В исследовании «Декоративно-прикладное искусство Монголии» Цултэм рассматривает основные виды монгольского декоративно-прикладного искусства, которое по способам изготовления насчитывает более чем двадцать видов: художественная резьба, орнаменты и аппликации по коже, рельефные надписи, художественное шитье, чеканка, кузнечные изделия и многое другое. Альбом содержит 136 цветных иллюстраций и был издан на русском и монгольском языках [4].
В монографии «Архитектура Монголии» дается исторический обзор монгольской архитектуры, схемы постройки юрт, храмов, современное градостроительство. Альбом был опубликован на русском, английском, французском, испанском языках и включает в себя 200 иллюстраций [5].
Работа Цултэма «Выдающийся монгольский скульптор Г. Дзанабадзар» представляет собой биографический очерк. В альбоме представлены лучшие образцы произведений монгольского скульптора XVII в. Дзанабадзара. Вершиной творения мастера стали позолоченные металлические скульптуры, созданные в 1680-х гг. Дзанабадзара в своих скульптурах смог объединить религиозные каноны изображения со светскими эстетическими традициями. Скульптуры, сделанные Дзанабадзаром и последователями его школы, являются редкими даже в Монголии и считаются национальным достоянием. Альбом издавался на английском, русском, французском и испанском языках и содержит более 100 цветных иллюстраций [6].
В монографии «Монгольская национальная живопись "Монгол зураг"» Цултэм дает краткий экскурс в историю, где рассказывает о художественном наследии, которое оставили после себя процветавшие в разное время на территории Монголии древние и средневековые государства, без учета которых невозможно получить полное представление о монгольской живописи того времени. Затем поэтапно рассматривает буддийскую иконографию, народные картинки, ургинскую школу живописи, в которой и зародилось направление «монгол-зураг». Альбом издан на русском, английском, французском и итальянском языках, прекрасно оформлен и имеет множество цветных фотографий [7].
В альбоме «Скульптура Монголии» искусствовед кратко излагает историю развития скульптуры Монголии, начиная с древних памятников, выбитых на скалах и вытесанных из камней. Автор подчеркивает широкое жанровое разнообразие скульптуры, что дает возможность проследить особенности стилистики, типологии, назначения скульптуры Монголии. Альбом был издан на русском, английском, французском, испанском языках и включает в себя 260 цветных фотографий [8].
Ням-Осорын Цултэм являлся одним из первых монгольских художников, получивших образование в России и привнесших принципы русской школы в монгольское искусство. В своем искусстве он мастерски соединяет эти принципы с принципами традиционной монгольской живописи «монгол-зураг». Художник был непревзойденным мастером пейзажа и портретной живописи. Его искусствоведческие труды внесли большой вклад в вопрос изучения истории искусства Монголии и до сих пор являются фундаментальными трудами.
Список литературы
1. Власенко, А. А. Кафедра «Академическая живопись» [Электронный ресурс] / А. А. Власенко. - Режим доступа: Ьйр://тщЬри. ru/education/chears/comcaf/academpaint.
2. Прокофьев, О. Искусство социалистических стран Азии и Латинской Америки [Электронный ресурс] / О. Прокофьев. - Режим доступа: Шр^^ух. ги.
3. Искусство Монголии с древнейших времён до начала XX века. - Москва : Изобразит. Искусство, 1982. - 232 с.
4. Декоративно-прикладное искусство Монголии. - Улан-Батор, 1987. - 156 с.
5. Архитектура Монголии. - Улан-Батор : Госиздательство, 1988. - 178 с.
6. Выдающийся монгольский скульптор Г. Дзанабадзар. - Улан-Батор, 1982. - 126 с.
7. Монгольская национальная живопись «Монгол зураг». - Улан-Батор : Госиздательство, 1986 - 12 с.
8. Скульптура Монголии. - Улан-Батор : Госиздательство, 1989. - 148 с.
