При проведении курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки необходимо использовать тренинговые формы работы со слушателями при формировании и развитии профессиональных компетенций при реализации инклюзивного подхода в образовании. Рассматривать курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов как информационную площадку не только по обмену опытом, но и как возможность продвижения идей инклюзивного образования. Обучение на курсах командному взаимодействию при работе с ребенком ОВЗ, например, приглашение на курсы повышения квалификации или профессиональной переподготовки педагогов одной образовательной организации для обучения написанию адаптированной образовательной программы или специальной индивидуальной программы развития.
Таким образом, вышеперечисленные стратегии и тактики подготовки будущих специалистов инклюзивного образования позволяют осуществить данный процесс в соответствии с их потребностями и жизненным опытом, что в целом способствует повышению профессионального и культурного уровня педагога; стимулированию его служебной и общественной активности; обновлению и совершенствованию знаний в области дефектологии; совершенствованию педагогического и методического мастерства на основе идей педагогов-новаторов и творческих работ педагогов; совершенствованию методов и стиля взаимодействия с обучающимися с ОВЗ на принципах гуманизма, демократизации, гласности; формированию умений и навыков анализа образовательного процесса в целом и самоанализа своей учебно-воспитательной деятельности в частности; приобщению педагогов к исследовательской деятельности на основе доступных и понятных ему методик.
Список литературы
1. Баулина М.В. Профессиональная компетенция учителей инклюзивного образования // Вестник Череповецкого государственного университета. - Череповец, 2016. - № 6 (75). -С. 134-136.
2. Логинова Е.Т. Разноуровневая подготовка педагогов в условиях инклюзивного образования // Специальное образование: материалы XI междунар. науч. конф.; под общ. ред. В. Н. Скворцова. - СПб., 2015. - С. 29-33.
3. Овчинникова Т.С., Тушева Е.С. Содержание профессиональной переподготовки и повышения квалификации специалистов инклюзивных дошкольных учреждений // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - Челябинск, 2014. - № 1. - С. 60-67.
Т. С. Овчинникова
Технология реализации педагогического мониторинга в дошкольных группах комбинированной направленности
Стратегические изменения, происходящие в связи с введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее - ФГОС ДО), требуют выстраивания новой системы дошкольного образования, обеспечивающей высокое качество образовательных услуг, удовлетворяющих потребности всех категорий детей.
Внедрение ФГОС ДО - длительный сложный процесс, включающий не только разработку и апробацию нового содержания обучения и воспитания дошкольников, но и процесс, требующий максимального внимания и поддержки педагогов со стороны методических служб. Один из наиболее важных принципов ФГОС ДО является поддержка разнообразия детства, которая выражается в определении индивидуального развития ребенка, согласно его психофизическим возможностям и образовательным потребностям.
Актуальными проблемами освоения ФГОС ДО становится необходимость:
- создания нормативно-правового механизма выявления детей, которые не справляются с ООП ДО;
- совершенствования процессуального компонента психолого-педагогического сопровождения;
- определения алгоритма действий педагогов по организации педагогического сопровождения детей с ОВЗ и написания для них индивидуального маршрута.
Результатом опытно-экспериментальной работы, осуществляемой в дошкольных образовательных организациях (ДОО) Ленинградской области и Санкт-Петербурга, стало создание технологии процессуального компонента психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования, новизна которой заключается в разработке принципиально нового продукта в области диагностических мероприятий.
Цель технологии - создание алгоритма действий педагогов по получению информации о ходе образовательного процесса, возможности его оптимизации на основе периодически получаемой информации.
Технология «Организация педагогического мониторинга» является актуальной и педагогически целесообразной формой инновации в образовательном процессе, поскольку с ее помощью легче обеспечить механизм выявления детей, которые не справляются с АООП ДО, и реализовать требования ФГОС ДО по индивидуализации образования воспитанников и совершенствовать процессуальный компонент психолого-педагогического сопровождения.
Концептуальная установка технологии детерминирована современными концепциями психолого-педагогического сопровождения (Битяновой М.Р., 1997; Казаковой Е.И., 1998, Чирковой Т.И., 2000, Овчинниковой Т.С., 2005) и изучения различных диагностических мероприятий, используемых в дошкольной педагогике [1-4]. Анализ имеющегося опыта применения различных вариантов мониторинга, представленных в программах ДО, показал их несовершенство:
- перенасыщенность по предложенным критериям и по затраченным временным усилиям;
- отсутствие конструктивной валидности, несоответствие количества критериев по возрастам;
- несоответствие критериев образовательным областям ФГОС ДО.
Недостаточность методических разработок в области организации проведения мониторинга, умений анализирования полученных результатов и планирования педагогических мероприятий, способствующих повышению эффективности обучения и воспитания дошкольников, определили компоненты разрабатываемого продукта.
