Для педагогической коррекции физической подготовленности разработаны комплексы физических упражнений, их направленность и дозировка запрограммированы таким образом, чтобы в течение шестинедельного интервала между повторным тестированием отмечались положительные сдвиги в уровне отстающих двигательных способностей, а за период 3-4 месяцев степень сдвигов соответствовала бы динамике роста.
Если после выполнения управленческих решений не наблюдается динамика сдвигов, то учителю физической культуры следует выяснить причины, которые могут сводиться к следующим основным факторам: 1) учащимися не выполнялись рекомендации, 2) дозировка упражнений, выполняемая индивидуально недостаточна, 3) адекватной реакции на физическую нагрузку препятствует какое-либо нарушение в состоянии здоровья. Если учащимися не выполнялись рекомендации, то учителю физической культуры необходимо провести пропагандистскую (разъяснительную) работу, если дозировка упражнений, выполняемая индивидуально недостаточна - корректируют нагрузку, по третьему фактору - необходимо провести консультирование врача.
После достижения нормативного уровня физической подготовленности, контроль над способностями необходимо продолжать, т.к. достигнутый уровень может подвергнуться обратному развитию, а это потребует соответствующей педагогической коррекции.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Как показывает экспериментальное исследование, внедрение онлайн-сервиса в программно-методическом обеспечении ВФСК «ГТО» позволяет учителю физической культуры вносить срочную корректировку физической подготовленности школьников в подготовке к сдаче норм.
ЛИТЕРАТУРА
1. Мониторинг физической подготовки школьников к выполнению нормативов комплекса «Готов к труду и обороне» с применением автоматизированной системы «АС ФСК ГТО» / Н.И. Синявский, А.В. Фурсов, К.Г. Иванов, О.В. Игнатов, М.А. Гусева // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 9 (127). - С. 178-181.
2. Положение о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://fizvosp.ru/. - Дата обращения: 20.11.2015.
REFERENCES
1. Sinyavskiy N.I., Fursov A.V., Ignatov O.V., Ivanov K.G. and Guseva M.A. (2015), "Monitoring of schoolchildren's physical proficiency to realize the norms of the complex "Ready for labor and defense" using automatized system "AS FSK GTO", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 127, No. 9, pp. 178-181.
2. All-Russian complex "Civil Defense Squads" Decree, available at: http://fizvosp.ru/.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 04.12.2015
УДК 796.011
ТЕЛЕСНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ ПЛАСТИКА КАК СРЕДСТВО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕВОЧЕК В СИСТЕМЕ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Любовь Николаевна Сляднева, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой, Светлана Петровна Клеменчук, старший преподаватель, Ставропольский государственный педагогический институт (СГПИ)
Аннотация
Опираясь на антропологические идеи П.Ф. Лесгафта о психофизической целостности человека, о природо- и культуро-сообразных функциях физической культуры обосновывается необхо-
димость включения телесно-ориентированных упражнений и телесно-пластических упражнений в состав основных средств физического воспитания девочек в системе общего образования. При этом женственная телесно-двигательная пластика специфицируется как базовый женственный полоро-левой социально значимый и личностно ценный феномен, единственно обеспечивающий переход сознания девочки в рефлексивный режим функционирования, «встречу девочки с самой собой».
Ключевые слова: женская телесность, женственная телесно-двигательная пластичность, обретение девочкой женственной телесности.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.12.130.p200-203
BODY PLASTIC AS A MEANS OF GIRLS PHYSICAL EDUCATION IN THE SYSTEM OF BASIC EDUCATION Lubov Nikolaevna Slyadneva, the doctor of pedagogical sciences, professor, department
chairman,
Svetlana Petrovna Clemenchuk, the senior teacher, Stavropol state pedagogical Institute
Annotation
Drawing on the anthropological ideas of P. F. Lesgafta concerning the psychophysical integrity of the person, the natural- and cultural- coherent functions of the physical culture, the necessity of including the body-oriented exercises and plastic exercises in the composition of the main means of the physical education of girls in frames of the basic education has been justified. Feminine body plastic is specified as the base feminine sex-role socially important and personally valuable phenomenon, only allowing the transition of the consciousness of the girl in reflective mode of activity, "girls meeting with herself'. Age proves the irreversibility of this "meeting".
