Научная статья на тему 'Сопровождение индивидуальной образовательной траектории обучения студентов'

Сопровождение индивидуальной образовательной траектории обучения студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2242
403
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЬЮТОР / ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ТЬЮТОРИНГ / ТЬЮТОРСТВО / ТЬЮТОРАНТ / TUTOR / TUTORIAL ASSISTANCE / TUTORING / STUDENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гончарова Елена Владимировна, Шевченко Таисия Сергеевна

В статье представлен теоретический анализ феномена тьюторинга: исторический и методологический аспекты. Раскрыты организационно-методическое содержание тьюторского сопровождения, основные методы тьюторинга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Assistance to guide students' individual learning trajectories

The article gives a theoretical analysis of the tutor phenomenon: main historical and methodological aspects. The article also reveals the content of tutorial assistance and its key methods.

Текст научной работы на тему «Сопровождение индивидуальной образовательной траектории обучения студентов»

Е.В.Гончарова

Нижневартовск, Россия Т. С. Шевченко

Ростов-на-Дону, Россия

СОПРОВОЖДЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ

Аннотация. В статье представлен теоретический анализ феномена тьюторинга: исторический и методологический аспекты. Раскрыты организационнометодическое содержание тьюторского сопровождения, основные методы тьюторинга.

Ключевые слова: тьютор; тьюторское сопровождение; тьюторинг; тьюторство; тьюторант.________

E.V. Goncharova

Nizhnevartovsk, Russia T.S.Shevchenko

Rostov-on-Don, Russia

ASSISTANCE TO GUIDE STUDENTS’ INDIVIDUAL LEARNING TRAJECTORIES

Abstract. The article gives a theoretical analysis of the tutor phenomenon: main historical and methodological aspects. The article also reveals the content of tutorial assistance and its key methods.

Key words: tutor; tutorial assistance; tutoring; student.

Сведения об авторах: Гончарова Елена Владимировна1, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой методик дошкольного и начального образования; Шевченко Таисия Сергеевна2, кандидат педагогических наук, доцент Института педагогики и психологии.

About the author: Goncharova Elena Vladimirovna1, doctor of Pedagogy, professor, head of the department of Methods of Preschool and Primary Education; Shevchenko Taisia Sergeevna2, candidate of Pedagogy, associate professor of the Institute of Pedagogy and Psychology.

Место работы: 1 Нижневартовский государственный Place of employment: 1 Nizhnevartovsk State Universi-

гуманитарныи университет; университет.______________

Южный федеральный ty of Humanities; Southern Federal University.

Контактная информация: 628605, г. Нижневартовск, ул. Ленина, д. 56; тел. (3466)451042. E-mail: 1 [email protected], 2 [email protected]

Феномен тьюторинга является специфическим для англо-саксонской системы высшего образования, базирующейся на ценности личностной свободы и самостоятельности, ценности знания как необходимого условия этой свободы и самостоятельности, на непринятии любого диктата в отношении выбора содержания и объема получаемого знания, на отрицании возможности и необходимости универсальных образовательных стандартов. Уни -верситеты зародились в качестве альтернативы идеологизированному и выстроенному на принципах религиозного стандарта образованию церковных школ. В них можно было получать «свободное» от канона новое знание, развивать критические способности по отношению к способам его получения. Основным критерием отбора учебного заведения для нецерковного образования был практический — насколько полезным окажется получаемое знание в жизни конкретного студента.

Тьюторство возникло в классических британских университетах — Оксфорде и Кем -бридже, которые представляют собой образец децентрализованного высшего образования, при котором студенты живут и учатся внутри университетского городка на протяжении всего периода обучения. В условиях широкой академической свободы выбора и отсутствия образовательных стандартов студент нуждался в наставнике, который мог бы помочь ему соориентироваться в возможностях учебного заведения и соотнести их с личными потребностями. Поскольку студенты Оксфорда и Кембриджа жили в стенах университета, тьютор отвечал за поддержание отношений студенческого братства с горожанами и городскими властями, выступал посреднической фигурой урегулирования таких отношений. Со временем эта функция урегулирования отношений распространилась и на отношения свободных студентов с такими же свободными преподавателями. Тьютор в диалоге со студентами стал определять, какие лекции и практические занятия им лучше всего посещать, как составить план своей учебной работы, следил за тем, чтобы его ученики выполняли требования

профессоров и были готовы к университетским экзаменам. К XVII в. тьютор стал ключевой фигурой образовательного процесса в Оксфордском и Кембриджском университетах, заменив собой профессуру: собрав вокруг себя 1—2 студентов, выбравших его в качестве своего наставника, он определял круг получаемых ими знаний и сам принимал у них экзамены по итогам освоения предложенных им самим материалов. Другими словами, тьютор представлял собой фигуру, производившую «штучный», «уникальный» образовательный продукт, который не мог быть измерен никакими стандартами и принципиально не мог быть воспроизведен другим тьютором.

