ИННОВАЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ
УДК 37.018.46
ТЕХНОЛОГИЯ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ
КАК ОТКРЫТАЯ СИСТЕМА
© 2010 г. Н.И. Городецкая, Г.А. Игнатьева
Нижегородский институт развития образования [email protected]
Поступила в реаакцию 12.01.2010
Рассмотрена педагогическая практика тьюторского сопровождения дистанционного повышения квалификации педагогов. Технология тьюторского сопровождения представлена как открытая образовательная система, процессуальной основой которой является построение индивидуального образовательного маршрута профессионального развития педагогов.
Ключевые слова: непрерывное образование, открытая система, инновационные процессы, повышение квалификации, дистанционные образовательные технологии, тьюторское сопровождение, информационно-образовательная среда, индивидуальный образовательный маршрут.
Развитие современных педагогических практик тьюторского сопровождения в системе российского образования во многом связано со сменой социокультурной образовательной парадигмы, ориентированной на полноценное удовлетворение все возрастающих запросов потребителей образовательных услуг. Это обусловливает необходимость внедрения инновационных образовательных технологий, направленных на поддержание вариативности и индивидуализации обучения, что само по себе определяет процессы внедрения технологий сопровождения в образовании. Реализация процесса обучения на основе индивидуальных образовательных программ способствует становлению открытых образовательных систем, активизирует процессы модернизации образования, направленные на наиболее полное удовлетворение социальных заказов на обучение.
В системе повышения квалификации работников образования инновационным механизмом реализации вариативного и индивидуализированного обучения является разработка модульных образовательных программ, позволяющих педагогам выстраивать индивидуальный учебный план, адекватный их запросу на профессиональное развитие. Применительно к системе дистанционного повышения квалификации условиями реализации механизмов вариативности, индивидуализации обучения, ак-
тивизации процессов самообучения, профессионального развития педагога выступают принцип свободы выбора обучаемым дистанционного курса и организации тьюторского сопровождения учебного процесса.
Анализ проблем, возникающих при внедрении дистанционных образовательных технологий в систему повышения квалификации, актуализирует поиск эффективных путей реализации основной концептуальной идеи дистанционного обучения: предоставление качественных образовательных услуг по месту жительства обучаемых в соответствии с их образовательными потребностями. В контексте решения возникающих в связи с этим задач мы переосмыслили идею тьюторского сопровождения и ее возможного использования в системе дистанционного обучения работников образования. Тьюторское сопровождение дистанционного курса повышения квалификации мы представляем как управленческую технологию организации целенаправленного взаимодействия преподавателя дистанционного курса повышения квалификации, тьюторов и обучающихся педагогов, включающую последовательную смену видов деятельности от проектирования содержания дистанционного курса повышения квалификации до построения индивидуальных образовательных маршрутов и получения эффекта профессионального развития педагога.
Целенаправленное проектирование и распространение различных форм дистанционного образования взрослых, создание информационнообразовательной среды постдипломного образования, ориентированной на профессиональное развитие педагогов, определяют условия и механизмы тьюторского сопровождения дистанционного повышения квалификации педагогов в соответствии с принципом открытости. Открытость образования предполагает гармоничную интеграцию различных технологий обучения, способствующую повышению эффективности образовательного процесса, ориентированного на наиболее полное удовлетворение образовательных потребностей обучаемых.
Рассматривая постдипломное образование педагога как подсистему непрерывного образования взрослых, вбирающую в себя множество образовательных практик в разных институционных формах, мы определили в качестве концептуального основания технологии построения инновационных процессов данной подсистемы принцип открытости, позиционируемый как системообразующий принцип реализации технологии тьюторского сопровождения дистанционного повышения квалификации педагогов.
Системообразующий принцип открытости постдипломного образования на основе его информатизации и компьютеризации предполагает освоение инновационных наукоемких образовательных технологий, позволяет каждому педагогу выработать собственную образовательную траекторию, приступить к созданию виртуальных институтов и образовательных центров и развертыванию глобальной системы дистанционного образования педагогов. Системообразующий принцип открытости постдипломного образования педагогов обеспечивает единство и преемственную связь всех звеньев образования, совместно и скоординированно решающих задачи социализации, общекультурного и профессионального развития. Это позволяет каждому гражданину становиться действительным субъектом своего образования, профессионального развития и саморазвития, а также удовлетворять профессиональные потребности педагога в оказании образовательных услуг, предполагающих освоение новых профессиональных и общекультурных компетенций, способствующих более эффективному выполнению профессиональной деятельности.
