3. Ковалёва Т.М. Практика работы с процессом индивидуализации. Анализ локальных школьных проектов // Школа и открытое образование: концепции и практики индивидуализации: Сб. науч. тр. по материалам IV всерос. науч. конф. / отв. ред. А.О. Зоткин, И.Д. Проскуровская. -Томск: Пилад, 2000. - С. 49-64.
4. Ковалева Т.М. Тьюторское сопровождение в старшей школе как возможность эффективной реализации предпрофильной подготовки и профильного обучения // Теоретические исследования, Москва, 2005. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.thetutor.ru/school/ high_school_article01.htm (дата обращения 15.02.2011).
5. Ковалева Т.М. Открытое образование и современные тьюторские практики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.thetutor.ru/ history/artide02.html (дата обращения 15.02.2011).
6. Организация тьюторского сопровождения в образовательном учреждении: содержание, нормирование и стандартизация деятельности
тьютора: Материалы Всероссийского научнометодического семинара «Стандарты деятельности тьютора: теория и практика» / под ред. Т.М. Ковалёвой. - М.: АПК и ППРО, 2009. - 208 с.
7. Тьюторство: идея и идеология: Материалы 1-ой Межрегиональной тьюторской конференции. - Томск: Томский гос. пед. ун-т, 1996. - 126 с.
8. Тьюторство: концепции, технологии, опыт: Юбилейный сборник посвященный 10-летию тьюторских конференций. - Томск: Типография «М-Принт», 2005. - 296 с.
9. Федеральный государственный стандарт общего образования - основа «Нашей новой школы»: Материалы Интернет-конференции [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.opendass.ru/2010/content/136790(дата обращения 21.01.2011).
10. Эльконин Б.Д. Поле и задачи посредничес-
кого действия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.thetutor.ru/school/
high_school_articles.htm(дата обращения 08.09.2010).
УДК 82.0:372.8
Переверзева Инна Игоревна
Курский государственный университет [email protected]
СУЩНОСТНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРОФИЛЬНЫХ КЛАССОВ В ЛИТЕРАТУРНОМ ОБРАЗОВАНИИ
В статье рассмотрена сущностная характеристика коммуникативной компетентности обучающихся профильных классов в литературном образовании, раскрыты ее основные компоненты: мотивационно-личностный, действенно-операционный, креативный, когнитивный, рефлексивный.
Ключевые слова: компетентность, компетенция, коммуникативная компетентность, компоненты коммуникативной компетентности, профильное обучение.
Определения компетенция и компетентность прочно вошли в педагогическую теорию и практику в связи с модернизацией российского образования. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования направлен на овладение не только познавательной, информационно-коммуникативной и рефлексивной деятельностью в качестве суммы знаний, но и на формирование ключевых компетенций личности. Национальная инициатива «Наша новая школа», Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы направлены на введение компетентностного подхода, базой которого
выступают компетенции. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (2010 г.) ориентирован на личностные, метапредметные и предметные результаты, в основе которых лежит овладение компетентностями. Особое внимание уделяется формированию коммуникативной компетентности не только в диалогичном общении, но и в процессе образовательной, общественно-полезной, исследовательской, творческой и других видах деятельности. С введением государственного образовательного стандарта коммуникативная компетенция в ряду других (ценностно-смысловая, общекультурная, учебно-познавательная, информационная,
© Переверзева И.И., 2011 Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 3
25
социально-трудовая и личностного самосовершенствования) в полной мере вошла в образовательные программы.
Современный психолого-педагогический анализ понятий компетентность и компетенция позволяет рассматривать компетентность как личностное новообразование, возникающее в ходе эффективного использования компетенции, где результативность компетенции будет основана на отражении динамики изменений индивидуальных и общественных требований, предъявляемых к конечному продукту деятельности.
В последних психолого-педагогических исследованиях коммуникативная компетентность рассматривается как сложное личностно-психологическое новообразование, поэтому существуют различные подходы к определению его сущности и структуры.
Коммуникативная компетентность является основой коммуникации, опирается на коммуникативные знания, умения, навыки личности и формируется с учетом целей и задач коммуникации, коммуникативных потребностей, когнитивного опыта и индивидуально-личностных качеств.
Рассмотрение коммуникативной компетентности в социокультурном и педагогическом аспектах, позволяет определить ее как интегративную характеристику личности, которая проявляется в возможности диалогичного соприкосновения культуры поведения, индивидуальных вербальных и невербальных особенностей личности с определенной коммуникативной деятельностью, возникающей в конкретной речевой ситуации.
С педагогической точки зрения коммуникативную компетентность определяет «конгломерат знаний, языковых и неязыковых умений и навыков общения, приобретаемых в ходе естественной социализации, обучения и воспитания» [2, с. 21]. С помощью создания оптимальной педагогической среды обучения и необходимости осуществлять постоянную рефлексию, которая подпитывает саморазвитие личности, происходит проектирование индивидуальной траектории формирования коммуникативной компетентности.
