М.В. Циулина
О
УДК 371.011 ББК 74.200.504
М.В. Циулина
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ПАТРИОТИЧЕСКОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ
школьников средствами социально-проектной деятельности
В статье рассмотрены теоретические основы организации педагогической поддержки патриотического самоопределения школьников, а также опыт ее реализации в практике работы школ. Представлено авторское понятие «социообразовательная среда», раскрыты основные понятия средового подхода, социального проектирования.
Ключевые слова: патриотизм, патриотическое воспитание, патриотическое самоопределение, педагогическая поддержка, социообразовательная среда, социально-проектная деятельность.
M.V. Tsiulina
PEDAGOGICAL SUPPORT OF SCHOOL STUDENTS PATRIOTIC IDENTITY VIA SOCIAL PROJECTING
Theoretical foundations of organizing the pedagogical support of patriotic identity of school students and its realization in practical school activities are discussed. Author’s concept of “social educational environment” is introduced; the main concepts of environment approach and social projecting are outlined.
Key words: patriotism, patriotic education, patriotic identity, patriotic support, social educational environment, social projecting
Вопросы воспитания гражданственности и патриотизма являются целевыми ориентирами современной отечественной системы образования. Закон «Об образовании в Российской Федерации» провозглашает одним из принципов государственной политики в области образования гуманистический характер образования, приоритет гражданственности, патриотизма и ответственности [7].
На патриотическую позицию личности в подростковом возрасте во многом влияет социообразовательная среда, в которой происходит воспитание ребенка. Под социообразовательной средой понимаем среду, представляющую собой определенные направления, реализующие социальные функции. Данная среда включает образовательные организации, социальные институты и обеспечивает социализацию личности [9, с. 77]. Под социализацией понимаем многогранный процесс, охватывающий все сферы жизнедеятельности личности [5, с. 86].
В основе создания социообразовательной среды школы в рамках нашего исследования лежит средовой подход Ю.С. Мануйлова. Среда, по мнению исследователя, определяется как пространство, среди которого находится субъект, которое формирует его образ жизни, определяет его развитие и осредняет личность. Основными понятиями средового подхода являются «ниша» и «стихия». Ниша представляет собой часть среды, основное назначение которой - удовлетворять потребности личности в развитии своей индивидуальности. Среда является воспитательным средством при определенных значениях ее ниш. Стихия в соответствие со средовым подходом - это силы, которые охватывают и увлекают, обращают и изменяют, определяют поведение и приводят к определенным результатам. Примером стихий может служить стихия детского творчества, поиска, игры и т.д. [6].
Образование в современном мире ориентировано на развитие способности осуществлять выбор, на индивидуальную помощь личности в саморазвитии. Педагогическая поддержка призвана оказать помощь в решении вышеназванных задач. Согласно О.С. Газману, педагогическая поддержка представляет собой процесс определения совместно в ребенком целей развития его личности, препятствий, которые создают трудности достижения желаемых результатов в развитии индивидуальности, и путей их преодоления [2].
Неотъемлемыми качествами патриота является способность осознанно делать выбор и нести за него ответственность. В русле идеи педагогической поддержки педагог поддерживает право ребенка на выбор, но ответственность за данный выбор не разделяет. Ответственность педагога заключается в том, чтобы расширить представления ребенка о спектре возможных последствий принятия данного выбора и уметь аргументировать этот выбор. Внимание педагога к формированию у ребенка гражданских и социальных ценностей является фундаментом для совершения подростком такого осознанного выбора, который неразрывно взаимосвязан с мотивацией и ценностными ориентациями личности [1, с. 84]. Также деятельность педагога направлена на развитие субъектности обучающихся, творческого сотрудничества, укрепление субъект-субъектного взаимодействия и др. [4].
В русле нашего исследования значима концепция личностного самоопределения М.Р. Гинзбурга. В подростковом возрасте в основе самоопределения, согласно данной концепции, лежит личностное самоопределение ценностносмысловой природы, т.е. определение собственной позиции относительно общественной системы ценностей и поиск в связи с этим смысла собственного существования [3]. Также мы разделяем мнение Д.И. Фельдштейна о том, что для формирования мотивации общественно полезной деятельности является подростковый возраст [8].
Данные положения органично вписываются в наше понимание деятельност-
ного аспекта патриотизма как результата освоения ценностей своей страны и [9, с. 50]. Педагогическую поддержку патриотического самоопределения школьников понимаем как комплекс форм и средств, используемых с целью духовного самовоспитания личности, развития ответственности за судьбу Родины. Задача педагогов в данном случае состоит в том, чтобы помочь подростку осознать значимость определения своей патриотической позиции, увлечь его процессом совершенствования собственной личности.
