1УДК 378.147.88 ББК 74.58
ТЕХНОЛОГИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННО-ПРОГНОСТИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ
Ю. В. Кутлыев, З. А. Багишаев
Аннотация. Под предваряющими техниками в работе понимается кейс-технология, специфика которой проявляется как в конкретности целевых установок участников образовательного процесса, так и в психолого-педагогических условиях, сопровождающих применение предваряющих техник в образовательном процессе военного вуза. Целью применения предваряющих техник является развитие информационно-прогностической компетенции курсантов военного вуза как
прогностической компетенции, направленный на развитие мотивации курсантов к изучению учебной дисциплины через их включение в предлагаемые им профессиональные ситуации, через
задач, направленных на развитие его информационно-прогностической компетенции.
Ключевые слова: предваряющие техники, кейс-технология, информационно-прогностическая компетенция, готовность к принятию управленческих решений, метаумения.
TECHNOLOGY OF IMPLEMENTING A PEDAGOGICAL MODEL FOR THE DEVELOPMENT OF INFORMATION AND FORECASTING COMPETENCES
Yu. V. Kutlyev, Z. A. Bagishaev
Abstract. The preceding techniques in work are understood as a case-technology, the specificity of which is manifested both in the specificity of the objectives of the participants in the educational process, and in psychological and pedagogical conditions accompanying the use of preliminary techniques in the educational process of a military higher educational institution. The purpose of the application of the preliminary techniques is to develop the information and forecasting competence of military cadets as one of the most important competences that make up the managerial competence of the future officer. Preceding techniques are a metacognitive mechanism for the development of information and forecasting competence aimed at developing the motivation of cadets to study the academic discipline through their inclusion in the professional situations offered to them, through the reflection of their knowledge and their understanding of professional situations. It is believed that the use of preliminary techniques is effective if, as a result of their application, the student is motivated to independently study the necessary material for solving problems aimed at developing his information and forecasting competence.
Keywords: preceding techniques, case technology, information and forecasting competence, readiness to make managerial decisions, meta-skills.
Прорыв в развитии информационных технологий вызвал революцию в области управления вооруженными силами ведущих государств мира и вовлек за собой резкое изменение характера и способов ведения вооруженной борьбы. Как отмечается в Указе Прези-
дента РФ от 5 декабря 2016 г. № 646 «Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации», одним из основных факторов, влияющих на состояние информационной безопасности, является наращивание рядом зарубежных стран возможностей информа-
ционно-технического воздействия на информационную инфраструктуру РФ в военных целях. Войска национальной гвардии России призваны государством противостоять угрозам суверенитету и внутренней безопасности станы, порождаемым глобальной информатизацией. Реализация стратегии обеспечения информационной безопасности в масштабах РФ зависит от качества подготовки специалистов, готовых в противостоянии с противником к принятию управленческих решений, эффективность которых зависит от умения работать с информацией в процессе анализа обстановки и прогнозирования результатов принимаемых решений. В современных условиях развития государства одним из приоритетных направлений образовательной политики является подготовка высококвалифицированных офицеров в военно-образовательных организациях высшего профессионального образования. Именно формирование будущего специалиста, соответствующего требованиям войск и государственному заказу, является основополагающим фактором не только развития, но и существования современной армии. Значимым условием для формирования будущего офицера является внедрение в образовательную деятельность военного учебного заведения инновационных образовательных технологий, принципов, методов и форм обучения. В соответствии с авторской концепцией готовность к принятию управленческих решений предполагает владение современным офицером информационно-прогностической компетенцией - совокупностью взаимосвязанных смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта, необходимых офицеру для принятия управленческого решения, осуществляемого на основе информационного решения и прогнозирования результатов принимаемого решения. Готовность к принятию управленческих решений, как и готовность к любым изменениям ситуации в целом, можно рассматривать как отношение будущего офицера к объективным либо субъективным неожиданностям, неопределенности, таящейся в изменениях служебной ситуации, взятой в различных контекстах - от «отно-шенческой» в обыденных ситуациях до мобилизационных действий в военных служебно-бое-вых ситуациях [1].
