Библиографический список
1. Дьяченко, М. И. Психологические проблемы готовности к деятельности [Текст] / М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович. - Мн.: Изд-во БГУ, 1981. - 383 с.
2. Большой Российский энциклопедический словарь. [Текст] - М.: Научное изд-во «БРЭ», 2003. - 1888 с.
3. Мамонтова, Т. С. Компетентностный подход как основное направление совершенствования методической подготовки студентов на современном этапе модернизации педагогического образования [Текст] / Т. С. Мамонтова // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 3. - С. 37-42.
4. Баликаева, М. Б. Специфика компетентностного подхода в процессе развития самообразования студентов вуза [Текст] / М. Б. Баликаева // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 3. - С. 21-29.
УДК 37
О. А. Веденеева, O. A. Vedeneyevа.
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики ГОУ ВПО «Магнитогорский государственный университет», [email protected], Магнитогорск
Candidate of Pedagogy, senior lecturer of the chair of Pedagogics, the Magnitogorsk State University, [email protected] <mailto:[email protected]>, Magnitogorsk
Д. А. Савельев, D. A. Savelyev.
Кандидат педагогических наук, доцент Магнитогорского государственного технического университета, [email protected], Магнитогорск
Candidate of Pedagogy, senior lecturer of the Magnitogorsk State Technical University, [email protected] <mailto:[email protected]>, Magnitogorsk
М. А. Пущаева, M. A. Pushchaeva.
Заведующий кафедрой правовых дисциплин Негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский институт права» филиал в г. Орске Оренбургской области, [email protected], Орск
Head of the chair of Legal Disciplines of the Private Moscow School of Law, the Orsk branch in the Orenburg area, [email protected] <mailto:[email protected]>, Orsk
РЕАЛИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ В ПОВЫШЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ (на примере филиалов вузов)
Филиал вуза в системе российского профессионального образования представляет собой инновационное образовательное учреждение, образовательную систему, способную качественно изменить выпускника и значительно повысить и количественно и качественно соответствующие результаты массовой профессиональной школы.
Типовое положение о филиалах высших учебных заведений, подведомственных федеральным органам исполнительной власти (Приказ министерства образования РФ от 1 декабря 2005 г., № 297) рассматривает филиал высшего учебного заведения, подведомственного федеральному органу исполнительной власти как обособленное структурное подразделение высшего учебного заведения, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее постоянно все его функции или их часть.
Бурное развитие сети вузовских филиалов, как в областных центрах, так и сравнительно небольших городах с начала 1990-х годов сопровождает процесс регионализации высшего образования. Открытие вузовских филиалов повышает образовательный уровень региона в целом, и способствует повышению статуса региональных городов, обеспечивая их научно-техническое, социально-культурное развитие, а также миграционную привлекательность для населения.
Филиалы вузов, как и высшие учебные заведения в целом, выполняют следующие функции в системе высшего образования:
- подготовка специалистов, формирование квалифицированных профессионалов для различных отраслей жизнедеятельности общества в целом, и региона в частности;
- отбор и распределение индивидов по тем или иным профессиональным позициям в соответствии с их способностями и интересами (селективная функция);
- воссоздание устоявшихся общественных отношений и поддержка существующей системы региональной стратификации;
- усвоение региональной истории, традиций, ценностей, формирования единого сознания;
- передача накопленных знаний, культурных ценностей от поколения к поколению и закрепление этих ценностей.
С точки зрения функциональности очевиден ряд позитивных последствий развития филиалов вузов в системе высшего образования:
- открывается доступ к высшему образованию жителям регионов, в которых вузы отсутствуют;
- если местный рынок образовательных услуг уже был сформирован, то вузовские филиалы предоставляют возможность обучения на тех специальностях, которые ранее были не доступны;
- открытие вузовских филиалов усиливает конкуренцию в региональной системе высшего образования, что приводит к повышению качества учебного процесса и способствует эффективности образовательной системы в целом.
Мы определяем педагогические условия эффективной профессиональной подготовки студентов филиалов юридических вузов как совокупность внешних обстоятельств учебного процесса и внутренних особенностей личности студентов.
При этом учитываем с одной стороны, любой комплекс педагогических условий относится к разработке стратегии развития профессионального образовательного учреждения в целом, а с другой - является достаточно универсальным и может быть применен к разработке стратегии профессиональной подготовки студентов филиалов юридических вузов. Тогда условия эффективности профессиональной подготовки студентов филиалов юридических вузов следует искать с учетом влияния:
- образовательной и квазипрофессиональной среды, в составе которой студентом реализуется профессиональная подготовка;
- окружающих объектов, взаимодействующих со студентом;
- комплекса социально значимых качеств личности студента.
