Научная статья на тему 'Комплекс педагогических условий эффективной профессиональной подготовки студентов филиалов'

Комплекс педагогических условий эффективной профессиональной подготовки студентов филиалов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
115
253
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / PEDAGOGICAL CONDITIONS / EFFICIENCY / VOCATIONAL TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Веденеева Ольга Анатольевна, Савельев Денис Анатольевич, Пущаева Марина Алексеевна

В статье с учетом организационных особенностей образовательной деятельности филиалов вузов выделяются педагогические условия повышения эффективности профессиональной подготовки студентов. Предлагаемый комплекс условия основывается на различных типах взаимосвязи внешних и внутренних факторов эффективности учебно-познавательной деятельности студентов вузовских филиалов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Веденеева Ольга Анатольевна, Савельев Денис Анатольевич, Пущаева Марина Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

pedagogical conditions of effective vocational training of students at branches of universities

The authors emphasize organizational peculiarities of educational activity in local branches of higher schools. to increase the efficiency of vocational training of students they offered complex of measures based on various interrelations of external and internal factors.

Текст научной работы на тему «Комплекс педагогических условий эффективной профессиональной подготовки студентов филиалов»

Библиографический список

1. Дьяченко, М. И. Психологические проблемы готовности к деятельности [Текст] / М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович. - Мн.: Изд-во БГУ, 1981. - 383 с.

2. Большой Российский энциклопедический словарь. [Текст] - М.: Научное изд-во «БРЭ», 2003. - 1888 с.

3. Мамонтова, Т. С. Компетентностный подход как основное направление совершенствования методической подготовки студентов на современном этапе модернизации педагогического образования [Текст] / Т. С. Мамонтова // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 3. - С. 37-42.

4. Баликаева, М. Б. Специфика компетентностного подхода в процессе развития самообразования студентов вуза [Текст] / М. Б. Баликаева // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 3. - С. 21-29.

УДК 37

О. А. Веденеева, O. A. Vedeneyevа.

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики ГОУ ВПО «Магнитогорский государственный университет», [email protected], Магнитогорск

Candidate of Pedagogy, senior lecturer of the chair of Pedagogics, the Magnitogorsk State University, [email protected] <mailto:[email protected]>, Magnitogorsk

Д. А. Савельев, D. A. Savelyev.

Кандидат педагогических наук, доцент Магнитогорского государственного технического университета, [email protected], Магнитогорск

Candidate of Pedagogy, senior lecturer of the Magnitogorsk State Technical University, [email protected] <mailto:[email protected]>, Magnitogorsk

М. А. Пущаева, M. A. Pushchaeva.

Заведующий кафедрой правовых дисциплин Негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский институт права» филиал в г. Орске Оренбургской области, [email protected], Орск

Head of the chair of Legal Disciplines of the Private Moscow School of Law, the Orsk branch in the Orenburg area, [email protected] <mailto:[email protected]>, Orsk

РЕАЛИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ В ПОВЫШЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ (на примере филиалов вузов)

Филиал вуза в системе российского профессионального образования представляет собой инновационное образовательное учреждение, образовательную систему, способную качественно изменить выпускника и значительно повысить и количественно и качественно соответствующие результаты массовой профессиональной школы.

Типовое положение о филиалах высших учебных заведений, подведомственных федеральным органам исполнительной власти (Приказ министерства образования РФ от 1 декабря 2005 г., № 297) рассматривает филиал высшего учебного заведения, подведомственного федеральному органу исполнительной власти как обособленное структурное подразделение высшего учебного заведения, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее постоянно все его функции или их часть.

Бурное развитие сети вузовских филиалов, как в областных центрах, так и сравнительно небольших городах с начала 1990-х годов сопровождает процесс регионализации высшего образования. Открытие вузовских филиалов повышает образовательный уровень региона в целом, и способствует повышению статуса региональных городов, обеспечивая их научно-техническое, социально-культурное развитие, а также миграционную привлекательность для населения.

Филиалы вузов, как и высшие учебные заведения в целом, выполняют следующие функции в системе высшего образования:

- подготовка специалистов, формирование квалифицированных профессионалов для различных отраслей жизнедеятельности общества в целом, и региона в частности;

- отбор и распределение индивидов по тем или иным профессиональным позициям в соответствии с их способностями и интересами (селективная функция);

- воссоздание устоявшихся общественных отношений и поддержка существующей системы региональной стратификации;

- усвоение региональной истории, традиций, ценностей, формирования единого сознания;

- передача накопленных знаний, культурных ценностей от поколения к поколению и закрепление этих ценностей.

С точки зрения функциональности очевиден ряд позитивных последствий развития филиалов вузов в системе высшего образования:

- открывается доступ к высшему образованию жителям регионов, в которых вузы отсутствуют;

- если местный рынок образовательных услуг уже был сформирован, то вузовские филиалы предоставляют возможность обучения на тех специальностях, которые ранее были не доступны;

- открытие вузовских филиалов усиливает конкуренцию в региональной системе высшего образования, что приводит к повышению качества учебного процесса и способствует эффективности образовательной системы в целом.

