I Коллеги из ближнего
к Jj зарубежья: обзор исследований
Виктор Шейнов
РАЗВИТИЕ АССЕРТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ
Аннотация. Проанализированы и обобщены результаты исследований ассертивности в детском возрасте. Показано: ассертивность детей важна для их успешной социализации; развитие ассертивности у ребенка повышает его самооценку; родительское воспитание играет решающую роль в развитии ассертивности у детей; ассертивность отца в большей степени развивает ассертивность ребенка; ассертивность, демократичность и эмоциональный интеллект родителей способствуют развитию ассертивности у их детей; уровень эмоционального интеллекта матери оказывает наибольшее влияние на развитие навыков ассертивного поведения у мальчиков и девочек.
Ключевые слова: ассертивность; ассертивное поведение; развитие; воспитание; эмоциональный интеллект.
Abstract. The results of foreign studies of assertiveness in children are analyzed and summarized. It is shown that assertiveness in children is important for their successful socialization; development of assertiveness in a child raises his/her self-esteem; the way of upbringing by their parents plays a crucial role in the development of assertiveness in children; assertive fathers increasingly develop assertiveness in a child; assertiveness, democracy and emotional intelligence of parents contribute to the development of assertiveness in their children; mother's level of emotional intelligence has a greater influence on the development of assertive skills in boys and girls.
Keywords: assertiveness; assertive behavior; development; parenting; emotional intelligence.
Понятия «ассертивность» и «ассертивное поведение»
Полезные свойства ассертивности
Навыки ассертивного поведения детей
Компоненты детской ассертивности
Ассертивность способствует самоактуализации и повышению самооценки
Понятие «ассертивность» может быть определено как способность человека уверенно и с достоинством отстаивать свои права, не попирая при этом права других. Ассертивным называется прямое, открытое поведение, не имеющее целью причинить вред другим людям [1, с. 40].
Впервые понятие ассертивности появилось в науке более полувека назад в работах по психологии личности Э. Сэлтера [2] и Дж. Вольпе [3], а также Дж. Вольпе и А. Лазаруса [4] в сфере поведенческой терапии.
Позднее А. Лазарус и Дж. Вольпе ввели понятие «ассертивное поведение». Ассертивное поведение — конструктивный способ межличностного взаимодействия, являющийся альтернативой деструктивным способам — манипуляции и агрессии [5]. Ассертивность и ассертивное поведение особенно активно изучаются современными зарубежными психологами. Исследования показали, что ассертивность способствует развитию ряда позитивных качеств личности, а потому целесообразно прививать навыки ассертивного поведения начиная с детского возраста.
Ввиду напряженности современной жизни ребенок попадает в сложные ситуации, при этом часто ущемляются его потребности и права [6]. Навыки ассертивного поведения включают в себя способность вербально и невербально выражать свои чувства, мысли и эмоции, не испытывая при этом беспокойства и вины, учитывая социальный статус окружающих и не унижая их достоинства. То, какой результат (положительный или отрицательный) принесет ассертивное поведение, полностью зависит от навыков такого поведения [7].
Р. Рердон с соавторами обнаружили, что дети с высоким и низким уровнем ассертивности различаются по шести компонентам ассертивности. А именно: подростки с высоким уровнем ассертивности дают более развернутые ответы, используя большее количество слов; быстрее реагируют; проявляют более приемлемые эмоции и интонацию; чаще просят своих партнеров изменить поведение и чаще совершают позитивные действия по отношению к своему партнеру [8].
Дети, набравшие высшие баллы по двум компонентам ассертивности (самовыражение и учет интересов других), обладают более высокой самооценкой, чем их сверстники, набравшие меньше баллов по этим двум компонентам [9].
Ассертивность тесно связана с самоактуализацией и самооценкой, она способствует самоактуализации при социальном взаимодействии. Черты, характерные для
Признаки ассертивных детей
Ассертивность подростков и конфликты
Ассертивность
способствует
самоуважению
Замечания по исследованию Р. Делути
уверенных в себе людей, в немалой степени совпадают с особенностями ассертивного человека, как-то: защита своих прав, способность сказать «нет» и решать возникающие проблемы [10].
