УДК 371.011 ББК 74.200.504
М.В. Циулина
технология создания патриотической воспитательной среды в школе
Статья посвящена технологии создания среды в целях повышения эффективности процесса патриотического воспитания обучающихся общеобразовательных организаций. Технология представляет собой поэтапные средовую диагностику, средовое проектирование и средовое продуцирование. В статье представлено авторское понятие «социообразовательная среда», раскрыты основные понятия средового подхода.
Ключевые слова: патриотизм, патриотическое воспитание, среда, социообразовательная среда, воспитательная среда, средовой подход.
M.V. Tsiulina
technology of creating a pariotic educational
environment
Technology of creating an environment to increase the efficiency of patriotic education of students in educational organizations is discussed. The technology includes stage by stage environment diagnostics, environment projecting and environment production. Author's concept 'socio-educational environment' is introduced and the main concepts of environment approach are described.
Key words: patriotism, patriotic education, environment, socio-educational environment, educational environment, environment approach.
Современная система образования претерпевает серьезные изменения, которые касаются также и воспитания. Неизменной остается ключевая роль проблемы патриотического воспитания молодежи. Президент Российской Федерации В.В. Путин в своих выступлениях не раз отмечал, что нельзя создать благополучную страну, не имея при этом прочного фундамента. Таким фундаментом, а также нашей единственной идеологией был назван патриотизм. В современной России важная роль в воспитании патриотизма отводится общеобразовательным организациям, поскольку именно в период школьного возраста формируются ценностные ориентации личности, осуществляется процесс социально-культурной идентификации, развиваются механизмы социализации. Под социализацией мы понимаем многогранный процесс, охватывающий все сферы жизнедеятельности личности [2, с. 86].
Существует множество трактовок понятия «патриотизм»: исследователи
рассматривают патриотизм как чувство, качество или нравственный принцип. Считаем, что применительно к обучающимся школьного возраста, в частности подросткового, патриотизм необходимо рассматривать как нравственное чувство [4, с. 50]. Педагоги должны осуществлять педагогическое сопровождение личности в процессе патриотического воспитания. Адекватным цели и задачам патриотического воспитания является рефлексивно-ценностное сопровождение, под которым мы принимаем приобщение обучающихся к совместной творческой деятельности (проектной, аналитической, исследовательской и т.д.). Задачами ценностно-рефлексивного сопровождения являются: развитие субъ-ектности, творческого сотрудничества, укрепление субъект-субъектного взаимодействия, позитивные результаты учебно-воспитательного процесса и др. [1].
Важную роль в процессе патриотического воспитания школьников играет со-циообразовательная среда, которую мы
рассматриваем как среду, представляющую собой определенные направления, реализующие социальные функции. Данная среда включает образовательные организации, социальные институты и обеспечивает социализацию личности [4, с. 77]. Воспитательную среду школы мы считаем частью социообразовательной среды и рассмотрим технологию ее создания. Вслед за Н.Е. Щурковой [5, с. 357], мы представляем патриотическую воспитательную среду общеобразовательной организации как совокупность соответствующих аспектов (или окружений) среды, мы предметно-пространственного, событийно-поведенческого и информационно-культурного.
Каждый из выделенных аспектов включает ряд направлений, который нужно наполнить соответствующим содержанием:
• предметно-пространственное окружение включает вещественное (стенды, плакаты, государственная атрибутика в оформлении школы и т.д.), процессуальное (образ жизни, участие в проектах, конкурсах и т.д.), трудовое (трудовые отряды, шефство над территорией парка) и учебно-познавательное (элективные курсы, исследовательская деятельность и т.д.) направления;
• событийно-поведенческое окружение включает социокультурное (участие в социальных проектах, встречи с представителями учреждений культуры и дополнительного образования и т.д.), профессионально-деятельностное (взаимодействие с организациями высшего и среднего профессионального образования, центр содействия развитию личности и т.д.), патриотическое (встречи в ветеранами, военными, сотрудниками правоохранительных органов и т.д.), психолого-педагогическое направления (творческие лаборатории, мониторинг успешности воспитательного процесса в классах) направления;
• информационно-культурное окружение включает духовно-нравственное (встречи с представителями творческих профессий, воспитательные классные часы, участие в благотворительных акциях и т.д.), историческое (экскурсии по
городу, области, местам боевой славы, исследовательские проекты, кружок «Юный экскурсовод» и т.д.), политико-правовое (участие в олимпиадах по вопросам права, научное общество учащихся при Челябинском юридическом институте и т.д.), информационно-аналитическое (школьная радиостанция, газета, Интернет-сайт для информирования обучающихся и родителей) направления.
