Научная статья на тему 'Методические основы развития познавательной активности и самостоятельности младших школьников на уроках математики'

Методические основы развития познавательной активности и самостоятельности младших школьников на уроках математики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1937
219
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ / SYSTEM OF CAREER EDUCATION / БУДУЩИЕ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ / РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ / DEVELOPMENT OF COGNITIVE ACTIVITY / САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ / INDEPENDENCE / СОВРЕМЕННЫЕ СТАНДАРТЫ ОБРАЗОВАНИЯ / MODERN STANDARDS OF EDUCATION / МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ / RISING PRIMARY SCHOOL TEACHERS / METHODOLOGICAL FOUNDATIONS OF TRAINING RISING TEACHERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ильясова Айша Ниязовна

В статье показано развитие познавательной активности младших школьников и их самостоятельности в рамках учебной деятельности с использованием системно-деятельностного подхода. На основании современных образовательных требований автором разработаны методические основы развития познавательной активности и самостоятельности младших школьников на уроках математики. Представлены различные формы работ и виды математических заданий для младших школьников, требующие исследовательского или творческого подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ильясова Айша Ниязовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL BASIS OF DEVELOPMENT OF COGNITIVE ACTIVITY AND INDEPENDENCE OF JUNIOR SCHOOLCHILDREN AT MATHEMATICS LESSONS

The author pays attention to the development of cognitive activity of junior schoolchildren and their independence within the framework of educational activity with the use of systemic-activity approach. The author developed methodological basis of development of cognitive activity and independence of junior schoolchildren at the mathematics lessons according to the contemporary educational requirements. Various forms of activity and sorts of mathematical tasks for junior schoolchildren that require research or creative approach are introduced.

Текст научной работы на тему «Методические основы развития познавательной активности и самостоятельности младших школьников на уроках математики»

УДК 371

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ

МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

А.Н. Ильясова

Аннотация. В статье показано развитие познавательной активности младших школьников и их самостоятельности в рамках учебной деятельности с использованием системно -деятельностного подхода. На основании современных образовательных требований автором разработаны методические основы развития познавательной активности и самостоятельности младших школьников на уроках математики. Представлены различные формы работ и виды математических заданий для младших школьников, требующие исследовательского или творческого подхода.

Ключевые слова: система профессиональной подготовки, будущие учителя начальных классов, развитие познавательной активности, самостоятельность, современные стандарты образования, методические основы подготовки будущих учителей.

METHODOLOGICAL BASIS OF DEVELOPMENT OF

COGNITIVE ACTIVITY AND INDEPENDENCE OF

JUNIOR SCHOOLCHILDREN AT MATHEMATICS LESSONS

A. Iliyasova

Abstract. The author pays attention to the development of cognitive activity of junior schoolchildren and their independence within the framework of educational activity with the use of systemic-activity approach. The author developed methodological basis of development of cognitive activity and independence of junior schoolchildren at the mathematics lessons according to the contemporary educational requirements. Various forms of activity and sorts of mathematical tasks for junior schoolchildren that require research or creative approach are introduced.

Keywords: system of career education, rising primary school teachers, development of cognitive activity, independence, modern standards of education, methodological foundations of training rising teachers.

Современные стандарты образования предполагают трансформацию традиционной модели обучения от передачи знаний, умений и навыков к развитию личности обучающегося путем создания педагогических условий для освоения им необходимых теоретических и практических аспектов учебных дисциплин, позволяющих ему стать деятельным и конкурентоспособным членом развивающегося общества [2]. В связи с этим одной из основных задач современного образования является развитие познавательной активности и самостоятельности обучающихся.

Для достижения высоких личностных, предметных и метапредметных результатов генезис развития данных черт личности обучающегося должен находиться в системе начального образования. Такой подход позволит сформировать уверенную и мобильную личность, способную к саморазвитию и совершенствованию собственных знаний и практических навыков в зависимости от потребностей общества [2].

Трансформация парадигмы среднего образования требует изменения принципов и содержания подготовки педагогических кадров.

Достижение необходимого уровня

квалификации будущих учителей начальных классов предполагает проектирование образовательной модели, направленной на освоение методологических и методических основ развития познавательной активности и самостоятельности школьников. Удачным полем для освоения теоретических и практических основ развития данных качеств являются занятия по методике преподавания математики.

В системе профессионального обучения учителей начальных классов одной из важнейших целей является подготовка будущих специалистов к развитию познавательной активности и самостоятельности обучающихся. Реализация данной цели предполагает решение следующих задач:

- определить сущность развития познавательной активности и самостоятельности обучающихся начального звена;

- изучить методологические и освоить методические основы;

- выявить оптимальные формы и методы познавательного математического развития.

Методологической основой в данной сфере является теория развивающего обучения Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, сущность которой заключается в целенаправленной познавательной активности учащихся начальных классов и их самостоятельности в собственной учебной деятельности как высшей степени показателей успешности освоения дисциплины через призму концепции системно-деятельностного подхода

[3].