В ряде исследований изучались вербальные и невербальные признаки ассертивности детей [8; 11; 12]. Р. Рин и Э. Маркле распределили социально умелое поведение на такие категории, как навыки самовыражения (например, принятие комплимента, выражение мыслей и чувств), другие социально одобряемые навыки (например, похвала других людей, толерантность к мнению других) и коммуникативные способности (например, умение начать и поддержать разговор) [12].
Ассертивность поведения подростков адекватна степени конфликтности ситуаций взаимодействия: «установлена существенная положительная корреляция между уровнем ассертивности в конфликтных и неконфликтных ситуациях» [13, с. 619].
Р. Делути изучал адаптивность агрессивного, ассер-тивного и покорного поведения детей начальной школы. Уровни агрессивности, ассертивности и покорности (в ответ на фрустрацию, провокацию и конфликт) для детей от восьми до десяти лет, представленные в их самоотчетах, подтверждались оценками сверстников. У мальчиков статистически значимые отрицательные связи были выявлены между уровнями агрессивности и самооценки, а значимые положительные связи — между уровнями ассертивности и самоуважения. Весьма примечательно, однако, что аналогичные корреляции не были значимыми для девочек. Автор предполагал, что прямое, открытое, невраждебное выражение чувств не связано с самопринятием и общественным признанием у девочек того же возраста [14].
По результатам данного исследования нельзя с уверенностью сказать, что высокие уровни ассертивности приведут к увеличению самопринятия и принятия сверстниками среди мальчиков. Осталось неизвестным, например, приводит ли высокая самооценка у мальчиков к более ассертивному поведению; повышает ли мальчик, самовыражающийся ассертивно, свою самооценку; существует ли позитивная связь между самооценкой и ассертивностью, опосредованными через другие переменные.
Следует также отметить, что в обсуждаемом исследовании Р. Делути испытуемыми были дети третьего и четвертого класса. Результаты, таким образом, могут быть отнесены только к этому возрасту.
Ассертивность расширяет когнитивный репертуар учащихся
Половые различия в проявлениях ассертивного поведения
Ассертивность и успеваемость в школе
В другом своем исследовании Р. Делути рассматривал различия между ассертивными, агрессивными и пассивными учениками пятого—седьмого классов относительно одного критического компонента мышления — способности генерировать альтернативные решения в ситуациях межличностного конфликта [15]. Дети с агрессивным и пассивным стилями поведения незначительно различались по общему количеству предлагаемых ими альтернатив и решений, но существенно расходились в типах предлагаемых ими альтернатив. Хотя агрессивные и покорные дети могли генерировать ассертивные альтернативы, процент и частота таких альтернатив в их когнитивном репертуаре были меньшими в сравнении с ассертивными подростками. Эти результаты показывают, что агрессивные и покорные дети могут получить пользу от когнитивно ориентированного тренинга ассертивности, который нацелен на увеличение способности находить взаимовыгодные решения.
Согласно результатам Р. Алберти и М. Эммонса [16], П. Якубовски-Спектор [17] и Р. Лао с соавторами [18], женщины испытывают гораздо больше трудностей в проявлении ассертивного поведения и больше подвергаются агрессии со стороны других; соответственно, когда дети станут подростками, половые различия в отношении ассертивности, указанные Р. Делути [14], могут стать более выраженными.
В исследовании И. Енчевой 16-17-летних подростков не установлено существенных различий в уровнях ассертивности мальчиков и девочек. Отмечена слабая корреляция между ассертивностью, с одной стороны, и трудолюбием, эстетизмом и любознательностью — с другой. Наблюдается умеренная положительная зависимость между ассертивностью и средним баллом аттестата учеников [19].
Последний результат можно объяснить тем, что высокий уровень ассертивности учащихся может способствовать снижению их успеваемости. Ведь не исключено, что отстаивание школьниками своих прав придется не по душе учителям (по крайней мере, некоторым из них), а от их отношения к ученику зависит и его интерес к соответствующему предмету, а нередко — и оценки за ответы.
В работе С. Оладипо с соавторами установлена значимая положительная корреляция между ассертивно-стью девочек и потребностью в успешной учебе; у мальчиков такая связь не прослеживается [20].
Методы воспитания влияют на результат овладения навыками ассертивного поведения
Ассертивность отца больше влияет на ассертивность детей
Ассертивность и демократичность родителей способствуют ассертивности их детей
Рекомендация психологам, ведущим тренинги ассертивности
Методы воспитания в семье влияют на поведение, на овладение навыками решения проблем и принятия решений, на самостоятельность ребенка [21], а также на его уверенность в себе [22]. Кроме того, соответствующее воздействие оказывает атмосфера, созданная родителями [23].
