ПРАКТИКА
ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА В ИННОВАЦИОННО-РЕФЛЕКСИВНОЙ СРЕДЕ
ВУЗА
TUTOR SUPPORT EDUCATIONAL AND PROFESSIONAL SELF-REALIZATION OF THE FUTURE EXPERT IN INNOVATIVE AND REFLECTIVE OF THE UNIVERSITY ENVIRONMENT
УДК 377
Е.И. ЕРОШЕНКОВА, E.I. EROSHENKOVA,
кандидат педагогических наук candidate of pedagogical sciences
(НИУ «БелГУ») (Belgorod State University)
Аннотация: статья посвящена рассмотрению проблемы развития учебно-профессиональной самореализации будущих специалистов в условиях формирующейся инновационно-рефлексивной среды современных вузов посредством ее тьюторского сопровождения. Авторами дается понятие инновационно-рефлексивной среды вуза, приводятся базовые качества инновационной личности, показатели эффективности соответствующего тьюторского сопровождения. Особое внимание в статье уделяется рассмотрению технологии тьюторского сопровождения учебно-профессиональной самореализации будущего специалиста в инновационно-рефлексивной среде вуза с ее поэтапной характеристикой.
Ключевые слова: тьютор, тьюторское сопровождение, учебно-профессиональная самореализация, инновационно-рефлексивная среда вуза, будущий специалист.
Abstract: the article considers the problems of the development of educational and professional self-realization of the future experts in the emerging innovation and reflective environment of modern universities by her tutor support. The author gives the concept of innovation and reflective environment of the university, are the basic qualities of the individual innovation, performance indicators corresponding tutor support. Much attention is paid to consideration of technology tutor support educational and professional self-realization of the future expert in innovative and reflective of the university environment, with its gradual curve.
Keywords: tutor, tutor support, training and professional self-realization, innovation and reflective environment of high school, the future specialist.
Инновационное образование сегодня является неотъемлемым процессом и результатом учебно-воспитательной работы, стимулирующей и проектирующей новый тип деятельности как отдельного человека, так и общества в целом. В связи с этим деятельность современного вуза, взявшего на себя миссию подготовки субъектов инновационного развития, имеет свою специфику по целеполаганию, содержанию, технологиям, методам, способам управления, обычно повышенного уровня сложности по сравнению с общепринятыми сегодня стандартами [5].
Как показало проведенное нами теоретическое исследование, инновационно-рефлексивная среда вуза рассматривается как внутренняя среда всех участников образовательного процесса, то есть как среда, созданная в вузе, основанная на внедрении инноваций и способствующая формированию инновационно-рефлексивной субъектности студентов и тьюторов в лице преподавателей, научных руководителей
из числа представителей кафедр, учебно-научных инновационных комплексов (УНИК) при их взаимодействии в организации тьюторского сопровождения учебно-профессиональной самореализации будущего специалиста.
Инновационно-рефлексивная субъектность будущих специалистов в контексте развития их учебно-профессиональной самореализации является сложной, многокомпонентной характеристикой личности, в свою очередь состоящей из множества других личностных черт: креативности, активности, высокого уровня субъективного контроля и социальной адаптированности, оптимального уровня тревожности, адекватной самооценки и способности к самоопределению личности.
В современных исследованиях, посвященных инновационной деятельности, анализируются вполне определенные качества личности, необходимые для успешной инновационной деятельности. Специфика инновации как деятельности
ПРАКТИКА
порождает определённый тип личности. Ф. Херц-берг приводит 10 базовых качеств инновационной личности: интеллект; профессиональная компетентность; рациональное поведение в экстремальных ситуациях; независимость суждений; развитая интуиция; творческая активность; приоритет цели перед благополучием; нешаблонность; объективная самооценка; эффективность в ситуации неопределенности.
Готовность тьюторов (преподавателей, научных руководителей из числа представителей кафедр, УНИК) к введению новшеств в процесс развития учебно-профессиональной самореализации студентов предполагает владение методологией педагогического поиска, технологией принятия решения, умением осуществлять выбор инновационной проблемы/ и темы/ исследования, составлять развернутую программу сопровождения развития учебно-профессиональной самореализации студентов в вузе, владение методикой составления авторской программыы и учебного плана, разнообразными способами введения новшеств в педагогический процесс
К основным характеристикам тьюторского сопровождения учебно-профессиональной самореализации будущих специалистов в рамках инновационно-рефлексивной среды вуза относятся гуманность, творческость, гибкость, толерантность, рефлексивность, диалоговость. Необходимо, чтобы студенты проявляли эти качества постоянно в рамках всех микросред в структуре образовательной среды вуза. Особую актуальность приобретают педагогические подходы и технологии, ориентированные не столько на усвоение студентами знаний и умений, сколько на создание педагогических условий, в рамках которых обучающиеся смогут реализовать свои потенциальные возможности и способности. Основным педагогическим результатом становится реализация субъектной позиции обучающихся, проявляющейся в самостоятельности, творческой инициативности и активности их личности.
