УДК 379.82
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОБОСНОВАНИЮ
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕКРЕАЦИОННО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ ЛЕЧЕБНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ОТДЫХА ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ
© Вячеслав Андреевич ВОДОЛАЖСКИЙ
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина 392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33 E-mail: post@tsutmb.ru ассистент кафедры культуроведения и социокультурных проектов E-mail: wa1991@yandex.ru
Проведена экспериментальная работа по обоснованию педагогического потенциала рекреацион-но-оздоровительных технологий в организации лечебно-оздоровительного отдыха подрастающего поколения. Актуальность заключается в совершенствовании работы учреждений лечебно-оздоровительного отдыха подрастающего поколения при условии изучения педагогического потенциала рек-реационно-оздоровительных технологий и разработке модели его реализации. В рамках исследования педагогического потенциала рекреационно-оздоровительных технологий в организации лечебно-оздоровительного отдыха подрастающего поколения было проведено социологическое исследование на базе учреждений культуры и досуга Тамбовской и Воронежской областей, в котором приняло участие 300 человек. В ходе исследования была выявлена степень включенности респондентов в организацию лечебно-оздоровительного отдыха, проанализированы актуальные направления организации лечебно-оздоровительного отдыха, изучено развитие инновационных подходов к организации лечебно-оздоровительного отдыха, проанализирована подготовка кадров детского и подросткового лечебно-оздоровительного отдыха, обобщены мнения респондентов относительно совершенствования лечебно-оздоровительного отдыха. Опытно-экспериментальная работа послужила основой для разработки модели реализации педагогического потенциала рекреационно-оздоровительных технологий в организации лечебно-оздоровительного отдыха подрастающего поколения, а также педагогической программы. Анализ результатов позволил сделать вывод, что внедрение модели активно воздействует на мотивационную, когнитивную, операционную, коммуникативную, рефлексивную, эмоциональную, творческую сферу жизни личности.
Ключевые слова: педагогический потенциал; рекреационно-оздоровительные технологии; исследование; апробация; лечебно-оздоровительный отдых
DOI: 10.20310/1810-0201-2016-21 -7/8(159/160)-77-83
В контексте исследования педагогический потенциал рассматривается как совокупность ресурсов педагогов различных сфер деятельности, эффективно применяемых при решении определенных целей и задач. Педагогический потенциал осуществляется в процессе передачи культурного опыта при условии организации связей между определенными компонентами данного потенциала, а также мобилизации таких ресурсов индивида, как физиологические, информационные и адаптивные вокруг культурных и ценностных ориентиров [1-10].
В рамках исследования педагогического потенциала рекреационно-оздоровительных технологий в организации лечебно-оздоровительного отдыха подрастающего поколения было проведено социологическое исследование на базе учреждений культуры и досуга
Тамбовской и Воронежской областях, в котором приняло участие 300 человек.
Была выявлена степень включенности респондентов к организации лечебно-оздоровительного отдыха, а также сделаны выводы, что большинство родителей в детстве старалось не упустить возможности отдохнуть и поправить здоровье в лечебно-оздоровительных учреждениях. Было отмечено, что опыт Советского Союза по выдаче бесплатных и льготных путевок в летние лагеря положительно сказывался на здоровье детей, и правительству Российской Федерации стоит задуматься о предоставлении бесплатных путевок детям, которые проявляют себя в учебной и культурной жизни школы, а также детям, которые болеют чаще одного раза в год.
Особенно актуально создание платных лечебно-оздоровительных учреждений в
Тамбовской и Воронежской области, предоставляющих не только лечебные услуги, но и реабилитационные с полноценной культурно-досуговой и просветительной программой.
Нами проанализированы актуальные направления организации лечебно-оздоровительного отдыха.
В ходе рассмотрения такого направления, как развитие компетентности родителей в рекреационно-оздоровительной области были получены следующие данные.
