УДК 37
Шульга Вероника Васильевна
аспирант кафедры педагогики начального обучения Московского педагогического государственного университета
ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ УЧЕБНОПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Shulga Veronica Vasilievna
PhD student, Primary Education Department, Moscow State Pedagogical University
THE TECHNOLOGY OF DEVELOPMENT OF LEARNING AND COGNITIVE INDEPENDENCE OF JUNIOR SCHOOLCHILDREN
Аннотация:
В статье рассматривается технология формирования познавательной самостоятельности младших школьников в учебной деятельности. Описаны приемы, способствующие развитию самостоятельности учащихся в процессе обучения.
Ключевые слова:
учебно-познавательная самостоятельность, младшие школьники, исследовательская деятельность, сотрудничество учащихся, проектная деятельность, групповая работа.
Summary:
The article discusses a technology of learning independence formation of junior schoolchildren in the process of study. The author describes the methods supporting the development of pupils’ independence in their learning activities.
Keywords:
learning and cognitive independence, junior schoolchildren, exploratory activity, cooperation of pupils, project activity, group activity.
Модернизация системы общего образования связана с изменением социальных потребностей общества и усилением роли школьника как субъекта учебной деятельности. В настоящее время в современной школе предъявляется ряд новых требований к процессу обучения и воспитания. Одно из ключевых мест занимает проблема формирования познавательной самостоятельности в процессе обучения. Учебная деятельность нацелена не только на развитие способностей учеников совершенствовать, углублять и расширять знания, но и самостоятельно без прямого руководства учителя определять учебные задачи, находить средства для их решения, контролировать и оценивать процесс и итоги собственной деятельности.
Почему одни младшие школьники всегда активны, любознательны и с увлечением выполняют задания учителя, а другие, наоборот, - пассивны и равнодушны к учению? Любой учитель желает, чтобы предлагаемые им задания исполнялись каждым учеником с энтузиазмом, заинтересованностью, чтобы дети выражали личное мнение, позицию по исследуемой теме или проблеме.
Младший школьный возраст характеризуется интенсивным развитием всех психических качеств личности. В этот возрастной период начинается социальное и личностное развитие ребенка, его вхождение в жизнь общества. А развитие младшего школьника определяется процессом обучения. Следовательно, учебная деятельность обучающегося должна вызывать устойчивый эмоциональный интерес к познанию. Как отмечал Л.С. Выготский, познавательная деятельность является сознательной и свободной, с высокой степенью развития интереса. Интерес представляется как осознанное стремление, как влечение для себя, как движущая сила образования. Процесс обучения должен обеспечивать формирование всех компонентов познавательного интереса как предпосылки для успешного развития учебной деятельности.
Учебная мотивация характеризуется положительным отношением к обучению, ясным пониманием школьником важности и необходимости выполняемой им работы, осознанием сущности изучаемой проблемы, наличием познавательного интереса и активности. Когда учащийся увлечен предметом изучения, его мыслительные способности активизируются, он легче преодолевает возникшие затруднения и воспринимает их как личные, а не навязанные окружающими.
В процессе обучения особое значение имеет познавательная активность, которая является внешним признаком проявления познавательной самостоятельности. Самостоятельная познавательная деятельность служит источником активизации учащихся, развитию у них интереса к изучаемому материалу. Создавая условия для развития познавательной активности школьников, учитель при этом способствует становлению учащегося как субъекта, содействует появлению и повышению уровня самостоятельности в учебной деятельности: определение лично учащимся цели деятельности, самостоятельно выбирать способы деятельности, сопоставлять полученный результат с намеченной целью, то есть своими силами овладевать знаниями и продвигаться в учении.
Формирование познавательной самостоятельности, как и любого вида педагогической деятельности, происходит в определенной ситуации. Для развития качеств самостоятельности важны условия и возможность их проявления. Таким образом, главным является анализ обстоятельств, способствующих формированию познавательной самостоятельности учащихся в процессе обучения.
Одним из важных моментов в развитии познавательной самостоятельности младшего школьника является вовлечение его в исследовательскую деятельность. Учитель должен организовать учебную деятельность обучающихся таким образом, чтобы школьники выступали в роли ученых, совершали открытия новых для себя знаний, понятий, закономерностей, способов решения учебных задач.