К показателямэффективности тьюторского сопровождения учебно-профессиональной самореализации студентов в инновационно-рефлексивной среде вуза относятся индивидуализация, свобода выбора, рефлексия, толерантность, кооперация деятельности. Это означает, что цели образования и весь уклад вузовской жизни не навязываются извне, а формируются совместно со студентами и с учетом их индивидуальности, неповторимости, направленности творческой активности; будущие специалисты овладевают новыми способами деятельности на основе свободного выбора, их деятельность носит самобытный творческий характер; целенаправленно организованная рефлексия способствует осмыс-
лению обучающимися собственного ценностного выбора и деятельности; отношения между субъектами образовательного процесса выстраиваются на основе толерантности, признания равенства «другого» и принятия его ценностей, сотрудничества и умения формировать договорные отношения; создается поликультурное пространство, способствующее самопознанию, самообучению, самовыражению и самоопределению студентов на основе совместной деятельности, и коммуникативное пространство, способствующее заинтересованному диалогу будущих специалистов с тьюторами из числа преподавателей, научных руководителей - представителей кафедр, УНИК вуза.
С целью эффективного развития учебно-профессиональной самореализации студентов в инновационно-рефлексивной среде вуза была разработана и реализована соответствующая технология тьюторского сопровождения, которую мы понимаем как процесс взаимодействия тьютора и студента с целью развития учебно-профессиональной самореализации студентов, формирования их творческой инновационно-рефлексивной Я-концепции в учебной, воспитательной, самообразовательной деятельности, особенно в рамках научно-исследовательской деятельности студентов.
Разрабатываемая технология тьюторского сопровождения развития учебно-профессиональной самореализации студентов в инновационно-рефлексивной среде (ИРС) вуза связана с процессом разработки и реализации индивидуальных образовательных маршрутов учебно-профессиональной самореализации студентов вуза и включает в себя 4 этапа: 1) диагностический; 2) проектирующий; 3) деятельност-ный; 4) рефлексивный.
На диагностическом этапе взаимодействие тьютора и будущего специалиста строится на основе доверительных отношений, активного открытого диалога с целью выявления мотивации, субъектного инновационного опыта и индивидуального проблемного поля учебно-профессиональной самореализации студента в инновационно-рефлексивной среде вуза. Тьютор, индивидуализируя и дифференцируя содержание, формы и методы тьюторского сопровождения, актуализирует мотивацион-ный потенциал студентов к учебно-профессиональной самореализации в инновационной деятельности, выявляет содержание, раскрывает его роль и место в Я-концепции будущего специалиста.
Одновременно с этим в процессе индивидуальных бесед, свободных интервью происходит диагностика учебно-профессиональных трудно-
ПРАКТИКА
стей студентов, связанных с их самореализацией в исследовательской работе студентов (ИРС) вуза. На основе полученной информации тьютор учитывает выявленные трудности и пожелания студентов в дальнейшем взаимодействии, выстраивает программу тьюторского сопровождения, в которой намечает направления и определяет круг возможностей для учебно-профессиональной самореализации конкретного студента в ИРС вуза.
С учетом предоставленной тьютором информации и на основе собственных учебно-профессиональных мотивов и склонностей студент совместно тьютором составляет перспективный план развития своей учебно-профессиональной самореализации в инновационной деятельности вуза в виде интеллект-карты [1]. Используя данный метод, тьютор избавляет будущего специалиста от страха забыть, не предусмотреть или потерять какие-то сведения, возможности для самореализации, «утонуть» в море информации об инновационной деятельности вуза. Суть картирования состоит в создании рисунка-образа, в котором студент записывает все идеи, которые ассоциируются с его учебно-профессиональной самореализацией в ИРС вуза. Для этого тьютор совместно с тьюторантом определяют основные аспекты самореализации, взаимосвязанные с ней направления, выстраивают между ними ассоциативные связи, определяют их степень важности. Вследствие составления интеллект-карт у студента стимулируется креативное пошаговое мышление, происходит расширение научных интересов, научной мобильности и рефлексии учебно-профессиональной деятельности.
Хорошо зарекомендовала себя на данном этапе технология актуализации мотивационного потенциала образовательной среды, целью которой является обеспечение тьютором поиска и активизации тех ресурсов инновационно-рефлексивной среды, которые способствуют формированию позитивной внутренней мотивации субъектов учебно-профессиональной самореализации в вузе.