Ответы на вопрос «Что означает, по Вашему мнению, такое понятие, как «здоровый образ жизни?» распределились следующим образом: 60 % опрошенных ответило «отказ от вредных привычек», 15 % ответило «личная гигиена», по 10 % опрошенных выбрали «рациональное питание» и «занятие физической культурой», лишь 5% респондентов выбрало «закаливание» и, к сожалению, никто из опрошенных не ответил «оптимальный двигательный режим».
Таким образом, необходимо устраивать открытые уроки в учреждениях культуры о таких видах здорового образа жизни, как оптимальный двигательный режим и закаливание, проведение во всех классах за несколько минут до урока несложных гимнастических упражнений. Родителям необходим контроль за тем, чтобы их дети совершали каждое утро зарядку и проводили процедуру закаливания. Также необходимо участие детей в ролевых играх в стенах учреждений культуры и лечебно-оздоровительных учреждений по тематике «Здоровый образ жизни».
Чтобы поднять общий уровень знаний среди родителей, стоит проводить в пределах школ и учреждений дополнительного образования и досуга по выходным дням веселые старты под эгидой здорового образа жизни в смешанных командах с родителями и детьми, в ходе проведения которых должны не только проводиться спортивные конкурсы, но и интеллектуальные викторины.
Нужно развивать такие виды досуговых программ, как мастер-классы, тренинги, фестивали и концерты. Для увеличения популярности концертов стоит приглашать восходящих звезд, цена за выступление будет не столь высокой, но и артисты в то же время будут узнаваемые. Для повышения популярности мастер-классов стоит приглашать опытных мастеров актуальных и интересных
ремесел XXI в. Наиболее популярным у детей будут мастер-классы по основам режиссерства, фотографии, плетения различных кос для девочек, оригами и пр. При организации экскурсий необходимо привлечение опытных экскурсоводов или же старожил данных мест, знающих не только исторические факты, но и народные поверья, легенды и байки, которые не написаны в книгах, а передаются из уст в уста.
В процессе изучения такого направления, как развитие инновационных подходов к организации лечебно-оздоровительного отдыха, были составлены следующие рекомендации.
На вопрос «Какие компоненты, на Ваш взгляд, являются наиболее приоритетными при проведении театрально-развлекательной программы в рамках лечебно-оздоровительного отдыха?» ответы распределились следующим образом.:
Вариант ответа «наполненность танцевальными номерами, а также наличие живой музыки в концертной программе» приоритетным в большей степени посчитало 76 % опрошенных, среди которых 92 % мужчин и 76 % женщин; приоритетным в меньшей степени посчитало 24 % опрошенных, из которых 8 % мужчин и 24 % женщин.
Вариант ответа «наличие иронии, юмора, драмы и мелодрамы в выступлении» приоритетным в большей степени посчитало 64 % опрошенных, среди которых 83 % мужчин и 75 % женщин; приоритетным в меньшей степени посчитало 36 % опрошенных, среди которых 17 % мужчин и 25 % женщин.
Вариант ответа «раскрытие в проводимой развлекательной программе основных образовательных составляющих по заданной тематике» приоритетным посчитало 100 % опрошенных, среди которых 100 % мужчин и женщин.
Вариант ответа «Вовлечение зрителей в театрально-развлекательную программу путем проведения сопутствующих конкурсов и бесед» приоритетным в большей степени посчитало 92 % опрошенных, среди которых 90 % мужчин и 88 % женщин; приоритетным в меньшей степени ответило 8 % опрошенных, среди которых 10 % мужчин и 12 % женщин.
Вариант ответа «показ презентаций и видеороликов по заданной тематике» при-
оритетным в большей степени посчитало 74 % опрошенных, среди которых 83 % мужчин и 79 % женщин; приоритетным в меньшей степени ответило 26 % респондентов, среди которых 17 % мужчин и 21 % женщин.
Вариант ответа «наличие призов и бонусов по окончании каждых конкурсов и бесед (бесплатные процедуры и иные культурно-досуговые услуги, не входящие в общую стоимость путевки)» приоритетно в большей степени ответило 100 % опрошенных, среди которых 100 % мужчин и женщин.
Таким образом, необходимо уделить особое внимание наличию тщательно проработанного сценария, достаточно обладающего информационной составляющей. Также стоит особое внимание уделять работе ведущего со зрителем, стимулируя его ценными наградами.
