МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ»
№10/2015
ISSN 2410-700Х
мнения о том, что межличностные отношения в педагогическом деятельности воспитателя определяются и опосредуются целями и содержанием их деятельности. Сущностью межличностного отношения в триаде «воспитатель-ребенок-родители» является прямое или косвенное воздействие субъектов этого процесса друг на друга, порождающее их взаимную связь [1, с. 158].
Важнейшей характеристикой личностной стороны отношений в триаде «воспитатель-ребенок-родители» является возможность воздействовать друг на друга и производить реальные преобразования не только в познавательной, эмоционально-волевой, но и в личностной сфере. Взаимоотношения в триаде «воспитатель-ребенок-родители» имеют две стороны: функционально-ролевую и личностную. Личностные и ролевые установки воспитателя проявляются в его поведенческих актах, но преобладание какой-либо из них обусловливает соответствующий эффект влияния его личности народителей и их детей. Функционально -ролевая сторона взаимоотношений педагога обусловлена объективными условиями педагогического процесса, например контролем результатов деятельности воспитанников. В этом случае личность педагога как бы вынесена за пределы взаимодействия. Поэтому оптимальным вариантом для процесса взаимоотношений и взаимодействия воспитателя с воспитанниками и их родителями является установка воспитателя на функционально-ролевое и личностное взаимодействие, когда его личностные особенности проступают через ролевое поведение. Подобное сочетание обеспечивает передачу не только общесоциального, но и личного, индивидуального опыта педагога детям и их родителелям [1, с. 111 ].
Таким образом, важнейшей характеристикой личностной стороны отношений в триаде «воспитатель-ребенок-родители» является возможность воздействовать друг на друга и производить реальные преобразования не только в познавательной, эмоционально-волевой, но и в личностной сфере.
Список использованной литературы:
1. Антоновский А.В., Балакшина Е.В. Профессиональное самосознание учителей общеобразовательных школ и его роль в современном образовании [Текст] / А.В. Антоновский, Е.В. Балакшина // Современное образование: роль психологии. Материалы Х юбилейной международной научно-практической конференции. 1014. С. 110-114.
2. Ильин Е.П. Психология отношений и межличностного общения [Текст] / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 1014. - 596 с.
© М.В. Зыкова, 1015
УДК 37.011.85
Каргина Зоя Алексеевна
канд. пед. наук, профессор ГАОУ ВПО МИОО,
г. Москва, РФ E-mail: [email protected]
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОБЩЕСТВЕННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ (ОЦЕНКИ) ПРОГРАММ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
Аннотация
Процессы реформирования системы образования в России актуализировали необходимость оценивания качества её различных компонентов - содержания, технологии, программно-методического обеспечения, инноваций и так далее. В условиях внеурочной деятельности и дополнительного образования детей, содержательно и организационно не регламентируемых федеральными стандартами, экспертиза (оценка) качества программного обеспечения приобретает особую значимость.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №10/2015 ISSN 2410-700Х_
Ключевые слова
профессионально-общественная экспертиза, оценка, концепция, образовательная программа, внеурочная
деятельность, дополнительное образование детей
В принятой в 1014 году Концепции развития дополнительного образования детей [1] одним из принципов государственной политики развития дополнительного образования детей определён «принцип программоориентированности», в соответствии с которым базовым элементом системы дополнительного образования рассматривается образовательная программа, а не образовательная организация. Это актуализирует значимость профессионально-общественной оценки (экспертизы) образовательных программ, предлагаемых детям в условиях внеурочной деятельности и дополнительного образования детей.
Профессионально-общественная экспертиза рабочих программ курсов внеурочной деятельности и дополнительных общеобразовательных программ (далее по тексту - Экспертиза) представляет собой научно-педагогическое исследование, направленное на выявление качества программы, имеющее своим результатом описание её уникальности и специфичности, а также разработку предложений по корректировке выявленных недостатков.
Экспертиза как процедура имеет своё методологическое, функциональное и технологическое обеспечение, алгоритм действий субъектов экспертизы, осуществляющих оценочную деятельность на основании заданных параметров и критериев и с ориентацией на составление итогового документа определённой формы (экспертного заключения). В данной статье рассмотрим концептуальные основания Экспертизы программ, сформулированные на основе анализа опыта такой деятельности автора и современных научно-педагогических исследований проблем экспертизы в образовании.