Оригинальность инновационного продукта заключается в использовании педагогического мониторинга в качестве инструмента психолого-педагогического сопровождения при минимальности усилий педагогов и технологичности оформления и анализа. Дискуссионным в профессиональном сообществе педагогов ДО является трактовка функции педагогического мониторинга в качестве оценки качества образовательного процесса. По определению ФГОС ДО педагогическая диагностика (мониторинг) - это психолого-педагогическое изучение индивидуальных особенностей и склонностей личности, ее потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, профессиональном самоопределении, а также выявление причин и механизмов нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации.
Исходя из этого определения, результаты педагогической диагностики (мониторинга) используются авторами исключительно для решения образовательных задач, определяемых в ФГОС ДО:
- индивидуализации образования (в том числе поддержки ребёнка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
- оптимизации работы с группой детей.
Система мониторинга основывается на следующих ключевых положениях:
- любое достижение ребенка дошкольного возраста на каждом этапе его развития является промежуточным и служит лишь основанием для выбора педагогом методов и технологий для индивидуальной работы;
- обучение и воспитание в дошкольном возрасте носит целостный характер и может лишь условно быть распределено в образовательном процессе по образовательным областям. Именно поэтому диагностика в дошкольном возрасте не может в полной мере опираться на выявление знаний, умений и навыков.
Педагогический мониторинг направлен на изучение результатов образовательного процесса и средств, которые используются для их достижения. В ходе мониторинга выясняется как достигается цель образовательного процесса, существует ли положительная динамика в развитии ребенка в сравнении с результатами предыдущих диагностических исследований, соответствует ли уровень сложности учебного материала возможностям обучающегося и т. д.
Новым и оригинальным является предмет оценивания. В соответствии с компетентностным подходом индикаторы мониторинга это:
1) представления, которые формируются в процессе НОД;
2) действия - навыки, которые формируются в СОД;
3) владения - универсальные умения, обеспечивающие детям эффективную социализацию.
По мнению авторов, для ребенка дошкольного возраста в первую очередь важно не столько, каким объемом предметных знаний определенной образовательной области он владеет, сколько то, каким способом эти знания были ребенком освоены.
Мониторинг образовательного процесса осуществляется через отслеживание результатов освоения образовательной программы и позволяет отследить развитие таких интегративных качеств, способствующих социализации детей, как самостоятельность, универсальность действий, любознательность, активность.
Педагогическая диагностика является эффективным средством выявления различных сбоев в системе обучения и воспитания, дающим возможность свое-
временно и эффективно корректировать ее деятельность. Проведение текущей оценки всех компонентов качества позволяет определить результативность функционирования педагогической системы ДОУ на каждом промежуточном этапе ее развития. Благодаря сведениям, полученным в результате мониторинга, руководитель имеет возможность предвидеть степень и особенности ошибок в организации.
В контексте данного подхода на основании анализа результатов мониторинга осуществляется комплексное изучение образовательной среды и оценка результативности образовательных программ, реализуемых в учреждении. Гибкая система контроля и регуляции всей деятельности ДОО на основе мониторинга позволяет решить следующие задачи:
- обеспечить обратную связь на основании промежуточной диагностики, проанализировать и скорректировать все управленческие решения;
- определить цели и задачи перспективных направлений в развитии учреждения;
- осуществить психолого-педагогическое сопровождение педагогического процесса;
- оказать педагогическую поддержку всем субъектам педагогического процесса.
Результаты мониторинга - это доказательная база решений психолого-педагогического консилиума по разработке адаптированных образовательных программ (АОП) для детей с ОВЗ и нормативно-правовая защита как ребенка в группе, так и педагогов, работающих с детьми с ОВЗ. Квалиметрические показатели развития ребенка, представленные в ПМПК, позволяют документально зафиксировать выявленные проблемы освоения детьми АООП. Преодоление проблем находится в области изменений функций, структуры, параметров работы всего образовательного учреждения:
1) организации дифференцированного образовательного процесса для всех категорий воспитанников, в соответствии с их образовательными потребностями и психофизическими возможностями;
2) координации деятельности всех субъектов педагогического процесса для оптимизации и повышения качества коррекционно-развивающей деятельности;
3) индивидуализации обучения и воспитания детей с ОВЗ.
В работе руководителя мониторингу образовательного процесса отводится значительное место, потому что на его основе руководитель сможет определить стратегические и тактические задачи развития образовательного учреждения. Апробация технологии в ДОО подтвердила высокую ее эффективность и воспроизводимость.
Список литературы
1. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. - М.: Совершенство, 1997. - 298 с.
2. Казакова Е.И. Система комплексного сопровождения ребенка: от концепции к практике // Психолого-педагогическое медико-социальное сопровождение развития ребенка: материалы Всерос. науч. конф. - СПб., 1998. - С. 4-6.
3. Овчинникова Т.С., Калягин В.А., Матасов Ю.Т. Психологическое сопровождение в коррекционно-образовательных учреждениях. - СПб.: ЛОИРО, 2005. - 168 с.
4. Чиркова Т.И. Психологическая служба в детском саду. - М.: Пед. общество России, 2001. - 224 с.