УДК 75 (517.3) © О. Сосор
Улан-Батор
ЭВОЛЮЦИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА МОНГОЛИИ
В историю мирового искусства уникальный вклад внесло изобразительное искусство Монголии, которое тесно связано с кочевым укладом хозяйства, национальными традициями и обычаями, государственным строем, философией и эстетикой монгольского народа, чья жизнь тесно связана с природой.
Ключевые слова: кочевая цивилизация, искусство, живопись, архитектура.
O. Sosor Ulan-Bator
EVOLUTION OF THE MONGOLIAN CULTURE AND ART
The fine art of Mongolia has made a unique contribution in the history of World Art, which is closely connected with the nomadic way of life, national traditions and customs, political system, philosophy and aesthetics of the Mongolian people, who live closely with nature.
Keywords: nomadic civilization, art, painting, architecture.
«Вряд ли найдется в мире другая такая страна, имеющая столь много памятников разнообразной культуры и цивилизации как на поверхности, так и под землей», - утверждал известный исследователь Центральной Азии, в том числе и Монголии, ученик Н.М. Пржевальского П.К. Козлов.
Развитие искусства Монголии, на наш взгляд, можно разделить на следующие периоды:
1. Искусство первобытнообщинного строя: каменный, бронзовый и железный века (40 г. - 1-е тыс. до н.э.);
2. Искусство древних государств: Хунну, Сяньби, Моюн, Тоба, Ни-рун (209 г. до н.э. - 550 г. н.э.);
3. Искусство государств раннего средневековья: Тюрки, Уйгуры, Кидане (552 - 1125 гг.);
4. Искусство Великой Монгольской державы (1206-1691 гг.);
5. Искусство Монголии в период Маньчжуров (1691-1911 гг.);
6. Искусство нового времени (с 1911 г. до настоящего времени).
Ученые доказали, что территория Монголии 750 тыс. лет назад была заселена людьми и после ледникового периода, когда произошел переворот в образе жизни. В это время, естественно, усовершенствовались трудовые орудия древних людей. Чтобы выжить и усмирить природу, люди начали совершать жертвоприношения хозяевам различных стихий, устраивая обряды, которые и стали основой возникновения искусства. Наскальные рисунки палеолита (40 тыс. - 15 тыс. лет до н.э.) были найдены в пещерах Хойд Цэнхэр Манхан сомона Хобдосского аймака. На стенах при помощи густой темно-красной и желто-бурой со светло-розовым оттенком охрой изображены животные и деревья. Среди них можно обнаружить как ныне существующих в Монголии оленей, верблюдов, косуль, так и вымерших экзотических животных - мамонтов, диких быков, страусов и т.д.
В период мезолита (12 тыс. - 8 тыс. лет до н.э.) люди, используя пластичность дерева, изобрели лук и стрелы. Новое оружие было необходимо для добычи небольших и быстрых животных. К тому же образ жизни людей стал кочевым, доказательством чему служат более 100 наскальных рисунков (скалы Можоо в Увс аймаке, сомоне Сагил). Ученые пришли к выводам, что в этот период кочевники, жившие на территории Монголии, были одними из тех, кто приручил диких животных.
Найдены культурно-исторические находки неолитического периода (8 тыс. - 3 тыс. лет до н.э.), такие как нож из кости с каменным острием, ваза, ожерелье из костей или оленьего клыка. Скот стал неотъемлемой частью хозяйства, а также появилась потребность в украшениях. Предполагается, что с этого периода возник похоронный обряд, свидетельство тому - гробницы местностей Тамсагбулаг, Баруун-Улзийт, горы Норовлин Восточного аймака. Покойника клали в маленькую яму в сидячем положении, а вместе с ним все его вещи: орудия и украшения, которые он использовал при жизни. Например, из гробницы Но-ровлин извлекли самую необычную находку - идола с изображением мужского лица, сделанного из тщательно отшлифованного камня. Полукруглые брови, выразительные глаза и губы идола искусно вычерчены. В этот период для нанесения наскальных рисунков начали широко использовать красную охру.
Энеолит (3 тыс. лет до н.э.). Первобытные люди научились делать различные инструменты, орудия и украшения из чистой природной меди, используя ее помимо традиционных материалов, таких как камень, кость и дерево. Найдены следы добывания меди: шахты в Южном и Восточном гобийских аймаках, Увурхангай, Баянхонгор и Центральном аймаке.
Бронзовый век (3 тыс. - 1 тыс. лет до н.э.) начинает свой отсчет с момента, когда люди стали делать орудия из металлической смеси меди и олова. Они оставили после себя плиточные могилы с каменными памятниками, оленные камни, наскальные рисунки и многое другое. Оленные камни или камни с изображением оленей являются частью культурно-исторического наследия Монголии и Центральной Азии бронзового и железного веков. Для их создания использовались большие камни, поверхность которых резчики делили на три части, а затем покрывали различными изображениями. Верхняя часть отводилась солнцу и луне, символизирующим небо; в главной, средней части рисовались скачущие стада оленей; в нижней части, словно закопанной под землей, изображали различные виды оружия воина - кинжал, нож и др. Иногда линии украшались орнаментом. На оленных камнях также нередко можно увидеть изображения коня, леопарда, горного козла, антилопы и многих других животных. Высота оленных камней от 1 до 4 м, толщина 20-60 см, ширина 60-80 см, поверхность сплошь покрыта неглубоко гравированными рисунками.