Родители учат (или не учат) ребенка ассертивному поведению, влияющему на развитие социальных навыков [24] и уверенности в себе [25].
Учитывая вышесказанное, можно ожидать, что различные методы воспитания по-разному влияют на эффективность обучения навыкам ассертивного поведения.
Согласно теории социального научения, дети учатся вести себя, наблюдая и копируя поведение других. Результат подобного моделирования зависит от поощрения или осуждения окружающими того или иного поведения «модели». «В некоторых случаях простая имитация считается обучением, но иногда для объяснения чьего-либо поведения необходимо учитывать долговременное воздействие сложных факторов поощрения» [26, с. 81].
Исходя из того, что родители служат наиболее значимыми моделями при обучении детей [27; 28], в работе Т. Плакс с соавторами [29] изучена связь между воспоминаниями студентов об ассертивности их родителей и уровнем ассертивности самих студентов.
Полученные результаты свидетельствуют о том, что в восприятии студентов отцы более ассертивны, чем матери. Ассертивность отца, в отличие от ассертивности матери, больше повлияла на уровень ассертивности молодежи. В этом исследовании женщины показали себя менее ассертивными, чем мужчины [29].
Сделанные авторами выводы свидельствуют о том, что студенты, считающие, что их родители были ассер-тивными и в семье поощрялась ассертивность, сами показали более высокие уровни ассертивности. У тех же студентов, чьи родители, по их мнению, поощряли неассер-тивность либо наказывали за ассертивное поведение, продемонстрировали низкие уровни ассертивности.
В работе Н. Волтан-Акар с соавторами установлено, что демократичность родителей также способствовала ассертивности их детей-студентов [30].
Психологи, ведущие тренинги ассертивности, могут получить представление о причинах отсутствия ассер-тивности у клиента и наметить оптимальный план действий, разузнав о восприятии им ассертивности его родителей. Однако вполне возможно, что участники тренингов могли неправильно воспринять ассертив-
Результат женского воспитания
Тип школы серьезно
влияет на
показатели
ассертивности,
агрессивности и
покорности
учащихся
Замечания по исследованию Р. Делути
ность своих родителей и ее последствия. Например, дети могут не понять поступки родителей или не увидеть их отдаленные последствия. В любом случае отношение участника тренинга к ассертивности можно лучше понять, узнав, как он оценивает уровень ассер-тивности своих родителей и ее последствия.
В исследовании П. Якубовски-Спектор отмечено, что многие женщины ассоциируют ассертивность с агрессией и мужественностью и, считая, что ассертив-ные действия будут рассматриваться как неженственные, предпочитают неассертивные стили жизни. Поэтому матери, воспитывая своих дочерей, часто исходят из этой предпосылки. Вполне возможно, что так воспитанные девушки могут и видеть ассертивные решения ситуаций, но, воспринимая их как агрессивные, неженственные и потому нежелательные, не реализуют их [17].
Следует отметить, что влияние родительских установок и методов воспитания не должно изучаться в отрыве от других потенциально важных факторов, таких, например, как школьная обстановка.
Р. Делути сравнил результаты влияния на детей обычных и церковных школ: последние продемонстрировали высокие показатели агрессивности, очень низкие показатели ассертивности и очень высокие показатели покорности [31].
Непонятно, были ли уровни агрессивности, ассер-тивности и покорности, показанные «церковными» школьниками, только функцией: 1 — школьной обстановки; 2 — межличностных или семейных различий между учениками, независимо от школы (например, более агрессивные, неассертивные дети могут быть направлены в церковные школы, дети церковных школ могут быть из семей, в которых ассертивность не приводится в пример и ее не поощряют); 3 — сложного взаимодействия факторов (например, дети, обладающие высоким уровнем ассертивности, могут более агрессивно реагировать на строгую, структурированную обстановку церковной школы, хотя некоторые агрессивные дети могут демонстрировать покорные поведенческие стили, реагируя на эту обстановку).
Исследования (которых пока явно недостаточно), в коих изучались бы уровни агрессивности, ассертивно-сти и покорности — до, в течение и после обучения в школах различного типа, помогут прояснить степень влияния домашней, а также той или иной школьной обстановки на формирование типа взаимодействия ребенка с окружающими.
