УДК 371.4
Шалимова Наталья Александровна
Костромской областной институт развития образования
ТЕХНОЛОГИЯ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ДОСТИЖЕНИЯ УЧАЩИМИСЯ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
В статье обосновывается значимость и актуальность реализации технологии тьюторского сопровождения как средства формирования у современного школьника навыков самообразовательной деятельности, профессионального самоопределения, проектирования индивидуальной образовательной программы, реализации различных сложных моделей социального поведения.
Ключевые слова: тьютор, тьюторское сопровождение, открытое образование, индивидуализация, рефлексия, индивидуальная образовательная программа.
"Т" "Т"аучный руководитель Института стра-I----1 тегических исследований в образова-
нии РАО А.М. Кондаков отмечает, что образование - это системообразующий ресурс социально-экономического и политического развития государства, социокультурной модернизации российского гражданского общества. При этом руководитель проекта по разработке ФГОС уточняет: основная причина, выдвигающая задачу развития образования в центр государственной политики, - поворот к личности обучаемых [9].
В условиях, когда объём информации удваивается каждые пять лет, важно не просто передать знания человеку, а научить его овладевать новыми знаниями и видами деятельности. Таким образом, система образования получает качественно иную задачу: подготовка поколения свободных, обеспеченных, критически мыслящих, уверенных в себе людей [9]. Решение поставленной задачи требует изменения роли участников образовательного процесса: учитель не транслирует готовые знания, а организует индивидуальную и коллективную работу учащихся в инновационной образовательной среде, создаёт условия для формирования компетентности ребенка по освоению новых знаний, умений, навыков на основе универсальных способов деятельности, по существу, выполняя функции педагога-тьютора.
В настоящее время широко распространена практика тьюторского сопровождения в дистанционном обучении, но рассматривать тьюторство как специальную деятельность в образовании, строить дидактические принципы индивидуального подхода и индивидуализации в современной педагогике начали педагоги инновационных общеобразовательных школ (гг. Томск, Ижевск, Красноярск, Новосибирск, Брянск, Бийск)
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2011, Том 17
с 1990 года под руководством профессора Т.М. Ковалевой [6, с. 83].
С 1996 года и по настоящее время в Томске ежегодно проводятся Всероссийские научнопрактические тьюторские конференции, в ходе работы которых складывалась тьюторская идеология. Ведущие учёные нашей страны в сфере индивидуализации образования представляют свой взгляд на проблему тьюторского сопровождения учащихся, подчёркивая уникальность позиции тьютора в современном образовательном учреждении.
П.Г Щедровицкий, руководитель Школы культурной политики, в своём выступлении на I Тью-торской конференции в 1996 году назвал тьютора «героем другой педагогики, прямым антиподом традиционному педагогу» [7, с. 5].
А.И. Адамский, ректор Института проблем образовательной политики «Эврика», отмечает: «Тьюторство - это не роль учителя, который знает ответы на вопросы, которые ребенок ему не задавал. Деятельность тьютора во многом заключается в том, чтобы понять, а в чем детский вопрос ...Так я вижу позицию тьютора, и, на мой взгляд, если она появится в теле нашего образования, тогда можно приблизиться к ответу на вопрос: как возможно такое содержание образования, субъектом которого является человек?» [8, с. 24].
Профессор, доктор психологических наук Б.Д. Эльконин определяет тьюторскую деятельность как посредническую. Посредничество - это ядро, единица любой образовательной формы, в которой человек строит свой собственный образ [10]. Учёный видит задачу реализации тью-торских функций в том, чтобы помогать обучающемуся в освоении и использовании знаний для решения образовательных и жизненных проблем.
© Шалимова Н.А., 2011
22
В определении Н.В. Рыбалкиной, тьютор - это позиция взрослого, который помогает учащемуся строить индивидуальную образовательную траекторию. В отличие от учителя, знающего конечную точку пути, путь и ведущего по нему, это тот, «кто знает, как искать путь», предметом его заботы становится процесс «формирования знания о способе образования» [7, с. 39].
Президент Межрегиональной Тьюторской Ассоциации Т.М. Ковалева уточняет: «Тьютор -это педагог, который работает с принципом индивидуализации и сопровождает построение индивидуальной образовательной программы, а тьюторское сопровождение, соответственно, -это сопровождение процесса индивидуализации в открытом образовании» [3, с. 52].
