УДК 371.31(470.344)
И. В. Исаева
ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОТКРЫТОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ МАОУ «ГИМНАЗИЯ № 5» Г. ЧЕБОКСАРЫ)
Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева,
г. Чебоксары, Россия
Аннотация. В статье рассматривается опыт муниципального автономного общеобразовательного учреждения (МАОУ) «Гимназия № 5» г. Чебоксары по внедрению в образовательный процесс стратегии индивидуализации и практик тьюторского сопровождения. Открытое образовательное пространство учебного заведения обеспечивает избыточность образовательных возможностей, способствует самоопределению обучающихся и осознанному выбору будущей профессии. Автор описывает поступательное усложнение практик тьюторства от младшей подростковой школы к сопровождению индивидуальных образовательных программ старшеклассников в многопрофильной школе. Исследование опирается на сложившееся в современной российской педагогической науке представление об индивидуализации образования, о месте тьютора в открытом образовательном пространстве школы.
Ключевые слова: тьюторство, тьютор, открытое образовательное пространство, индивидуализация образования, индивидуальная образовательная программа, самоопределение обучающихся, избыточность образовательной среды.
Актуальность исследуемой проблемы. Модернизация российского образования направлена на формирование активного творческого человека, умеющего самостоятельно приобретать знания и оперировать ими, способного к успешной самореализации и адаптации на рынке труда, ориентированного на общечеловеческие ценности и достижения цивилизации [10]. Если традиционная педагогика рассматривала образовательный процесс как строго определенное учебными планами последовательное освоение предписанного набора знаний, умений и навыков, то современное понимание образования предполагает открытость в качестве его базовой характеристики и индивидуализацию в качестве главной стратегии [6], [9]. Все это выдвигает новые требования к профессиональной компетентности педагогов и управленцев, проектированию образовательных систем, созданию образовательных программ и делает востребованной и необходимой новую позицию в образовательном процессе - позицию сопровождающего, консультанта, тьютора [1, с. 101].
Материал и методика исследований. Объектом исследования явилась система тьюторского сопровождения обучающихся в открытом образовательном пространстве
© Исаева И. В., 2016
Исаева Инна Владиславовна - аспирант кафедры педагогики и психологии Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева, г. Чебоксары, Россия; e-mail: i_v_isaeva@mail.ru
Статья поступила в редакцию 12.05.2016
МАОУ «Гимназия № 5» г. Чебоксары, предметом исследования стали практики индивидуализации и тьюторского сопровождения. Использованные методы: теоретический анализ и интерпретация философской и педагогической литературы по рассматриваемой теме, методы синтеза, аналогии, систематизации и классификации в целях обобщения и сопоставления данных, педагогические (наблюдение, эксперимент), социологические (опросы, развернутое интервью, анкетирование), метод экспертных оценок.
Результаты исследований и их обсуждение. Индивидуализация как возможность простраивать собственный путь обучения есть одно из ключевых понятий в теории и практике открытого образования. Т. М. Ковалева рассматривает индивидуализацию как «осознание, поддержку и развитие субъективности человека» [2]. При этом «ядром содержания образования в открытых образовательных системах выступает индивидуальная образовательная программа как институциональная форма освоения и реализации практик рефлексивного управления» [12].
Новое понимание педагогического процесса требует новой педагогической «позиции, организующей пространство сознательной жизни ученика и оформляющей факты и события сознательной жизни, прежде всего переходы и точки интенсивности в сфере сознания» [11, с. 112]. Позиция педагога в данном случае сдвигается от наставника, передающего культурное наследие и способы работы с культурным материалом, в сторону тьютора, создающего условия для становления индивидуальной образовательной программы (ИОП) и сопровождающего ученика при освоении новой деятельности [4, с. 108]. «Специфичным для тьюторского сопровождения процесса индивидуализации является акцент на поиске, выращивании и оформлении способа жизни и образования как образовательного результата совместно пройденного пути» [5, с. 14].
Официальный статус тьюторства в России закреплен законодательно: в 2008 году должность «тьютор» была введена в число должностей работников общего, высшего и дополнительного профессионального образования [8], в 2009 году были приняты квалификационные характеристики данной должности [7].
С момента открытия в 2007 году и по сегодняшний день в МАОУ «Гимназия № 5» в условиях реализации стратегии индивидуализации обучения формируется система тьюторского сопровождения обучающихся. Эта система имеет три ступени: 5-8 классы, 8-9 классы (предпрофильная подготовка) и 10-11 классы (профильное обучение), имеющие свои особенности технологий индивидуализации и тьюторского сопровождения исходя из возрастных особенностей обучающихся.