Используемый в настоящей статье подход к формированию готовности будущего офицера к
принятию управленческих решений основан на применение метода конкретных ситуаций, или кейс-технологий [2-6]. Кейс-технология, используемая в нашем исследовании, интерпретируется как технология реализации педагогической модели развития информационно-прогностической компетенции в конкретном контексте образовательных задач. Введение в научный обиход термина «предваряющие техники» оправдано содержанием психолого-педагогических условий, сопровождающих процесс реализации спроектированной нами педагогической модели. Суть предваряющих техник заключается в использовании кейс-технологии на начальном этапе изучения учебной дисциплины. Работая над анализом банка профессиональных ситуаций, предваряющих начало изучения учебной дисциплины, курсант не только получает пред-
знательному усвоению нового материала, со-
Ниже дается краткая характеристика трехуровневой реализации педагогической модели, приводится обоснование использования в работе в качестве предметной области реализации модели развития информационно-прогностической компетенции учебной дисциплины «Криминология», а также говорится о возможностях применения кейс-технологии в формате предваряющих техник при изучении курсантами, обучающимися по специальности 40.05.01. «Правовое обеспечение национальной безопасности», дисциплины «Криминология».
Три уровня реализации педагогической модели развития информационно-прогностической компетенции
Основополагающими факторами, влияющими на служебно-боевую деятельность офицера, является умение действовать в постоянно сменяющейся обстановке. Необходимость развития информационно-прогностической компетенции как основы готовности офицера к принятию управленческих решений вызвана процессом информатизации общества, выражающимся не только в смене приоритетов в области развития и потребления информационных технологий, но и в формировании новых угроз и рисков для развития личности, общества и государства. Инфор-
матизация общества затрагивает, в частности, проблему реформирования Вооруженных Сил страны, в том числе и войск национальной гвардии России. Реализация стратегии обеспечения информационной безопасности в масштабах РФ зависит от качества подготовки специалистов, готовых в противостоянии с противником к принятию управленческих решений, эффективность которых зависит от умения работать с информацией в процессе анализа обстановки и прогнозирования результатов принимаемых решений. Готовность к принятию управленческих решений предполагает владение современным офицером информационно-прогностической компетенцией - совокупностью взаимосвязанных смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта, необходимых офицеру для принятия управленческого решения, осуществляемого на основе информационного решения и прогнозирования результатов принимаемого решения. Под информационным решением мы понимаем процесс выделения среди имеющейся информации той, которая считается пригодной для решения профессиональных задач с приемлемой эффективностью и при допустимых уровнях риска.
Процесс формирования информационно-прогностической компетенции курсантов начинается с профессионально-ориентированной подготовки по информатике. На занятиях по информатике курсанты военных вузов получают первый опыт, развивающий способность будущих офицеров уверенно действовать в современной информационной среде, ориентироваться в потоках информации, добывать и обрабатывать ее, владеть навыками использования информационных технологий. Одним из показателей информационно-прогностической компетенции курсанта является умение на основе знания особенностей профессионально значимой
информации выбирать оптимальные программные средства для решения конкретной проблемы. Умение использовать информационные технологии в профессиональной сфере является одним из базовых элементов готовности офицера войск национальной гвардии России к принятию управленческих решений. Эффективность формирования информационно-прогностической компетенции на занятиях по информатике существенно зависит от включения в содержание образовательной программы учебной дисциплины специализированных задач и заданий по информатике, моделирующих ситуации, характерные для профессиональной деятельности будущего офицера. Очень важно, чтобы практическая подготовка курсанта осуществлялась в условиях учебно-информационной среды, адекватной профессиональной среде будущего офицера, и была направлена на обеспечение формирования готовности курсанта к принятию управленческих решений с использованием средств информационных технологий.
Формирование информационно-прогностической компетенции не может и не должно ограничиваться изучением курсантами информатики. Дальнейшее развитие информационно-прогностической компетенции курсантов осуществляется на старших курсах.
