Испытуемые экспериментальной группы превосходили испытуемых контрольной группы по уровню подготовленности к соревнованиям по стрельбе из пистолета, а также степени развития психологических и личностных качеств у курсантов.
Наиболее существенные отличия у испытуемых экспериментальной группы по сравнению с контрольной группой отмечались в развитии таких личностных качеств как самообладание, уверенность в своих силах, техническое мастерства, полная концентрация в ходе стрельбы на соревнованиях, а также самоконтроль собственных действий.
Объективным показателем высокой эффективности разработанной технологии психолого-педагогического сопровождения подготовки курсантов к соревнованиям по стрельбе из пистолета явились результаты выступления на различных соревнованиях. По окончании педагогического эксперимента в экспериментальной группе количество лиц выполнивших упражнение ПМ-1 на оценку «отлично» составило 37%, а в контрольной лишь 18% и наоборот количество «двоечников» в экспериментальной группе было лишь 2%, а в контрольной группе - 11%.
ВЫВОДЫ
Проведенное исследование свидетельствует о высокой эффективности разработанной технологии психолого-педагогического сопровождения подготовки курсантов к соревнованиям по стрельбе из пистолета. Использование данной технологии позволило курсантам успешно готовиться и выступать на соревнованиях по стрельбе из пистолета Макарова. Курсанты могли принимать правильные решения относительно самого себя в ходе соревновательной борьбы; подавлять собственную неуверенность; определять характер, содержание своей соревновательной деятельности и правильно анализировать результаты собственных выступлений на соревнованиях.
Контактная информация: v_b@inbox.ru
Статья поступила в редакцию 21.06.2016
УДК 796.011:379.8
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО ФИТНЕС-КЛУБОВ В ПОДДЕРЖАНИИ САМОРАЗВИТИЯ И САМОРЕАЛИЗАЦИИ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ
Ксения Александровна Рямова, кандидат педагогических наук, доцент, Уральский юридический институт МВД России, г. Екатеринбург,
Александр Семенович Розенфельд, доктор биологических наук, профессор,
Уральский государственный университет путей сообщения, г. Екатеринбург
Аннотация
Глубокие социально-экономические перемены нашего общества невольно отразились в сознании пожилого человека, изменив его приоритеты, качество жизни, личностную активность. В этих условиях образование может выступать в качестве эффективной формы адаптации к изменяющимся условиям, через включение субъекта в учебно-познавательную деятельность. В частности, фитнес-клуб, как культурно-просветительная организация, с характерным образовательным пространством может эффективно содействовать пожилому человеку в его саморазвитии и самореализации. Образовательное пространство фитнес-клуба определяется как специально организованная учебно-воспитательная деятельность, направленная на социокультурное развитие человека. При оказании фитнес-услуг пожилым людям индивидуальный подход определяет методологическую направленность в проектировании и конструировании образовательных программ и фитнес-технологий.
Предполагается, что для эффективной адаптации пожилого человека к новым социальным условиям, содержание физкультурно-образовательной деятельности фитнес-клубов должно включать в себя три основных направления: социально-психологическое, интеллектуальное и двигательное. Теоретическим основанием служат педагогические принципы: гуманизация, поливариант-
ность, гармонизация.
Ключевые слова: пожилой человек, фитнес-технологии, образовательное пространство, поддержание, саморазвитие, самореализация.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2016.06.136.p136-143
EDUCATIONAL SPACE OF FITNESS CLUB IN MAINTENANCE OF SELF-DEVELOPMENT AND SELF-REALIZATION OF ELDERLY PEOPLE
Kseniya Aleksandrovna Ryamova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Ministry of Internal Affairs Ural Legal Institute of Russia, Yekaterinburg, Alexander Semenovich Rosenfeld, the doctor of biological sciences, professor, Ural State University of Means of Communication, Yekaterinburg
Annotation
Deep social and economic changes of our society were involuntarily reflected in consciousness of the elderly person, having changed his priorities, quality of life, and personal activity. In these conditions education can act as an effective form of adaptation to the changing conditions, through inclusion of the subject in educational cognitive activity. In particular, the fitness club as the cultural and educational organization, with characteristic educational space can effectively assist the elderly person in his self-development and self-realization. The educational space of fitness club is defined as specially organized teaching and educational activity aimed at the sociocultural development of the person. When rendering fitness services to elderly people the individual approach defines a methodological orientation in design and designing of educational programs and fitness technologies.