Было проанализировано такое направление, как подготовка кадров детского и подросткового лечебно-оздоровительного отдыха и сделаны следующие выводы.
Организатору досуга необходимо владеть такими областями знаний, как «психология и педагогика», «культурология», «постановка шоу-программ», «безопасность жизнедеятельности», «хореография и музыкальное искусство», «профессиональная этика и этикет», а также «организация туристического отдыха». Для этого возможно проведение в стенах университета, а также в пределах учреждений культуры факультативов и дополнительных часов самостоятельного изучения данных дисциплин с последующей аттестацией, по итогам которой организаторы досуга будут приобретать определенную квалификацию, которая будет увеличивать заработную плату. Необходимо чаще проводить форумы и семинары среди организаторов досуга не только в лечебно-оздоровительных учреждениях, но и в иных учреждениях, в ходе которых будут происходить обмен опытом и совместная разработка инновационных форм работы с посетителями.
Были рассмотрены возможные перспективные направления разрешения проблем в лечебно-оздоровительном отдыхе и сделаны следующие выводы.
Для улучшения организации лечебно-оздоровительного отдыха в учреждениях культуры стоит внедрить в практику организации рекреации экспериментальных трена-
жеров и массажеров, а при организации культурно-досуговой работы следует применить современное световое, звуковое и прочее оборудование, а также возможное сопровождение концертной программы различными спецэффектами. Для того чтобы привлечь к исполнению звезд отечественной и зарубежной эстрады, необходимо устраивать благотворительные акции с приглашением средств массовой информации по сбору средств в различные фонды, чем самым будет повышаться популярность не только исполнителя, но и лечебно-оздоровительного учреждения. В ходе данных акций данное учреждение будет приобретать общественное признание и уважение.
В своей работе организатор досуга должен активно использовать знания детской и подростковой психологии с целью грамотной организации работы по раскрытию лидерских способностей в каждом ребенке. Также в багаже знаний организатора досуга должно быть множество игр и тренингов, направленных на развитие лидерских, коммуникативных, командных способностей в каждом ребенке. Также возможно приглашение известных деятелей творческой сферы (актеров, музыкантов, художников и пр.) для проведения ими тренингов среди детей с последующими рекомендациями относительно каждого.
Были обобщены мнения респондентов относительно совершенствования лечебно-оздоровительного отдыха и даны следующие рекомендации.
Самой приоритетной формой систематизации информации о лечебно-оздоровительных учреждениях является проведение показательных выступлений и процедур в городском парке культуры и отдыха. Данные выступления необходимо проводить во время празднования крупных городских и общероссийских праздников, параллельно распространяя какой-либо раздаточный материал.
Необходимо выпускать справочники по всем лечебно-оздоровительным учреждениям, распространяя их отдельно или в качестве подарочного товара к какой-либо покупке в различных областях торговли. Данные справочники будут сгруппированы в такие группы, как «курорты Западной Европы», «курорты Восточной Европы», «курорты Азиатских стран», «курорты Африканских
стран», «курорты континентов Южной и Северной Америки».