Таким образом, мы можем выделить не только внешние (средовые) условия, но и внутренние (личностные) условия эффективной профессиональной подготовки студентов филиалов юридических вузов.
При выделении педагогических условий мы в процессе профессиональной подготовки студентов филиалов юридических вузов выделяли следующие типы взаимосвязи внешних и внутренних факторов эффективности всех видов деятельности студента:
1) существуют и воспринимаются студентом только внутренние факторы, осуществляется их оценка (рефлексия), внешние факторы не воспринимаются (не ощущаются) студентом полностью или ни в коей мере не оцениваются;
2) существуют и воспринимаются только внешние факторы, осуществляется внешняя оценка деятельности студента, внутренние факторы и внутренняя оценка не сформированы (низкий уровень рефлексии);
3) внешние и внутренние факторы воспринимаются (ощущаются), оцениваются, но не взаимодействуют друг с другом;
4) внешние и внутренние факторы эффективности деятельности студента воспринимаются во взаимосвязи, их оценки в деятельности студента частично совпадают, частично противодействуют друг другу, в той или иной мере воздействуют друг на друга;
5) внешние и внутренние факторы воспринимаются, адекватно оцениваются, существуют взаимосвязано, действуют согласованно.
При определении комплекса необходимых и достаточных педагогических условий учитывали: 1) гуманистические ориентиры образования; 2) ведущие идеи личностно-деятельного, индивидуального, системного и оптимизационного подходов; 3) понимание сущности процесса профессиональной подготовки студентов филиалов юридических вузов и готовности к нему; 4) результаты констатирующего этапа эксперимента.
Анализ изучаемой проблемы по обозначенным выше направлениям позволил нам выделить следующий комплекс педагогических условий, эффективность которого проверялась в экспериментальной работе:
- реализация междисциплинарной интеграции в решении замысла обогащения информационного поля будущего юриста;
- внедрение инновационных технологий при отборе содержания и разработке методического обеспечения профессиональной подготовки юристов;
- ориентация на развитие профессиональных возможностей и способностей преподавателей филиала, формирование позитивной мотивации к повышению квалификации [1; 2; 3; 4].
Первое педагогическое условие - реализация междисциплинарной интеграции в решении замысла обогащения информационного поля будущего юриста.
Различные аспекты реализации междисциплинарного принципа в образовании представлены в работах В. С. Егорова, В. А. Далингера, М. А. Данилова, И. Д. Зверева, В. А. Федоровой, В. Т. Фоменко и др., в которых обоснована объективная необходимость отражения взаимосвязей реального мира в преподавании, выявлена мировоззренческая функция междисциплинарных связей, их роль в развитии обучаемых, отмечено положительное влияние междисциплинарных связей на изменение системы знаний обучаемых, разработаны классификации межпред-
метных связей по различным основаниям, а также методика скоординированного преподавания различных учебных дисциплин. Экспериментальная работа показала, что применение междисциплинарного принципа в рамках исследуемой нами проблемы обеспечивает становление у будущих юристов компетентности, обогащает опыт их экспериментальной деятельности, а как следствие - более высокий уровень сформированности исследуемой подготовки.
Методическими механизмами реализации первого педагогического условия выступают:
- осознание целей и значимости юридического образования;
- интеграция содержания в рамках решения профессиональных задач, требующих от студента активного и осознанного использования полученных знаний;
- взаимосвязь теоретико-методологической, методической и практической подготовки специалистов, с учетом фундаментального и прикладного характера образования студентов в условиях филиала;
- использование совокупности методов учебно-познавательной, научноисследовательской и производственной деятельности студентов, курсового и дипломного проектирования на основе реальных потребностей юрисдикционных органов;
- интеграция различных форм обучения, таких как лекции, семинарские и практические занятия, самостоятельная, научно-исследовательская работа и др.;
- создание возможностей для развития инициативы, углубления и расширения знаний по изучаемому предмету.
Второе педагогическое условие - внедрение инновационных технологий при отборе содержания и разработке методического обеспечения профессиональной подготовки юристов (например, активная правозащитная волонтерская деятельность, технология посредничества, деловые, имитационные игры и др.) [5].
Основными задачами преподавателя вуза при инновационных технологий в работе со студентами являются: сформировать умение «жить» в контекстном пространстве, полностью погружаться в имитируемые отношения; научить быть свободными, выстраивать отношения в нем друг с другом в соответствии с задаваемыми условиями; научить осмыслять опыт, использовать игру как инструмент профессионально-личностного самопознания и саморазвития.