It is supposed that for effective adaptation of the elderly person to new social conditions, the content of sports and educational activity of fitness clubs has to include three main directions: social and psychological, intellectual and motive. The pedagogical principles form the theoretical basis: humanization, polyalternativeness, harmonization.
Keywords: elderly person, fitness technologies, educational space, maintenance, self-development, self-realization.
В последние два десятилетия в России совершились глубокие социальные изменения. Произошла ломка традиций, ценностей, приоритетов. Существенные перемены обозначились в сознании общества. Эпоха постоянных потрясений, социальной незащищенности, неуверенности в завтрашнем дне в значительной мере затронула пожилых людей. По факту, во многих странах реализуется стратегия вытеснения пожилых людей из сферы профессиональной деятельности, доступа к социальным ценностям, власти, и культурным ресурсам. Естественно, в обществе, формируются негативные стереотипы старения, что обеспечивает создание своеобразной модели отношений молодого поколения к пожилым людям.
В обществе существует и диаметрально противоположное мнение, когда старость рассматриваться не как период невзгод и распада, а как равноправный человеческий возраст, в процессе которого пожилой человек продолжает свое социальное и личное развитие.
В одной из своих фундаментальных работ «Афоризмы житейской мудрости» А. Шопенгауэр утверждает, что пожилой возраст, как и любой другой входит в ядро жизни человека и имеет свои прагматические ценности, определяющие его потребности и поведение. Мыслитель выделяет позитивные моменты старости. В этот период онтогенеза человек более эффективно оберегает себя от несчастий и проблем, он способен радоваться мелочам, а жизненный опыт позволяет просто смотреть на вещи, принимая их какими они, есть, экономно обращается со временем и жизненными ресурсами. Во многих случаях, пожилой человек уравновешен в своих поступках, проницателен, рассудителен. Следовательно, пожилой возраст, это значительный по длительности период жизни человека, для которого присущи характерные этапы развития, со свойственными потребностями, ценностными ориентациями, мотивацией, моделью поведения.
Каждая эпоха несет в себе специфические социокультурные изменения. Для нашего времени типичен культ нано технологий и информационной мобильности. Соответственно, эффективность деятельности человека определяется умением овладевать инновациям и передовыми технологиям. Однако темп новизны не благоприятствует людям пожилого возраста, в результате они тонут в хаосе информации.
Помимо этого, виду изменений здоровья, образа жизни и социального статуса у пожилых происходит ряд трансформаций, что проявляется в их ценностных ориентаци-ях, в стиле общения, жизненных приоритетах. В результате ухудшается качество жизни, формируются депрессивно-упадническое состояние. Естественно поддержание эмоциональной сферы и сохранение личностной и социальной активности пожилого человека становится одной из насущных проблем геронтологов, психологов, социологов, педагогов (Т.Б. Гершкович, Н.С. Глуханюк, Е.Б. Поднебесная, Е.Ю. Ярошенко).
В одной из своих работ Семен Григорьевич Вершаловский высказывает основополагающую педагогическую мысль, утверждая, что образование взрослого человека может выступать в качестве эффективной формы адаптации к изменяющимся условиям, через включение субъекта в учебную деятельность, которая должна сопровождать человека на протяжении всей его жизни [2].
Аналогичного мнения придерживается и Л.Н. Цой которая показывает, что совместное обучение молодежи и пожилого человека способствует эффективной социализации последних к быстро меняющимся условиям. Такое взаимодействие обогащает внутренний мир молодого поколения и создает предпосылки для поступательного развития старших [13]. Предлагаемый подход, по мнению автора, обеспечивает создание благоприятных условий для социальной и личностной активности пожилых людей, профессиональный и жизненный опыт которых, представляет большую социальную ценность.
