Научная статья на тему 'Внутренняя экспертиза соответствия структуры и содержания основной образовательной программы начального общего образования требованиям федерального государственного стандарта начального общего образования'

Внутренняя экспертиза соответствия структуры и содержания основной образовательной программы начального общего образования требованиям федерального государственного стандарта начального общего образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1077
156
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФГОС НОО / СТРУКТУРА ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ / СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Небренчин А. В.

В статье приводится методика проведения внутренней экспертизы соответствия ООП начального общего образования требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Внутренняя экспертиза соответствия структуры и содержания основной образовательной программы начального общего образования требованиям федерального государственного стандарта начального общего образования»

19. Бобков В. Н., Вередюк О.В., Колосова Р. П., Разумова Т. О. Занятость и социальная прекарнзацня в России: введение в анализ. М.: Теис, 2015. 96 с.

20. Атлас новых профессий [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://atlasl00.ru/catalog/obrazovanie/?aft_2020=yes (дата обращения: 24.05.2018).

ВНУТРЕННЯЯ ЭКСПЕРТИЗА СООТВЕТСТВИЯ СТРУКТУРЫ И СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ТРЕБОВАНИЯМ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА

НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Небренчнн А.В., 2018

заведующий центром аттестации работников образования Санкт-Петербурга, старший преподаватель кафедры начального образования Санкт-Петербургской академии постдипломного

педагогического образования

Аннотация: в статье приводится методика проведения внутренней экспертизы соответствия ООП начального общего образования требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Ключевые слова: ФГОС НОО, структура основной образовательной программы, содержание образования.

INTERNAL EXAMINATION OF THE COMPLIANCE OF THE STRUCTURE AND CONTENT OF THE BASIC EDUCATIONAL PROGRAM PRIMARY EDUCATION TO THE REQUIREMENTS OF FEDERAL STATE STANDARD PRIMARY EDUCATION

NebrenchinA. V., 2018

head of the center for certification of education workers of St. Petersburg, senior lecturer of the Department of primary education of the St. Petersburg Academy of postgraduate pedagogical education

Abstract: the article presents the method of internal examination of conformity of the PLO of primary General education to the requirements of the Federal state educational standard of primary General education.

Key words: FGOS N00, the structure of the basic educational program, the content of education.

Согласно 4.7 ст. 12 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЭ (далее - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»): «организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам разрабатывают образовательные программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ». В настоящее время, в большинстве общеобразовательных организаций реализуются четыре основные образовательные программы: основная образовательная программа начального общего образования ФГОС НОО, основная образовательная программа основного общего образования ФГОС ООО, основная образовательная программа основного общего образования ФКГОС, основная образовательная программа среднего общего образования ФКГОС.

Вопрос о необходимости проведения внутренней экспертизы основной образовательной программы (далее - ООП) начального общего образования образовательная организация принимает самостоятельно (фиксируя его в рамках реализации плана работы по реализации внутренней системы оценки качества образования), однако приведем без комментариев несколько аргументов, которые помогут обнаружить необходимость проведения экспертизы:

• ООП начального общего образования, как правило, разрабатывалась в сжатые сроки, а в некоторых случаях разработка сводилась к копированию Примерной образовательной программы начального общего образования;

• в течение последних лет во ФГОС НОО и Примерную образовательную программу

начального общего образования был внесен ряд изменений и дополнений; • при проектировании ООП начального общего образования отсутствовало понимание того, что обозначенные в ООП планируемые результаты должны подтвердится в ходе проведения итоговой оценки достижения образовательных результатов обучающихся четвертых классов.

Что же такое основная образовательная программа? Ответ находим в п.9 ст. 2 ФЗ «Об

образовании в Российской Федерации»: образовательная программа - «комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов». При этом необходимо отметить, что приведенная выше структура основной образовательной программы распространяется ко всем образовательным программам реализуемым в образовательной организации, вне зависимости от основного документа, определяющего их содержание (ФГОС или ФКГОС).

В подпункте 6 ч. 2 ст. ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» указывается, что: «к компетенции образовательной организации относится разработка и утверждение образовательных программ образовательной организации». Таким образом, основная образовательная программа - это локальный нормативный документ образовательной организации, в котором конкретизировано содержание образования, а также раскрыты механизмы реализации требований федерального государственного образовательного стандарта (или федерального компонента государственного стандарта общего образования). В данной статье мы рассмотрим алгоритм экспертизы соответствия структуры и содержания ООП требованиям ФГОС, на примере ООП начального общего образования.