Железный век ^П-Ш вв. до н.э.). В конце первобытнообщинного периода люди помимо животноводства, земледелия, охоты и собирательства, освоили способ плавления железной руды и начали изготовлять железные орудия труда и военные приспособления. Ремесло кузнеца достигло высокого уровня, благодаря этому получило свое развитие и земледелие. Усовершенствовались транспортные средства: юрты на телегах, сани, кареты. Одним из уникальных памятников железного века Монголии является могила на горе Чандмань Увс аймака. Там было похоронено множество людей вместе со своими утилитарными предметами: ножи, кинжалы, боевые молотки, луки и стрелы, украшения из железа и бронзы. Среди всего прочего найдены такие ценные находки, как фигура сайги, крючок в виде головы тигра с раскрытой пастью, украшенный двуглавой птицей кинжал, архар, бронзовое зеркало с изображением оленя, замки для поясов из кости, также украшенные рисунками с оленями.
В живописи железного века доминируют условные изображения, где можно увидеть не только животных, но и быт этого времени. Помимо охоты и военных походов, которым отводилось большое внимание, люди также занимались постройкой жилья. Довольно широкое распространение в бронзовый и железный периоды получили художественные изделия из золота, бронзы, кости и керамики, которые, как правило, украшались фигурами животных. Такие рода художественные произведения ученые относят к «звериному стилю».
Хунну (209 г. до н.э. - 93 г. н.э.). В 209 г. до н.э. была создана держава Хунну, и Модунь стал шаньюем (шаньюй-сайн - хаан) Монголии. Хунну сочетали стационарный и кочевой образы жизни. Остатки их городов и поселок найдены в Гуа дов, Тэрэлже, городе Барс-2 (существовали три одноименных города: Барс-1 относится к Киданскому государству, Барс-3 принадлежал хану Тогон Тимуру), Баянбулаг и другие. У хунну были квадратные землянки с двумя или четырьмя дверями, строились они из кирпича, дерева и глины. Здания имели многочисленные помещения, где полы и стены изготавливались из глины, а крыша покрывалась глазурованной керамикой. Для кочевых хунну жильем служила юрта, со II - I вв. до н.э. ее начали покрывать войлоком и шкурами.
Стены зданий живописно расписывались природной краской, поражающей сочетанием цветов, ведь особое предпочтение хуннские художники отдавали яркой палитре, включавшей в себя красный, зеленый, желтый, синий и голубой цвета. Основная тематика подобных картин - люди и животные, многое связано с ритуальными церемониями. Хунны изображали вещи как в реальном, так и в выдуманном видах. В пейзажи почти всегда добавлялись узоры и орнаменты. Также считается, что обычай украшать стены храмов портретами ханов берет свое начало именно с этого периода. Еще одним свидетельством развития хуннской культуры может служить резьба по дереву. Найденные в могилах фигуры овец показывают почтение монголов к этому животному. Помимо этого, мастера хунну любили создавать ювелирные изделия из цветных и драгоценных металлов, украшая их чеканными изображениями.
Одним из сокровищ хунну является войлочный ковер из могилы горы Ноен. Размер ковра 2,6 х 1,95 м, и он богато украшен орнаментом. Центр сплошь покрыт спиральным узором, что предположительно означает волны. Символические знаки по краям образуют ленточки, а наружная широкая кайма ковра заполнена композицией из девяти пар борющихся зверей: 4 раза повторяется гриф, нападающий на убегающего лося, и 5 раз мохнатый як, поднимающий на рога льва. Разные цветовые решения создают впечатление о множестве животных. Для создания войлочного ковра в основном использованы красные и желтые оттенки, а орнаменты и фигуры животных изображены красно-синими, красно-черными и сине-белыми цветами. Такое умелое сочетание свидетельствует об опыте и мастерстве их творцов.
Мастера по керамике хунну делали различные по форме вазы - в зависимости от предназначения. Они отличались не только по форме, но и по художественной росписи на них, многие по праву считаются уни-
кальными произведениями искусства. Посуда с квадратным донышком была предназначена для хранения зерен, приготовления пищи и питья, и украшалась она орнаментами особой формы и вида.
Сяньби (93 - 250 гг. н.э.). Одержав победу над хунну, благодаря высоко дисциплинированным войскам, сяньби овладели всеми богатствами своего соперника. Это был кочевой народ, который занимался скотоводством, земледелием и охотой. Сяньби умело владели навыками изготовления лука и стрел, седла, работой с металлами, в том числе драгоценными, обработкой шерсти. У сяньби была своя письменность, календарь с 12-ю месяцами, и имелась школа для детей знати. В ханском дворце играл оркестр из 80 музыкальных инструментов, 500 музыкантов которого жили под покровительством самого хана.
