7. Прохорова О.Н., Варламов А.С., Штырлин Д.А., Васильев Д.И., Плеханов С.П. Внедрение электронного обучения в образовательный процесс вуза // Эволюция ИТО: 30 лет школьной информатике: сборник статей по материалам Открытой Всероссийской научно-практической Интернет-конференции, г. Нижний Новгород, 23 апреля 2015 г. - Н.Новгород: НГПУ им. К.Минина, 2015. - С.165-171.
8. Камерилова Г.С., Веряскина М.А., Варламов А.С. Модульный формат электронного учебно-методического комплекса дисциплин подготовки учителя безопасности жизнедеятельности // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 5; URL: http://www.science-education.ru/128-22153 (дата обращения: 13.10.2015).
© Г.С. Камерилова, А.С. Варламов, 2015
УДК 37.012.85
Каргина Зоя Алексеевна
канд. пед. наук, профессор ГАОУ ВО МИОО,
г. Москва, РФ E-mail: [email protected]
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОБЩЕСТВЕННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ (ОЦЕНКИ) КАЧЕСТВА ПРОГРАММ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
Аннотация
Процессы реформирования системы образования в России актуализировали необходимость оценивания качества её различных компонентов - содержания, технологии, программно-методического обеспечения, инноваций и так далее.
В условиях внеурочной деятельности и дополнительного образования детей, содержательно и организационно не регламентируемых федеральными стандартами, экспертиза (оценка) качества программного обеспечения приобретает особую значимость.
Ключевые слова профессионально-общественная экспертиза, оценка, концепция, образовательная программа, внеурочная деятельность, дополнительное образование детей
Одним из условий успешности экспертизы (оценки) качества большого количества образовательных программ является технологизация данного процесса, позволяющая не только оптимизировать процедуру экспертизы, но и максимально снизить уровень субъективности оценок.
Технология профессионально-общественной экспертизы (оценки) качества рабочих программ курсов внеурочной деятельности и дополнительных общеобразовательных программ (далее по тексту - Экспертизы) включает три взаимосвязанных аспекта:
- организация процесса Экспертизы;
- техническая экспертиза программ курсов внеурочной деятельности и дополнительных общеобразовательных программ в соответствии с разработанными алгоритмами;
- содержательная экспертиза программ курсов внеурочной деятельности и дополнительных общеобразовательных программ в соответствии с разработанными алгоритмами;
- оформление экспертных заключений на программы курсов внеурочной деятельности и дополнительные общеобразовательные программы в соответствии с разработанными алгоритмами. Организация процесса Экспертизы включает следующие этапы:
коллективное обсуждение параметров, критериев и алгоритма экспертизы качества программ; подготовка проекта формы заключений по итогам экспертизы рабочих программ курсов внеурочной деятельности и дополнительных общеобразовательных программ;
первичная апробация алгоритма экспертизы, форм экспертных заключений; подготовка кадрового корпуса экспертов; экспертная оценка качества программ;
статистический и проблемный анализ результатов экспертизы качества программ. Техническая Экспертиза включает первичную оценку следующих позиций: а) оформление текста программы как документа; б) соответствие содержания программы заявленному виду; в) соответствие содержательной структуры программы современным нормативно-правовым требованиям.
Алгоритм экспертизы рабочей программы курса внеурочной деятельности
Нормативно обязательные структурные элементы программы Позиции содержательной экспертизы
Пояснительная записка - обоснованность актуальности программы курса, её соответствие современным социокультурным условиям; - взаимосвязь цели программы с заявленной актуальностью, с результатами программы; - взаимосвязь цели и задач программы курса
Общая характеристика учебного предмета, курса - соответствие содержания программы заявленной категории учащихся; - обоснованность содержательных приоритетов курса внеурочной деятельности; - разнообразие и педагогическая обоснованность видов практической деятельности учащихся; - разнообразие и обоснованность педагогических методик и технологий, реализуемых в рамках данного курса
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане - соответствие содержания программы заявленному направлению внеурочной деятельности; - соответствие результатов программы заявленному направлению внеурочной деятельности
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса - обоснованность заявленных личностных результатов программы, их соответствие направлению внеурочной деятельности и ФГОС соответствующего уровня общего образования; - обоснованность метапредметных результатов; - конкретность и обоснованность позиций, отражающих предметные результаты
Содержание учебного предмета, курса - соответствие содержания программы её теме и обоснованию актуальности; - обоснованность и содержательное разнообразие практической деятельности учащихся
Тематическое планирование - соответствие тематического планирования и содержания программы курса внеурочной деятельности
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса - методическая обеспеченность всех заявленных в программе учебных тем; - материально-техническая обеспеченность всех заявленных в программе учебных тем
Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса - обоснованность заявленных результатов программы курса; - соответствие результатов программы заявленной актуальности программы, её целям и задачам, направлению внеурочной деятельности; - педагогическая обоснованность способов выявления результативности курса внеурочной деятельности
Алгоритм экспертизы дополнительной общеобразовательной программы
Нормативно обязательные структурные элементы программы Позиции содержательной экспертизы
наименование образовательного учреждения -
где, когда и кем утверждена программа - наличие всех необходимых элементов, утверждающих программу как локальный нормативный документ
название программы - соответствие вида программы современным нормативным требованиям; - оптимальность названия программы; - соответствие содержания программы её названию
уровень программы - обоснованность заявленного уровня программы
возраст детей, на которых рассчитана программа - соответствие уровню программы; - соответствие СанПиН