В основе создания воспитательной среды школы лежит средовой подход Ю.С. Мануйлова. Среда, по мнению исследователя, определяется как пространство, в котором находится субъект, которое формирует его образ жизни, определяет его развитие и осредняет личность. В данном подходе выделены основные понятия: наша, стихия, сре-дообразовательные действия. Ниша, по мнению Ю.С. Мануйлова, это часть среды, основное назначение которой -удовлетворять потребности личности в развитии своей индивидуальности. Среда является воспитательным средством при определенных значениях ее ниш. Стихия в соответствии со средовым подходом - это силы, которые охватывают и увлекают, обращают и изменяют, определяют поведение и приводят к определенным результатам. Примером стихий может служить стихия детского творчества, поиска, игры и т.д. Средоо-бразовательное действие - это спланированное изменение действительности. При данном подходе большей активностью характеризуется среда, а не субъект, который с ней взаимодействует [3].
Технология создания воспитательной среды предполагает наличие диагностирующих, проектирующих и продуцирующих действий. Диагностирующие действия - это действия, направленные на получение информации о среде, о типе личности обителей данной среды. Проектирующие действия - это действия, обеспечивающие моделирование типа личности, среды обитания и средообразовательного процесса. Продуцирующие действия - это действия, направленные на изменение личности ребенка через изменение условий и способов его бытия.
ф о 3
.о
ф ^
о о
X .0 с;
си I-го
I-^
с
о о ш
>:! о ¡£
о ф
т ^
I-
о
I-
го с
X
го ч
со
о о
о с; о
X
X ф
го
X
£
Ш
Средовая диагностика начинается с изучения среды. На данном этапе целесообразно использовать методы наблюдения, беседы, а также данные мониторинга. Диагностика типа личности осуществлялась с помощью следующих методов: наблюдение в технике «фасеточного зрения», опросники «среда-метафора», метод экспертной оценки, анализ сочинений «Моя жизнь среди...» и др.
Средовое проектирование включает в себя:
Прогнозирование разрешающих возможностей среды; конструирование соответствующих ниш. Разработка модели разрешающих возможностей среды представляет собой последовательность действий: ограничение рассмотрения среды со средой непосредственных ежедневных контактов обучающихся; оценивание возможности среды изменяться и менять поведение детей; определение воспитательных целей и определение способов их достижения.
Моделирование средообразовательных стратегий, необходимых для того, чтобы придать нишам нужные значения. Конструирование соответствующих ниш, которые являются средством воспитания и развития личности, происходит через ответ на вопрос: чем должны быть для детей те или иные ниши? Формулировать ответы, по мнению Ю.С. Мануйлова, необходимо в понятиях терминологического ряда «О»: облагораживать, одухотворять, обеспечивать, оттачивать, ознакамливать и т.д. В результате можно определить проекты, мероприятия, которые будут являться такими нишами.
Планирование мер, направленных на реализацию данных средообразовательных стратегий. Моделирование средообразова-тельных стратегий - это план действий со средой. В одном случае для получения среды с необходимыми свойствами нужны действия, порождающие стихию, в другом - исключительно ниши.
Средовое продуцирование - это система действий со средой, обеспечивающая практическую реализацию цели воспитания в реальных условиях функционирования воспитательной системы. Это технология получения среды с необходи-
мыми значениями ее ниш, и, в результате, воспитывающейся под ее влиянием патриотической личности, что является целью применения средового подхода.
Представленные аспекты и процедуры технологии проектирования воспитательной среды являются основой для реализации технологии средового продуцирования воспитательного результата -воспитания патриотической личности. Средовое продуцирование - это система действий со средой, обеспечивающая практическую реализацию управленческого замысла в реальных условиях функционирования воспитательной системы.
Рассмотрим пример реализации данной технологии. По нашему мнению, основой воспитательной среды является взаимодействие. В процессе апробации предложенной технологии в школах г. Челябинска потенциал среды реализо-вывался через следующие формы взаимодействия между ее субъектами: между педагогами и обучающимися, педагогами и родителями, обучающимися и родителями, между обучающимися. Реализация указанных форм взаимодействия происходила через участие детей в коллективном общешкольном проекте «Школа -наш дом».
Процесс создания патриотической воспитательной среды начинался с определения нормативной модели личности школьника, его образа жизни и среды обитания. Модель представляет собой ряд характеристик, которыми должны обладать дети: уровень самосознания, позволяющий сочетать чувство собственного достоинства, уважения к Родине, ее государственным и национальным традициям, людям; система ценностей, основанная на принципах патриотизма.
Соответственноданнойнормативной модели, среда и формируемый ею образ жизни должны способствовать цели патриотического воспитания. Дети должны соприкасаться с разного рода ценностями; предметно-пространственный аспект среды школы должен соответствовать гражданско-патриотической тематике; образ жизни детей должен быть построен на основе уважения, толерантности. Таким образом, получилась оце-
ночная матрица значений среды и образа жизни.
Затем происходила диагностика реальной среды и оценивание ее возможностей в аспекте патриотического воспитания. Следующим действием было определение ниш и стихий, господствующих в среде. Результатом определения возможностей среды, ниш, стихий стало суждение о типе личности школьника. Сравнив полученные данные с нормативной моделью личности, мы сделали вывод о несоответствии результата воспитательной цели.