Государство Моюн (318 - 410 гг. н.э.) стало существовать после распада сяньби и унаследовало их художественную культуру и искусство. Однако пока не найдено культурных памятников моюн, вследствие чего нет никаких данных об их искусстве.
Тоба (307 - 581 гг. н.э.). Из древних источников известно, что тоба построили множество храмов и создавали статуи почитаемых ими богов по методу золочения, а также вышивали драгоценными нитями изображения богов и богато украшали их жемчугом. Известно, что в то время широко распространился шаманизм, люди поклонялись Небу и для поклонения вырезали из дерева человеческие фигуры. Мастера тоба работали под большим влиянием китайского искусства. Например, на одной из ваз тоба изображен всадник, на скаку стреляющий из лука.
Государство Нирун (402 - 555 гг. н.э.) было образовано в 402 г. Ше-луньханом, который завоевал другие аймаки и объединил их. Нирун-ские мастера творили, в основном, картины на тему шаманских мифов и сказочных персонажей. Обогащая живопись хунну, художники изображали в своих работах неотъемлемую часть социального быта - охоту. Нередко встречаются и батальные сцены. К скульптуре нируна относится рельефное изображение сидящего воина на камне. Найденные в могилах ювелирные украшения подтверждают, что нируны придавали особое значение золотым, серебряным и железным изделиям. Женские украшения: серьги, заколки, браслеты, кольца, булавки и многое другое отличаются тонкостью обработки. Умелые мастера изготовляли также снаряжения для кожаных поясов, седла и узды. На замках для кожаных поясов можно увидеть изображения символических животных с орнаментами.
Тюркская держава (552 - 745 гг. н.э.) существовала в бассейнах рек Орхон, Туул и Сэлэнгэ. Тюрки унаследовали архитектурные особенности хунну и Китая. На созданных ими постройках можно увидеть
скульптурные украшения в виде лошадей, овец и газелей. Помимо этого стены зданий расписывались узорами, орнаментами, различными треугольными, квадратными фигурами, которые окрашивались красными, белыми и синими цветами. Кочевники жили в войлочных юртах, которые изготавливались из различных видов войлока, в холодное же время года они строили свои жилища из сырого кирпича и дерева.
Во время правления тюрков было построено множество храмов и монастырей, которые являются наглядным подтверждением внедрения буддизма и христианства. Также учеными установлено, что у тюрков раньше, чем у других кочевников, появилась фонетическая письменность. На мемориальных стенах с текстами рассказывается о захватнических битвах тюрков, о гордых воинах. Начиная с VI в. тюрки создавали каменные изваяния, строили гробницы, на которых писали биографию усопшего. Например, комплекс гробниц Культегин, расположенный на прямоугольной площади размером 67,25 х 28,85 м. Площадь с трех сторон обнесена оградой, которая установлена на глубину двух метров. Открытая часть, смотрящая на восток, - дверь, с двух сторон от нее стоят две каменные фигуры (стражи).
Вплоть до наших дней дошли каменные изваяния, называемые «бал-балы», что означает - отец, созданные в честь предков. Они стоят лицом на восток, в сторону восхода солнца. Тюркские живописцы художественно изображали быт народа и красоту природы, уделяя при этом большое внимание смыслу и реалистичности рисунка. Через рисунок передается плавность движений людей (особенно музыкантов, танцоров и артистов).
Уйгуры (745 - 840 гг. н.э.) владели территорией, где когда-то владычествовали хунну и тюрки. В Балиглиге имелись дворцы хана, храмы, монастыри, а сам город представлял собой большой центр ремесел и торговли, который был укреплен высокими массивными стенами. Для строительства ханского дворца были привлечены лучшие иностранные мастера из Древнего Ирана, Казахстана и древних кочевых народов -таджики, узбеки, китайцы. Дворцы, дома министров, храмы и монастыри украшались декоративными растительными, животными и геометрическими орнаментами. В религии уйгур сочетались шаманизм и буддизм. Из настенных рисунков уйгур можно увидеть, что в то время широкое распространение получили портреты и живопись на тему быта, религии и пейзажа.
Хотя уйгурских скульптур осталось очень мало, они известны тонкостью исполнения. В научно-историческом музее хранятся каменные лев и львица. Уйгурцы искусно вырезали из дерева различные фигуры животных, доказательством чему могут служить шахматы. На высоком
уровне создавались глиняные, деревянные, железные, костяные изделия и вышивка. Особенно среди них выделяются поражающие своей роскошью золотые и серебряные украшения и посуда.
Когда стали господствовать кидане (901 - 1125 гг. н.э.), строительство городов и дворцов заметно интенсифицировалось. Поселение ки-дан являлось одним из самых культурных аймаков. Так, например, они имели две письменности (большая письменность - китайского типа, малая письменность - киданьского типа). С изданием книг развивалась ксилография, и было положено начало публикации и распространению буддийских текстов.
У киданцев была высоко развита живопись. Например, во Внутренней Монголии существует храм, на стенах которого сохранились росписи, сделанные киданскими мастерами. Изображено религиозное празднество, в котором принимает участие множество людей, среди них военачальники, музыканты и женщины в нарядных одеждах. Интересно выполнены фигуры воинов с луками: на светло-сером фоне мужчины в одеждах зеленого, голубого и желтого цветов. Также кидане невероятно четко и детально умели изображать животных.