Мнение К. А. Абульхановой-Славской, еще более расширяет и усиливает наше представление о значимости образования в социализации и личностном развитии пожилого человека. Она пишет: «... образовательная деятельность должна способствовать тому, чтобы отстаивалось субъективное начало личности, ее право на инициативу и ответственность в осуществлении собственной жизненной позиции, тогда субъект полагает себя не только как цель, но и как средство собственного развития» [1]. То есть, образовательная деятельность побуждает человека к развитию, обеспечивая его необходимыми знаниями и умениями при принятии решений по эффективному выходу из сложных жизненных ситуаций. Мы полностью согласны с мнением предыдущих авторов и считаем, необходимым внедрять в жизнедеятельность пожилых различные формы образования. Образование, обеспечит им смысл собственного бытия, даст возможность осознано найти сферу деятельности, которая определит их путь самореализации. Возникает вопрос, каким образом найти ту сферу деятельности, где пожилой человек может проявить свою жизненную позицию и самореализоваться?
Анатолий Алексеевич Деркач дефиницию «самореализация» рассматривает как: «. осознаваемый и субъективно значимый процесс раскрытия личностью своих способностей и возможностей в деятельности и отношениях» [4]. Научную проблему, касающуюся самореализации пожилого человека в динамически развивающемся социуме, успешно разрабатывали К.М. Арымбаева, Э.П. Васильева, И.А. Гехт, и др. Анализ научной литературы позволяет заключить, что основными социальными факторами, формирующими саморазвитие и самореализацию человека, являются: игровая, учебная, профессиональная и досуговая деятельность. К сожалению, у пожилых людей, из жизнедеятельности могут частично или полностью выпадать профессиональная, бытовая, ли семейная сфера деятельности. В связи с этим мы пришли к выводу, что успешное решение вопроса самореализации людей пожилого возраста, нужно искать в сфере досуга.
Педагогический энциклопедический словарь понятие «досуг» рассматривает как: «возможность человека заниматься в свободное время разнообразной деятельностью по
своему выбору». Виды досуговой деятельности классифицируются по пяти группам: отдых, развлечения, праздники, самообразование, творчество [10, с. 77].
В социологическом словаре досуг - вид деятельности, предназначенный для удовлетворения физических, духовных и социальных потребностей людей в свободное время [11].
Исследуя вопросы адаптации и самореализации пожилого человека в современном обществе, Э.В. Галажинский и О.В. Орлова утверждают, что досуговая деятельность, при создании благоприятных педагогических условиях, становится основной деятельностью пожилого человека, которая способна поддержать его в процессе самореализации [9].
Наш личный педагогический опыт и анализ научных источников позволяет предположить, что специально разработанная образовательная программа «досуговая деятельность пожилых» может стать основой для поддержания их жизненной позиции. Такой подход обозначит ценность причинно-следственных связей между процессами, обеспечивающими поддержание жизненной позиции и процессом самореализации пожилого человека в период быстро меняющихся социально-экономических условий.
Следует упомянуть, что вопрос, поддержания жизненных приоритетов людей старшего поколения уже рассматривался в целевой Федеральной программе «Старшее поколение».
Программа предусматривает ряд созидательных мер, которые обеспечат формирование благоприятных социально-психолого-педагогических условий для реализации интеллектуальных и культурных потребностей пожилых людей. Внедрение данного проекта, по мнению разработчиков, обеспечит включение пожилых в социокультурную деятельность. Создаст предпосылки свободы выбора досуговой занятости. Обеспечит свободный доступ к участию в самодеятельном творчестве, «клубной жизни» и любительском движении. Предполагалось, что программа «Старшее поколение» будет инициировать инвесторов к благотворительности. Соответственно в результате взаимодействия государственных институтов и частных лиц в каждом регионе России будет создана сеть многопрофильных клубов культурно-просветительной направленности, а работа в этих клубах будет осуществляться по следующим направлениям: правовое, социокультурное, социально-психологическое, социально-педагогическое и др.
