ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА, ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
Технология проведения индивидуальных форм
культурно-просветительной деятельности в образовательных организациях МВД России Дудкина Е. И.
Дудкина Елена Ивановна /Dudkina Elena Ivanovna - кандидат педагогических наук, доцент, кафедра социально-гуманитарных дисциплин, Воронежский институт МВД России, г. Воронеж
Аннотация: данная статья посвящена технологии проведения индивидуальных форм культурно-просветительной работы в образовательных организациях МВД России. Автором раскрывается эвристический потенциал и педагогический инструментарий некоторых форм индивидуальной культурно-просветительной деятельности курсантов и слушателей для культурного саморазвития личности. Abstract: this article focuses on the technology of the individual forms of cultural-educational work in educational institutions of the MIA of Russia. The author reveals the heuristic potential and pedagogical tools of some forms of individual cultural and educational activities of cadets and students for cultural self-development.
Ключевые слова: технология, культурно-просветительная деятельность, индивидуальные формы саморазвития, индивидуальные занятия, самообразование, доклад, вебинары, консультации, онлайн-консультации.
Keywords: technology, social activities, individual forms of self-development, individual lessons, self-study report, webinars, consultations, online consultations.
Технология индивидуальной культурно-просветительной деятельности направлена на культурное саморазвитие личности курсанта, приобщение к достижениям национальной и мировой культуры, ее духовным ценностям.
К индивидуальным формам культурно-просветительной работы исследователи относят: индивидуальные занятия; индивидуальные консультации; самообразование; сообщения и доклады; индивидуальные беседы; индивидуальные задания и поручения; работу над личной творческой темой; ситуативный разговор; ситуацию морального выбора; индивидуальное коллекционирование; индивидуальную игру; обмен опытом; тематический досуг; просмотр видеофильмов и т. д. [1].
Рассмотрим краткую характеристику и технологию проведения некоторых индивидуальных форм культурно-просветительной деятельности.
Технология проведения индивидуальных занятий определяется целью, содержанием конкретных видов культурно-просветительной деятельности (досуговая, информационно-просветительная, спортивно-оздоровительная и др.), составом и индивидуальными особенностями ее участников. Индивидуальные занятия могут проводиться под руководством профессионала в конкретном виде деятельности или самостоятельно. Так, при подготовке различных культурно-досуговых мероприятий с участниками художественной самодеятельности проводятся индивидуальные занятия с целью совершенствования их исполнительского мастерства. Так, например, в Воронежской образовательной организации МВД России ежегодно проходят конкурсы художественной самодеятельности: «Первокурсник», «Полицейский Вальс», «КВН», «Вальс Победы», «Салют Победы» и другие. В период подготовки этих мероприятий осуществляется не только групповая деятельность, но и индивидуальная работа с ведущими и с членами творческих микрогрупп,
участвующих в конкурсах и т. д. Проведение индивидуальных занятий при подготовке мероприятий осуществляется в соответствии с утвержденным графиком репетиций. Индивидуальная репетиционная работа, например, при подготовке к смотру-конкурсу «Первокурсник» позволяет курсантам проявить свои таланты в таких направлениях, как: вокальное, хореографическое, поэтическое, инструментальное, театральное и др.
С целью развития творческой инициативы, активного интереса курсантов и слушателей к самодеятельному творчеству, повышения общего уровня их культуры, в институте организована работа следующих кружков художественной самодеятельности: вокально-эстрадного пения; вокально-хорового пения; бальных танцев «Полицейский вальс»; эстрадно-бальных танцев; КВН, деятельность которых предусматривает как групповые, так и индивидуальные формы проведения занятий.
Индивидуальные занятия в сфере спортивно-оздоровительной деятельности могут проходить при посещении бассейна, фитнес-клуба, тренажерного зала, занятий йогой и др. Индивидуальные тренировки курсантов целесообразны при подготовке спортивно-массовых мероприятий.
Индивидуальные занятия курсантов и слушателей в рамках культурно -просветительной работы сегодня могут осуществляться в рамках новых форм досуговой деятельности «на основе современной информационно-коммуникативной техники: интернет-кафе, интернет-клубы, компьютерные классы, холлы, центры; виртуальные шоу, вакационные парки, электронные библиотеки» [2].
Содержание индивидуальных занятий может быть связано с овладением релаксационными технологиями, виртуальным посещением театров, мультиплексов, театральных обществ, изостудий и т. д.