Семейное окружение является наиболее важным фактором формирования личности
Родителям для
успешного
воспитания детей
необходим
эмоциональный
интеллект
Эмоциональный интеллект родителей способствует развитию
ассертивности детей
Ребенок изучает общество посредством моделирования и копирования поведения людей [26; 32]. Семейное окружение является первым, наиболее сильным и продолжительно влияющим фактором формирования личности. Более того, такие факторы, как наследственность, общественное и финансовое положение родителей, их убеждения, желания, религия и традиции, уровень их образования, возраст, а также форма семейных отношений, оказывают влияние на индивидуальное и социальное поведение человека [33].
Для успешного воспитания детей родителям необходимо нечто большее, чем обычный интеллект. Со стороны родителей требуются также явно недооцененные самоанализ и качественное общение с детьми. Процесс воспитания включает в себя разнообразные эмоции [34].
За время активного изучения роли эмоций в жизни человека исследователи выделили фактор, относящийся как к внутренним, так и к внешним связям человека с самим собой (self-connections), — эмоциональный интеллект (ЭИ).
Эмоциональный интеллект представляет собой способность к правильной оценке эмоций, их идентификации и успешной адаптации к жизненным ситуациям. Он включает в себя понимание и осознание эмоций, активизацию чувств, способствующих успешному протеканию познавательной деятельности и адаптации.
Данная способность содействует успеху в любой сфере жизни, включая семью и общение родителей с детьми [35]. С помощью ЭИ мы учимся чувствовать себя и реакцию окружающих на наши чувства, думать об этих чувствах и вычленять каждое из множества других, распознавать свои желания и чувства, а также выражать их.
Главными факторами ЭИ у родителей для общения с детьми являются: понимание чувств детей, способность сочувствовать, успокоить ребенка, а также руководить им [35].
В исследовании Б. Шабгарда с соавторами проверена следующая гипотеза: можно ли прогнозировать наличие у ребенка навыков ассертивного поведения в зависимости от ЭИ его родителей?
Результаты проведенного авторами исследования показали, что, действительно, наличие у ребенка навыков ассертивного поведения можно прогнозировать в зависимости от ЭИ родителей. А именно: у детей, чьи родители обладают высоким уровнем ЭИ, навыки ассер-тивного поведения развиты в большей степени, чем у детей, чьи родители обладают низким уровнем ЭИ [36].
Мать играет главную роль, закладывая ребенку основу его эмоционального интеллекта
Родители детей дошкольного возраста вызывают у дочерей больше эмоций при общении
Препятствуя ассертивному поведению детей, родители
затрудняют развитие их креативности
Выводы
Эмоциональный интеллект родителей способствует развитию эмоционального интеллекта детей
Родители оказывают наиболее значительное влияние на эмоциональный интеллект ребенка. Результаты исследования, проведенного Т. Брадберри с соавторами, показали, что ЭИ ребенка является продуктом ЭИ его родителей, а не пережитых ребенком эмоциональных стрессов [37].
В большинстве работ по данной тематике подчеркивается важность отношений между матерью и детьми, а также то, что эти отношения влияют на первые переживания ребенка. Доказано, что женщины способны выражать большее количество эмоций при помощи мимики, чем мужчины.
Именно поведение и эмоции матери оказывают значительное влияние на развитие ребенка. В частности, когда речь идет о навыках ассертивного поведения ребенка, важнейшее значение имеют эмоции матери, а также ее знания и навыки общения с ребенком [38; 39].
В процессе ухода за ребенком мать периодически сталкивается с усталостью, что вызывает у нее непроизвольные проявления эмоций, передаваемых детям с помощью вербальных и невербальных средств. Таким образом, мать играет главную роль, закладывая ребенку основу его эмоционального интеллекта [40].
М. Эйнсворт с соавторами подчеркивают, что общение такого рода помогает ребенку научиться «читать» эмоции окружающих его людей [39].
Результаты многих исследований показали, что родители детей дошкольного возраста по-разному обращаются с сыновьями и дочерьми, вызывая у последних больше эмоций при общении. Например, в одном из таких исследований говорится о том, что матери восьмимесячных дочерей при общении с ними часто используют слова, описывающие различные эмоции (грусть, злость, счастье) [41].