Мы определяем педагогические условия эффективной профессиональной подготовки студентов филиалов юридических вузов как совокупность внешних обстоятельств учебного процесса и внутренних особенностей личности студентов.

При этом учитываем с одной стороны, любой комплекс педагогических условий относится к разработке стратегии развития профессионального образовательного учреждения в целом, а с другой - является достаточно универсальным и может быть применен к разработке стратегии профессиональной подготовки студентов филиалов юридических вузов. Тогда условия эффективности профессиональной подготовки студентов филиалов юридических вузов следует искать с учетом влияния:

- образовательной и квазипрофессиональной среды, в составе которой студентом реализуется профессиональная подготовка;

- окружающих объектов, взаимодействующих со студентом;

- комплекса социально значимых качеств личности студента.

Таким образом, мы можем выделить не только внешние (средовые) условия, но и внутренние (личностные) условия эффективной профессиональной подготовки студентов филиалов юридических вузов.

При выделении педагогических условий мы в процессе профессиональной подготовки студентов филиалов юридических вузов выделяли следующие типы взаимосвязи внешних и внутренних факторов эффективности всех видов деятельности студента:

1) существуют и воспринимаются студентом только внутренние факторы, осуществляется их оценка (рефлексия), внешние факторы не воспринимаются (не ощущаются) студентом полностью или ни в коей мере не оцениваются;

2) существуют и воспринимаются только внешние факторы, осуществляется внешняя оценка деятельности студента, внутренние факторы и внутренняя оценка не сформированы (низкий уровень рефлексии);

3) внешние и внутренние факторы воспринимаются (ощущаются), оцениваются, но не взаимодействуют друг с другом;

4) внешние и внутренние факторы эффективности деятельности студента воспринимаются во взаимосвязи, их оценки в деятельности студента частично совпадают, частично противодействуют друг другу, в той или иной мере воздействуют друг на друга;

5) внешние и внутренние факторы воспринимаются, адекватно оцениваются, существуют взаимосвязано, действуют согласованно.

При определении комплекса необходимых и достаточных педагогических условий учитывали: 1) гуманистические ориентиры образования; 2) ведущие идеи личностно-деятельного, индивидуального, системного и оптимизационного подходов; 3) понимание сущности процесса профессиональной подготовки студентов филиалов юридических вузов и готовности к нему; 4) результаты констатирующего этапа эксперимента.

Анализ изучаемой проблемы по обозначенным выше направлениям позволил нам выделить следующий комплекс педагогических условий, эффективность которого проверялась в экспериментальной работе:

- реализация междисциплинарной интеграции в решении замысла обогащения информационного поля будущего юриста;

- внедрение инновационных технологий при отборе содержания и разработке методического обеспечения профессиональной подготовки юристов;

- ориентация на развитие профессиональных возможностей и способностей преподавателей филиала, формирование позитивной мотивации к повышению квалификации [1; 2; 3; 4].

Первое педагогическое условие - реализация междисциплинарной интеграции в решении замысла обогащения информационного поля будущего юриста.

Различные аспекты реализации междисциплинарного принципа в образовании представлены в работах В. С. Егорова, В. А. Далингера, М. А. Данилова, И. Д. Зверева, В. А. Федоровой, В. Т. Фоменко и др., в которых обоснована объективная необходимость отражения взаимосвязей реального мира в преподавании, выявлена мировоззренческая функция междисциплинарных связей, их роль в развитии обучаемых, отмечено положительное влияние междисциплинарных связей на изменение системы знаний обучаемых, разработаны классификации межпред-

метных связей по различным основаниям, а также методика скоординированного преподавания различных учебных дисциплин. Экспериментальная работа показала, что применение междисциплинарного принципа в рамках исследуемой нами проблемы обеспечивает становление у будущих юристов компетентности, обогащает опыт их экспериментальной деятельности, а как следствие - более высокий уровень сформированности исследуемой подготовки.

Методическими механизмами реализации первого педагогического условия выступают:

- осознание целей и значимости юридического образования;

- интеграция содержания в рамках решения профессиональных задач, требующих от студента активного и осознанного использования полученных знаний;

- взаимосвязь теоретико-методологической, методической и практической подготовки специалистов, с учетом фундаментального и прикладного характера образования студентов в условиях филиала;

- использование совокупности методов учебно-познавательной, научноисследовательской и производственной деятельности студентов, курсового и дипломного проектирования на основе реальных потребностей юрисдикционных органов;

- интеграция различных форм обучения, таких как лекции, семинарские и практические занятия, самостоятельная, научно-исследовательская работа и др.;

- создание возможностей для развития инициативы, углубления и расширения знаний по изучаемому предмету.

Второе педагогическое условие - внедрение инновационных технологий при отборе содержания и разработке методического обеспечения профессиональной подготовки юристов (например, активная правозащитная волонтерская деятельность, технология посредничества, деловые, имитационные игры и др.) [5].