Педагогическая поддержка патриотического самоопределения школьников выражается в создании соответствующей социообразовательной среды, направленной на решение задач патриотического воспитания и позволяющей активно участвовать в социально-проектной деятельности.
Социальное проектирование - это
технология, которая позволяет подрост-куформироватьсобственное мировоззрение; занять определенную гражданскопатриотическую позицию; эффективно взаимодействовать с людьми.
Под социальным проектированием понимается деятельность, результатом которой является создание реального, практически значимого в индивидуальном опыте детей продукта; продуманная и осуществленная самими обучающимися; в ходе которой подростки вступают в активное взаимодействие с социумом, через которую формируются социальные навыки. Целью социального проектирования является привлечение внимания молодежи к проблемам современного общества; включение школьников в деятельность по разрешению таких проблем своими силами.
Задачами социального проектирования являются:
• формирование социально-значимых компетенций;
• совершенствование социальных навыков и умений;
• совершенствование навыков работы в команде.
В рамках патриотического воспитания социальное проектирование должно выявить проблемы ближайшего соци-
Педагогическая поддержка патриотического самоопределения школьников средствами социально-проектной деятельности
Ю
О
М.В. Циулина
(О
о
ального окружения, успешно решаемые силами детей. Индивидуальные предпочтения обучающихся распределят их по направлениям деятельности, а разнообразие проектов даст возможность самоопределения каждому из школьников. В условиях специально созданной социообразовательной среды, с необходимым наполнением ниш и управлением стихиями, патриотическое самоопределение школьников будет результативным.
Проектная деятельность позволяет подросткам почувствовать свою значимость, открыть новые возможности для саморазвития. Разрабатывая проект, обучающийся проходит все стадии работы над ним: от сбор материала до непосредственной реализации. Эта работа позволяет выявить сильные стороны собственной личности, а также определить направления работы по саморазвитию. Пространственная организация социообразовательной среды позволяет обучающимся участвовать в социальных проектах и развивать свою индивидуальность в соответствии с потребностями и склонностями, при этом получать результат, значимый для себя и других людей.
В рамках эмпирического исследовании, проведенного нами в школах г. Челябинска, ниши были представлены в виде полей возможностей в рамках общешкольного проекта «Школа - наш дом». Области проектной деятельности всех проектов, реализованных в школе, сориентированы и объединены по сферам деятельности, что позволило руководителям и участникам проекта успешно найти сферу применения своих способностей и склонностей. Этому способствовало выделение содержательных областей проектов по направлениям: техника, природа, человек, художественный образ, знаковая система.
В результате такой активной творческой деятельности у школьников появилась устойчивая потребность находиться в центре активной среды, включаться в социально значимые проекты и сохранять активную позицию на протяжении всего периода работы над проектом. Такая деятельность становится значимой
для детей и в то же время является общественно значимой.
Наряду с этим происходила инициация стихий:
• свобода выбора деятельности, позволяющей достичь успеха, самовыражения;
• стремление общаться, соблюдая культуру межличностного взаимодействия;
• построение диалоговых отношений с педагогами и товарищами;
• приобщение к истории, традициям, ценностям Родины;
• развитие потребности в здоровом образе жизни, бережном отношении к природе;
• разноплановое исполнение социальных ролей;
• развитие самосознания, мотивация саморазвития, реализация индивидуально-личностного потенциала и т.д.
Инициация стихий была осуществлена в рамках плана воспитательной работы школ, которая охватывала работу с обучающимся и родителями через различные мероприятия.
Педагогическая поддержка при этом выражалась в:
• проектировании и конструировании ниш и инициировании стихий;
• исследовании индивидуальных особенностей и потребностей подростков с целью их активного участия в социально значимой деятельности;
• выявлении акцентуации личности, творческих способностей;
• использовании индивидуального опыта каждого обучающегося в содержании проекта;
• актуализации приобретенных способностей, укреплении самооценки и субъектной позиции учащегося;
• совместном с ребенком определении препятствий, мешающих ему достичь желаемых результатов, и путей их преодоления;
• создании условий для самоопределения в рамках социальных проектов гражданско-патриотической направленности;
• координации и руководстве социальными проектами, связанными с патриотической деятельностью;
• организации взаимодействия с внешними социальными партнерами.
В педагогической поддержке патриотического самоопределения большую роль сыграла информационная и предметно-пространственная составляющие социообразовательной среды (оформление пространства школы, школьный пресс-центр, интернет-сайт школы). Все это способствовало формированию стихий коллективизма, познания, соучастия, созидания, сотрудничества, сотворчества.