Традиционная структура тьюторской системы включает в себя три элемента:

1. Руководство процессом обучения, регулирующее соотношение учебы студентов и работы в свободное время.

2. Моральное наставничество, предполагающее сопровождение жизни студента в университете в самом широком смысле слова.

3. Собственно тьюторство — обучение студента в течение семестра или учебного года по индивидуально выбранной схеме.

Исследователи истоков тьюторства отмечают, что тьютор возникает в университетском образовании как фигура, востребованная именно в открытом и свободном от стандартов образовательном пространстве, наполненном преимущественно авторскими курсами и авторским видением предмета и целей образования. Поэтому трудно себе представить адекватное воспроизведение феномена тьюторства в условиях бюрократической организации университетского образования, выстраиваемого на основе государственных образовательных стандартов и требований потенциальных работодателей, сдобренных вертикальными властными отношениями, гарантирующих обязательное следование этим стандартам. В России, перенявшей прусскую модель университета, обслуживающего интересы государства, а не самообразующихся в свое удовольствие студентов, тьюторских практик не существовало вовсе, и они не могли возникнуть в таких условиях принципиально. В рамках строя русской (допетровской) культуры не было сходного с европейским контекста для возникновения университета, базирующегося на ценности свободы личности и систематической умственной работе. Наставничество складывалось скорее среди домашних учителей, а не среди преподавателей университета — государственных служащих.

Идеи тьюторства в России начали продвигаться только в эпоху перестройки. В 1989 г. руководитель Школы культурной политики П.Г.Щедровицкий провел в Москве первый конкурс тьюторов. Перед ним стояла практическая задача кадрового обеспечения одной из международных образовательных программ, руководителем которой с российской стороны был академик Е.П.Велихов. Через год в «Артеке» П.Г.Щедровицкий прочитал для молодых педагогов из разных регионов цикл лекций о новой педагогической позиции — тьюторстве. С этих пор начала постепенно складываться российская практика тьюторства (школа «Эврика-развитие» г. Томска, инновационная образовательная сеть «Эврика», региональные тьюторские практики в Брянске, Ижевске, Кемерово, Красноярске, Москве, Новосибирске и других городах России).

Под тьюторским сопровождением в варианте П.Г.Щедровицкого понимается педагогическая деятельность по индивидуализации образования, направленная на выявление и развитие образовательных мотивов и интересов учащегося, поиск образовательных ресурсов для создания индивидуальной образовательной программы, на работу с образовательным заказом семьи, формирование учебной и образовательной рефлексии учащегося. Принцип индивидуализации образования означает, что за студентом признается неотъемлемое право на выстраивание собственного образования, собственной образовательной программы, не подчиненной никакому государственному стандарту.

При реализации принципа индивидуализации тьютор фокусируется на осмыслении студентами причин индивидуальных выборов учебных дисциплин из широкого спектра

курсов, предлагаемых университетом в целом. Одной из принципиальных целей тьютора является расширение границ между отделениями и факультетами, выход за пределы стандартных учебных планов, посредством чего студент может самостоятельно собирать личные образовательные модули, наподобие элементов в конструкторе Лего. Любая заранее выстроенная стандартная программа обучения закрывает для учащегося возможность обсуждать другие варианты его движения.

Тьюторская деятельность в высшей школе является осуществлением гуманистической направленности образования, претворением в жизнь индивидуально ориентированного и компетентностного подходов в обучении. Поэтому педагогическим основанием построения модели психолого-педагогического сопровождения может стать личностно ориентированный подход, описанный в работах Е.В.Бондаревской, С.В.Полякова и других, в рамках которого формируется субъектность как наиболее ценное качество личности. Субъект-ность личности проявляется в способности студента стать стратегом своей деятельности, ставить и корректировать цели, осознавать мотивы, самостоятельно выстраивать действия и оценивать их соответствие задуманному, планировать собственную жизнь, успешно общаться с другими людьми.