Представленная здесь табл. 1 содержит структурные компоненты педагогической модели развития информационно-прогностической компетенции.
Реализация модели развития информационно-прогностической компетенции может быть представлена тремя уровнями применения в образовательном процессе военного вуза. Описанию применения первого уровня реализации педагогической модели посвящена настоящая статья, а также предлагается
Таблица 1
Педагогическая модель развития информационно-прогностической компетенции
курсантов военных вузов
Компонент Информационная составляющая Прогностическая составляющая
Когнитивный Знания основ поиска, анализа и отбора информации Знания основных этапов процесса прогнозирования; прогностических методов; основных видов прогнозирования
Метакогнитивный Рефлексия развития знания основ поиска, анализа и отбора информации Рефлексия развития знания основных этапов процесса прогнозирования
Деятельностный Умение планировать информационное обеспечение деятельности Умение предвидеть результат и его возможные последствия
краткое описание второго и третьего уровней реализации модели.
В качестве области реализации второго уровня педагогической модели нами выбрана тема «Криминологическое прогнозирование и планирование борьбы с преступностью» учебной дисциплины «Криминология». Традиционно при изучении указанной темы обсуждаются понятия криминологического прогноза и криминологического прогнозирования. Рассматриваются задачи и практическая значимость криминологического прогнозирования, социальные и юридические аспекты криминологического прогнозирования. Особое место уделяется вопросам научности и достоверности криминологического прогнозирования. В работах [7-9] приводится подробный анализ психолого-педагогических условий реализации педагогической модели развития информационно-прогностической компетенции курсантов военных вузов, получающих образование по специальности 40.05.01. «Правовое обеспечение национальной безопасности». В рамках специальности 40.05.01. осуществляется подготовка квалифицированных кадров органов внутренних дел в области юриспруденции, формирование общекультурных, профессиональных и профессионально-специализированных компетенций.
Область профессиональной деятельности курсантов включает: разработку и реализацию правовых норм, правовое обеспечение национальной безопасности, обеспечение законности и правопорядка, юридическое образование и правовое воспитание. Задача формирования мотивации к использованию информационных технологий решается в процессе проведения лабораторного занятия «Методы регрессионного и кластерного анализа в оценке показателей правовой статистики». Целью занятия является изучение курсантами состояния уровня преступности в Российской Федерации методами многомерного статистического анализа, реализованного на базе компьютерной программы SPSS.
Учебные вопросы занятия:
1. Изучение структуры и методов правовой статистики.
2. Анализ комплекса статистических показателей оценки криминальных явлений.
3. Исследование возможности применения компьютерной программы SPSS в процессе
проведения многомерного статистического анализа в криминологии.
4. Изучение методов множественного регрессионного и кластерного анализа и освоение их применения с помощью компьютерной программы SPSS.
5. Прогнозирование развития криминогенной обстановки по отдельным видам преступлений на основе регрессионного анализа.
6. Использование методов кластерного анализа для осуществления многомерной классификации регионов по уровню криминогенности.
Перечень учебных вопросов составлен таким образом, чтобы в процессе изучения материала курсанты могли освоить как принципы принятия информационных решений, так и технологию прогнозирования последствий принимаемых управленческих решений. Для принятия информационного решения курсантам предлагается изучить статистическую информацию, размещенную на официальных сайтах Росстата, МВД России, Министерства юстиции РФ; информацию, представленную в официальных статистических изданиях. Аналогом управленческого решения является аналитическая справка, содержащая многомерную классификацию регионов по уровню криминогенности и типу лиц, совершивших преступления, построение системы регрессионных моделей оценки влияния внешних факторов на уровень преступности в РФ.
Курсанты знакомятся с тремя стадиями принятия информационного решения:
1) статистическое наблюдение, то есть сбор первичного статистического материала;
2) сводка результатов наблюдения, то есть соответствующая систематизация (группировка) собранного материала и вычисление обобщающих показателей;
3) анализ полученных сводных материалов, то есть выявление закономерностей и связей в совокупности изучаемых факторов.