На стратегическом уровне коммуникативную компетентность определяют коммуникативные способности, коммуникативные умения и коммуникативные знания. В процессе формирования коммуникативной компетентности личность приобретает коммуникативную способность - «природную одаренность человека в об-
щении и коммуникативную производительность», овладевает коммуникативными знаниями, применяя методы и приемы для осуществления индивидуальной стратегии общения, реализует коммуникативные умения слушать, понимать, самовыражаться и действовать [5, с. 66].
Проведенный анализ современных исследований, посвященных разработке категории «коммуникативная компетентность», позволяет сделать вывод, что компетентность является личностной характеристикой человека и показывает, насколько он овладел профессиональными навыками и может их применять, а компетенция - совокупность профессиональных качеств, которыми выпускник должен обладать для качественного выполнения той или иной работы.
Таким образом, под коммуникативной компетентностью учащихся профильных классов понимается целостное индивидуально-психологическое интегративное образование, включающее способность определять цель и мотивацию, лежащую в основе коммуникации; реализовывать и оценивать вербальные, невербальные, па-ралингвистические средства коммуникантов, различные приемы и методы коммуникативной деятельности; выстраивать стратегию поведения, гибко реагируя на ситуацию общения и соблюдая коммуникативную культуру; использовать инициативность, самореализацию, умение адаптироваться к ситуации, принимать решения в зависимости от ситуации и нести ответственность за них, обладая способностью получать и усваивать новые знания и умения; креативно выражать свое мнение как в устной, так и письменной форме; постоянно осуществлять рефлексивную деятельность для саморазвития личности.
Для формирования коммуникативной компетентности в литературном образовании учащихся профильных классов необходимо выделить следующие компоненты: мотивационно-личностный, действенно-операционный (стратегическое проектирование коммуникации, реализация коммуникации), креативный, когнитивный, рефлексивный. Кратко охарактеризуем выделенные компоненты.
Мотивационно-личностный компонент направлен на приобретение коммуникативного опыта, необходимого для самоопределения личности, под которым понимают «обретение человеком своего ценностно-смыслового единства и его реализация» [4, с. 45]. В профильных клас-
сах происходит подсознательное проектирование будущей деятельности, где профессиональную востребованность отражают умения личности анализировать и использовать полученную информацию, создавать собственный текст высказывания в зависимости от речевой ситуации, решать возникающие проблемы, используя коммуникативную компетентность. Современное понимание компетентной личности можно проиллюстрировать следующими качествами: мобильность, коммуникабельность, толерантность, ответственность за высказанное мнение, способность получать и применять знания, аргументировано строить процесс общения.
Изучение на уроках литературы художественных произведений позволяет учащимся, окунувшись в эмоциональные переживания героев, анализируя мотивы их поступков и специфику речевых актов, приобретать навыки коммуникации.
Особенностью формирования коммуникативной компетентности у учащихся в профильном обучении является ее направленность на успешную социальную адаптацию личности и выработку умений, необходимых для дальнейшей профессиональной востребованности конкурентоспособного специалиста, моделирование учебной деятельности с учетом основных компетентностей личности, реализуемых в социуме. Результатом такой работы является успешный переход учащихся от школьной модели обучения к вузовской, ориентированной на самопострое-ние дальнейшей траектории развития.
Спецификой действенно-операционного компонента в литературном образовании учащихся профильных классов будет являться постоянное осуществление коммуникативной деятельности и рефлексивного анализа на двух этапах: как в стратегическом проектировании коммуникации, так и в плане реализации коммуникации.
Стратегическое проектирование коммуникации. Многие ученые сходятся во мнении, что коммуникативные стратегии отражают когнитивные познания личности (запас полученных знаний) и вбирают в себя тактику, навыки (приемы), которые будут реализовываться для достижения намеченного результата (ван Дейк Т. А., А.А. Залевс-кая, О.С. Иссерс, Г.А. Копнина, А.А. Леонтьев).
Диалогическая природа литературного образования позволяет учащимся профильных классов проектировать оптимальную линию стратегического поведения для достижения намеченной
цели коммуникации, очерчивать временные границы ситуации, анализировать цели и задачи общения, соотносить ролевые позиции участников, находить альтернативные пути преодоления возникающих затруднений.
Реализация коммуникации. Профильное обучение создает условия для личностного роста и позволяет проектировать учащимся свою линию развития коммуникации, которая реализуется в речи и имеет многоярусную структуру (от фонемы до текста, интертекста и гипертекста). Язык художественной литературы является закодированным полотном, способствующим формированию мировоззрения, когнитивного опыта личности, толерантного отношения к собеседнику. Эмоциональный отклик на прочитанное является базой для возникновения диалога, который позволяет в дискуссионной форме анализировать полученную информацию.
