го специалиста по адаптивной физической культуре // Актуальные направления научных исследований: от теории к практике. - 2015. - № 3 (5). -С. 167-170.
4. Русова Н. Ю. Текст. Культура. Образование : научно-методическое пособие. - Нижний Новгород :НГПУ, 2009. -344 с.
5. Русова Н. Ю. Теоретические основы моделирования дидактического материала (на примере образовательной области "Филология") : дис. ... д-ра пед. наук. - СПб., 2000.
6. Фокина Н. Н. Компоненты базовой культуры личности : материалы 2-й Научно-практической конференции (заочной) с международным учас-
тием в 2-х частях "Категория "социального" в современной педагогике и психологии" 02-03 апреля 2014 г. - Тольятти, 2014. - С. 462-466.
7. Хижняк С. П. Межкультурная профессиональная коммуникация юристов : теоретические основы / С. П. Хижняк ; ФГБОУ ВПО "Саратовская государственная юридическая академия". - Саратов : Изд-во ФГБОУ ВПО "Саратовская государственная юридическая академия" 2014. - 244 с.
8. Шилова О. Н. Информационная культура в профессиональной подготовке современного педагога // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2004. - Т. 4. - № 9. - С. 149-158.
FACTORS AND CONDITIONS FOR FORMING THE PROJECT RESEARCH CULTURE OF STUDENTS OF PEDAGOGICAL SPECIALTIES
Isaeva Maryam Abdrahmanovna, PhD of Pedagogical sciences, Associate Professor, Department of Geometry and Methods of Teaching Mathematics, Chechen State Pedagogical University, Grozny, Chechen Republic
The article defines the factors and conditions that contribute to the process of forming the design and research culture of students of pedagogical specialties, such as: creating a creative atmosphere conducive to sustainable motivation for the process of forming a design and research culture; practice-oriented nature of the learning process; accounting for individual characteristics, abilities and focus of future specialists; development and implementation of the necessary scientific and methodological support. Factors and conditions are considered as a set of external and internal circumstances of the educational process, methods, forms and principles that will allow to form a high level of the project-research culture of the student.
Keywords: design and research culture; student; pedagogical specialty; pedagogical conditions; future teacher.
УДК 378.14 ФАКТОРЫ И УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ
ВАК РФ 13.00.08 ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВА ТЕЛЬСКОЙКУЛЬ ТУРЫ
СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
© Исаева М.А., 2018 В статье определены факторы и условия, способствующие процессу формиро-
вания проектно-исследовательской культуры студентов педагогических специальностей, такие как: создание творческой атмосферы, способствующей устойчивой мотивации на процесс формирования проектно-исследовательской культуры; практико-ориентированный характер процесса обучения; учет индивидуальных особенностей, способностей и направленности будущих специалистов; разработка и внедрение необходимого научно-методического обеспечения. Факторы и условия рассматриваются как совокупность внешних и внутренних обстоятельств образовательного процесса, методов, форм и принципов, которые позволят сформировать высокий уровень проектно-исследо-вательской культуры студента.
Ключевые слова: проектно-исследовательская культура; студент; педагогическая специальность; педагогические условия; будущий педагог.
ИСАЕВА Марьям Абдрахмановна, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра Геометрии и методики преподавания математики, Чеченский государственный педагогический университет, Грозный, Чеченская республика
Процесс формирования проектно-исследовательской культуры будущих педагогов неразрывно связан с процессами педагогического творчества, активизации и стимуляции осмысленного обучения и воспитания. В процессе формирования проектно-исследова-тельской культуры важным является и система отношений, складывающаяся между преподавателем и студентом. Отсутствие заинтересованности со стороны педагогов в успехах студентов, субъективизм в оценке их знаний негативно сказывается на результатах образовательной деятельности. Усилия педагогов в большей мере должны быть ориентированы на профессиональную идентификацию студентов, развитие необходимых профессиональных и
личностных качеств. Для решения поставленных задач формирования проектно-исследо-вательской культуры студентов педагогических специальностей в процессе обучения в вузе необходимо соблюдение комплекса факторов и условий. [2, 3,4]
Вопросы учета факторов и условий приобретают педагогическую трактовку в работах Ф.Н. Алипхановой, В.И. Андреева, С.А. Дыни-ной, М.В. Зверевой, Н.В. Ипполитовой, А.Я. Най-на, Б.В. Куприянова, С.Р. Халилова, Н.М. Яковлевой и др. исследователей. В процессе исследования мы основывались на том, что формирование проектно-исследовательской культуры - это не только формирование компетенций, но и формирование важных качеств личности и профессионализма (И.А. Зимняя, А.Л. Зубков, И.Ф. Исаев). Мы понимаем факторы и условия как целенаправленный отбор, применение элементов содержания, методов обучения для достижения образовательных целей. [1,5]
Комплекс факторов и условий мы рассматриваем как совокупность взаимообусловленных компонентов, наличие которых будет содействовать повышению уровня проектно-исследовательской культуры.
Факторы и условия в контексте нашего исследования рассматриваются нами как совокупность внешних и внутренних обстоятельств образовательного процесса, методов, форм и принципов, которые позволят сформировать высокий (творческий) уровень проектно-ис-следовательской культуры студента.
