зрелость, безупречная нравственность, сочетание в себе высокой профессиональной компетентности с гражданским мужеством, неподкупностью, обостренным чувством справедливости. Это вызвано, во-первых, требованием повышения профессионального уровня судебных приставов, во-вторых, увеличением объема, сложности и социальной значимости решаемых судебными приставами задач по обеспечению установленного порядка деятельности судов и выполнения их решений, в-третьих, необходимостью повышения качества профессиональной
обученности судебных приставов в системе служебной и боевой подготовки.
Реализация судебным приставом охранительной функции находит свое выражение в исполнении решений суда и судьи о применении к подсудимому и другим гражданам мер процессуального принуждения. Теоретико-методологическим фундаментом становления профессионального правосознания у судебных приставов в служебной подготовке является теория развивающего обучения, разработанная П.П. Блонским и Л.С. Выготским.
Профессиональное правосознание у судебных приставов является многомерной личностно-дея-тельностной категорией, включающей в себя комплекс представлений о себе как о субъекте правовой профессиональной деятельности, целостный образ себя как специалиста с достаточным для своей службы и жизнедеятельности уровнем правовых знаний, умений и навыков по обеспечению установленного порядка деятельности судов, системе отношений и установок к праву и законодательству, правовому поведению окружающих и объектам деятельности (правонарушителям, правонарушениям, суду, юстиции, ОВД, их деятельности), своему правовому поведению.
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Актуальные проблемы теории государства и права
Необходимым условием успешной служебной деятельности судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов является высокий уровень профессионального правосознания. Профессиональное правосознание судебных приставов, сформированное в системе профессионального обучения, существенно влияет на эффективность их служебной деятельности и выступает как составная часть профессионального мастерства. При анализе профессионального правосознания судебных приставов к службе возможным стало выделение следующих уровней сформи-рованности профессионального правосознания:
♦ уровень начинающего судебного пристава — судебный пристав имеет неустойчивый интерес, несмотря на то, что осведомлен о роли и месте правовой подготовленности в профессиональной деятельности и значимости их в личностном развитии, их функциональных возможностях, имеет навыки выполнения отдельных операций в служебной деятельности, недостаточные для самостоятельного решения задач;
♦ уровень специалиста — интерес судебного пристава к правовой подготовленности имеет устойчивый характер, но не простирается за рамки, предусмотренные программой, самостоятельно справляется с типовыми задачами, аналогичными ранее решенным; деятельность репродуктивная;
♦ уровень квалифицированного специалиста — интерес судебного пристава к правовой подготовленности устойчивый и глубокий, судебный пристав решает как типовые задачи, так и новые, отличные от решенных ранее, видит возможности новых точек приложения правовой подготовленности; деятельность продуктивная.
Успешность реализации основных концептуальных положений становления профессионального правосознания судебных приставов в профессиональном обучении и деятельности обеспечивается следующим:
♦ психологической поддержкой к служебной деятельности, выраженной в создании психологической установки на необходимость выработки самостоятельной концепции профессионального правосознания, а также внутреннего видения своей профессиональной деятельности и определения в ней места чувства законности;
♦ актуализацией субъективной позиции в отношении стимулирования личностных достижений судебных приставов по использованию правосознания в профессионально направленной деятельности; созданием проблемных ситуаций в процессе формирования правосознания судебных приставов к служебной деятельности;
♦ формированием профессиональным правосознанием судебных приставов в ходе реализации профессиональной подготовкой к службе в ходе занятий по разным учебным дисциплинам (тактико-специальной, огневой, правовой, профессионально-психологической, физической подготовке и др.); внеучебных мероприятий (по воспитательной работе, спортивно-массовой работе и др.).
Профессионализм судебных приставов — одна из важных составляющих решения проблемы повышения эффективности деятельности службы судебных приставов. Одним из ведущих компонентов выступает профессиональное правосознание сотрудников как сложный, многоплановый, отнюдь не тождественной механическому соответствию под определенные требования норм критерий.