Исследовательская деятельность учащихся протекает с применением проблемно-поискового метода, который способствует развитию самостоятельности мышления, исследовательских умений и творческого подхода к делу. Создание на уроке проблемной ситуации ставит младших школьников перед потребностью воспользоваться для решения учебной задачи одной или несколькими интеллектуальными операциями (анализом, синтезом, сравнением, обобщением, классификацией, аналогией и другими). Обнаруживая в учебном материале общее сходство, замечая проявление этого в других частных отношениях, ученики выстраивают содержательную абстракцию учебного предмета, что приводит к вычленению способов и приемов решения задач.
По мнению В.В. Давыдова, при возникновении ситуации познавательного затруднения у школьников «открывается простор для проявления объективно присущего им безусловного ориентировочного рефлекса, который при отсутствии познавательной задачи часто находится в заторможенном состоянии» [1].
Сегодня в школе широко применяется проектная деятельность, являющаяся одним из видов исследовательской деятельности. Уже на начальной ступени обучения дети вовлекаются в разработку, выполнение и презентацию проектов. Сущность метода проекта заключается в направленности учебно-познавательной деятельности учащегося на результат (проект), который получается при разрешении личностно значимой и социально детерминированной задачи.
Технология организации проектной деятельности представляет собой совокупность исследовательских, поисковых, проблемных и творческих методов, ориентированных на самостоятельную познавательную деятельность учащихся и направленных на достижение задуманного результата. Роль учителя заключается в том, что он создает условия для активности детей и направляет их на самостоятельный поиск необходимой информации. Проблема исследования, обеспечивающая мотивацию вовлечения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность, должна находиться в области познавательных интересов школьников и быть в зоне их ближайшего развития [2].
Обязательно привлекать школьников к исследовательской деятельности необходимо уже в начальной школе. При этом важно осуществлять ее на доступном для них уровне с учетом психологических особенностей данного возрастного периода. Ведь в основе такой деятельности находится идея развития ребенка как субъекта учебной деятельности при предоставлении ему максимальной самостоятельности. В процессе выполнения данной деятельности следует подмечать проявления необходимых качеств и умений учеников и создавать условия для их формирования.
Следующим условием развития познавательной самостоятельности младшего школьника является его сотрудничество с партнерами по классу. В современной школе реализуются различные формы организации учебного процесса, активизирующие желание и стремление ребенка проявить инициативу, творчество и другие характеристики самостоятельности.
Традиционно на начальной ступени обучения преимущество отдавалось фронтальной форме организации учебного процесса, реже использовались парная, групповая и индивидуальная работа. В последнее время в практике современной школы широко применяется групповая форма сотрудничества, представляющая собой работу в «малых группах», где несколько школьников объединяются в совместной деятельности для достижения единых целей. Данное сотрудничество вынуждает учащихся думать не только о личном успехе, но и о достижениях и неудачах тех, кто работает совместно с ним, что и отличает групповую форму от индивидуальной. Группа такого типа, с одной стороны, должна быть довольно большой для того, чтобы предоставить разнообразие мнений, а с другой стороны, достаточно малой, чтобы все ее члены смогли быть активными участниками деятельности.
При организации совместной учебной работы у школьников появляется желание сотрудничать, сопоставлять свое мнение с другими, корректировать и уточнять сформировавшуюся точку зрения, позицию. На уроках ученики непосредственно взаимодействуют друг с другом, а учитель специально выстраивает их сотрудничество, учитывая индивидуальные особенности каждого учащегося.
Проблема самостоятельного труда ребенка в условиях различных форм организации обучения на уроке рассматривалась в трудах В.К. Дьяченко. Он отмечает, что основой полноценного учебно-воспитательного процесса являются два «кита» - самостоятельность и коллективизм. Обучение - это «общение между теми, кто имеет знания и опыт, и теми, кто их приобретает», осуществляемое в индивидуальной, парной, групповой и коллективной формах. В ходе учебной работы школьник оказывается попеременно и обучаемым, и обучающимся [3, с. 19].
Е.Н. Землянской [4] охарактеризованы положительные результаты объединения усилий обучающихся в процессе выполнения учебных заданий. Были выделены следующие преимущества:
Во-первых, обучение в сотрудничестве содействует лучшему усвоению учебного материала каждым учащимся. При выполнении группового задания любому ученику предоставляется возможность систематически проговаривать изучаемый материал, излагать свои мысли вслух, что помогает сознательному обобщению знаний, а контроль со стороны партнеров предотвращает появление ошибок.