Миссия Экспертизы: выявление образовательного потенциала внеурочной деятельности и дополнительного образования детей, осмысление их места и роли в системе общего образования, прогнозирование перспектив их развития в современных социокультурных условиях.
Цель Экспертизы:
по отношению к системе образования в целом - выявление уникального, качественного и перспективного опыта работы с учащимися в условиях столичной системы внеурочной деятельности и дополнительного образования детей;
по отношению к системе внеурочной деятельности и дополнительного образования детей - повышение качества программно-методического обеспечения образовательной деятельности;
по отношению к педагогам, участвующим в организации внеурочной деятельности и дополнительного образования детей - выявление и анализ авторской позиции педагога-разработчика программы, обоснованности её реализации в содержании и методике.
Задачи Экспертизы:
1. Определить системную целостность программы, логичность, взаимосвязь и взаимозависимость её основных структурных элементов;
1. Понять, выделить авторскую позицию педагога и соотнести её с реальными характеристиками образовательного процесса, его результатов и с содержанием разделов образовательной программы;
3. Проанализировать соответствие содержания и организации образовательной деятельности современным нормативным основаниям, научным достижениям, уровню технического развития общества;
4. Выявить индивидуальные и типичные ошибки, допускаемые педагогами в процессе разработки программ;
5. Помочь педагогам в разработке программной документации (в форме практических рекомендаций по совершенствованию конкретной программы).
6. Установить соответствие структуры программы современным нормативным требованиям.
Принципы Экспертизы.Принцип научности предполагает оценку конкретной программы с позиций
современных достижений в определённой области культуры (в соответствии с тематикой программы), педагогической науке, технике.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №10/2015 ISSN 2410-700Х_
Принцип актуальности ориентирует Экспертизу на анализ социально-образовательной значимости конкретной программы в современных социокультурных условиях, её возможной востребованности сегодняшними детьми и подростками.
Принцип системности определяет необходимость оценки места и роли конкретной программы в системе общего образования ребёнка, её межпредметные взаимосвязи.
Принцип открытости и публичности экспертных действий предполагает обеспечение:
- свободного доступа всех категорий педагогических кадров к информации о процедуре Экспертизы, параметрах и критериях оценки качества программ, к получению сведений о специалистах, участвующих в экспертизе;
- свободного обсуждения результатов экспертизы.
Принцип объективности детерминирует необходимость:
- определения единых параметров и критериев оценки качества программ, что позволит в определённой степени нивелировать субъективность в работе экспертов;
- формирования итоговой оценки качества конкретной программы на основе совокупности мнений нескольких экспертов.
Принцип коллегиальности актуализирует значимость:
- коллективного обсуждения процедуры, параметров и критериев Экспертизы;
- коллективности формирования оценки качества конкретной программы;
- вовлечение в обсуждение итогов Экспертизы широкой педагогической общественности.
Принцип индивидуальности определяет основным условием проведения Экспертизы реализацию
индивидуального подхода к оценке конкретной программы без проведения сравнения её с другими.
Принцип профессионализма предполагает, что к процедуре Экспертизы:
будут привлечены специалисты в области внеурочной деятельности и дополнительного образования детей;
будет организована специальная подготовка специалистов к процедуре экспертизы.
Принцип междисциплинарности детерминирует необходимость Экспертизы одновременно с нескольких позиций - педагогической, психологической, предметной (соответствие содержания конкретной программы заявленному профилю деятельности).
Принцип культуросообразности предполагает Экспертизу программы в логике определённой области культуры, соответствующей заявленной тематике.
Принцип полипарадигмальности ориентирует работу эксперта на осмысление и принятие авторской парадигмы разработчика программы, оценку документа в контексте заданной педагогической парадигмы.
Принцип практикоориентированности определяет обязательность экспертной оценки содержания и форм практической деятельности учащихся.
Теоретически обоснованные принципы профессионально-общественной экспертизы (оценки) предопределили следующий ряд позиций оценки программ (табл. 1).