Искусство Монголии ХШ-Х1У вв. неотрывно связано с деятельностью Чингисхана. Создав Великую Монголию в 1206 г., он принял ряд решений в области культуры, благодаря которым впоследствии была создана монгольская национальная письменность и литература, сформированы культурное наследие и традиции, образован центр кочевнической культуры Азии, расширены культурные связи с другими странами. Так, например, на основе уйгурского алфавита Чингисханом была создана государственная письменность Монголии.
Чингисхан вел политику свободного вероисповедания. Он разрешил людям завоеванных стран остаться адептами своей религии. По этой же причине он сохранял их церкви и храмы, не мобилизовывал священнослужителей в армию, и даже освобождал их налогов. При этом Чингисхан строго запрещал те обычаи, которые противоречили монгольской традиции.
Создание Великой Монгольской империи открыло путь распространению кочевой культуры и дало возможность проникнуть в страну достижениям других культур и искусства. Именно мастера завоеванных стран сыграли огромную роль в градостроительстве монгольской столицы, ими были возведены великолепные дворцы и храмы.
Одним из крупнейших городов ХШ-Х1У вв. является Хар-Хорин. Долина прекрасной реки Орхон на протяжении многих веков была центром кочевых народов, и именно здесь Чингисхан в 1220 г. основал столицу своей Великой Империи. При последующих ханах столица
расширялась и стала государственным, экономическим и культурным центром Монгольской державы. Строительство города Хар-Хорина закончилось в 1235 г., во время правления Угэдэйхана, в нем приняли участие зодчие из разных стран. Город просуществовал 148 лет, и из них 40 лет - при четырех первых ханах Монголии - являлся столицей Монгольской империи. Здесь, в центре не только Монгольской империи, но и Центральной Азии, собирались иностранные гости и послы. Российский академик И.М. Майский писал о том, что Хар-Хорин в XIII в. являлся важным узловым местом, как город Рим в период Цезаря.
Во время Хубилайхана, внука Чингисхана, государственной религией стал буддизм. Поэтому 9 из 12 храмов в городе были буддийскими (2 исламскими и 1 христианским). Один из буддийских храмов, построенный при Мункохане, был высотой 93 м и насчитывал пять этажей.
В 1235 г. был построен дворец Угэдэй хана - Тумэн-Амгалан. Дворец располагался на фундаменте высотой 1,5 м, имел прямоугольную форму размером 40 х 70 м и состоял из двух этажей, три его фасадных двери были обращены к югу. Благодаря Угэдэйхану, приказавшему своим детям построить вокруг свои дворцы, было возведено множество красивейших строений, в результате чего образовался целый архитектурный ансамбль. Известно также, что рядом с дворцом Угэдэйхана было искусственное озеро, снабжавшееся водой из реки Орхон. К сожалению, все эти великолепные сооружения не сохранились до наших дней.
В XIII - XIV вв. усовершенствовались жилища монголов. Сформировались три типа кочевых жилищ: обычная юрта, орд-гэр и гэр-луг. Они изготавливались из подручных материалов, таких как дерево и войлок, и были приспособлены к быстрой сборке, разборке и перевозке на дальние расстояния. Считается, что именно в эту пору монгольская юрта приобрела свой нынешний вид. Есть сведения о том, что существовали юрты, в которых помещались несколько сотен людей.
Юрта состоит из хана/стены, тооно/круглого окна, унь/жерди и покрыта белым войлоком. Гэр-луг ничем особенно не отличался от обычных юрт, кроме того, что его не разбирали и возили на специальных телегах. Монголы с давних времен возили свои юрты на телегах - это подтверждается наскальными рисунками (известно более полусотни). При раскопках города Хар-Хорин нашли огромные железные втулки к осям телег, имеющие диагонали 8-21 см, что и доказывает существование гэр-луга. Юрты, использовавшиеся ханами, имели не только впечатляющие размеры, но и шикарное внешнее оформление. Например, у найденного при раскопке гэр-луга расстояние между колесами состав-
ляло 6 м, а диаметр юрты, стоявшей на нем, был около 10 м, и везли ее два десятка быков. Еще Рубрук писал, что у богатых монголов имелось по 100-200 таких повозок. У женщин повозки были особенно красивые и уютные.
Если юрту монголы использовали как постоянное жилье, то палатки и шатры являлись временными укрытиями. Маленькую палатку называют «жодгор», как правило, в ней помещаются 1-2 человека. Ее легко можно сложить и нести на себе. Во время войны шатрами пользовались воины - десятники, сотники. М. Поло писал, что шатер для церемоний Хубилайхана свободно вмещал 10 тыс. человек. Кроме главного шатра, отдельно ставили палатки для жен и детей Хубилайхана. По словам М. Поло, главный шатер был украшен снаружи мехом льва, а с внутренней стороны утеплен ценными мехами норки, бобра и соболя.