Keywords: feminine body, feminine body plasticity, uncovering the girl feminine physicality.
ВВЕДЕНИЕ
Современный качественный цивилизационно-культурологический скачок определил существенную трансформацию целевых установок в отечественной системе общего образования. На общепедагогическом теоретико-методологическом уровне многочисленные, но достаточно прозрачные для понимания классово-идеологизированные векторы, сегодня вытеснены обобщенным (и в силу этого относительно абстрактным) градиентом гуманитарным, личностно-развивающим. Такая теоретико-педагогическая семантическая подвижка, возвращая отечественную теорию физического воспитания в русло антропологических идей П. Ф. Лесгафта о человекосозидающей и культурообразующей функциях физической культуры, смещает целевой педагогический вектор от технологического к ценностно-смысловому, культуросообразному измерению. Антропологическая позиция, сосредотачивая внимание педагога физического воспитания системы общего образования на закономерностях и механизмах многомерного взаимодействия взрослеющего человека с социальным окружением и с самим собой в среде ценностей физической культуры. Открывает взору подростка не только и не столько уровень его общей физической подготовленности или степень соответствия нормам физического развития, сколько культуру его телесно-двигательной повседневности (телесно-двигательные смысложизненные ориентиры, идеалы и ценности, стиль жизни, основные формы двигательной активности, двигательно-рекреационные акты и т.д.). В этом ракурсе становятся очевидными основные признаки современности: неустойчивость социальных, экономических и мировоззренческих установок, дискредитация многих нравственных ориентиров, трансформация телесно-двигательных стереотипов и норм. Эти факторы, а также раскрепощенность полоролевых установок, форм поведения и отношений кардинально влияют на процессы телесно-двигательной социализации и индивидуализации детей и подростков, на зарождающуюся их полоролевую идентичность. На этом фоне как эмоционально-чувствительные, эмотивно-лабильные (впечатлительные) по своей природе в
зоне особого риска сегодня оказались девочки.
ОСНОВНОЙ РАЗДЕЛ
Антрополого-педагогическая призма вскрывает ряд противоречий в современной теории физического воспитания.
1. С одной стороны, физическое воспитание в последние десятилетия позиционируется как основная сфера педагогически направленного теоретического и научно-прикладного функционирования физической культуры в обществе, как необходимое и достаточное условие двигательной социализации человека, самоопределения его собственной двигательной активности. С другой стороны, М. И. Быховская [1], А. Frank [5] и многие другие исследователи в последние годы замечают, что теория физической культуры, как и наука о человеке в целом, столетиями строилась мужчинами и изучала только маскулинную физическую культуру. В этой сфере знания нет пространства для такого явления как «женская телесность», недостаточно ясны телесно-двигательные закономерности девичьей социализации, архаичные и новейшие формы женственной телесно-пластической индивидуализации.
2. С одной стороны, в последние годы в философской антропологии, в культурологии, в социологии, в психологии накоплен весомый фактологический материал и осуществлены содержательные теоретические разработки, которые констатируют и обосновывают наличие высокого уровня произвольной физической активности женщин во многих видах телесно-пластического художественного творчества (фитнес, хореография, аэробика, ритмическая гимнастика и другие). Отмечается также гармонизирующий психосоматический эффект, который сопутствует эстетическим переживаниям, лежащим в основе такого рода художественной деятельности. С другой стороны, в рамках самой теории физического воспитания отсутствует убедительная акцентуация того, что для педагога осуществляющего физическое воспитание девочек теоретические наработки телесно-пластического содержания приобретают сущностный смысл.
3. С одной стороны, сложившаяся в России система непрерывного физического воспитания ориентирована на реализацию методических средств развития, корригирования и поддержки физических кондиций. С другой стороны, для девочки (в силу выделенных нами объективных факторов [2, 3]) малопривлекательны уровень ее собственных физических кондиций, и даже совершенство своих телесных форм. Для нее жизненно значимы возможность быть в гармонии с собой, наличие ресурса в понимании своего тела, умение ощущать телесно-двигательную пластичность пробуждающегося в ней женственного начала. Однако теория физического воспитания в системе общего основного образования сегодня не содержит знания о методических направлениях, методах и методических приемах поддержки такого рода девичье-подростковых запросов.