На данном этапе происходит запуск портфо-лио [2]. Тьютор перечисляет студентам возможные рубрики портфолио, оговаривает, какое именно содержание должно быть в них представлено, приводит примерный перечень работ, которые могут войти в портфолио (органайзер, листы наблюдений, рефлексивные журналы, дневники хода исследования, анкеты, отчеты об интервьюировании других, публикации, видеофрагменты, компьютерные программы, грамоты, гранты, знаки отличий и др.).
С целью организации взаимодействия тьютора со студентами на доверительных отно-
шениях, активном открытом диалоге и со-деятельности тьютор предлагает тьюторанту различные технологии обратной связи, предполагающие соблюдение ряда условий: 1) концентрированное внимание к говорящему собеседнику, позволяющее понять не только его слова, но и чувства, поведение в процессе общения (мимику, взгляд, жесты, интонационные сигналы и пр.); установка на взаимодействие и взаимопонимание; 2) эффективное рефлексивное слушание; 3) общение в едином сенсорном канале или с использованием многообразия каналов, т.е. в аудиальном, визуальном и кинестетических сенсорных каналах; 4) самоконтроль, необходимость своими речевым и неречевым поведением помогать собеседнику понять вашу реакцию и отношение к передаваемой информации.
Результатом взаимодействия тьютора и будущего специалиста на данном этапе является позитивная мотивация студентов к учебно-профессиональной самореализации в ИРС вуза.
Основной целью тьюторского сопровождения на проектирующем этапе является идентификация студентом собственной субъектности в процессе выбора направления и проектирования предстоящей инновационной деятельности. Тьютор добивается результативности данной цели через проектирующее направление содержания этапа, предполагающее совместные с будущим специалистом обсуждение и анализ возможной работы по оптимизации развития учебно-профессиональной самореализации студента в ИРС вуза.
Достижению успеха тьюторского сопровождения на данном этапе способствует использование технологии развития позитивности в системе отношений студентов в вузовской среде. Целью применения технологии является достижение позитивности в системе отношений с собой, с сокурсниками, преподавателями, тьютором. Результат технологии предполагает изменения в восприятии и оценивании отношений, эмоциональной и поведенческой реакции на эти отношения.
Задачей тьютора, осуществляющего функцию организатора данного процесса, является предоставление студентам информации по психологии развития личности на этапе ранней взрослости. Основной техникой работы, обеспечивающей процесс учебно-профессиональной самореализации и личностного роста, с нашей точки зрения, должны быть самоанализ, рефлексия, потому что именно так может быть достигнуто гуманистическое единство принципов индивидуальной свободы и ответственности за процесс и результат действий.
ПРАКТИКА
После установления позитивности в системе отношений в вузовской среде, на данном этапе тьютором с целью поиска темы и направления предстоящей инновационной деятельности в процессе индивидуальных и групповых консультаций, диалогово-творческого взаимодействия проводятся различные виды мозгового штурма (обратный, теневой, комбинированный, индивидуальный, челночный, мозговой штурм на доске, в стиле «соло», визуальная мозговая атака), действенные в ситуации сопровождения конкретного студента и приносящие наиболее эффективный результат. Сущностью метода мозгового штурма является упорядочивание, повышение организованности и рационализации творческого процесса. Это позволяет отказаться от эффективного метода проб и ошибок, который предполагает перебор вариантов. В противовес ему метод мозгового штурма разрушает имеющиеся стереотипы и формирует новые шаблоны. Таким образом, уже на данном этапе закладываются основы учебно-профессиональной самореализации студентов в инновационно-рефлексивной среде вуза.
Позитивные результаты в проектировании предстоящего исследования дало также использование эвристических техник интенсивного генерирования инновационных идей [1] (метод морфологического анализа, техника расчленения, метод инверсии, формат одного вопроса, метод номинальной группы, программно-ролевой метод, техника ликвидации тупиковых ситуаций и др.).
Организация игрового проектирования при планировании предстоящей инновационной научно-исследовательской работы позволила осуществить данный процесс с функционально-ролевых позиций, обусловленных совокупностью целей и интересов тьюторского сопровождения. При этом игровое проектирование может включать проекты разного типа: исследовательский, поисковый, творческий, прогностический, аналитический, рефлексивный и др.
На данном этапе продолжается работа по созданию кейса-портфолио [2], определяется вид портфолио (портфолио документов, портфолио процесса, показательное портфолио, рабочее портфолио, «творческая книжка» и др.), что дает возможность студенту совместно с тьютором расставить рефлексивные акценты в учебно-профессиональной самореализации будущих специалистов.