Таблица 1
Позиции профессионально-общественной экспертизы (оценки)
дополнительной общеобразовательной программы рабочей программы курса внеурочной деятельности
принцип научности
- соответствие содержательной составляющей программы современным научным достижениям (в конкретной области культуры соответствующей тематике программы); - использование в образовательной деятельности, реализуемой в рамках программы, научно обоснованной информации; - соответствие методики образовательной деятельности, реализуемой в рамках программы, современным достижениям в области педагогики; - реализация в образовательном процессе, составляющем основу программы, современных ИКТ - соответствие содержательной составляющей программы современным научным достижениям (в конкретной области культуры соответствующей тематике программы); - использование во внеурочной деятельности, реализуемой в рамках программы, научно обоснованной информации; - соответствие методики внеурочной деятельности, реализуемой в рамках программы, современным достижениям в области педагогики; - реализация во внеурочной деятельности, составляющей основу программы, современных ИКТ
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ»
№10/2015
ISSN 2410-700Х
Продолжение таблицы 1
принцип актуальности
- соответствие содержания, реализуемого в рамках программы, современному этапу реформирования общего образования;
- использование в организации образовательного процесса, реализуемого в рамках программы, разнообразных и современных организационных форм (в том числе дистанционных);
- ориентированность программы на образовательные запросы и возможности современных учащихся, особенности конкретной группы детей, на работу с которой ориентирована программа;
- опора концептуальной, содержательной и методической составляющих программы на современную методологию общего образования
- соответствие содержания, реализуемого в рамках программы, современному этапу реформирования общего образования;
- использование в организации внеурочной деятельности, реализуемой в рамках программы, разнообразных и современных организационных форм (в том числе дистанционных);
- ориентированность программы на образовательные запросы и возможности современных учащихся, особенности конкретной группы детей, на работу с которой ориентирована программа;
- опора концептуальной, содержательной и методической составляющих программы на современную методологию общего образования
принцип системности
- системность содержания и методики образовательного процесса, реализуемого в рамках программы;
- понимание автором программы её места и роли в едином системном процессе общего образования ребёнка;
- продуманность системной взаимосвязи содержательной составляющей образовательного процесса, реализуемого в рамках программы, с программами общего образования
- системность содержания и методики внеурочной деятельности, реализуемой в рамках программы;
- понимание автором программы её места и роли в едином системном процессе общего образования ребёнка;
- продуманность системной взаимосвязи содержательной составляющей внеурочной деятельности, реализуемой в рамках программы, с программами общего образования
принцип профессионализма
- соответствие содержательной и методической составляющих образовательной деятельности, реализуемой в рамках программы, содержательно-технологическим особенностям обучения в конкретной области культуры, в конкретном виде деятельности;
- адекватность использования в изложении текста программы специальной (соответствующей конкретному виду деятельности) и педагогической терминологии;
- ориентация программы на её реализацию специалистом в конкретном виде деятельности;
- профессиональный подход к работе с учащимися вне зависимости от уровня их специальных способностей_
- соответствие содержательной и методической составляющих внеурочной деятельности, реализуемой в рамках программы, содержательно-технологическим особенностям обучения в конкретной предметной области, в конкретном виде деятельности;
- адекватность использования в изложении текста программы специальной (соответствующей конкретному виду деятельности) и педагогической терминологии;
- ориентация программы на её реализацию специалистом в конкретном виде деятельности;
- профессиональный подход к работе с учащимися вне зависимости от уровня их специальных способностей_
принцип междисциплинарности
- реализация в содержании образовательной деятельности, составляющей основу программы, взаимосвязи с другими областями культуры, с программами общего образования;
- ориентация методики образовательной деятельности, реализуемой в рамках программы, на формирование у учащихся универсальных учебных действий;
- включённость в программу углублённого уровня метапредметных аспектов содержания образовательного процесса
- реализация в содержании внеурочной деятельности, составляющей основу программы, взаимосвязи с другими предметными областями, с программами общего образования;
- ориентация методики внеурочной деятельности, реализуемой в рамках программы, на формирование у учащихся универсальных учебных действий;