В соответствии с принципом открытости систему дистанционного повышения квалификации педагогов можно определить как совокупность организационных, телекоммуникационных и научно-методических ресурсов, вовле-
ченных в создание и практическое осуществление образовательных программ профессионального развития педагогов с использованием дистанционных образовательных технологий.
В этом контексте, опираясь на исследования В.П. Тихомирова, Л.Г. Титарева, В.В. Ярных, В.И. Солдаткина, Ж.Н. Зайцевой, А.В. Хороши-лова, Ю.Б. Рубина, Т.В. Рябушенко, А.А. Анисимова, В.С. Лазарева, Б.П. Мартиросяна, систему дистанционного повышения квалификации педагогов можно представить как открытую образовательную систему, включающую специфические входы, процессы и выходы, обладающую свойствами целостности и новым качеством дополнительного профессионального образования педагога. Ведущим способом существования открытой системы дистанционного повышения квалификации педагогов во внешней среде мы рассматриваем тьюторское сопровождение как управленческую технологию, все или некоторые элементы которой взаимодействуют не только друг с другом, но и с внешней средой.
Приведенная выше характеристика системы дистанционного повышения квалификации педагогов как системы открытого типа, компоненты которой взаимодействуют не только друг с другом, но и с внешней средой, позволила нам представить модель системы тьюторского сопровождения дистанционного повышения квалификации педагогов и сделать вывод о необходимости создания оптимальных условий разработки комплекса средств и механизмов, позволяющих получить эффект профессионального развития педагога.
Определение условий построения эффективной системы тьюторского сопровождения требует ответа на вопрос, от чего зависит характер, содержание и протекание процессов, составляющих основу построения и функционирования системы тьюторского сопровождения дистанционного повышения квалификации, ориентированной на профессиональное развитие педагога в информационно-образовательной среде.
В ходе исследования нами было выявлено, что наиболее важными условиями функционирования системы тьюторского сопровождения дистанционного повышения квалификации педагогов являются социокультурные, нормативно-правовые, информационно-коммуникационные, возрастно-психологические, организационно-методические и содержательно-деятельностные условия.
Социокультуриые условия включают в себя ценностно-целевые ориентации реализуемых механизмов усовершенствования сложившейся
практики постдипломного образования педагогов, отвечающих современным процессам развития общества и модернизации системы российского образования и соотнесенных с представлениями, ценностями и убеждениями, а также социальными установками людей. Развитие социально-экономических отношений в современном обществе, изменение социокультурной ситуации в России индуцируют изменения на рынке труда, что, в свою очередь, актуализирует проблемы повышения эффективности образовательных услуг, в том числе и с использованием дистанционных форм обучения.
Нормативно-правовые условия включают совокупность нормативно-правовых документов, определяющих порядок и нормы использования образовательными учреждениями дистанционных образовательных технологий.
Информационно-коммуникационные условия интегрируют совокупность факторов, влияющих на эффективность функционирования системы тьюторского сопровождения при активном использовании компьютерных и телекоммуникационных средств, включая как аппаратное, так и программное обеспечение.
Возрастно-психологические условия определяют характер социальной ситуации профессионального развития педагога в информационно-образовательной среде и возможность проектирования норм развития как показателей полноценности «проживания» педагогом данной ситуации.
Профессионально-аеятельностные условия связаны с разработкой нового содержания дистанционных курсов повышения квалификации и новых форм его освоения (индивидуальные образовательные маршруты).
Организационно-метоаические условия включают комплекс дидактических и методических средств проектирования содержания системы тьюторского сопровождения дистанционного повышения квалификации и диагностики эффекта профессионального развития.
Социальный заказ системе тьюторского сопровождения дистанционного повышения квалификации педагогов представляет собой совокупность требований, предъявляемых системе образования в условиях развития информационного общества. Социальный заказ ориентирует на создание механизмов устойчивого развития дополнительного профессионального образования на основе внедрения прогрессивных технологий и методик обучения, а также разработку системы его постоянного обновления с учетом социальных и экономических потребностей образовательных учреждений, интересов личности, общества и государства.
Под ресурсами системы тьюторского сопровождения дистанционного повышения квалификации мы понимаем все то, что, так или иначе, может быть использовано открытой системой в процессе ее функционирования. Ресурсы системы тьюторского сопровождения мы представляем комплексом, в который входят нижеследующие компоненты.
Информационные ресурсы, под которыми понимаются все виды информации, используемой при проектировании системы тьюторского сопровождения, включая информацию об объекте проектирования, его внешней среде, о субъектах дистанционного повышения квалификации и их потребностях, информацию обобщенного характера, информацию теоретическую и эмпирическую.