На первой ступени, в 5-8 классах, в качестве технологий индивидуализации обучения выступают курсы по выбору, предметные пробы, такие учебные дисциплины, как «Основы проектной деятельности», «Основы исследовательской деятельности», а также богатый событийный ряд гимназии.
Курсы по выбору направлены на углубление отдельных тем или расширение базисной образовательной программы, содержат материал, вызывающий познавательный интерес, способствующий формированию опыта творческой активности, соответствующий выбираемым различным уровням усвоения, имеют мотивационный, практический, исследовательский характер, создают ситуацию необходимости выбора и проб.
Гимназистам предложен на выбор широкий спектр курсов. За ними сохраняется право выбора и / или предложения своего собственного курса, возможность работать в группе и / или индивидуально, проявлять инициативу и самостоятельность, публично презентовать свои результаты / продукты деятельности. Образовательная среда гимназии
насыщена современными возможностями и ресурсами, позволяющими учащимся реали-зовывать индивидуальные образовательные запросы. В случае необходимости для консультаций приглашаются высококвалифицированные специалисты разных областей.
Курсы по выбору проводятся в целях создания условий:
- для развития познавательных интересов обучающихся через углубление отдельных тем базисной образовательной программы и / или ее расширение;
- для профессионального самоопределения обучающихся через исследование собственных интересов, склонностей, способностей, жизненных замыслов;
- для формирования у учащихся способности ориентироваться в условиях множественного выбора и предложений;
- для формирования начальных навыков проектной и исследовательской деятельности, развития способности к продуктивной работе в группе;
- для удовлетворения индивидуальных образовательных запросов через построение индивидуальных образовательных маршрутов, организацию авторских деятельностных проб и самооценку результатов деятельности.
В роли тьютора выступает педагог, ведущий курс по выбору. Использование тьютор-ского подхода повысило интерес обучающихся к различным областям науки и практической деятельности, способствовало выходу на новый уровень взаимодействия учителя и ученика.
В 6 классе курсы по выбору дополняются еще одной технологией индивидуализации -предметными пробами, где обучающемуся предстоит определиться с наиболее интересной для него предметной областью в рамках школьной программы. Предметные пробы для обучающегося - это снова ситуация выбора (в данном случае - нестандартного задания, выполнение которого требует не только глубоких знаний в определенной предметной области, но и нестандартных способов мышления и опыта в экспериментально-исследовательской деятельности). Педагогам предметные пробы дают возможность замерить уровень усвоения учениками знаний, степень их обучаемости и сформированности у них универсальных учебных действий с примением безотметочной шкалы оценивания.
В течение трех лет (6-8 классы) учащийся набирает 10-12 предметных проб. Предоставляя ребенку возможность выбора из всех предметов, кроме русского языка и математики, которые являются обязательными, педагоги одновременно ставят задачу понять и осмыслить, что, почему, как и зачем выбиралось, как удалось справиться, как это применять, что с этими предметами или предметными областями делать дальше, как это соотносится с представлением о будущем. В рамках технологии предметных проб организуются различные формы обсуждения этих вопросов: круглые столы, индивидуальные встречи, защита профессиограммы. При этом рефлексия происходит во взаимодействии с тьютором.
Кроме курсов по выбору и предметных проб, в 5-8 классах есть и такие инструменты формирования навыка осознанного и ответственного выбора и развития проектного мышления, как дисциплины «Основы проектной деятельности» и «Основы исследовательской деятельности». В рамках этих предметов ученик в сотрудничестве с учителем трансформирует учебное пространство в проектировочную студию и свой замысел, один или в команде, доводит до продукта. При этом знаниевые задачи - рассчитать площадь, отредактировать или перевести текст на другой язык, создать программную оболочку - становятся не целью, а инструментом, здесь же решаются и метапредметные образовательные задачи.
В совокупности с событийной линией гимназии проекты «Курсы по выбору» и «Предметные пробы» создают избыточную образовательную среду, способствуют формированию культуры осознанного выбора в условиях индивидуализации обучения.
В 8 классе, кроме перечисленных выше технологий индивидуализации, в образовательном процессе также появляются события, предшествующие созданию проекта индивидуальной образовательной программы в старшей школе.