Теоретически должно быть осмыслено как само явление многофакторного влияния на становление профессионального правосознания судебного пристава, осуществляющего правоприменительный процесс и принимающего те или иные решения в связи со складывающейся служебной ситуацией, так и тот факт, что нормы права и фактические обстоятельства ложатся в основание правоприменительного акта через своеобразное явление — личность судебного пристава, его правосознание. Чем последнее обусловлено, каков механизм «переваривания» в нем норм и обстоятельств, имеет ли оно выход вовне и привносит ли что-либо особенное и дополнительное в процесс и решение по делу — вот вопросы, которые требуют ответа.
Что представляет собой профессиональное правосознание? Как готовить сотрудников службы судебных приставов к служебной деятельности, чтобы оно давала максимальный эффект при осуществлении правореализации? Какова должна быть система профессиональной подготовки сотрудников службы судебных приставов? Профессиональная квалификация, отражая степень соответствия специалиста требованиям профессии на определенном этапе профессионализации, является
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Актуальные проблемы теории государства и права
составной частью его профессионализма. Свое выражение профессионализм судебного пристава должен находить в мотивационной и операционной сферах. Психологами разработана целостная система представления мотивационной сферы профессиональной деятельности, которая включает в себя следующие структурные элементы:
♦ профессиональное призвание — влечение к какой-либо профессии, опирающееся на знание о ее предназначении;
♦ профессиональные намерения — осознанное отношение к определенному роду профессиональной деятельности;
♦ ценностные ориентации в профессиональной деятельности — выработанные обществом и принятые личностью основания для оценки назначения труда, его сторон, системы духовных ценностей, профессиональных менталитетов, правил профессиональной этики;
♦ мотивы профессиональной деятельности — внутренние побуждения, определяющие направленность активности человека в профессиональном поведении и ориентации человека на разные стороны самой профессиональной деятельности;
♦ профессиональные притязания — стремление достичь определенного уровня профессиональной деятельности, который выбирает сам человек, зная свои предыдущие результаты;
♦ профессиональные ожидания — мысленные представления о своих возможных успехах, об отношениях с коллегами и др.
Существующий и поныне экстенсивный подход к формированию кадров судебных приставов основан на механическом увеличении количества участников процесса правореализации, который не всегда приносил и до сих пор не приносит максимального эффекта. При этом сотрудники, оказавшиеся неуспешными, покидают службу судебных приставов и остаются морально ущербными как не состоявшиеся профессионалы и не получившие ни материального, ни морального удовлетворения от своей деятельности. Другой интенсивный путь — тщательный отбор в кадры службы судебных приставов, длительная профессиональная подготовка, по крайней мере, не 10 дней первоначального обучения для судебных приставов, обеспечивающих установленный порядок деятельности судов в условиях образовательного учреждения в настоящее время.
Важность профессионального правосознания обусловлена тем, что многие сотрудники знают правовую материю неплохо и принципы, согласно, которым осуществляется правореализующая деятельность, но не всегда следуют им на практике, не ведут борьбу за их осуществление, примиренчески относятся к нарушениям правовых норм. Как теоретически, так и практически нужно знать, в силу каких социальных или психологических причин эти люди не до конца понимают или не во всем согласны с предлагаемыми стандартами, а если ведут борьбу с правонарушениями, то не всегда следуют праву сами.
Опрос судебных приставов был направлен на выявление критериев становления профессионального правосознания через самоощущение, т.е. осознание им правоты в выборе профессии. Было опрошено 150 судебных приставов в процессе повышения квалификации, который еще раз показал, как высока роль в выборе этой профессии предыдущего опыта работы. Так, 38,7% судебных приставов — это бывшие сотрудники правоохранительных органов и военнослужащие. При этом 30,1% — студенты, без опыта работы, но имеющие высшее юридическое образование. Из числа безработных и рабочих пришли на службу только 8,6%. Нет сотрудников, пришедших на службу из числа предпринимателей, гуманитарной интеллигенции, инженерно-технических работников, государственных и муниципальных служащих, домохозяек и неработающих пенсионеров.