УДК 7.071.1(571.150-25)
О. В. Сидорова
Государственный художественный музей Алтайского края,
Барнаул, Россия
ТЕМА МОНГОЛИИ В ТВОРЧЕСТВЕ СЕРГЕЯ БОЖЕНКО
Статья знакомит с темой Монголии в творчестве известного алтайского архитектора, литератора и художника Сергея Алексеевича Боженко. Сергей Алексеевич трижды побывал в Монгольской народной республике. Во время поездок у художника было много встреч с интересными людьми. Среди них: заслуженный деятель искусств МНР П. Цогзол, преподаватели Ховдского Государственного университета
Дамдин Гантулга, профессор Цедев и т. д. Результатом этих встреч стали десятки эскизных портретов, мастер-класс по созданию графического портрета, проведенный С. А. Боженко для монгольских студентов в августе 2007.
Ключевые слова: Монгольская народная республика, Сергей Алексеевич Боженко, графический портрет, пейзаж, Ховдский аймак, Баян-Ульгийский аймак.
O. V. Sidorova Altai State Museum of Fine Arts, Barnaul, Russia
THE THEME OF MONGOLIA IN THE WORK OF SERGEI BOZHENKO
The article acquaints us with the theme of Mongolia in the work of the famous Altaic architect, writer and painter Sergei Alekseevich Bozhenko. Sergei Alekseevich has visited the Mongolian People's Republic three times. During the trips, the painter had many meetings with interesting people. Among them: the Honored man of art of the MPR P. Zogzol, lecturers of the Khovd State University Damdin Gantulga, professor Tzedev, etc. Dozens of sketch portraits, a master class on creating a graphic portrait, conducted by S. A. Bozhenko for Mongolian students in August 2007, were the result of these meetings.
Keywords: Mongolian People's Republic, Sergey Alekseevich Bozhenko, graphic portrait, landscape, Khovd Province, Bayan-Olgii Province.
Тема Монголии в творчестве известного барнаульского архитектора, литератора и художника Сергея Алексеевича Боженко появилась в связи с поездками в Монгольскую народную республику, где ему довелось побывать трижды: в начале июня 2007, в августе-сентябре 2007, в начале мая 2008 года.
В июне 2007 года Сергей Боженко посетил МНР с друзьями детства и коллегами по муниципальной службе. Отправившись на рыбалку экипажем из трех машин, они добрались до Баян-Ульгийского аймака. Баян-Ульгийский аймак - это Монгольский Алтай. Он граничит с Российской Федерацией, Казахстаном, Китаем. Баян-Ульгий - единственный город аймака. Сергей Боженко и его спутники доехали до Баян-ульгия и далее до живописного озера Толбо-Нуур в Западной Монголии, на берегу которого расположились в палатках и салонах автомобилей. Сергей Алексеевич вспоминает, что «обрамленное каменными хребтами, оно давало пищу уму, рыбе, мухам и путешественникам» [1].
В этой поездке С. А. Боженко была создана серия портретов его спутников, которая ни разу не экспонировалась, и серия живописных монгольских пейзажей, в 2008 году демонстрировавшихся на персональной выставке художника в Государственном музее истории литературы, искусства и культуры Алтая (ГМИЛИКА), по окончании которой работы были переданы в дар музею.
Второй раз Сергей Боженко побывал в Монголии в августе того же года в составе алтайской делегации, которую возглавил профессор Алтайского государственного технического университетов (АлтГТУ) Михаил Юрьевич Шишин. Поездка была включена в программу Дней российской культуры в Западной Монголии, проходивших в рамках объявленного Президентом России Года русского языка, а также в соответствии с соглашением между администрацией Алтайского края и Ховдского аймака МНР о деятельности Международного координационного совета «Наш общий дом - Алтай».
В составе делегации было 13 преподавателей и студентов Алтайского государственного университета (АГУ) и АлтГТУ, а также представители творческой интеллигенции Алтая, в том числе, ушедший на тот момент с поста главного архитектора г. Барнаула, художник Сергей Боженко.