Опираясь на концепцию телесно-двигательной пластики в теории физического воспитания [4], нами обоснована высокая степень соответствия телесно-ориентированных движений и телесно-пластических упражнений обостряющейся в подростковом возрасте потребности девочки «Быть в согласии со своим телом».
Мелковариативные телесно-пластические двигательные акты «разговаривают» с девочкой на «языке тела», на языке кинестетических ощущений непосредственно связанных с телесностью. Собственно эти ощущения и предоставляют личностно-ценные знания, открывающиеся ей как рефлексивному существу. Это знания о возможности преднамеренно совершать те или иные двигательные акты, о способности в той или иной степени эти акты контролировать. Важно, что эти критически необходимые ей знания о природе ее женской телесности и женственно-пластического телесного движения, опираются на ее собственный двигательный опыт, ничем и никем не опосредованный.
Мы впервые обращаем внимание на то, что переход телесности в парадоксальный режим функционирования свидетельствует о природосообразной сонастройке сознания и
тела девочки-подростка к «общению» на «языке» телесной пластики, о готовности девочки-подростка к приятию телесно-пластических знаний, к женственной телесно-пластической самоактуализации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Телесно-ориентированные движения и телесно-пластические упражнения как средства физического воспитания обеспечивают становление необходимых и достаточных продуктов телесно-двигательной социализации девочки, самоопределения ее собственной двигательной активности. На их основе физическая культура действительно работает с развивающимся девичьим телом, обеспечивая ему определенный, базовый с точки зрения возможности женского бытия, режим функционирования. Более того, существуют определенные сензитивные периоды (младший школьный и подростковый возраст), в которые переход к такому режиму в процессе индивидуального развития девочки является возможным.
ЛИТЕРАТУРА
1. Быховская, И.М. Аксиология человеческого тела / И.М. Быховская. - М. : Эдиториал УРСС, 2000. - 208 с.
2. Клеменчук, С.П. Специфика факторов детерминации ценностного отношения девочки-подростка к направленности вариативного компонента физического воспитания / С.П. Клеменчук, Л.Н. Сляднева, А.А. Сляднев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 11 (117). - С. 201-203.
3. Клеменчук, С.П. Ценностно-смысловой вектор физического воспитания девочки-подростка / С.П. Клеменчук, Л. Н. Сляднева, А.А. Сляднев // KANT. - 2014. - № 4 (13). - С. 126129.
4. Сляднева, Л.Н. Телесно-двигательная пластика: теория и практика / Л.Н. Сляднева. -Ставрополь : Ставролит, 2013. - 240 с.
5. Frank, A. For a Sociology of the Body: an Analytical Review / А. Frank // The Body : Social Process & Cultural Theory. - London : Sage, 1991. - P. 14-36.
REFERENCES
1. Bykhovskaya, I.M. (2000), Axiology of the human body, Еditorial URSS, Moscow.
2. Clemenchuk, S. P., Slyadneva, L. N. and Slyadnev, A.A. (2014), "Specificity of factors of determination of value attitude of a teenage girl to the directivity of the variable component of physical education", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 117, No. 11, pp. 201-203.
3. Clemenchuk, S. P., Slyadneva, L. N. and Slyadnev, A. A. (2014), "Axiological vector of physical education of a teenage girl", Scientific journal "KANT", No. 4 (13), pp. 126-129.
4. Slyadneva, L. N. (2013), Body plastics: theory and practice, Staurolite, Stavropol.
5. Frank, A. (1991), "For a Sociology of the Body: an Analytical Review", in book The Body: Social Process & Cultural Theory, Sage, London, L, pp. 14-36.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 04.12.2015
УДК 796:575
ЗАВИСИМОСТЬ СПОРТИВНОЙ УСПЕШНОСТИ ЭЛИТНЫХ СПОРТСМЕНОК ОТ ГЕНЕТИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ ФОРМИРОВАНИЯ ТЕМПЕРАМЕНТА
Татьяна Сергеевна Соболева, доктор медицинских наук, профессор, Дмитрий Валерьевич Соболев, кандидат педагогических наук, доцент, Воронежский государственный университет инженерных технологий
Аннотация
В статье рассматривается зависимость спортивной успешности элитных советских и российских спортсменок от генетических факторов наследования (в первую очередь особенности тем-