Согласно данным С.С. Климук, клуб - общественные культурно-просветительные учреждение, выполняющее образовательно-досуговую функцию. Клубная деятельность объединяет различные группы людей согласно их потребностям, желанию, возможностям. Развивает их творческие способности, способствует саморазвитию и самореализации [7]. В настоящее время к клубным формам организации досуга, и культурно-просветительской деятельности привлечено около 5% людей старшего возраста. В г. Екатеринбурге динамика роста занимающихся в клубах (2008-2013 г.) имеет явно положительную динамику. Активизировалась клубная деятельность (направленность «пожилой человек») в «ДК им. Гагарина», «ДК Урал», «ДК Железнодорожников», «ДК Офицеров» и т.д. (отчет мин. культ. Свердл. обл.). Благодаря спонсорству и меценатству активное участие в поддержке старшего поколения принимают различные конфессиональные центры. В частности благотворительный центр «Хесед», «Ротари-клуб» и т.п.
В мечетях, синагогах и православных церквах стали активно пропагандироваться и внедряться клубные формы организации досуга. Более ста национальных объединения Свердловской области эффективно сотрудничают в этом направлении с государственными культурно-просветительными организациями. Только в центральной части г. Екатеринбурга продуктивно ведут образовательно-досуговую деятельность более двадцати национальных культурно-просветительских объединений: азербайджанский центр культурных начинаний; свердловская община «Ани» (армяне); татарско-башкирское общество им. М. Гафури «Фатима»; национальная община греков «Рифей» и «Эллада»; грузинской центр культуры «Руставели»; свердловское городское общество еврейской куль-
туры «Атиква»; общественно-культурное объединение «Киргизия-Урал» и «Биримдик»; свердловское общество корейской культуры «Мунхва», и т.д.
Несмотря на значительное количество организаций оказывающих, образовательно-досуговые услуги взаимодействие государственных организаций с общественными структурами носит неформальный характер. Слабая координационная деятельность социальных служб и общественных учреждений определяет последующие задачи перед органами ответственными за опеку и социальную поддержку граждан.
На данном этапе в результате консолидации национальных культурно-просветительских объединений разработана и внедряется в досуговую деятельность система физкультурно-оздоровительных мероприятий.
Большой популярностью среди населения пользуются фитнес-клубы. По определению В. И. Ильинича, фитнес-клуб - культурно-просветительная организация, в которой образовательная деятельность сконцентрирована на развитие навыков самообразования, творческих способностей и здорового образа жизни [5].
Использование клубных форм организации занятий дает возможность занимающимся пребывать в заведении неограниченное количество времени. Это очень удобно для людей имеющих свободное время и пенсионеров в связи с тем, что помимо образовательных программ и физкультурно-оздоровительных занятий, клиенты могут обсудить предстоящие мероприятия, пообедать, сделать массаж, просмотреть видеоролики, посетить сауну, просчитать калорийность своей диеты и т.д. [14]. Соответственно, разноплановость услуг, предоставляемых фитнес-клубом затрагивает значительную часть личностных и социальных отношений, направленность которых, сконцентрирована на самообучении и саморазвитии личности. Такая содержательная ориентация определяет структуру образовательного пространства фитнес-клуба.
Под образовательным пространством культурно-просветительских центров М.Я. Виленский, В.И. Гинецианский подразумевают специально организованную учебно-воспитательную деятельность, направленную на социокультурное развитие человека, его личности и индивидуальности [3].
Согласно мнению М.Я. Виленского образовательное пространство имеет соответствующие структурные компоненты:
а) совокупность образовательных технологий;
б) внеучебная работа;
в) управление учебно-воспитательным процессом;
г) взаимодействие с внешними образовательными и социальными институтами.
Образовательное пространство фитнес-клубов, по данным исследований С. Шлоз-
берга и Л. Непорента, состоит из трех компонентов:
а) менеджмент фитнеса - проектирование фитнес-услуг;
б) проектирование фитнес программ;
в) фитнес-класс» - реализация фитнес программ и образовательных технологий
[14].
В регионах, где фитнес услуги эффективно реализуются, образовательное пространство представляет собой систему, включающую в себя сеть фитнес-клубов, культурно-просветительных, образовательных и оздоровительных центров, где бизнес - проекты и образовательные программы проходят апробацию с последующим лицензированием. Таким образом, перечень нормативных документов определяющих деятельность фитнес-клубов наглядно подтверждают образовательную направленность этих центров, в которых клиенты (обучающиеся) проходят определенный этап своего, обучение воспитания и развития.