При разработке основной образовательной программы у административных работников образовательных организаций возникают вопросы, относительно перечня основных документов, на основании которых разрабатывается содержание ООП начального общего образования. Отвечая на этот вопрос, выделяем примерный перечень основополагающих документов (без учета документов, регламентирующих особенности реализации учебных планов, планов внеурочной деятельности, экспертиза содержания которых - тема отдельного обсуждения):

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ;

2. Приказ Минобрнауки РФ «Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта начального общего образования» от 06.10.2009 № 373.

3. Примерная основная образовательная программа начального общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15).

4. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

5. Фундаментальное ядро содержания общего образования.

6. Примерные (авторские) программы по учебным предметам, курсам внеурочной деятельности.

7. Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 (ред. от 29.12.2016) «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего образования».

8. Устав образовательной организации.

9. Программа развития образовательной организации.

Рассматривая вопрос структуры ООП начального общего образования, прежде всего, необходимо четко определить из скольких частей состоит ООП. Согласно федеральному государственному стандарту начального общего образования (далее - ФГОС НОО) этих частей - две: «основная образовательная программа начального общего образования содержит обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений. Обязательная часть основной образовательной программы начального общего образования составляет 80%, а часть, формируемая участниками образовательных отношений, - 20% от общего объема основной

образовательной программы начального общего образования».

Каким образом это требование к соотношению частей ФГОС НОО может быть учтено и реализовано при разработке ООП? В современной административной практике существует несколько подходов в соотношении частей ООП 80/20%, однако самым распространённым, является следующий: соотношение 80%/ 20% распространяется на содержание всех структурных компонентов ООП начального общего образования. Данное соотношение может быть реализовано в конкретных часах учебного плана, плана внеурочной деятельности и содержании отдельных блоков ООП (например, дополняется требованиями, задачами, определяемыми участниками образовательных отношений с учетом специфики и миссии образовательной организации, региональных, этнокультурных особенностей и т.д.). Считаем необходимым отметить, что практика копирования 80% Примерной ООП и разработка оставшихся 20% является свидетельством непонимания логики проектирования ООП в соответствии с ФГОС и является недопустимой.

Структура ООП начального общего образования определяется требованиями федерального государственного стандарта начального общего образования, и предусматривает наличие следующих разделов: целевого, содержательного и организационного. Рассмотрим содержание каждого раздела в соответствии с требованиями ФГОС НОО:

1. Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации основной образовательной программы начального общего образования, а также способы определения достижения этих целей и результатов и включает:

• пояснительную записку;

• планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования;

• систему оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

2. Содержательный раздел определяет общее содержание начального общего образования и включает следующие программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов и включает:

• программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся при получении начального общего образования;

• программы отдельных учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности;

• программу духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся при получении начального общего образования;

• программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни;

• программу коррекционной работы.

3. Организационный раздел определяет общие рамки организации образовательной деятельности, а также механизмы реализации основной образовательной программы. Организационный раздел включает:

• учебный план начального общего образования;

• план внеурочной деятельности, календарный учебный график;

• систему условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями ФГОС НОО.

Основная образовательная программа разрабатывается на весь уровень образования и представляет собой целостный документ, отражающий образовательную траекторию обучающихся. ФГОС НОО строго определяет требования к содержанию каждого раздела ООП НОО. Подробно с требованиями к содержанию разделов можно ознакомиться в Карте экспертной оценки ООП начального общего образования (приложение 1).

Можем ли мы утверждать, что нами перечислены все составляющие ООП НОО? Конечно же нет, для того чтобы определить, что еще включает в себя ООП НОО вернемся к ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» п.9 ст. 2: «образовательная программа - комплекс основных характеристик образования...оценочных и методических материалов».

Под оценочными материалами подразумеваются материалы, которые позволяют оценить достижение запланированных результатов и уровень сформированности планируемых результатов, заявленных в ООП. Образовательная организация своим локальным нормативным актом устанавливает требования к оценочным средствам, полноте и качеству оценочных средств, порядку разработки, использования и хранения контрольных измерительных материалов, включая требования к режиму их защиты, порядку и условиям размещения информации, содержащейся в контрольных измерительных материалах, в сети «Интернет», а также:

• описание показателей и критериев оценивания;

• типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования планируемых результатов в процессе освоения ООП;

• методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования планируемых результатов.