Основными задачами преподавателя вуза при инновационных технологий в работе со студентами являются: сформировать умение «жить» в контекстном пространстве, полностью погружаться в имитируемые отношения; научить быть свободными, выстраивать отношения в нем друг с другом в соответствии с задаваемыми условиями; научить осмыслять опыт, использовать игру как инструмент профессионально-личностного самопознания и саморазвития.

Необходимость реализации первых двух условий определила выбор третьего педагогического условия - ориентация на развитие профессиональных возможностей и способностей преподавателей филиала, формирование позитивной мотивации к повышению квалификации.

Высокий уровень теоретической подготовки преподавателей - это один из факторов успешного функционирования современной высшей школы. Преподаватель, отлично владеющий основными положениями не только своей науки, но и смежных с ней наук, ориентирующийся в последних достижениях в этих областях, формирует у студентов надежный фундамент из теоретических знаний по своему предмету. Кроме того, такой преподаватель обычно сам в совершенстве умеет определять цель и формулировать гипотезу исследования, работать с различными источниками научной информации, спроектировать и поставить экспериментальную часть исследования, провести ее, обработать полученные результаты, обобщить и проанализировать их, найти применение полученным результатам, т. е. владеет всеми умениями, соответствующими исследовательской деятельности.

Основными компонентами программно-методического обеспечения в области теоретического обучения преподавателей мы выбрали:

- использование интерактивных методов обучения (ролевые игры, проектная деятельность, кейсы, тренинги и т. д.);

- организация самостоятельной работы преподавателей таким образом, чтобы формировались умения и навыки поиска информации, работы в коллективе, дисциплинированность и т. д.;

- аттестация преподавателей должна быть организована таким образом, чтобы оценивались не только профессиональные знания и умения по дисциплине, но и основные умения и навыки;

- обеспеченность учебного процесса учебными пособиями, компьютерными программами, учебными лабораториями.

На основании вышеизложенного в нашей работе мы применяли приемы, способствующие формированию мотивации педагогов филиала к повышению квалификации, опираясь на работы отечественных и зарубежных педагогов и психологов, в которых рассмотрены:

- типология приемов обучения (Ю. К. Бабанский, И. Я. Лернер и др.);

- управление и формы педагогического воздействия на учебно-познавательную деятельность учащихся (К. Б. Есипович и др.);

- приемы социально-психологического тренинга (Л. А. Петровская, А. Я. Найн и др.).

Как показал вариативный эксперимент, выделенные нами условия следует рассматривать только в комплексе, так как ни одно условие в отдельности не может обеспечить эффективную профессиональную подготовку студентов филиалов юридических вузов [7; 8].

Таким образом, мы при формулировке гипотезы в процессе теоретического и экспериментального исследования пришли к выводу о необходимости и возможной достаточности предлагаемого комплекса педагогических условий эффективной профессиональной подготовки студентов филиалов юридических вузов [9].

Библиографический список

1. Амирова, Л. А. Теоретико-методологические подходы к исследованию проблемы профессионально мобильной личности педагога [Текст] / Л. А. Амирова // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 4. - С. 84-97.

2. Касаткина, Н. Э. Особенности организации самостоятельной работы курсантов военного вуза [Текст] / Н. Э. Касаткина, В. Г. Черемисина // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 4. - С. 188-192.

3. Зелетдинова, Э. А. Проблемы компьютерного интернет-тестирования в оценки качества подготовки специалистов по программам высшего профессионального образования [Текст] / Э. А. Зелетдинова, М. Ю. Яковлева, М. Д. Ильязова // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 3. - С. 85-93.

4. Сурнина, Т. Ю. Развитие тьюторских компетенций как способ совершенствования деятельности современного преподавателя [Текст] / Т. Ю. Сурнина // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 3. - С. 169-179.

5. Богачева, Н. С. К вопросу об информационной адаптации студентов в условиях глобальной информатизации [Текст] / Н. С. Богачева //Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 3. - С. 204-213.

6. Фишман, Б. Е. Педагогическая поддержка саморазвития педагогов в профессиональной деятельности: концептуальные основы региональной системы [Текст] / Б. Е. Фишман // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 1. - С. 49-59.

7. Шипулин, Н. И. Формирование информационно-образовательной среды учебного заведения на основе пректной культуры [Текст] / Н. И. Шипулин, С. А. Майдуров // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 1. -С. 275-280.

8. Денисенко, Ю. В. Социально-педагогические условия и принципы нравственного воспитания студентов в вузе [Текст] / Ю. В. Денисенко // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 1. - С. 223-230.

9. Дергунова, Т. А. Формирование у студентов способности к критическому анализу педагогических новаций [Текст] / Т. А. Дергунова // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 2. - С. 170-175.

10. Батракова, С. Н. Методологические проблемы становления педагогического процесса формирования целостной личности [Текст] / С. Н. Батракова // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 1. - С. 112-124.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.