Третий уровень - максимально возможный уровень реализации модели - основан на внедрении в учебный процесс вуза интегрированных учебных дисциплин. Решение задачи реализации третьего уровня педагогической модели рассмотрено в статье [9]. Предлагаемый курсантам третьего года обучения спецкурс «Логика и информационные технологии в профессиональной деятельности офицеров войск националь-
ной гвардии России», с одной стороны, уточняет и дополняет содержание различных дисциплин, традиционно преподаваемых в военном вузе. С другой стороны, интегрированный курс служит углублению связей между предметами; систематизирует и обобщает знания о профессиональной деятельности офицера войск национальной гвардии. Формируя и развивая целостность профессионального мышления курсантов за счет решения познавательных и практических задач, требующих комплексного применения знаний из различных дисциплин, спецкурс способствует формированию готовности будущего офицера к принятию управленческих решений.
Кейс-технологии в образовательном процессе военных вузов
Кейс-технологии относятся к относительно новым формам эффективных технологий обучения. Внедрение учебных кейсов в практику российского образования, в том числе в образовательный процесс военных вузов, является весьма актуальной задачей. Кейс-технология предполагает использование в учебном процессе военного вуза описание конкретной реальной профессиональной ситуации, подготовленное по определенному формату и предназначенное для обучения курсантов анализу разных видов информации, ее обобщению, навыкам формулирования проблемы и выработки возможных вариантов ее решения в соответствии с установленными критериями. Суть кейс-метода состоит в том, что усвоение знаний и формирование умений есть результат активной самостоятельной деятельности курсантов по разрешению противоречий, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей. В работах [3; 4] рассмотрены перспективы использования кейс-метода для формирования компетенции принятия оптимальных управленческих решений у будущих командиров войск национальной гвардии РФ. В своем исследовании мы развиваем идеи указанных работ, придавая кейс-технологии характер предваряющих техник.
Предваряющие техники используются для стимулирования познавательной активности курсантов на основе рефлексии мыслительных процессов, что способствует формированию ме-таумений у будущих офицеров. Развитие метау-
мений курсантов осуществляется в контексте формирования готовности будущих офицеров к принятию управленческих решений в условиях информационной неопределенности. Другими словами, развитие метаумений является одной из задач, образующих проблему развития информационно-прогностической компетенции курсантов военных вузов. Следуя концепции интеллекта М. А. Холодной и теории рефлексивности А. В. Карпова, мы выделяем две группы интеллектуальных метаумений, на развитие которых направлены используемые нами предваряющие техники. Первую группу метаумений составляют метаумения, относящиеся к планированию интеллектуальной деятельности, направленной на предвосхищение, прогнозирование и учет последствий принимаемых решений. Ко второй группе метаумений нами отнесено умение сознательного регулирования собственного интеллектуального поведения - умение объективно оценивать собственное знание и качество отдельных действий; умение пересматривать свое мнение в соответствии с осознанием допущенных ошибок.
Применение метода предваряющих техник распадается на два основных этапа. На первом этапе курсант получает задание разобрать предлагаемую ему максимально адекватную реалиям его будущей профессиональной деятельности ситуацию. Особенность предваряющих техник по сравнению с используемыми до сих пор вариантами кейс-технологии заключается в следующем:
1. Анализируемая учебно-профессиональная ситуация допускает качественный анализ лишь при условии активного использования курсантом полученных им знаний и умений в процессе изучения логики, информатики и дисциплин правового цикла.
2. Для полного анализа учебно-профессиональной ситуации курсанту необходимо задействовать не изучавшийся им ранее материал, что способствует развитию мотивации будущих офицеров к активным познавательным действиям, направленным на изучение дисциплины, которой предшествует кейс-технология.
