УДК 372.874 Гитман Елена Константиновна
доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры теории и методики профессионального образования Пермского военного института внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации
Пузиков Олег Петрович
заместитель начальника кафедры гуманитарных
и социальных наук,
адъюнкт кафедры теории и методики
профессионального образования
Пермского военного института внутренних войск
Министерства внутренних дел Российской Федерации
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
ЭФФЕКТИВНОГО
ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
СИСТЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ
УПРАВЛЕНЧЕСКО-ПРОГНОСТИЧЕСКОЙ
КОМПЕТЕНЦИИ КУРСАНТОВ
ВОЕННОГО ВУЗА
Gitman Elena Konstantinovna
D.Phil. in Education Science, Professor, Theory and Methodology of Vocational Education Department, Perm Military Institute of the Internal Troops of the Ministry of International Affairs of Russia
Puzikov Oleg Petrovich
Deputy Head of the Department for Social Sciences and the Humanities, Postgraduate student, Theory and Methodology of Vocational Education Department, Perm Military Institute of the Internal Troops of the Ministry of International Affairs of Russia
PEDAGOGICAL CONDITIONS CONTRIBUTING TO EFFECTIVE FUNCTIONING OF THE SYSTEM OF STUDENTS' MANAGEMENT AND PROGNOSTIC COMPETENCE FORMATION IN A MILITARY HIGHER SCHOOL
Аннотация:
В статье рассматриваются педагогические условия эффективного функционирования системы формирования управленческо-прогностической компетенции курсантов военного вуза, такие как использование SWOT-анализа на практических занятиях в процессе изучения дисциплин базовой части, педагогическое сопровождение развития лидерских качеств у курсантов и имитация в образовательном процессе ситуаций «риска». Авторами разработаны этапы разрешения «ситуации риска», определены основные способы педагогического сопровождения развития лидерских качеств у курсантов.
Ключевые слова:
система, педагогические условия, использование SWOT-анализа на практических занятиях в процессе изучения дисциплин базовой части, педагогическое сопровождение развития лидерских качеств у курсантов, имитация в образовательном процессе ситуаций «риска».
Summary:
The article discusses the educational conditions contributing to the effective functioning of the system of students' management and prognostic competence development in the military higher school, such as application of the SWOT-analysis at practical training during the study of basic subjects, educational support of students' leadership skills development, and simulation training of "situations of risk". The authors have developed staged resolution of the risk situations and described the basic methods of educational support of students' leadership skills development.
Keywords:
system, pedagogical conditions, application of SWOT analysis at practical training during learning of basic disciplines, educational support of students' leadership skills development, simulation training of "situations of risk".
Актуальность проблемы формирования управленческо-прогностической компетенции курсантов военного вуза определяется необходимостью повышения эффективности военно-профессиональной деятельности курсантов военных вузов, постоянным повышением требований к качеству подготовки курсантов военных вузов, обладающих знаниями, умениями, профессионально значимыми качествами, способствующими выполнению командно-управленческой деятельности; потребностью в теоретически обоснованных способах формирования управленческо-прогностической компетенции курсантов военных вузов, необходимостью разработки системы формирования управленческо-прогностической компетенции курсантов военных вузов и практического аппарата для ее успешной реализации. При этом под управленческо-прогностической компетенцией курсантов военных вузов нами понимается интеграция знаний, умений, опыта и личностных качеств, которые реализуются в выполнении управленческих функций и обеспечивают прогностическую деятельность будущего офицера в профессиональной сфере. Как показал анализ научной литературы, формирование управленческо-прогностической компетенции курсантов военных вузов - это систематизированная деятельность субъектов образовательного процесса военного вуза по выработке у курсантов знаний, умений, опыта и личностных качеств,
необходимых для реализации управленческих функций и прогностической деятельности будущего офицера в профессиональной сфере.
Разработанная нами система формирования управленческо-прогностической компетенции включает в себя мотивационно-целевой, программно-технологический, информационно-аналитический, контрольно-диагностический и регулятивно-корректирующий компоненты, характеризуется целостностью, интегративностью, нелинейностью, непротиворечивостью.
Повышение эффективности разработанной нами системы формирования управленческо-прогностической компетенции у курсантов военных вузов обеспечивается специально создаваемыми педагогическими условиями, которые представляют собой совокупность мер педагогического процесса, направленную на повышение его эффективности.
В словаре понятие «условия» трактуется как «отношение предмета к окружающим его явлениям, без которых он существовать не может» [1, с. 497]. Термин «педагогическое условие» вслед за Е.В. Яковлевым и Н.О. Яковлевой понимается нами как совокупность мер педагогического процесса, направленная на повышение его эффективности [2, с. 187-188].