Самообразование как индивидуальная форма культурно-просветительной деятельности. Высокотехнологичным инструментом самообразования курсантов и слушателей сегодня является использование мультимедийных технологий, позволяющих в короткие сроки получить любую интересующую информацию в различных областях знаний, совершить виртуальное путешествие, например, по выставочным залам ведущих музеев мира. «С помощью компьютера можно добраться до любого электронного архива, библиографического каталога, пройтись по залам мировых сокровищниц, музеев,... получить доступ к шедеврам Лувра, Эрмитажа, Национальной галереи Вашингтона, к старинным фолиантам Аристотеля, Вергилия, Данте в Риме, ценнейшим рукописям Ватикана» [2]. Мультимедиа является эффективным источником знаний и позволяет получить доступ к художественной литературе, справочникам, энциклопедиям, музыкальным произведениям, шедеврам мирового кинематографа, историческим трудам и литературным источникам и т. д.
Развитие интернет-технологий способствовало возникновению таких форм самообразовательной деятельности, как вебинары и онлайн-консультации.
Доклад как одна из форм самообразования личности. Эффективной формой саморазвития познавательных интересов личности в области научно -просветительной, литературно-художественной, духовно-нравственной, эстетической и других сфер является подготовка и проведение устных выступления в виде докладов на культурно-просветительные темы.
Технология подготовки и проведения выступления с докладом. Этап подготовки доклада как устного выступления включает в себя следующие стадии:
- определение темы выступления в соответствии с целями и направлением культурно-просветительной работы;
- составление вопросов, обсуждаемых в докладе;
- составление предварительного плана выступления;
- подбор содержания, изучение литературы, поиск неизвестных или малоизвестных материалов по теме доклада;
- написание конспекта;
- определение средств и методов подачи информации;
- формулировка выводов по изучаемой теме.
При подготовке доклада важно подобрать не только интересный, запоминающийся материал, яркие факты, образные примеры, аргументы, новые для слушателей точки зрения различных авторов по предлагаемой теме, но и добросовестно его выучить, проиллюстрировать наглядными аудио- и видеоматериалами и другими мультимедийными средствами.
Этап выступления с докладом включает в себя три составляющие: вступление, основную часть и заключение.
Во вступлении методически грамотно начать доклад с захватывающих фактов, чтобы сразу завладеть вниманием аудитории, раскрыть актуальность и значимость данной темы для слушателей.
В основной части необходимо раскрыть сущность изучаемой проблемы, ее противоречия, нерешенные вопросы, аргументировать излагаемые теоретические положения. С целью управления вниманием аудитории целесообразно использовать следующие методические приемы: выдвижение аргументов «за» и «против»; постановка проблемных вопросов; прием «провокация»; прогнозирование; прием «гипербола»; афоризмы; драматизацию; ссылку на авторитеты и другие. Для концентрации внимания слушателей важно варьировать темп речи и ее интонирование, излагать материал литературным языком, поддерживать визуальный контакт с аудиторией.
В заключение целесообразно подвести итог вышеизложенному материалу и сформулировать выводы по изучаемой теме. Логической точкой завершения доклада могут стать поэтические строки, афоризм, цитата, благодарность аудитории, юмористический финал, формулировка нерешенных вопросов и задач их дальнейшего исследования. Тематика докладов культурно-просветительной направленности может быть самой разнообразной, например, «Театр в нашей жизни», «Бардовская песня: прошлое и настоящее», «Синтетическое искусство - это...», «Поэзия в моей жизни», «Инсталляции в современном искусстве» и др.
Индивидуальные консультации проводятся в процессе самообразовательной деятельности курсантов при подготовке докладов, сообщений или при выполнении индивидуальных поручений в ходе подготовки различных мероприятий культурно-просветительной направленности. Технология проведения индивидуальных консультаций может осуществляться либо в вопросно-ответной форме, либо в форме беседы с курсантом по интересующим его вопросам. Онлайн-консультация может осуществляться в этих же формах. Важное методическое требование к консультации - дать ориентировочную основу действия, стимулировать творческую мысль курсанта и слушателя, его самостоятельную деятельность по культурному саморазвитию своей личности.
Таким образом, использование индивидуальных форм культурно-просветительной деятельности в образовательных организациях МВД России способствует становлению личности современного полицейского - человека высокой духовно-нравственной культуры.
Литература
1. Грибанов А. В. Воспитательные технологии социального становления курсантов вузов МВД России, 2012. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.superinf.m/view_helpstud.php?id=2020/ (дата обращения: 09.11.2016).
2. Технологии информационно-познавательной и просветительной деятельности в социально-культурной сфере. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.google.ru/url?s/ (дата обращения: 09.11.2016).