Методические материалы, как приложение к ООП начального общего образования, условно можно разделить на две группы: материалы, разработанные образовательной организацией и материалы, разработанные педагогическими работниками. К первой группе методических материалов относятся:

• локальные нормативные акты образовательной организации, регламентирующие отдельные стороны образовательного процесса при реализации ООП начального общего образования;

• материалы, отражающие успешность достижения планируемых результатов;

• материалы, используемые при осуществлении мониторинга качества реализации ООП начального общего образования (в рамках функционирования внутренней системы оценки качества образования);

• приказ по образовательной организации о реализации ООП начального общего образования с указанием ответственных за те или иные направления;

• аналитические материалы, обосновывающие необходимость внесения изменений и дополнений в разделы ООП начального общего образования и др.

Ко второй группе, относятся методические материалы, разработанные педагогическими работниками:

• разработки отдельных уроков, занятий, проектов;

• разработки общешкольных и классных воспитательных мероприятий, и событий.

Помимо приведенных приложений к ООП НОО, неотъемлемой составляющей являются

ежегодно (в срок реализации ООП) принимаемые образовательной организацией «Дополнения и изменения к ООП НОО», которые включают в себя возможные изменения в разделах ООП. К примеру, в образовательной организации была проведена коррекция плана реализации программы духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся при получении начального общего образования, были внесены изменения в учебный план, план внеурочной деятельности, календарный учебный график, программы отдельных учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности или систему условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями ФГОС НОО (например, изменился кадровый состав педагогических работников), или же была уточнена миссия образовательной организации, все эти изменения и дополнения оформляются отдельным документом, который является приложением к ООП. Порядок разработки и утверждения, внесения изменений в ООП регламентируется локальным нормативным актом, принимаемым образовательной организацией самостоятельно.

Экспертиза, один из новых видов деятельности административных работников образовательных организаций, который представляет собой получение авторитетного заключения по результатам изучения определенных объектов, в данном случае - образовательных программ. Большая советская энциклопедия определяет понятие «экспертиза» следующим образом: «экспертиза (франц. Expertise, от лат. Expertus - опытный) - исследование экспертами каких-либо вопросов, решение

которых требует специальных познаний в области науки, техники, искусства и т.д.).

Целью проведения экспертизы является: определение соответствия/не соответствия структуры и содержания основной образовательной программы начального общего образования требованиям федерального государственного стандарта начального общего образования.

Объектом экспертизы является ООП начального общего образования. Критериями оценки выступают:

1. Соответствие или несоответствие структуры ООП начального общего образования требованиям ФГОС НОО.

2. Соответствие или несоответствие содержания разделов ООП начального общего образования требованиям ФГОС НОО.

Каждый из вышеперечисленных критериев характеризуется двумя показателями, которые оцениваются по двум уровням: соответствует и не соответствует.

Экспертная оценка ООП начального общего образования осуществляется путём заполнения Карты экспертной оценки основной образовательной программы основного общего образования (приложение 1). Карта экспертной оценки является основанием для оформления экспертного заключения, которое является результатом экспертизы и представляет собой мотивированное мнение эксперта о соответствии/не соответствии структуры и содержания основной образовательной программы начального общего образования требованиям федерального государственного стандарта начального общего образования.

На основании экспертного заключения можно сделать выводы о соблюдении образовательной организацией требований законодательства Российской Федерации в области образования в части соблюдения требований к структуре и содержанию разделов ООП начального общего образования, и в случае выявления нарушений, своевременно внести изменения и дополнения в действующую ООП начального общего образования.

Приложение 1.

Карта экспертной оценки основной образовательной программы начального общего образования ОО:_

Дата проведения экспертизы:_

Эксперт:_

Объект экспертизы: основная образовательная программа начального общего образования на

гг. Принята_«00»_20 г. Протокол № . Утверждена «00»_20 г.

Приказ № .

Целью экспертизы: определение соответствия/не соответствия структуры и содержания основной образовательной программы начального общего образования требованиям федерального государственного стандарта начального общего образования.