Второй этап применения предваряющих техник направлен на развитие метаумений курсантов. На данном этапе курсантам предлагается составить письменный отчет о проделанной работе, снабдив его самоанализом успешности своей деятельности. Таким образом, после за-
Таблица 2
Результаты применения предваряющих техник, %
Уровни Экспериментальная группа Контрольная группа
готов- Готовность к изуче- Готовность к при- Готовность к изуче- Готовность к при-
ности нию дисциплины нятию решении нию дисциплины нятию решении
Высокий 11 18 30 9
Средний 40 60 46 56
Низкий 49 22 24 35
вершения основной работы курсант должен охарактеризовать свои действия, указав на проблемы, с которыми ему пришлось столкнуться, и на успешность их преодоления. Подобная рефлексия мотивирует будущих офицеров к более внимательному и более сознательному отношению к изучению учебной дисциплины, для которой используемая кейс-технология выступает в качестве предваряющих техник.
С целью анализа эффективности применения предваряющих техник курсантам было предложено два опросника; опросник «Самооценка готовности к изучению вопросов криминологического прогнозирования» и опросник «Самооценка готовности к принятию управленческих решений на основе информационного решения и анализа последствий принимаемых решений». Первый опросник предлагался курсантам второго курса перед началом изучения учебной дисциплины «Криминология», второй - после изучения дисциплины. В эксперименте участвовало 65 курсантов - 36 курсантов из экспериментальной группы и 25 курсантов из контрольной группы.
Результаты оценки курсантами собственной готовности к изучению вопросов криминологического прогнозирования и готовности к принятию управленческих решений позволили дифференцировать выборочную совокупность по уровням самооценки готовности на три группы: с высоким, средним и низким уровнем самооценки. После обработки результатов анкетирования была составлена следующая таблица (табл. 2).
Результаты анкетирования курсантов говорят о том, что курсанты экспериментальной группы перед началом изучения учебной дисциплины более критично относятся к своим знаниям и умениям, чем представители контрольной группы. В то же время, благодаря мотивированной направленности на изучение нового материала, по результатам изучения учебной дисциплины показатели представлений о личной успешности у курсантов из экспериментальной
группы выше, чем аналогичные показатели у курсантов из контрольной группы.
Вывод. Нами представлен новый способ применения кейс-технологии, получивший в работе название предваряющих техник. Проведенные экспериментальные исследования показали эффективность использования предваряющих техник в развитии информационно-прогностической компетенции курсантов военного вуза.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Терехин Р. А. Соотношение социально-психологических установок и готовности к ситуативным изменениям военнослужащих на начальном этапе военной службы // Вестн. Юж.-Уральского гос. ун-та. Сер.: Психология. - 2016. - Т. 9, № 4. - С. 73-80. - DOI: 10.14529^у160407.
2. Багишаев З. А. Приоритеты современного образования стратегия его развития // Педагогика. - 2003. - № 9. - С. 10-14.
3. Вертаев Л. B. Проблемы военного образования // Глобальный научный потенциал. -СПб., 2015. - № 7. - С. 9-13.
4. Вертаев Л. В. Модель процесса формирования компетенции принятия оптимальных управленческих решений у курсантов военных вузов внутренних войск МВД России // Перспективы науки. - Тамбов, 2015. - № 8. - С. 9-13.
5. Зельдович Б. З. Роль активных методов в интенсификации учебного процесса // Инновационные методы в образовании: сб. материалов междунар. науч.-практ. конф. - М.: РИПО ИГУМО, 2008. - С. 32-40.
6. Шинкаренко А. В. Психологическая устойчивость как фактор обеспечения военной безопасности // Геополитика и безопасность. -2013. - № 4. - С. 100-103.
7. Кутлыев Ю. В. Развитие информационно-прогностической компетенции будущего офицера войск национальной гвардии Рос-
сии в контексте продуктивного образования // Изв. Волгоградского гос. пед. ун-та. - 2016. - № 9-10 (113). - С. 55-59.
8. Кутлыев Ю. В. Интеграция гуманитарных и профессиональных знаний курсантов внутренних войск МВД России на занятиях по правовой информатике // Наука и школа. -2016. - № 4. - С. 27-32.
