ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПА ОТКРЫТОСТИ ПРИ ПОСТРОЕНИИ И ПРИМЕНЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
В статье обсуждается вопрос о необходимости реализации принципа открытости в современном образовании. Рассматриваются различные виды тьюторских практик, опирающиеся на технологии открытого образования. Анализируются некоторые организационно-управленческие аспекты использования этих технологий в условиях общеобразовательной школы.
Открытость как качественная характеристика современного российского образования.
Принцип открытости все чаще рассматривается как одна из основных характеристик современного российского и европейского образования в целом. Понятие открытости образования еще продолжает формироваться в современной научной традиции, но интерес к его осмыслению и созданию технологий открытого образования проявляется как в современной педагогической теории, так и в реальной образовательной практике.
Открытость образования - это такой взгляд и такой тип рассуждения, при котором не только традиционные институты (детский сад, школа, вуз и т.п.) имеют образовательные функции, но и каждый элемент социальной и культурной среды может нести определенный образовательный эффект. Сегодня в процессе оптимизации в сфере образования многие образовательные учреждения пытаются
Т.М. Ковалева
Ключевые слова:
открытое образование,
принцип открытости,
индивидуализация,
индивидуальная
образовательная
программа, тьюторское
сопровождение.
принципиально изменить свое внутреннее образовательное пространство: увеличить число факультетов, открыв новые направления подготовки; расширить контингент слушателей; освоить новые образовательные технологии; выстроить межпредметные связи и т.п. В этом случае образовательное пространство для учащихся начинает задаваться уже не столько какой-то определенной, жестко зафиксированной и единой для всех учебной программой, сколько осознанием различных образовательных предложений и их конкретной соорганизацией.
В современной образовательной ситуации формирование осознанного заказа обучающегося на собственный процесс образования становится чрезвычайно важным. Очевидно, что только лишь внешне представленное многообразие разнородных образовательных предложений еще не гарантирует учащемуся реализацию принципа открытости образования. Для того, чтобы принцип открытости образования мог реализоваться, каждому школьнику необходимо владеть культурой выбора и соорганизации различных образовательных предложений в собственную образовательную программу.
Эта задача - использование, с одной стороны, всего возможного ресурса открытого образования и, с другой стороны, построение своей собственной индивидуальной образовательной программы - требует специальных образовательных технологий и работы педагога, обладающего для этого специальными средствами. Таким педагогом, на наш взгляд, является тьютор, который организует тьюторское сопровождение каждого учащегося.
Из истории тьюторства.
Феномен тьюторства тесно связан с историей европейских университетов и происходит из Великобритании. Он оформился примерно в XIV веке в классических английских университетах: Оксфорде и чуть позднее в Кембридже. С этого времени мы можем говорить о тьюторстве как о сложившейся форме университетского наставничества[1].
Английский университет не заботился о том, чтобы все студенты прослушали определенные курсы. Студенты из одних колледжей могли быть слушателями лекций профессоров из других. Каждый профессор читал и комментировал свою книгу. Студенту предстояло самому решать, каких профессоров и какие предметы он будет слушать. Университет же предъявлял свои требования только на экзаменах. Таким образом, студент должен был сам выбрать путь, которым он достигнет знаний, необходимых для получения степени. В этом ему и помогал тьютор [3]. Так как неоспоримой ценностью того времени была свобода (преподавания и учения), тьютор осуществлял функцию посредничества между свободным профессором и
свободным школяром. Ценность свободы была тесно связана с ценностью личности, и задача тьютора состояла в том, чтобы соединять на практике личностное содержание и академические идеалы. Процесс самообразования был основным процессом получения университетских знаний, и тью-торство изначально выполняло функции сопровождения его.
В XVII веке сфера деятельности тьютора расширяется - все большее значение начинают приобретать образовательные функции. Тьютор определяет и советует студенту, какие лекции и практические занятия лучше всего посещать, как составить план своей учебной работы, следит за тем, чтобы его ученики хорошо занимались и были готовы к университетским экзаменам. Тьютор - ближайший советник студента и помощник во всех затруднениях [5].
В XVII веке тьюторская система официально признается частью английской университетской системы, постепенно вытесняющей профессорскую. С 1700 года по 1850 год в английских университетах не было публичных курсов и кафедр. К экзаменам студента готовил тьютор. Когда в конце XIX века в университетах появились и свободные кафедры (частные лекции), и коллегиальные лекции, то за студентом оставалось право выбора профессоров и курсов. В течение XVIII - XX веков в старейших университетах Англии тью-торская система не только не сдала своих позиций, но заняла центральное место в обучении; лекционная система служила лишь дополнением к ней [6].