Монгольскими ханами было основано немало красивых городов на территориях завоеванных стран. Например, Юаньскую столицу Ханба-лиг в Пекине построил Хубилайхан, Батохан - город Сарай, а Темирхан - Самарканд и множество других великих архитектурных сооружений.
При раскопках городов Хар-Хорин и Кондуй (около Читы в России) были обнаружены фрагменты скульптур, которые дают возможность узнать о развитии этого вида искусства. Особенно интересны находки из Хар-Хорина. Например, у двух женских голов отсутствуют затылочные части, что вероятно всего говорит о том, что они украшали стены какого-нибудь здания. Их лица миловидны и отличаются индивидуальностью. Можно отметить, что в период Великой империи развивалась монументальная скульптура. Свидетельством тому являются каменные статуи и обелиски, найденные в аймаках Сухбаатар, Хэнтий и Дорнод. Одним из самых главных знаменитых памятников этого периода считается «Чингисов камень», оригинал которого экспонируется в российском Эрмитаже. Его основание сделано в виде черепахи. «Чингисов камень» был сооружен в честь внука Чингисхаана - Есунгэ, который выпустил стрелу из лука на расстояние более 300 алд (около 500 м), о чем написано на этой каменной глыбе.
В ХШ-Х1У вв. в монгольской живописи получили большое развитие портрет и миниатюра. В Пекинском храме хранятся 500 портретов монгольских ханов и их жен, которые имеют одинаковые размеры 59,4 х 47 см. В документах этого храма отмечено, что в ноябре 1278 г. дворцовому художнику Юаньской империи Хорихосону было приказано написать портрет Чингисхана. На этом портрете облик Чингисхана прост и величав. Создавались также и миниатюры. Главная их особенность в том, что в них очень ярко и четко прописаны внешний вид и
одежда персонажей. Лучшими миниатюрами являются «Жертвоприношение лошади», «Танцующие шаманы», «Борьба демонов».
В ХИ-ХГУ вв. такие произведения, как «Сокровенное сказание Монголии», «Золотая тетрадь», распространялись с помощью ручного письма. В ХИ-ХГУ вв. в художественной культуре и искусстве для создания книжной иллюстрации монголы использовали ксилографию.
Приобретение независимости, освобождение от маньчжурских агрессоров позволило монгольскому народу не только продолжить развитие народного искусства, но и дало возможность изучать культуру стран мира. В период влияния Советского Союза монгольское изобразительное искусство почти полвека было привязано к идеям и методам «социалистического реализма». Демократические процессы в 1990-х гг. способствовали возрождению чисто монгольских художественных традиций.
Культурные связи с Россией дали возможность Монголии узнать культуру и искусство Запада. Примером первого здания, спроектированного в европейском стиле, является зимний дворец Богд Жавзан-дамба VIII. Этот двухэтажный дворец был построен в 1905 г. по подаренному русским царем Николаем II проекту.
Буддийский монастырь Мэгжид Жанрайсаг из комплекса Гандан-дэгчилэн (1913), монастырь Чойжин Лама (1904-1908) являются примерами того, что все еще продолжали строиться монастыри монгольской традиционной формы, но уже в меньших количествах. Позади монастыря Гандантэгчлэн по приказу Богд Жавзандамба VIII было построено здание, посвященное божеству Мэгжиджанрайсаг. Всего было потрачено 236 тыс. лан денег, 100 тыс. из которых ушли на изготовление 80 скульптур божеств. Центральный зал четырехэтажного здания представляет собой одно единое пространство до крыши, и в нем стоит статуя Жанрайсаг.
С XVI в. по 20-е гг. XX в. на территории Монголии было построено 5,9 тыс. храмов и 767 монастырей в буддийской традиции. Но народное правительство пришло к выводу, что буддизм является главным врагом свободы и независимости страны, и начало непрерывную борьбу с монастырями и ламами. В конце 1930 г. 5,5 тыс. храмов и монастырей были разрушены, скульптуры божеств из золота, серебра, меди были увезены и уничтожены. Это стало невосполнимой утратой для многовековой культуры монгольского народа. Вместо разрушенных зданий в городе и в сельских местностях начали строить многочисленные одноэтажные деревянные дома. Например, здания Сухэ-Баторской площади построены в 1940-1949 гг. по проекту русских архитекторов в рамках плана по улучшению города Улан-Батора. В них четко прослеживается
функционализм и конструктивизм, которые в XX в. были общеприняты. С 1950-х гг. появились и свои архитектурные кадры. Б. Чимэд -один из первых монгольских профессиональных архитекторов, в своей работе удачно совмещавший традиции и современность. Данный период известен именами таких талантливых мастеров как А. Хишигт, Б. Дамбийням, А. Даваасамбуу, М. Гантемер, М. Оргил, О. Пурвээ, О. Саранцацрал, Я. Шархуу, Д. Чойжилжав. Архитектор Г. Лувсандорж создал дворец «Энхтайван», музей революции и «Чандмань».