При выявлении педагогических условий мы исходим из ряда определяющих факторов: 1) содержание и особенности разработанной системы формирования управленческо-прогности-ческой компетенции у курсантов военных вузов; 2) специфика современного военно-профессионального образования; 3) социальный заказ и нормативные требования к современному офицеру; 4) методологическая основа исследования; 5) научные достижения в решении проблемы формирования управленческо-прогностической компетенции у курсантов военных вузов; 6) результаты констатирующего этапа эксперимента; 7) собственный практический опыт деятельности в соответствии с проблемой исследования.
Нами был проведен опрос командного и профессорско-преподавательского состава Пермского военного института внутренних войск МВД России. Респондентам (в количестве 184 человека) был задан вопрос о необходимых условиях формирования умений управленческой и прогностической деятельности у курсантов военных вузов. Данные опроса показали следующее: 45,3 % опрошенных считают необходимым включать в программы учебных дисциплин новейшие теории управления и прогнозирования; 82,4 % преподавателей обращают внимание на усиление интерактивных способов преподавания гуманитарных, социально-экономических дисциплин; 92,6 % преподавателей указали на возможность использования внеучебной деятельности для овладения навыками управления и прогнозирования; 100 % опрошенных указали на необходимость тесной связи образовательного процесса военного вуза с реальной военно-профессиональной деятельностью в действующих условиях армии, что приблизит требования практики к конгруэнтной подготовке курсантов к службе в ней в качестве офицеров.
На основе анализа ряда исследований мы пришли к выводу, что повышение эффективности авторской системы формирования управленческо-прогностической компетенции у курсантов военных вузов возможно при обеспечении следующих педагогических условий:
- использование SWOT-анализа на практических занятиях в процессе изучения дисциплин базовой части;
- педагогическое сопровождение развития лидерских качеств у курсантов;
- имитация в образовательном процессе ситуаций «риска».
Отметим, что в качестве методологической основы исследования нами был выбран комплекс подходов: системного, программно-целевого и компетентностного. При этом системный подход как общенаучная основа исследования позволяет структурировать наполнение выявленных условий; программно-целевой как конкретно-научная методология позволяет согласовать цель исследования с имеющимися в условиях ресурсами; а компетентностный поход как прак-тико-ориентированная тактика обеспечивает выявление содержания условий и их ориентацию на формирование управленческо-прогностической компетенции у курсантов военных вузов. Далее раскроем выявленные условия.
Использование SWOT-анализа на практических занятиях в процессе изучения дисциплин базовой части
Современные ФГОС ВПО содержат ключевые требования к основной образовательной программе. В новой основной образовательной программе циклы отсутствуют, а имеются разделы (блоки). Раздел 1 (блок 1) содержит дисциплины базовой и вариативной частей, при этом в базовую часть также входят дисциплины специализации. Раздел 2 (блок 2) включает практики и научно-исследовательскую работу. В раздел 3 (блок 3) включено содержание государственной итоговой аттестации. Дисциплины (модули) и практики, относящиеся к базовой части программы специали-тета, являются обязательными для освоения обучающимся с учетом специализации программы, которую он осваивает. Набор дисциплин (модулей) и практик, относящихся к базовой части про-
граммы специалитета, образовательная организация определяет самостоятельно в объеме, установленном данным ФГОС ВВО, с учетом соответствующей (соответствующих) примерной (примерных) основной (основных) образовательной (образовательных) программы (программ).
С 1960-х гг. и по настоящее время SWOT-анализ широко применяется в процессе стратегического планирования. С появлением SWOT-модели руководители получили инструмент стратегического планирования для своей интеллектуальной работы. Известные, но разрозненные и бессистемные представления об организации и конкурентном окружении SWOT-анализ позволил сформулировать аналитикам в виде логически согласованной схемы взаимодействия сил, слабостей, возможностей и угроз.
Как правило, SWOT-анализ проводится с помощью вспомогательных таблиц (матриц). Для проведения SWOT-анализа используется следующая схема:
1. Формулирование сильных и слабых сторон внутренних факторов: организация логистических процессов и их адекватность; финансовое состояние организации и ее задачи; административная система и качества администрирования; система менеджмента, управления людскими ресурсами.
2. Описание возможностей и угроз, которые являются внешними факторами. Например, существуют типичные угрозы: социальные; экономические; технологические; политические; экологические; конкуренция.
3. Ранжирование сильных и слабых сторон, возможности и угрозы по степени влияния на организацию, отброс лишней информации.
4. Соединение сведений в матрицу SWOT (в таблицу).