В 2008 году опубликована книга Эдварда и Элайн Гордон «Столетия тьюторства: история альтернативного образования в Америке и Западной Европе» [2]. В этом первом в России издании зарубежных авторов об истории тьюторства представлено широкое историческое исследование педагогической деятельности через призму индивидуального образования. К сожалению, отдельная глава об истории тьюторства в России в этой книге отсутствует, так как проблема не исследована достаточным образом. В России, действительно, тьюторство долгое время было практически неизвестно, так как отечественная система образования ассимилировала идею университетов значительно позднее, ориентируясь преимущественно на немецкую модель университетского образования. Но отдельные прецеденты отечественной тьюторской практики были.
Во-первых, традиция монастырских наставников - «старцев» и «старчества» на Руси, подробно описанная в романе Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы» (сюжетная линия духовных поисков Алеши Карамазова и наставничества на этом пути старца Зосимы).
Во-вторых, гувернеры в аристократических семьях и организация некоторых образовательных учреждений в дореволюционной России.
В качестве исторического примера приведем В.А.Жуковского и его роль в воспитании наследника престола Романовых Александра Николаевича. Поэт сознательно и целенаправленно готовится к многолетнему исполнению педагогической деятельности, пишет План учения, который был представлен на суд Императора и после тщательного изучения утвержден. Цель воспитания и учения видится поэту как «образование для добродетели».
Еще одним, ставшим уже хрестоматийным примером является история тьюторского сопровождения интереса лицеиста Федора Матюшкина.
Третьим направлением в развитии отечественной тьюторской практики служит сам феномен классической русской литературы и ее исключительной роли в духовной культурной жизни России. Литература, вмещающая в себя функции философии, социально направленной публицистики и даже основы психологической культуры, как оказалось, сама может выполнять роль своеобразного тьютора. (Эта гипотеза была выдвинута и защищена в свое время участниками философского семинара школы «Эврика-развитие» в Томске в 1995 году) [7].
Открытые образовательные технологии и современные тьюторские практики.
В современном образовании тьюторство существует в очной и заочной формах обучения, опирается на открытые образовательные технологии. Открытыми образовательными технологиями являются те образовательные технологии, которые позволяют тьютору реализовывать сопровождение индивидуальных образовательных программ учащихся.
При всем их многообразии они должны обладать, как минимум, тремя важными характеристиками: быть открытыми возрасту, т.е. применяться для работы с любыми возрастными категориями обучающихся; быть открытыми учебному предмету, т.е. позволять работать с любым предметным содержанием; быть открытыми организационно, т.е. работать в любых организационных условиях как в классе, так и во внеурочной деятельности.
В ситуации современного российского образования можно выделить три типа основных тьюторских практик, каждая из которых предлагает собственные основания для соорганизации различных образовательных предложений в индивидуальную образовательную программу.
Тьюторская практика открытого дистанционного образования
(информационный контекст тьюторства). В системе дистанционного образования обосновывается главная цель открытого образования, которая заключается в умении жить в информационном обществе и использовать все его возможности. Моделью открытого образования в данном
случае является сама модель использования человеком информационных технологий, и именно под эту задачу начинает работать тьюторское сопровождение, помогая учащемуся выстраивать обучение, используя навыки работы в Интернет-среде. Одной из ведущих открытых образовательных технологий в данном контексте является технология РКМЧП («Развитие критического мышления через чтение и письмо»).
Тьюторская практика открытого образования (социальный контекст тьюторства). В социальном контексте открытое образование обсуждается в неразрывной связи со становлением открытого общества. В этом случае главной целью открытого образования является умение человека жить в мире, где сосуществуют на паритетных началах разные культуры, присутствуют разные логики и разные типы мышления. Основными качествами при этом становятся толерантность, коммуникативность, умение слушать собеседника, понимание другой точки зрения и построение диалога, умение работать в группе и т.д. Наиболее значимыми открытыми образовательными технологиями в данном контексте являются такие технологии, как «Дебаты», проектирование, технология социально-контекстного образования и др., позволяющие через открытое образование воссоздавать институты гражданского общества.