Экспедиция в Монголию преследовала несколько целей: презентация проекта нового туристического маршрута «Золотое кольцо Алтая», разработанного Институтом архитектуры и дизайна АлтГТУ, повышение квалификации преподавателей русского языка в школах города Ховд (бывший Кобдо).
В Ховде алтайская делегация остановилась в гостинице «Буянт» (Buyant), располагавшейся неподалёку от главной площади, в центре которой был установлен памятник хану Галанбогшиту, уважаемому в Монголии герою, не захотевшему подчиняться Китаю. Сергей Алексеевич вспоминает, что в эту поездку он пейзажей не писал, т. к. этюдник оставил дома. Он взял с собой папку с бумагой, коробки с углем и сангиной, поэтому впечатления от Монголии фиксировались им в графических портретах.
Сергей Боженко сделал несколько портретов уйгуров, в том числе детских. Также он перерисовал почти всех членов экспедиции: доктора философских наук, искусствоведа, члена СХ России, профессора АлтГТУ Михаила Юрьевича Шишина, профессора кафедры отечественной истории Алтайского государственного университета, доктора исторических наук Юрия Михайловича Гончарова, писателя и журналиста Анатолия Степановича Муравлёва. Наряду с этим, Сергей Алексеевич рисовал преподавателей и студентов, обучавшихся на отделении дизайна в Ховдском университете, «художников Монгольской народной республики, ставших участниками пленэра» [2].
Боженко вспоминает, что с группой видных монгольских художников, возвращавшихся с пленэра, они встретились во время экскурсии по долине реки Буянт (город Ховд стоит на реке Бу-янт-Гол, берущей начало в горах Монгольского Алтая). Монголы «разложили свои в основном живописные этюды на берегу ручья». Сергей Алексеевич попросил их позировать. Так, на берегу протоки Буянта появились портреты: «Художник П. Цогзол»; «Портрет Булган» («Монгольская Нефертити»); «Портрет Болио Сундуя»; «Портрет художницы-керамиста Онроо»; «Портрет А. Бямба-сурена»; «Портрет Энх-Амгалан»; «Портрет художника Г. Тимура», «Портрет художника-графика Ганхуу», «Портрет художницы-графика С. Тогсоуюн» [2], хранящиеся сегодня в фондах ГМИЛИКА. Заслуженный деятель искусств МНР Пурэв Цогзол (живописец, один из основателей монгольского кинематографа, который в 1961 году окончил художественный факультет Всероссийского государственного института кинематографии в Москве), руководивший пленэром, сфотографировался с С. А. Боженко на память.
Круг людей, с которыми художник познакомился в Монголии в августе-сентябре 2007, был очень широк: Нямдаваа - губернатор Ховдского аймака, его заместитель по вопросам культуры Д. Нямаа -«роскошная, образованная женщина», которая со слов мастера «унаследовала от своей бабки способности шаманки и подарила ему бронзовый ведический атрибут, средоточие духовной энергии верхнего мира - ваджру - оружие богов» («Портрет губернатора Нямдаваа» (бум. тониров., санг., уголь. 40х45,5); «Портрет доктора Д. Нямаа» (бум., санг., уголь. 31х41) [2]. Нямаа пригласила позировать Сергею Алексеевичу представителей монгольской творческой интеллигенции. Среди них: проректор по научной работе Ховдского университета профессор Н. Х. Цедев; дирижёр, директор Ховдского театра Яасай Ма-амидын - «узбек по происхождению» [2]; преподаватель русского языка Р. Уяа. Художник выполнил несколько портретов каждого из них. Лучшие он оставил себе, а после выставки «Монголия: природа и люди Великой степи» в ГМИЛИКА в 2008 году, передал в дар музею. Однако впервые эти рисунки экспонировались на персональной выставке художника, открывшейся в рамках Дней российской культуры в Монголии в Ховдском Государственном университете в 2007 году [2].