срок реализации программы - соответствие уровню программы;
ФИО, должность автора(ов)-составителя(лей) программы - наличие всех необходимых данных о разработчике программы
название города, населенного пункта, в котором реализуется программа - указание города
год разработки программы - указание года разработки программы с учётом требования её ежегодного утверждения
направленность программы - обоснованность выбранной направленности; - соответствие концепции, содержания и результатов программы заявленной направленности
новизна, актуальность, педагогическая целесообразность программы - соответствие актуальности программы современной социокультурной ситуации; - соответствие педагогической целесообразности программы заявленной актуальности, особенностям современных учащихся; - соответствие актуальности и педагогической целесообразности заявленной направленности программы, цели и задачам программы
цель и задачи программы (с обязательным отражением процессов обучения, воспитания и развития учашдхся) - обоснованность цели программы, её соответствие заявленному уровню и направленности; - соответствие цели, задач и результатов программы; - соответствие задач программы заявленной цели; - отражённость в задачах программы всех содержательных направлений образовательной деятельности
отличительные особенности данной программы от уже существующих образовательных программ - обоснованность заявленных особенностей программы; - чёткость формулировки заявленных особенностей программы
возраст детей, участвуюших в реализации данной программы - соответствие возраста учащихся заявленному уровню реализации программы, соответствующему СанПиН (для отдельных видов деятельности)
сроки реализации программы - соответствие срока реализации программы заявленному уровню
формы и режим занятий - соответствие режима организации учебного процесса уровню реализации программы и соответствующему СанПиН; - отражение в программе всех содержательных аспектов образовательного процесса; - разнообразие методов и форм работы с учащимися; - использование в образовательной деятельности современных педагогических и информационных технологий
ожидаемые результаты и способы определения результативности - обоснованность заявленных результатов программы; - соответствие результатов программы её названию, направленности, уровню; - обоснованность форм итоговых занятий; - педагогическая обоснованность критериев и форм оценивания образовательных результатов
формы подведения итогов реализации программы - педагогическая обоснованность и разнообразие форм подведения итогов реализации программы
перечень разделов, тем - соответствие содержанию учебной деятельности, описанному в пояснительной записке; - отражение в УТП форм учебной деятельности, заявленных в пояснительной записке
количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды занятий - обоснованность распределения часов по учебным темам
краткое описание теоретических аспектов учебных тем - представленность теоретических и практических аспектов обучения по каждой учебной теме; - сочетание полноты и оптимальности содержания теоретической подготовки; - конкретность формы и тематики практической работы учащихся; - разнообразие и разноуровневость практической работы учащихся
краткое описание практических видов занятий в рамках учебных тем
обеспечение программы методическими видами продукции - обеспеченность методическими материалами всех учебных тем программы; - разнообразие методических материалов; - использование современных информационных средств обучения
список литературы - оформление списка литературы в соответствии с ГОСТом к оформлению библиографических ссылок (2008 г.); - наличие списка литературы, рекомендуемой педагогом для самостоятельного изучения учащимися; - указание электронных и интернет ресурсов, используемых в образовательном процессе
Приложение
Формы экспертных заключений
ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
на рабочую программу курса внеурочной деятельности
« »
I. Общая информация о программе Название программы:
Класс или возраст обучающихся:
Автор программы:
Округ:
Образовательная организация:
II. Аргументированная оценка разделов программы
1. Титульный лист программы
2. Пояснительная записка
3. Общая характеристика данной программы
4. Описание места, значения и роли данной программы курса внеурочной деятельности в учебном
плане
5. Описание личностных, метапредметных, предметных результатов освоения программы курса
6. Содержание программы курса внеурочной деятельности
7. Тематическое планирование
8. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения программы
9.Планируемые результаты изучения курса внеурочной деятельности
10. Список использованной литературы.
III. Дополнительные критерии и особенности программы, принятые во внимание экспертами
IV. Рекомендации/замечания автору программы:
Заключение экспертной группы Рабочая программа курса внеурочной деятельности
«...»
Автор:
Образовательная организация:
Рекомендуется к доработке
Рекомендуется к реализации после устранения замечаний Рекомендуется к реализации (выбрать нужную позицию) Эксперты:
ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
на дополнительную общеобразовательную программу
« »
I. Общая информация о программе Название программы:
Автор программы:
Направленность:
Уровень:
Возраст обучающихся: Образовательная организация:
II. Аргументированная оценка разделов программы
1. Титульный лист программы
2. Пояснительная записка
Актуальность и педагогическая целесообразность программы: Цель, задачи программы:
Новизна и отличительные особенности программы: Возраст обучающихся: Срок реализации программы: Формы и режим занятий:
Ожидаемые результаты и способы определения результативности: Формы подведения итогов:
3. Учебно-тематический план
4. Содержание программы
5. Методическое обеспечение программы
6. Список использованной литературы
III. Дополнительные критерии и особенности программы, принятые во внимание экспертами
IV. Рекомендации/замечания автору программы:
Заключение экспертной группы Дополнительная общеобразовательная программа «...»
Автор:
Образовательная организация:
Рекомендуется к доработке
Рекомендуется к реализации после устранения замечаний Рекомендуется к реализации (выбрать нужную позицию) Эксперты:
© З А. Каргина, 2015