Компоненты разделов ООП Содержание раздела ООП Показатель

Титульный лист Наличие и оформление титульного листа ООП (наименование образовательной организации, кем согласована, рекомендована к утверждению, утверждена, когда утверждена, год разработки)

Целевой раздел

Пояснительная записка

Пояснительная записка должна раскрывать: 1) цели реализации основной образовательной программы начального общего образования, конкретизированные в соответствии с требованиями Стандарта к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования;_

2) принципы и подходы к формированию основной образовательной программы начального общего образования и состава участников образовательных отношений конкретной организации, осуществляющей образовательную деятельность;_

3) общую характеристику основной образовательной программы начального общего образования;

4) общие подходы к организации внеурочной деятельности.

Планируемые

результаты

освоения

основной

образовательно

й программы

начального

общего

образования

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны:

1) обеспечивать связь между требованиями Стандарта, образовательной деятельностью и системой оценки результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования;_

2) являться основой для разработки основной образовательной программы начального общего образования организаций, осуществляющих образовательную деятельность;_

3) являться содержательной и критериальной основой для разработки рабочих программ учебных предметов и_

Система

оценки

достижения

планируемых

результатов

освоения

основной

образовательно

й программы

начального

общего

образования

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования должна:

1) закреплять основные направления и цели оценочной деятельности, описание объекта и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения системы оценки;

2) ориентировать образовательную деятельность на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, достижение планируемых результатов освоения содержания учебных предметов начального общего образования и формирование универсальных учебных действий;_

3) обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, позволяющий вести оценку предметных,

метапредметных и личностных результатов начального общего образования;

4) предусматривать оценку достижений обучающихся (итоговая оценка обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования) и оценку эффективности деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность;

5) позволять осуществлять оценку динамики учебных достижений обучающихся.

Содержательный раздел

Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся при получении начального общего образования Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся при получении начального общего образования должна содержать: описание ценностных ориентиров содержания образования при получении начального общего образования;

связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов;

характеристики личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся;

типовые задачи формирования личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий;

описание преемственности программы формирования универсальных учебных действий при переходе от дошкольного к начальному общему образованию.

Программы отдельных учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности Рабочие программы учебных предметов, курсов должны содержать: 1) планируемые результаты освоения учебного предмета, курса;

2) содержание учебного предмета, курса;

3) тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.

Рабочие программы курсов внеурочной деятельности должны содержать: 1) результаты освоения курса внеурочной деятельности;

2) содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности;

3) тематическое планирование.

Программа духовно- нравственного развития, воспитания обучающихся при получении начального общего образования Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся при получении начального общего образования должна содержать перечень планируемых результатов воспитания - формируемых ценностных ориентаций, социальных компетенций, моделей поведения младших школьников, рекомендации по организации и текущему педагогическому контролю результатов урочной и внеурочной деятельности, направленные на расширение кругозора, развитие общей культуры;

по ознакомлению с общечеловеческими ценностями мировой культуры, духовными ценностями отечественной культуры, нравственно-этическими ценностями многонационального народа России и народов других стран;

по формированию у обучающихся при получении начального общего образования ценностных ориентаций общечеловеческого содержания, активной жизненной позиции, потребности в самореализации в образовательной и иной творческой деятельности;

по развитию коммуникативных навыков, навыков самоорганизации;

по формированию и расширению опыта позитивного взаимодействия с окружающим миром, воспитание основ правовой, эстетической, физической и экологической культуры.

Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни должна содержать: 1) цель, задачи и результаты деятельности, обеспечивающей формирование основ экологической культуры, сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся при получении начального общего образования, описание ценностных ориентиров, лежащих в ее основе;

2) направления деятельности по здоровьесбережению, обеспечению безопасности и формированию экологической культуры обучающихся, отражающие специфику организации, осуществляющей образовательную деятельность, запросы участников образовательных отношений;

3) модели организации работы, виды деятельности и формы занятий с обучающимися по формированию экологически целесообразного, здорового и безопасного уклада школьной жизни, поведения; физкультурно-спортивной и оздоровительной работе, профилактике употребления психоактивных веществ обучающимися, профилактике детского дорожно-транспортного травматизма;

4) критерии, показатели эффективности деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность в части формирования здорового и безопасного образа жизни и экологической культуры обучающихся;

5) методику и инструментарий мониторинга достижения планируемых результатов по формированию экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся.