Третья поездка Сергея Боженко в Монголию состоялась в начале мая 2008 года. Алтайская делегация отправилась в путь почти в том же составе. Конечной точкой маршрута вновь стал город Ховд. Художник вспоминает, что на этот раз они остановились в «полуразрушенной ховдской гостинице без названия, видимо, бывшем общежитии без столовой...» [2].
В этой поездке Сергей Боженко также писал монгольские пейзажи, делал графические портреты, большинство которых им были подарены натурщикам, часть переданы в ГМИЛИКА в 2008. Многие из этих работ по сей день неизвестны широкому зрителю, так как ни разу не экспонировались на выставках мастера.
Сергей Алексеевич неоднократно отмечал, что портретирование монголов было для него чрезвычайно интересно как для рисовальщика, поскольку их внешность - конструкция черепа и т. д. отличается от внешности европейца. Ему важно было руками понять, «почувствовать» эту специфику на уровне формы [3]. Также художника удивил резкий контраст между восхитительно красивыми лицами юных монголов и поразительно деформированными лицами стариков.
Вспоминая природу Монголии, художник говорит, что она не радовала его взор жанровым разнообразием. Однако незамысловатость сюжета компенсировалась живописностью монгольских этюдов мастера. Среди них наиболее удачные по цвету работы: «Монголия. Предвечернее солнце» (ДВП, масло. 33х54), «Монголия. Снежные вершины» (ДВП, масло. 36х60), «Монголия» (ДВП, масло. 33х50), «Монголия. Красные скалы» (ДВП, масло. 33х55).
В монгольских пейзажах Сергея Боженко три основных мотива: горы, небо, водная гладь горного озера, представленные в многообразии оттенков синего цвета и охры с вкраплениями красного. Следует отметить, что богатство палитры синего цвета в природе Монголии отмечают многие путешественники. Так, известный писатель, журналист, краевед Анатолий Степанович Муравлев в своих воспоминаниях о МНР пишет: «Смею утверждать, что такого невероятного сочетания естественных красок трудно найти где-либо ещё на нашей планете. Особенно поразили монгольские нюансы красного и синего цветов. Кажется, их просто бесчисленное множество: от бледно-розового до багрового, от застиранного небесного до индиго.» [3].
Следует отметить, что и в живописи, и в графике, и в литературе Сергей Боженко тяготеет к малым формам повествования. Поэтому впечатления художника от поездки в Монголию фиксировались именно в этюдах. Они создавались мастером быстро, на одном дыхании. В пейзажах для Сергея Боженко очень важна правдивость в передаче натурных красок природы. Поэтому, например, работа «Монголия. Предвечернее солнце» была написана им, в какую-то четверть часа, когда день в горах стремительно сменялся ночью.
Живописные и графические работы Сергея Боженко на тему Монголии образно дополняют литературные воспоминания мастера. Так, в ответ на вопрос автора статьи, о том, что ему особенно запомнилось во время второй поездки, художник написал: «Почти все. Собственно, перемещение на автомобиле
сквозь пыль и бездорожье. Бездорожье - это направление движения по склонам долин по следам предшественников количеством до двенадцати автомобильных колей» [3].
Действительно, монгольское «бездорожье» - одна из насущных тем на форумах путешественников и туристов. Упоминавшийся выше Анатолий Муравлёв в своих воспоминаниях «Встречи в Ховдском аймаке» пишет: «Дорог в Монголии нет. Есть направления. Точнее дорог много, но они все (как бы сказать помягче) - неблагоустроенны. Плохи дороги даже на так называемых приоритетных направлениях - например, к границе с Россией или к Улан-Батору. Наши проводники в пути ориентируются не столько по колеям, сколько по ледникам, снежинкам и очертаниям горных вершин» [4, с. 12].