Под концептуальными ресурсами понимаются идеи, концепции, методологические подходы, которые можно положить в основу проектируемой технологии тьюторского сопровождения. Они должны быть ясными, согласованными, непротиворечивыми, должны обладать реальной объяснительной и прогностической силой.
Кааровые ресурсы представляют всю совокупность участников, субъектов дистанционного повышения квалификации вместе с их ценностями, квалификацией, компетентностью.
Под мотивационными ресурсами понимаются мотивы, целевые установки, стремления и потребности участников дистанционного повышения квалификации.
Технологические ресурсы определяются подходами к технологии, методам осуществления тьюторского сопровождения дистанционного повышения квалификации.
Под финансовыми ресурсами понимаются средства, необходимые для финансирования дистанционного повышения квалификации, оплаты работ по договорам (если она предусмотрена), закупки технических средств, расходных материалов к ним и т.д.
Материально-технические ресурсы включают компьютерную и телекоммуникационную технику, программное обеспечение, составляющие материально-техническую базу системы дистанционного повышения квалификации.
Под нормативно-правовыми и аокумента-ционными ресурсами понимаются нормативные акты и документы разного уровня, регламентирующие и сопровождающие систему дистанционного повышения квалификации, а также учебно-методические комплексы курсов дистанционного обучения, размещенные в оболочке дистанционного обучения и представленные на CD.
Пространственно-временные ресурсы определяют место проведения и время, выделяемое на дистанционное повышение квалификации.
Организационно-управленческие ресурсы представляют средства, необходимые для организации тьюторского сопровождения и управления индивидуальными маршрутами дистанционного повышения квалификации.
Информационно-образовательная среда, являясь интегративным компонентом системы тью-торского сопровождения, ориентированной на удовлетворение образовательных потребностей пользователей, понимается нами как системно организованная совокупность средств передачи данных, информационных ресурсов, протоколов взаимодействия, аппаратно-программного и организационно-методического обеспечения. Покрывая и подпитывая процессуальное поле функционирования системы тьюторского сопровождения, информационно-образовательная среда обладает ресурсно-преобразующим потенциалом, которой направлен на совершенствование и развитие ресурсных и процессуальных компонентов, а также профессиональное развитие субъектов системы тьюторского сопровождения.
Следуя парадигме открытого, вариативного, непрерывного и личностно-ориентированного образования, предусматривающей создание условий для эффективного профессионального развития, самореализации и самоактуализации личности педагога, мы формулируем целевые установки системы тьюторского сопровождения дистанционного повышения квалификации, направленные на наращивание и эффективное использование информационных, технологических, научных, организационных ресурсов системы дополнительного профессионального образования для формирования комплекса профессиональных компетенций современного педагога, обеспечивающих достижение им эффекта профессионального развития.
Мы вкладываем в понятие «профессиональное развитие» следующий смысл: «профессиональное развитие - это объективный процесс перехода (кардинального сдвига) педагога от позиции специалиста к позиции профессионала; профессиональное развитие - это «деятельность развития», т. е. упорядоченная совокупность способов и средств целевой деятельности; профессиональное развитие - это цель и ценность, связанная с фундаментальной способностью педагога становиться и быть подлинным субъектом собственной деятельности в профессиогенезе» [1, с. 18].
Принятые целевые установки системы тьюторского сопровождения дистанционного повышения квалификации педагогов определяют
специфику центрального процесса данной системы, а именно проектирование индивидуального образовательного маршрута.
Опираясь на исследование А.Г. Гогоберидзе [2], под образовательным маршрутом мы будем понимать способ организации деятельности обучающегося в образовательном процессе. Основанный на личностных смыслах, потребностях и ценностях путь достижения результатов обучения, определяющий индивидуальный образовательный маршрут, предполагает развитие субъектной и профессиональной позиции обучающегося на основе личной ответственности и определенной свободы в достижении поставленных целей. Организация тьюторского сопровождения проектирования и реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся осуществляется в соответствии с маршрутными ориентирами, оказывающими влияние на развитие профессиональной и субъектной позиции педагогов:
- представление образовательного маршрута как этапов становления профессиональной позиции обучающихся (профессионально-образовательный ориентир);
- проектирование и организация этапов образовательного процесса, достижение промежуточных и итоговых результатов обучения (учебно-образовательный);
- проектирование образовательного маршрута посредством выделения этапов восхождения обучающегося к пониманию собственной субъектной позиции в процессе обучения на основе личностных ценностей и смыслов (субъ-ектно -обр азовательный).
