Научная статья на тему 'Монгольский художник и искусствовед ням-осорын Цултэм'

Монгольский художник и искусствовед ням-осорын Цултэм Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
216
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЯМ-ОСОРЫН ЦУЛТЭМ / МОНГОЛЬСКОЕ ИСКУССТВО / ИСКУССТВОВЕД

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Мушникова Е. А.

В статье рассматривается творчество монгольского художника и искусствоведа Ням-Осорын Цул-тэма, внесшего заметный вклад в развитие искусства Монголии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Монгольский художник и искусствовед ням-осорын Цултэм»

Список литературы

1. Мурина, Л. Маленькие виды большой страны» открылись в Томске [Электронный ресурс] : [о выставке промышленной архитектуры в Томске] / Л. Мурина // ТВ 2. - Электрон. дан. - Томск : Агентство новостей ТВ 2, 2017. - Режим доступа: ЬИр:/Лу2. today/TV2Old/Malenkie-vidy-bolshoy-strany-otkrylis-v-tomske. - Загл. с экрана.

2. 50 работ из мира индустриальной реальности: что можно увидеть на выставке в Томске [Электронный ресурс] // Томский обзор. - Электрон. дан. - Томск, 2005-2017. - Режим доступа: https://obzor. westsib. 1^^1110^/510302. - Загл. с экрана.

3. Степанов, Ю. С. Константы: словарь русской культуры / Ю. С. Степанов. - Изд. 3-е. - Москва : Акад. проект, 2004. - 992 с.

Принятые сокращения:

ГХМАК - Государственный художественный музей Алтайского края

Б. - бумага

кар. - карандаш

УДК 7.071.1:7.072.3(=512.3)

Е. А. Мушникова

Алтайский государственный технический университет им. И. И. Ползунова,

Барнаул, Россия

МОНГОЛЬСКИЙ ХУДОЖНИК И ИСКУССТВОВЕД НЯМ-ОСОРЫН ЦУЛТЭМ1

В статье рассматривается творчество монгольского художника и искусствоведа Ням-Осорын Цул-тэма, внесшего заметный вклад в развитие искусства Монголии.

Ключевые слова: Ням-Осорын Цултэм, монгольское искусство, искусствовед.

E. A. Mushnikova Polzunov Altai State Technical University,

Barnaul, Russia

MONGOLIAN ARTIST AND ART CRITIC NYAM-OSORYN TSULTEM

The article deals with the work of the Mongolian artist and art critic Nyam-Osoryn Tsultem, who contributed significantly to the development of the art of Mongolia.

Keywords: Nyam-Osoryn Tsultem, Mongolian art, art criticism.

Ням-Осорын Цултэм (1923-2001) - народный художник МНР, искусствовед, председатель Союза монгольских художников, родился в 1923 году в Ара-Хангайском аймаке МНР.

В семь лет, в 1930 году был отдан в один из монастырей г. Улан-Батора, где обучался иконописи. Первые знания по технике масляной живописи и рисунка, приемам перспективы, основам русского и европейского искусства Цултэм получил в художественной студии, организованной в г. Улан-Баторе русскими художниками Н. Вельским и С. Бушнёвым, в которой занимался с 1940 года. В этом же году начал работать в Гостеатре помощником художника. В 1944 году Цултэм уже был назначен первым художником на «Монголкино», где шла работа над фильмом «Степные витязи».

В 1945-1951 гг. учился в Московском институте изобразительных искусств имени В. И. Сурикова в мастерской С. В. Герасимова - выдающегося русского живописца, графика работавшего в разных жанрах: портрет, пейзаж, жанровая картина, книжная графика. Воспитанный в духе реалистической школы живописи у таких педагогов как С. В. Иванов, К. А. Коровин, В. А. Серов, А. Е. Архипов, в своей педагогической практике С. В. Герасимов также старался привить ученикам принципы реализма. А. А. Вла-сенко пишет о С. В. Герасимове: «Сергей Васильевич Герасимов, который создавал картины, писал великолепные этюды с натуры, владевший не только масляной, но и акварельной техникой. Человек, который умел несколькими фразами точно и метко обозначить направление поиска, необходимого в учебе.