5. Анализ действия всех факторов.
6. Определение стратегии, основанной на сведениях, представленных выше.
Для Вооруженных сил РФ, находящихся на бюджетных ассигнованиях, применение представленной методики в плане финансовых затрат, расходов, возможно, имеет малое значение. Но, однако, применение SWOT-анализа имеет большое значение в плане распределения и управления человеческими ресурсами, планирования иерархических назначений и перемещений.
Высшее руководство Вооруженными силами РФ в части расходов по статье «Национальная оборона» предполагает рассмотрение следующих параметров: вооруженные силы, мобилизационная и вневойсковая подготовка, мобилизационная подготовка экономики, подготовка и участие в обеспечении коллективной безопасности и миротворческой деятельности, ядерно-оружейный комплекс, реализация международных договоров в сфере военно-технического сотрудничества, прикладные научные исследования в области обороны и другие вопросы в области национальной обороны.
Итак, использование SWOT-анализа на практических занятиях в процессе изучения дисциплин («Основы управленческой деятельности», «Экономика», «Экономическая теория», «Маркетинг», «Менеджмент», «Экономика предприятия», «Организация и планирование производства» и т. д.) позволит будущему офицеру определить направления или конкретные действия подразделения с учетом выявленных факторов внешней среды и сильных и слабых сторон внутренней среды. Именно на основе SWOT-анализа можно определить приоритетное направление развития организации в целом или его отдельных подразделений.
Педагогическое сопровождение развития лидерских качеств у курсантов
В словаре С.И. Ожегова понятие «сопровождать» трактуется как «сопутствовать чему-либо, служить приложением, дополнением к чему-либо» [3].
В педагогике А.П. Тряпицына [4] сопровождение раскрывается как взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого, направленное на решение жизненных проблем сопровождаемого. В исследованиях различных авторов сопровождение трактуется как сотрудничество, содействие, сопереживание, сотворчество и т. п. В ряде исследований педагогическое сопровождение рассматривается как неотъемлемая часть образовательного процесса и особый вид взаимодействия с целью создания благоприятных условий развития субъектов взаимодействия.
Достаточно широким, на наш взгляд, является понимание В.А. Айрапетова [5], который педагогическое сопровождение трактует как форму партнерского взаимодействия, в процессе которого согласуются смыслы деятельности и создаются условия для индивидуального принятия решений.
Опираясь на данные исследований [6; 7; 8], мы под педагогическим сопровождением понимаем форму взаимодействия педагога и обучающегося, обеспечивающую создание условий для личностного развития и самореализации, принятия оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора.
В.А. Сластенин [9] выделяет следующие методы педагогического сопровождения: заинтересованное наблюдение, консультирование, личностное участие, поощрение максимальной самостоятельности обучающегося в проблемной ситуации. Эти методы применимы и в нашем исследовании.
Для формирования управленческо-прогностической компетенции у курсантов военных вузов имеет значение развитие лидерских качеств будущих офицеров.
Обращаясь к работам, посвященным лидерству, развитию лидерских качеств руководителей, отметим, что в теории лидерства существуют различные подходы к изучению и объяснению лидерских качеств. Мы принимаем позицию, согласно которой лидерские качества поддаются развитию.
Для нашего исследования большое значение имеет работа Н.Н. Зайцева, посвященная педагогическому сопровождению развития управленческой компетентности командиров подразделений курсантов вузов внутренних войск МВД России [10]. Автор под педагогическим сопровождением развития управленческой компетентности командиров подразделений курсантов понимает «теоретически и практически обоснованную поддержку офицеров, направленную на комплексное профессиональное содействие формированию образовательного пространства, основанного на преемственности между базовым образованием, полученным офицером во время обучения в вузе, и содержанием обучения в период прохождения службы, на интеграции инновационных образовательных процессов» [11, с. 10]. При этом мы принимаем обозначенные автором характеристики педагогического сопровождения: процессуальность, пролонгированность, недирективность, погруженность в реальную служебно-боевую деятельность офицера, особые отношения между участниками этого процесса.
Отметим, что каждая ситуация выбора порождает множественность вариантов решения, и при этом сам субъект сопровождения несет ответственность за свои действия. Это означает, что представленные характеристики нуждаются в уточнении, а именно - особые отношения между участниками этого процесса означают наличие вариативности и субъектности.
Опираясь на диссертационное исследование Н.Н. Зайцева [12], мы определили основные способы педагогического сопровождения развития лидерских качеств у курсантов:
1. Переход от инструктивно-информационного, личностно отчужденного взаимодействия с офицерами к развитию их физиологических, психологических, интеллектуальных, деловых и личностных качеств.