Основная цель обоснования факторов и условий формирования проектно-исследова-тельской культуры - создание образовательной среды, способствующего формированию исследовательской грамотности, исследовательской креативности, профессионального самосовершенствования и педагогического мастерства.
Нами определены следующие факторы и условия, способствующие процессу формирования проектно-исследовательской культуры студентов педагогических специальностей:
1. Создание творческой атмосферы, которая способствует устойчивой мотивации влияющей на процесс формирования проектно-исследовательской культуры.
2. Практико-ориентированный характер процесса обучения.
3. Учет индивидуальных способностей, направленности и особенностей будущих специалистов.
4. Разработка и внедрение необходимого научно-методического обеспечения.
Для прочногоусвоения профессиональных знаний требуется сформировать положительное отношение, интерес студентов к изучаемому материалу. Решение этой задачи заключается в создании творческой атмосферы, которое обеспечивает индивидуализацию и дифференциацию обучения с учетом способностей студентов, интересов и склонностей, формирует устойчивые познавательные интересы, что способствует повышению мотивации, творческой активности.
Продуктивная подготовка студента вероятна при условии формирования смыслового, ценностного уровня мотивации, что в целом полагает наличие потребности к познанию и изучению, стремления учитывать различные факторы в профессиональной сфере. Этап организации творческой атмосферы ориентирован на актуализацию уже имеющихся знаний, развитие личностного интереса к приобретению новых знаний, личного творческого отношения к учебному материалу. При этом сочетаются групповая и индивидуальная формы работы, активизируется участие студента в образовательном процессе.
Преподаватель, создавая творческую атмосферу в состоянии эффективно развить изначальную мотивацию, правильно поставив цель, создав атмосферу заинтересованности в аудитории и среду успешности учебного процесса. Среда обучения - эмоциональная атмосфера, которая мотивирует работу студентов и их желание достичь определенных целей.
Следующее условие успешного процесса формирования проектно-исследовательской культуры студентов педагогических специальностей заключается в практико-ориентиро-ванном характере процесса обучения. Целенаправленный процесс формирования и развития знаний и умений прикладного характера, ориентированных на потребности практики; сочетание различных форм и средств подготовки предлагает использование учебно-методического обеспечения, традиционных и инновационных технологий (деловые и ролевые игры, "кейс-ситуации", тренинги и т.д.) позволяют максимально индивидуализировать, активизировать процесс профессиональной подготовки.
Выстраивание процесса практико-ориен-тированного обучения позволяет максимально приблизить содержание дисциплин к будущей профессиональной деятельности студентов, что дает потенциал проектировать целостный учебный процесс, а также способствует созданию условий для целенаправлен-
ЪС
ил
ъс о ш
<
С1 ш
68
ного формирования конкурентоспособности будущих педагогов. Реализация практико-ори-ентированного обучения содействуетулучше-нию имеющихся технологий и образовательных программ, созданию условий для подготовки будущих специалистов, располагающих качественно новым уровнем профессиональных компетенций, готовых к будущей деятельности в сложившихся современныхус-ловиях.
Содержание практико-ориентированного обучения включает: теоретическую сторону: лекционные занятия, семинары, общие занятия с приглашенными специалистами; практическая или прикладная часть: ролевые и деловые игры, практические и семинарские занятия, производственная или учебная практики; самостоятельная работа, включающая работу с курсовыми и дипломными проектами, работу в библиотеках и в компьютерных классах, выполнение иных проектов, исследовательская работа, создание своего портфо-лио; участие студентов в разнообразных проектах, в том числе созданных как в группе, так и вместе с педагогом.
Третье условие -учет индивидуальных особенностей, студентов педагогических специальностей основан на глубоком знании черт личности студентов, особенностей психических процессов и состояний. Данное условие обеспечивает профессиональную направленность личности, формирование ценностных ориентаций, учет индивидуальных особенностей, психологическую комфортность.
Знание индивидуальных особенностей студентов дает возможность не только реализо-вывать дифференцированный подход, но и осознанно, профессионально найти наиболее эффективные методы и формы организации образовательного процесса, направленные на формирование проектно-исследовательской культуры. Учет индивидуальных особенностей студентов подразумевает как ориентацию на индивидуально-психологические особенности, выбор и использование соответствующих приемов и методов, разнообразных вариантов заданий. При подготовке программ и учебных планов, реализации различных направлений в обучении обязательно учитываются индивидуальные особенности.
Следующее условие-разработка и внедрение научно-методического обеспечения представляющее собой совокупность научно-методических материалов, содержащих учебные материалы в соответствии с профессиональной образовательной программой (методичес-
кие рекомендации и материалы, учебно-методические пособия, учебные программы, использование ИКТ и др.).
Важность разработки и внедрения учебно-методического и научно-методического обеспечения в процесс обучения связана с тем, что создание всего комплекса современных учебных продуктов и разнообразных методических средств их реализации позволяет в несколько раз повысить результативность процесса обучения.