1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ, проект «Изобразительное искусство Сибири и Монголии XX - начала XXI вв.: кросс-культурное взаимодействие и влияние художественных традиций» № 15-24-03002.

Соединив интуицию с образным мышлением и богатством натуры, С. В. Герасимов на словах и личным примером заражал и вдохновлял своим оптимизмом. Исправляя работы учеников, он практически ввел прообраз мастер-класса» [1].

Творческое наследие Цултэма многообразно: портреты, пейзажи, жанровые полотна. Большое место в творчестве художника занимал пейзаж. Он создал такие замечательные полотна, как «Облака», 1958 (рис. 1); «Деревья становятся желтыми», 1983 (рис. 2), «Юрты в степи», 1955 (рис. 3) и др.

Рис. 1. Облака. 1955. Х., м. 178х158

Рис. 2. Деревья становятся желтыми. 1983. Х. , м. 130х70

Художник в своих работах сочетает свежесть непосредственного восприятия со стремлением создать обобщенный художественный образ родного края. Одним из первых характерных для Монголии пейзажей, созданных Цултэмом, является пейзаж «Юрты в степи» (1955).

Рис. 3. Цултэм. Юрты в степи. 1955. Х., м. 159х77

«Изобразив бескрайний степной пейзаж с высоким и бездонным небом, мастер заполнил его немногими, но весьма выразительными деталями: «древними» жителями монгольских степей - верблюдами, несколькими юртами и пылящим вдалеке по дороге автомобилем. Продуманным расположением этих лаконичных «образных элементов» монгольского ландшафта художник сумел в простом пейзаже передать ощущение современности» [2].

Помимо пейзажной живописи Цултэм создает ряд прекрасных портретов и считается одним из создателей портретного жанра в современном искусстве Монголии: «Портрет художника Ядамсурэна», 1985 (рис. 4); «Пастух Ягварал», 1968 (рис. 5); «Портрет Сухэбатора», 1966 (рис. 6) и др. Его портреты психологичны, полны раздумья, герои на них как-то по-особенному спокойны.

Рис. 4. Портрет художника Ядамсурэна. 1985. Х., м. 88х130

Рис. 5. Пастух Ягварал. 1968. Х., м. 120х90

Рис. 6. Портрет Сухэбатора. 1966. Х., м. 130х110

Помимо художественного творчества Н. Цултэм глубоко и всесторонне исследовал историю искусства Монголии. Его труды можно признать самыми фундаментальными для того периода времени. В них Цултэм рассматривает национальную живопись - монгол-зураг, скульптуру, архитектуру, декоративно-прикладное искусство Монголии.

В работе «Искусство Монголии с древнейших времён до начала XX века» Цултэм впервые широко освещает историю возникновения и развития культуры и искусства Монголии. Автор обобщает и систематизирует как уже публиковавшиеся материалы по отдельным вопросам изобразительного искусства Монголии, так и ранее неизвестные, хранящиеся в собраниях МНР и за рубежом. Рассматриваются памятники архитектуры, живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, начиная с первобытнообщинного строя и периода древних государств на территории Монголии (V в. до н. э. - XII в. н. э.) и заканчивая началом XX века [3].

В исследовании «Декоративно-прикладное искусство Монголии» Цултэм рассматривает основные виды монгольского декоративно-прикладного искусства, которое по способам изготовления насчитывает более чем двадцать видов: художественная резьба, орнаменты и аппликации по коже, рельефные надписи, художественное шитье, чеканка, кузнечные изделия и многое другое. Альбом содержит 136 цветных иллюстраций и был издан на русском и монгольском языках [4].

В монографии «Архитектура Монголии» дается исторический обзор монгольской архитектуры, схемы постройки юрт, храмов, современное градостроительство. Альбом был опубликован на русском, английском, французском, испанском языках и включает в себя 200 иллюстраций [5].

