ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГОВ ДОУ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС ДО Зотова И.В.1, Кадырова Г.Н.2
'Зотова Ирина Васильевна - доцент, кандидат педагогических наук; 2Кадырова Гулнора Нуриевна - студент, кафедра дошкольного образования и педагогики, Крымский инженерно—педагогический университет, г. Симферополь Республика Крым
Аннотация: в статье рассмотрены особенности профессиональной компетентности педагогов дошкольных образовательных учреждений. Раскрыты основные понятия: компетенция, компетентность, профессиональная компетентность. Показана взаимосвязь профессиональной компетентности педагога ДОУ и уровня сформированности их профессионально-педагогических умений. Обозначены основные профессионально-педагогические умения, которыми должен обладать педагог.
Ключевые слова: компетенция, компетентность, профессиональная компетентность, профессионально-педагогические умения, педагог дошкольных образовательных учреждений.
Современное общество предъявляет все более жесткие требования к системе педагогического образования, в том числе и к дошкольному образованию. За последнее десятилетие в России произошли серьезные преобразования в системе образования.
Принятие «Закона об образовании в Российской Федерации» (29 декабря 2012 года) [1], издание приказа Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (2013 год) [2], принятие «Профессионального стандарта педагога» (18 октября 2013 года) [3],послужило к выдвижению новых требований к организации образовательного и педагогического процесса, к качеству дошкольного образования, а также к кадровому составу, к его образованию и обучению, его профессиональной подготовке и квалификации, к формированию профессионально-педагогических умений, которыми они должны обладать.
Профессиональная деятельность педагогов ДОУ многосторонняя и требует совокупности определенных знаний, умений, навыков и качеств, которые в современной педагогической литературе обозначаются таким понятием как «профессиональная компетентность».
В отечественной педагогике проблемы формирования профессиональной компетентности воспитателей получили освещение в экономическом, социальном, организационном и педагогическом аспекте. Данные исследования имеют отражение в трудах С.Я. Батышева, Г.С. Костыко, А.П. Беляевой, А.М. Новикова, А.Я. Найна, И.М. Старикова, И.Т. Сенченко.
Актуализировали разработку и решение проблемы формирования профессиональной компетентности педагогов исследования таких авторов, как Б.С. Гершунский, Ю.В. Васильев, И.Е. Мамаева, В.Н. Казакова, Р.Л. Кричевский, Г.В. Сериков, О.А. Конопкин, В.В. Шапкин.
Изучение педагогического опыта и проведенные исследования выявили, что профессиональная компетентность педагогических работников рассматривается как результат деятельности методической службы, ориентированной на решение организационно-административных задач.
Особую значимость и ценность имеют работы, рассматривающие теоретические и методологические аспекты формирования профессиональной компетентности воспитателей (В.П. Беспалько, Н.М. Таланчук, Б.С. Гершунский, К.Я. Вазина, B.И. Загвязинский, В.В. Краевский, А.К. Маркова, Н.В. Кузьмина, М.И. Махмутов и др.), а также психологическую структуру и особенности формирования профессиональной деятельности педагога (Э.Ф. Зеер,
A.К. Маркова, И.М. Стариков, Н.В. Кузьмина, А.И. Мищенко).
Перспективы формирования профессиональной компетентности педагогических кадров представлены в трудах Б.С. Гершунского, 5 А.Г. Венделина, М.М. Махмутова, Е.Е. Мамаевой,
B.Г. Онушкина, А.М. Новикова, Н.Е. Отвагиной и др.
В результате анализа научной литературы уточнены основные понятия рассматриваемой проблемы:
- «компетенция» - это способность индивида мобилизовать приобретенные знания, умения и опыт для решения задач в профессиональной деятельности в соответствии с полномочиями специалиста;
- «компетентность» определена как совокупность знаний, умений, навыков, опыта деятельности, свойств личности субъекта, его мотивационно- ценностное отношение к предмету деятельности, обеспечивающее успешное решение задач профессиональной деятельности.
- «профессиональная компетентность педагога»- совокупность взаимосвязанных знаний, умений, навыков, личностных качеств, способов деятельности, направленных на его профессиональное и личностное совершенствование и обеспечивающих успешную реализацию конструктивной деятельности по формированию в учебно-воспитательном процессе компетентной личности.
Профессиональная компетентность педагога подразумевает готовность, способность находить решения поставленных перед педагогом задач, возникших проблем, опираясь на свои профессиональные компетенции, свой опыт работы.
Оценкой профессиональной компетентности педагога ДОУ является уровень сформированности профессионально-педагогических умений. Существует много разных определений профессионально- педагогических умений. Разные исследователи (А.В. Баранок, К.Ю. Белая, А.С. Дьяченко, И.А. Зимняя, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, Е.А. Панько, В.А. Сластенин и т.д.) трактуют данное понятие по-разному, но у всех имеется определенная схожесть [4].
Под «профессионально-педагогическими умениями» они подразумевают множество объединенных действий педагога, выявляющих индивидуальные психологические качества педагога и подтверждающие его профессиональную компетентность [4].
Опираясь на исследования педагога-психолога А.К. Марковой можно выделить несколько групп педагогических умений педагога.