2. Ориентация в образовательном процессе военного вуза на решение курсантами не обыденных, а исследовательских, прогностических, проектировочных задач.
3. Обеспечение преемственности, непрерывности сопровождения лидерских качеств у курсантов.
4. Оптимальное разнообразие, адекватность содержания технологий, преобладание продуктивных, диалогических методов взаимодействия.
5. Стимулирование самостоятельной работы курсантов, их творческой самообразовательной деятельности.
6. Учет междисциплинарных связей, содержательной интеграции дисциплин.
7. Мониторинговое сопровождение развития лидерских качеств курсантов.
Этапами педагогического сопровождения развития лидерских качеств у курсантов являются: а) диагностический (уровень развития лидерских качеств курсантов, выявление трудностей и индивидуальных особенностей); б) технологический (разработка индивидуальной программы, определение методов, средств, форм, способов развития лидерских качеств курсантов); в) рефлексивный (оценка и самооценка развития лидерских качеств курсантов); г) преобразующе-кор-ректировочный (коррекция развития лидерских качеств курсантов).
Имитация в образовательном процессе «ситуаций риска»
При раскрытии этого условия обратимся к рассмотрению понятия «имитация». Данное понятие в словаре раскрывается следующим образом: «Имитация (от лат. imitatio - подражание, подделка) - воспроизведение характеристик некоторой системы, ситуации, события или явления в обстановке, отличной от той, в которой протекает реальное явление» [13].
На основе ряда научных работ [14; 15; 16] мы выявили следующие виды имитации в образовательном процессе военного вуза: а) физическая имитация может быть такой точной, что ее бывает трудно отличить от оригинала, который она имитирует; обычно носит динамический и лишь частичный характер и осуществляется в реальном масштабе времени (примером могут служить различного рода военные учения, деловые игры и т. д.); б) символическая имитация может быть достаточно полной копией протекающих в оригинале процессов, но наглядного сходства с ним в этом случае обычно не бывает; носит более полный характер и протекает в ускоренном масштабе времени (примером этого является моделирование реальных процессов методом статистических испытаний - имитационное моделирование).
Анализируя понятие «риск», мы пришли к неоднозначному толкованию этого термина: «опасность, возможность ущерба, убытка», «возможность наступления события с отрицательными последствиями в результате определенных действий или решений», «вероятность возникновения чего-то, что будет иметь влияние на цели», «возможная опасность» [17] и т. д. Для обоснованного
определения понятия «риск» мы исходим из следующих позиций: 1) риск связан с оценками (ожиданиями) и решениями субъекта, то есть оценки риска носят субъективный характер и зависят от социальных установок; 2) риск отражает решения, имеющие временную зависимость, которую сложно установить (возможность / невозможность реализоваться в неопределенном будущем); 3) риск как опасность означает объективно существующую возможность негативного воздействия, которое может принести какой-либо ущерб, вред, потери; 4) степень риска зависит от способов измерения, при этом существует также и риск измерения (как выбор неадекватного способа). Итак, риск определяется нами как возможность наступления какого-либо неблагоприятного события, возможность опасности или отклонений фактических результатов деятельности от запланированных.
Однако следует отметить, что риск можно рассматривать как с позиции негативных отклонений фактических результатов деятельности от запланированных, так и со стороны ее возможных позитивных последствий.
Чтобы управлять рисками, надо сначала знать о существующих рисках. Поскольку на деятельность любой организации непосредственно или потенциально влияют риски различной природы, то нам необходимо представить классификацию рисков. Для построения классификации необходимо выбрать какой-либо упорядочивающий принцип, мы возьмем за основу движение от частного к общему.
Виды рисков: личные и семейные риски, относящиеся к судьбе отдельного человека и его семьи; производственные риски (внутренние риски), связанные непосредственно с деятельностью организации; коммерческие риски, вызванные неполной предсказуемостью динамики рынка, то есть действий потребителей и конкурентов; финансовые риски, определяемые макроэкономической ситуацией; риски, возникающие на уровне государства и Земли в целом.
Соглашаясь с позицией РЕ. Санина [18], выраженной в исследовании, посвященном формированию рискологической компетенции будущего офицера внутренних войск, мы отмечаем, что личные риски делятся на: физические, психологические и репутационные. Для будущего офицера особое значение имеют риски личной безопасности, поскольку выполнение служебно-боевой деятельности всегда связано с возникновением рисков. В связи с этим важно в образовательном процессе имитировать «ситуации риска», чтобы впоследствии эффективно нести воинскую службу, выполнять служебные задачи с минимальными потерями для себя и для своих подчиненных.