Исследования также показали, что метод воспитания, выбранный родителями, оказывает влияние на поведение ребенка, успеваемость в школе и на его личность в целом. В частности, строгие и деспотичные родители, не позволяющие ребенку вести себя ассертивно, препятствуют развитию и проявлению креативности ребенка, не дают раскрыться его талантам. Впоследствии такие дети становятся слабыми, агрессивными и раздражительными [42].
Проведенный обзор исследований позволяет авторам сделать ряд общих выводов:
• Ассертивность является важным качеством, помогающим детям строить здоровые отношения со
сверстниками, родителями и учителями, налаживать социальные контакты. Использование детьми навыков ассертивного поведения увеличивает шансы на успешность процесса их социализации.
• Развитие ассертивности у ребенка повышает его самооценку.
• Развитие ассертивности у мальчиков способствует их самоуважению, а ассертивности у девочек — мотивирует их к старательности в учебе.
• Ассертивность и демократичность родителей способствуют ассертивности их детей.
• Дети воспринимают отцов более ассертивными, чем матерей. Ассертивность отца больше способствует развитию ассертивности ребенка.
• Отношение человека к ассертивности можно лучше понять, узнав, как он оценивает уровень ассер-тивности своих родителей и ее последствия.
• Эмоциональный интеллект родителей способствует развитию навыков ассертивного поведения у детей.
• Уровень эмоционального интеллекта матери оказывает большее влияние на развитие навыков ассертив-ного поведения как у мальчиков, так и у девочек.
1. Мещерякова И.А. Ассертивность // Большой психологический словарь / сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. - СПб., 2003. - С. 40.
2. Salter A. Conditioned reflex therapy. — New York, 1949.
3. Wolpe J. Psychotherapy by Reciprocal Inhibition. — Palo Alto: Stanford University Press, 1958.
4. Wolpe J., Lazarus A.A. Behavior Therapy Techniques. — New York, 1966.
5. Bishop S. Develop Your Assertiveness. — London, 2006.
6. Rees S., Graham R.S. Assertion training: how to be who you really are. — Great Britain, 1991.
7. Bolton R. People skills: how to assert yourself, listen to others and resolve conflicts. — Touchstone, 1986.
8. Measuring social skill in grade school boys / R.C. Reardon, M. Hersen, A.S. Bellack, J.M. Foley // Journal of Behavioral Assessment. — 1979. — No 1. — P. 87—105.
9. Relationship between assertiveness including consideration for others and adjustment in children / Eguchi, Megumi, Hamaguchi, Yoshikazu // Japanese Journal of Psychology. Jun 2012. V. 83. — No 2. — P. 141—147.
10. Rezaee M. The relationship between parenting style and students' social maturity. M.A. Thesis. — Tehran: Tarbiat Modares University, 1999.
11. Bornstein M.R., Bellack A.S., Hersen M. Social-skills training for unassertive children: A multiple-baseline analysis // Journal of Applied Behavior Analysis. 1977. - No 10. - P. 183-195.
12. Rinn R.C., Markle A. Modification of skill deficits in children // Research and practice in social skills training / A.S. Bellack, M. Hersen (eds.). - New York, 1979.
13. LoPresto C.T., Deluty R.H. Consistency of Aggressive, Assertive, and Submissive Behavior in Male Adolescents // Journal of Social Psychology. Oct.1988. V. 128. -No 5. - P. 619-633.
14. Deluty, R.H. Adaptiveness of aggressive, assertive, and submissive behavior for children // Journal of Clinical Child Psychology. - 1981. - No 10. - P. 149-155.
15. Deluty R.H. Alternative-thinking ability of aggressive, assertive, and submissive children // Cognitive Therapy and Research. - 1981. - No 5. - P. 309-312.
16. Alberti R.E., Emmons, M.L. Your perfect right: A guide to assertive behavior. - San Luis Obispo, 1971.
17. Jakubowski-Spector P. Facilitating the growth of women through assertive training // The Counseling Psychologist. - 1973. - No 4. - P. 75-86.
18. Biased attitudes towards females as indicated by ratings of intelligence and likeability / R.C. Lao, W.H. Upchurch, B.J. Corwin, W.R. Grossnickle // Psychological Reports. - 1975. - No 37. - P. 1315-1320.