Процесс полноценного усвоения знаний, согласно теории Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина, осуществляется посредством мыслительной деятельности, направленной на решение проблемных ситуаций и должен протекать в трех уровнях: репродуктивном, поисковом и

исследовательском [1]. Современная система образования трансформирует эту модель, исключая первый уровень, и ориентирована на обеспечение активизации самостоятельных действий обучающегося, направленных на решение конкретных учебных и творческих задач на уроках математики.

«Развитие самостоятельности и творческой активности учащихся в процессе обучения математике происходит непрерывно от низшего уровня воспроизводящей самостоятельности к высшему уровню творческой

самостоятельности... Задача воспитания и развития самостоятельности личности в обучении заключается в управлении процессом перерастания воспроизводящей

самостоятельности в творческую» [5].

Эффективность достижения цели

повышается путем организации урочной и внеклассной индивидуальной, групповой и коллективной деятельности, направленной на решение проблемных ситуаций или творческих задач. Таким образом, методические основы развития познавательной активности на уроках математики предполагают:

- подбор содержания учебного материала, способствующего обогащению знаний, расширению кругозора, приобретению опыта, но в то же время вызывающего интерес обучающихся и необходимое эмоциональное сопровождение;

- применение форм и методов работы, направленных на создание проблемных учебных ситуаций, требующих от обучающихся активных самостоятельных действий;

- учет творческого и исследовательского компонентов в подборе видов заданий;

- организацию деятельности, характеризующуюся постепенным нарастанием

уровня самостоятельности в выполнении заданий.

Для достижения высокого уровня сформированности самостоятельной

познавательной активности рационально придерживаться исторического,

этнопедагогического, нравственного,

краеведческого принципов на уроках математики. Для этого могут использоваться различные формы работ и виды заданий, требующие исследовательского или творческого подхода:

- викторины и конкурсы;

- самостоятельное составление задач с использованием название флоры, фауны, географических объектов родного края;

- поиск загадок или пословиц о числах и математике;

- сложение сказок или стихотворений на математическую тематику;

- изучение мер измерений на основе фольклора или исторической литературы.

Например, при изучении темы «Ознакомление с единицами времени: год, месяц, неделя» в 3 классе целесообразно в качестве домашнего задания предложить составить кроссворд или мини-сборник единиц фольклора с использованием изученной лексики. Проектная работа по изучению этимологии названий дней недели позволит не только развивать самостоятельность и заложить основы исследовательской деятельности, но и закрепит навыки деления и умножения, ведь неделя, состоящая из 7 дней, получила такое название оттого, что это число не делится на другие, кроме единицы и семи.

Работа, направленная на активизацию познавательной деятельности, неразрывно связана с развитием самостоятельности учащихся. «Простейшим показателем сформированности познавательной

самостоятельности младшего школьника можно считать самостоятельную работу, в ходе которой он частично или полностью выполняет различного вида задания с целью развития знаний, умений, навыков и личностных качеств» [4, с.37].

Развитие познавательной активности и самостоятельности - это двусторонний процесс, требующий от ребенка самоконтроля и саморегуляции, а от учителя - организации учебно-воспитательного процесса,

благоприятного для формирований

вышеуказанных качеств. В системе образовательной деятельности роль учителя заключается в трансформации специально организованной активности обучающегося в его

собственную, а также в развитии уровня самостоятельной познавательной деятельности с воспроизводящего до творческого.

Организация форм учебной деятельности путем создания интересных и творческих

проблемных задач позволит повысить уровень познавательной деятельности, мотивации к обучению, самостоятельности учеников и их уверенности в своих способностях.

Литература:

1. Гальперин П.Я. О методике поэтапного формирования умственных действий / П.Я. Гальперин // Вопросы психологии. - 1969. - № 1. - С. 5-15.

2. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос. акад. образования; под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. - М., 2010. - 39 с.

3. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н.

Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 576 с.

4. Фирсина Е.Г. Формирование учебной самостоятельности учащихся / Е.Г. Фирсина // Начальная школа. - 2004. - № 11. - С. 37-40.

5. Гречко С.А., Щербатова С.А. Формирование учебной самостоятельности школьников на уроках математики [Электронный ресурс] / С.А. Гречко, С.А. Щербатова // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». - Режим доступа: Шр:// http://festival.1september.ru/articles/589015/

Сведения об авторе:

Ильясова Айша Ниязовна (г. Ялта, Россия), старший преподаватель, Институт педагогического образования и менеджмента (филиал) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» в г. Армянске, e-mail: [email protected]

Data about the author:

A. Iliyasova (Yalta, Russia), senior teacher, Institute of Pedagogical Education and Management (branch) of V. Vernadsky Crimean Federal University in Armyansk city, e-mail: [email protected]

lis

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.