Системно-дидактический комплекс, представляющий собой совокупность взаимосвязанных учебных средств, методов и организационных форм обучения, обеспечивающих и функционально наполняющих деятельностное содержание процесса дистанционного обучения педагогов, является одним из важнейших компонентов системы, в проектировании которого, наряду с преподавателями системы дистанционного обучения, принимают участие и тьюторы. Проектирование системно-дидактического комплекса реализуется с учетом специфики выстраивания индивидуальных образовательных маршрутов, а также в соответствии с поставленными целевыми установками системы тью-торского сопровождения, направленными на предоставление современному педагогу нового содержания и средств профессиональной деятельности.
При построении индивидуального маршрута дистанционного повышения квалификации пе-
дагога деятельность тьютора включает в себя пять последовательно выполняемых этапов:
1. Идентификация профессионально-личностных особенностей обучающегося и его профессиональной позиции («специалист», «профессионал», «эксперт»).
2. Проектирование индивидуальной стратегии освоения дистанционного курса повышения квалификации.
3. Разработка технологической карты обучающегося: тьютор и обучающийся педагог совместно разрабатывают детальный план освоения и график выполнения заданий дистанционной программы повышения квалификации.
4. Организационно-методическое сопровождение и поддержка обучающегося в реализации индивидуальной стратегии: проведение консультаций по выбору способов учебной деятельности, самоконтроля и самооценки, форм представления результатов учебной деятельности.
5. Оценивание итоговых результатов учебной деятельности на основе индивидуальной стратегии.
С точки зрения обучающегося педагога освоение дистанционной программы повышения квалификации в формате индивидуального образовательного маршрута будет иметь смысл прохождения технологических этапов позиционного самоопределения:
- актуализация и проблематизация содержания и средств собственной профессиональной педагогической деятельности (выход в рефлексивную позицию относительно имеющихся средств и способов профессиональной деятельности);
- концептуализация - осознание целей и смыслов усваиваемой дистанционной программы повышения квалификации; выстраивание ценностно-смысловой платформы собственного профессионального развития и проектирование индивидуальной стратегии освоения дистанционного курса повышения квалификации;
- оптимизация структуры смысловых и организационно-управленческих связей - построение технологической карты и реализация индивидуальной стратегии;
- рефлексивное оформление образовательных результатов освоения дистанционной программы повышения квалификации и выход в конструирование нового содержания и средств базовой профессиональной педагогической деятельности.
Процесс проектирования ситуаций развития строится на основании представления профессиональной сферы дистанционного повышения квалификации как открытой системы и означает
движение педагога от позиции специалиста-предметника к позиции профессионала, а затем
- к позиции эксперта, конструирующего новые нормы развития, средства и предмет индивидуальной деятельности [1, с. 30-31].
Центральным выходом открытой системы тьюторского сопровождения дистанционного повышения квалификации является эффект профессионального развития педагога, являющийся интегральной характеристикой уровня сформированности его профессионализма в результате освоения дистанционной программы повышения квалификации и образуемый совокупностью базовых профессиональных педагогических компетенций (способностей): ценностно-смысловых, культурно-познавательных, коммуникативных и технологических, обеспечивающих педагогу возможность проектирования нового содержания и новых средств собственной педагогической деятельности.
Механизм обратной связи, действующий в проектируемой нами системе тьюторского сопровождения дистанционного повышения квалификации, представляет собой технологию рефлексивного управления как целенаправленного преобразования сложной системы на основе анализа и осознания приобретенного опыта и полученных результатов.
Главный смысл рефлексивного тьюторского управления состоит в распределении и реализации наличных ресурсов. При этом технология рефлексивного управления основана на цикличном взаимодействии управляющего и управляемого, которое приводит к расширению субъектных функций управляемого, переходу из позиции «реагирования» (исполнителя) в позицию организатора собственной деятельности и соорганизатора образовательного процесса, к возрастанию учебной самостоятельности в ходе выполнения деятельности [3].
Смысл рефлексивного типа управления наиболее ярко воплощен в процессе целенаправленного выращивания какого-либо объекта как сложной системы. Так, обнаружение и отбор полноценных зерен пшеницы, их посев, создание условий для нормального произрастания и, наконец, получение хорошего урожая - все это демонстрирует реальное преобразование человеком некоторой области природы или его целенаправленную деятельность [4, с. 23-24]. Так В.В. Давыдовым в образной форме представлены основные виды и смыслы управленческой деятельности, понимаемой как целенаправленное преобразование сложной системы.