Выделение тьюторства в отдельную профессию стало одним из закономерных итогов процессов реформирования в отечественном образовании в течение последних лет. В связи с этим важно понять, чем отличаются образовательные позиции тьютора от функций других педагогических работников. В основе взаимодействия тьютора и учащегося лежит субъектная активность школьника [2]. Ученик самостоятельно определяет цели своей образовательной деятельности на основе индивидуальных интересов. Тьютор помогает оформлению образовательной инициативы, осуществляет сопровождение реализации индивидуальных образовательных программ, оказывает помощь в определении эффективности обучения через развёрнутое оценивание: каковы результаты деятельности учащихся, их значение, к каким изменениям они ведут, в чем причины успеха или неудачи. Тьютор работает с уникальным инструментом: рефлексией опыта самообразования учащихся, используя методы рефлексивного обсуждения с учеником приоритетности для него тех или иных проектов, их границ, возможного расширения собственных задач [5].
Такое сопровождение образовательной деятельности позволяет школьнику самому овладевать техниками рефлексивного осмысления построения собственного процесса обучения, реально создавать свою индивидуальную образовательную программу, планировать работу по самовоспитанию, самообразованию, самореализации, что, в конце концов, способствует формированию индивидуальной ответственности школьника за свои знания.
Нерв тьюторской работы, по мнению Л.М. Долговой, в построении образовательного пространства, где выбор опробования своих возможностей человеком - главное содержание. При этом задача тьютора - построить движение подопечного в поле достижений, где существует идеальное (культурные образцы) и реальное (человеческие желания, интересы). Это своеобразное пространство опробования [2]. Оно возникнет, если у ребёнка есть творчески-продуктивная задача.
Тьютором организуется поиск средств для установления, поддержания и развития у каждого учащегося инициативного и авторского отношения к культуре, истории; собственной деятельности. При осуществлении тьюторского сопровождения ученика каждый раз заново должны быть определены особенности его познавательной деятельности, ценностные и социальные стремления, заново найдены средства его самоопределения, проанализированы социокультурные возможности для конкретного образовательного пути [4].
Как утверждает Т.М. Ковалёва, с методологической точки зрения, действия тьютора фактически двухвекторны: одни направлены на «прикрепление» школьника к социокультурным нормам, образцам, ценностям, профессиональным ориентирам, а другие - на максимальное раскрытие потенциала школьника, его личностное самоопределение [4].
Всё вышеизложенное позволяет сделать вывод, что цель работы тьютора - научить подопечного планировать собственную деятельность, осуществлять её анализ, самостоятельно ставить вопросы личностного роста.
Организация тьюторского сопровождения учащихся создает условия для непрерывного образования, длительного участия школьников в постоянно расширяющейся образовательной среде, приобретения учениками ценного опыта выбора уровня, содержания, темпа и сроков образования, видения его перспектив, что точно согласуется с требованиями, предъявляемыми к системе образования обществом, государством и самими учениками. Поэтому технология тью-торского сопровождения рассматривается сегодня как инновационная образовательная практика, обеспечивающая достижение учащимися новых образовательных результатов, связанных с пониманием развития личности как цели и смысла образования [9]:
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 3
23
- готовность и способность к образованию и самообразованию в течение всей жизни;
- сформированность навыков социализации и продуктивного сотрудничества со сверстниками в образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, учебно-инновационной видах деятельности;
- осознанный выбор будущей профессии на основе понимания ее ценностного содержания и возможностей реализации собственных жизненных планов;
- готовность к социальному самоопределению;
- способность к творчеству и созиданию.
Взаимодействие тьютора и обучающегося
в процессе образования опирается на ряд базовых дидактических принципов:
- индивидуализация - учет личностных запросов, особенностей и интересов учащихся;
- открытость - управление собственной познавательной и образовательной деятельностью;
- гибкость - ориентация на расширение контактов, поддержка инициативы в выборе способов деятельности;
- непрерывность - обеспечение последовательного, цикличного, своевременного процесса в развитии познавательного интереса.
Как следует из анализа научной литературы, педагог-тьютор в современном образовательном учреждении должен выполнять следующие функции:
- управленческую: организация и управление самостоятельной образовательной деятельностью обучающегося;
- диагностическую: анализ профессионально значимой информации об особенностях познавательной, мыслительной, образовательной деятельности обучающихся с целью оценки действительного состояния их образовательной деятельности;
- целеполагаюшую: установка и формулировка долгосрочных и краткосрочных образовательных целей обучающихся и долгосрочных и краткосрочных целей деятельности тьютора, направленной на повышение эффективности образования;
- мотивационную: создание и поддержание интереса к образованию и удовлетворению потребности в самоактуализации через образовательную деятельность;
- коммуникативную: установление коммуникаций, создание и поддержание открытого коммуникативного пространства;
- контрольно-рефлективную: оценка эффективности образовательной деятельности обучающихся и собственной профессиональной деятельности, их корректировка, создание условий для осознания обучающимися содержания собственного образования, способов образовательной деятельности;
- методическую: создание необходимых средств для организации тьюторского сопровождения обучающихся, разработка контрольно-диагностических методик, технологий и техник тью-торского сопровождения [6, с. 100].