Необходимость реализации первых двух условий определила выбор третьего педагогического условия - ориентация на развитие профессиональных возможностей и способностей преподавателей филиала, формирование позитивной мотивации к повышению квалификации.
Высокий уровень теоретической подготовки преподавателей - это один из факторов успешного функционирования современной высшей школы. Преподаватель, отлично владеющий основными положениями не только своей науки, но и смежных с ней наук, ориентирующийся в последних достижениях в этих областях, формирует у студентов надежный фундамент из теоретических знаний по своему предмету. Кроме того, такой преподаватель обычно сам в совершенстве умеет определять цель и формулировать гипотезу исследования, работать с различными источниками научной информации, спроектировать и поставить экспериментальную часть исследования, провести ее, обработать полученные результаты, обобщить и проанализировать их, найти применение полученным результатам, т. е. владеет всеми умениями, соответствующими исследовательской деятельности.
Основными компонентами программно-методического обеспечения в области теоретического обучения преподавателей мы выбрали:
- использование интерактивных методов обучения (ролевые игры, проектная деятельность, кейсы, тренинги и т. д.);
- организация самостоятельной работы преподавателей таким образом, чтобы формировались умения и навыки поиска информации, работы в коллективе, дисциплинированность и т. д.;
- аттестация преподавателей должна быть организована таким образом, чтобы оценивались не только профессиональные знания и умения по дисциплине, но и основные умения и навыки;
- обеспеченность учебного процесса учебными пособиями, компьютерными программами, учебными лабораториями.
На основании вышеизложенного в нашей работе мы применяли приемы, способствующие формированию мотивации педагогов филиала к повышению квалификации, опираясь на работы отечественных и зарубежных педагогов и психологов, в которых рассмотрены:
- типология приемов обучения (Ю. К. Бабанский, И. Я. Лернер и др.);
- управление и формы педагогического воздействия на учебно-познавательную деятельность учащихся (К. Б. Есипович и др.);
- приемы социально-психологического тренинга (Л. А. Петровская, А. Я. Найн и др.).
Как показал вариативный эксперимент, выделенные нами условия следует рассматривать только в комплексе, так как ни одно условие в отдельности не может обеспечить эффективную профессиональную подготовку студентов филиалов юридических вузов [7; 8].
Таким образом, мы при формулировке гипотезы в процессе теоретического и экспериментального исследования пришли к выводу о необходимости и возможной достаточности предлагаемого комплекса педагогических условий эффективной профессиональной подготовки студентов филиалов юридических вузов [9].
Библиографический список
1. Амирова, Л. А. Теоретико-методологические подходы к исследованию проблемы профессионально мобильной личности педагога [Текст] / Л. А. Амирова // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 4. - С. 84-97.
2. Касаткина, Н. Э. Особенности организации самостоятельной работы курсантов военного вуза [Текст] / Н. Э. Касаткина, В. Г. Черемисина // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 4. - С. 188-192.
3. Зелетдинова, Э. А. Проблемы компьютерного интернет-тестирования в оценки качества подготовки специалистов по программам высшего профессионального образования [Текст] / Э. А. Зелетдинова, М. Ю. Яковлева, М. Д. Ильязова // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 3. - С. 85-93.
4. Сурнина, Т. Ю. Развитие тьюторских компетенций как способ совершенствования деятельности современного преподавателя [Текст] / Т. Ю. Сурнина // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 3. - С. 169-179.
5. Богачева, Н. С. К вопросу об информационной адаптации студентов в условиях глобальной информатизации [Текст] / Н. С. Богачева //Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 3. - С. 204-213.
6. Фишман, Б. Е. Педагогическая поддержка саморазвития педагогов в профессиональной деятельности: концептуальные основы региональной системы [Текст] / Б. Е. Фишман // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 1. - С. 49-59.
7. Шипулин, Н. И. Формирование информационно-образовательной среды учебного заведения на основе пректной культуры [Текст] / Н. И. Шипулин, С. А. Майдуров // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 1. -С. 275-280.
8. Денисенко, Ю. В. Социально-педагогические условия и принципы нравственного воспитания студентов в вузе [Текст] / Ю. В. Денисенко // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 1. - С. 223-230.
9. Дергунова, Т. А. Формирование у студентов способности к критическому анализу педагогических новаций [Текст] / Т. А. Дергунова // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 2. - С. 170-175.
10. Батракова, С. Н. Методологические проблемы становления педагогического процесса формирования целостной личности [Текст] / С. Н. Батракова // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 1. - С. 112-124.