В 9 классе процесс самоопределения идет по определенному алгоритму, в котором проходит апробация собственных желаний в отношении образования, сверяется задуманное и реализованное в специальной аналитической форме проектного портфолио. Для девятиклассников в гимназии нет стандартного расписания, оно составляется из запроса учеников и согласовывается с родителями. Далее формируются черновые учебные планы на первую четверть, а потом в течение года они корректируются с учетом успеваемости и общей ситуации. Соотношение обязательного и вариативного в учебном плане девятиклассника - примерно 60 на 40. Учащиеся могут пробовать разные формы обучения (очную, заочную, дистанционную, зачетную, модульную), переходить от углубленного изучения одного предмета к другому, выбирать разные варианты стажировочных практик и исследовательских работ.
Алгоритм сопровождения девятиклассников выглядит следующим образом:
1 шаг. «Горизонт» (сентябрь). Прикидка индивидуальных учебных планов (ИУП) ребят с учетом ожиданий их родителей. Составление нелинейного расписания ИУП. Работа в первой четверти в различных форматах образования. Помощь, консультирование по запросу;
2 шаг. «Вызов» (ноябрь, II четверть, каникулы). Запуск инструктивного письма. Выездной образовательный лагерь «Осенние стратегические игры». Обсуждение, анализ и защита своих уточненных образовательных планов и программ. Определение основных стратегических линий дальнейшего совместного движения;
3 шаг. «Деятельностные пробы» (декабрь, февраль, П-Ш четверти). Реализация задуманного плана или программ. Индивидуальное тьюторское сопровождение. Предъявление продуктов деятельности, авторских проектов;
4 шаг. «Рефлексия» (март, каникулы). Защита индивидуальных образовательных программ желающих ребят с приглашением родителей, профессионалов различных сфер деятельности. Прогнозы и ожидания всех участников образования на завершение 9 класса и главные смыслы перехода в 10-11 классы. На данном этапе возникает проект старшей школы, который представляется в виде матрицы: по горизонтали - ключевые события и переходы, по вертикали - инструменты, обеспечивающие данные переходы или организацию событий. В дальнейшем эту матрицу преобразуют в дорожную карту, и она становится рабочим календарем для всех участников образования, включая родителей.
Кроме подобных событийно выстроенных технологий формирования осознанного выбора профиля обучения, в старшей школе гимназией практикуются и традиционные формы профориентации. Так, создана и действует программа взаимодействия школы с вузами по подготовке учащихся к дальнейшему обучению (семинары, встречи - дистанционные, заочные, очные), проводятся уроки погружения с выходом на сайты вузов (по поиску информации об учебном заведении, электронных энциклопедий, словарей, информационных сайтов). В программу «Родительского клуба» включены тематические занятия по тьюторским технологиям выстраивания образа будущего.
На данный момент неоспоримым плюсом такой организации сопровождения является то, что учебный план не имеет стандартной версии, одинаковой для всех. Старшеклассники получают навык прогнозирования своего желаемого будущего и определения оптимальных ресурсов для его достижения, выстраивания коммуникаций для вступления в состояние партнерства - как по горизонтали, так и по вертикали образовательного про-
странства (ученик как тьютор для ученика, ученик как партнер для учителя, ученик как организатор события и т. п.). Удалось несколько отойти от ценности только академической успешности, где параметры задает исключительно учитель.
В 10-11 классах в гимназии модель индивидуализации обучения имеет образ многопрофильной старшей школы с индивидуальными образовательными программами и предполагает возможность выбора старшеклассником именно тех компонентов профиля, которые ему нужны для желаемого образования, а не ограничивает его рамками одного профиля, позволяя таким образом формировать персональные модели образования. Многопрофильная школа является комплексным способом организации профильного обучения, объединяющим универсальность общей школы с вариативностью творческой студии, очные формы образования с дистанционными.
Индивидуальная образовательная программа ученика понимается как программа реализации личного интереса и поиска средств, позволяющих его проявить. ИОП представляет собой такую организацию жизни в школе, при которой учащийся попадает в места, где может быть инициативен, где совершает выбор в соответствии со своими образовательными потребностями, имея полную информацию об образовательных ресурсах. С формальной точки зрения индивидуальная образовательная программа рассматривается как документ, определяющий и обосновывающий образовательные цели ученика, а также способы и средства достижения его целей, включая ресурсное обеспечение.