Одним их основных условий построения современного содержания высшего образования является обеспечение высоко уровня готовности педагогов вузов к профессионально-методической работе, содержащей разработку и проектирование содержания учебных материалов и форм, использование современных технологий работы с учебным материалом и представление их в соответствии с нынешними требованиями.
Основными аспектами учебно-методической составляющей образовательного процесса в вузе и преподавании учебных дисциплин являются: разработка электронных учебников и учебно-методических пособий, применение активных методов обучения при проведении практических занятий, улучшение контроля учебно-познавательной деятельности, разработка тестовых методик и т.п. Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса должно выделяться разнообразием, отвечать требованиям вариативных государственных образовательных программ; разрабатываться для организации всех видов учебной деятельности и различаться комплексностью.
Таким образом, рассмотренные условия и факторы формирования проектно-исследова-тельской культуры студентов педагогических специальностей неразрывно взаимосвязаны и составляют единый комплекс, а формирование проектно-исследовательской культуры студентов необходимо осуществлять на протяжении всего периода вузовского обучения.
Примечания:
1. Алипханова Ф.Н. Проектно-исследовательская деятельность студентов и ее роль в педагогическом образовании // Мир науки, культуры, образования - Горно-Алтайск, 2014. - №6(49). - С. 5-7.
2. Зуева Ф.А. Проектная деятельность как средство учебно-педагогического взаимодействия в образовательном процессе / Ф.А. Зуева // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - 2013. - №3-4. - С. 25-30.
3. Исаева М.А. Сущность и содержание проектной деятельности педагога в системе педагогического образования // Мир науки культуры и образования. - Горно-Алтайск, 2018. - №.1(68). - С. 50-52.
4. Стернберг В.Н. Теория и практика "метода проектов" в педагогике XX века : дис.... канд. пед. наук: 13.00.01 / Стернберг Вера Николаевна. - Владимир, 2003. - С. 52.
5. Халилов С.Р. Педагогические условия реализации метода проектов в профессиональной подготовке будущего педагога : автореф. дис .... канд. пед. наук.- Ставрополь, 2012. - 22 с.
THE THEORY OF GRADUAL FORMATION OF MENTAL ACTIONS WHEN TEACHING MOTOR ACTIONS OF JUNIOR ® SCHOOLCHILDREN O
cu
Kapustin Evgeniy Sergeevich, Postgraduate student, Department of Theoretical Foundations of Physical Education, Buryat State University, Ulan-Ude, Republic of Buryatia
X
The article presents the analysis of the experiment based on the provisions of the theory of the gradual formation 2 of mental actions by P. Y. Galperin when teaching motor actions of students of third grade of secondary school. The S experience of introducing the experimental techniques, the analysis of the obtained results. ^
Г-
Keywords: motor operation; the main reference point; the approximate basis of the action; the theory of gradual CU formation of mental actions by P. Y. Galperin; training; stage. Oj
ТЕОРИЯ ПОЭТАПНОГО ФОРМИРОВАНИЯ УМСТВЕННЫХ УДК 371.3.016:796 ДЕЙСТВИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ДВИГА ТЕЛЬНЫМ ДЕЙСТВИЯМ ВАК РФ 13.00.02
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ __
В настоящей статье представлен анализ проведенного эксперимента, осно- ©КапустинЕ.С., 2018 —
ванного на применение положений теории поэтапного формирования ум- ^^ ч-
ственных действий П.Я. Гальперина при обучении двигательным действиям учащихся третьих классов общеобразовательной школы. Описан опыт внедрения экспериментальной методики, приведен анализ полученных результатов. Ключевые слова: двигательные действия; основные опорные точки; ориентировочная основа действия; теория поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина; обучение; этап.
S
69
В современных условиях развития общества возрастает потребность в повышении физической культуры. Как и в образовательном процессе, возрастает роль применения инновационных методик, способных привести обучаемых к более высоким, стабильным результатам. "Через движения, посредством движений, в движениях" [1 ] происходит познание нового о себе и об окружающем мире, расширяется и совершенствуется круг знаний, умений и навыков. Процесс обучения физической культуре специфичен, ему присущ ряд особенностей.
Это процесс обучения и освоения новых двигательных действий - физических упражнений. Поэтому современный преподаватель должен стремиться так передать знания, преподнести материал в такой форме, чтобы ученик осмыслил задание, превратил его в предмет обучения, и усвоил, затратив максимально короткое время на обучение. В то же время, очень важно, чтобы полученные знания, в конечном этапе, стали устойчивым навыком, автоматическим действием. Так, в результате обучения учащиеся должны повысить уровень владения двигательным действием, то есть получить двигательное умение, а затем "отточить" его до двигательного навыка. Дополнительное условие - научить свободно владеть полученным навыком в любых условиях, закрепить его, чтобы не тратить время на повторение, восстановление полученных знаний.
Основой для развития теории поэтапного формирования умственных действий стало учение Л.С. Выготского о процессе интери-оризации. Суть процесса в том, что при преобразовании внешней деятельности в психическую, то есть внутреннюю деятельность происходит формирование интеллектуальных структур психики при
КАПУСТИН Евгений Сергеевич, аспирант, Бурятский государственный университет, Улан-Удэ, Республика Бурятия