19. Encheva Iv. Assertivness in the personal profile of adolescents // Trakia Journal of Sciences. - 2010. V. 8. -No 3. - P. 376-380.
20. Oladipo S.E., Arigbabu A.A., Kazeem R. Gender, Need-Achievement and Assertiveness as Factors of Conceptions about Math among Secondary School Students in Ogun State // Nigeria Abstract. - 2012. -P. 141-146.
21. Elliot T.R., Gramling S.E. Personal assertiveness and the effects of social support among college students // Journal of Counseling. - 1990. - No 37. - P. 427-436.
22. Khademian, M. The relationship between parent's educational attitudes with students' self-regard. M.A. Thesis. - Tehran: Tarbiat Modares University, 1997.
23. Winsler A., Madigan A.L., Aquilino S.A. Correspondence between maternal and paternal parenting styles during early childhood // Early Childhood research Quarterly. - 2005. - No 20. - P. 1-12.
24. Relying on measurable and instructional approaches (emotional intelligence). Enhancement of and Instruction / M.L. Lizarraga, M.D. Ugarte, M. Cardelle-Elawar, M.D. Iriarte // Nurse Education today. - 2003. -No 13. - P. 423-439.
25. Evaluation of an assertiveness training program on nursing and medical students assertiveeness, self-esteem an interpersonal communication satisfaction / S. Yen-Rulin, C.H. Shiah, U.L. Chang, T. Wang, U.R. Chon // Nurse Education today. - 2004. - No 24. -P. 656-665.
26. Bandura A., Walters R.H. Social learning and personality development. - New York, 1963.
27. Rosenberg M. Conceiving of self. - New York, 1979.
28. Spielberger C.D. Anxiety as an emotional state // Anxiety: Current trends in theory and research. Vol. 1 / C.D. Spielberger (ed.). - New York, 1972.
29. Plax T. G, Kearney P., Beatty M. J. Modeling Parents' Assertiveness: A Retrospective Analysis // The Journal of Genetic Psychology. - 2001. - No 146 (4). -P. 449-457.
30. Assertiveness level of university students / Voltan-Acar, Nilüfer Aricioglu, Ahu, Gültekin, Filiz, Gençtanirim, Dilek // Hacettepe University Journal of Education. -2008. - No 35. - P. 342-350.
31. Deluty R.H. The development, quality and correlates of aggressiveness, assertiveness, and submissiveness in children (Doctoral dissertation, State University of New York at Buffalo, 1980. University Microfilms No. 8016188) // Dissertation Abstracts International. - 1980. - No 41. -P. 347-364.
32. Bandura, A. Relationship of family patterns to child behavior disorders. U.S.P.H. Research Grant Reference No. M-1734 // Progress Report. 1960. June 15.
33. Hargie W, Owen D. Handbook of Communication Skills. - London; New York, 1997.
34. Gottman T.M. Emotional intelligence [on line]. 2004. Available: http://www.worldcongress.org/wcf_spkrs/ hojat.htm
35. Goleman D. Emotionally intelligence: why it can matter more than IQ. - New York, 2005.
36. Children's Self-Assertiveness Skills Based On Parents' Emotional Intelligence / B. Shabgard, O. Rah-mani, E. Rahmani, T. Karimi // Predicting Australian Journal of Basic and Applied Sciences. - 2011. - No 5 (12). - P. 999-1004.
37. Bradberry T., Griavez J. The Emotional Quotient quick book. Translated by: M. Ganji. - Tehran: Savalan press, 2009.
38. Bowlby J. The making and breaking of affection bond. British journal of psychiatry. — 1976. — No 130. — P. 201—210.
39. AinsworthM.D.S., BleharM.C., WatersE, Wall S. Pattern of attachment: Psychological Study of the Strange Situation. — New York, 1978.
40. Dadsetan P. Developmental Psychopathology: From infancy through adulthood. — Tehran: Samt Press, 2001.
41. Tamers L.K. Sex differences in coping behavior: A meta-analytic review and an examination of relative coping // Personality and Social Psychology Review. — 2002. — No 6 (1). — P. 2—30.
42. Mehrabi M, Najaryan B., Bahreini S. The relationship between parenting style with mental health and coordination parts of self-concept // Journal of Psychological of Ahvaz. — 2000. — No 1. — P. 20—31.