В 1940-х гг., с появлением профессиональных скульпторов, открылась дорога к развитию данного вида искусства. В 1946 г. открылась мастерская скульпторов, и первым ее крупным заказом стала статуя полководца Д. Сухбаатар, посвященная 25-летию демократии. Его исполнили Н. Жамбаа и Д. Дамдимаа во главе с С. Чоймбол. В числе известных скульптурных работ можно также выделить: «Укротитель» (1948), «Доярка» (1949), «Охотник» (1951) Н. Жамбы. Среди них ярко выделяется композиция «Укротитель», где автор с восхищением показывает молодого табунщика, который мужественно и ловко укрощает дикого коня. Скульптор стремится показать тяжелый труд сельских жителей, воспевает их силу и способности. В 1956 г. создание художественного отделения по отливу из металла стало большим достижением, и на свет появились такие творения как «Монголия» (1962) Д. Сан-жы, «Кумыс» (1962) Н. Жамбы. Статуи в центрах многих аймаков, со-монов созданы С. Доржпаламом, Л. Дашдэлэгом, А. Даваацэрэном, У. Болдом, Ч. Дашцэвэгом, Ц. Доржсурэном, Ц. Амгаланом, Д. Санжой, М. Мижиром. Большая часть из них посвящена тематике солдат, родины и мира, что свидетельствует об актуальности данного направления в 1970-1980 гг.
Яркие представители монгольской живописи (Монгол Зураг) начала XX в., такие как Содномцэрэг, Ц. Жамба, М. Шарав, привнесли в традиционную живопись новое дыхание. До 1950 г. национальная живопись находилась в упадке, поскольку народная власть основное внимание уделяла графике, запрещала монгольскую живопись, называя ее религиозной, но при этом проявляла интерес к европейской веяниям. Начало развития живописи масляными красками фиксируется 1925 г., когда были приглашены русские художники и мастера. В 1951 г. были подготовлены первые художники с высшим образованием («школа русского порядка»), и с этого момента в монгольской живописи развиваются национальные и европейские традиции. С 1950-х гг. монгольская живопись возродилась и отразила в себе главные темы современности. Продолжили метод Содномцэрэна и Шарава художники У. Ядансурен («Старик скрипач», 1958), А. Сэнгцохио («Забавный Ша-
рав», 1968), М. Бутэмж («Праздник тысячных табунов», 1976). В своих работах они старались сочетать традиционную художественную культуру монголов с европейской живописью. Сегодня молодые художники Н. Лхагвасурэн, Б. Баярт-Од, Б. Нямхуу успешно работают и обогащают монгольскую живопись, уделяя немалое внимание истории и национальным традициям.
В картинах 1940-1950 гг. доминировали портреты, исторические жанры, воспевалась победа демократии, ее герои, а также щедрая помощь русского народа: У. Ядамсурэн («Д. Сухбаатар», 1942), Л. На-мхайцэрэн («В революционную армию на своей лощади», 1942), Д. Чойдог («Партизан Мельников», 1943), О. Цэвэгжав («Возвращение после победы») и т.д. С 1950 г. в живописи появилось направление, посвященное рабочему классу Монголии: Г. Одон («Большой рудник»), У. Ядамсурэн («Шахтер Норгооз», «Водитель Гэлэгжаму (мянгат)»), О. Цэвэгжав («Герой труда Бямбацогт», «Тракторшик Цоодол»).
В 1970-1980 гг. монгольские художники получали образование не только на родине, но и в Чехии, Болгарии, России, Германии, что помогло перейти развитию живописи на качественно новый уровень. Художники Г. Баяр, Н. Санчир, С. Элбэгдорж, Б. Пурэвсух, Д. Болд, Е. Влзийхутаг, Р. Дуйнхоржав, Ц. Энхжин, Л. Бавуудорж, Н. Орхон, Н. Адьяабазар, Ц. Нарангэрэл, Ш. Чимэддорж, Ц. Цэгмид, Ц. Энхжар-гал, Ч. Болдбаатар, X. Ганбат, Л. Бумандорж, Л. Ганболд, Г. Лхагвасу-рэн, Ц. Олзбаатар мастерски владели всеми жанрами, темами и достойно представляли свою страну на международных конкурсах.
Графике того времени характерна карикатурная тематика. А. Соелт, О. Санжжав, С. Баваасан во главе с Б. Шарав активно работали над иллюстрацией работ, в которых рассказывалось о пользе революции 1920-1930 гг. Ярким примером является комикс под названием «Серии Петрограда» (1922-1923).
Содержанием графики 1940-1950 гг. была щедрая помощь российскому народу во время Второй мировой войны. А в 1960 г. главной темой стала агитация пользы от владения землей. С этого периода появились первые профессиональные мастера, которые развивают и расширяют технику графики. Примерами этого являются офорт, ксилография, линогравюра, литография Д. Амгалана, Б. Балдана, С. Нацагдоржа, О. Нямсурэна, Д. Сандагдоржа, Ц. Дашняма. В 1970-1980 гг. графика изображала мир и противостояние холодной войне. Но самой главной темой была «Вечная дружба монгольского и российского народов». В это время графика была обогащена мастерством, особой техникой исполнения художников Д. Гунгаа, Р. Алтанхуяг, О. Дарамбазар, О. Эр-
дэнэцопг, С. Теге-Оюун, Я. Оюунчимэг, Н. Содном, Ц. Менхжин, Ж. Болд, З. Уянга.