В ходе результатов исследования выдвинуты следующие организационно-педагогические условия развития лечебно-оздоровительного отдыха подрастающего поколения:
- увеличение количества бесплатных путевок для детей в лечебно-оздоровительные учреждения, предоставление льготных путевок отличникам и ударникам в школе, а также создание услуг экономкласса в лечебно-оздоровительных учреждениях, а также внедрение лечебно-оздоровительных программ в учреждения культуры;
- внедрение новейшего светозвукового и прочего оборудования при организации праздников в пределах лечебно-оздоровительного учреждения, сопровождение концертной программы различными спецэффектами, а также написание современных и интересных сценариев для тематических праздников и еженедельных мероприятий, проводимых в лечебно-оздоровительных учреждениях с привлечением к исполнению отечественных и зарубежных звезд; привлечение мастеров современных ремесел, опытных экскурсоводов, актеров, художников и музыкантов к выступлению в различных мероприятиях и мастер-классах; стимулирование творческой активности посетителей интернациональных лечебно-оздоровительных учреждений посредством проведения мастер-классов самими отдыхающими и дней национальных культур;
- создание в городской черте лечебно-оздоровительного учреждения, в котором будет возможность, наряду с продолжительным временем пребывания, провести отдых и восстановить здоровье в течение нескольких дней (например, выходных или праздников), а также внедрение в учреждения культуры и прочие учреждения дополнительного образования и досуга специальных кабинетов по предоставлению рекреационно-оздорови-тельных услуг;
- проведение открытых уроков в учреждениях культуры и за его пределами с привлечением родителей детей по темам здорового образа жизни, осуществление регулярных туристических походов родителей и детей под эгидой здорового образа жизни;
- пересмотр длительности культурно-досуговой программы с учетом пожеланий
посетителей, а также разработка туристической программы для каждой возрастной группы и с различной продолжительностью;
- проведение показательных выступлений (фестивалей, выставок) и процедур сотрудниками лечебно-оздоровительных учреждений в городском парке культуры и отдыха, а также показа презентаций и проведение форумов в учреждениях культуры;
- выпуск справочника по всем учреждениям, оказывающим рекреационно-оздоро-вительные услуги;
- создание телевизионной передачи, в которой будут освещаться различные учреждения, оказывающие рекреационно-оздоро-вительные услуги;
- создание (по примеру звездочной классификации гостиниц и отелей) классификации учреждений, оказывающих рекреа-ционно-оздоровительные услуги;
- разработка открытого государственного реестра одобренных специально созданным органом учреждений, оказывающим рекреационно-оздоровительные услуги;
- создание государственного сайта рейтинга учреждений, оказывающих рекреа-ционно-оздоровительные услуги;
- разработка и внедрение знака качества учреждений рекреации и досуга;
- проведение ежегодных награждений, транслируемых по телевидению, за различные заслуги руководителей учреждений, оказывающих рекреационно-оздоровительные услуги.
Опытно-экспериментальная работа послужила основой для разработки модели реализации педагогического потенциала рекреа-ционно-оздоровительных технологий в организации лечебно-оздоровительного отдыха подрастающего поколения, а также педагогической программы.
Модель предполагает реализацию социального заказа, связанного с комплексным формированием у ребенка бережного отношения к своему здоровью, повышению тонуса, развития творческих навыков и способностей, выявлению талантов, привлечении детей к занятию в клубных формированиях самодеятельного художественного творчества, формирования патриотического сознания.
Модель исследования включает в себя целевой, технологический и диагностико-результативный блоки.
Первый блок модели - целевой, который отражает активное содействие формированию навыков ведения здорового образа жизни детей и подростков, профилактики психофизических отклонений, формирование патриотического сознания, а также привлечение к участию в самодеятельных художественных коллективах.
Второй блок - технологический, представлен содержательными направлениями, условиями педагогической деятельности и их особенностями, формами, методами и средствами.
Третий блок - диагностико-результатив-ный, который представлен критериями, показателями и уровнями. Данный блок интегрирует критерии сформированности ребенка как субъекта временного детского и подросткового коллектива, стремящегося к самовыражению, саморазвитию, получению навыков ведения здорового образа жизни и профилактики заболеваний, участию в самодеятельных художественных коллективах.
Основные формы работы рекреационно-досуговой программы «Умный городок»: проведение арт-терапий, тренингов, мастер-классов, бесед, творческих выставок, акций, «круглых столов», встречи с интересными людьми, проведение концертов, взаимодействие с детскими и молодежными организациями, просветительная и воспитательная работа среди детей и подростков, профилактическая работа по искоренению негативных явлений среди детей и подростков и т. д. Также выделены объект и предмет программы, а также определены основные направления рекреационно-досуговой программы «Умный городок».
Апробация данной модели проходила в процессе формирующего эксперимента, проведенного 2014-2016 гг. в три этапа: диагностический, преобразующий и контрольный.