В системе тьюторского сопровождения дистанционного повышения квалификации для
осуществления управленческой деятельности от тьютора требуется:
1) целостное видение объекта управления (группы обучающихся педагогов и себя в ней) как самоорганизующейся системы;
2) личная осознанная включенность в нее, дающая возможность наблюдать и (через рефлексию) понимать протекающие процессы;
3) внутреннее чувство равной значимости всех ее участников, отсутствие априорной жесткой установки (готового управленческого решения или намеченной внесистемной цели), запрет на навязывание своих собственных приоритетов;
4) целенаправленное создание условий для «посева» или терпеливое ожидание подходящего момента, если настоящая ситуация неблагоприятна для этого;
5) «подбор семян», т. е. соответствующих форм освоения дистанционной программы повышения квалификации;
6) «выращивание»: длительное личное (си-нергийное) участие в каждой возникшей («посаженной») форме деятельности;
7) знание сроков «сбора урожая»: способность угадать момент, когда уже можно «подводить итоги», «оформлять результаты» и т. п. Перевод системы из режима развития (например, генерирования идей при «мозговом штурме») в жесткие формы, связанные с необходимостью внешнего выражения процессуального содержания, должен происходить естественным путем переключения на новую форму деятельности. Именно здесь особенно остро встает проблема осуществления преемственности между содержанием разных видов (форм) деятельности. Управляющие функции тьютора здесь скорее охранительные, поддерживающие постоянство режима работы и защищающие от посторонних разрушительных воздействий;
8) поддержание в себе открытости и восприимчивости к воздействиям со стороны остальной части системы (чтобы дать возможность «произвести посев» на своем смысловом поле).
Требования 1-3 задают предпосылки для осуществления эффективного управления, пункты 4-7 фактически составляют индивидуальный образовательный маршрут. Требование 8 является «естественным», но очень важным следствием принципа динамического равновесия. Его выполнение необходимо для поддержания равновесия в системе (наличия обратной связи в схеме управления) и сохранения ее целостности.
Следует подчеркнуть, что для анализа открытых образовательных систем наиболее важ-
ным представляется не столько представление и описание их отдельно взятых компонентов, сколько понимание взаимосвязей между ними. Так, эффективность функционирования системы тьюторского сопровождения дистанционного повышения квалификации зависит от степени соответствия полученных на выходе результатов заявленным целям. В свою очередь, заявленные цели напрямую влияют на качественную реализацию процессуального компонента системы. Оптимизация процесса управления в соответствии с полученными результатами позволяет качественно изменить ресурсную составляющую (адаптировать образовательные программы под конкретные запросы слушателей, расширить спектр дистанционных образовательных услуг в соответствии с социальным заказом, оптимизировать технологическую платформу, расширить корпус тьюторов, осуществить переподготовку тьюторского и преподавательского состава, оптимизировать программу пропедевтической подготовки обучающихся в соответствии с уровнем их подготовки в области использования информационнокоммуникационных средств и т.п.).
Внедрение модели тьюторского сопровождения дистанционного повышения квалификации педагогов в условиях совершенствования региональной системы дополнительного профессионального педагогического образования в направлении достижения эффекта профессионального развития обучающихся, повышения эффективности и продуктивности реализации программ повышения квалификации является особенно актуальным, так как это позволит создать условия для наиболее полного удовлетворения насущных запросов специалистов системы образования.
Список литературы
1. Игнатьева Г.А. Проектирование деятельностного содержания профессионального развития педагога в системе постдипломного образования. Автореферат дис. ... д-ра пед. наук. Нижний Новгород: НГПУ, 2006. 40 с.
2. Гогоберидзе А.Г. Теоретические основы развития субъектной позиции студента в условиях высшего профессионально-педагогического образования. Дис. ... д-ра пед. наук. СПб., 2002. 537 с.
3. Шамова Т.И., Давыденко Т.М., Шибанова Г.Н.
Управление образовательными системами: Учеб.
пособие для студентов высш. пед. учебных заведений. М.: Академия, 2002. 384 с.
4. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М.: Педагогика, 1986. 240 с.
TUTOR SUPPORT TECHNOLOGY FOR DISTANCE DEVELOPMENT OF TEACHERS AS AN OPEN SYSTEM
N.I. Gorodetskaya, G.A. Ignatyeva
Tutor support practice in distance development of teachers is considered. Tutor support technology is presented as an open educational system, in which the learning and teaching process is based on building teachers’ individual education route of professional development.
Keywords: continuous education, open system, innovation processes, distance education, professional development, distance education technologies, tutor support, informational education environment, individual education route.