Что касается декоративных художественных традиций, то в 1926 г. в Монголии были взяты на учет 255 серебряников, 297 кузнецов, 590 плотников и 85 мастеров по вышивке. Это является доказательством того, что конец XIX в. - начало XX в. - период интенсивного развития монгольского искусства декорации. Появилось множество талантливых мастеров. Например, Даланчойнхор - резьба, Дарьганга - серебряные изделия, Уянга - деревянные изделия. Можно увидеть новые методы, идеи, формы, основанные на национальной традиции в искусной резьбе. Например, работы в исполнении Л. Чуваамида, благодаря которому народное рукодельное мастерство было доведено до профессионального, а затем и до монументального уровня. Его крупные деревянные работы украшают двери, стены государственного дворца, известных культурных и общественных заведений. Декорация столов для важных встреч, переговоров и почетных дел также стали символом монгольской традиции.
С 1930 г. по всей стране началась работа, направленная на объединение мастеров по направлениям, обучение. Было внедрено производство монет, украшений, мебели и ковров, появились фарфоровые и стеклянные заводы. Монгольское декоративное искусство не потеряло своей самобытности и продолжало отличаться качеством, оригинальностью и дорогими материалами. Сегодня Институт изобразительного искусства вносит огромный вклад в развитие декоративного искусства Монголии нового времени.
Примечания:
1. История монгольской культуры. - Улан-Батор, 1999.
2. Цултэм Н. Искусство Монголии с древнейших времен до начала XX в. -М., 1982.
3. Карпини П., Рубрук Г., Поло М. История монголов. Путешествие в восточные страны. - М., 1997.
4. Рашид-Ад-Дин. Сборник летописей. - М-Л., 1952-1960. - Т. 1-2.
5. Мэн-да Бэй-лу. Полное описание монголо-татар. - М., 1975.
6. Крючкин Ю. Монголия: энциклопедический справочник. - М, 1998.
7. Козлов П.К. Русский путешественник в Центральной Азии. - М., 1963.
8. Энхтувшин Ж. Скульптура Монголии. - Улан-Батор, 2000.
9. Новгородова Э.А. Искусство древней Монголии // Искусство и культура Монголии и Центральной Азии: доклады и сообщения всесоюзной науч. конф. - М., 1983. - Ч.1.
10. Волков В.В. Бронзовый и ранний железный век северной Монголии. -Улан-Батор, 1964.
11. Майдар Д. Памятники истории и культуры Монголии. - М., 1981.
12. Ринчин Б. Петроглифы и обелиски на монгольской земле. - М., 1968.
13. Сэр-Оджав Н. К вопросу периодизации палеолита Монголии. - Улан-Батор, 1974.
14. Сономцэрэн Л. Изобразительное искусство древней Монголии. - Улан-Батор, 1971.
15. Цэвээндорж Ц. История древнего монгольского искусства. - Улан-Батор, 1999.
16. Дашням Л., Очир А., Уртнасан Н., Цэвээндорж Д. Памятники истории и культуры на монгольской земле: тематический справочник. - Улан-Батор, 1999.
17. Майдар Д., Пюрвеев Д. От кочевой до мобильной архитектуры. - М., 1980.
18. Цултэм Н. Живопись Монголии. - Улан-Батор, 1986.
19. Ломакина И.И. Изобразительное искусство социалистической Монголии. -Улан-Батор, 1970. - С.6.
20. Гольман М.И. Проблемы новейшей истории МНР в буржуазной историографии США. - М., 1970.
21. Прокофьев О. Современное искусство Монголии. - М.: Искусство, 1964.
22. Воронов Н.В. Современное монгольское искусство // Вестник истории мировой культуры. - 1959. - №3. - С.125.
23. Кочешков Н.В. Народные истоки профессионального искусства монголов. Исследование и материалы по Монголии. - Улан-Удэ, 1974.
24. Бубнова Л. Художники Монголии. - М.: Искусство, 1957.
25. Соктоева И.И. Изобразительное искусство / Очерки истории культуры МНР. - Улан-Удэ, 1971.
26. Очерки истории культуры МНР. - Улан-Удэ, 1971.
27. Адьяа Б. Декоративное убранство монгольской архитектуры. - Эрдэнэт,
1998.
28. Дашням У., Ганга Д. Шелковая картина. - Улан-Батор, 2000.
29. Дамдинсурен Д. Известные мастера Их Хурээ. - Улан-Батор, 1999.
30. Баяртор Б. Монгольская жанровая картина. - Улан-Батор, 2000.
References:
1. Istorija mongol'skoj kul'tury [The history of Mongolian culture]. Ulan-Bator,
1999.
2. Tsultem N. Isskustvo Mongolii s drevnejshih vremen do nachala XX v. [The art of Mongolia from the earliest times to the beginning of XX century]. M., 1982.
3. Karpini P., Rubruk G., Polo M. Istorija mongolov. Puteshestvie v vostochnye strany [History of the Mongols. Journey to the East]. M., 1997.