«Ситуация риска» рассматривается в исследованиях риск-менеджмента [19]. При этом ситуация - это сочетание, совокупность различных обстоятельств и условий, создающих определенную обстановку для того или иного вида деятельности; обстановка может способствовать или препятствовать осуществлению данного действия.
В любой «ситуации риска» существует возможность количественно и качественно определять степень вероятности того или иного варианта, которые основаны на трех ключевых факторах: 1) наличие неопределенности; 2) необходимость выбора альтернативы (включая отказ от выбора); 3) возможность оценить вероятность осуществления выбираемых альтернатив.
Для военно-профессионального образования создание ситуаций риска в образовательном процессе необходимо, так как это позволяет:
- выявить причины и основные факторы возникновения рисков;
- идентифицировать, проанализировать и оценить риски;
- принять решение на основе произведенной оценки;
- выработать антирисковые управляющие воздействия;
- снизить риск до приемлемого уровня;
- организовать выполнение намеченной программы;
- проконтролировать выполнение запланированных действий;
- произвести анализ и оценку результатов рискового решения.
В соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования, в результате освоения основной образовательной программы-подготовки у будущего офицера внутренних войск должны быть развиты способности к анализу, прогнозированию и моделированию рисков личной безопасности [20].
Нами определены этапы разрешения «ситуации риска»:
1) теоретическое обоснование предстоящей деятельности, ее понятийно-смысловое обеспечение;
2) вхождение в практическую деятельность, постановка проблемы;
3) непосредственный анализ представленной проблемной ситуации, выявление противоречий и определение оптимальных средств ее разрешения;
4) осознание существенных аспектов и специфики смоделированной ситуации;
5) разрешение проблемной ситуации путем создания алгоритма деятельности в смоделированной рискогенной ситуации, осмысленной как риск;
6) проверка эффективности найденного решения.
Итак, профессия будущего офицера, командира предполагает проявление независимости в принятии решений как склонности к риску. Это всегда требует от курсанта способности эффективно решать задачи всех классов профессиональной деятельности в экстремальных условиях, связанных с риском для жизни, ограниченным временем, высоким уровнем ответственности и т. д. А реализация таких способностей происходит посредством имитации в образовательном процессе «ситуаций риска».
Таким образом, эффективное функционирование системы формирования управленческо-прогностической компетенции у курсантов военных вузов обеспечивается следующими педагогическими условиями: а) использованием SWOT-анализа на практических занятиях в процессе изучения дисциплин базовой части; б) педагогическим сопровождением развития лидерских качеств у курсантов; в) имитацией в образовательном процессе ситуаций «риска».
Ссылки:
1. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. М., 2010. 944 с.
2. Яковлев Е.В., Яковлева Н.О. Педагогическая концепция: методологические аспекты построения : монография. М., 2006. 239 с.
3. Ожегов С.И. Указ. соч.
4. Уварина Н.В. Ядро педагогической концепции: закономерности, принципы актуализации творческого потенциала личности учащихся в образовательном процессе // Вестник Южно-Уральского государственного университета. 2012. № 15. С. 34-36 ; Философский энциклопедический словарь. М., 2006. 576 с.
5. Айрапетов В.А. Педагогическое сопровождение духовного становления старшеклассников в процессе их приобщения к русской художественной культуре : дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2005. 184 с.
6. Сластенин В.А. Педагогический процесс как система. М., 2000. С. 195-219.
7. Уварина Н.В. Указ. соч.
8. Яковлев Е.В., Яковлева Н.О. Указ. соч.
9. Сластенин В.А. Указ. соч.
10. Зайцев Н.Н. Педагогическое сопровождение развития управленческой компетентности командиров подразделений курсантов вузов внутренних войск МВД России : дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2014. 137 с.
11. Там же.
12. Там же.
13. Ожегов С.И. Указ. соч.
14. Зайцев Н.Н. Указ. соч.
15. Новиков А.А. Формирование готовности к профессиональной деятельности у курсантов военных вузов : дис. ... канд. пед. наук. М., 2012. 238 с.
16. Санин Р.Е. Формирование профессиональной рискологической компетенции у будущих офицеров внутренних войск : дис. ... канд. пед. наук. Ижевск, 2012. 193 с.
17. Ожегов С.И. Указ. соч.
18. Санин Р.Е. Указ. соч.
19. Арутюнова Д.В. Стратегический менеджмент: SWOT-анализ : учеб. пособие. Таганрог, 2010. 122 с.
20. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 210602 Специальные радиотехнические системы квалификация (степень) «специалист» (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 января 2011 г. № 61).