9. Кутлыев Ю. В. Когнитивный механизм формирования готовности личности будущих офицеров внутренних войск МВД России к профессиональной деятельности // Изв. Саратовского гос. ун-та. - 2016. - Т. 16, № 4. - С. 476-479.
10. Ярмухамедова Н. Д. Метод анализа конкретных ситуаций, как форма социально-психологического обучения: дис. ... канд. психол. наук. - М., 1982. - 156 с.
REFERENCE
1. Terekhin R. A. Sootnoshenie sotsialno-psikho-logicheskikh ustanovok i gotovnosti k situa-tivnym izmeneniyam voennosluzhashchikh na nachalnom etape voennoy sluzhby. Vestn. Yuzh.-Uralskogo gos. un-ta. Ser.: Psikhologiya. 2016, Vol. 9, No. 4, pp. 73-80. DOI: 10.14529/ psy160407.
2. Bagishaev Z. A. Prioritety sovremennogo obra-zovaniya strategiya ego razvitiya. Pedagogika. 2003, No. 9, pp. 10-14.
3. Vertaev A. B. Problemy voennogo obrazovani-ya. Globalnyy nauchnyy potentsial. St. Petersburg, 2015, No. 7, pp. 9-13.
4. Vertaev A. B. Model protsessa formirovaniya kompetentsii prinyatiya optimalnykh uprav-lencheskikh resheniy u kursantov voennykh vu-zov vnutrennikh voysk MVD Rossii. Perspe-ktivy nauki. Tambov, 2015, No. 8, pp. 9-13.
5. Zeldovich B. Z. Rol aktivnykh metodov v in-tensifikatsii uchebnogo protsessa. In: Innovatsi-onnye metody v obrazovanii. Proceedings of International scientific-practical conference. Moscow: RIPO IGUMO, 2008. Pp. 32-40.
6. Shinkarenko A. V. Psikhologicheskaya ustoy-chivost kak faktor obespecheniya voennoy bezopasnosti. Geopolitika i bezopasnost. 2013, No. 4, pp. 100-103.
7. Kutlyev Yu. V. Razvitie informatsionno-prognos-ticheskoy kompetentsii budushchego ofitsera voysk natsionalnoy gvardii Rossii v kontekste produktivnogo obrazovaniya. Izv. Volgogradskogo gos. ped. un-ta. 2016, No. 9-10 (113), pp. 55-59.
8. Kutlyev Yu. V. Integratsiya gumanitarnykh i profes-sionalnykh znaniy kursantov vnutrennikh voysk MVD Rossii na zanyatiyakh po pravovoy informa-tike. Nauka i shkola. 2016, No. 4, pp. 27-32.
9. Kutlyev Yu. V. Kognitivnyy mekhanizm formirovaniya gotovnosti lichnosti budushchikh ofitserov vnutrennikh voysk MVD Rossii k pro-fessionalnoy deyatelnosti. Izv. Saratovskogo gos. un-ta. 2016, Vol. 16, No. 4, pp. 476-479.
10. Yarmukhamedova N. D. Metod analiza konkret-nykh situatsiy, kak forma sotsialno-psikho-logicheskogo obucheniya. PhD dissertation (Psychology). Moscow, 1982. 156 p.
Кутлыев Юрий Владимирович, адъюнкт адъюнктуры Саратовского военного Краснознаменного института войск национальной гвардии Российской Федерации e-mail: kutlyev1981@mail.ru
Kutlyev Yury V., Adjunct, Saratov Military Red Banner Institute of the National Guard of the Russian Federation e-mail: kutlyev1981@mail.ru
Багишаев Зайнулла Абдулгалимович, доктор педагогических наук, доцент кафедры конституционного и административного права Саратовского военного Краснознаменного института войск национальной гвардии Российской Федерации
e-mail: bagishaev@mail.ru
Bagishaev Zaynulla A., ScD in Education, Associate Professor, Constitutional and Administrative Law Department, Saratov Military Red Banner Institute of the National Guard of the Russian Federation e-mail: bagishaev@mail.ru