Обращение на данном этапе к методу «информационного лабиринта» [1] позволяет студенту изучить определенную проблематику и выбрать одно из множества альтернативных направлений деятельности, другими словами,
пройти своеобразный лабиринт. Здесь особенно значимой является деятельность тьютора, который продумывает и представляет для рассмотрения тьюторанта различные ситуации и вопросы, касающиеся темы предстоящей инновационной научно-исследовательской работы. Задача студента - принять верное решение согласно фактам данной конкретной ситуации, причем обычно решение надо выбрать из нескольких вариантов. Каждый ответ ведет студента к следующей ситуации и так далее, пока не будет достигнут конечный результат в виде предполагаемой темы исследования.
Результатом тьюторского сопровождения учебно-профессиональной самореализации студентов в ИРС вуза на данном этапе взаимодействия является приобщение будущих специалистов к научно-исследовательской деятельности, идентификация студентом собственной субъект-ности в процессе проектирования предстоящей инновационной деятельности.
Целью деятельностного этапа тьюторского сопровождения является развитие самостоятельности будущего специалиста в решении проблем учебно-профессиональной самореализации в ИРС вуза при реализации плана и проведении инновационной научно-исследовательской работы по выбранной теме. Содержание этапа строится на основе создания ситуаций, событий повседневной учебно-профессиональной самореализации будущих специалистов в ИРС вуза, организации «профессиональных проб» в инновационной деятельности, процессов самооценки студентов, субъект-субъектного взаимодействия студентов и педагогов-тьюторов.
Сопровождающая деятельность тьютора на данном этапе заключается в организации совместной со студентом инновационной деятельности по теме научно-исследовательской работы (НИР) в целях развития самостоятельности последнего в выявлении проблем учебно-профессиональной самореализации и проектировании соответствующих решений. При этом студент активно включается в инновационную научно-исследовательскую деятельность с тьютором в рамках действующей научной школы (кафедры), самостоятельно проводит все или часть теоретического и практического исследования в рамках выполняемой НИР Роль тьютора на данном этапе состоит в реализации консультационной коллективной и индивидуальной работы с будущими специалистами по соответствующей проблематике.
Фиксация результатов проведения НИР студентом происходит в виде кейса-портфолио деятельности. Далее происходит подготовка студентом презентационного портфолио, само-
презентация и защита результатов НИР. Использование тьютором технологии самопрезентации позволяет студенту самореализоваться, донести до заинтересованных слушателей важную и необходимую информацию о результатах инновационной деятельности, аргументированно изложить свою позицию, мнение, точку зрения.
Таким образом, на данном этапе результатом тьюторского сопровождения учебно-профессиональной самореализации студента в ИРС вуза является самостоятельность будущего специалиста в решении проблем учебно-профессиональной самореализации, овладение навыками инновационной деятельности и презентации собственных научных результатов, идентификация себя как исследователей-новаторов.
Цель тьюторского сопровождения на рефлексивном этапе сводится к осознанию студентом значения полученных результатов инновационной деятельности, самоуправлению тьюторан-том целенаправленной активностью в процессе учебно-профессиональной самореализации в инновационно-рефлексивной среде вуза, определению способа дальнейшего использования полученных результатов. Содержание этапа является корректирующим - в формате тьюторского сопровождения реализации студентом вуза индивидуального маршрута учебно-профессиональной самореализации.
Деятельность тьютора заключается в анализе и коррекции развития учебно-профессиональной самореализации будущих специалистов в ИРС вуза, создании ситуаций осмысления и анализа студентами реальных профессионально-инновационных событий в учебно-профессиональной деятельности, стимулировании процессов групповой и индивидуальной рефлексии. С этой целью на данном этапе проводится технология дебрифинга. Цель дебрифинга - не признавать суждения тьютора верными или не верными, а извлечь информацию из анализа совместной деятельности, заставить студента подойти к решению проблемы с различных точек зрения и тем самым дать им больше возможностей для выбора действий.
Для анализа итогов тьюторского сопровождения осуществляется также групповая и индивидуальная рефлексия прошедшей совместной работы, анализ ее эффективности или неэффективности. Индивидуальную и групповую рефлексию в ходе тьюторского сопровождения возможно осуществить с помощью заполнения студентами трансфертных листов [2] оценки совместной инновационной деятельности: 1. Я считаю, что... - Я посоветовал бы... - Особенно удачным является... - Не кажется ли вам, что ... 2. Интересные впечатляющие моменты - Темы,
— ПРАКТИКА
которые наиболее хорошо раскрыты - Общие советы - Главные выводы. 3. Положительно -Советы - Вопросы. 4. Достоинства - Вопросы -Пожелания. 5. Мнение - Уточнение - Вопросы.
