психокоррекционной работы», «Организация и содержание работы де-фектолога в условиях реализации ФГОС», «Интегрированное обучение учащихся в ОВЗ в условиях общеобразовательной школы», «Специфика реабилитации учащихся специальных школ в условиях ФГОС».
Список литературы
1. Логинова Е.Т. Формирование профессиональных компетенций у студентов укрупненной группы специальностей «Образование и педагогика» // Развитие профессиональных компетенций студентов педагогического и психологического направлений в условиях разноуровневой подготовки в университете: материалы Всероссийской (с международным участием) науч.-практ. конф. / под ред. Р.А. Самофала. - Череповец: ЧГУ, 2015.
2. Горбик Е.О. Актуальные вопросы организации системы высшего профессионального образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья // Специальное образование: материалы XI междунар. науч. конф. 22-23 апреля 2015 г. -СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2014.
3. Матвеева М.В. Интегрированный учебный план как средство реализации дифференцированной коррекционно-развивающей работы с детьми ОВЗ // Проблемы и перспективы развития науки в начале третьего тысячелетия в странах СНГ: материалы VI междунар. науч.-практ. интернет-конф.: сб. науч. тр. - Переяслав-Хмельницкий, 2012. - 184 с. - URL: http://conferences.neasmo.org.ua/ zbirnuk_final_12_2012.pdf
Т. С. Овчинникова
Теоретическое обоснование проектирования адаптированной общеобразовательной программы для детей с тяжелыми нарушениями речи
С введением закона об образовании и внедрением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) наметились существенные изменения стратегии и тактики организации образовательной деятельности в дошкольной образовательной организации (ДОО), направленные на формирование гибкой, многофункциональной системы, обеспечивающей конституционное право каждого гражданина России на общедоступное и бесплатное дошкольное образование. ФГОС ДО поставил перед педагогами новые задачи организации образовательного процесса в ДОО, решение которых позволит обеспечить:
• доступность и диверсификацию образовательных услуг для всех категорий детей, в том числе и для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ);
• вариативность содержания образования на основе индивидуализации и дифференциации образовательных программ;
• реализацию требований к организации полифункциональной образовательной среды согласно образовательным потребностям воспитанников, обучающихся в ДОО.
Новые социальные условия, изменение контингента детей, высокий процент детей с ОВЗ в группах общеразвивающей направленности делает актуальным поиск наиболее эффективных, экономически целесообразных направлений осуществления образовательного процесса в дошкольных учреждениях.
Согласно ФГОС ДО одним из документов, регламентирующих деятельность ДОО (помимо лицензии), является образовательная Программа, разрабатываемая педагогами ДОО. В статье 99 закона «Об образовании в РФ» провозглашено: «Общее образование лиц с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в общеобразовательных организациях, оборудованных при необходимости специальными техническими средствами, в том числе по специально для них разработанным адаптированным программам...».
В практике коррекционно-педагогической работы с детьми ОВЗ традиционно используются коррекционные программы, составленные для детей одной из категорий дизонтогенеза. В настоящее время для обеспечения полноценного образовательного процесса в группах компенсирующей и комбинированной направленности необходима адаптированная основная общеобразовательная программа (АООП) как нормативно-управленческий документ ДОО, характеризующий специфику содержания образования и особенности организации воспитательно-образовательного процесса.
Введение ФГОС ДО и разработка АООП ДО - сложный и многоплановый процесс. Важнейшим фактором, обеспечивающим его успешность, является системность подготовки к его введению, научное и методическое сопровождение, включающее консультирование всех субъектов образовательного процесса.
При проектировании АООП в группах для детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) первостепенное значение имеют:
• организация педагогического процесса во всех образовательных областях, адаптированного в соответствии с психофизическими возможностями воспитанников (адаптированная предметно-пространственная развивающая среда, адаптированное содержание обучения и воспитания, адекватные для детей с ТНР технологии обучения);
• организация профессиональной коррекционно-развивающей работы по преодолению нарушений речи у воспитанников;
• единое образовательное пространство «ДОУ - семья», организация интегрированного взаимодействия всех субъектов образовательного процесса (педагогов, специалистов, родителей).
Приоритетной деятельностью ДОУ в группах для детей старшего дошкольного возраста с ТНР является обеспечение детям равных стар-
30
товых возможностей для дальнейшего успешного обучения в школе, поэтому адаптация ООП согласно п. 1.6 ФГОС ДО осуществлялась в целевом, содержательном и организационных разделах ПООП.
Цель АООП: создание оптимальных образовательных и коррекци-онно-развивающих условий, максимально обеспечивающих развитие дошкольников с ТНР различного генеза, их позитивную социализацию, личностное развитие, развитие творческих способностей с учетом особенностей физического, психического развития, индивидуальных возможностей, подготовка к жизни в современном обществе, обеспечение готовности к школьному обучению.
Программа обеспечивает развитие детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей и должна быть направлена на решение задач, определяемых ФГОС ДО и адаптированных для организации деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития.
Задачи организации образовательной деятельности (ФГОС ДО)
1. Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, их эмоциональное благополучие.
2. Обеспечение равных стартовых возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья).
3. Обеспечение преемственности программ дошкольного и начального общего образования.
4. Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений самим с собой, другими детьми, взрослыми и окружающим миром.
5. Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения.
6. Формирование общей культуры детей, ценностей здорового образа жизни, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности, формирование предпосылок учебной деятельности.
7. Обеспечение вариативности и разнообразия содержания программы с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья воспитанников.
8. Участие в развитии социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей.
9. Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития, образования, охраны и укрепления здоровья детей.
10. Обеспечение развития детей, их мотивации и способностей на интегративной основе с учетом культурного и исторического наследия.
Задачи организации образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития
1. Одновременная целенаправленная психолого-педагогическая помощь.
2. Адаптация содержания образовательной деятельности в пяти образовательных областях (в непрерывной непосредственной, совместной, самостоятельной деятельностях).
3. Введение специальных разделов в содержание образования, не присутствующих в содержании образования нормально развивающегося сверстника (профессиональная коррекционная деятельность, индивидуализация и дифференциация образовательного процесса), которые направлены на решение задач развития ребенка.
4. Использование специфических средств, которые не применяются в образовании нормально развивающегося ребенка (логоритмика и пр.).
5. Осуществление рефлексивного контроля за уровнем освоения воспитанниками АООП на всех этапах ее реализации.
6. Обеспечение педагогических условий для реализации АООП (кадры, среда, материально-техническое обеспечение).
7. Координация и активное участие в решении образовательных задач всех субъектов образовательного процесса.
8. Обеспечение качества образования на всех уровнях оценки (внешняя оценка родителями, администрации, внутренняя - самооценка педагогами ДОУ).
Программа сформирована на основе ключевых подходов дошкольной педагогики и психологии: культурно-исторического, личностного, системного и деятельностного.
Сложность адаптации программы заключалась в определении методологии, соответствующей основополагающим постулатам общей и коррекционной педагогики. При организации образовательной деятельности в ДОО компенсирующего вида, согласно АООП, необходимо согласовывать общеразвивающие и коррекционные принципы обучения.
Общеразвивающие принципы:
❖ полноценное проживание ребенком всех этапов детства;
❖ построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка;
❖ поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
❖ сотрудничество организации с семьями;
❖ формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
• учет этнокультурной ситуации развития детей.
Коррекционные принципы: структурно-системный, комплексности,
дифференциации, концентризма, последовательности, коммуникативности, минимизации, индивидуализации, интенсивности.
При разработке АООП ДОО учитывались специфика контингента воспитанников, региональные и климатические условия осуществления образовательной деятельности.
Так, специфические характеристики организации и комплектования ДОУ: определение учебно-методического комплекса (УМК) во всех образовательных областях только для детей старшего дошкольного возраста; разработка разноуровневой дифференцированной комплексной образовательной деятельности в соответствии с этиопатогенезом дошкольников и их специфическими характеристиками.
Национально-культурные особенности реализации АООП выражались в необходимости отражения в содержании познавательно-речевого развития вопросов истории и культуры Санкт-Петербурга, природного, социального и рукотворного мира, который с детства окружает маленького петербуржца.
Учет климатических условий реализации АООП выражался в активном включении мероприятий, направленных на оздоровление детей и предупреждение их утомляемости, поскольку климатические условия Северо-Западного региона имеют свои особенности: недостаточное количество солнечных дней и повышенная влажность воздуха. В режим дня каждой возрастной группы ежедневно включены утренняя гимнастика, бодрящая гимнастика, физкультминутки, подвижные игры.
В содержательном разделе АООП представлены:
• описание модулей образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка в пяти образовательных областях: социально-коммуникативной, познавательной, речевой, художественно-эстетической и физического развития с учетом используемых вариативных программ дошкольного образования и методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания;
• описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации программы с учетом возрастных и индивидуально-психологических особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей, мотивов и интересов;
• описание модулей коррекционно-развивающей работы с детьми с ТНР различного генеза, описывающих образовательную деятельность по профессиональной коррекции нарушений развития детей, предусмотренную программой.
В коррекционный раздел АООП включено содержание программ профессиональной коррекции логопедов, в которых представлены фор-
мы, содержание и последовательность профессиональной коррекции по преодолению речевых нарушений у детей с ОНР, ФФНР, заиканием.
Одна из сложнейших задач индивидуализации и дифференциации обучения - согласование педагогических условий потребностям и возможностям контингента воспитанников:
• выбор технологий и методов обучения и воспитания, адекватных для дошкольников с ТНР;
• обоснование педагогических условий, максимально позволяющих решить коррекционные задачи развития речи детей и подготовки их к обучению в школе;
• учет структуры дефекта и механизма нарушений при определении направлений дополнительной коррекции, необходимой для получения большего эффекта комплексной коррекционной работы, которые представлены технологиями коррекционных специфических мероприятий вариативной части ООП.
Образовательный процесс осуществляется в разных формах образо-
V / V V и \
вательной деятельности (в непрерывной, совместной и самостоятельной).
В организационном разделе АООП показаны:
■ механизм организации совместной образовательной деятельности в различных речевых ситуациях, который определяет личностно-порождающее взаимодействие взрослых с детьми;
■ система сопровождения и система педагогического мониторинга, которые решают вопросы оценки успешности воспитанников;
■ организация педагогических условий, обеспечивающих потребность детей в игре;
■ механизм инициации самостоятельности детей и формирования культурных практик, который выражается в сбалансированности репродуктивной и продуктивной деятельности по освоению культурных форм и образцов и детской исследовательской, творческой деятельности; совместных и самостоятельных, подвижных и статичных форм активности;
■ формы работы с семьей как необходимого условия для полноценного развития ребенка дошкольного возраста.
Список литературы
1. Об образовании: закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273 ФЗ.
2. Об образовании в Санкт-Петербурге: закон Санкт-Петербурга от 17 июля 2013 г. № 461-83.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: приказ от 17 окт. 2013 г. № 1155.