Во-вторых, групповая форма учебной работы пробуждает интерес у младших школьников к процессу обучения, ребенок получает удовольствие не только от достигнутых результатов, но и от самого процесса познания.
В-третьих, групповая работа вовлекает в деятельность всех без исключения учащихся класса. Сама организация урока настолько захватывающая, что никто из школьников не может быть безразличным, заняться посторонним делом, не участвовать в общем занятии.
В-четвертых, личная ответственность каждого за общие успехи, распределение обязанностей и ролей, а также принцип рефлексии способствуют тому, что дети стремятся избирать для себя способ внутригруппового взаимодействия с учетом максимальной пользы для совместного дела. А это помогает формированию адекватной самооценки и самоопределению ребенка, развивает его познавательную активность и творческую самостоятельность.
Применение в начальной школе разнообразных форм организации обучения обогащает учебный процесс, поскольку избавляет урок от однообразия, дает ученику больше возможностей для проявления самостоятельности и инициативы. Работа в группе содействует осмыслению учебных действий. Вначале, работая совместно, школьники распределяют роли, выясняют и устанавливают функции каждого члена группы, планируют деятельность. Затем каждый сможет самостоятельно осуществлять и реализовывать все эти операции, брать на себя ответственность за результаты своего труда. Г рупповая форма учебного сотрудничества, помимо этого, выполняет эмоциональную и содержательную поддержку учащихся, без которой многие ученики вообще не смогли бы включиться в общую работу класса.
Самостоятельность в младшем школьном возрасте нужна и в школе, и в жизни для того, чтобы вычленять наиболее существенную и значимую информацию, чтобы в последующем не испытывать трудностей при обобщении знаний и легко использовать личный опыт, и учебный, и полученный из практической жизни. Самостоятельность в обучении стимулирует самостоятельность в повседневной деятельности. При этом значительная разница в самостоятельности проявляется в таких качествах, как самооценка и самоконтроль. Младшие школьники довольно часто испытывают затруднения при оценивании собственных способностей в процессе осуществления определенных заданий. Несмотря на то что многие учащиеся могут понимать и разбираться в теме, они не приступают к решению упражнения без инструкции или помощи учителя [5].
Еще одним существенным условием формирования познавательной самостоятельности младших школьников выступают самооценка и самоконтроль. Самооценка предусматривает адекватное отношение обучающегося к дальнейшей работе, стремление предотвратить возможные трудности. Самоконтроль основывается на осознанной способности ученика контролировать свою деятельность, сопоставлять процесс и результат учебной деятельности с задачей (рефлексия собственной деятельности).
Рефлексия позволяет учащимся выявить и определить рамки своего неумения и незнания и одновременно помогает раздвигать границы собственных возможностей в области познавательной деятельности, тем самым совершенствуя себя. Наличие рефлексии содействует тому, чтобы учебная задача не навязывалась ученикам, а они могли лично сформировать ее. Именно рефлексия оказывает влияние на развитие у субъекта учебной деятельности желания и умения учиться, обнаруживать пробелы в своих знаниях, что приводит к самоизменению, самосовершенствованию личности в процессе обучения.
Познавательная самостоятельность, формирующаяся в учебной деятельности, помогает младшему школьнику быть более практичным, иметь активную жизненную позицию. Очень важно уже на начальной ступени обучения создавать условия для развития самостоятельности учеников, вовлекать их в исследовательскую деятельность, применять разнообразные формы учеб-
ного сотрудничества. Это необходимо для того, чтобы учащийся не был пассивным наблюдателем, неспособным самостоятельно мыслить и действовать, а стал активным участником учебной деятельности, организатором собственного процесса познания.
Ссылки:
1. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. М., 1972. 424 с.
2. Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников // Начальная школа. 2005. № 9. С. 55-59.
3. Дьяченко В.К. Сотрудничество в общении. О коллективном способе учебной работы. М., 1991. 192 с.
4. Землянская Е.Н. Учебное сотрудничество младших школьников на уроках // Начальная школа. 2008. № 1. С. 16-22.
5. Виноградова Н.Ф., Рыдзе О.А. «Окружающий мир» как учебный предмет в начальной школе: особенности, возмож-
ности, методические подходы : лекции 5-8. М., 2008. 72 с.