Психологическим основанием построения модели является субъектно-деятельностный подход (С. Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, О.С.Анисимов и др.). В рамках деятельностного подхода студенты должны максимально активно включаться в образовательную деятельность.

Ключевыми принципами в разработке модели тьюторского сопровождения являются:

1. учет потребностей и интересов студентов в организации образовательного пространства вуза;

2. создание условий для вовлечения студентов в процесс саморазвития;

3. помощь в осуществлении студентами ценностных выборов, личного самоопределения.

Цели тьюторского сопровождения:

— содействие в выборе и реализации ИОТ в рамках вуза;

— формирование субъектности студента в процессе его профессионального становления;

— содействие в приобретении опыта осуществления эмоционально-ценностных отношений в форме личностных ориентаций.

Задачи:

— создание благоприятных социально-психологических и психолого-педагогических условий для обучения в вузе;

— формирование психологической культуры и укрепление психического здоровья студентов;

— помощь в раскрытии личностного потенциала, саморазвитии, самореализации студентов;

— оказание психологической помощи в затруднительных личных ситуациях;

— формирование ключевых компетентностей у студентов: образовательной, личностной, интеллектуальной, коммуникативной, информационной, правовой, профессиональной;

— создание пространства для профессионального самоопределения студента.

Е.В.Гайманова, И.Б.Храпков выделяют следующие функции тьюторского сопровождения:

1. Информационно-содержательная: демонстрация обучающимся способов работы с новым знанием, обучение приемам и методам самостоятельной работы.

2. Контрольно-диагностическая: диагностирование динамики личностных изменений студентов в ходе обучения в вузе; диагностирование затруднений и ограничений; мониторинг усвоения содержания обучения.

3. Организационно-деятельностная: организация различных пространств совместной деятельности студента и тьютора, обучающихся между собой: очных (тьюториалы, воскресные школы, консультации) и виртуальных (интернет-конференции, консультации, письменные работы и др.).

4. Проективная: проектирование ИОТ с учетом интересов, потребностей и возможностей студентов.

5. Рефлексивная: организация рефлексивной деятельности студентов на каждом этапе обучения.

6. Технологическая: интеграция технологий в образовательные стратегии, актуализация и развитие учебно-социально-профессиональной среды.

7. Мотивационная: содействие осознанию студентом возможностей, связанных с удовлетворением его потребностей и достижением личных целей.

8. Консультативная: помощь в освоении навыков обучения: помощь в формировании маршрута обучения; помощь в формировании ИОТ; индивидуальное консультирование обучающегося по содержанию, способам обучения, решению проблем учебной и профессиональной деятельности [3].

Выделяются следующие направления тьюторского сопровождения на разных этапах обучения.

1-й год обучения. Индивидуальное и групповое знакомство со студентами. Психологический мониторинг (углубленное изучение личностных особенностей студентов). Выявление индивидуальных образовательных и личностных запросов студентов. Проведение тренингов личностного развития, направленных на формирование ценностной структуры личности, базовой коммуникативной, образовательной, информационной компетентностей. Помощь студентам в адаптации к условиям обучения в вузе. Организация индивидуальной учебной деятельности, обучение приемам самостоятельной работы. Удовлетворение образовательных и духовных интересов студентов с помощью рекомендаций для чтения и последующего индивидуального обсуждения книг. Исполнение тьютором функции морального наставничества по мере необходимости. Мониторинг усвоения содержания, академического статуса студентов в процессе учебно-методического взаимодействия тьютора с преподавателями. Анализ результатов тьюторского сопровождения студентов.

2—3-й год обучения. В результате индивидуальных собеседований помощь в определении для изучения студентами курсов по выбору тем рефератов и курсовой работы. Продолжение работы по формированию личностной мотивации обучения, организации индивидуальной учебной и внеучебной деятельности, формированию ценностной структуры личности. Исполнение тьютором функции морального наставничества по мере необходимости. Проведение тренингов по формированию коммуникативной, образовательной, информационной, интеллектуальной компетентностей; по формированию умения работать в команде, развитию лидерских качеств, по приобретению студентами опыта эмоционально-ценностного отношения к действительности. Помощь студенту в определении места в подготовке и проведении различных событийных форм организации учебно-научного процесса в вузе для приобретения опыта творческой деятельности. Помощь студенту в выборе конкретной базы практики, исходя из индивидуальных особенностей студента, уже имеющихся у него организационных, коммуникативных и иных компетентностей или потребности в их получении. Мониторинг усвоения содержания обучения, академического статуса студентов в процессе учебно-методического взаимодействия тьютора с преподавателями. Анализ результатов тьюторского сопровождения студентов.