В структуру ИОП входят анализ индивидуальной образовательной истории, цели и задачи образования на предстоящий период, указание на смыслы и контексты ИОП (размышления и варианты решений образовательной задачи), индивидуальный образовательный план, описание ресурсного обеспечения ИОП, критерии оценки эффективности реализации ИОП.
Инструментами работы по ИОП являются гибкий вариативный учебный план; разноуровневые учебные программы, элективные и спецкурсы, модульные программы; вариативные формы обучения (дистанционная, экстернат, зачетная система и т. п.); событийность (традиционные и другие образовательные события, олимпиады, конкурсы); авторские действия детей (творческий экзамен, проектная деятельность); продуктные формы деятельности учащихся (газета, фильмы, презентации, буклеты и т. д.); безотметочное оценивание (рейтингование, «Net Школа», программный комплекс «Контрольно-оценочная деятельность», портфолио); образовательные стажировки (работа с опытом ребенка на стажировочных площадках); предпрофессиональные пробы (пресса гимназии, экскурсоводы и т. д.); образовательные экспедиции; ученическая структура самоуправления (лидерское движение); понятийная, смысловая работа (рефлексивное и электронное портфолио); тьюторские практики, используемые в урочной и внеурочной деятельности; межсетевое образовательное взаимодействие.
Структура модели индивидуализации обучения включает в себя создание системы кураторства, объединяющей педагогов (тьюторов, психологов, социальных педагогов, учителей-предметников), родителей и самих учащихся (как тьюторов для других учеников), для обеспечения сопровождения процесса выявления, развития и реализации образовательных потребностей учеников старшей школы. В ходе предпрофильного и профильного обучения выделяются два основных предмета тьюторской работы: сопровождение процесса освоения учащимися новых способов деятельности (творчества, исследования, проектирования и т. д.) и сопровождение процесса разработки и реализации индивидуальной образовательной (профильной) программы.
Результатом реализации модели индивидуализации обучения в многопрофильной старшей школе являются формирование у учащихся способности ориентироваться в ее пространстве (обоснованный выбор профильного направления), предварительных личных предпочтений в поле профессионального самоопределения (образ будущего), способности анализировать личный опыт участия в образовательных событиях (в том числе стажировках), а также создание учебных и образовательных продуктов при обучении на элективных курсах, презентация и защита проектов, творческих и исследовательских работ, наличие прописанной траектории образования в долгосрочной перспективе.
Созданная в гимназии система индивидуализации поставила ребенка в ситуацию личного движения, самоопределения, самостоятельности и потребовала выстраивания новых способов взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса. Центральной в этом процессе стала идея фасилитирующего обучения как совокупности ценностей, особой педагогической философии, где учитель - это человек, понимающий и принимающий внутренний мир своих учеников в безоценочной манере, ведущий себя естественно в соответствии со своими внутренними переживаниями и доброжелательно относящийся к ним [3].
В ситуации разрыва между готовностью и инициацией ребенком своих образовательных запросов и неспособностью педагога это принять и создать условия для их реализации, наблюдавшейся на начальном этапе, администрацией школы была поставлена задача не только сохранить каждого педагога, но и позволить ему дооформить свой индивидуальный стиль и найти нишу для своих профессиональных устремлений, а также увидеть, как будут в общей системе гимназического уклада согласовываться друг с другом профессиональные действия каждого.
Для управленческой команды обнаружилось поле деятельности по сопровождению педагогов:
1) от знаниевой парадигмы обучения к парадигме развития, самоопределения, самореализации личности;
2) от традиционной учебной деятельности к организации всей жизнедеятельности обучающихся, обеспечивающей полноценное проживание ими каждого периода;
3) от формирования знаний, умений, навыков к формированию личностных, предметных и сквозных компетенций;
4) от традиционных методик преподавания к современным образовательным технологиям гуманитарного и деятельностного характера;
5) от организации школьной среды к созданию мотивационного открытого образовательного пространства, обеспечивающего активность и успех каждого.
После проведенного с педагогами изучения концептуальных ценностных ориентиров педагогического действия, оставляя за каждым учителем право на самоопределение, на выбор именно той профессиональной позиции, которая ему наиболее близка, гимназия постепенно перешла на кластерную систему профессионального развития педагога.