Однако, такая образовательно-развивающая модель, согласно данным Национального института «Здоровья» (Санкт-Петербург), характерна далеко не для всех фитнес-клубов. Для большинства клубов типичен низкий уровень образовательных и технологи-
ческих услуг. В программах и технологиях не предусмотрены рекреационные и оздоровительные мероприятия. Отсутствует персонификация услуг. В основном вся деятельность ориентирована на молодежь. Нет отлаженной деятельности по организации семей-но-клубной работы. Невозможно получить качественных услуг детям и пожилыми людьми. По сути, клубная форма организации работы в фитнес-клубах отсутствует, так как нарушено триединство: культура, просветительство, образование. Отсутствует должная благотворительность и меценатство для малоимущих групп населения. Мало кто предлагает специально ориентированные программы для пожилых людей, по их здоро-вьесбережению и поддержанию активной жизненной позиции. Недостаточно эффективно внедряются инновационные разработки, направленные на поддержание аффективно-эмоциональной сферы пожилых людей. Отсутствуют разработки по интеграции межпредметных связей в фитнес-технологии, направленные на саморазвитие личности пожилого человека. В итоге, процесс саморазвития и самореализации стареющего индивида в предлагаемых педагогических условиях становится малоэффективным. Естественно, что уровень здоровья и качества жизни клиентов существенных изменений не претерпевает.
Наши пилотные исследования подтверждают ранее высказанную мысль, что низкая платежеспособность является основным фактором препятствующим пожилым людям заниматься фитнесом (количество пожилых людей посещающих фитнес-клубы не превышает 3^7% от общего числа занимающихся).
Однако есть хорошие тенденции. Примером тому может служить филантропическая деятельность следующих благотворительных организаций: «Хесед», «Ротари» и «Руставели» Именно они спонсируют досуг пожилых людей в фитнес-клубах г. Екатеринбурга. Положительные начинания мотивируют работников фитнес-клубов создавать новые рекламные акции, бизнес-планы и образовательные программы, рассчитанные на возможности и потребности пожилых людей.
Персонифицированный подход, по мнению В.П. Казначеева должен определять методологическую направленность в проектировании и конструировании здоровьепод-держивающих программ, что создаст предпосылки для разработки и внедрения в образовательную деятельность фитнес-клуба эффективных технологий, учитывающих особенности старения, личные привязанности и ценностные ориентации пожилых людей [6].
В одной из своих работ Л.И. Лубышева показывает базовые компоненты образовательно-оздоровительной деятельности физкультурно-спортивных организаций: накопленные знания об использовании физических упражнений для улучшения психоэмоциональной сферы, физических кондиций, здоровья и качества жизни пожилого человека [8].
Теоретическим основанием физкультурно-образовательной и оздоровительной деятельности служат педагогические принципы ее организации: гуманизация, поливариантность, гармонизация. При этом содержание физкультурно-образовательной деятельности пожилого человека, должно включать в себя три основных направления: социально-психологическое, интеллектуальное и двигательное [12]. Такое триединство должно стать основой при разработке и реализации образовательных программ и фитнес-технологий, что, по нашему мнению, обусловит эффективность поддержки пожилых людей в их саморазвитии и самореализации.
Это дает нам право полагать, что образовательное пространство фитнес-клуба при коррекции учебных программ может стать той базой, на которой реализуется поддержка жизненной позиции пожилого человека. То есть осуществляется поиск новых мотивов в выборе стратегии самореализации и саморазвитии.
Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках проекта проведения научных исследований «Жизненная позиция пожилого человека: проблемы и возможности их решения», проект № 15-06-10129
ЛИТЕРАТУРА
1. Абульханова-Славская, К.А. Стратегия жизни / К.А. Абульханова-Славская - М. : Мысль, 1991. - 299 с.
2. Вершловский, С.Г. Система образования взрослых как объект прогнозирования / С.Г. Вершловский // Человек и образование. - 2009. - № 8-9. - С. 54-59.