4-й год обучения. Помощь студенту в выборе конкретной базы практики для развития профессиональной компетентности с учетом будущей профессиональной деятельности. Проведение тренингов по формированию профессиональных компетентностей. Помощь студенту в его научно-исследовательской работе, написанию ВКР. Определение базового

уровня компетентности студентов. Помощь студенту с учетом уровня его компетентности в определении конкретного поля будущей профессиональной деятельности. Анализ результатов тьюторского сопровождения студентов.

Образовательное пространство является важной характеристикой образовательного процесса, отражающей основные этапы и закономерности развития образования как фундаментальной характеристики общества, его культурной деятельности, объединяющей идеи образования, создающей образовательную протяженность с образовательными событиями, явлениями по трансляции культуры, социального опыта, личностных смыслов.

Идеи образовательного пространства личности нашли отражение в работах Б.Г.Ананье-ва, Н.В.Андреева, Ф.Э.Зеера, В.Д.Шадрикова и др. Целостное образовательное пространство представляет единой пространство:

— учебной деятельности;

— самостоятельной учебной деятельности;

— социально-воспитательной деятельности;

— ИОТ студента.

Образовательное пространство является необходимым условием обретения личностью индивидуальной траектории развития. Личностно ориентированное образование, для которого характерно субъект-субъектное взаимодействие, становится важным условием развития индивидуальности личности и важнейшим направлением модернизации российского образования.

Взаимодействие характеризуется взаимной поддержкой и взаимной связью явлений. Педагогическое взаимодействие — это непосредственное или опосредованное воздействие субъектов этого процесса друг на друга, порождающее их взаимную обусловленность и связь, выступающее как интегрирующий фактор педагогического процесса, способствующего появлению личностных новообразований у каждого из субъектов этого процесса.

В.А.Сластенин, В.Д.Шадриков, И. С.Якиманская, Е.В.Бондаревская и другие раскрывают проблему личностно ориентированного педагогического взаимодействия как особую форму связи между участниками образовательного процесса, в ходе и результате которого происходит взаимное обогащение интеллектуальной, эмоциональной, деятельностной сфер участников этого процесса, имеющую социально значимый характер.

Основными характеристиками взаимодействия исследователи считают взаимопонимание, взаимовлияние, совместность, при этом взаимодействие сторон является важнейшим средством, способом успешного решения поставленных образовательно-воспитательных и развивающих задач.

Субъект-субъектные отношения — партнерские, поэтому необходимо сотрудничество, активность с обеих взаимодействующих сторон. Для сотруднического взаимодействия характерны знания, опора на положительное в личности, доверительность, доброжелательность, объективность, активность обеих сторон, диалог.

Условиями эффективности субъект-субъектного взаимодействия студента и тьютора являются:

— наличие у субъектов потребности и устойчивых мотивов учебной деятельности, принятие цели и программы деятельности;

— опыт организации и осуществления тьюторской деятельности: теоретическая подготовленность, рациональное планирование, выполнения действий и операций, организация контроля, объективной оценки;

— соответствие содержания и характера деятельности индивидуальным особенностям субъекта, его интересам и возможностям;

— эмоционально-психологическое и физическое состояние субъекта, дистанции при взаимодействии.

Тьюторская деятельность взаимообусловлена кредитно-модульной системой образования, задачами которой являются: повышение уровня учебно-организационной и методической работы образовательного учреждения; повышение мотивации студентов к освоению образовательных программ за счет более высокой дифференцированной оценки их учебной работы; стимулирование регулярной и результативной аудиторной и самостоятельной учебной работы студентов; активизация личностного участия студента в формировании ИОТ; вовлечение в учебный процесс академических консультантов (тьюторов).

Модели взаимодействия тьютора и студентов в образовательном пространстве вуза

Модель 1.

Субъект-субъектное взаимодействие тьютора и студента в учебной деятельности.

Преподаватель----Студент---Тьютор

Проблемы: низкий уровень мотивации учения; низкий уровень адаптации к образовательному процессу вуза; трудность в выполнении самостоятельной работы по предмету; слабые коммуникативные навыки общения с преподавателями и студентами.

Тьютор способствует обеспечению образования уровня подготовки бакалавров, соответствующего требованиям федерального государственного образовательного стандарта.

Модель 2.

Субъект-субъектное взаимодействие тьютора и студента в самостоятельной учебной деятельности.