4. Rashid-Ad-Din. Sbornik letopisej [The collection of chronicles]. M-L., 19521960. V.1-2.
5. Men-da Bey-lu. Polnoe opisanie mongolo-tatar [A full description of the Mongol-Tatars]. M., 1975.
6. Kryuchkin Yu. Mongolija: jenciklopedicheskij spravochnik [Mongolia: an encyclopedic handbook]. M, 1998.
7. Kozlov P.K. Russkij puteshestvennik v Central'noj Azii [Russian traveler in Central Asia]. M., 1963.
8. Enkhtuvshin Zh. Skul'ptura Mongolii [Sculpture of Mongolia]. Ulan-Bator, 2000.
9. Novgorodova E.A. Iskusstvo drevnej Mongolii [The art of ancient Mongolia]. Iskusstvo i kul'tura Mongolii i Central'noj Azii: doklady i soobshhenija vseso-juznoj nauch. konf. (The art and culture of Mongolia and Central Asia: proc. of the Union Scient. Conf.). M., 1983. Part 1.
10. Volkov V.V. Bronzovyj i rannij zheleznyj vek severnoj Mongolii [Bronze and early iron age of Northern Mongolia]. Ulan-Bator, 1964.
11. Maydar D. Pamjatniki istorii i kul'tury Mongolii [Monuments of history and culture of Mongolia]. M., 1981.
12. Rinchin B. Petroglify i obeliski na mongol'skoj zemle [Petroglyphs and obelisks on the Mongolian land]. M., 1968.
13. Ser-Odzhav N. K voprosu periodizacii paleolita Mongolii [To the question of periodization of the Paleolithic of Mongolia]. Ulan-Bator, 1974.
14. Sonomtseren L. Izobrazitel'noe iskusstvo drevnej Mongolii [The fine art of ancient Mongolia]. Ulan-Bator, 1971.
15. Tseveendorzh Ts. Istorija drevnego mongol'skogo iskusstva [History of ancient Mongolian art]. Ulan-Bator, 1999.
16. Dashnyam L., Ochir A., Urtnasan N., Tseveendorzh D. Pamjatniki istorii i kul'tury na mongol'skoj zemle: tematicheskij spravochnik [Monuments of history and culture in Mongol land: a thematic guide]. Ulan-Bator, 1999.
17. Maydar D., Pyurveev D. Ot kochevoj do mobil'noj arhitektury [From nomadic to mobile architecture]. M., 1980.
18. Tsultem N. Zhivopis' Mongolii [Painting of Mongolia]. Ulan-Bator, 1986.
19. Lomakina I.I. Izobrazitel'noe iskusstvo socialisticheskoj Mongolii [The fine art of socialist Mongolia]. Ulan-Bator, 1970. p.6.
20. Golman M.I. Problemy novejshej istorii MNR v burzhuaznoj istorio-grafii SShA [Problems of the modern history of Mongolia in bourgeois historiography USA]. M., 1970.
21. Prokofev O. Sovremennoe iskusstvo Mongolii [Contemporary art of Mongolia]. M.: Iskusstvo, 1964.
22. Voronov N.V. Sovremennoe mongol'skoe iskusstvo [Contemporary Mongolian art]. Vestnik istorii mirovoj kul'tury - Bulletin of the history of world culture. 1959. №3. p.125.
23. Kocheshkov N.V. Narodnye istoki professional'nogo iskusstva mongolov. Issle-dovanie i materialy po Mongolii [Folk origins of professional art of the Mongols. Research and materials on Mongolia]. Ulan-Ude, 1974.
24. Bubnova L. Hudozhniki Mongolii [Artists of Mongolia]. M.: Iskusstvo, 1957.
25. Soktoeva I.I. Izobrazitel'noe iskusstvo [Fine art]. Ocherki istorii kul'tury MNR [Essays in the cultural history of the MPR]. Ulan-Ude, 1971.
26. Ocherki istorii kul'tury MNR [Essays in the cultural history of the MPR]. Ulan-Ude, 1971.
27. Adyaa B. Dekorativnoe ubranstvo mongol'skoj arhitektury [The decoration of the Mongolian architecture]. Erdenet, 1998.
28. Dashnyam U., Ganga D. Shelkovaja kartina [Silk painting]. Ulan-Bator, 2000.
29. Damdinsuren D. Izvestnye mastera Ikh Khuree [Famous masters of Ikh Khuree]. Ulan-Bator, 1999.
30. Bayartor B. Mongol'skaja zhanrovaja kartina [Mongolian genre painting]. Ulan-Bator, 2000.
Сведения об авторе:
Сосор О., преподаватель Монгольского университета искусства и культуры, г. Улан-Батор, e-mail: ososor_2005@mail.ru
Data on author:
Sosor O., lecturer, Mongolian University of Art and Culture, Ulan-Bator, e-mail: ososor_2005@mail.ru
Рецензенты:
Бояк Т.Н., доктор социологических наук, профессор, директор Института экономики культуры, менеджмента и продюсирования Восточно-Сибирской государственной академии культуры и искусств;
Лагойда Н.Г., кандидат философских наук, доцент кафедры теории социальной работы Бурятского государственного университета.