Программа коррекционной работы Программа коррекционной работы должна содержать: перечень, содержание и план реализации индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, их интеграцию в организации, осуществляющей образовательную деятельность и освоение ими основной образовательной программы начального общего образования;

систему комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательной деятельности, включающего психолого-медико-педагогическое обследование детей с целью выявления их особых образовательных потребностей, мониторинг динамики развития детей, их успешности в освоении основной образовательной программы начального общего образования, корректировку коррекционных мероприятий;

описание специальных условий обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе безбарьерной среды их жизнедеятельности, использование адаптированных образовательных программ начального общего образования и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего детям необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий;

механизм взаимодействия в разработке и реализации коррекционных мероприятий учителей, специалистов в области коррекционной педагогики, медицинских работников организации, осуществляющей образовательную деятельность и других организаций, специализирующихся в области семьи и других институтов общества, который должен обеспечиваться в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности;

планируемые результаты коррекционной работы.

Организационный раздел

Учебный план начального общего образования Количество учебных занятий за 4 учебных года не может составлять менее 2904 часов и более 3345 часов.

В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, предусматривает:

учебные занятия для углубленного изучения отдельных обязательных учебных предметов;

учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные.

План внеурочной деятельности Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное)

Объем внеурочной деятельности для обучающихся при получении начального общего образования до 1350 часов за четыре года обучения).

Календарный учебный график Календарный учебный график должен определять чередование учебной деятельности (урочной и внеурочной) и плановых перерывов при получении образования для отдыха и иных социальных целей (каникул) по календарным периодам учебного года: даты начала и окончания учебного года;

продолжительность учебного года, четвертей (триместров);

сроки и продолжительность каникул;

сроки проведения промежуточных аттестаций.

Система условий реализации основной образовательно й программы начального общего образования Система условий реализации основной образовательной программы начального общего образования должна содержать: описание имеющихся условий: кадровых, психолого-педагогических, финансовых, материально-технических, а также учебно-методического и информационного обеспечения;

обоснование необходимых изменений в имеющихся условиях в соответствии с приоритетами основной образовательной программы начального общего образования организации, осуществляющей образовательную деятельность;

механизмы достижения целевых ориентиров в системе условий;

сетевой график (дорожную карту) по формированию необходимой системы условий;

контроль за состоянием системы условий.

Наличие приложений

Фонд описание показателей и критериев оценивания и на

оценочных различных этапах их формирования, описание шкал

средств оценивания;

типовые контрольные задания или иные

материалы, необходимые для оценки знаний, умений,

навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих

этапы формирования планируемых результатов в

процессе освоения ООП;

методические материалы, определяющие

процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или)

опыта деятельности, характеризующих этапы

формирования планируемых результатов.

Методические определяются ОО

материалы

Дополнения и при необходимости

изменения в ООП определяются ОО

начального

общего

образования

Экспертное заключение:

Подпись эксперта

УДК 338.4:007:004:330.342.146 (476)

ЭКОНОМИКА ЗНАНИЙ БЕЛАРУСИ В АСПЕКТЕ МИРОВОГО ОПЫТА

A.M. Баранов, 2018 Гомельский государственный университет им. Ф. Скорины, доцент кафедры экономической теории и мировой экономики, кандидат экономических наук, доцент, Гомель, Белоруссия

Аннотация: исследуются основные приоритеты развития Беларуси при переходе к экономике знаний, анализируются информационно-технологические показатели развития экономики знаний Республики Беларусь в сравнении с показателями других стран. Исследуется карта позиционирования стран по параметрам развития сектора информационных технологий и научно-исследовательских разработок, исследуется вариативность развития экономики знаний Республики Беларусь с учётом использования антропогенных факторов. Рассматривается информационный сценарий развития экономики Беларуси.

Ключевые слова: интеллектуальный капитал, инновации, научные исследования и разработки, система образования, знаний, компьютеризация, высокие технологии.

ECONOMY OF KNOWLEDGE OF BELARUS IN ASPECT OF INTERNATIONAL EXPERIENCE

A.M. Baranov, 2018 F. Skorina Gomel state University,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.