В зависимости от предпочтений относительно наиболее комфортной профессиональной модели в педагогическом коллективе выделилось несколько групп:
- учителя-лекторы, ориентированные на предмет, знаниевую культуру, ведущие поточные лекции;
- тьюторы-кураторы, закрепленные за параллелями и обеспечивающие качественное взаимодействие лектора с учащимися и дальнейшее продвижение подростков в предмете или предметной области;
- учителя-проектанты, обладающие тьюторской компетенцией, способные конструировать иные формы взаимодействия с учащимися и специалистами (модули, интенсивные курсы), используя предметные знания и всю инфраструктуру для формирования личностных и метапредметных компетенций;
- событийные тьюторы - педагоги, которым интересна внеаудиторная ситуация взаимодействия с подростками.
Сейчас в гимназии позиции тьютора занимают два психолога с формальным разделением зон на основную и старшую школу. За ними закреплена ставка тьютора (постоянные повышения квалификации, режим участия в семинарах по тьюторским технологиям) и функциональные обязанности для осуществления тьюторского сопровождения всех участников образовательного процесса (включая родителей). Они поддерживают сквозную тьюторскую линию, которая проникает практически через все форматы образовательного взаимодействия: уроки, проекты, модули, образовательные лагеря, научно-практические конференции, традиционные события, индивидуальные учебные планы, индивидуальные образовательные программы и т. п.
Таким образом, в гимназии сложилась матрица профессиональной карьеры, предполагающая как горизонтальное (профессиональное развитие учителя-предметника), так и вертикальное (изменение позиции и масштабов сотрудничества (куратор дистанционного обучения, тьютор стажировочных практик)) продвижение педагога в системе. Данная матрица поддерживается сложившейся в школе системой управления персоналом, которая содержит несколько инструментов профессионального развития (личный мониторинг учителя, супервизия учебных единиц, внутришкольный аудит, новая система оплаты труда, оценка удовлетворенности образовательной средой всех участников образовательного процесса).
Один из векторов тьюторства был направлен на педагогов для получения ими собственного опыта самопостроения и работы с ресурсами, для инициации их возможностей строить иные формы взаимодействия с детьми. В связи с этим необходимо отметить роль председателя регионального отделения Межрегиональной тьюторской ассоциации Т. Г. Никулиной, позицию которой по отношению к педагогическому коллективу гимназии можно определить как «тьютор тьюторов», помогающий выстроить линию личностного и профессионального самоопределения педагога. В целом применение принципа индивидуализации по отношению не только к обучающимся, но и к педагогам позволило гимназии освоить новые технологии управления, расширить образовательное пространство, увеличить количество профессиональных авторских проектов учителей.
Резюме. Таким образом, открытость образовательного пространства гимназии как внутри, так и за ее пределами обеспечивается за счет избыточности образовательных возможностей благодаря сетевому взаимодействию. Тьюторское сопровождение обучающегося является сквозным и постепенно усложняется в части формы и содержания от начала обучения до окончания учебного заведения. Стратегия индивидуализации направлена как на обучающихся, так и на педагогический коллектив, обеспечивает гибкую матрицу профессиональной карьеры педагога и индивидуальную глубину погружения в тью-торскую практику. В целом можно констатировать, что на сегодняшний день в МАОУ «Гимназия № 5» г. Чебоксары в условиях открытого образовательного пространства успешно реализуется стратегия индивидуализации обучения и функционирует система тьюторского сопровождения обучающихся.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ефименко С. М. Теоретические основы проектирования модели подготовки будущих учителей к реализации функций тьютора // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. - 2011. - № 2(70), ч. 2. - С. 98-104.
2. Ковалева Т. М. Открытое образовательное пространство как институциональная форма [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.thetutor.ra/Hbrary/open/56?geodata=14.
3. Ковалева Т. М. Тьюторство как эффективная практика индивидуализации [Электронный ресурс]. -Режим доступа : http://www.akvobr.ru/tjutorstvo_praktika_individualizacii.html.
4. Костина А. В. К вопросу о готовности студентов вуза к тьюторскому сопровождению детей дошкольного возраста // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. - 2013. - № 1(77), ч. 2. - C. 107-110.
5. Муха Н. В. Индивидуальный подход и индивидуализация образования: обозначение различий // Тьюторское сопровождение. - 2013. - № 1. - С. 12-16.
6. Об образовании: Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-I [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://base.garant.ru/10164235/.
7. Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования»: Приказ Министерства здравоохранения и социального развития России от 11 января 2011 г. № 1н [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://rg.ru/2011/05/13/spravochnik-dok.html.
8. Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников образования: Приказ Министерства здравоохранения и социального развития от 5 мая 2008 г.№ 216н [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_125537/.
9. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://base.garant.ru/70188902/.