На диагностическом этапе экспериментальной работы приняло участие 70 детей и подростков, участвующих в самодеятельных художественных коллективов МАУК «Тамбовский районный Дом культуры» (контрольная группа) и 70 детей и подростков, участвующих в самодеятельных художественных коллективах МАУК «Центр культуры и досуга «Молодежный» (экспериментальная группа).
Первый этап имел цель определить изначальный уровень овладения навыками рек-реационно-оздоровительной деятельности у детей и подростков.
На преобразующем этапе для оценки уровня сформированности навыков владения рекреационно-оздоровительной деятельностью в подростковом возрасте в экспериментальной группе были проведены тестовые замеры по выделенным компонентам и сделаны выводы, что все дети и подростки мотивированы на творческую активность, в коллективе отсутствует психологическое напряжение, все участники удовлетворены эмоциональным состоянием.
На третьем контрольном этапе формирующего эксперимента был повторно проведен тест с самооценкой проявления мотива-ционного, операционного, коммуникативного, рефлексивного, эмоционального и творческого компонентов по методике диагностики самооценки Дембо-Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан.
Анализ результатов тестирования позволил подтвердить правильность выдвинутой теории, что внедрение рекреационно-досуго-вой программы «Умный городок» активно воздействует на мотивационную, когнитивную, операционную, коммуникативную, рефлексивную, эмоциональную, творческую сферу жизни личности.
Список литературы
1. Антопольская Т.А. Теоретико-методологические основы становления и развития организованной культуры учреждений дополнительного образования детей. Курск, 2007.
2. Белянский Р.Г. Рекреативные технологии как средство формирования навыков межкультурного общения студенческой молодежи: дис. ... канд. пед. наук. Тамбов, 2011
3. Бондаревская Е.В. Теория и практика лично-стно-ориентированного образования. Ростов н/Д: Изд-во Ростовского педагогического университета, 2000.
4. Бородулина С.Ю. Коррекционная педагогика: психолого-педагогическая коррекция отклонений в развитии и поведении школьников. Ростов н/Д: Феникс, 2004.
5. Дыбина О.В. Формирование творчества у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с предметным миром: дис. ... д-ра пед. наук. М., 2002.
6. Запесоцкий A.C. Философия и социология культуры: избранные научные труды. СПб.: СПбГУП, Наука, 2011.
7. Здоровый образ жизни: модели, программы, проекты: сборник программно-методических материалов. Витебск: УО «ВОГ ИПК и ПРР и СО», 2006.
8. Золотарева А.В. Дополнительное образование детей: теория и методика социально-педагогической деятельности. Ярославль, 2004.
9. Мурзина О.Б. Социально-культурные условия рекреационно-оздоровительной деятельности санаторно-курортных учреждений с пожилыми людьми: монография. Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2008.
10. Окладникова Е.А. Международный туризм. География туристских ресурсов мира. Москва; Санкт-Петербург: ИФК Омега-Л; Учитель и ученик, 2002.
References
1. Antopol'skaya T.A. Teoretiko-metodologicheskie osnovy stanovleniya i razvitiya organizovannoy kul'tury uchrezhdeniy dopolnitel'nogo obrazova-niya detey [Theoretical and methodological basis of becoming and development of organized culture of institutes of additional education]. Kursk, 2007. (In Russian).
2. Belyanskiy R.G. Rekreativnye tekhnologii kak sredstvo formirovaniya navykov mezhkul'turnogo obshcheniya studencheskoy molodezhi [Leisure technologies as a mean of skills formation of intercultural communication of student youth]. Dissertatsiya ... kandidata pedagogicheskikh nauk. Tambov, 2011. (In Russian).
3. Bondarevskaya E.V. Teoriya i praktika lichnost-no-orientirovannogo obrazovaniya [Theory and practice of personally-oriented education]. Rostov-on-Don, Publishing house of Rostov pedagogical University, 2000. (In Russian).
4. Borodulina S.Yu. Korrektsionnaya pedagogika: psikhologo-pedagogicheskaya korrektsiya otklo-neniy v razvitii i povedenii shkol'nikov [Corrective pedagogy: psychological-pedagogic correction of deviation in development of pupils]. Ros-
tov-on-Don, Phoenix Publishing House, 2004. (In Russian).