Креативный компонент позволяет актуализировать будущие жизненные и профессиональные планы с учетом социокультурных изменений, происходящих в обществе и влияющих на современную личность. У учащегося появляется возможность в различных видах деятельности развить способности, склонности и устремления, самоопределиться с ремеслом и попробовать себя в качестве эффективного работника.
Целостное развитие коммуникативной компетентности личности в профильных классах в литературном образовании возможно только тогда, когда процесс обучения строится по модели естественного речевого общения в творческой среде. В процессе овладения рецептивными и продуктивными видами речевой деятельности в литературном образовании учащиеся приобретают следующие коммуникативные навыки: соотносят высказывание с темой, самостоятельно формулируют главную мысль текста, логически выстраивают структуру собственного текста, владеют различными типами речи с дифференциацией использования языковых средств, создают и редактируют текст в определенном стиле.
Когнитивный компонент создает условия для развития у учащихся способности к целепо-лаганию, мотивации, рефлексии и самореализации, творчеству, выбору стратегии поведения, умению общаться и усваивать новые знания. Своеобразным продуктом коммуникативной компетентности выступает коммуникативная личность, обладающая богатым когнитивным опы-
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 3
27
том, высоким уровнем коммуникативных и риторических умений, набором коммуникативных стратегий, тактик, навыков (приемов), устойчивым стремлением к самосовершенствованию и самореализации.
Когнитивный опыт общения социален, так как включает нормы и ценности культуры и индивидуален, потому что в нем реализуются коммуникативные способности личности. Гуманитарное познание диалогично по своей природе, оно предполагает использование таких психологических процессов как внимание и память, воображение и мышление. Литературный анализ в таком контексте основывается на сотворчестве участников и опирается на языковую личность читателя, которая должна ответить на возникающие вопросы, предположения, используя авторские сигналы в тексте, прогнозируя развитие сюжета и характеры героев и определяя мотивы их поступков.
Рефлексивный компонент можно представить «основным механизмом развертывания нашего мышления», в котором происходит взаимодействие мыслительной деятельности и коммуникативной компетентности [6, с. 289].
В процессе литературного анализа, базой которого выступает художественное пространство текста, читатель-школьник активно включает рефлексивный анализ своего «Я». Эстетическое восприятие дает толчок для интеграции мыслей и чувств читателя с художественным вымыслом автора, в результате чего ученик преломляет существующую реальность, рисует собственную текстовую картину действительности на основе личного читательского и жизненного опыта. Изначально рефлексивный текст будет представлять собой «диалог «Я» и «другого Я»» на подсознательном уровне с последующей реализацией в речевой деятельности учащегося [3, с. 138].
Учащиеся создают целостное представление о произведении на основе диалога с автором. В таком диалоге текст выступает «продуктом речевой деятельности писателя», с одной стороны, и рефлексии читателя - с другой [1, с. 3]. Это позволяет читателю понять отношения между автором и персонажами художественного произведения, анализировать внутренние переживания и поступки героев, выделять особенности идиос-тиля писателя.
Итак, сущностной характеристикой коммуникативной компетентности обучающихся про-
фильных классов в литературном образовании является ее интегративность, динамичность и личностная направленность. В основе коммуникативной компетентности лежит использование речевых стратегий и тактик в соответствии с возникающими ситуациями общения. Формирование коммуникативной компетентности в литературном образовании осуществляется в педагогической среде на основе диалога, что позволяет рассматривать ее в качестве гуманистической характеристики личности.
В результате овладения коммуникативной компетентностью в литературном образовании учащиеся профильных классов должны обладать способностью к саморазвитию и личностному самоопределению, проектированию жизненных планов, владеть необходимыми компетенциями для реализации учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности, уметь самостоятельно определять цели обучения, планировать пути их достижения, используя различные альтернативы, уметь обобщать, классифицировать, сроить логические высказывания в соответствии с ситуацией речевой коммуникации, обладать мировоззрением, отражающим современное состояние развития науки, культуры и общества, ориентироваться в профессиональных навыках, способствующих достижению потребностей личности.
Библиографический список
1. Антонова Е. С. Обучение читательской деятельности: ^1Х классы // Русская словесность. -2010. - № 4. - С. 3-8.
2. Балакина Л.Л. Педагогические принципы реализации коммуникативного подхода в организации урока и формирование коммуникативной компетентности учащихся: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - Томск, 2010. - 40 с.
3. Библер В.С. Мышление как творчество: (Введение в логику мыслительного диалога). - М.: Политиздат, 1975. - 399 с.
4. Гинзбург М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения // Вопросы психологии. - 1994. - N° 3. - С. 45-52.
5. Сидоренко Е.В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии. -СПб.: Речь, 2008. - 208 с.
6. Щедровицкий Г. П. Процессы и структуры в мышлении: (курс лекций) // Из архива Г. П. Щед-ровицкого. Т. 6. - М., 2003. - 320 с.