Также в поездках по Монголии художнику запомнились: «Порыв резины об камень и замена колеса около торчащих из грунта археологических артефактов», «перевал, копирующий пейзаж с обветренными скалами у озера Колыванское у села Саввушка у нас на Алтае», центральная площадь г. Ховд «с великолепным, профессионально сделанным монументом герою монгольского эпоса» (речь идет о памятнике историческому персонажу - хану Галанбогшиту), «монгольские купюры «тэгрэг» с ярким, неистребимым запахом животного жира» и мн. др. [2].
Отдельно стоит сказать о мастер-классе по созданию графического портрета, состоявшемся в Ховдском Государственном университете во время второй поездки художника в Монголию, в августе 2007 года. Сергей Алексеевич поведал, что в МНР он познакомился с преподавателем Ховдской высшей школы Дамдином Гантулгой - художником-акварелистом, которого прежде мельком видел в Барнауле, в выставочном зале Союза художников. Они договорились между собой, что Боженко проведёт мастер-класс для его студентов. В личном архиве художника есть множество фотографий этого мероприятия.
Сергей Алексеевич вспоминает, что позировали ему также студенты Д. Гантулги. Из числа пришедших на мастер-класс он выбрал юношу и девушку, усадил их у окна, чтобы освещение было контрастным, а затем последовательно показывал и пояснял все стадии создания портрета. Гантулга переводил его слова на монгольский язык «и добавлял что-то от себя, как мне показалось, - комментирует автор, - «ведь новое поколение монголов русского языка почти не знает. В отличие от старого, возросшего при социализме» [1]. Также Сергей Боженко выполнил этюдный портрет самого Дамдина Гантулги. Этот рисунок, наряду с большинством монгольских работ художника, сейчас находится в собрании ГМИЛИКА («Художник-акварелист Дамдин Гантулга». Бум., санг., уголь. 31,5х42).
Подводя итог сказанному, следует сказать, что тема Монголии - яркая страница не только в творчестве Сергея Боженко, но и алтайского искусства в целом. Многие известные художники, такие как Ф. С. Торхов, М. Я. Будкеев, А. П. Щетинин, Л. Н. Пастушкова и др. неоднократно бывали в творческих поездках в МНР, и каждый из них по-своему увидел и создал образ этой страны. Монголия, запечатлён-ная Сергеем Боженко - это, прежде всего, десятки портретных образов, многообразие характеров и лиц людей, с которыми художнику посчастливилось познакомиться. Не случайно персональная выставка С. А. Боженко в галерее «Universum» в октябре 2007 года называлась «Портрет современника: взгляд из Монголии» [5].
Список источников и литературы
1. Личный архив Сидоровой О. В. Письмо С. А. Боженко. 6.05.2017.
2. Личный архив Сидоровой О. В. Письмо С. А. Боженко. 7.05.2017.
3. Личный архив Сидоровой О. В. Письмо С. А. Боженко. 8.05.2017.
4. Муравлев, А. С. Встречи в Ховдовском аймаке / А. С. Муравлев // Бийский вестник. - № 3. - 2017. -
С. 8.
5. Портрет современника: взгляд из Монголии: каталог выставки рисунков Сергея Боженко. - Ховд; Барнаул, 2007. - 4 с.
УДК 7.071.1(571.1/.5)'' 1907/1937''
Л. Р. Строй
Красноярский государственный институт искусств,
Красноярск, Россия
ТВОРЧЕСКИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СИБИРСКИХ ХУДОЖНИКОВ В НАЧАЛЕ XX ВЕКА И ПОИСК «СИБИРСКОГО СТИЛЯ» В ИСКУССТВЕ
Исследуется творческое взаимодействие между художниками Томска, Красноярска и Алтая, происходившее в начале XX века. Автор изучает выставочный процесс, настроения художественной критики и развитие идеи о «сибирском стиле» в искусстве.
Ключевые слова: Сибирь, художник, выставка, начало XX века, художественная критика, сибирское областничество, сибирский стиль.