3. Виленский, М.Я. Образовательное пространство как педагогическая категория / М.Я. Виленский, Е.В. Мещерякова // Педагогическое образование и наука. - 2002. - № 2. - С. 8-18.
4. Деркач, А.А. Самореализация - основание акмеологического развития / А.А Деркач, Э.В. Сайко. - М. : МОДЭК, 2010. - 224 с.
5. Ильинич, В.И. Физическая культура студента. - М. : Гардарики, 2003. - 448 с.
6. Казначеев, В.П. Донозологическая диагностика в практике массовых обследований населения / В.П. Казначеев, Р.М. Баевский, А.П. Берсенева. - Л. : Наука, 1980. - 215 с.
7. Климук, С.С. Организация досуга пожилых людей методами PR / С.С. Климук // Современные научные исследования и инновации. - 2012. - № 11. - С. 164.
8. Лубышева, Л.И. Ценности физической культуры в здоровом стиле жизни / Л.И. Лубы-шева, В.К. Бальсевич // Материалы междунар. конф. «Современные исследования в области спортивной науки». - СПб., 1994. - 143 с.
9. Орлова, О.В. Право и самореализация личности в гражданском обществе / О.В. Орлова ; Институт государства и права РАН. - М. : [б.и.], 2007. - 203 с.
10. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б.М. Бим-Бад - М. : Большая Российская Энциклопедия, 2002. - 528 с.
11. Социологический словарь / отв. ред. Н. Аберкромби. - М. : Экономика, 2004. - 620 с.
12. Фомин, Н.А. Адаптация: общебиологические и психофизиологические основы / Н.А. Фомин. - М. : Теория и практика физической культуры, 2003. - 383 с.
13. Цой, Л.Н. Практическая конфликтология: проблемы и перспективы / Л. Н. Цой // В контексте конфликтологии. - М. : Институт социологии РАН, 1997. - № 1. - 135 с.
14. Шлозберг, С.О здоровом образе жизни : пер. с англ. / С.О. Шлозберг ; ред. И.А. Шишкиной. - М. : Диалектика, 2000. - 256 с.
REFERENCES
1. Abulkhanov-Slavskaya, K.A. (1991), "Strategy of life", Thought, Moscow.
2. Vershlovsky, S.G. (2009), "An education system of adults as object of forecasting", Chelovek and education, No. 8, 9, pp. 54-59.
3. Vilensky, M.Ya. and Meshcheryakova, E.V. (2002), "Educational space as pedagogical category", Pedagogical science and education, No. 2, pp. 8-18.
4. Derkach, A.A. and Sayko, E.V. (2010), Self-realization - the basis of acmeological development, Publishing house "MPSI, MODEK", Moscow.
5. Ilyinich, V.I. (2003), Physical culture of the student: Textbook, Gardarika, Moscow.
6. Kaznacheev, V.P., Bayevsky, R.M. and Berseneva, A.P. (1980), Donozological diagnostics in practice of mass inspections of population, Science, Leningrad.
7. Klimuk, S.S. (2012), "Organization of leisure of elderly people by PR methods", Modern scientific researches and innovations, No. 11. pp. 164.
8. Lubysheva, L.I. and Balsevich, V.K. (1994), "Values of physical culture in healthy lifestyle", materials of the international conference "Modern researches in the field of sports science", NIIFK, St. Petersburg.
9. Orlova, O.V. (2007), "Law and self-realization of the personality in civil society", Institute of the state and right of the Russian Academy of Sciences, Moscow.
10. Ed. Bim-Bud, B.M. (2002), Pedagogical encyclopedic dictionary, BRE, Moscow.
11. Ed. Aberkrombi N. (2004), Sociological dictionary, publishing house Economy, Moscow.
12. Fomin, N.A. (2003), Adaptation: all-biological and psychophysiological bases, Theory and practice of physical culture, Moscow.
13. Tsoi, L.N. (1997), "Practical conflictology: problems and prospect", Context of conflictology, "Institute of sociology of the Russian Academy of Sciences", No. 1, Moscow.
14. Shlozberg, S. (2000), About the healthy lifestyle, Dialectics, Moscow.
Контактная информация: letchik45@bk.ru