Далее последовал этап проектирования - проектирование деятельности. Первым действием на этапе проектирования надлежащих значений среды стало исследование разрешающих возможностей среды, которые были оценены позитивно. Далее последовал этап конструирования значений среды, необходимых для превращения ее в средство воспитания личности, а также моделиро-
вание средообразовательных стратегий. Процесс моделирования значений среды сводился к ответу на вопрос: чем должны стать для детей созданные ниши? Результатом стал и план воспитательной работы школы и программа коллективного общешкольного проекта «Школа - наш дом». Завершающим этапом средового проектирования стало планирование средообразовательных действий, что позволило разработать и создать план конкретных мероприятий по патриотическому воспитанию.
Технология создания воспитательной среды позволяет обучающимся включаться в школьные проекты в соответствии со своими потребностями и интересами, что в результате приводит к освоению ценностных ориентаций, развитию психических новообразований, отвечающих за поведение, мотивацию, созидательную и творческую деятельность, воспитанию патриотической личности.
Библиографический список
1. Гревцева, Г.Я. К анализу понятия «Рефлексивно-ценностное сопровождение профессиональной подготовки студентов вуза» [Электронный ресурс] / Г.Я. Гревцева, М.В. Циулина // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 2-0. - С. 258. -Режим доступа: http://www.science-education.ru/article/view?id=24440 §
2. Гревцева, Г.Я. Патриотическое воспитание и гражданская социализация: научно-теоретические д и практические аспекты [Текст] / Г.Я. Гревцева, М.В. Циулина // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2013. - № 11. - С. 80-89.
3. Мануйлов, Ю.С. Средовой подход в воспитании [Текст]: дис. ... д-ра пед. наук / Ю.С. Мануйлов. - М., 1997. - 193 с.
4. Циулина, М.В. Патриотическое воспитание учащихся общеобразовательной школы возможностями социо-образовательной среды [Текст]: дис. ... канд. пед. наук / М.В. Циулина. - Челябинск, 2012. - 217 с.
5. Щуркова, Н.Е. Воспитание как педагогическое явление. Общие закономерности и принципы воспитания [Текст] / Н.Е. Щуркова // Педагогика: учеб. пособие для студ. пед. вузов и пед. колледжей; под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Российское педагогическое агентство, 1996. - С. 344-390.
ф
References
1. Grevtseva G.Ya., Tsiulina M.V. To the analysis of the concept "Reflexive value support of university student professional training" Sovremennyie problemy nauki i obrazovania,, 2016. № 2-0. P. 258. Available at: http://www.science-education.ru/article/view?id=24440 [in Russian].
2. Grevtseva G.Ya., Tsiulina M.V. Patriotic education and civic socialization: scientific theoretical and practical aspects. Herald of Chelyabinsk State Pedagogical University, 2013. № 11. P. 80-89. [in Russian].
3. Manuilov Yu.S. Environment approach in education. Dis. ... doctor of sciences (Education). М., 1997. P. 193. [in Russian].
4. Tsiulina M.V. Patriotic education of general education school students via socio-educactional environment. Dis. ... cand. of sciences (Education). Chelyabinsk, 2012. P. 217. [in Russian].
о
О Ф т
S
н
о ^
н га с
5. Shchurkova N.E. Education as a pedagogical phenomenon. General regularities and principles of education. Pedagogika. Ed. By P.I. Pidkasisty. M.: Rossiiskoie pedagogicheskopie agentstvo, 19996. P. 344390. [in Russian].
Сведения об авторе: Циулина Марина Владимировна,
кандидат педагогических наук, доцент, доцент, кафедра педагогики и психологии,
Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. Ктай: ciulinamv@cspu.ru
Information about author: Tsiulina Marina Vladimirovna,
Candidate of Sciences (Education), Associate Professor,
Department of Pedagogy and Psychology South-Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia. E-mail: ciulinamv@cspu.ru
УДК 372 ББК 74.102
Н.Д. Чистякова
разработка парциальной программы «калейдоскоп открытий: изменения вокруг»
в аспекте требований фгос дошкольного образования
В статье представлено описание программы дошкольного образования для детей старшего дошкольного возраста, разработанной в аспекте современных тенденций познавательного развития дошкольников и требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования
Ключевыеслова: дошкольное образование, стандартдошкольного образования,познавательно-исследовательская деятельность, программа, содержание, образовательные модули.
N.D. Chistyakova
developing a partial program "кaleidoscope of discoveries: changes around" in accordance with requirements of federal standard of pre-school education
The article describes the program of pre-school education which has been designed following the modern trends in cognitive development of elder preschoolers according to requirements of Federal Standard of pre-school education
Key words: pre-school education, the standard of preschool education, cognitive-research activity, program, content, educational modules
Актуальность разработки програм- реального взаимодействия с ним явля-мы. Готовность и способность исследо- ется самостоятельной ценностью. Это вать новое в окружающем мире путем чрезвычайно важное качество человека,