Тьюторская практика открытого образования как сопровождение индивидуальной образовательной программы (антропологический контекст тьюторства). Открытое образование в антропологическом контексте представляется, в первую очередь, как пространство любых возможных ресурсов для собственного образовательного движения человека. Главная цель открытого образования в этом случае - научить человека максимально использовать различные доступные ресурсы для построения своей образовательной программы. Именно он, как никто другой, являясь заказчиком собственного образования, способен проектировать его содержание и нести связанные с этим риски и ответственность, приобретая в конечном итоге тот или иной уровень и качество образованности.
Тьюторская практика в антропологическом контексте реализует сопровождение всего процесса построения подопечным своей образовательной программы - от работы с его первичным познавательным интересом, через углубление этого интереса за счет образовательных исследований или проектов и специальную работу по формированию этого проекта как образовательного и до тьюторского консультирования в области профессиональных образовательных программ.
Ведущими открытыми образовательными технологиями в данном кон-
тексте являются технологии ситуативного анализа, исследования и проектирования, «Портфолио».
Конечно, в процессе реализации своей индивидуальной образовательной программы учащийся объединяет различные образовательные контексты, но при обсуждении содержания тьюторской деятельности очень важно понимать, какой тип педагогической практики разворачивает тьютор и в связи с этим на какие открытые образовательные технологии он преимущественно опирается в своей работе.
К построению модели тьюторского сопровождения.
Опираясь на 20-летние исследования нашей научно-практической группы (см. www.thetutor.ru), мы считаем, что сущностью тьюторского сопровождения на всем протяжении существования самой идеи и практики тьюторства является специально организованная тьютором работа по осознанию и выбору учащимися различных образовательных предложений и составлению ими своих индивидуальных образовательных программ.
Таким образом, основной принцип работы тьютора в современном образовании - это принцип «расширения» образовательного пространства каждого учащегося.
Пространство работы тьютора графически можно изобразить в виде трех взаимно перпендикулярных координатных осей X, У, Ъ, задающих соответственно векторы тьюторского действия.
Х - социальный вектор,
У - предметный вектор,
Ъ - антропологический вектор.
Рассмотрим каждый из них подробнее.
Х - социальный вектор тьюторского действия.
Данный вектор тьюторского действия предполагает работу с множеством образовательных предложений, связанных с инфраструктурой тех или иных образовательных учреждений.
Находясь в одной из точек образовательной инфраструктуры, обучающийся часто даже не предполагает об образовательных возможностях инфраструктуры образовательного учреждения в целом. Задача тьютора состоит в том, чтобы вместе со своим тьюторантом увидеть и проанализировать всю инфраструктурную карту образовательных предложений с точки зрения их ресурсности для реализации индивидуальной образовательной программы.
У - предметный вектор тьюторского действия.
Этот вектор указывает на направленность работы тьютора с «предметным материалом», выбранным его тьюторантом. Так как предметные
границы всегда в большей или меньшей степени условны, то при работе в предмете, осваиваемом учащимся (биология, математика, литература...), зачастую необходимо привлекать знания других предметных областей и тем самым расширять границы самого предметного знания. Изменение границ предметного знания становится направлением специальных тью-торских консультаций и вносит коррективы в реализацию индивидуальной образовательной программы каждого учащегося.
Ъ - антропологический вектор тьюторского действия.
Говоря о реализации собственной индивидуальной образовательной программы, каждый учащийся должен понимать, какие требования реализация этой программы предъявляет именно к нему и на какие свои качества он может опереться. Тьютор в этом случае лишь помогает увидеть и обсудить антропологические требования индивидуальной образовательной программы. Конечный же выбор всегда остается за самим учащимся: принимать данный антропологический вызов или корректировать свою образовательную программу на основании сформированных ранее качеств.
Таким образом, работа тьютора в каждом из указанных нами направлений позволяет школьнику увидеть свое образовательное пространство как открытое и начать эффективно использовать его потенциал для построения своей собственной индивидуальной образовательной программы.
Некоторые аспекты нормативно-правового оформления тьюторской деятельности в школе [4].
Эффективность работы тьютора во многом зависит от организационно-управленческих возможностей конкретного образовательного учреждения, где он работает. Внесение профессии тьютора в реестр профессий в 2008 году позволяет сегодня в России ввести эту должность в штатное расписание школы или вуза и оплачивать его работу из бюджетных средств. Если концепция или программа развития школы предусматривает организацию профильного обучения в старшей школе по индивидуальным программам, то целесообразно ввести должность тьютора в раздел «Педагогические работники» штатного расписания школы для организации тьюторского сопровождения индивидуальных образовательных программ учащихся старшей школы. В таком случае администрации школы необходимо прописать тарификационные характеристики новой должности и условия оплаты труда.