В группу психолого-педагогогических умений она включила: умение выделить в педагогической ситуации проблему, правильно сформулировать цели и задачи по ее решению; умение предвидеть результаты решения поставленных целей и задач; умения использовать в своей работе учебный материал, выделять главные идеи своего предмета; умения использовать в работе разнообразные технологии, новую информацию, полученную из разных источников; умения грамотно подбирать разнообразные материалы и методы; умения изучать обучающихся со всех сторон; умения учитывать психологические особенности обучающихся и исходить из их мотивации; умения в своей педагогической работе использовать различные сочетания методов, приемов и форм воспитания и обучения, при этом учитывать временные затраты и силы как педагога так и обучающегося; использовать к каждому обучающемуся дифференцированный и индивидуальный подход; умения правильно анализировать свою работу, видеть свои сильные и слабые стороны; умения сравнивать свои результаты труда с результатами труда своих коллег; умения правильно планировать и организовывать свою педагогическую деятельность; умения правильно работать в изменяющемся мире [5].
Также она выделила следующие группы умений: относящиеся к самореализации, самовыражению и развитию личности педагога; умения анализировать, стимулировать, диагностировать уровень развития обучающихся; наставлять и направлять их на самообучение, и стремление к непрерывному образованию, и другие.
В профессиональной деятельности педагога, по мнению данных исследователей, также важную роль играют дидактические, организационно- методические и организационно-педагогические умения.
В своей работе он должен уметь ставить конкретную цель обучения, выбирать адекватные формы, методы и средства обучения, а также грамотно планировать свою деятельность, создавать педагогические ситуации. Педагог должен правильно планировать воспитательный процесс, уметь смотивировать воспитанника на обучение, организовать его учебную деятельность.
Таким образом, педагогическая профессия является одновременно преобразующей и управляющей. А для того, чтобы управлять процессом развития личности, нужно быть компетентным. Понятие профессиональной компетентности педагога, поэтому выражает единство его теоретической и практической готовности в целостной структуре личности и характеризует его профессионализм.
Быть компетентным означает умение мобилизовать в данной ситуации полученные знания и опыт. При обсуждении компетенции внимание обращается на конкретные ситуации, в которых они проявляются. Есть смысл говорить о компетенциях только тогда, когда они проявляются в какой-нибудь ситуации; непроявленная компетенция, остающаяся в ряду потенциальностей, не является компетенцией, а, самое большее, скрытой возможностью.
Список литературы
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации». [Электронный ресурс]. Режим доступа: /Ы1р://минобрнауки.рф/ (дата обращения: 15.05.2018).
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. -Минобрнауки РФ, приказ №1155 от 17.10.2013. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://rg.rU/2013/11/25Мо8Ьк^п(1агЫок.Мт1/ (дата обращения: 15.05.2018).
3. Профессиональный стандарт педагога. [Электронный ресурс]. Режим доступа: /Ы1р://минобрнауки.рф/документы/3071/ (дата обращения: 15.05.2018).
4. Денежкина Е.О. Формирование профессиональных умений у педагогов в условиях современной дошкольной образовательной организации [Текст] / Е.О. Денежкина, Н.С. Колинько // Вестник научных конференций, 2015. № 3-4. Ч. 4. С. 53-55.
5. Маркова А.К. Психология труда учителя [Текст]: кн. для учителя/ А.К. Маркова. М.: Просвещение, 1993. 192 с.
СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ АКТИВИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ
Норова Р.Ф.
Норова Рахима Файзуллоевна — преподаватель, кафедра английского языка, Бухарский инженерно-технологический институт, г. Бухара, Республика Узбекистан
Аннотация: в этой статье рассматривается подготовка образованного и интеллектуально развитого поколения в Узбекистане. В статье говорится о внедрении интерактивных методов обучения. Также в статье подчеркивается важная роль методов обучения в воспитании гармонично развитой личности.
Ключевые слова: интеллектуальный, развитие, модернизация, обновление, метод.
Реформирование системы образования в Узбекистане предполагает применение новых технологий и форм реализации учебной работы. Как отметил И.А. Каримов в своём выступлении на открытии международной конференции «Подготовка образованного и интеллектуально развитого поколения - как важнейшее условие устойчивого развития и модернизации страны»: «Сегодня нет необходимости доказывать, что XXI век, по общему признанию, становится веком глобализации и стирания границ, информационно-коммуникационных технологий и Интернета, веком все более растущей конкуренции на мировом пространстве и мировом рынке. В этих условиях о себе может заявить только-то государство, у которого в числе основных приоритетов всегда остается рост инвестиций и вложений в человеческий капитал, подготовка образованного и интеллектуально развитого поколения, являющегося в современном мире важнейшей ценностью и решающей силой в достижении целей демократического развития, модернизации и обновления» [1].
Внедрение интерактивных методов обучения - одно из важнейших направлений совершенствования подготовки студентов в современных учебных заведениях и обязательное условие эффективной реализации компетентностного подхода. В первую очередь - это необходимость перехода от информативных форм и методов обучения к активным, переориентация от теоретического к деятельностному подходу, поиск возможностей соединения теоретических знаний студентов с их практическими потребностями. В воспитании гармонично развитой личности и профессиональных навыков студентов очень важную роль играют следующие методы обучения:
Тренинг — один из интерактивных методов обучения и социально- психологического развития личности. Тренинги состоят из комплекса разнообразных упражнений и игр,