Работа Цултэма «Выдающийся монгольский скульптор Г. Дзанабадзар» представляет собой биографический очерк. В альбоме представлены лучшие образцы произведений монгольского скульптора XVII в. Дзанабадзара. Вершиной творения мастера стали позолоченные металлические скульптуры, созданные в 1680-х гг. Дзанабадзара в своих скульптурах смог объединить религиозные каноны изображения со светскими эстетическими традициями. Скульптуры, сделанные Дзанабадзаром и последователями его школы, являются редкими даже в Монголии и считаются национальным достоянием. Альбом издавался на английском, русском, французском и испанском языках и содержит более 100 цветных иллюстраций [6].

В монографии «Монгольская национальная живопись "Монгол зураг"» Цултэм дает краткий экскурс в историю, где рассказывает о художественном наследии, которое оставили после себя процветавшие в разное время на территории Монголии древние и средневековые государства, без учета которых невозможно получить полное представление о монгольской живописи того времени. Затем поэтапно рассматривает буддийскую иконографию, народные картинки, ургинскую школу живописи, в которой и зародилось направление «монгол-зураг». Альбом издан на русском, английском, французском и итальянском языках, прекрасно оформлен и имеет множество цветных фотографий [7].

В альбоме «Скульптура Монголии» искусствовед кратко излагает историю развития скульптуры Монголии, начиная с древних памятников, выбитых на скалах и вытесанных из камней. Автор подчеркивает широкое жанровое разнообразие скульптуры, что дает возможность проследить особенности стилистики, типологии, назначения скульптуры Монголии. Альбом был издан на русском, английском, французском, испанском языках и включает в себя 260 цветных фотографий [8].

Ням-Осорын Цултэм являлся одним из первых монгольских художников, получивших образование в России и привнесших принципы русской школы в монгольское искусство. В своем искусстве он мастерски соединяет эти принципы с принципами традиционной монгольской живописи «монгол-зураг». Художник был непревзойденным мастером пейзажа и портретной живописи. Его искусствоведческие труды внесли большой вклад в вопрос изучения истории искусства Монголии и до сих пор являются фундаментальными трудами.

Список литературы

1. Власенко, А. А. Кафедра «Академическая живопись» [Электронный ресурс] / А. А. Власенко. - Режим доступа: Ьйр://тщЬри. ru/education/chears/comcaf/academpaint.

2. Прокофьев, О. Искусство социалистических стран Азии и Латинской Америки [Электронный ресурс] / О. Прокофьев. - Режим доступа: Ьйр://аг1ух. ги.

3. Искусство Монголии с древнейших времён до начала XX века. - Москва : Изобразит. Искусство, 1982. - 232 с.

4. Декоративно-прикладное искусство Монголии. - Улан-Батор, 1987. - 156 с.

5. Архитектура Монголии. - Улан-Батор : Госиздательство, 1988. - 178 с.

6. Выдающийся монгольский скульптор Г. Дзанабадзар. - Улан-Батор, 1982. - 126 с.

7. Монгольская национальная живопись «Монгол зураг». - Улан-Батор : Госиздательство, 1986 - 12 с.

8. Скульптура Монголии. - Улан-Батор : Госиздательство, 1989. - 148 с.

УДК 7.071.1(571.150-25)

О. В. Сидорова

Государственный художественный музей Алтайского края,

Барнаул, Россия

ТЕМА МОНГОЛИИ В ТВОРЧЕСТВЕ СЕРГЕЯ БОЖЕНКО

Статья знакомит с темой Монголии в творчестве известного алтайского архитектора, литератора и художника Сергея Алексеевича Боженко. Сергей Алексеевич трижды побывал в Монгольской народной республике. Во время поездок у художника было много встреч с интересными людьми. Среди них: заслуженный деятель искусств МНР П. Цогзол, преподаватели Ховдского Государственного университета

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.