После выявления результатов инновационной деятельности и осуществления рефлексии взаимодействия происходит планирование перспектив развития учебно-профессиональной самореализации студентов в инновационно-рефлексивной среде вуза на основе применения технологии формирования уверенности и готовности к самостоятельной успешной профессиональной деятельности.
Данный этап тьюторского сопровождения связан с развитием самоуправления студентом целенаправленной активностью в процессе учебно-профессиональной самореализации в ИРС вуза. Поэтому важно развить у будущих специалистов готовность использовать конструктивные методы в презентации результатов своей учебно-профессиональной самореализации в ИРС вуза и готовности к их практической самореализации. Тьютору необходимо определить, какими стилями самореализации владеют студенты и соответствуют ли эти стили той инновационной сфере, к которой тьюторанты будут привлекаться с целью выполнения в дальнейшем междисциплинарных исследований, исследований, выполняемых в тесном взаимодействии с производством, исследований, выполняемых на базе высокотехнологичного оборудования.
На этом этапе возможно привлечь будущих специалистов к участию в проекте «Студенческий бизнес-инкубатор «Инновация - старт карьеры», целью которого является привлечение студенческой молодежи к процессу создания, разработки и реализации востребованных социально-значимых инновационных проектов.
Результатом тьюторского сопровождения на данном этапе является самоуправление студентом целенаправленной активностью в процессе учебно-профессиональной самореализации в инновационно-рефлексивной среде вуза.
Таким образом, в свете вышеизложенного, перед высшей школой обозначается грандиозная по своим целям задача: развитие учебно-профессиональной самореализации будущих специалистов, обеспечивающей их эффективную инновационную деятельность в условиях будущей профессиональной деятельности. Для выполнения этой своей миссии вуз должен превратиться в некий полигон для формирования облика будущего специалиста и исполнять роль инкубатора, где выращиваются рефлексирующие субъекты инновационного развития. Залогом успеха в выполнении такой миссии может стать специальным образом сформированная
ПРАКТИКА
для этих целей инновационно-рефлексивная среда вуза. Студент должен быть раскрепощен в своих мыслях, чтобы системно анализировать ситуации, придумывать обоснованные альтернативы целесообразных действий и, прогнозируя последствия, предлагать свои решения [3, с. 106-114]. В основе их деятельности целесообразно положить философию субъектов инновационного развития [4, с. 7-28], которая в первую очередь предполагает ответственность за свою деятельность, осознание себя как субъекта,
осуществляющего через свою деятельность и коммуникации разнообразные воздействия на социальную среду. Такая философия должна базироваться на культе рефлексии и доказывать востребованность именно рефлексивного субъекта. Развитие специальных компетенций должно осуществляться в условиях конвергенции знаний, идей, технологий, что может быть реализовано в принципиально новой психологической атмосфере и при широком использовании прогрессивных информационных технологий.
Литература
1. Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии: активное обучение: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Академия, 2009. 192 с.
2. Современные образовательные технологии: учебное пособие / коллектив авторов; под ред. Н.В. Бордовской. - М.: КНОРУС, 2011. 432 с.
3. Анисимов О.А., Цой Л.Н. Социогуманитарное обеспечение инновационного развития образования // Рефлексивные процессы и управление. 2007. № 2. Т. 7. С. 106-114.
4. Лепский В.Е. Исходные посылки и онтологии субъектно-ориентированного подхода к инновационному развитию // Рефлексивные процессы и управление. 2007. № 2. Т. 7. С. 7-28.
5. Тырсиков Д.В. Рефлексивное обеспечение инновационной деятельности // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. 1999. № 3.
References
1. Panfilova A.P. Innovative pedagogical technologies: active training: textbook for stud. ouch. proc. institutions. - Moscow: Academy, 2009. 192 p.
2. Modern educational technology: textbook / group of authors; ed. N.V. Bordovskaia. - M.: KNORUS, 2011. 432 p.
3. Anisimov O.A., Tcoi L.N. Social and humanitarian support of innovation development of education // Reflexive processes and control. 2007. № 2. Vol. 7. P. 106-114.
4. Lepsky V.E. Assumptions and ontology of subject-oriented approach to innovative development // Reflexive processes and control. 2007. № 2. Vol. 7. Р. 7-28.
5. Tyrsikov D.V. Reflexive support of innovation activities // Bulletin of Pyatigorsk state linguistic University. 1999. № 3.
(статья сдана в редакцию 19.09.2016)