Наиболее важными для судебных приставов оказались крепкая семья, хорошие дети (25,6%), что является подтверждением опросов по российскому менталитету, его ценностям. На втором месте — уважение окружающих (22,4%), на третьем — материальное благополучие (20,6), на четвертом — интересная работа (16), на пятом — карьера, власть (6,4) и на шестом — стремление к Богу, следование его заповедям (4,8%). Судебные приставы не считают свою профессию интересной (84%) и не пытаются делать в ней карьеру (95,2%). Опрошенные считают, что достичь успеха в должности судебного пристава, нужно иметь знания, навыки, опыт (19,5%), много работать (16,9), волю, энергию, целеустремленность (14,3), иметь связи, покровительство (7,8%).
Роль суда в деятельности судебных приставов должна увеличиваться — считают 52%. Судебные
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Актуальные проблемы теории государства и права
приставы в конфликтных ситуациях обычно применяют следующие приемы разрешения конфликта: снимают раздражение и беспокойство у другой стороны — 78%, избегают столкновений и сдерживают себя — 75, сохраняют терпение и спокойствие — 73, пытаются убедить другую сторону и показывают свое разочарование — 15,5, просят третью сторону (одного или нескольких людей) поддержать его позицию, помочь разрешить конфликт — 15,6%.
Успешному разрешению конфликтов мешают плохое знание законов и своих прав (32%), стремление сторон действовать исходя только из своих интересов (32), низкого уровня культуры общения (12), недоверия к судебной власти (12), падения морали и нравственности во всех сферах жизни (8%). Уровень социальной напряженности в служебном коллективе определяется состоянием некоторого дискомфорта (12%), преобладанием настроений апатии и разочарования (12), состоянием «пере-гретости», в любой момент чреватое взрывом непредсказуемых действий (8%).
Сотрудников службы судебных приставов не всегда устраивает отношение между членами коллектива (59%), социальное обеспечение (45), условия труда (36), заработная плата (36%). Причиной конфликтов в подразделениях службы судебных
приставов являются неоправданные амбиции сотрудников (40%), карьеризм сотрудников (12), борьба за руководящие должности (12%). Мешают более успешной работе сотрудников незаинтересованное отношение к труду большинства людей (27%), низкий уровень оплаты труда (21), угроза увольнения (12%).
По мнению 72% опрошенных, среди населения профессия судебного пристава пользуется авторитетом. Местные средства массовой информации удовлетворяют информационные потребности службы судебных приставов на 42%, в передачах по телевидению — 30, в передачах радиостанций — 45, в газетах — 25%. Роль местных средств массовой информации в повышении авторитета и снижения конфликтности в деятельности службы судебных приставов дают возможность для открытого и цивилизованного обсуждения конфликтной ситуации и путей выхода из нее (60%).
Таким образом, противоречия, возникающие в результате функционирования разных подсистем службы судебных приставов, обусловливают комплекс проблем, на решение которых должны быть направлены усилия руководства подразделений ФССП России, прежде всего становления профессионального правосознания.
РОЛЬ ЗАРУБЕЖНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ФОРМИРОВАНИИ ИНСТИТУТА ВЛАСТИ ПРОКУРОРА В РОССИИ
В.Н. ГАЛУЗО,
кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовно-правовых дисциплин Института международного права и экономики им. А. С. Грибоедова
E-mail: [email protected] Научная специальность: 12.00.01 — теория и история права и государства;
история учений о праве и государстве
Аннотация. На примере формирования одного из правовых институтов в России — института власти прокурора — определена роль зарубежного законодательства, установлены причины и формы его заимствования.
Ключевые слова: зарубежное законодательство, институт власти прокурора, формы заимствования зарубежного законодательства, узаконение, исследования иностранных граждан (подданных), использование зарубежных ученых, книгоиздательская деятельность.