10. О Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. № 1756-р [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://base.garant.ru/1587241/.
11. Попов А. А. Открытое образование: философия и технологии. - М. : Просвещение, 2013. - 270 с.
12. Попов A. A., Проскуровская И. Д. Результаты открытого образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.thetutor.ru/library/open/54.
UDC 371.31(470.344)
I. V. Isaeva
TUTOR SUPPORT OF STUDENTS IN THE OPEN EDUCATIONAL SPACE OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS (BY THE EXAMPLE OF CHEBOKSARY MAEI «GYMNASIUM № 5»)
I. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University, Cheboksary, Russia
Abstract. The article considers the experience of MAEI «Gymnasium № 5» in Cheboksary in terms of the introduction of individualization strategy and practice of tutor support into educational pro-
© Isaeva I. V., 2016
Isaeva, Inna Vladislavovna - Post-graduate Student, Department of Pedagogics and Psychology, I. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University, Cheboksary, Russia; e-mail: i_v_isaeva@mail.ru
The article was contributed on May 12, 2016
cess. Open educational environment provides the variety of educational opportunities, promotes the self-determination of students and conscious choice of future profession. The author describes the step-by-step sophistication of the tutor practice from junior teenager school to the support of individual educational programs in a multi-disciplinary high school. The research is based on the current state of the Russian pedagogics concept on the individualization of education, the place of the tutor in an open educational environment of the school.
Keywords: tutoring, tutor, open educational environment, individualization of education, individual educational program, self-determination of students, variety of educational environment.
REFERENCES
1. Efmenko S. M. Teoreticheskie osnovy proektirovanija modeli podgotovki budushhih uchitelej k realizacii funkcij t'jutora // Vestnik Chuvashskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. I. Ja. Jakovleva. - 2011. -№ 2(70), ch. 2. - S. 98-104.
2. Kovaleva T. M. Otkrytoe obrazovatel'noe prostranstvo kak institucional'naja forma [Jelektronnyj resurs]. -Rezhim dostupa : http://www.thetutor.ru/library/open/56?geodata=14.
3. Kovaleva T. M. T'jutorstvo kak jeffektivnaja praktika individualizacii [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa : http://www.akvobr.ru/tjutorstvo_praktika_individualizacii.html.
4. Kostina A. V. K voprosu o gotovnosti studentov vuza k t'jutorskomu soprovozhdeniju detej doshkol'nogo voz-rasta // Vestnik Chuvashskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. I. Ja. Jakovleva. - 2013. - № 1(77), ch. 2. - C. 107-110.
5. Muha N. V. Individual'nyj podhod i individualizacija obrazovanija: oboznachenie razlichij // T'jutorskoe so-provozhdenie. - 2013. - № 1. - S. 12-16.
6. Ob obrazovanii: Zakon Rossijskoj Federacii ot 10 ijulja 1992 g. № 3266-I [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa : http://base.garant.ru/10164235/.
7. Ob utverzhdenii Edinogo kvalifikacionnogo spravochnika dolzhnostej rukovoditelej, specialistov i sluzhashhih, razdel «Kvalifikacionnye harakteristiki dolzhnostej rukovoditelej i specialistov vysshego professional'nogo i dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovanija»: Piikaz Ministerstva zdravoohranenija i social'nogo razvitija Rossii ot 11 janvarja 2011 g. № 1n [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa : http://rg.ru/2011/05/13/spravochnik-dok.html.
8. Ob utverzhdenii professional'nyh kvalifikacionnyh grupp dolzhnostej rabotnikov obrazovanija: Prikaz Ministerstva zdravoohranenija i social'nogo razvitija ot 5 maja 2008 g.№ 216n [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_125537/.
9. Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta srednego obshhego obrazovanija: Prikaz Ministerstva obrazovanija i nauki Rossijskoj Federacii ot 17 maja 2012 g. № 413 [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa : http://base.garant.ru/70188902/.
10. O Koncepcii modernizacii rossijskogo obrazovanija na period do 2010 g.: Rasporjazhenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 29 dekabrja 2001 g. № 1756-r [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa : http://base.garant.ru/1587241/.
11. Popov A. A. Otkrytoe obrazovanie: filosofija i tehnologii. - M. : Prosveshhenie, 2013. - 270 s.
12. Popov A. A., Proskurovskaja I. D. Rezul'taty otkrytogo obrazovanija [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa : http://www.thetutor.ru/library/open/54.