5. Dybina O.V. Formirovanie tvorchestva u detey doshkol'nogo vozrasta v protsesse oznakomle-niya s predmetnym mirom [Formation of creative work among pre-school age children in the process of acquaintance with the world of items]. Dissertatsiya ... doktora psihologicheskih nauk Moscow, 2002. (In Russian).
6. Zapesotskiy A.C. Filosofiya i sotsiologiya kul'tury: izbrannye nauchnye trudy [Philosophy and sociology of culture: selected scholarly works]. St. Petersburg, Saint-Petersburg University of the Humanities and Social Sciences, Nau-ka Publ., 2011. (In Russian).
7. Zdorovyy obraz zhizni: modeli, programmy, proekty: sbornik programmno-metodicheskikh materialov [Healthy way of life: models, programs, projects: a collection of program-methodological materials]. Vitebsk, Educational Institution "Vitebsk Regional State Institute of Continious Education and Retraining of Highlevel Personnel and Education Specialists", 2006. (In Russian).
8. Zolotareva A.V. Dopolnitel'noe obrazovanie detey: teoriya i metodika sotsial'no-pedagogicheskoy deyatel'nosti [Addictional education of children: theory and methods of social and pedagogical activity]. Yaroslavl, 2004. (In Russian).
9. Murzina O.B. Sotsial'no-kul'turnye usloviya re-kreatsionno-ozdorovitel'noy deyatel'nosti sana-torno-kurortnykh uchrezhdeniy s pozhilymi lyud'mi [Social and cultural conditions of leisure-healthy activity of sanatorium-resort establishments with elderly people]. Tambov, Publishing House of Tambov State University named after G.R. Derzhavin, 2008. (In Russian).
10. Okladnikova E.A. Mezhdunarodnyy turizm. Geografiya turistskikh resursov mira [International tourism. Mapping of tourist resorts of the world]. Moscow; St. Petersburg, IFK Omega-L; Uchitel' i uchenik, 2002. (In Russian).
Поступила в редакцию 16.02.2016 г. Received 16 February 2016
UDC 379.82
EXPERIMENTAL WORK ON PEDAGOGIC POTENTIAL FOUNDATION OF LEISURE AND HEALTH-GIVING TECHNOLOGIES IN ORGANIZATION OF HEALTH-RELATED REST FOR THE YOUNGER GENERATION Vyacheslav Andreevich VODOLAZHSKIY Tambov State University named after G.R. Derzhavin 33 Internatsionaljnaya St., Tambov, Russian Federation, 392000 E-mail: post@tsutmb.ru
Assistant of Cultural Studies and Social-Cultural Projects Department E-mail: wa1991@yandex.ru
The experimental work is carried out to substantiate the pedagogical potential of recreational and health technologies in organization of medical-improving rest of the younger generation. The relevance is in improvement of the work of institutions of medical and health activities of the younger generation provided the study of the pedagogical potential of recreation and wellness technologies and the development of a model to its implementation. The pedagogical potential of recreational and health technologies in organization of medical-improving rest of the younger generation conducted a sociological survey on the basis of establishments of culture and leisure Tambov and Voronezh regions, which was attended by 300 people. The study identified the degree of involvement of respondents by organization of therapeutic recreation, analyzed current trends in the organization of medical-improving rest, explored the development of innovative approaches to therapeutic recreation, analyzed the training of child and adolescent therapeutic recreation, summarized the views of respondents concerning the improvement of therapeutic recreation. The experimental work served as the basis for developing models of implementation of pedagogical potential of recreational and health technologies in organization of medical-improving rest of the younger generation, as well as educational programmes. Analysis of the results allowed to conclude that the introduction of a model actively influences motivational, cognitive, operational, communicative, reflective, emotional, creative sphere of a person's life.
Key words: pedagogical potential; recreational and health-improving technologies; research; testing; medical and health tourism
DOI: 10.20310/1810-0201 -2016-21 -7/8(159/160)-77-83