Опираясь на 15-летние исследования томской научно-практической группы, Т.М. Ковалёва утверждает, что сутью тьюторского сопровождения на всём протяжении существования самой идеи и практики тьюторства является специально организованная тьютором работа по осознанию и выбору обучающимися различных образовательных предложений и составлению своих индивидуальных образовательных программ [5].
Таким образом, основной принцип работы тьютора в современном образовании - это принцип расширения образовательного пространства каждого обучающегося до преобразования этого образовательного пространства в открытое [5].
Итак, актуальность появления в современных школах позиции тьютора обосновывается необходимостью создания условий для реальной индивидуализации образования, что является одним из ведущих направлений модернизации российской системы образования.
Не случайно свою книгу «Столетия тьюторства» Эдвард и Элайн Гордон завершают следующими словами: «Сегодня проблема лучшего школьного обучения требует более широкого изучения тьюторской философии и методов. Эта деятельность не способствует «антишкольному обучению» или «элитарным» установкам, но предлагает жизнеспособный проект по увеличению «продуктивности образования» в классной комнате...» [1, с. 348].
Библиографический список
1. Гордон Э., Гордон Эл. Столетия тьюторства: История альтернативного образования в Америке и Западной Европе. - Ижевск: ERGO, 2008. - 350 с.
2. Долгова Л.М. Тьюторство в аспекте результативности образования [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.thetutor.ru/pro/ articles02. html (дата обращения 02.04.2011).
24
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2011, Том 17
3. Ковалёва Т.М. Практика работы с процессом индивидуализации. Анализ локальных школьных проектов // Школа и открытое образование: концепции и практики индивидуализации: Сб. науч. тр. по материалам IV всерос. науч. конф. / отв. ред. А.О. Зоткин, И.Д. Проскуровская. -Томск: Пилад, 2000. - С. 49-64.
4. Ковалева Т.М. Тьюторское сопровождение в старшей школе как возможность эффективной реализации предпрофильной подготовки и профильного обучения // Теоретические исследования, Москва, 2005. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.thetutor.ru/school/ high_school_article01.htm (дата обращения 15.02.2011).
5. Ковалева Т.М. Открытое образование и современные тьюторские практики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.thetutor.ru/ history/artide02.html (дата обращения 15.02.2011).
6. Организация тьюторского сопровождения в образовательном учреждении: содержание, нормирование и стандартизация деятельности
тьютора: Материалы Всероссийского научнометодического семинара «Стандарты деятельности тьютора: теория и практика» / под ред. Т.М. Ковалёвой. - М.: АПК и ППРО, 2009. - 208 с.
7. Тьюторство: идея и идеология: Материалы 1-ой Межрегиональной тьюторской конференции. - Томск: Томский гос. пед. ун-т, 1996. - 126 с.
8. Тьюторство: концепции, технологии, опыт: Юбилейный сборник посвященный 10-летию тьюторских конференций. - Томск: Типография «М-Принт», 2005. - 296 с.
9. Федеральный государственный стандарт общего образования - основа «Нашей новой школы»: Материалы Интернет-конференции [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.opendass.m/2010/content/136790(дата обращения 21.01.2011).
10. Эльконин Б.Д. Поле и задачи посредничес-
кого действия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.thetutor.ru/school/
high_school_articles.htm(дата обращения 08.09.2010).
УДК 82.0:372.8
Переверзева Инна Игоревна
Курский государственный университет [email protected]
СУЩНОСТНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРОФИЛЬНЫХ КЛАССОВ В ЛИТЕРАТУРНОМ ОБРАЗОВАНИИ
В статье рассмотрена сущностная характеристика коммуникативной компетентности обучающихся профильных классов в литературном образовании, раскрыты ее основные компоненты: мотивационно-личностный, действенно-операционный, креативный, когнитивный, рефлексивный.
Ключевые слова: компетентность, компетенция, коммуникативная компетентность, компоненты коммуникативной компетентности, профильное обучение.
Определения компетенция и компетентность прочно вошли в педагогическую теорию и практику в связи с модернизацией российского образования. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования направлен на овладение не только познавательной, информационно-коммуникативной и рефлексивной деятельностью в качестве суммы знаний, но и на формирование ключевых компетенций личности. Национальная инициатива «Наша новая школа», Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы направлены на введение компетентностного подхода, базой которого
выступают компетенции. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (2010 г.) ориентирован на личностные, метапредметные и предметные результаты, в основе которых лежит овладение компетентностями. Особое внимание уделяется формированию коммуникативной компетентности не только в диалогичном общении, но и в процессе образовательной, общественно-полезной, исследовательской, творческой и других видах деятельности. С введением государственного образовательного стандарта коммуникативная компетенция в ряду других (ценностно-смысловая, общекультурная, учебно-познавательная, информационная,
© Переверзева И.И., 2011 Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 3
25