Таким образом, организация педагогической поддержки патриотического самоопределения школьников сред-
ствами социально-проектной деятельности реализовывалась через создание соответствующих ниш и инициацию стихий. Использование возможностей социально-проектной деятельности в патриотическом самоопределении школьников способствует формированию их активной социальной позиции, открывает для них возможности самовоспитания, самореализации, что в конечном итоге порождает осознание собственной причастности к жизни страны, значимости своей деятельности для общества и способствует единой цели -формированию устойчивой патриотической позиции.
Библиографический список
1. Воденникова, Л.А. Значение профессиональных ценностных ориентаций в подготовке компетентных педагогов-дефектологов [Текст] / Л.А. Воденникова // Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2013. - № 2. - С. 83-86.
2. Газман, О.С. Воспитание и педагогическая поддержка детей [Текст] / О.С. Газман // Народное образование. - 1998. - № 6. - С. 108-111.
3. Гинзбург, М.Р. Личностное самоопределение как психологическая проблема [Текст] / М.Р. Гинзбург // Вопросы психологии. - 1988. - № 2. - С. 19-26.
4. Гревцева, ГЯ. К анализу понятия «Рефлексивно-ценностное сопровождение профессиональной подготовки студентов вуза» [Электронный ресурс] / ГЯ. Гревцева, М.В. Циулина // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 2-0. - С. 258. -Режим доступа: http://www.science-education.ru/article/view?id=24440
5. Гревцева, ГЯ. Патриотическое воспитание и гражданская социализация: научно-теоретические и практические аспекты [Текст] / ГЯ. Гревцева, М.В. Циулина // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2013. - № 11. - С. 80-89.
6. Мануйлов, Ю.С. Средовой подход в воспитании [Текст]: дис. ... д-ра пед. наук / Ю.С. Мануйлов. - М., 1997. - 193 с.
7. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.
8. Фельдштейн, Д.И. Психология развития личности в онтогенезе [Текст] / Д.И. Фельдштейн. -М.: Педагогика, 1989. - 206 с.
9. Циулина М.В. Патриотическое воспитание учащихся общеобразовательной школы возможностями социо-образовательной среды [Текст]: дис. ... канд. пед. наук / М.В. Циулина. - Челябинск, 2012. - 217 с.
References 1 2 3 4
1. Vodennikova L.A. Importance of Professional Values in Training Special Needs Experts. Contemporary Higher School: Innovative Aspects. 2013. № 2. P. 83-86. [in Russian]
2. Gazman O.S. Education and pedagogical support of children. Narodnoie obrazovanie, 1998. № 6. P 108-111. [in Russian].
3. Ginzburg M.R. Personal identity as a psychological problem. Voprosy psikhologii, 1988. № 2. P 19-26. [in Russian].
4. Grevtseva G.Ya., Tsiulina M.V. To the analysis of the concept “Reflexive value support of university student professional training” [Electronic resource] Sovremennyie problemy nauki i obrazovania, 2016. № 2-0. P 258. Available at: http://www.science-education.ru/article/view?id=24440 [in Russian].
Педагогическая поддержка патриотического самоопределения школьников средствами социально-проектной деятельности
О
М.В. Циулина
00
о
5. Grevtseva G.Ya., Tsiulina M.V. Patriotic education and civic socialization: scientific theoretical and practical aspects. Herald of Chelyabinsk State Pedagogical University, 2013. № 11. P. 80-89. [in Russian].
6. Manuilov Yu.S. Environment approach in education. Dis. ... doctor of sciences (Education). М., 1997. P 193. [in Russian].
7. Federal Law “On education in the Russian Federation” of 29.12.2012 № 273-FZ [in Russian].
Feldshtein D.I. Psychology of personality development in ontogenesis. M.: Pedagogika, 1989. P 206.
[in Russian].
8. Tsiulina M.V. Patriotic education of general education school students via socio-educa,ctional environment. Dis. ... cand. of sciences (Education). Chelyabinsk, 2012. P 217. [in Russian].
Сведения об авторе:
Циулина Марина Владимировна,
кандидат педагогических наук,
доцент кафедры педагогики и психологии,
Южно-Уральский государственный
гуманитарно-педагогический
университет,
г. Челябинск, Российская Федерация. E-mail: ciulinamv@cspu.ru
Information about author:
Tsiulina Marina Vladimirovna,
Candidate of Sciences (Education), Associate Professor,
Department of Pedagogy and Psychology South-Ural State Humanitarian Pedagogical University,
Chelyabinsk, Russia.
E-mail: ciulinamv@cspu.ru