Основной задачей всего педагогического коллектива школы при реализации программы, включающей индивидуализацию обучения и тью-торское сопровождение, становится создание в школе такой комплексной системы педагогической работы, которая бы совмещала инициативную и
во многом еще экспериментальную деятельность тьюторов с процессами ее нормативного оформления, анализом и планированием образовательных результатов тьюторской работы. Задачами школьной управленческой команды, в свою очередь, является совместная с самими тьюторами разработка функционала тьютора, создание условий для реализации различных тьюторских проектов; организация внутри педагогического коллектива анализа и рефлексии тьюторской работы. Для координации этих задач в школе необходимо создать структуру, объединяющую тьюторов - методическое объединение тьюторов, или тьюторский Совет.
Существующее положение для образовательных учреждений предусматривает как введение специальной должности "тьютор", так и возможность реализации тьюторского сопровождения педагогом, имеющим тью-торскую компетентность. Юридическое оформление тьюторской работы осуществляется в зависимости от нормативно-правовых и экономических возможностей учреждения (образовательной организации): либо за счет расширения или изменения существующих должностных обязанностей социального педагога, школьного психолога и др. в условиях профильного обучения, либо за счет выделения специальной позиции тьютора и заключения с ним отдельного трудового договора (контракта).
Должностная инструкция тьютора в школе в условиях обеспечения процесса индивидуализации предполагает работу по нескольким основным направлениям: способствовать проявлению и реализации учебной и общественной инициативы при выборе и освоении программы обучения; создавать условия для формирования индивидуальных учебных планов учащихся с учетом образовательных и профессиональных интересов и планов на будущее; организовывать коммуникацию с учащимся, направленную на анализ выбора, результатов, корректировку индивидуальных учебных планов.
Для учащегося тьютор появляется в образовательном пространстве школы либо в результате административного решения (назначения и закрепления тьютора за определенной группой учащихся), либо в результате выбора тьютора самим учащимся. Основанием для такого выбора является желание учащегося работать по конкретной теме именно с конкретным педагогом, основанное на опыте предыдущих контактов школьника, коммуникативной совместимости, общности предметных интересов. В зависимости от существующих организационных и временных ресурсов количество школьников у одного тьютора может варьироваться от одного учащегося до группы наполняемостью до 30 человек. При этом группа может быть как одновозрастной и состоять, например, из учащихся одного класса (парал-
лели), так и разновозрастной, объединяющей ребят с общими познавательными интересами.
Поскольку основная форма работы тьютора - индивидуальные и групповые консультации, то количество тьюторантов может рассчитываться, исходя из оптимальной почасовой нагрузки тьютора с учетом того, что каждый учащийся должен иметь возможность часовой тьюторской консультации не реже двух раз в месяц.
Таким образом, сегодня в условиях возвращения к ценностям личного выбора в рамках школьного образования становится все более важным обращение к личной ответственности учащегося за свой учебный опыт, принятие решений о своем дальнейшем образовании, помощь в осуществлении самообразования. На наш взгляд, этим сегодня и продиктован в большей степени возродившийся в педагогической среде интерес к реализации принципа индивидуализации и различным тьюторским практикам, а также процессу освоения новой тьюторской профессии в российском образовании.
Литература
1. Барбарига А.А., Федорова, И.В. Британские университеты: Учеб. пособие для пед. институтов. - М.: Высш. Школа, 1979 .
2. Гордон Эд., Гордон Эл. Столетия тьюторства. - Ижевск, 2008.
3. Иностранные университеты. Вып. I. Университеты Англии и годы студенчества знаменитых людей / Под ред. Л.А. Богдановича. - М., 1899.
4. Ковалева Т.М. О деятельности тьютора в современном образовательном учреждении //Организация тьюторского сопровождения в образовательном учреждении: содержание, нормирование и стандартизация деятельности тьютора: Материалы Всерос. научно-метод. семинара. - М.: АПКиППРО, 2009.
5. О началах английского университетского воспитания. Пер. с англ. М.И. Попова.- М., 1859.
6. Пилипчевская Н.В. Тьюторская деятельность: теория и практика. -Красноярск, 2009.
7. Тьюторство: концепции, технологии, опыт: Юбилейный сборник, посвященный 10-летию тьюторских конференций. 1996-2005.- Томск, 2005.
8. Щедровицкий П.Г. Очерки по философии образования. - Кемерово, 1993.