- включённость в программу, ориентированную на работу с учащимися старшего возраста, метапредметных аспектов содержания внеурочной деятельности_
принцип культуросообразности
- соответствие содержательной составляющей образовательного процесса, реализуемого в рамках программы, базовым позициям конкретной области культуры, конкретного вида деятельности;
- соответствие методической составляющей образовательной деятельности, реализуемой в рамках программы, логике познания определённой области культуры_
- соответствие содержательной составляющей внеурочной деятельности, реализуемой в рамках программы, базовым позициям конкретной области культуры, конкретного вида деятельности;
- соответствие методической составляющей внеурочной деятельности, реализуемой в рамках программы, логике познания определённой области культуры_
принцип парадигмальности
- ясность и осознанность автором программы своей педагогической позиции;
- содержательная и логическая взаимосвязь таких структурных элементов как актуальность, цель и задачи, новизна и отличительные особенности, формирующих собственно парадигму программы;
- выраженность авторского подхода к содержанию и методике образовательного процесса, реализуемого в рамках программы
- ясность и осознанность автором программы своей педагогической позиции в сфере внеурочной деятельности;
- содержательная и логическая взаимосвязь таких структурных элементов как актуальность, цель и задачи, формирующих собственно парадигму программы;
- выраженность авторского подхода к содержанию и методике внеурочной деятельности, реализуемой в рамках программы_
принцип практикоориентированности
- понимание автором программы практической деятельности учащихся как обязательного элемента образовательного процесса;
- разнообразие тематики и форм практической деятельности учащихся, предлагаемой в рамках конкретной программы;
- вариативность содержания практической деятельности как возможность осуществления самостоятельного образовательного выбора учащихся_
- понимание автором программы практической деятельности учащихся как обязательного элемента внеурочной деятельности;
- разнообразие тематики и форм практической деятельности учащихся, предлагаемой в рамках конкретной программы;
- вариативность содержания практической деятельности как возможность осуществления самостоятельного образовательного выбора учащихся_
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №10/2015 ISSN 2410-700Х_
Список использованной литературы:
1. Концепция развития дополнительного образования детей. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 1014 г. № 1716-р.
©З.А. Каргина, 1015
УДК 378
Колдина Маргарита Игоревна
канд.пед.наук, доцент НГПУ им.К.Минина г.Нижний Новгород, РФ E-mail: ritius@mail. ru
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ
Аннотация
В статье рассмотрены особенности компетентностного подхода в образовании. Произведен анализ понятий «научно-исследовательская деятельность», «компетентность», «научно-исследовательская компетентность ».
Ключевые слова
Научно-исследовательская деятельность, компетентностный подход, научно-исследовательская компетентность
В настоящее время вместе со сменой образовательной парадигмы в высшей школе изменяется и содержание профессиональной подготовки. Если раньше во главу угла в образовательном процессе ставилась задача систематической углубленной профессиональной подготовки, то в настоящее время, не снижая требований к профессиональным знаниям, во главу угла ставится формирование профессиональных компетенций будущих специалистов. Причины смены образовательных парадигм обусловлены изменяющимися условиями функционирования общества: мир вступает в постинформационную эпоху, когда растёт спрос не на узких специалистов, а на специалистов в пограничных областях знаний. Быстрое развитие новых технологий, стремительный рост объёма новой научной информации, развитие междисциплинарных областей знаний и исследований делает уязвимой систему образования, нацеленную лишь на углубленную узкую специализацию.
Современному выпускнику недостаточно иметь глубокие предметные знания, одним из актуальных направлений развития образовательного процесса является формирование научно-исследовательской компетентности будущих выпускников.
Компетентностный подход в определении целей и содержания образования не является качественно новым в отечественной системе образования. А.В. Хуторской отмечает, что компетентностный подход - «это подход, акцентирующий внимание на результате образования, причем результатом образования становится не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных проблемных ситуациях» [4, с. 61]. В проекте государственных стандартов высшего профессионального образования нового поколения в качестве более полного, личностно и социально интегрированного результата подготовки специалистов выступило понятие «компетентность».
Рассмотрение затронутой в нашем исследовании проблему на основе компетентностного подхода предполагает рассмотрение таких понятий, как «научно-исследовательская деятельность», «научно-исследовательская компетентность».