Тьютор---Студент

Оказание помощи в осознанном выборе стратегии образования; преодоление проблем и трудностей процесса самообразования; оказание помощи в планировании самостоятельной работы, выполнении учебного графика; содействие участию в проектной деятельности и научно-исследовательской деятельности с учетом интересов студента; рефлексивный анализ деятельности студента и его результатов.

Модель 3.

Субъект-субъектное взаимодействие тьютора и студента в реализации индивидуальнообразовательной программы студента.

Тьютор---------------Студент

Диагностика познавательных интересов; персональное сопровождение в образовательном пространстве профильного обучения; создание условий для реальной индивидуализации процесса обучения (составление индивидуальных учебных планов, планирование ИОТ); организация взаимодействия с преподавателями для коррекции индивидуального учебного плана; содействие развитию творческого потенциала студента; контроль ИОТ студента; мониторинг динамики процесса образования; организация индивидуальных и групповых консультаций студентов.

Психолого-педагогическое сопровождение ИОТ студента включает:

— план работы тьютора;

— график индивидуальных консультаций тьютора;

— пакет диагностических методик для изучения личностных и профессиональных проблем студента в процессе обучения;

— схема взаимодействия тьютора с другими субъектами образования;

— модель и программа деятельности тьютора.

Несмотря на различные интерпретации тьюторства, широко представленные сегодня как в международной, так и в отечественной практике, под тьюторством мы понимаем особый тип педагогического сопровождения — сопровождение студента в процессе индивидуализации в ситуации открытого образования. Сопровождение в широком общеупотребительном контексте трактуется как определенное действие. Сопровождать — значит

сопутствовать, идти вместе, быть рядом и помогать. Соответственно, под педагогическим сопровождением понимается такое учебно-воспитательное взаимодействие, в ходе которого студент совершает действие, а педагог создает условия для эффективного осуществления этого действия. Обычно при таком взаимодействии студент совершает действие по заранее известным нормам, а педагогическое сопровождение заключается в корректировке этих норм по отношению к студенту.

Т.М.Ковалева описала этапы тьюторского сопровождения. В самом общем виде на любой возрастной ступени сопровождение представляет собой последовательность взаимосвязанных этапов:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— диагностико-мотивационный;

— проектировочный;

— реализационный;

— аналитический.

Каждый из этих этапов имеет свою специфику, отражающуюся как в содержании деятельности тьюторанта, так и в соответствующих способах работы тьютора. Рассмотрим данные этапы более подробно.

Диагностико-мотивационный этап начинается с первой встречи тьютора со своим подопечным. Студент представляет тьютору свой познавательный интерес, рассказывая о себе, об истории возникновения своего интереса. Тьютор фиксирует первичный образовательный запрос студента, его склонности, показывает перспективы совместной работы в этом направлении, выясняет планы студента и образ желаемого будущего (в зависимости от образовательной ступени, на которой разворачивается тьюторское сопровождение). На данном этапе используются методы и приемы, помогающие тьютору: портфолио, анкетирование, тестирование, свободное интервью, определение начального объема знаний по теме заявленного интереса.

Проектировочный этап направлен на организацию сбора информации относительно зафиксированного познавательного интереса студента. Тьюторант собирает портфолио, посвященный данной теме; по содержанию он представляет собой информационный портфолио. В нем содержатся материалы, предназначенные для дальнейшего совместного анализа тьютором и студентом. В тематический портфолио входят: материалы по истории и теории вопроса; оригиналы авторских работ по предмету; список образовательных ресурсов и возможных информационных источников; рецензии на ранее прочитанное и увиденное, связанное с областью данного интереса; разработанные графики, планы, схемы; маршруты предполагаемой образовательной экспедиции; списки необходимого оборудования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Андреев В.И., Сайкина Е.Н. Развитие лидерских качеств студентов в США: Учебное пособие. Казань, 2004.

2. Буданова Г.П. Тьютору о тьюторстве: модель деятельности тьютора в системе повышения квалификации // Завуч. Управление современной школой. 2007. № 4.

3. Васильева Е.Н. Тьюторство как механизм непрерывного профессионального образования педагога // Стандарты и мониторинг в образовании. 2006. № 6.

4. Гайманова Е.В., Храпков И.Б. Тьюторское сопровождение студентов Института психоанализа. М., 2009.

5. Ковалева Т.М. Гуманитарные технологии и тьюторская практика // Открытое образование и региональное образование: образование как сфера интересов инновационных сообществ. Томск, 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.